Виды речи и их основные характеристики. Речь и ее особенности

Содержание
  1. Речь: классификация речи. Особенности видов речи
  2. Классификация форм речи
  3. Диалог
  4. Монолог
  5. Письменная речь
  6. Разговорная речь
  7. Активная речь
  8. Пассивная речь
  9. Кинетическая речь
  10. Внешняя речь
  11. Внутренняя речь
  12. Прямая речь
  13. Стили речи
  14. Язык и речь: понятия, функции и виды
  15. Сущность понятий «язык» и «речь»
  16. Функции речи
  17. Коммуникативная функция
  18. Интеллектуальная функция
  19. Виды речи
  20. Устная речь
  21. Внутренняя речь человека: особенности, виды, функции, развитие, характеристики, этапы формирования, значение, что это в психологии
  22. Основные речевые формы
  23. Какие бывают виды речи
  24. Суть понятия
  25. Составляющие грамотной речи
  26. Диалогическая или разговорная речь
  27. Четкость произношения
  28. 2.1. Определение
  29. 2.2. Элементы языка
  30. Виды речи. Внешняя и внутренняя
  31. Диалогическая речь
  32. Монологическая речь
  33. Речь и ее особенности
  34. Разновидности речевой деятельности
  35. Отличительные черты речевой деятельности

Речь: классификация речи. Особенности видов речи

Виды речи и их основные характеристики. Речь и ее особенности

В зависимости от различных условий, количества собеседников, аудитории, ситуации и других факторов выделяют несколько видов речи. Все они, разумеется, имеют определенное сходство.

Существует несколько форм речи, каждая из которых относится либо к устной, либо к письменной.

Классификация форм речи

Устная или письменная речь в русском языке является звуковой. Знаки на письме выражают не только непосредственное значение, но и передают звуковой состав слов. Для неиероглифических языков письмо – это лишь своеобразное изложение устной речи.

Подобно музыканту, который воспроизводит мелодию, пользуясь нотами, говорящий преобразовывает письменную речь в устную. Любой чтец текста произносит почти один и тот же звуковой ряд.

Письменное и устное вещание выполняют разные функции. К устной речи зачастую относится разговор или беседа, также сюда входят выступления на публике, лекции, интервью. Письменная имеет более официальный, деловой или научный характер.

Разговорная устная речь обладает ситуативным характером. Некоторые собеседники понимают друг друга с полуслова. Письменный же текст требует содержательности, логически выстроенного изложения. Текст составляют строго по плану, придерживаясь всех языковых законов. В то время как устная разговорная речь течет сама собой, и собеседники имеют возможность направлять ее в нужное русло.

Классификация видов речи зависит от нескольких факторов, таких как сфера деятельности, способ выражения, носитель и количество собеседников.

Диалог

Особенности речи в данном случае заключаются в том, что говорящих людей двое, если больше, то это явление называется полилог. Главное, что все реплики объединены одной темой и идеей. Диалог – это способ обмена мнениями.

Каждая реплика вытекает из предыдущей и является ее логическим продолжением. Характер диалога зависит от кодекса взаимоотношений коммуникантов.

Существует три основных типа такого взаимодействия: зависимость, равенство и сотрудничество.

Каждому диалогу свойственна своя структура:

  • зачин;
  • основная часть;
  • концовка.

С теоретической точки зрения диалоги безграничны, поскольку их последняя часть всегда остается открытой, однако на практике любой диалог имеет конец.

Выступая в роли первичной формы коммуникации, он представляет собой спонтанную речь. Даже в подготовке научной дискуссии оратор не может продумать каждую реплику, потому что реакция слушателей не всегда очевидна.

Для того чтобы диалог состоялся, необходима информационная база его участников, а также незначительный разрыв в знаниях говорящих. Неинформативность отрицательно сказывается на продуктивности речи.

В зависимости от целей, задач, роли собеседников выделяют такие типы диалога:

  • бытовой;
  • интервью;
  • деловая беседа и др.

Монолог

Этим термином называют развернутое высказывание только одного человека. Монолог представляет собой целенаправленное сообщение, которое нужно донести до группы лиц. Это еще и сознательное обращение к слушателям или читателям, в зависимости от формы подачи.

Встречаются также монологи, которые не направлены на определенного человека, а происходят наедине с самим собой. В таком случае они не вызывают никакой ответной реакции.

Распространены такие виды книжного монолога:

  • художественная речь;
  • судебная;
  • научная.

Монологи могут быть неподготовленными и заранее продуманными.

Публичное выступление одного человека – это речь. Классификация речи в этом случае выглядит так:

  1. Информационная. Монолог служит инструментом для передачи знаний. В таком случае говорящим учитываются интеллектуальные возможности его слушателей. К этому типу относятся лекции, доклады, отчеты, сообщения.
  2. Убеждающая. Речь, которая обращена к эмоциям. В данном случае выступающий учитывает восприимчивость своей аудитории. Сюда относятся поздравления, напутствия и другие торжественные речи.
  3. Побуждающая. Выступление, которое направлено на то, чтобы побудить слушателей к действиям. Сюда относятся политические высказывания, призывы или протесты.

Самым распространенным видом публичного выступления является монологическая речь. Классификация речи по степени подготовленности выглядит так:

  • официальная;
  • неофициальная.

Монолог с точки зрения психологии несколько сложнее диалога, особенно для говорящего. Чтобы выступление было ясным, понятным и нескучным, существует ряд требований:

  • связное изложение мыслей;
  • последовательная и доходчивая речь;
  • соблюдение норм языка;
  • ориентировка на интеллектуальные и другие особенности аудитории;
  • необходимость учитывать психическое состояние слушателей;
  • полный контроль над собой.

Письменная речь

Главное отличие письменной речи от устной – носитель. В первом случае это лист бумаги, компьютер, во втором – воздушные волны, по которым идет звук. Однако психологическая составляющая разнится гораздо значительнее.

Устная речь представляет собой цепочку, в которой одно слово следует строго за предыдущим. Здесь есть особенность: когда звучит следующая мысль, то, что было сказано ранее, уже забывается и говорящим и слушающим.

В письменной же речи читатель может в любой момент вернуться назад и даже заглянуть в будущие строки сообщения.

Единственным исключением здесь выступает материал, который дается частями (книга, состоящая из нескольких томов, или колонка в газете, где одна статья следует из предыдущей).

Данная особенность предоставляет определенные преимущества письменной речи перед устной. Кроме того, визуализация текста помогает усвоить материал полностью, останавливаясь и разбираясь в каждом его абзаце.

Для пишущего тоже есть свои плюсы. В любой момент автор может отредактировать и откорректировать свой материал, придать ему четкую структуру, не переживая об утрате важной информации.

У него есть возможность добавить эстетики своему тексту, перечитать его и подумать о том, как данная работа повлияет на читателя, какое впечатление на него произведет.

В то время как оратор, выступающий с трибуны, не может быть уверен, что 100 % информации будет усвоено аудиторией.

Но, с другой стороны, письменная речь человека – это более сложный процесс, требующий специального грамотного подхода. Еще одна сложность заключается в том, что единственным средством выразительности на письме являются знаки препинания, в то время как в устном варианте это интонации, жесты, мимика, артикуляция.

Основные примеры речей на письме – это книги, герои в которых общаются посредством диалогов/полилогов, а также содержательных монологов.

Разговорная речь

Основной исходный вид устной речи – это та, которая протекает в форме разговора, беседы. Имена она называется разговорной. В психологическом плане это наиболее простая форма речи.

Она не нуждается в развернутом изложении, зачастую собеседник в процессе понимает своего оппонента. В разговорной речи важную роль играет контекст.

Поскольку благодаря ему беседующие могут заменять слова, сокращая произносимые фразы.

Этот тип речи допускает употребление нелитературного языка. Здесь часто встречаются жаргонизмы, неологизмы, профессионализмы, диалекты и даже нецензурная брань.

Активная речь

В зависимости от роли слушателя может быть выделена активная и пассивная речь. Классификация речи в данном случае зависит от того, как ведет себя оппонент выступающего.

Тот, кто слушает, также прикладывает усилия, чтобы понять то, что ему говорят и какую мысль пытаются донести до него. Интересный факт: когда человек слушает, он дополнительно прокручивает все услышанное в голове.

Благодаря этому сказанные слова циркулируют в сознании. Внешне это никак не проявляется. Причем слушатель может быть как активным, так и абсолютно равнодушным.

На основании чего и проводится упомянутая классификация видов речи, выделяются ее активная и пассивная формы.

Активная речь бывает весьма спонтанной, она идет изнутри. В этом случае человек произносит вслух то, что ему приходит в голову.

Пассивная речь

Пассивная речь – это форма, при которой слушатель повторяет слова за своим собеседником, обычно внутри себя. Но бывают случаи, когда это повторение вырывается наружу, и человек следует своему активному оппоненту. Особенности речи в этом случае заключаются в том, что рассказчик весьма удачно справляется со своей миссией, производя впечатление на аудиторию.

Кинетическая речь

Речь посредством движений у людей сохранилась с давних времен. Изначально это был чуть ли не единственный способ общения и передачи важной информации. С тех пор многое изменилось. Теперь кинетический вид речи используют для усиления эффекта. Жесты придают общению выразительность, настраивают слушателей на нужный лад.

Но в наши дни все же сохранилась группа людей, которые используют кинетическую речь в качестве основного средства общения. Это глухонемые люди, которым язык жестов необходим для жизнедеятельности. Стоит отметить, что со времен древнего человека кинетическая речь преобразовалась, модернизировалась и обогатилась.

Внешняя речь

Данная разновидность напрямую связана с процессом коммуникации. Не важно, участвует ли выступающий в полилоге или диалоге, или же он произносит монолог, все это является проявлением внешней речи. Другими словами, основная ее особенность – это слова, которые произносятся вслух. Роль речи в данном случае заключается в том, чтобы давать информационный посыл одному человеку или группе лиц.

Внутренняя речь

Внутренняя речь – это стержень мышления человека, его сознательной деятельности. Другими словами, это речь человека, которую, кроме него, никто не слышит. Иногда во время данного процесса наружу вырываются различные междометия или другие возгласы. Можно определить, что человек чем-то озадачен и внутри него ведется красноречивый диалог (монолог).

Примеры речей этого типа встречаются часто. Многие люди ведут внутренние диалоги, убеждая себя в чем-то, доказывая что-либо самому себе или просто поощряя за те или иные поступки.

Прямая речь

Практически любой грамотный разговор предполагает отсылки к первоисточникам мыслей. Так, чтобы доказать свою правоту, говорящий опирается на мнения великих людей, профессионалов в какой-либо области или любых других авторитетов. Чтобы подтвердить подлинность упомянутых слов, нередко используют цитаты или прямую речь.

Любая научная работа, выступление перед публикой, лекция, интервью и т. п. нуждается в цитировании авторитетных источников. Прямая речь – это наилучший способ включить в текст такие источники.

В устной речи границы цитаты обозначаются специальными словами и подчеркиваются интонацией, в письменной для этого существуют знаки препинания.

Стили речи

Стилем называют исторически сложившуюся систему языковых средств, а также способов их организации. Каждой сфере деятельности человека соответствует определенный стиль речи.

Все они характеризируются следующими факторами:

  • сфера, в которой стиль применяется;
  • основные функции;
  • ведущие стилевые черты;
  • языковые особенности;
  • специфические формы или жанры.

Самое распространенное средство коммуникации – это речь. Классификация речи может быть проведена также по стилям. Она делится на книжную и разговорную.

В свою очередь, книжная речь подразделяется еще на четыре распространенных типа: художественный, научный, официально-деловой и публицистический.

Любой из этих стилей – грамматическая речь, которая принадлежит к той или иной сфере деятельности.

К художественному относятся литературные произведения, которые богаты эпитетами, метафорами и другими выразительными средствами.

К публицистическому стилю отношение имеют статьи и материалы, публикующиеся на страницах периодических изданий. Здесь имеет место аналитический характер речи.

Научный стиль подразумевают статьи, аннотации, трактаты, рефераты, учебники, диссертации.

Официально-деловой является основой документации в каждой сфере деятельности. К нему относятся заявления, отчеты, рапорта, объяснительные записки, расписки и др.

Классификация стилей речи в каждом языке выглядит одинаково. Отличаются только некоторые особенности, которые в каждом народе складываются благодаря богатой истории и традициям.

Источник: https://FB.ru/article/175105/rech-klassifikatsiya-rechi-osobennosti-vidov-rechi

Язык и речь: понятия, функции и виды

Виды речи и их основные характеристики. Речь и ее особенности

Исторически сложилось так, что речь является основной коммуникативной формой для людей посредством языка. Кроме того, речь и язык формируют диалектическое единство, которое сложилось в процессе продолжительного исторического развития.

Впрочем, на вопрос о сущности связи между понятиями речь и язык психология и другие науки ответить не могут. Некоторые ученые и вовсе не разделяют данных понятий считая их синонимичными друг другу. Другие, напротив, противопоставляют их.

В частности психологическая наука рассматривает речь как феномен индивидуальной природы, в отличие от «языка», который не является психологическим явлением, и изучение его выполняется лингвистами.

Сущность понятий «язык» и «речь»

В конце 19 в. Лингвист из Швейцарии Ф. де Соссюр (1857- 1913) провел четкое разделение понятий.

Определение 1

Язык – социальное явление, имеющее надындивидуальный, общий характер.

Определение 2

Речь – подразумевает использование языка, имеет текучий, неустойчивый, переменчивый характер.

Еще до исследований Соссюра лингвисты в большей степени отдавали предпочтение изучению вопросов происхождения и изменения языков.

Ученый же был первым, кто обратил внимание на то, что каждый язык имеет свою внутреннюю организацию, а именно особенную структуру, которая образуется посредством входящих в нее компонентов.

Компонентами языковой структуры принять считать знаки. Язык как система знаков является средством осуществления общения и мышления человека.

Замечание 1

Языковая система имеет независимый от индивида характер, поскольку человек с рождения не по своей воле оказывается в определенной языковой среде, освоение которой становится причиной речевого развития и формирования мышления.

Определение 3

Психолингвистика – раздел современной науки, который изучает природу и функционирование языка и речи, основанный на применении подходов и данных психологии и лингвистики, для более глубокого понимания сути этих явлений.

Функции речи

В процессе выявления роли речи в общественной и социально-психологической жизни человека выделяют две ее функции:

  • Коммуникативную.
  • Интеллектуальную.

Более глубокое понимание функций речи позволит разобраться в сущности ее структуры.

Коммуникативная функция

Здесь речь выступает как средство общения между людьми посредством сообщений и побуждений к действию. При сообщении субъект указывает на какой-либо предмет или же явление.

В таком случае актуальным будет существование индикативной или указательной функции. Высказывание своего суждения по какому-то вопросу – это предикативная функция.

Речь также может быть направлена на оказание влияния на своего собеседника, побуждение его к действию, вызывание эмоций, желаний, мыслей, чувств, переживаний.

Помимо смыслового содержания, которое передается посредством словесных значений, важная роль отводится эмоциональному отношению к произносимому.

Используя сопровождающие речь элементы, такие как тон, интонацию, выразительные движения, живость, образность выражений, структуру построения предложения, отбор слов происходит выражение чувств и настроения.

Таким образом, происходит эмоциональный обмен между собеседниками, то есть осуществляется выразительная функция речи.

Интеллектуальная функция

Здесь речь выступает как средство образования, выражения и развития мыслей. Как носитель системы различного типа значений, речь определяет способ формирования, формулирования и понимания мыслей.

Определение 4

Слово – основная единица речи и мышления, каждое из которых имеет собственное определенное значение.

Только в том случае, когда все субъекты коммуникации используют одинаковые словесные знаки с идентичными значениями, может осуществляться нормальное общение. Таким образом, общественная одинаковость знаков делает возможным нормальное общение и взаимопонимание между собеседниками.

Определение 5

Сигнификативная функция речи – организации в единую иерархическую систему обозначений имени явлений, предметов, действий и других значений.

Опиши задание

Виды речи

Принято выделять несколько видов речи:

В свою очередь данные понятия также включают в себя некоторые элементы, которые разберем более подробно.

Устная речь

Определение 6

Устная речь – это тот тип речи, который произносится и воспринимается на слух, то есть является внешним.

Устная речь, в свою очередь делится на следующие компоненты:

  • Диалогическая.
  • Монологическая.

Определение 7

Диалогическая речь – это разговорный тип речи, который характеризуется неполной развернутостью, ситуативностью, в ней многое не высказывается благодаря контексту понятному участникам разговора.

В ней большая роль отводится интонации, мимике, эмоциональному фону высказывания и прочим невербальным средствам общения. Диалогическая речь характерна разнообразностью развернутости, полноты и расчлененности. Если участвующие в беседе люди интуитивно понимают друг друга, они могут сокращать высказывания.

Определяется это степенью представления предмета разговора, на основании сказанного ранее, происходящего в данную минуту, а также уровнем понимания между собеседниками и стремлением к достижению этого понимания.

Отсутствие же внутреннего контакта между говорящими, противоположное отношение к предмету разговора способно сформировать трудности в общении, понимании сути, истинного смысла речи и может потребовать более развернутого ее построения.

Определение 8

Монологическая речь – это тип речи, в котором участником является один человек, а характер ее более развернут, грамматически оформлен, логически связан и систематичен.

Внутренняя речь человека: особенности, виды, функции, развитие, характеристики, этапы формирования, значение, что это в психологии

Виды речи и их основные характеристики. Речь и ее особенности

Подсознательно каждый человек понимает, что такое внутренняя речь. Мы говорим о ней, используя такие выражения как «внутренний голос», «разговор с самим собой», «подумал про себя». Но мало кто может дать определение феномену, сказать, зачем она нужна, как развивается, когда выходит за рамки нормы. Обо всем этом мы и поговорим.

Основные речевые формы

Языки, которые используются по всему миру, имеют одну основу – это речь. Она достаточно многогранна и имеет много форм. Но все основные виды речи в психологии делятся две группы: 1) устная; 2) письменная.

Но они не являются чем-то противоположным друг другу, а тесно переплетены. Главное их сходство – это звуковая система, на которой они оба основываются. Практически все языки, кроме иероглифических, письменную речь рассматривают как своеобразную передачу устной.

Таким образом, можно провести аналогию с музыкой. Любой исполнитель, смотря на ноты, раз за разом воспринимает ту мелодию, которую хотел передать композитор, и изменения если есть, то они незначительны.

Так и читатель воспроизводит ту фразу или слово, которые записаны на бумаге, при этом каждый раз озвучивая практически идентичный звукоряд.

Какие бывают виды речи

Со временем появилось больше разделов науки, которые изучают виды и функции речи. Так, недавно удалось выделить основные виды речи:

  • Автономная — феномен речи ребенка. Этот вид примечателен тем, что возникает ситуативно и не имеет особой синтаксической связи с понятиями повторяемых за взрослыми слов и слогов.
  • Эгоцентрическая — речь без учета присутствия собеседника, направлена на себя самого, характеризует и контролирует собственные действия. Встречается у детей дошкольного возраста, когда они еще говорят сами с собой, комментируют свои действия или задают вопросы, не получая на них ответа извне. Как правило, исчезает проявление этого вида речи у детей к 7 годам.
  • Устная — речь с применением языка, воспринимаемая на слух.
  • Письменная — общение происходит с помощью применения графических конструкций, отражающих смысл устной речи.
  • Жестовая — применяется для общения людей, лишенных слуха, имеет свои грамматические и лексические закономерности.
  • Дактильная — имеет сходство с жестовой речью, при этом обладает мимическим сопровождением.
  • Внутренняя — поддерживает мышление и не направлена на коммуникацию.
  • Внешняя — служит для общения с другими лицами и передачи информации как в устном, так и в письменном виде.

Суть понятия

Что такое правильная речь? Точного определения такое понятие не имеет, но совершенно логично, что оно подразумевает умение грамотно, понятно и красиво говорить, излагать и доносить свои мысли, строить фразы и предложения.

Казалось бы, всему этому нас учат с самого детства, но это вовсе не значит, что каждый сможет вести грамотный разговор.

Чтобы научиться говорить красиво и правильно, нужно иметь достаточный словарный запас, мыслить логически и составлять цепочки из слов, использовать компоненты речи уместно и грациозно.

Составляющие грамотной речи

Техника грамотной речи включает в себя несколько составляющих:

  • Дикция, то есть правильное и чёткое произношение всех звуков. Без этой составляющей вы будете просто «коверкать» слова.
  • Дыхание. Если вы не научитесь правильно дышать во время разговора, то ваша речь не будет правильно построенной и достаточно убедительной. Кроме того, длинные предложения автоматически доставят дискомфорт.
  • Точное, лаконичное и понятное изложение. Не стоит перенасыщать речь лишними словами: протяжными звуками, вводными фразами, междометиями и прочими не самыми важными, а порой и совсем не нужными элементами.
  • – это тема разговора, то есть то, о чём вы говорите. Вы должны изначально определить суть и придерживаться её, чтобы ваша мысль была понятной и ясной.
  • Логика – это правильно построенные фразы и предложения, а также уместно использованные отдельные слова. Грамотная речь обязательно должна быть логичной, чтобы говорящего поняли.
  • Словарный запас – это слова, которые вы знаете и которыми умеете владеть. Если мысль сложная, то донести её с помощью ограниченного количества понятий вряд ли удастся.
  • Ораторские способности – это то, что делает речь интересной, наполненной смыслом и эмоциями. Талантливые ораторы раньше ценились на вес золота, и в современной жизни такие навыки придутся весьма кстати во многих ситуациях.

Диалогическая или разговорная речь

Каждый раз, разговаривая, человек использует исходную форму речи – устную. Характеристика видов речи в психологии называет ее диалогической или разговорной. Ее главной особенностью является активное поддержание другой стороной, то есть собеседником.

Для ее существования должно быть не менее двух людей, которые общаются с помощью фраз и несложных оборотов языка. С точки зрения психологии этот вид речи является самым простым.

Тут не требуется развернутое изложение, так как собеседники в процессе диалога хорошо понимают друг друга, и для них не составит сложности достроить мысленно ту фразу, которую произнес другой человек.

Виды речи в психологии очень разнообразны, но диалог отличается тем, что все сказанное понятно именно в контексте данной ситуации. Здесь многословие излишне, ведь каждая фраза заменяет множество предложений.

Четкость произношения

Четкость произношения является показателем внутренней дисциплины и стремления ясно представить свою позицию.

  • Нечеткое произношение (бурчание, бормотание и т. д.) – проявление неуважительного отношения к собеседнику – человек не заботится о том, чтобы другим было легко его расслышать. Таких людей отличает склонность подавлять свои эмоциональные реакции.
  • Неясное и расплывчатое произношение говорит о мягкости, уступчивости и слабоволии.
  • Ясное, четкое произношение слов свидетельствует о спокойствии и рационализме собеседника.
  • Если наш собеседник практически не выдает открытых звуков, говорит с полуприкрытым ртом – скорее всего мы имеем дело с человеком, для которого очень важно держать свои эмоции под постоянным контролем. Важно не перепутать этот вариант с другим – если человек в процессе разговора пожимает губы, а лицо его принимает надменное выражение, то это говорит о его высокомерности и неуважительном отношении к людям.

Четкость произношения слов

2.1. Определение

Язык – это система знаков любой физической природы, посредством которых субъекты осуществляют передачу информации друг другу в целях получения доступа к персонально значимым ресурсам.

Язык тела, язык жестов, язык танца, язык прикосновений, язык образов, язык символов, язык запахов, язык сигналов. Количество языков в природе достаточно велико. Язык есть у пчел, муравьев, термитов, птиц, млекопитающих, рыб, пресмыкающихся. Язык есть у человека в различных его формах. Однако ключевой язык — это слово, предложение.

2.2. Элементы языка

Различают следующие элементы языка:

1. Что такое фонема?

Фонема – это отдельные звуки речи, не содержащие значение и необходимые для узнавания и различения означенных структур языка.

Фонемы объединяются в морфемы.

2. Что такое морфема?

Морфема — это минимальная языковая форма (единица), соотносящая определенное содержание с определенной материальной (звуковой, графической) последовательностью, минимальный языковой знак. (Кубрякова Е. С.)

Морфема наделена значением. Выполняет функции словообразования и формообразования. Не обладают коммуникативной функцией.

3. Что такое слово?

Источник: https://cosmeton.ru/otnosheniya/v-rechi.html

Виды речи. Внешняя и внутренняя

Виды речи и их основные характеристики. Речь и ее особенности

Различают два вида речи: внешнюю и внутреннюю. Внешняя речь обращена к другим людям. Посредством ее человек передает и воспринимает мысли. Внутренняя речь — речь «про себя», речь, в форме которой человек думает. Оба вида речи взаимно связаны.

Внешняя речь в свою очередь делится на два вида: на устную и письменную. Каждый из этих видов внешней речи имеет свои психологические особенности, которые необходимо знать с тем, чтобы правильно использовать их в процессе общения.

Диалогическая речь

Диалогическая речь происходит в конкретных условиях, и предмет разговора знаком собеседникам. Это позволяет им в некоторых случаях понимать друг друга с полуслова.

Поэтому в свободном диалоге (в обычном разговоре двух или нескольких людей) собеседники не всегда придерживаются языковых правил, сокращают предложения, дополняют сказанное мимикой, жестами, своеобразием интонаций.

Монологическая речь

Монологическая речь — это речь одного человека. Он говорит, а другие слушают. К этому виду речи относятся разнообразные выступления одного лица перед аудиторией: лекция, отчет, сообщение, речь депутата, монолог актера и т. п. Монолог — речь непрерывная и неподдерживаемая слушателями.

В этом смысле она труднее диалога. Говорящий до выступления должен продумать содержание речи, план изложения мыслей, форму изложения, принимая во внимание аудиторию, ее подготовку, опыт и знания. Он заранее предполагает, что может оказаться сложным и малопонятным, какие вопросы могут возникнуть у слушателей, как будут реагировать они на его выступление.

Все это вызывает у автора чувство высокой ответственности за содержание, форму и композицию выступления. Монологическая речь требует соблюдения законов логики и правил грамматики. Сила ее воздействия достигается убедительностью доказательств (научная и деловая речь), образностью и выразительностью, влиянием на чувства слушателей (речь оратора, артиста).

Речь учителя должна содержать все эти средства.

Монологическая речь требует не только обязательной предварительной подготовки, но также непрерывного внимания к собственной речи (к ее содержательности, убедительности, языковой безупречности и пр.

) и к реакциям слушателей. Другими словами, монологическая речь требует от говорящего высокой культуры мышления, речи и психологической наблюдательности.

Монолог труден не только для говорящего, но и для слушателей, внимание которых должно быть устойчивым и сосредоточенным в течение длительного времени.

Восприятие монологической речи особенно затрудняет детей, и чем они младше, тем в большей степени.

Причина этого не только в недостаточной устойчивости внимания детей, но и в своеобразии объекта внимания: внимание к словам, речи и тем более к последовательности рассуждений говорящего всегда труднее, чем внимание к реальным вещам и явлениям.

Монологическая речь по своей структуре ближе стоит к письменной речи, чем речь диалогическая.

Речь и ее особенности

Виды речи и их основные характеристики. Речь и ее особенности

Определение 1

Речевая деятельность – это процесс активного и целенаправленного взаимодействия людей, который протекает в форме общения, опосредован некими языковыми конструкциями и обусловлен текущей ситуацией.

Понятие речевой деятельности не является единым и общепринятым. В настоящее время, как правило, речевую деятельность рассматривают с двух точек зрения:

  • речевая деятельность – это «языковой материал», который наряду с «языковой системой» и «речевой организацией» является одним из аспектов языка и представляет собой совокупность отдельных актов говорения и понимания; данное определение понятия речевой деятельности считается щербовским пониманием речевой деятельности, поскольку оно было введено Л. В. Щербой и рядом других советских учёных 1920—1930‑х гг., и используется в методике преподавания иностранных языков, где активно культивируется понятие «видов речевой деятельности» (говорение, аудирование, чтение, письмо);
  • речевая деятельность – это вид деятельности, который выделяется наряду с трудовой, познавательной, игровой видами деятельности, который характеризуется психологической организацией, то есть наличием предметного мотива, целенаправленности, творческой составляющей, и реализуется через несколько последовательных фаз (ориентировка, планирование, реализация плана, контроль); данное понимание речевой деятельности активно распространилось в 1960-х гг., когда в качестве целостного направления была сформирована психолингвистика.
  • Курсовая работа 470 руб.
  • Реферат 270 руб.
  • Контрольная работа 210 руб.

В соответствии со степенью важности для действующих субъектов речевая деятельность может выступать как самостоятельная деятельность, которая характеризуется собственной системой мотивации и состоит из подчинённым цели речевых действий и соответствующих конкретной ситуации речевых операций, так и в форме отдельных речевых действий, которые являются встроенными в ту или иную внеязыковую деятельность.

В последней четверти прошлого века в рамках психологического направления языкознания получило распространение понятие «деятельность общения» /«коммуникативная деятельность», в связи чем понятие «речевая деятельность» стало употребляться в более узком значении: она стала пониматься как деятельность, мотив которой связан только с производством самой речи, а не с её использованием вне коммуникативного акта.

Разновидности речевой деятельности

В зависимости от различных форм, признаков и характеристик принято выделять несколько разновидностей речевой деятельности.

Во-первых, речевая деятельность отличатся по характеру её направленности: с точки зрения говорящего, который должен решить, что сказать, подобрать соответствующие слова и правильно выразить сформированную мысль, и точки зрения слушающего, который должен воспринять слова, извлечь заложенный в них смысл и понять, что хотел выразить собеседник.

Во-вторых, речевая деятельность может быть оформлена как устно (осуществляется посредством работы артикуляционного аппарата человека), так и письменно (то есть с помощью записи на определённом носителе с помощью знаковых символов).

На основе выше названных признаков речевой деятельности выделяют четыре её вида:

  • говорение – это устное выражение мысли, который представляет собой процесс её перекодирования (внутренней речи) в акустические комплексы, звучащие слова, в звучащий поток речи;
  • аудирование — это смысловое восприятие устного сообщения, которое состоит из одновременного восприятия языковой формы и понимания содержания высказывания;
  • чтение — это процесс непосредственной работы с любой символьной системы (как правило, текста), который направлен на извлечение из неё информации, на её восприятие и понимание;
  • письмо — это изложение информации при помощи системы графических знаков в письменной форме.

Замечание 1

Кроме выше изложенных видов речевой деятельности в языкознании её подразделяют на внутреннюю (являющуюся мысленной, то есть неозвученной, неописанной, и направленной только на себя) и внешнюю (вышедшую за пределы сознания отдельно взятого человека и направленную на других людей) речевые деятельности.

Отличительные черты речевой деятельности

На основе разобранного выше понятия можно выделить основные признаки речевой деятельности, отличающие её от других видов деятельности и иных языковых явлений:

  • речевая деятельность – это вид человеческой деятельности, что подразумевает под собой обязательное наличие в речевой деятельности людей — партнёров (собеседников);
  • активный характер речевой деятельности, который выражается процессом выдачи-приёма речевых сообщений, то есть один собеседник создаёт и воспроизводит сообщение, а другой воспринимает его;
  • целенаправленность речевой деятельности предполагает, что людьми, вступившими в речевое общение, движут определённые намерения;
  • опосредованный характер речевой деятельности, то есть она осуществляется с помощью языковых средств;
  • обусловленность речевой деятельности текущей ситуации общения, на характер которого влияют условия окружающей обстановки, задачи, которые ставят перед собой собеседники, их статус и тому подобное.

В основе любой рациональной деятельности лежит возникшая у людей необходимость потребность удовлетворить насущные им потребности. Для речевой деятельности характерно удовлетворение коммуникативной (коммуникативно-познавательной) потребности. Последняя заключается в том, что люди, вступая в общение с другими людьми, стремятся:

  • выяснить интересующие (неизвестные) сведения;
  • сообщить людям некоторую информацию;
  • попросить у собеседника (аудитории) помощи;
  • определённым образом воздействовать на собеседника;
  • выразить свои чувства и эмоции и так далее.

Таким образом, система мотивации речевой деятельности представляет собой довольно разветвлённую и неоднородную организацию побуждений к речи.

Источник: https://spravochnick.ru/yazykoznanie_i_filologiya/rech_i_ee_osobennosti/

Умный водитель
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: