Срок перечисления обеспечения контракта 44 фз. Размер обеспечения контракта по смп. Формы обеспечения исполнения контракта

Содержание
  1. Обеспечение гарантии по Закону № 44-ФЩ
  2. Когда предоставление обеспечения гарантийных обязательств является обязательным?
  3. В каком размере, порядке и на какой срок должно быть предоставлено такое обеспечение?
  4. Отличительные особенности обеспечения гарантийных обязательств от обеспечения исполнения контракта
  5. Отмена ранее установленного в контракте требования об обеспечении гарантийных обязательств возможна?
  6. Обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ
  7. Понятие обеспечения исполнения контракта
  8. Способ обеспечения исполнения контракта
  9. Требования к обеспечению исполнения контракта по 44-ФЗ
  10. Когда обеспечивать контракт обязательно?
  11. В каких закупках может не быть обеспечения договора?
  12. Размер обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ
  13. Расчет суммы обеспечения
  14. Размер обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ
  15. Что представляет собой обеспечение контракта
  16. Когда предоставление обязательно
  17. Увеличение размера обеспечения контракта
  18. Обеспечение гарантийных обязательств по 44-ФЗ с 1 июля 2019 года
  19. Обеспечительные инструменты контрактной системы
  20. Что изменилось с 1 июля 2019 года?
  21. Как работает обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ?
  22. Особые условия для СМП/СОНО
  23. Пример расчета обеспечения в закупках с преимуществами для СМП/СОНО
  24. Как изменить способ обеспечения?
  25. Пример, когда можно изменить способ обеспечения
  26. Пример, как можно уменьшить сумму обеспечения
  27. Что делать поставщику, если у банка отозвали лицензию?
  28. Должен ли заказчик требовать новую БГ, если нарушены сроки исполнения контракта?
  29. Может ли третье лицо внести денежные средства в качестве обеспечения исполнения контракта за участника?
  30. Обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ: правила расчета, размер, удержание и сроки возврата
  31. Правила расчета
  32. Уменьшенный и увеличенный размер
  33. Удержание обеспечения
  34. Процедура предоставления обеспечения
  35. Возврат обеспечения по контракту
  36. Планирование закупок
  37. Обоснование закупок
  38. Контракт

Обеспечение гарантии по Закону № 44-ФЩ

Срок перечисления обеспечения контракта 44 фз. Размер обеспечения контракта по смп. Формы обеспечения исполнения контракта

Тема требований об обеспечении гарантийных обязательств продолжает волновать клиентов Консультационного центра в сфере закупок «Закон.гуру», а также обычных пользователей сайта. Интерес к теме не угас, а даже несколько возрос после внесения в Закон № 44-ФЗ изменений, принятых федеральным законом от 24.04.2020 № 124-ФЗ (далее – Закон № 124-ФЗ).

Напомним, что с 1 июля 2019 года Закон № 44-ФЗ устанавливал обязанность заказчика требовать от поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставление обеспечения гарантийных обязательств по контакту, если в техническом задании были установлены требования к гарантии. С 1 июля 2020 года данная обязанность заменена на право заказчика (Закон № 124-ФЗ). Однако, вопросы, касающиеся темы обеспечения гарантийных обязательств, остались. Мы попробуем рассмотреть основные из них в настоящей статье.

Когда предоставление обеспечения гарантийных обязательств является обязательным?

Если в контракте установлено требование о предоставлении обеспечения гарантийных обязательств, то такое требование обязательно для исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Да, с 1 июля 2020 года требовать предоставление обеспечения является правом, а не обязанностью заказчика (ч. 2.2. ст. 96 Закона № 44-ФЗ).

Однако, если заказчик таким правом воспользовался, то для поставщика (подрядчика, исполнителя) это становится обязанностью. При этом заказчик не вправе указать в контракте, что он «вправе» потребовать обеспечение от лица, с которым будет заключен контракт.

Данное требование либо устанавливается, либо нет, но если оно установлено, то должно применяться ко всем участникам закупки без каких-либо исключений (в том числе к СМП и СОНКО).

Установить требование об обеспечении гарантийных обязательств заказчик может только в случае, если в контракте прописаны гарантийные обязательства, в том числе требования к сроку гарантии на поставляемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги). Напомним, что в соответствии с ч. 4 ст.

33 Закона № 44-ФЗ заказчик обязан установить требования по гарантии, если предметом закупки выступает поставка машин и оборудования (прим.: о том, что является «машиной» и «оборудованием» см. ТР ТС 010/2011 Технический регламент Таможенного союза «О безопасности машин и оборудования»).

В остальных случаях он вправе это сделать.

Довольно часто нам задают следующий вопрос: есть ли перечень случаев, при котором заказчик «может» устанавливать требования к гарантии качества? Наш ответ: такого перечня нет.

Понятное дело, что, например, при закупке мебели, строительных работ заказчик, скорее всего, установит требование к гарантийным обязательствам.

Однако, может этого и не делать, что не будет являться нарушением Закона № 44-ФЗ.

Вместе с тем, есть ряд ситуаций, когда заказчики устанавливают требование к гарантии качества и не могут сами объяснить, что они под этими гарантиями понимают. В частности, встречаются случаи установления гарантийных обязательств при закупке продуктов питания, лекарственных средств, программного обеспечения.

Все бы ничего, если бы заказчик одновременно не требовал предоставление обеспечения гарантийных обязательств по таким контрактам.  Данные ситуации возникают во многом из-за того, что заказчики путают такие понятия как, например, «гарантийные обязательства» и «остаточный срок годности».

К сожалению, установление требований к гарантии и к обеспечению гарантийных обязательств в указанных случаях формально не является нарушением Закона № 44-ФЗ.

В каком размере, порядке и на какой срок должно быть предоставлено такое обеспечение?

Согласно ч. 2.2. ст. 96 Закона № 44-ФЗ размер обеспечения гарантийных обязательств не может превышать 10% НМЦК. Порядок и срок предоставления обеспечения гарантийных обязательств должны быть определены заказчиком в контракте (п. 1 ч. 13 ст. 34 Закона № 44-ФЗ). При определении порядка и срока предоставления обеспечения гарантийных обязательств заказчику необходимо помнить о следующем:

1) В соответствии с ч. 7.1 ст. 94 Закона № 44-ФЗ оформление сторонами документа о приемке осуществляется только после предоставления обеспечения гарантийных обязательств.

В отличие от обеспечения исполнения контракта обеспечение гарантийных обязательств предоставляется после заключения контракта, но до подписания сторонами документа о приемке.

В Законе № 44-ФЗ не решен вопрос о том, как следует поступить заказчику, если продукция по контракту принимается частями (например, равными партиями поставляется компьютерное оборудование)?

Формально ч. 7.1 ст. 94 Закона № 44-ФЗ не допускает требовать предоставление обеспечения при закрытии отдельного этапа исполнения контракта. При этом срок гарантийных обязательств по контракту может начать течь после поставки части продукции (в отношении этой части) и подписания сторонами документа о приемке.

Без затребования обеспечения гарантийных обязательств по части уже поставленной продукции выполнение таких обязательств будет не гарантировано. Для исключения споров мы не рекомендуем предусматривать частичную приемку при установлении требования об обеспечении гарантийных обязательств.

Однако, если без приемки частями нельзя обойтись, рекомендуем устанавливать требование об обеспечении гарантийных обязательств в части всего объема поставленной продукции. При этом сумма обеспечения гарантийных обязательств не должна превышать 10% НМЦК.

Подробнее о том, какие еще встречаются проблемы с установлением требований об обеспечении гарантийных обязательств, а также как такие проблемы решать читайте здесь.

2) Обеспечение гарантийных обязательств может предоставляться поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в виде банковской гарантии или внесением денежных средств на счет заказчика (ч. 3 ст. 96 Закона № 44-ФЗ).

Срок предоставления такого обеспечение не может быть менее срока действия гарантийных обязательств + один месяц. Например, если при закупках работ по строительству объекта капитального строительства заказчик установил срок гарантии в размере 5 лет на основании ст.

756 ГК РФ, подрядчик обязан предоставить обеспечение на срок не менее 5 лет + 1 месяц. В период действия гарантийных обязательств поставщик (подрядчик, исполнитель) имеют право заменить ранее предоставленное обеспечение гарантийных обязательств (ч. 7 ст.

96 Закона № 44-ФЗ), но не может уменьшить его размер. Это отличительная черта такого обеспечения от обеспечения исполнения контракта.

3) Закон № 44-ФЗ не предусматривает обязанность заказчика прописывать в контракте срок возврата обеспечения гарантийных обязательств.

При отсутствии такого условия обеспечение гарантийных обязательств должно быть возвращено заказчиком в разумный срок (в случае предоставления обеспечения гарантийных обязательств в форме денежных средств).

Согласно позиции Минфина России по данному вопросу (см. письмо Минфина России от 19 августа 2019 г. N 24-03-07/63253):

…срок возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения гарантийных обязательств (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем) не должен превышать 30 дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) гарантийных обязательств, а в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 Закона N 44-ФЗ, такой срок не должен превышать 15 дней с даты исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) гарантийных обязательств, предусмотренных контрактом.

Отличительные особенности обеспечения гарантийных обязательств от обеспечения исполнения контракта

Помимо тех отличительных особенностей, которые были указаны выше, следует отдельно выделить еще две:

1) Требование об обеспечении гарантийных обязательств может быть установлено заказчиком даже в тех случаях, когда предоставление обеспечения исполнения контракта не требуется.

Например, при закупке компьютерного оборудования способом запроса котировок в электронной форме заказчик вправе не установить требование об обеспечении исполнении контракта (ч. 1 ст.

96 Закона № 44-ФЗ), но вправе установить требование о предоставлении обеспечения гарантийных обязательств, т.к. при закупках оборудования обязан определить требования к гарантийным обязательствам в техническом задании.

2) От предоставления обеспечения гарантийных обязательств не освобождаются казенные учреждения и СМП (ч.ч. 8 и 8.1. ст. 96 Закона № 44-ФЗ).

Отмена ранее установленного в контракте требования об обеспечении гарантийных обязательств возможна?

Часть 4 ст. 5 Закона № 124-ФЗ предусматривает:

4. Положения пункта 1 части 13 статьи 34, частей 1, 2.2, 6 — 6.3 и 7.

3 статьи 96 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в редакции настоящего Федерального закона) по соглашению сторон контракта могут распространяться на отношения, связанные с исполнением контракта, заключенного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, либо контракта, заключенного по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), извещения об осуществлении закупок по которым размещены в единой информационной системе в сфере закупок либо приглашения принять участие в закупках по которым направлены до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Указанная норма вступила в силу с 24.04.2020!

Сама норма очень странная и явно вызовет массу мнений со стороны заказчиков, бизнеса и контролирующих органов.

По своему смыслу норма призвана распространить правило о «праве» заказчика на установление требования об обеспечении гарантийных обязательств на контракты, заключенные до 01.07.

2020, но при этом не позволяет вносить изменения в уже заключенные контракты! Соответственно воспользоваться данной нормой можно только при планировании, объявлении и внесении изменений в закупки, объявленные в период с 24 апреля 2020 года по 1 июля 2020 года.

Остались вопросы? Задайте их прямо сейчас в нашей закрытой группе WhatsApp!

Удачных закупок!

Источник: https://44fz.ru/article/obespechenie-garantijnyh-obyazatelstv/

Обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ

Срок перечисления обеспечения контракта 44 фз. Размер обеспечения контракта по смп. Формы обеспечения исполнения контракта

Понятие обеспечения исполнения контракта
Способ обеспечения исполнения контракта
Требования к обеспечению исполнения контракта 44-ФЗ
Когда предоставление обязательно
Размер обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ
Расчет суммы обеспечения
Возврат обеспечения по контракту

Понятие обеспечения исполнения контракта

Понятие обеспечения исполнения контрОбеспечение исполнения контракта (ОИК) – это страховка заказчика от недобросовестного исполнения поставщиком договора.

Если поставщик не исполнит контракт или исполнит его ненадлежащим образом, то госзаказчик сможет покрыть ущерб из суммы ОИК или с банка, который выдал гарантию для ОИК.

Условия об удержании штрафов из суммы обеспечения заказчик должен прописать в проекте договора.акта

Например, в договоре в аукционе  на монтаж приточно-вытяжной вентиляции сказано: если поставщик нарушит обязательства, госзаказчик забирает деньги в размере неустойки из суммы ОИК.

А в договоре к конкурсу на проект изменения границ природных заказников прописано, что заказчик вправе удержать ОИК за нарушение срока исполнения договора, чем он и воспользовался.

Победитель конкурса МОО «Экологический Центр Стриж» нарушил сроки сдачи результатов работы. Заказчик выставил ему требование об уплате пеней за просрочку — в противном случае он удержит сумму из ОИК. Поставщик требование не исполнил и попал в РНП.

Госзаказчик расторг с ним контракт по своей инициативе и удержал неустойку из обеспечения.

Способ обеспечения исполнения контракта

Участник тендера решает сам, каким из двух способов воспользоваться:

  • Перечислить деньги на счет заказчика, который он указал в документации о закупке.
  • Оформить банковскую гарантию. В этом случае банк-гарант отвечает по обязательствам поставщика перед госзаказчиком.

Список банков, которые могут выдавать гарантии, опубликован на сайте Минфина. Банковская гарантия должна соответствовать требованиям документации и статьи 45 закона. Заказчик может «забраковать» гарантию даже из-за мелких формальностей.

Например, в такую ситуацию попал победитель закупки ООО «РусьЭкоПром». Он предоставил банковскую гарантию, которую заказчик признал не соответствующей требованиям закона.

Гарант указал, что оплатит сумму по требованию заказчика, если получит его до окончания срока действия гарантии. А в законе сказано, что требование должно быть направлено до окончания срока действия гарантии, а не получено.

 
Из-за одного слова компания попала в реестр недобросовестных поставщиков.

Рекомендуем внимательно изучить закупочную документацию и проверить текст банковской гарантии, которую выдал банк, чтобы избежать таких ситуаций.

Узнать прогноз одобрения заявки на получение гарантии и получить ее без визита в банк можно с помощью сервиса Контур.Спектр.

Требования к обеспечению исполнения контракта по 44-ФЗ

Требования к ОИК установлены в ст. 96 44-ФЗ. В некоторых закупках заказчик обязан требовать обеспечение договора, в других – вправе требовать его по своему усмотрению.

Когда обеспечивать контракт обязательно?

В аукционах и конкурсах заказчик обязан требовать ОИК, а победитель обязан его предоставить до заключения договора. Если закупка проходит в электронной форме, то победитель прикладывает платежное поручение или банковскую гарантию при подписании договора на ЭТП.

Если поставщик не предоставит ОИК при подписании, то его признают уклонившимся от заключения договора и внесут в РНП на два года.

Например, победитель в тендере протянул с подачей документов в банк и не успевает вовремя оформить гарантию, свободных денег для перечисления у него нет. Итог: контракт не подписан, победитель попал в РНП.

В каких закупках может не быть обеспечения договора?

Госзаказчик  может устанавливать это требование по своему усмотрению:

  • в запросах котировок;
  • в ряде случаев запросов предложений, например, при поставке спортинвентаря, лекарственных препаратов, закупок изделий народных художественных промыслов, закупок услуг по защите интересов России в судах;
  • в ряде случаев закупок у единственного поставщика, например, в закупках на оказание услуг по водоснабжению, обращению с твердыми коммунальными отходами, на поставку культурных ценностей, произведений литературы и искусства, печатных или электронных изданий, на оказание преподавательских услуг и других закупках из п.2 ст.96 44-ФЗ.

Размер обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ

Размер ОИК в тендерах устанавливается в процентах от начальной максимальной цены контракта (НМЦК), а в закупках для СМП и СОНКО — от итоговой цены. Рассмотрим зависимость размера ОИК от условий в таблице:

Условие Обеспечение контракта
НМЦК ≤ 50 млн рублей5 — 30 % от НМЦК
НМЦК > 50 млн рублей10 — 30 % от НМЦК
Тендеры среди СМП и СОНКОрассчитывается от цены, по которой заключается контракт
Если предусмотрен авансне менее аванса
Если цена контракта снижена на 25 % и более от начальной в конкурсах и аукционах (антидемпинговые меры)при НМЦК > 15 млн рублейв 1,5 раза выше установленного в документации обеспечения
при НМЦК ≤ 15 млн рублейВместо увеличения ОИК в 1,5 раза, можно предоставить справку о добросовестности – информацию о 3 контрактах из реестра контрактов, которые:
  • исполнены в течение 3 лет без штрафов, пеней; 
  • цена одного из контрактов ≥ 25 % от НМЦК.
Если исполнение контракта состоит из этапов 8ОИК можно уменьшать в ходе исполнения контракта на сумму выполненных обязательств

Есть случаи, когда обеспечение можно не платить:

  • если победитель — казенное учреждение;
  • если предмет закупки — предоставление кредита;
  • если предмет закупки — выдача банковской гарантии;
  • если закупка для СМП и СОНКО, то вместо ОИК победитель может предоставить справку о добросовестности.

Такую справку сможет предоставить только опытный участник госзакупок — справка содержит информацию о 3 контрактах, включенных в реестр контрактов, которые:

  • исполнены в течение 3 лет без штрафов, пеней;
  • сумма цен контрактов ≥ НМЦК.

Обратите внимание, справки о добросовестности при антидемпинге и для СМП и СОНКО различаются. Отличие в цене контрактов: при антидемпинге цена одного из трех контрактов должна быть не меньше 25 % от НМЦК, а для СМП и СОНКО сумма цен всех трех контрактов — равна или больше НМЦК.

Расчет суммы обеспечения

Правильно рассчитать ОИК помогут ответы на два вопроса:

  1. Есть ли в закупке ограничение для СМП и СОНКО?
  2. На сколько процентов было снижение цены?

Разберем расчет суммы обеспечения на примерах.

  1. Аукцион на поставку автозапчастей

Условия:  НМЦК 499 998,50 рублей. Размер обеспечения исполнения контракта – 5 %.  Ограничения для СМП и СОНКО нет.

Победитель – СМП, снизился до 399 998,80 рублей (на 20 % от НМКЦ).

Источник: https://is-zakupki.ru/material/detail/46cd62d3-3ec0-4c50-b5e6-27da2dd87709

Размер обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ

Срок перечисления обеспечения контракта 44 фз. Размер обеспечения контракта по смп. Формы обеспечения исполнения контракта

При проведении закупки посредством электронного аукциона 44-ФЗ накладывает на заказчика обязанность требовать от поставщика предоставления обеспечения исполнения контракта. Порядок его подачи и допустимый размер определяются статьей 96 44-ФЗ. Без обеспечения заключить договор будет невозможно.

Что представляет собой обеспечение контракта

Обеспечением контракта принято называть залог, который предоставляет поставщик в адрес заказчика. Он выступает в роли своеобразной страховки того, что сторона полностью справится с взятыми на себя обязательствами в рамках договора. В случае нанесения материального вреда заказчику он получит возможность покрыть убытки за счет средств обеспечения.

Сведения о необходимости предоставления обеспечения контракта и его размере прописываются в извещении, закупочной документации и проекте контракта. Такой порядок установлен частью 1 статьи 96 44-ФЗ. 

Заключение договора возможно только после предоставления поставщиком обеспечения. В противном случае победитель процедуры признается уклонившимся от подписания контракта. Сведения о нем заказчик обязан передать в реестр недобросовестных поставщиков. 

Способы предоставления обеспечения

Законодатель предусмотрел две основных формы предоставления обеспечения исполнения договора:

  • Перечисление денежных средств на банковский счет заказчика. Факт предоставления обеспечения подтверждается платежным поручением. Оно передается поставщиком заказчику вместе с подписанным со своей стороны контрактом.  
  • Банковская гарантия. Поставщик может заключить договор с крупным банком, который выдает документ, который выступает в роли обеспечителя по его обязательствам.

При большой сумме обеспечения контракта поставщикам рекомендуется прибегать к банковской гарантии. Этот метод позволяет не вынимать из оборота компании большую сумму. 

Когда предоставление обязательно

Заказчик обязан установить требования о внесении обеспечения контракта, заключаемого после реализации электронного аукциона для всех закупок. Выделяют лишь несколько исключений из этого правила:

  1. Если поставщик имеет статус казенного учреждения, он освобождается от обязанности предоставить обеспечение.
  2. При проведении закупок товаров и услуг, необходимых для обеспечения потребности обороны страны.
  3. Обеспечение также отменяется при закупке у единственного поставщика в случаях, предусмотренных статьей 93 44-ФЗ.
  4. Закупка услуг по предоставлению кредитного лимита.
  5. Заключение контракта на предоставление банковской гарантии.

Во всех остальных случаях предоставление обеспечения обязательно. Поставщик вправе сам выбирать способ, которым он перечислит обеспечение.

Увеличение размера обеспечения контракта

Если в результате проведенного электронного аукциона итоговая цена контракта упала больше чем на 25%, то размер обеспечения увеличивается в полтора раза. Такие меры носят антидемпинговый характер. Они устанавливаются статьей 37 44-ФЗ.

При начальной сумме контракта не превышающей 15 миллионов рублей поставщик получает возможность не увеличивать размер обеспечения. Для этого он обязан доказать свою добросовестность. Для этого достаточно предоставить выписку из реестра контрактов.

В ней должно присутствовать не менее трех контрактов, которые поставщик исполнил без нарушений. Если контрактов значительно больше трех, то 75% и более из них должны быть исполнены без претензий со стороны заказчиков.

Стоит учесть, что общая сумма всех контрактов должна превышать 20% от стоимости договора, который планируется заключить. 

Обеспечение контракта – это гарантия того, что поставщик добросовестно выполнит свои обязательства. Поставщик должен внимательно изучить все требования до момента подачи заявки. При несоблюдении требований он может быть внесен в РНП.

Источник: https://GoszakupkiRF.ru/poleznye-stati/150-razmer-obespecheniya-ispolneniya-kontrakta-po-44-fz

Обеспечение гарантийных обязательств по 44-ФЗ с 1 июля 2019 года

Срок перечисления обеспечения контракта 44 фз. Размер обеспечения контракта по смп. Формы обеспечения исполнения контракта

Про изменения в обеспечительных инструментах в контрактной системе рассказывают эксперты Школы электронных торгов. Разберем правила для поставщиков и заказчиков, ответим на распространенные вопросы

Статья подготовлена по материалам вебинаров «Контракты по 44-ФЗ: новые правила и актуальные проблемы», «Значимые изменения 44‑ФЗ, 223‑ФЗ». В статье использованы ответы экспертов Контур.Школы из сервиса «Вопрос эксперту».

Обеспечительные инструменты контрактной системы

Обеспечение заявки, обеспечение исполнения контракта, обеспечение гарантийных обязательств — вот 3 обеспечительных инструмента контрактной системы:

  1. Обеспечение заявки применяют «на входе» в процедуру. Цель — подтвердить добросовестность намерения участвовать в закупке и заключить контракт в случае победы. Действует от подачи заявки до заключения контракта.
  2. Обеспечение исполнения контракта (ОИС) — это страховка заказчика от недобросовестного исполнения поставщиком обязательств по контракту. Действует от заключения контракта до полного исполнения обязательств по контракту обеими сторонами, приемки и оплаты.
  3. Обеспечение гарантийных обязательств (ОГО) позволяет заказчику быть уверенным, что поставщик даже после полного завершения контракта и получения оплаты не забудет о заявленных гарантиях на поставленные товары/работы/услуги. Действует до окончания гарантийных сроков и выполнения всех обязательств по гарантии. 

Что изменилось с 1 июля 2019 года?

Светлана Сафина, ведущий преподаватель-эксперт Контур.Школы, сертифицированный преподаватель в закупках по 223-ФЗ и 44-ФЗ:

«Во-первых, установлены сроки возврата обеспечения по контракту. Если ранее Закон о контрактной системе указывал лишь на необходимость определять в контракте сроки возврата обеспечения в денежной форме, то теперь эти сроки строго установлены в законе.

С 1 июля 2019 года по общему правилу денежные средства необходимо вернуть:

  • в течение 30 дней с даты исполнения поставщиком своих обязательств;
  • в течение 15 дней, если закупка проводилась с ограничением участия СМП/СОНО.

Во-вторых, можно устанавливать обеспечение по гарантийным обязательствам. Это новый обеспечительный инструмент в контрактной системе.

Обеспечение гарантийных обязательств — денежные средства или банковская гарантия, которые поставщик (подрядчик, исполнитель) предоставляет заказчику до подписания акта приемки по контракту.

Это гарантия качества товара (работы, услуги) на весь гарантийный срок эксплуатации. Выбор способа обеспечения гарантийных обязательств — традиционно за участником закупки».

Далее в статье разберем правила, по которым предоставляется обеспечение исполнения контракта и обеспечение гарантийных обязательств.

Как работает обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ?

  • Обеспечение исполнения обязательно применяется в торговых процедурах: конкурсах и аукционах.
  • Заказчик вправе установить требование к обеспечению исполнения контракта в запросе котировок, в ряде случаев — в запросе предложений, а также в закупке у единственного поставщика (ч. 2 ст. 96 Закона №44-ФЗ). Правила расчета обеспечения установлены в ч. 6 ст. 96 Закона № 44-ФЗ.

Победитель процедуры закупки должен предоставить обеспечение исполнения контракта до его заключения.

Правило: обеспечение может быть предоставлено в форме денежного депозита или банковской гарантии — выбор за поставщиком.

Особые условия для СМП/СОНО

Обеспечение исполнения контракта не нужно, если закупка:

  • проводится среди субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций (СМП/СОНО);
  • победитель может подтвердить свою добросовестность: исполненные без пени и штрафов государственные или муниципальные контракты за последние три года. Информация об исполнении — из Реестра контрактов, сумма контрактов должна покрывать НМЦК закупки (ч. 8.1 ст. 96 Закона № 44-ФЗ).

Сумма обеспечения в закупках с преимуществами для СМП/СОНО рассчитывается от цены заключаемого контракта, а не от начальной максимальной цены (НМЦК).

Пример расчета обеспечения в закупках с преимуществами для СМП/СОНО

Аукцион для СМП с НМЦК 1 750 000 рублей, установлено обеспечение 10% (175 000 рублей). Участник — субъект малого бизнеса победил в закупке с предложением 1 200 000 рублей. Обеспечение будет рассчитано от цены заключаемого контракта и составит 120 000 рублей.

Как изменить способ обеспечения?

Это еще одно изменение в Законе о контрактной системе. Тема не новая, но теперь все отрегулировано через норму закона (ст. 96 Закона № 44-ФЗ).

Пример, когда можно изменить способ обеспечения

Победитель не успел вовремя оформить банковскую гарантию и, чтобы заключить контракт в срок, внес свои денежные средства. Затем оформил банковскую гарантию и готов предоставить ее заказчику взамен на возврат денежного обеспечения.

Пример, как можно уменьшить сумму обеспечения

Сумму обеспечения можно уменьшить пропорционально исполненным обязательствам, если выполняются условия: ТРУ поставлены, приняты и оплачены, нет неисполненных штрафных санкций, а информация об исполненных обязательствах включена в Реестр контрактов. Если был внесен депозит: пишите заявление, заказчик вернет часть денег. Если БГ — будет пересчитана сумма, подлежащая уплате по гарантии.

Что делать поставщику, если у банка отозвали лицензию?

Если у банка отозвали лицензию, то у поставщика, предоставившего ранее гарантию этого банка в качестве обеспечения, возникает обязанность предоставить заказчику денежное обеспечение либо новую банковскую гарантию уполномоченного банка. Это условие логичное и понятное, поскольку государственный или муниципальный контракт не может оставаться без обеспечения.

Должен ли заказчик требовать новую БГ, если нарушены сроки исполнения контракта?

Вопрос участника из сервиса «Вопрос эксперту»: по результатам электронного аукциона заключен муниципальный контракт на ремонт крыши. Срок исполнения контракта 1 ноября.

На 3 декабря подрядчик работу не исполнил, ведется претензионная работа. Срок банковской гарантии истекает 20 декабря.

 Необходимо ли заказчику требовать новую банковскую гарантию? Каковы действия заказчика в этом случае?

Отвечает Любовь Емельянова, эксперт Школы электронных торгов: «Да, нужно потребовать новую банковскую гарантию. Такой вывод следует из ч. 3 ст. 96 Закона 44-ФЗ.

При этом подрядчик вправе предоставить вместо банковской гарантии денежные средства (ч. 7 ст. 96 Закона 44-ФЗ). Дополнительно можно отметить, что стороны вправе разово продлить срок исполнения контракта на основании п. 9 ч. 1 ст.

95 Закона 44-ФЗ, после того как исполнитель заплатит неустойку».

Может ли третье лицо внести денежные средства в качестве обеспечения исполнения контракта за участника?

В законодательстве нет норм, обязывающих участника закупки лично вносить денежные средства в качестве обеспечения исполнения контракта. Если заказчик не установил такую обязанность в закупочной документации (извещении, документации о закупке, проекте контракта), третье лицо вправе перечислить денежные средства за участника.

Судебная практика.

Есть пример, когда суд признал неправомерными действия заказчика, отказавшегося принять обеспечение исполнения контракта от третьего лица (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.01.

2016 № 09АП-52950/2015 по делу № А40-126679/15). Аналогичная позиция встречается в практике антимонопольных органов (Решение Коми УФАС России от 27.03.2014 № 04-02/2548).

Источник: https://School.Kontur.ru/publications/1720

Обеспечение исполнения контракта по 44-ФЗ: правила расчета, размер, удержание и сроки возврата

Срок перечисления обеспечения контракта 44 фз. Размер обеспечения контракта по смп. Формы обеспечения исполнения контракта

Государственные закупки – это в подавляющем большинстве случаев процедуры конкурентного определения потенциального исполнителя по государственному или муниципальному контракту.

Нередко для того, чтобы получить тот или иной контракт, потенциальные исполнители идут на существенное снижение цен на сами контракты, а также предоставляют заказчику лучшие условия для исполнения контракта.

Однако подобные действия нередко приводят к тому, что контракт по факту исполняется с нарушениями или не исполняется вовсе.

Именно по этой причине на государственном уровне было принято решение о необходимости создания гарантирующего инструмента, который сможет обезопасить государственного заказчика от возможных потерь при ненадлежащем исполнении контракта выигравшим исполнителем. Таким инструментом стало обеспечение исполнения контракта. Что это за гарантирующий инструмент, каким образом рассчитывается и как может использоваться?

Правила расчета

Обеспечение исполнения контракта рассчитывается на основании того, какой является начальная максимальная цена контракта, указанная в документации по проведении той или иной закупки.

Если начальная максимальная цена контракта (НМЦК) меньше пятидесяти миллионов рублей включительно, то размер обеспечения исполнения контракта должен находиться в диапазоне от пяти до тридцати процентов от НМЦК.

Если НМЦК больше пятидесяти миллионов рублей, то размер обеспечения находится в диапазоне от десяти до тридцати процентов от НМЦК.

При этом для тех контрактов, по которым заказчик перечисляет аванс, размер обеспечения исполнения контракта не может быть меньше установленной суммы аванса.

Но если аванс более тридцати процентов от НМЦК, то размер обеспечения устанавливается в равном виде по отношению к внесенному авансу.

Если при проведении закупки в виде конкурса или аукциона начальная максимальная цена контракта была снижена более, чем на двадцать пять процентов, то размер обеспечения контракта будет изменен по сравнению с указанным в документации о закупке.

Так, для контрактов, НМЦК которых менее пятнадцати миллионов, размер обеспечения контракта будет установлен в виде доплаты дополнительных пятидесяти процентов от ранее установленного размера обеспечения.

Если НМЦК более пятнадцати миллионов рублей, то контракт может быть заключен только после того, как исполнитель предоставит обеспечение в том размере, который указан в документации к закупке, а также подтвердит свою добросовестность одним из предусмотренных в статье 37 Федерального закона №44-ФЗ способом.

Уменьшенный и увеличенный размер

Как уже говорилось выше, заказчик в некоторых случаях может потребовать от потенциального исполнителя по контракту предоставить увеличенный размер обеспечения исполнения контракта. Это требование используется в качестве антидемпинговых мер и предусмотрено статьей 37 указанного нормативного акта.

Предоставление увеличенного размера используется в тех случаях, когда требуется получить дополнительную гарантию того, что исполнитель в полном объеме реализует свою часть обязательств по контракту.

Однако, кроме увеличенного объема обеспечения, есть случаи, когда исполнитель вправе предоставить уменьшенный объем.

Используется такое право исполнителя только в тех случаях, когда речь идет о выполнении части обязательств по взятому контракту. В том случае, если поставщик выполнил часть взятых на себя обязательств по контракту, он вправе написать заявление на имя руководителя государственного заказчика с целью возврата обеспечения.

После того как обеспечение ему будет возвращено, он обязан перечислить объем обеспечения исполнения контракта в размере, пропорционально равном оставшемуся к выполнению объему обязательств.

Данное право исполнителя в отношении внесенного обеспечения контракта предусмотрено частью 7 статьи 96 Федерального закона «О контрактной системе».

Возможность такой замены внесенного ранее обеспечения на практике ограничивается теми случаями, когда исполнитель все свои обязательства реализует добросовестно, без нарушений ранее установленных договоренностей.

Такое право исполнители контрактов используют чаще всего в тех случаях, когда речь идет о контрактах, которые по своему сроку являются достаточно длительными и превышают один финансовый год, так как такая возможность для таких длительных контрактов позволяет высвободить часть средств, внесенных в качестве обеспечения, и направить их на заключение других государственных контрактов нередко с тем же государственным или муниципальным заказчиком, что и ранее заключенный с уменьшенным обеспечением контракт.

Удержание обеспечения

Так как обеспечение исполнения контракта – это гарантия того, что победитель закупочной процедуры сможет выполнить взятые на себя обязательства, в некоторых случаях внесенные денежные средства могут удерживаться заказчиком. На сегодняшний день в рамках действующего законодательства не указываются случаи, когда заказчик вправе удержать внесенное обеспечение.

Однако в настоящее время сложилась правоприменительная практика, в соответствии с которой обеспечение исполнения контракта удерживается полностью или частично в тех случаях, когда победитель процедуры государственной или муниципальной закупки не выполняет в полном объеме возложенные на него обязательства. При этом в заключаемом контракте должны быть указаны все возможные штрафные санкции, которые могут быть применены к недобросовестному поставщику.

Как правило, обращение взыскания на всю сумму внесенного обеспечения исполнения контракта используется только в тех случаях, когда исполнитель государственного контракта не сообщил заказчику о том, что не сможет выполнить своевременно взятые обязательства, и путем заключения специального дополнительного соглашения не были изменены сроки исполнения такого контракта.

В остальных случаях обращение взыскания на внесенное обеспечение должно покрывать лишь часть такой суммы. Сама сумма взыскания рассчитывается на основании специальных формул расчета неустойки.

Процедура предоставления обеспечения

Обеспечение исполнения контракта, независимо от того, в каком виде оно предоставляется, является основанием для заключения контракта с победителем процедуры определения потенциального исполнителя по государственному контракту. На основании частей 3-5 статьи 96 Федерального закона «О контрактной системе» существуют определенные правила предоставления такого вида гарантий исполнения контракта.

Контракт будет заключен только после того, как потенциальный исполнитель предоставит обеспечение в одной из разрешенных законом форм.

При этом если речь идет о банковской гарантии, она по своему сроку должна превышать срок действия контракта не менее, чем на один месяц с момента полного прекращения действия такого контракта.

Если речь идет о предоставлении денежных средств, то потенциальный исполнитель должен понимать, что внесенные средства в качестве обеспечения будут заблокированы на счету заказчика до момента полного исполнения всех обязательств по контракту.

Внести обеспечение исполнения контракта победитель процедуры должен в срок не более пяти дней с момента получения извещения о признании его победителем (извещение направляется сразу после подписания протоколов подведения полных итогов проведенной процедуры).

Если в указанный срок победитель не предоставил никакого вида обеспечения исполнения контракта, то заказчик признает его уклонившимся от заключения контракта и предоставляет сведения о своем контрагенте в Федеральную антимонопольную службу для внесения такого контрагента в РНП.

Возврат обеспечения по контракту

По правилам действующего в сфере государственных и муниципальных закупок законодательства заказчик обязан в полном объеме вернуть средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения контракта после того, как будут подписаны итоговые документы, подтверждающие факт выполнения всех обязательств, которые были возложены на исполнителя по такому контракту.

Максимальный срок, в течение которого государственный заказчик обязан вернуть полученные средства, не должен превышать пяти дней с момента признания контракта полностью исполненным и перечисления денежных средств в качестве оплаты по такому исполнению.

В том случае, если заказчик не перечисляет средства вовремя, исполнитель вправе подать жалобу на действия заказчика в ФАС, а в случае отказа в рассмотрении – обратиться с иском в суд в соответствии с действующими правилами подачи таких исковых заявлений.

В том случае, если речь идет о возвращении обеспечения для получения уменьшенного объема обеспечения при частичном исполнении контракта, также срок перечисления денежных средств или возврата банковской гарантии составляет не более пяти дней с момента получения соответствующего письма от исполнителя по контракту.

Если речь идет о частичном перечислении денежных средств, то требование о возврате полученного ранее обеспечения должно быть оформлено в виде заказного письма с уведомлением о вручении, исполненного на официальном бланке организации.

В том случае, если заказчик отказывается от выполнения требования о возвращении обеспечения взамен на получение уменьшенного размера, следует получить обоснование причины такого отказа.

Однако действия по удержанию внесенного обеспечения в случае, если исполнитель добросовестно реализует взятые на себя обязательства, являются незаконными и могут быть обжалованы в предусмотренном законом порядке.

Обеспечение исполнения контракта – это специальная гарантия, предусмотренная Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок», которая подразумевает возможности государственного или муниципального заказчика снизить свои финансовые и фактические риски, которые могут быть им понесены в случае, если по каким-то причинам победитель процедуры определения исполнителя по тому или иному контракту нарушит свои обязательства. При этом право на установление требования об обеспечении исполнения контракта дано непосредственно заказчику в рамках определения требований к участникам той или иной закупки.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

В 2019 году внесены изменения в Федеральный Закон №44 (далее — Закон), регламентирующие особенности и порядок проведения закупок в контрактной сфере для государственных и муниципальных нужд. Корректировки внесены на основании Федерального Закона №71 от 01.05.2019 и вступают в силу в период с 1 января по 1 октября 2019 года.

Планирование закупок

В соответствии с ч. 6 ст. 2 ФЗ №71 с 1 июля 2019 года закупочные мероприятия можно производить спустя 1 день с момента внесения изменений в график закупок. График редактируется за день:

Планирование закупок осуществляется посредством формирования плана и графика (ст. 16 Закона). График редактируется в случае необходимости, а также в случаях изменения цены контракта, порядка оплаты и по результатам общественного обсуждения (ч. 13 ст. 21 Закона).

Обоснование закупок

На основании ч. 6 ст. 1 ФЗ №71 будут внесены изменения в порядок обоснования закупок (ст. 18 Закона). Теперь обоснованными признаются закупки, отвечающие критериям нормирования (ст. 19 Закона) и цены контракта (ст. 22 Закона). В связи с этим:

  • предположительно на этапе планирования не потребуется обоснование;
  • оценка обоснованности не осуществляется в ходе мониторинга;
  • исключено обязательство по обоснованию объекта и целевого назначения закупки;
  • исключено обязательство по обоснованию максимальной цены контракта.

Предполагается, что заказчикам потребуется вносить описание, обоснование максимальной цены контракта и проект за 3 месяца до начала закупочных мероприятий.

Соответствующее требование может быть изложено при регламентации условий формирования плана-графика.

Контракт

На основании ч. 19 ст. 1 ФЗ № 71 вводятся новые условия по формированию и обслуживанию контрактов (ст. 34 Закона). Основные изменения:

  • исключено обязательство отчетности по исполненным контрактам;
  • установлена формулировка условий по неустойке;
  • срок оплаты может превышать 30 дней;
  • после расторжения контракта новый может быть заключен без предварительного аукциона;
  • заказчики больше не определяют срок действия гарантии банка;
  • при отзыве лицензии банк обязуется предоставить новое обеспечение в течение 1 месяца;
  • установлены сроки возврата обеспечения;
  • установлены новые правила по уменьшению обеспечения при частичном исполнении контракта.

Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/44/obespecenie-ispolnenia.html

Умный водитель
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: