Стропы требования к ним. Требования безопасности к канатам, стропам

Содержание
  1. Канатные стропы. Проверяем надёжность стальной проволоки
  2. Конструкция и гост
  3. Маркировка канатных стропов
  4. Нормы браковки канатных стропов
  5. Инструкция по охране труда для стропальщика
  6. 1. Общие требования охраны труда
  7. 2. Требования охраны труда перед началом работы
  8. 3. Требования охраны труда во время работы
  9. 4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях
  10. 5. Требования охраны труда по окончании работ
  11. ссылкой:
  12. Канатные стропы: что это и какие требования безопасности к ним | ТЕХТРАНС
  13. Требования к предъявляемые к канатным стропам их безопасной эксплуатации
  14. Можно ли ремонтировать канатные стропы самостоятельно?
  15. Правила безопасного использования и строповки различных типов грузов
  16. Контроль состояния строп
  17. Особенности ремонта строп
  18. Порядок браковки канатов и цепей
  19. Браковка крепежных элементов
  20. Правила строповки и эксплуатации стропов
  21. Правила безопасности при строповке грузов с помощью канатных строп
  22. Правила строповки длинномерных грузов

Канатные стропы. Проверяем надёжность стальной проволоки

Стропы требования к ним. Требования безопасности к канатам, стропам

Канатные стропы – один из наиболее распространённых видов грузозахватных приспособлений. Это объясняется их надёжностью, простотой в обслуживании, а также демократичностью цен от производителей подобных приспособлений. Они сочетают в себе высокие эксплуатационные параметры, достаточно гибки, и признаны самыми безопасными среди крановщиков и стропальщиков. В чём же их секрет?

[xyz-ihs snippet=»nachalo»]

Конструкция и гост

Канатные стропы имеют простую конструкцию: это стальной канат, который на обоих концах имеет петли для надёжного присоединения со смежными деталями – звеньями или крановыми крюками.

На конце таких петель предусматриваются стальные коуши — округлые, треугольные или каплеподобные оправки. Сечение коуша имеет форму жёлоба. При этом уменьшается фрикционный износ канатов, и более равномерно распределяются нагрузки, действующие на стропы.

Коуши производят из низкоуглеродистых конструкционных сталей типа Сталь 15 по ГОСТ 1050, и после штамповки подвергают цементации.

Конструктивно различают ветвевые и петлевые канатные стропы. В первом случае стропы включают в себя несколько отдельных ветвей, которые соединяются между собой звеньями из конструкционной стали и заканчиваются крюком.

Петлевые стропы не оснащаются крюками, и предназначены для фиксации поднимаемого груза путём его обвязки по контуру.

Такие звенья используются для последующего навешивания канатного стропа на крюк мостового крана или кран-балки.

Технические требования к производству и эксплуатации канатных стропов регламентируются ГОСТ 25573 и РД 10-33-93.

Стальной канат стропа – наиболее ответственная его часть, которая определяет эксплуатационную долговечность и грузоподъёмность приспособления. Для изготовления канатов применяется тянутая проволока из высокоуглеродистых сталей по ГОСТ 1050 марок от стали 60 и выше. В зависимости от требующейся грузоподъёмности, диаметр проволоки принимается в пределах 0,8…2,0 мм.

Собственно канат получается сплетением нескольких проволок относительно сердечника в одну или несколько прядей. Свивка – преимущественно двойная, крестовидная. ГОСТ 25573 предусматривает использование для этих целей обычной проволоки, между слоями которой обязательно нанесение специальной канатной смазки.

Если канат изготавливается из оцинкованной проволоки, то необходимости в такой смазке нет.

Сердечник канатного стропа выполняется из прочного пористого материала — пеньки, который обладает способностью впитывать смазку и одновременно придаёт изделиям достаточную эластичность. Это позволяет в нерабочем состоянии легко укладывать канатные стропы в бухты.

Одновременно пеньковый сердечник придаёт стропам необходимую устойчивость, предотвращая поперечную деформацию прядей от рабочей растягивающей нагрузки. Гораздо реже, при необходимости постоянной транспортировки огнеопасных грузов, в канатных стропах используют сердечники из асбеста.

Если температура транспортируемого груза превышает 400ºС, то сердечник изготавливается стальным.

Выбор типоразмера канатного стропа выполняют по его предельной грузоподъёмности, учитывая, что нормативный коэффициент запаса по нагрузке, согласно РД 10-33-93, не может быть менее 6.

Маркировка канатных стропов

Различают следующие исполнения канатных строп:

  1. Одноветвевые (маркируются 1СК).
  2. Двухветвевые (маркируются 2СК).
  3. Трёхветвевые (маркируются 3СК).
  4. Четырёхветвевые (маркируются 4СК).
  5. Универсальные прямые (маркируются УСК-1).
  6. Универсальные кольцевые/замкнутые (маркируются УСК-2).

Универсальные канатные стропы УСК относятся к устройствам облегчённого типа, а потому не имеют в своей конструкции коушей или иных ограждающих канат жёлобов.

Вместо них для стропов типа УСК-2 предусматриваются винтовые зажимы или обжимные конусные втулки, которые изготавливаются из алюминия. Они не должны иметь острых граней и кромок, о которые может перетираться канат.

Нагрузка на все ветви должна распределяться равномерно.

Одноветвевой канатный строп может быть с коушем, либо без него. Ограниченная грузоподъёмность таких устройств обуславливает их использование преимущественно в ремонтных работах.

Более функциональны двухветвевые исполнения. Такие канатные стропы состоят из:

  • Двух свитых канатов;
  • Зажимных втулок;
  • Коушей;
  • Крюков;
  • Треугольного соединительного звена – незамкнутого, с пластиной или замкнутого.

Выбор типоразмера производится по двум параметрам – длине стропа и суммарному диаметру каната.

Четырёхветвевой канатный строп 4СК представляет собой собой пару совместно используемых двухветвевых приспособлений. Такие конструкции иногда называют «строп-паук». Здесь используется более прочное соединительное звено, изготавливаемое из проволоки/прутка большего диаметра.

[xyz-ihs snippet=»seredina»]Строп канатный петлевой (СКП) представляет собой отдельную ветвь грузоподъёмного каната, концы которого соединяются между собой свивкой или опрессовкой. Длина свободного конца каната после места его крепления должна быть не менее 6 его диаметров d.

Цена опрессованных исполнений ниже, однако, в этом случае используются менее гибкие канаты, свитые из проволоки увеличенного диаметра. Плетёные стропы применяются для обвёртывания перемещаемого груза, они позволяют более плотно пригнать строп по нужной конфигурации.

Стропы СКП с навивкой выпускаются грузоподъёмностью от 0,5 до 16 т, при длине L от 1 до 8 м. Плетёные стропы аналогичной конструкции изготавливаются для транспортирования грузов массой от 0,5 до 8 т, в том же диапазоне длин.

Маркировка канатных строп включает в себя обозначение каната и соединительного звена, а также длину и грузоподъёмность рассматриваемых приспособлений. Вся информация об устройстве наносится на маркировочную бирку, без наличия которой эксплуатация канатных строп не разрешается.

Маркировка каната состоит из его диаметра, обозначения механических характеристик материала (предела временного сопротивления в МПа), а также способа свивки. ГОСТ 3077 предусматривает и дополнительные обозначения, определяющие долговечность применения каната.

Сокращённая маркировка канатных строп включает в себя тип приспособления, его длину, грузоподъёмность, наименование предприятия-изготовителя, а также сведения о предыдущем испытании стропа (месяц и год). Например, обозначение 4СК-4,0/6000 определяет изделие как четырёхветвевой канатный строп с предельной нагрузкой 4 т и длиной 6000 мм.

А как маркируются текстильные стропы?

Нормы браковки канатных стропов

Периодическая проверка канатных строп обязательна, поскольку из-за явления ползучести металла происходит малозаметная пластическая деформация проволоки каната, что может вызвать его разрыв даже под нагрузкой, которая не превысила предельную.

Основаниями для браковки считаются:

  1. Трещины и надрывы поверхности проволок стального каната.
  2. Износ зева соединительного кольца в месте его соединения с крюком, которое превышает 10% от первоначального его диаметра.
  3. Угловая или линейная деформация соединительных элементов стропа, превышающая 10% (поворот, изгиб крюка или соединительного звена).
  4. Отсутствие соединительного замка, маркировочной бирки или паспорта на приспособление.

Процесс выбраковки происходит в следующей последовательности. Вначале визуально осматривают канат с целью выявления возможных обрывов проволоки. При L = (1…3)d допускается не более 4 обрывов, при L = (3…6)d – до 6, при L = (7…30)d – до 16.

Далее производится осмотр самого стропа. Браковочными признаками являются: наличие выступающих частей проволоки, её перегиб и перекручивание, наличие узлов, следов коррозии, видимое уменьшение диаметра проволоки на величину более 10% от его первоначального значения, температурная деформация каната. Недопустимо сращивание отдельных частей строп.

Замер диаметра каната выполняют в самом широком его сечении, по выступающим элементам прядей.

Для повышения эксплуатационной долговечности канатных строп их необходимо применять лишь для транспортировки химически неактивных грузов и при температурах от -45 до +400С. Не рекомендуется применение данной конструкции строп при резких динамических воздействиях на груз.

Цена канатных строп определяется их конструкцией и эксплуатационными размерами. Для строп 1СК ценовой диапазон составляет 1500…9000 руб., для 2СК – 1800…18000 руб., для 4СК – 2000…2300 руб., для УСК – 150…11000 руб.

[xyz-ihs snippet=»posledniy»] [xyz-ihs snippet=»recommend»]

Источник: https://proinstrumentinfo.ru/stropy-kanatnye-petlevye-stalnye-4sk-2sk-1sk-usk1-skp/

Инструкция по охране труда для стропальщика

Стропы требования к ним. Требования безопасности к канатам, стропам

Загрузка…

Настоящая инструкция разработанана основе типовой инструкции по охране труда, требований законодательных и иныхнормативных правовых актов, содержащих государственные требования охраны труда,правил по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов,правил безопасности опасных производственных объектов, на которых используютсяподъемные сооружения, и предназначена для стропальщиков.

1. Общие требования охраны труда

1.1. Ксамостоятельной работе стропальщиком допускаются лица не моложе 18 лет, имеющиеуровень квалификации, соответствующую профессии «стропальщик», прошедшиемедицинский осмотр, обучение по охране труда и проверку знаний требованийохраны труда в установленном порядке.

1.2. Работникиобязаны:

— соблюдатьПравила внутреннего трудового распорядка;

—выполнять только ту работу, которую ему поручили;

— знатьместонахождение и уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения, незагромождать доступ к противопожарному инвентарю, гидрантам и запасным выходам;

— уметьоказывать пострадавшим первую помощь;

—применять средства индивидуальной защиты.

1.3. На стропальщикамогут воздействовать следующие вредные и опасные производственные факторы:

— расположение рабочих мест вблизи перепада по высоте;

— электрический ток, путь которого в случае замыканияна корпус может пройти через тело человека;

— обрушение незакрепленных элементов конструкцийзданий и сооружений;

— недостаточная освещенность рабочей зоны,

— передвигающиеся конструкции;

— движущиеся машины и механизмы, подвижные частипроизводственного оборудования.

1.4. Стропальщикобеспечивается средствами индивидуальной защиты всоответствии с типовыми нормами выдачи специальной одежды, специальной обуви идругими средствами индивидуальной защиты:

Комбинезон сигнальный 3 класса защиты или 1
Костюм сигнальный 3 класса защиты 1
Ботинки кожаные с жестким подноском или 1 пара
Сапоги резиновые с жестким подноском 1 пара
Рукавицы комбинированные или 12 пар
Перчатки хлопчатобумажные или 12 пар
Перчатки с полимерным покрытием 12 пар
Плащ непромокаемый 1
На наружных работах зимой дополнительно:
Костюм сигнальный на утепляющей прокладке 3 класса защиты по поясам
Валенки с резиновым низом или по поясам
Ботинки кожаные утепленные с жестким подноском по поясам
Перчатки с защитным покрытием, морозостойкие, с шерстяными вкладышами 3 пар

При нахождении на территориистройплощадки стропальщики должны носить защитные каски.

1.5. Допуск посторонних лиц натерриторию строительной (производственной) площадки, а также работников,находящихся в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьянения, запрещается.

1.6. Не допускается выполнятьработу, находясь в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванномпотреблением наркотических средств, психотропных, токсических или другиходурманивающих веществ.

1.7. В процессе повседневной деятельности стропальщикидолжны:

— применять в процессе работы средства малоймеханизации по назначению, в соответствии с инструкциями заводов-изготовителей;

— поддерживать порядок на рабочих местах, очищать ихот мусора, снега, наледи, не допускать нарушений правил складированияматериалов и конструкций;

— осуществлять контроль состояния безопасности труда.

1.8. Стропальщикиобязаны немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящегоруководителя работ о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, окаждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении своегоздоровья, в том числе о появлении острого профессионального заболевания(отравления).

1.9. Лица, не выполняющие настоящую Инструкцию,привлекаются к ответственности согласно действующему законодательству.

2. Требования охраны труда перед началом работы

2.1. Перед началом работы стропальщикобязан:

— ознакомиться с ППР, ТК напогрузочно-разгрузочные работы (под роспись);

— предъявить удостоверение руководителюработ о проверке знаний безопасных методов работы;

— надеть каску, спецодежду, спецобувьустановленного образца;

— получить задание на выполнение работы убригадира или руководителя работ, ответственного за безопасное производстворабот с применением ПС, пройти инструктаж на рабочем месте с учетом спецификивыполняемых работ.

2.2. После получения задания у бригадираили руководителя работ стропальщик обязан:

— подготовить необходимые средстваиндивидуальной защиты;

— проверить рабочее место и подходы кнему на соответствие требованиям безопасности;

— проверить исправность грузозахватныхприспособлений и наличие на них клейм или бирок с обозначением номера, датыиспытания и грузоподъемности;

— проверить исправность тары и наличие наней маркировки о ее назначении, номере, собственной массе и предельной массегруза;

— проверить наличие и исправностьвспомогательных инвентарных приспособлений (оттяжек, багров, крюков, лестниц ит.п.), необходимых для выполнения работ, в соответствии с проектом производстваработ или технологической картой;

— подобрать грузозахватныеприспособления, соответствующие массе и характеру поднимаемого груза. Следуетподбирать стропы (с учетом числа ветвей) такой длины, чтобы угол между ветвямине превышал 90 град.;

— проверить освещенность рабочего места;

— осмотреть элементы строительныхконструкций, подлежащих перемещению краном, и убедиться в отсутствии у нихдефектов.

2.3. Стропальщик не должен приступать квыполнению работы при следующих нарушениях требований безопасности:

— неисправности грузозахватных устройств,тары, указанных в инструкциях заводов-изготовителей, при которых не допускаетсяих применение, или их несоответствии характеру перемещаемого груза;

— несвоевременном проведении очередныхиспытаний грузозахватных устройств и тары;

— несвоевременном проведении очередныхиспытаний или истечении срока эксплуатации средств защиты работающих, установленногозаводом-изготовителем;

— недостаточной освещенности рабочихмест;

— дефектах строповочных узлов илинарушении целостности перемещаемых конструкций;

— отсутствии указаний о массеподнимаемого груза.

2.4. Обнаруженные нарушения требованийбезопасности должны быть устранены собственными силами, а при невозможностисделать это стропальщик обязан сообщить о них бригадиру или руководителю работ.

3. Требования охраны труда во время работы

3.1. Приступать к работе стропальщикдолжен только после получения задания от специалиста, ответственного забезопасное производство работ с применением ПС.

3.2. Строповка грузов производится всоответствии со схемами строповки.

3.3 Схемы строповки, графическоеизображение способов строповки и зацепки грузов выдаются на руки стропальщикамили вывешиваются в местах производства работ.

3.4. Погрузка и разгрузка грузов, накоторые не разработаны схемы строповки, производятся под руководством специалиста,ответственного за безопасное производство работ с применением ПС.

3.5. Строповку элементов строительныхконструкций следует производить в местах, указанных в рабочих чертежах, иобеспечить их подъем и подачу к месту установки в положении, близком кпроектному.

Запрещается подъем элементов строительныхконструкций, не имеющих монтажных петель, отверстий или маркировки и меток,обеспечивающих их правильную строповку и монтаж.

3.6. При обвязке грузов канатами илицепями их следует накладывать на груз без узлов, перекруток и петель.

Под ребрагруза следует подкладывать прокладки, предназначенные для предохранения стропови груза от повреждений.

Груз следует обвязывать таким образом, чтобы он невыскальзывал, не рассыпался и сохранял устойчивое положение. Для этогодлинномерные грузы следует застропить не менее чем в двух местах.

3.7. При подъеме груза двумя кранами егостроповку следует осуществлять под непосредственным руководством специалиста,ответственного за безопасное производство работ с применением ПС.

3.8. При строповке грузов запрещается:

— пользоваться поврежденными илинемаркированными грузозахватными приспособлениями и тарой;

— соединять звенья разорванной цепиболтами, проволкой, канатами и другими предметами, а также связыватьразорванные канаты;

— осуществлять строповку изделий споврежденными монтажными петлями или рымами;

— забивать грузоподъемный крюк стропа вмонтажные петли изделий;

— поправлять ветви стропов в зевегрузозахватного крюка ударами молотка или других предметов;

— осуществлять строповку пакетов труб илиметаллопроката за элементы упаковки (скрутки, стяжки, не предназначенные длястроповки).

3.9. Перед каждой операцией по подъему,перемещению и опусканию груза стропальщик должен подавать соответствующийсигнал крановщику, а при обслуживании одного крана несколькими стропальщикамисигнал должен подавать старший из них. Сигнал «Стоп» может быть поданлюбым работником, заметившим опасность.

3.10. Перед подачей сигнала машинистукрана о подъеме груза стропальщик обязан убедиться:

— в отсутствии людей в зоне производствапогрузочно-разгрузочных работ;

— в отсутствии на грузе незакрепленныхдеталей, инструмента и других предметов;

— в том, что груз не защемлен, не завалендругими грузами, не примерз к земле или другим грузам;

— в отсутствии людей между поднимаемымгрузом и неподвижными предметами (стеной здания, штабелем), а также вотсутствии людей вблизи поворотной части крана.

3.11.

До перемещения груза краномстропальщик обязан подать сигнал крановщику о подъеме груза на ограниченнуювысоту (200 — 500 мм), проверить правильность строповки груза, равномерностьнатяжения стропов, убедиться в соответствии массы поднимаемого груза,подлежащего перемещению, грузоподъемности крана и, только убедившись вотсутствии нарушений требований безопасности, выйти из опасной зоны и податьсигнал для дальнейшего перемещения груза к месту назначения. При замеченныхнарушениях стропальщик обязан дать сигнал для опускания груза в исходноеположение.

3.12. При перемещении груза краномстропальщику, а также другим людям запрещается:

— находиться на поднятом грузе, допускатьподъем или перемещение груза, если на нем находятся люди;

— находиться под поднятым грузом, стрелойкрана или допускать нахождение под ними людей;

— осуществлять оттяжку поднятого груза;

— нагружать и разгружать транспортныесредства при нахождении в кабине людей;

— освобождать при помощи крана зажатыегрузом стропы;

— подавать (поправлять) груз в оконныепроемы и на балконы без специальных приемных площадок или приспособлений.

3.13. При кантовке груза следуетвыполнять следующие дополнительные меры безопасности:

—  запрещенонаходиться между грузом и стеной или другим препятствием,

— находиться сбоку от кантуемого груза нарасстоянии, равном высоте груза плюс 1 метр;

— производить кантовку тяжелых грузов игрузов сложной конфигурации под руководством специалиста, ответственного забезопасное производство работ с применением ПС;

— для кантовки деталей серийного имассового производства использовать специальные кантователи.

3.14. Перемещать сыпучие и мелкоштучныегрузы следует в таре, специально предназначенной для этих грузов и заполненнойне выше ее бортов.

3.15. При выполнении работ в охраннойзоне воздушной линии электропередачи стропальщику необходимо руководствоватьсямероприятиями, предусмотренными в наряде-допуске. Перед каждым перемещениемгруза стропальщик должен убедиться в том, что стрела или канаты крана находятсяна безопасном расстоянии от проводов линии электропередачи.

3.16. При складировании груза наприобъектном складе стропальщик обязан:

— осмотреть место для складированиягруза;

— уложить подкладки и прокладки на месторасположения груза, не нарушая габаритов, установленных для складирования, и незанимая мест, отведенных для прохода людей и проезда транспорта;

— освободить груз от грузозахватныхустройств только после того, как груз будет находиться в устойчивом положенииили закреплен согласно указаниям руководителя работ;

— убедиться в невозможности падения,опрокидывания или сползания груза после его расстроповки.

3.17. Стропальщики должны провести осмотргрузозахватных приспособлений перед их применением, при этом следуетиспользовать браковочные показатели, приведенные в их руководстве (инструкции)по эксплуатации.

3.18. Съемные грузозахватныеприспособления и тара, признанные негодными к использованию в работе, в томчисле по причине отсутствия необходимой маркировки, а также грузозахватныеприспособления с истекшим сроком безопасной эксплуатации (службы) должны бытьубраны с мест производства работ.

4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях

4.1. При несчастном случае:

— немедленно организовать первую помощьпострадавшему, при необходимости вызвать бригаду скорой помощи по телефону 103или доставить его в медицинскую организацию.

4.2. При обнаружении пожара или признаковгорения (задымленность, запах гари и т. п.) необходимо:

— в случае возгорания на ПС стропальщикдолжен отключить источник электропитания;

— при невозможности самостоятельной ликвидациипожара немедленно сообщить о пожаре по телефону 101 (назвать адрес объекта,место возникновения пожара, свою фамилию), а также своему непосредственномуруководителю.

4.3. При обнаружении неисправностей крана,рельсового пути, грузозахватных устройств или тары стропальщику необходимо датькоманду машинисту крана «Опустить груз», приостановить работу крана,предупредить всех работающих и поставить в известность об этом специалиста,ответственного за безопасное производство работ с применением ПС.

4.4. При обнаружении неустойчивогорасположения грузов на транспортных средствах или месте складированиястропальщик должен поставить в известность об этом руководителя работ илибригадира.

5. Требования охраны труда по окончании работ

5.1. По окончании работыстропальщик обязан:

— сложить в отведенное дляхранения место все грузозахватные устройства и другие приспособления,применяемые при выполнении работы;

— очистить и привести впорядок рабочее место;

— сообщить руководителю работ или бригадиру о всех неполадках, возникших во время работы.

Также смотрите:

  • Производственная инструкция для стропальщика

ссылкой:

Источник: https://xn--b1agjaakuyfdln4b.xn--p1ai/instrukcija-po-ohrane-truda-dlja-stropalshhika/

Канатные стропы: что это и какие требования безопасности к ним | ТЕХТРАНС

Стропы требования к ним. Требования безопасности к канатам, стропам

Что такое канатные стропы? Это канатные изделия, предназначенные для перемещения и подъема различных типов грузов, для захвата оснащенные петлями, отверстиями или кольцами.

Устойчивость к резким нагрузкам делает канатные стропы привлекательными при работе с самыми разноплановыми грузами. Особенностью таких изделий является возможность обнаружить дефект задолго до того, когда это станет критичным.

В целом, они являются предпочтительными для применения в местах скопления людей и техники, представляющей значимую ценность.

Стропы канатные могут иметь несколько веток (многоветвевые), т.е. когда несколько канатов связываются в одной точке и надежно фиксируют. На свободных концах конструкции могут быть как петли, так и крючки.

Это позволяет перемещать сразу много разных грузов, правда приходится учитывать угол наклона.

Но чаще всего, такие изделия применяют для переноса изделий большого веса, которые необходимо зацепить в нескольких местах для удобства и распределения чрезмерной нагрузки.

Петлевые стропы («чалки») — это стропы, у которых на обоих концах имеются только петли. У такой конструкции есть большое преимущество перед аналогичной, но с крючками. Чалки просты и универсальны, поскольку их можно применять при наличии даже самых неудобных отверстий, куда петли без труда проникают, благодаря своей гибкости.

Производятся канатные стропы методом опрессовки канатов втулками из легких металлов. В некоторых случаях применяет оклетневка троса.

Требования к предъявляемые к канатным стропам их безопасной эксплуатации

При эксплуатации стропов канатных обычно руководствуются Межотраслевыми Правилами по охране труда при работе на высоте. Последние разработаны по заданию Министерства труда и социального развития РФ в соответствии с Программой совместной деятельности по унификации законодательства в социальной сфере и сближению уровня социальных гарантий граждан Беларуси и России.

Итак, о чем же они? Нас интересует, прежде всего, раздел «Требования безопасности к канатам, стропам».

Прежде всего, стальные канаты должны в соответствии с требованиями Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов иметь сертификат завода-изготовителя и соответствовать требованиям ГОСТ 3241 — 91. Канаты без сертификата подлежат испытанию в соответствии с требованиями указанного стандарта, а если же они по итогу не могут получить свидетельства, то эксплуатация таковых категорически запрещена.

Недопустимо, чтобы крепление каната производилось непосредственно к проушинам, серьгам и рамам без коушей. Закрепление его конца на грузоподъемном механизме может также производиться в стальной кованой, штампованной, литой конусной втулке клином или путем заливки легкоплавким сплавом. Применение сварных втулок не допускается. Корпуса, втулки и клинья не должны иметь острых кромок.

При работе необходимо следить за тем, чтобы канат не касался других канатов, острых краев груза, частей оборудования и т.п., не имел чрезмерных перегибов, в том числе на блоках и барабанах малого диаметра. Сращивание (счаливание) грузовых канатов не допускается.

Другие канаты можно счаливать только на участке, где исключается возможность набегания каната на блок или барабан. Применение канатов, имеющих переломы, узлы, обрыв проволок и износ более допустимого, не допускается.

Работающий канатные изделия необходимо периодически смазывать.

Стропы грузовые должны соответствовать ГОСТ 25573 — 82 и РД-10-33 — 93 и должны крепиться за специальные рымы или другие грузозахватные элементы поднимаемого груза. При строповке грузов ветви стропов должны быть предохранены от соскальзывания, при подъеме груза ветви стропов должны иметь равномерное натяжение.

При отсутствии данных о положении центра тяжести груза, он должен быть установлен путем пробного подвешивания. Длинномерные грузы следует стропить не менее чем в двух местах с применением специальных траверс. При подвешивании груза на двурогие крюки стропы должны накладываться таким образом, чтобы нагрузка распределялась на оба рога крюка равномерно.

Не использованные для зацепки груза концы многоветьевого стропа следует укрепить так, чтобы при перемещении груза исключалась возможность задевания этими концами за встречающиеся на пути предметы. При подъеме и перемещении груза канаты грузового полиспаста подъемного механизма должны быть направлены вертикально.

Петли стропа следует надевать по центру зева крюка, а крюк устанавливать по центру строповки. Кроме того, они должны быть выполнены с применением коушей путем заплетки свободного конца каната, установкой зажимов, другим проверенным способом по утвержденным нормалям.

Работать с канатами без рукавиц не допускается. При работе за состоянием стальных канатов и стропов необходимо вести постоянное наблюдение. Проверка стропов производится, обычно, еженедельно, однако, может проводится чаще, в зависимости от характера эксплуатации стропов.

Браковка стальных канатов и стропов производится в соответствии с требованиями Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов. Подлежат браковке стропы, не имеющие бирок, и стропы, имеющие:

а) оборванную прядь;

б) оборванный или выдавленный наружу сердечник;

в) поверхностный износ или коррозию 40 % и более;

г) число оборванных проволок на шаг свивки больше допустимого;

д) трещины на крюках или кольцах или их износ 10 % и более от первоначального сечения;

е) прожоги, вмятины, скрутки и другие механические повреждения.

Стальные канаты, которыми оснащены грузоподъемные механизмы, проходят технические освидетельствования, включая испытания под нагрузкой, совместно с этими механизмами.

Неразъемные соединения канатов (узлы крепления расчалок, оттяжек и тяг и др.) после изготовления испытываются усилием, превышающим номинальное (рабочее) на 25 %, с выдержкой под нагрузкой в течение 10 минут с записью результатов осмотра и испытаний в журнал.

Можно ли ремонтировать канатные стропы самостоятельно?

Категорически не допускается самостоятельный ремонт таких изделий, особенно, если он сопряжен с риском для жизни людей.

Специализированные компании и заводы проводят такие ремонтные работы с обязательным техническим освидетельствованием готовой продукции.

Важно понимать, что проводится не только восстановление прядей каната, но и проверка на испытательном стенде в режиме стрессовой нагрузки с определенным повышенным коэффициентом, что практически невозможно организовать в обычных условиях.

В каталоге нашего завода вы можете посмотреть нашу продукцию, в частности, стропы из стального каната.

Источник: https://certis.su/news/stropy-kanatnye-chto-eto-pravila/

Правила безопасного использования и строповки различных типов грузов

Стропы требования к ним. Требования безопасности к канатам, стропам

Работа с грузоподъемным оборудованием несет в себе потенциальную опасность, как для имущества, так и для жизни и здоровья самих рабочих. Чтобы избежать различных непредвиденных ситуаций, следует придерживаться правил безопасной эксплуатации грузовых стропов. Обо всех нюансах работы с такими принадлежностями мы и поговорим сейчас.

Контроль состояния строп

Прежде всего, инструкция по безопасной эксплуатации стропов предполагает проведение систематических проверок и осмотров оснастки. Регулярный осмотр позволит существенно сократить вероятность обрыва устройства во время поднятия различных тяжестей.

Стоит отметить: Период таких проверок не должен превышать 5 или 10 дней (зависит от особенностей эксплуатации конкретного приспособления)

Полученные после осмотра стропов результаты регулярно заносят в учетный журнал с целью контроля над состоянием оснастки.

Особенности ремонта строп

Ремонтом подобных приспособлений могут заниматься только специализированные компании, у которых есть необходимые разрешения (важно ознакомиться с сертификатами перед началом сотрудничества с определенной фирмой, чтобы избежать непредвиденных ситуаций).  Материалы, которые применяют для ремонта строп, должны соответствовать действующим руководящим документам.

Согласно правилам эксплуатации стропов, после проведения ремонтных работ, компания, которая занималась подобной деятельностью, должна провести техническое освидетельствование оснастки.

Во время такой проверки стропы подвергаются не только внешнему осмотру. Кроме того, проводится испытание нагрузкой, что в 1,25 раза превышает номинальную грузоподъемность приспособления. Испытание проходит исключительно на стенде.

Стоит отметить: Если стропы после изготовления проходили приемосдаточные испытания на фирме-производителе, то их не надо подвергать первичному техническому освидетельствованию.

Порядок браковки канатов и цепей

Прежде всего, такие элементы должны соответствовать действующим ГОСТам. Канаты и цепи без сертификата не допускаются к эксплуатации. Кроме того, нельзя использовать:

1. канатные стропы:

  • когда диаметр наружной проволоки троса износился на 40 и более процентов;
  • при выдавливании наружу сердечника;
  • во время обрыва пряди каната.

2. цепные стропы:

  • если длина отдельных ветвей отличается более чем на 15 мм;
  • когда конкретное звено цепи увеличилось или уменьшилось на 5 и более процентов от начального размера;
  • во время механического или любого другого воздействия диаметр сечения звеньев уменьшился на 8 и более процентов;
  • если отсутствуют предохранительные замки на крюках.

Более подробно о браковке текстильных строп вы можете почитать в этой статье.

Браковка крепежных элементов

Кольца, петли и крюки не допускаются к эксплуатации в таких случаях:

  • на крепежных элементах есть трещины;
  • поверхность элементов износилась или есть местные вмятины, что уменьшают поперечное сечение на 10 %;
  • механические повреждения привели к деформации на 5 и более процентов;

Стоит отметить: К работе не допускаются не только устройства, что имеют видимые деформации. Кроме того стропы нельзя использоваться при отсутствии маркировочной бирки, или же тогда, когда информацию, указанную на бирке, нельзя прочесть.

Правила строповки и эксплуатации стропов

Кроме регулярного осмотра снастей, важно знать и применять на практике правила строповки и перемещения грузов. В результате, это существенно увеличит эффективность работ, а также поможет избежать травм и повреждения материальных ценностей. Основные правила строповки предполагают:

  • для работы с конкретными грузами подходят только стропы, что соответствуют массе и характеру объекта;
  • общие правила строповки предполагают, чтобы угол между ветвями был не более 90 градусов, что следует учитывать при креплении груза (за исключением конкретных схем);
  • если на конкретный груз не разработана схема строповки, руководящее погрузочно-разгрузочными работами лицо должно присутствовать во время поднятия тяжести;
  • нельзя поднимать грузы, масса которых неизвестна;
  • не допускаются узлы и перекручивания при обвязке грузов;
  • при работе с петлевыми стропами (независимо от количества петель) важно, чтобы груз был снабжен элементами, которые предупреждают его продольное смещение;
  • правила строповки грузов не допускают перемещение объектов в том случае, если звенья цепных стропов изгибаются на ребрах грузов;
  • крюки должны смотреть от центра груза;
  • если в многоветвевом стропе используются не все концы, их необходимо тщательно закрепить, чтобы они не зацепились во время транспортировки груза.

Правила безопасности при строповке грузов с помощью канатных строп

Основные правила строповки грузов при помощи подобных снастей предполагают следующее:

  • при работе с грузами, у которых есть острые края, важно использовать между снастями и грузами специальные подкладки. В качестве подкладки подходят различные материалы, включая дерево, резину, металл и пр.;
  • если поднимают груз с небольшим радиусом закругления (до 2,5 диаметров каната), необходимо снизить нагрузку на ветвь стропа;
  • страховка груза методом затягивания петель предполагает уменьшение запаса грузоподъемности на 20 %.

Правила строповки длинномерных грузов

При работе с длинноразмерными объектами (более 2 метров) нужно учитывать центр тяжести груза.Важно подводить стропы под груз таким образом, чтобы исключить возможность выскальзывания последнего при перемещении.

Чтобы обеспечить устойчивость, необходимо проводить обвязку в нескольких местах. Согласно правилам строповки труб, бревен, столбов и т. д.

методом обвязки, ветви стропов необходимо разместить на расстоянии, которое равно 1/4 длины элемента от его краев.

Если груз меньше 2 м, тогда допускается проводить строповку объекта «в обхват» в одном месте.

Важно помнить, что нарушение правил строповки грузов может привести к ряду негативных ситуаций.  Нельзя небрежно относиться к подобным инструкциям, ведь любая небрежность чревата последствиями.

Таким образом, важно знать и придерживаться правил строповки грузов по ГОСТу, а также использовать качественное и надежное оборудование от проверенных производителей.

Такое сочетание позволит в разы сократить различные непредвиденные ситуации во время проведения погрузочно- разгрузочных работ.

Источник: https://grmeh.ru/articles/pravila-bezopasnoj-ekspluatacii-strop

Умный водитель
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: