Требования безопасности к канатам стропам грузоподъемных механизмов. Типы стропов, применяемых на монтажных работах. Требования к канатам стропов

Правила безопасного использования и строповки различных типов грузов

Требования безопасности к канатам стропам грузоподъемных механизмов. Типы стропов, применяемых на монтажных работах. Требования к канатам стропов

Работа с грузоподъемным оборудованием несет в себе потенциальную опасность, как для имущества, так и для жизни и здоровья самих рабочих. Чтобы избежать различных непредвиденных ситуаций, следует придерживаться правил безопасной эксплуатации грузовых стропов. Обо всех нюансах работы с такими принадлежностями мы и поговорим сейчас.

Контроль состояния строп

Прежде всего, инструкция по безопасной эксплуатации стропов предполагает проведение систематических проверок и осмотров оснастки. Регулярный осмотр позволит существенно сократить вероятность обрыва устройства во время поднятия различных тяжестей.

Стоит отметить: Период таких проверок не должен превышать 5 или 10 дней (зависит от особенностей эксплуатации конкретного приспособления)

Полученные после осмотра стропов результаты регулярно заносят в учетный журнал с целью контроля над состоянием оснастки.

Особенности ремонта строп

Ремонтом подобных приспособлений могут заниматься только специализированные компании, у которых есть необходимые разрешения (важно ознакомиться с сертификатами перед началом сотрудничества с определенной фирмой, чтобы избежать непредвиденных ситуаций).  Материалы, которые применяют для ремонта строп, должны соответствовать действующим руководящим документам.

Согласно правилам эксплуатации стропов, после проведения ремонтных работ, компания, которая занималась подобной деятельностью, должна провести техническое освидетельствование оснастки.

Во время такой проверки стропы подвергаются не только внешнему осмотру. Кроме того, проводится испытание нагрузкой, что в 1,25 раза превышает номинальную грузоподъемность приспособления. Испытание проходит исключительно на стенде.

Стоит отметить: Если стропы после изготовления проходили приемосдаточные испытания на фирме-производителе, то их не надо подвергать первичному техническому освидетельствованию.

Порядок браковки канатов и цепей

Прежде всего, такие элементы должны соответствовать действующим ГОСТам. Канаты и цепи без сертификата не допускаются к эксплуатации. Кроме того, нельзя использовать:

1. канатные стропы:

  • когда диаметр наружной проволоки троса износился на 40 и более процентов;
  • при выдавливании наружу сердечника;
  • во время обрыва пряди каната.

2. цепные стропы:

  • если длина отдельных ветвей отличается более чем на 15 мм;
  • когда конкретное звено цепи увеличилось или уменьшилось на 5 и более процентов от начального размера;
  • во время механического или любого другого воздействия диаметр сечения звеньев уменьшился на 8 и более процентов;
  • если отсутствуют предохранительные замки на крюках.

Более подробно о браковке текстильных строп вы можете почитать в этой статье.

Браковка крепежных элементов

Кольца, петли и крюки не допускаются к эксплуатации в таких случаях:

  • на крепежных элементах есть трещины;
  • поверхность элементов износилась или есть местные вмятины, что уменьшают поперечное сечение на 10 %;
  • механические повреждения привели к деформации на 5 и более процентов;

Стоит отметить: К работе не допускаются не только устройства, что имеют видимые деформации. Кроме того стропы нельзя использоваться при отсутствии маркировочной бирки, или же тогда, когда информацию, указанную на бирке, нельзя прочесть.

Правила строповки и эксплуатации стропов

Кроме регулярного осмотра снастей, важно знать и применять на практике правила строповки и перемещения грузов. В результате, это существенно увеличит эффективность работ, а также поможет избежать травм и повреждения материальных ценностей. Основные правила строповки предполагают:

  • для работы с конкретными грузами подходят только стропы, что соответствуют массе и характеру объекта;
  • общие правила строповки предполагают, чтобы угол между ветвями был не более 90 градусов, что следует учитывать при креплении груза (за исключением конкретных схем);
  • если на конкретный груз не разработана схема строповки, руководящее погрузочно-разгрузочными работами лицо должно присутствовать во время поднятия тяжести;
  • нельзя поднимать грузы, масса которых неизвестна;
  • не допускаются узлы и перекручивания при обвязке грузов;
  • при работе с петлевыми стропами (независимо от количества петель) важно, чтобы груз был снабжен элементами, которые предупреждают его продольное смещение;
  • правила строповки грузов не допускают перемещение объектов в том случае, если звенья цепных стропов изгибаются на ребрах грузов;
  • крюки должны смотреть от центра груза;
  • если в многоветвевом стропе используются не все концы, их необходимо тщательно закрепить, чтобы они не зацепились во время транспортировки груза.

Правила безопасности при строповке грузов с помощью канатных строп

Основные правила строповки грузов при помощи подобных снастей предполагают следующее:

  • при работе с грузами, у которых есть острые края, важно использовать между снастями и грузами специальные подкладки. В качестве подкладки подходят различные материалы, включая дерево, резину, металл и пр.;
  • если поднимают груз с небольшим радиусом закругления (до 2,5 диаметров каната), необходимо снизить нагрузку на ветвь стропа;
  • страховка груза методом затягивания петель предполагает уменьшение запаса грузоподъемности на 20 %.

Правила строповки длинномерных грузов

При работе с длинноразмерными объектами (более 2 метров) нужно учитывать центр тяжести груза.Важно подводить стропы под груз таким образом, чтобы исключить возможность выскальзывания последнего при перемещении.

Чтобы обеспечить устойчивость, необходимо проводить обвязку в нескольких местах. Согласно правилам строповки труб, бревен, столбов и т. д.

методом обвязки, ветви стропов необходимо разместить на расстоянии, которое равно 1/4 длины элемента от его краев.

Если груз меньше 2 м, тогда допускается проводить строповку объекта «в обхват» в одном месте.

Важно помнить, что нарушение правил строповки грузов может привести к ряду негативных ситуаций.  Нельзя небрежно относиться к подобным инструкциям, ведь любая небрежность чревата последствиями.

Таким образом, важно знать и придерживаться правил строповки грузов по ГОСТу, а также использовать качественное и надежное оборудование от проверенных производителей.

Такое сочетание позволит в разы сократить различные непредвиденные ситуации во время проведения погрузочно- разгрузочных работ.

Источник: https://grmeh.ru/articles/pravila-bezopasnoj-ekspluatacii-strop

Канатные стропы, виды и их особенности

Требования безопасности к канатам стропам грузоподъемных механизмов. Типы стропов, применяемых на монтажных работах. Требования к канатам стропов

При выполнении подъемно-транспортировочных операций на предприятиях и строительных площадках часто применяются стропы – это приспособления, которые осуществляют захват груза для его перемещения. Широкое распространение получили канатные стропы.

Чаще всего под данным видом строп понимают изделия из стальных канатов. Однако, они могут быть также синтетическими или из растительных материалов (хлопок, пенька – волокна конопли). Для грузоподъемных работ чаще применяются стальные, так как они выдерживают большие нагрузки. В дальнейшем речь пойдет о них, как о наиболее востребованных при работах с грузов.

Конструктивные особенности

Стальные стропы сплетаются из канатов, состоящих из сердечника с намотанной на него проволокой. Концы металлического троса закручиваются в петли путем опрессовки алюминиевой втулкой или вплетением в тело стропа (ручная заплетка).

Это не касается кольцевых канатных стропов, представляющих собой замкнутую петлю, при которой оба конца скрепляются между собой. Верхняя часть может дополнительно оснащаться коушем, а нижняя – крюком, талрепом, такелажной скобой, захватом.

Если строп имеет несколько ветвей, то они соединяются вверху на одном звене, которое бывает различных форм.

Каждый строп должен соответствовать ГОСТ 25573-82 и иметь бирку с указанием грузоподъемности, даты испытаний, знака или наименования завода-изготовителя. Эти приспособления напрямую связаны с сохранностью перемещаемого груза и жизнью людей, поэтому должны соответствовать всем требованиям безопасности. Многоветвевые стропы должны иметь эту бирку на каждой ветви.

Виды

Классифицировать стальные канатные стропы можно по различным признакам:

  • Грузоподъемность – от 0,63 до 20 т;
  • Длина – от 1 до 50 м (согласно чертежам закачика);
  • Диаметр каната – от 6,2 до 90 мм;
  • Способ захвата груза:
    • ветвевые – зацепляют груз;
    • петлевые – обвязывают груз.

В промышленных масштабах выпускаются следующие основные виды стальных стропов:

  • УСК1 (СКП) – универсальный канатный петлевой. Другие его названия – чалочный, чалка, удавка. Отличается простотой конструкции и очень популярен. Обвязывается вокруг груза и стягивает его.
  • 1СК – канатный одноветвевой. Нижняя петля имеет коуш – это металлическая оправка в форме желоба. В него закрепляется приспособление для зацепления. Верхняя петля может также иметь коуш – он заводится в овальное звено и такой строп становится частью многоветвевого стропа, закрепляясь на общем звене. Если коуша нет, то 1СК используется как самостоятельное изделие для навешивания на крюк крана.
  • 2СК – канатный двухветвевой. Верхние петли крепятся на общем звене, а нижние имеют грузозахватные приспособления. Если звено разборное, то объединив 2 стропа 2СК на одном звене можно получить один четырехветвевой строп.
  • 4СК – канатный четырехветвевой. Другое название – паук. Устройство аналогично 2СК, но с 4 ветвями.
  • УСК2 (СКК1) – универсальный канатный кольцевой. Представляет собой кольцо овальной формы из стального каната. По диаметру он вдвое меньше УСК1 при той же грузоподъемности.
  • ВК – ветвь канатная. Внешне похожа на УСК1, но с меньшими размерами петель. Чаще всего это составной элемент для других видов стропов. Могут иметь на обоих концах коуши либо на одном коуш, а на другом крюк.

Пример условного обозначения: 2СК-8/16000 – двухветвевой строп канатный, грузоподъемность 8 тонн, длина 16 метров.

Преимущества

Стальные канатные стропы обладают рядом преимуществ:

  • устойчивость к высоким нагрузкам (до 20 т) и к резким подъемам;
  • подходят для перемещения крупногабаритных грузов, так как за счет гибкости легко проходят в крепления для захватов;
  • невысокая стоимость и долговечность.

Недостатки

При всех своих преимуществах стальные стропы имеют недостатки:

  • их не рекомендуется применять для хрупких и требующих деликатного обращения грузов;
  • разрушаются в химически активной среде;
  • большой собственный вес, но они легче цепных стропов;
  • по мере износа появляются выступающие концы проволоки, которые могут поранить стропальщиков, поэтому перед эксплуатацией их тщательно осматривают;

Сфера применения

Стальные канатные стропы широко применяются в строительстве, на металлургических, машиностроительных, нефтехимических заводах, а также в складском хозяйстве и портах. Везде где требуется транспортировка громоздких и тяжелых грузов. Используются при такелажных, ремонтных, монтажных, демонтажных, погрузочных работах.

Источник: https://strop-kit.ru/kanatnyie-stropyi-vidyi-i-ix-osobennosti

Виды грузоподъемных строп

Требования безопасности к канатам стропам грузоподъемных механизмов. Типы стропов, применяемых на монтажных работах. Требования к канатам стропов

При подъеме и перемещении грузов на строительных и складских площадках, как правило, не обойтись без такого важного элемента такелажа, как стропы.

Стропы — это приспособления для захвата, подъема и перемещения груза, основу которых составляют канаты, тросы или цепи.

Грузоподъемные стропы незаменимы в строительстве и сельском хозяйстве, нефтегазовой и лесной промышленности, железнодорожной отрасли, но, вне зависимости от сферы применения, должны быть сертифицированы и соответствовать государственным стандартам.

При выборе вида строп важно учитывать специфику производства, климатические условия и агрессивность среды. 

  • Канатные
  • Цепные
  • Текстильные

Канатные стропы различаются, как по типу используемого материала (стальные, синтетические, пеньковые), так и по количеству ветвей. Канат сплетается из большого числа проволок или волокон одинакового диаметра.

При подъеме грузов чаще всего используются стальные стропы, поскольку они обладают высокой прочностью и долговечностью, разрушаются не мгновенно и не боятся динамической нагрузки.

Кроме того, стропы канатные отличаются невысокой стоимостью и простотой эксплуатации.

Из недостатков эксплуатации можно выделить их относительную жесткость и, как следствие, опасность повреждения деликатного покрытия груза или его загрязнения (в случае использования смазываемых канатов), а также большой вес стальных канатов и подверженность их коррозии.

Виды стальных канатных стропов по количеству ветвей

Одноветвевой канатный строп
Состоит из одной ветви каната.
Двухветвевой канатный строп

Многоветвевые стальные канатные стропа изготавливают из нескольких канатных ветвей, закрепленных на одном звене. Эти стропы полезны при подъеме грузов, которые необходимо зацеплять за несколько точек. 

Трехветвевой канатный строп Четырехветвевой канатный строп («крановый паук») Шестиветвевой канатный строп с уравнительными блоками

Шестиветвевой строп применяется для поднятия железобетонных плит. Способен выдержать вес до 8 тонн.

Универсальный строп канатный тип 1 (петлевой)Универсальный строп канатный тип 2 (кольцевой)
Стропа канатная петлевая («чалка») состоит из одного каната с петлями на концах. Чалка хорошо проходит в отверстия и проушины и может использоваться для подъема грузов в качестве универсального канатного стропа.  В случаях, когда необходима обвязка груза петлей, используется строп канатный кольцевой, представляющий собой одну канатную ветвь, замкнутую в круг.

Цепные стропы представляют собой цепи из прочных стальных звеньев, которые соединяются между собой методом сварки. Цепные стропа имеют множество преимуществ, по сравнению с другими видами строп.

Они гибкие, особопрочные, их удобно хранить, они легко складываются, не боятся экстремальных температур и агрессивной рабочей среды, могут использоваться для подъема грузов с острыми кромками, легко ремонтируются, долговечны.

Недостатком является только их большой вес (в сравнении с другими видами строп), дороговизна и невозможность использования для строповки грузов с деликатными поверхностями.

Виды цепных стропов по количеству ветвей

 Одноветвевой строп  Двухветвевой строп Состоит из двух цепных ветвей, и потому обладает большей грузоподъемностью, чем одноветвевой.
Четырехветвевой строп («цепной паук»)
Применяется для строповки грузов нестандартной формы.

Кольцевой строп
Состоит из цепи, замкнутой в кольцо.

Текстильные стропы изготавливают из полиэстеровой ленты, за счет чего они получаются мягкими и не портят груз при его перемещении, а также безопасны для рук стропальщиков.

Стропы из текстиля легкие, компактно складываются, их удобно хранить, они не боятся контакта с морской водой, нефтью и большинством кислот, резких перепадов температур, а за счет своей эластичности хорошо выдерживают динамические нагрузки.

Из недостатков стоит выделить опасность острых кромок груза, так как они могут повредить текстильную ленту, а также то, что они могут накапливать статическое электричество при трении с поверхностью груза, а значит их нельзя использовать вблизи открытого огня. Текстильные стропы имеют разный цвет в зависимости от выдерживаемой ими нагрузки.

Виды текстильных стропов

Ленточные


Ленточные стропы так же, как канатные и цепные, могут быть одноветвевыми, многоветвевыми (чалки текстильные), петлевыми и кольцевыми. Петлевые изготавливаются из одной ленты стропа с двумя петлями на концах, кольцевые – из ленты, замкнутой в круг, а одноветвевые и многоветвевые – из одной или нескольких ветвей ленточной стропы соответственно, закрепленных на общем кольце.

Круглопрядные (мягкий спансет)


Мягкий спансет представляет собой параллельно расположенные синтетические нити, собранные в пучок в виде кольца, с защитным чехлом вокруг них из плотного тканого материала.

  За счет своей конструкции, круглопрядные текстильные стропы обладают хорошей эластичностью и высокой грузоподъемностью, поэтому могут с успехом использоваться при подъеме и транспортировке тяжелых грузов, требующих к себе деликатного обращения.

Маркировка стропов

При покупке любого типа стропов, на бирке должна в обязательном порядке указываться следующая информация:

  • вид стропа (количество ветвей, материал)
  • длина стропа
  • грузоподъемность стропа
  • название завода-изготовителя
  • порядковый номер
  • дата тестирования стропа

Стропы следует подбирать, исходя из того, какой именно груз они будут поднимать, каков его вес, поверхность, условия среды и т.д. Категорически запрещено эксплуатировать поврежденные стропы.

Все указанные виды стропов проектирует и изготавливает на заказ «ГПО-Снаб». Подобрать и заказать стропы от производителя вы можете в нашем каталоге.

Источник: https://www.gposnab.ru/articles/vidy-gruzopodemnykh-strop/

Умный водитель
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: