Современная архитектура и рпц. История храма святой Троицы в Никитниках. Византийская храмовая архитектура

Содержание
  1. Византийская архитектура
  2. Из Рима — в Византию
  3. Константинополь. Византийский парадиз
  4. Религия меняет архитектуру
  5. София константинопольская — символ величия и могущества Византии
  6. Интерьер: на небе или на земле?
  7. Храм Живоначальной Троицы в Никитниках. Московские храмы
  8. Храм Живоначальной Троицы в Никитниках. История
  9. Святой Великомученик Никита Воин. Храм Живоначальной Троицы в Никитниках
  10. Икона Грузинской Божией Матери
  11. Храм Живоначальной Троицы в Никитниках. Владимирская икона Божией Матери “Насаждение древа государства Российского”
  12. Храм Живоначальной Троицы в Никитниках и Симон Ушаков
  13. Архитектура храма Живоначальной Троицы в Никитниках
  14. Храм Троицы в Никитниках, Москва
  15. Исторические сведения
  16. Святыни Троицкой церкви в Никитниках
  17. Престольные праздники
  18. Архитектура Византии
  19. Особенности византийской архитектуры
  20. Шедевры византийского стиля
  21. Интерьер византийских зданий
  22. Влияние на зодчество других стран
  23. София Киевская
  24. Церковная архитектура Новгорода
  25. История храма Живоначальной Троицы в Останкине (стр. 1 из 2)
  26. История храма Живоначальной Троицы в Останкине
  27. Похожие работы

Византийская архитектура

Современная архитектура и рпц. История храма святой Троицы в Никитниках. Византийская храмовая архитектура

Когда в 1204 году европейцы, называющие себя крестоносцами, под предлогом освобождения святынь вероломно ворвались в Константинополь — столицу древней Византии, начался вывоз сокровищ этого государства в Европу. Нескончаемый поток шел в течение пятидесяти лет. К сокровищам относились и памятники византийского зодчества — из их величественных обломков были построены шедевры уже европейской архитектуры.

Из Рима — в Византию

Константин I Великий перенес столицу Римской империи в Византий (Константинополь, ныне Стамбул) и заложил основы нового государства

Архитектура Византии — наследница умений римских зодчих. Зодчие молодого еще государства не стали изобретать ничего нового — они возводили великолепные сооружения, уже бывшие популярными в Вечном городе: дворцы, ипподромы, термы, триумфальные арки, мосты, акведуки. Но для новой религии — христианства — требовался другой тип храма. Поэтому новым типом зданий стали церкви.

Период высшего расцвета культуры Византии пришелся на время царствования императора Юстиниана. При нем строились храмы двух типов: купольные базилики и центрические церкви с куполом на восьми опорах.

Впоследствии широко распространилась другая система храмов — крестово-купольная.

Однако период, когда появились подобные храмы, окончился для Византийской империи печально: Константинополь, ее столица, был взят и разграблен крестоносцами, среди которых преобладали венецианцы.

Они хозяйничали в византийской столице в течение нескольких десятилетий. В результате венецианская архитектура вобрала в себя многие черты византийской.

Империя была восстановлена, но просуществовала после этого сравнительно недолго — до взятия Константинополя турками в 1453 году. Но несмотря на трагическую историю, византийская архитектура оказала огромное влияние на строительное искусство всего христианского мира, в том числе Древней Руси.

Триумфальная арка Константина до сих пор находится в Риме. Она воздвигнута в 312–315 годах, до переноса столицы. Это позднейшая из сохранившихся римских триумфальных арок

Император Юстиниан. Фрагмент мозаики. Базилика Сан-Витале. Равенна. VI в.

Константинополь. Византийский парадиз

Константинополь возник на месте греческой колонии Византий — отсюда и название государства. Благодаря гигантским, по масштабам тех времен, строительным работам город за полвека превратился в один из крупнейших художественных центров Европы и Ближнего Востока.

Главный город молодого государства поражал своим великолепием. При императоре Константине была заложена церковь Святой Софии. Одновременно с первыми церквями в Константинополе была возведена громадная колонна, привезенная из римского храма Аполлона.

Ее венчала статуя самого Константина в образе покровителя искусств, приветствующего восходящее солнце. Из Рима был также привезен знаменитый памятник в честь богини Афины Паллады, в свое время вывезенный римлянами из Афин. Эта колонна была превращена в пьедестал для статуи Константина, а затем и для статуй его преемников.

Внешний облик Константинополя все еще хранил отпечаток языческих времен.

Популярным строительным материалом в Византии была плинфа. Это обожженный тонкий, но при этом широкий, почти равносторонний кирпич. Из плинфы часто строили и в Киевской Руси

К концу царствования императора в его новой столице было построено около 30 дворцов и храмов, более 4000 жилых зданий для знати, ипподром, цирк и два театра, восемь водопроводов, а также тысячи домов для простолюдинов.

При Константине и его ближайших преемниках, которые активно покровительствовали местным мореходам и купцам, были оборудованы удобные гавани, построены причалы и торговые склады.

Вскоре, благодаря новой религии, Византию начали украшать новые по своему облику и конструкции великолепные храмы.

Религия меняет архитектуру

Стоит сказать, что византийцы, как и древние римляне, любили эффектные зрелища. Исключительно пышными были приемы послов и выходы императоров. А позже в Константинополе такого рода церемониал стал присущ и церковным службам. Для них потребовался совершенно новый тип храма.

Церковь Святой Ирины. Константинополь. VI в.

Теперь храм уже не был сооружением, где одиноко стояла статуя божества, как в античную эпоху: он превратился в место для собрания верующих. Там они участвовали в таинстве приобщения к божественному и слушали проповеди.

На первый взгляд, устройство византийского храма, которое легло в основу всей архитектуры христианского мира, очень сложно. Но это скорее из-за названий новых конструктивных элементов храма. На самом деле, в религиозных сооружениях, построенных по образу и подобию византийских, например, в храмах Древней Руси, нет ничего сложного и случайного.

Если представить, что вы смотрите на интерьер храма сверху, становится очевидно, что в плане храм образует крест — символ христианской церкви. Если же, находясь внизу, посмотреть вверх, то на пересечении ветвей креста, в центральной части — средокрестии — можно увидеть купол. Именно поэтому византийские, а затем и древнерусские храмы стали называться крестово-купольными. Совсем не сложно!

Немного позже зодчие стали разделять храм колоннами на три части — три нефа: один центральный и два боковых. Неф, который располагался поперек остальных и вместе с центральным нефом образовывал крест, стал называться трансептом.

Византийские зодчие, стоявшие у истоков христианской архитектуры, установили те каноны, которые в дальнейшем стали основой для классификации церквей. Так, константинопольская София является родоначальницей типа храмов, который позже стал называться центрально-купольной базиликой.

София константинопольская — символ величия и могущества Византии

Константинопольская София — один из самых известных шедевров мировой архитектуры. До постройки Собора Святого Петра в Риме она оставалась самым большим храмом христианского мира.

Собор Святой Софии. Константинополь. VI в.

Церковь Святой Софии была возведена при императоре Юстиниане и должна была усилить его позиции после восстания Ника, которое принесло страшные разрушения. Тогда были уничтожены многие здания, построенные при императоре Константине.

Строителями символа величия и могущества империи стали архитекторы Анфимий из Тралл и Исидор из Милета. К началу возведения храма Софии эти мастера уже имели опыт постройки подобных сооружений.

В ХХ веке в Софии Константинопольской на стенах были обнаружены рунические надписи. Оставили их, скорее всего, наемники, служившие в армии византийского императора

С самого начала строительства со всех концов империи везли в Константинополь строительные материалы: мрамор, гранит, порфир, ценные породы дерева.

Сооружение возводили из тонкого обожженного кирпича — плинфы. Между кирпичами были выложены широкие прослойки цемянки, известной еще римлянам.

Цемянка была уникальным материалом — это известковый бетонный раствор, который, затвердев, становился крепче кирпича.

Стены Святой Софии были обшиты драгоценным цветным мрамором; мраморным был также и пол, над декором которого трудились лучшие художники империи.

Центральное пространство храма было перекрыто грандиозным куполом диаметром почти 33 метра. Столбы, подпирающие навершие (верхушку купола), были сложены из больших глыб известкового камня, скрепленных особым образом. Стены возводились из специальных легких кирпичей, которые уменьшали тяжесть громадного купола. После просушки несколько таких кирпичей весили не более одного обычного.

На кирпичах были оттиснуты слова «Господь да поможет». Может быть, поэтому храм, несмотря на свою драматическую историю, сохранился до сих пор…

Интерьер: на небе или на земле?

Святая София поражает не только громадным куполом, но и своим внутренним пространством. Благодаря конструкции здания и прорезанным в барабане купола окнам кажется, что он словно парит в воздухе.

Собор Святой Софии. Константинополь. VI в. Интерьер

Все пространство храма освещено золотистым сиянием. Византийские мастера добились такого эффекта, покрыв внутреннюю поверхность купола золотой мозаикой. Золотой цвет был выбран не случайно — это символ святости.

Особую декоративность пространству сообщали капители колонн храма, изготовленные из белого мрамора. В архитектурно-художественном образе храма Святой Софии зодчие воплотили представление о вечном и непостижимом божественном начале.

Согласно легенде, император Юстиниан, посетив храм Святой Софии, произнес: «Я превзошел тебя, Соломон!» — имея в виду древний Иерусалимский храм

В истории мировой архитектуры и римский Пантеон, и константинопольская София остались непревзойденными архитектурными шедеврами.

Взяв Константинополь, турки превратили этот собор в мечеть, и с тех пор его облик значительно изменился. Однако храм не утратил основных своих архитектурных особенностей, производя и в наши дни сильное впечатление.

Падение Константинополя вызвало возмущение всей Европы. Но достижения византийского зодчества не канули в лету, а были сполна восприняты всем христианским миром.

ссылкой

Источник: https://SiteKid.ru/kultura_i_iskusstvo/arhitektura/vizantijskaya_arhitektura.html

Храм Живоначальной Троицы в Никитниках. Московские храмы

Современная архитектура и рпц. История храма святой Троицы в Никитниках. Византийская храмовая архитектура

В самом центре Москвы, в двух шагах от Красной площади, почти напротив храма Георгия Победоносца на Варварке, стоит храм Живоначальной Троицы в Никитниках.

Немного у нас осталось таких удивительных церквей, шедевров дивного русского узорочья.

До недавнего времени пройти к нему было очень просто – от Васильевского спуска подняться вверх по улице Варварка и, не доходя до площади Варварских ворот, свернуть налево в Ипатьевский переулок. Можно и от метро “Китай-город” дойти.

Теперь Ипатьевский перегородили воротами, поставили шлагбаумы. Слава Богу, хоть в будний день с 9 до 18 есть щель для пешеходов. В выходные и праздники ворота закрыты на мудрёный электронный засов. И Старую площадь теперь забором перегородили. Благо, что пешеходов ещё пускают на Ильинку и к храму можно пройти по Никитниковскому переулку.

Об этой необыкновенной красоты церкви  очень подробно рассказано на сайте храма. http://www.nikitniki.ru/istoriya.  Это большая подробная статья научного характера. Наш рассказ  предназначен не специалисту, а любопытствующему; мы остановимся лишь на самых ярких моментах истории и архитектуры храма.

Храм Живоначальной Троицы в Никитниках. История

Деревянный храм на этом месте стоял, вероятно, ещё в XVI веке. Называлась церковь «святого мученика Никиты на Глинищах». Скорее всего, она сгорела в пожаре 1626 года. Пожары в ту пору были обычным делом на Москве. Из охваченной пламенем церкви вынесли древнюю храмовую икону великомученика Никиты.

Несколько лет спустя, в 1631-1634 годах, богатый и благочестивый прихожанин, Григорий (Георгий) Леонтьевич Никитников построил нынешний храм во имя Живоначальной Троицы. В храме устроили придел во имя святого великомученика Никиты. То ли по этому приделу, то ли по имени домовладельцев Никитниковых, это место стало называться Никитниками, а храм – Живоначальной Троицы в Никитниках.

Возвели храм близ большого купеческого двора ярославского гостя Никитникова. Разбогатели Никитниковы на рыбном и соляном промысле.

В то время по величине двора мерили богатство и состоятельные жители старались расширить свои земельные владения. Никтитниковы в этом преуспели – их двор распространялся на 37 саженей в длину и 31 сажень в ширину.

Для сравнения скажем, что соседний церковный двор занимал площадь 11 х 19 саженей.

Богат был двор Никитниковых. Павел Алеппский писал, что дом купца по красоте и обширности не уступал роскошным каменным палатам царских дьяков. Кроме каменных палат на их усадьбе стояли многочисленные деревянные хоромы – колодец, баня, конюшня, сараи, амбары, скотный двор. Но из всех построек сохранился лишь храм Живоначальной Троицы.

В память о сгоревшей деревянной церкви, один из пределов нынешнего храма освятили в честь святого великомученика Никиты. Да ещё и имя святого было созвучно фамилии купца. Именно этот придел стал родовой усыпальницей заказчиков храма. Но возможно, что совсем не созвучие имён побудило Никитникова устроить предел во имя этого святого. Ведь именно Никите молятся о богатстве и благополучии.

Святой Великомученик Никита Воин. Храм Живоначальной Троицы в Никитниках

По преданию святой Никита Готский жил на берегах Дуная в IV веке. Он всей душой проповедовал христианство и воевал с язычниками. Но после того, как к власти пришёл предводитель язычников Атанарих, Никиту схватили, мучили и сожгли в 372 году.

Но по легенде, тело святого огонь не опалил, а Атанарих запретил предавать его тело земле. Но благочестивый христианин, друг святого, Мариан, спрятал и похоронил тело святого Никиты в своём доме. И стал дом Мариана богатым и благополучным.

И те дома, где хранят икону великомученика Никиты, почитают и молятся святому, умножаются изобилием и богатством. Никитниковы стремились к благополучию и, вероятно, поэтому, устроили придел святого в храме Живоначальной Троицы.

Так и вышло, хоть храм и считался приходским, но, в первую очередь прославлял и увековечивал семью заказчика.

Икона Грузинской Божией Матери

Первоначально образ Грузинской Божией матери находился в Грузии. В 1622 году во время одного из набегов шаха Аббаса на Грузию персы захватили множество православных святынь в надежде продать их русским купцам. Их чаяния оправдались.

В 1629 году приказчику ярославского гостя Егора (Георгия) Лыткина Стефану Лазареву предложили образ Богородицы, усыпанный жемчугами, унизанный драгоценными камнями. Примерно в то же время Егор Лыткин во сне получил извещение о том, что для него куплен драгоценный бисер и повеление отправить его в дар в Чёрную Гору.

Когда Лазарев привёз хозяину образ Богородицы, купец понял, о каком бисере шла речь в его ночном видении. По совету и благословению патриарха Филарета в 1629 году бесценный образ Богородицы отправили в монастырь на Чёрной Горе на Пинеге Архангельской области.

В том же году монастырь стал называться не Черногорским, а Красногорским, а икона Богоматери – Грузинской, по месту её первоначального нахождения.

В 1654 году, когда в Москве свирепствовала чума, из Черногорской обители в Троицкую церковь привезли чудотворную икону Грузинской Божьей Матери и многие, молившиеся перед этим образом, исцелились.

Перед тем, как вернуть икону в монастырь с неё сделали список и оставили в церкви Живоначальной Троицы в Никитниках. С тех пор многие москвичи называли храм в Никитниках церковью Грузинской Божией Матери.

А в 1904 году в подклете церкви освятили придел в честь этого образа.

Икона не только прославилась многочисленными чудесами исцеления, но в советское время спасла храм от разрушения. Говорят, что когда «вождь народов» узнал, что храм освящён в честь Грузинской иконы Божией матери, он произнёс: «Очень правильное название». И храм не разрушили.

Храм Живоначальной Троицы в Никитниках. Владимирская икона Божией Матери “Насаждение древа государства Российского”

Любопытно, что попытка снести храм предпринималась в ….1871 году. Для расширения строительства деловых зданий необходимо было место, занятое храмом.

Тогда за церковь вступилось московское императорское археологическое общество и не допустило сноса.
Владимирская икона Божией Матери “Насаждение древа Государства Российского” – ещё одна особо почитаемая икона храма.

В храме находится список с образа, написанного Симоном Ушаковым. Подлинник хранится в коллекции ГТГ.

Иконография образа призвана прославлять Великую Заступницу и Покровительницу земли русской. Древо Государство Московского Божием промыслом насадил собиратель русских земель Иван Данилович Калита, а взрастил и поливал виноградную лозу Московский Митрополит Пётр.

Благодатной почвой стал Успенский собор Московского Кремля.

На кремлёвской стене стоят: слева царь Алексей Михайлович, справа царица Мария Ильинична с царевичами – старшим Алексеем Алексеевичем (умер в 16 лет) и младшим Фёдором Алексеевичем, будущим третьим государем династии Романовых.

В медальонах на ветвях древа изображены святые, благоверные князья, блаженные и преподобные Древней Руси.

Хранится в церкви и другой особо почитаемый образ  Казанской (Тобольской) Божией Матери.

Храм Живоначальной Троицы в Никитниках и Симон Ушаков

В 1923 году в храме открыли музей живописца Симона Ушакова. Прославленный изограф в 1657-58 годах написал несколько икон для храма. Рядом с храмом, напротив церкви в Ипатьевском переулке находятся палаты XVII века, их принято называть палатами Симона Ушакова.

Знаменитый московский краевед Сергей Романюк считает иначе. “Однако же они ему не принадлежали: когда надо было спасать редчайшее здание палат от вандалов, то ревнители нашей истории прибегли ко лжи во спасение. Назвали эти палаты именем знаменитого художника, чтобы придать дополнительный вес своим аргументам и таким образом спасти их”, – пишет Романюк в книге “Китай-город”.

На сайте храма сообщается, что имя Симона Ушакова и его родных записано в синодик церкви, что даёт основание думать, что знаменитый царский изограф жил в приходе Никитниковской церкви.

Есть сведения, что  Симон Ушаков был домовладельцем до 1668 года. Сохранилась челобитная иконописца, в которой он сообщает:  «А дворишко у меня малое и в грязи в Китай-городе и хоромишек построить для иконного письма и для учеников негде».

 Просьбу его уважили и С.Ушаков переехал на Посольскую улицу.

Архитектура храма Живоначальной Троицы в Никитниках

“Московско-русский» стиль”- так специалисты определяют архитектурный характер церкви.
Историк архитектуры, Н. В. Султанов так определяет черты этого стиля:

«С помощью технических познаний западных зодчих и тех восточных и византийских художественных элементов, которые были у нее под руками, а также и обоих собственных, Московская Русь создает ту своеобразную и причудливую архитектуру, которая известна под названием «московской». Этот московско-русский стиль достигает своего наибольшего, хотя далеко не полного, развития в XVI и XVII вв. и представляет нам образцы самостоятельного русского искусства».

Самыми яркими примерами московско-русского стиля профессор Султанов называет Покровский собор (храм Василия Блаженого), Дьяковскую церковь, храм Грузинской Божией Матери и Троицкую церковь в селе Останкино.

Храм Живоначальной Троицы в Никитниках очень похож на деревянную теремную постройку. Фасад у неё совсем не правильный, а состоит из отдельных частей.

Четверик храма со всех сторон окружают разные постройки – с востока – алтарь, с запада – колокольня и паперть, с севера – трапезная с приделом святого Николая Чудотворца, а с юго-востока примыкает отдельный придел святого Никиты мученика.

Вся церковь стоит на высоком подклете и это ещё больше делает его похожим на деревянную хоромину.

План церкви Живоначальной Троицы в Никитниках

Храм асимметричен и с разных точек зрения воспринимается по-разному. Если подойти к нему с запада, из Ипатьевского переулка, то перед нами разворачиваются все его части – и высокий четверик и растянутая трапезная, и колокольня и удивительно лёгкий шатёр крыльца.

А с Никитского переулка храм выглядит как стройный сказочный теремок, устремлённый ввысь пятиглавием на высоких барабанах. Световой барабан только один, центральный.

Тот, кому знакомы каменные храмы Ярославля, непременно увидит некоторое сходство в деталях убранства ярославских церквей и храма в Никитниках. В Ярославле в Николо-Надеинском храме колокольня также стоит над северо-западным углом галереи.

А резной орнамент на западном портале очень похож на резьбу деревянных сеней ярославской церкви Ильи Пророка. Наверное, в строительстве церкви принимали участие ярославские каменных дел мастера.

Сам Григорий Никитников был ярославским гостем и вполне мог пригласить своих земляков.

Белокаменный узор храма уравновешен и совсем не перегружен, он оставляет ощущение целостности. А вот характер белокаменных деталей поражает разнообразием. Наличники с валиками, ширинки с цветными изразцами и кокошники поражают разнообразием форм и почти не повторяются.

Такое пышное убранство храма делает его похожим скорее на гражданское здание. Ещё одна «светская» черта в архитектуре храма – его окна.

Они различаются по размеру и расположены неравномерно. Объясняется это разным назначением внутренних помещений.

Убранство порталов и окон южного фасада очень напоминает декор Теремного дворца Кремля. Скорее всего, наряду с ярославскими зодчими в строительстве Никитниковской церкви участвовали и царские мастера. Архитектор Л.В.

Даль и вовсе предполагал, что такой замысловатый вид храму придал не строитель, а иконописец, сам Симон Ушаков.Белокаменное кружево верхних ярусов дополнено цветными изразцами, вероятно, работы белорусских мастеров.

Хочется обратить особое внимание на главный вход, увенчанный шатровым крыльцом. Его украшают двойные арочки с резными гирьками из белого камня.

Источник: https://kraeved1147.ru/trinity-nikitniki/

Храм Троицы в Никитниках, Москва

Современная архитектура и рпц. История храма святой Троицы в Никитниках. Византийская храмовая архитектура

Храм Святой Троицы в Никитниках — уникальное строение, которое может претендовать на одну из красивых церквей Москвы. Гуляя улицами Москвы, невозможно не восторгаться архитектурой церкви Троицы Живоначальной, которая является единственной достопримечательностью самого короткого переулка в столице, Никитникова. Старомосковская святыня буквально спрятана среди современных новостроек.

Исторические сведения

До 1626 года на месте Троицкого храма стояла Никитская церковь, которая сгорела, но икона святого Никиты была спасена.

Купец Григорий Никитников увековечил свое имя в названии московского переулка тем, что в 1628 году начал строительство каменный Троицкий храм. Почти четверть века строительство то начиналось, то прекращалось, менялись декоративные украшения, вносились изменения во внутреннюю отделку.

Храм Святой Троицы в Никитниках, Москва

Параллельно с возведением церкви Святой Троицы купец позаботился и о своем семействе, построив семейную усыпальницу в домовой церкви, которая расположилась в южном престоле великомученика. Никиты. Церковный подклет одновременно служил хранилищем для купеческих товаров. Из домовой церкви попасть в храмовое помещение можно было по специальному переходу.

Другие храмы в честь Святой Троицы:

Благодаря многофигурной, динамичной росписи, сделанной по рисункам Святого Писания голландского художника Бохта, которая создавалась лучшими специалистами своего дела из Оружейной палаты, началось новое направление в русском церковном зодчестве.

Художники Иосиф Владимиров и Симон Ушаков написали шедевры икон, которые украсили местный иконостас. Уникальная картина «Древо государей Российских» стала местной достопримечательностью.

Фрески Симона Ушакова в интерьере верхнего храма Троицкой церкви

Со времени постройки шедевра русского зодчества в дизайне многих московских церквей появились шатровые пристройки, крылечка, колокольни, с декорированными наличниками окон. Если внимательно присмотреться к фасадному окну, выходящему в переулок, можно увидеть уникальную резьбу, на которой изображены попугаи.

Декор Троицкой церкви перекликается с еще одним шедевром зодчества, московским Теремным дворцом, построенным в Кремле в 1636 году. У историков возникали предположения, что именно царские мастера были приглашены на строительство нового храма.

Интересно! До 1926 года Никитников переулок называли Грузинским, хотя с Грузией он не имеет ничего общего. Это название закрепилось за переулком благодаря Грузинской иконе Богородицы, ставшей святыней церкви.

Список чудотворного образа был написан в 1654 году в память об избавлении Москвы от моровой язвы.

1871 год едва не стал последним годом существования красавицы-церкви, когда на ее месте было решено возвести торговые здания.

Торговый комплекс вырос в 1901 году, закрыв своим видом шедевральную постройку XVII века, но это не повредило храму.

Через три года после революции храм закрыли, но не снесли и не разрушили, признав в нем архитектурный памятник культуры первого порядка.

Интерьер нижнего храма Троицкой церкви

Через 14 лет в 1934 году здесь стал работать Государственный исторический музей, затем музей художника, создавшего уникальные шедевры для церкви в Никитниках, Симона Ушакова, с 1963 года здесь работали выставки, демонстрирующие древнерусскую живопись.

Возрождение прихода началось в 1999 году и только через девять лет храм вернули Православной Церкви.

Святыни Троицкой церкви в Никитниках

Жители Москвы и гости города приходят в Троицкий храм поклониться около икон Божьей Матери:

Престольные праздники

Троицкий храм в Никитниковом переулке имеет несколько престолов. Каждый из них отмечает престольный праздник, на который собирается множество прихожан.

  • Грузинский престол 4 сентября почитает основную святыню Троицкой церкви, Грузинскую икону Богородицы.
  • Весной, 21 мая и зимой, 9 декабря прихожане собираются на праздник чествования памяти Иоанна Богослова.
  • 28 сентября благодарные потомки чествуют день памяти Никиты Готфского.
  • 22 мая, весной, и зимой, 19 декабря — праздник Николая Чудотворца, архиепископа Мирликийского.

Богослужение в храме Живоначальной Троицы в Никитниках

Особенно людно в храме в День Святой Троицы, который венчает пасхальные праздники. Этот праздник отмечается на пятидесятый день от Дня Воскресения Господнего, светлого праздника Пасхи.

Источник: http://molitva-info.ru/tserkvi-i-hramy/hram-troitsy-v-nikitnikah-moskva.html

Архитектура Византии

Современная архитектура и рпц. История храма святой Троицы в Никитниках. Византийская храмовая архитектура

Изначально Византия была небольшим городом — центром греческих колоний. Однако в период правления императора Константина влияние Византии многократно возрастает.

В 330 году нашей эры правитель выбирает его в качестве места своего постоянного пребывания. С тех пор город носит название Неа Рома, но чаще его называют Константинополем. Спустя 65 лет город стал постоянной столицей восточного государства.

Купол Кафоликона ( вид из монастыря Ставроникиты)

На тот момент в Византии достигло высокого уровня строительное искусство, в которое органично вплелись мотивы античной архитектуры.

В городе возводятся прекрасные здания, призванные восхвалять величие государства и самого императора, а также постройки религиозно — культового характера — дворцы, триумфальные арки, ипподром, храмы, церкви и различные инженерные сооружения.

Уже в VI столетии были заложены основы новой архитектурной традиции, и возникает собственный монументальный стиль. получивший яркое выражение в храмовых сооружениях.

Монастырь Святого Лазаря в Ларнаке — уникальный образец храма с высокой колокольней

Особенности византийской архитектуры

Главной отличительной чертой византийской архитектуры можно назвать монументальность и сложность конструкций. Кроме этого можно выделить следующие особенности архитектурного облика сооружений:

  • Единство материалов — для возведения зданий всех типов используются кирпичи, соединяемые с помощью раствора. Из них возводили стены и пилоны, делали сводчатые конструкции. Вторым видом строительного материала был природный камень. В процессе кладки стен мастера использовали камень натурального оттенка.

Если в композиции здания сочетались два этих материала, то получался интересный декоративный эффект, в котором слои каменной кладки чередовались с кирпичной.

  • Развитие инженерной мысли — зодчие Византии были хорошими конструкторами, поэтому они изобрели способ равномерного распределения нагрузок от объемных куполов на квадратную в плане основу здания.

С помощью специальных треугольных арок в виде парусов, надстроенных на сторонах квадрата, вся нагрузка распределялась на устойчивые угловые пилоны.

  • Изобретение барабана — так называлась промежуточная вставка в виде цилиндра, размещенная между куполом и стенами. Барабан позволял сделать купол цельным, потому что окна были расположены на его боковых стенах. Именно купол на барабане стал наиболее выразительным элементом архитектуры Византии. В дальнейшем эта система используется зодчими многих стран в разное время.
  • Сводчатые перекрытия — византийские мастера строили центричные сооружения и экспериментировали с различными способами возведения сводов.

Образец здания в византийском стиле

Шедевры византийского стиля

Ярким и наиболее характерным примером развития сводчатой архитектуры в Византии является храм Софии в Константинополе. По своим размерам и роскошной отделке это сооружение стало одной из жемчужин мировой архитектуры.

Храм Софии в Константинополе ( Стамбул)

Композиция храма является центричной в плане, а квадратное пространство его центра накрыто куполом на парусах. Диаметр купола достигает 33 метров, и нагрузка от него распределяется на четыре мощных 23 — метровых пилона. При этом стабильность свода и погашение горизонтальных усилий достигается за счет двух полукуполов, которых с двух сторон по продольной оси храма опираются на те же пилоны.

Другим видом византийских построек является тип купольной базилики, примером которой может служить храм Святой Ирины в Константинополе.

Храм Святой Ирины в Константинополе

В результате слияния архитектуры обоих типов и возникает знаменитая пятикупольная система, возвышающаяся над постройкой в форме равностороннего креста, которая в дальнейшем широко используется во время строительства церквей и храмов.

Интерьер византийских зданий

Для внутренней отделки зданий в Византии используются следующие виды материалов:

  • Стеклянная смальта — мозаикой из разноцветных кусочков смальты облицовывали своды.
  • Мрамор — мозаикой из кусочков мрамора выкладывали удивительно красивые композиции на стенах.
  • Мраморная плитка — использовалась в качестве напольного покрытия.

Благодаря применению материалов высокого качества оформление интерьеров церквей и храмов было роскошным и богатым.

Влияние на зодчество других стран

Опыт и строительные принципы византийских зодчих охотно заимствуют в Европе и Азии, в греческом мире и в славянских областях.

Начало XIII столетия ознаменовалось возникновением новых культурных центров на Крите, в Македонии, в Сербии и Болгарии. В период с XIII по XV века в стилистике архитектуры Византии возводятся также монастыри в Сербии и Греции.

Монастырь Студеница в Сербии

Однако византийский стиль оказывает влияние не только на развитие православного христианского зодчества в славянских странах, но и на характер исламской архитектуры в Сербии и Турции.

В 998 году во времена правления князя Владимира произошло значительное историческое событие — Крещение Руси. В результате этого христианство стало государственной религией. Вместе с новой верой в Киевскую Русь приходит византийское искусство, которое проникает во все сферы церковной жизни.

София Киевская

В середине XI столетия город Киев становится одним из красивейших и богатейших европейских городов. В 1037 году был построен Софийский собор, который считался главным государственным храмом страны. Для Киевской Руси он имел такое же важное значение, как и храм Святой Софии для Константинополя.

Однако создатели Софийского собора в Киеве несколько отошли от византийских канонов. Собор имеет значительные отличия в конструкции и особенностях планировки, а также характеризуется большим количеством куполов — их тринадцать, в отличие от традиционных для Византии пяти куполов.

Софийский собор в Киеве

В процессе строительства происходило постепенное расширение плана, который изначально имел форму греческого креста. Далее, в результате многочисленных перестроек и исправлений были сооружены 9 нефов в десятью апсидами и 13 куполами характерной формы.

Церковная архитектура Новгорода

Похожие архитектурные решения нашли воплощение и в Софийском соборе Новгорода, построенном в 1054 году. Однако его венчают всего пять куполов удивительной красоты.

Софийский собор в Великом Новгороде

Отличительными особенностями архитектуры новгородских церквей XII века являются следующие:

  • Апсиды имеют овальные очертания.
  • Уровень парусов несколько снижен.
  • Арочный фриз используется в качестве декоративного элемента фасадов.

Спустя столетие церковная архитектура Новгорода несколько меняет свой характер, и в XIII веке среди характерных особенностей сооружений можно выделить следующие:

  • Использование полуцилиндрических сводов.
  • Для конструкции зданий характерно наличие единственного купола с четырьмя пилонами.

Таким образом, в архитектуре Киевской Руси появляются свои собственные черты, отличные от византийского зодчества.

Церковь Спаса на Нередице — яркий пример византийского архитектурного стиля

Источник: http://design-fly.ru/stili-arxitektury/arxitektura-vizantii.html

История храма Живоначальной Троицы в Останкине (стр. 1 из 2)

Современная архитектура и рпц. История храма святой Троицы в Никитниках. Византийская храмовая архитектура

  • храмовая икона Ветхозаветной Троицы (1654 г.

    ) — в местном ряду иконостаса (празднование — в День Святой Троицы, переходящая дата),

  • Черниговская икона Божией Матери — в местном ряду иконостаса (празднование — 14 сентября);
  • Грузинская икона Божией Матери — в Свирском Приделе (4 сентября);
  • Феодоровская икона Божией Матери — в центральной части храма (29 августа, 27 марта);
  • Собрание частиц мощей святых угодников Божиих — в центральной части храма.

История храма Живоначальной Троицы в Останкине

Вот уже более трехсот лет прошло с того момента, когда патриарх Московский и всея России Иоаким благословил князя Михаила Черкасского (тогдашнего владельца села Останкино) на строительство новой каменной церкви, взамен старой деревянной, стоявшей в его селе и освященной в честь Троицы Живоначальной.

В новом храме князь собирался добавить два придела во имя Пресвятой Богородицы иконы Тихвинской и Св. Прп. Александра Свирского. Церковь князь Черкасский просил разрешить строить на новом месте, потому как на старом месте в прошлых годах прошло моровое поветрие, и было множество захоронений. Челобитная о строительстве каменного храма была подана князем в сентябре 7186 г.

с сотворения мира (1678 г. от Р.Х.). Село Останкино (Осташково на Суходоле) известно по письменным источникам с 1548 года, после Смутного времени это село стало вотчиной князя Ивана Борисовича Черкасского.

Из письменных документов следует, что в 1617 году здесь была церковь во имя Живоначальной Троицы, пашни, пруд, мельница, слободка Бояркина, двор боярский, речка Копытенка (которая после 1920 г. была заключена в трубу, и теперь над ней и Звездный бульвар).

Церковный штат был небольшим: священник, дьячок для прислуживания в алтаре, и пономарь, он так же был звонарем и мог заменять дьячка, просвирница. В 1625-1627 годах была построена новая деревянная церковь.

Имение перешло во владение князя Якова Кудентовича Черкасского, а после его смерти селом стал владеть князь Михаил Яковлевич Черкасский, который и решил построить взамен старой, обветшавшей деревянной церкви, новую, каменную. Старший сын князя Петр в 1696 году женился на княжне Марье Борисовне Голицыной (дочери наставника царя кн.

Голицына), а младший – на Аграфене Львовне Нарышкиной, дочери дяди царя Петра. Князь Черкасский был крупнейшим землевладельцем, во владении его находилось 9083 двора. Останкино было в XVII веке главной подмосковной усадьбой Черкасских. На протяжении всей своей жизни князь Михаил Черкасский много строил, в 1667 году он построил церковь во имя св.

Николая Чудотворца в Ново-Спасском монастыре, церковь во имя св. Николая Чудотворца с приделом св.

Алексия, митрополита Московского в селе Никольском на реке Зинке (где теперь Химки); новую каменную церковь во имя Владимирской иконы Божией Матери на территории Кремля; церковь Живоначальной Троицы в Останкине; каменную церковь Рождества Христова в селе Осташково на Клязьме; Троицкий Островоезерский монастырь в Ворсме; деревянную церковь в с.

Ивани; каменную церковь в Томске, где он завел первые кирпичные заводы и возвел первые каменные здания. Главной подмосковной резиденцией Черкасских было Останкино. Всего в версте от него находилась Троицкая дорога, ведшая в Лавру преподобного Сергия, и царское село Алексеево.

Новый храм, расположенный в непосредственной близости от усадьбы, был домашней церковью Черкасских, имел три придела: северный придел, освященный 03 февраля 1683 году во имя Тихвинской иконы Божией Матери , южный- во имя св. Александра Свирского, освящен 01 августа 1691 года; центральный- во имя Живоначальной Троицы, освящен 03 июня 1692 года, этим же годом датируется иконостас.

Не раз знатные особы, в том числе и члены царской семьи останавливались по пути в Троице-Сергиеву Лавру в усадьбе Черкасских, молились в их домашней церкви. Известно, что в 1856 году перед прибытием императора Александра Второго «для жительства в доме местного владельца и говения в храме села Останкина» иконостас был возобновлен, иконы в нем поправлены.

Иконостас церкви Троицы Живоначальной в Останкине интересен тем, что состоит из девяти ярусов, рамки на иконах оформлены сквозной высокой золоченой резьбой; колонки, перехваченные на треть от основания барочным кольцом, витые или обвитые резными виноградными лозами.

Внешне и по звучанию иконостас в целом походит на орган — невиданный в православных храмах новый инструмент, в котором иконные проемы разновелики по высоте и длине, имеют разную конфигурацию, и ни один из рядов не повторяет другого. В XVIII веке Останкино продолжало оставаться главной подмосковной резиденцией Черкасских.

Но с перенесением столицы в Санкт- Петербург, владельцы не часто бывали в своей усадьбе. Однако, в 30-е годы Останкино вновь обретает былое значение. Князя Черкасского уже не посылают по службе в Сибирь, и летнее время он с семьей проводит в Останкине.

В июле 1730 проездом в Троицкий монастырь, посещает усадьбу Черкасских императрица Анна Иоановна, а в 1742 году (четыре раза: 10 и 20 июля, 28 сентября и 27 октября) князь Алексей Михайлович Черкасский принимал Елизавету Петровну. Князь скончался в том же году 04 ноября.

После его кончины осталась горячо им любимая дочь Варвара, камер – фрейлина Ее Императорского Величества, которую сам Петр Первый учил стрелять из лука, перед которым она танцевала менуэт, и которую в январе 1743 г. княгиня Марья Юрьевна Черкасская выдала замуж за графа Петра Борисовича Шереметева. Молодые переселились в Кусково, и Останкино на время погрузилось в исторический сон.

До кончины графини Варвары Алексеевны в 1767 г. храм оставался в неприкосновенности, так как Останкино и Троицкая церковь были для нее святыней. Но после Петр Борисович изменяет внешний облик храма, возобновился иконостас, появляются новые иконы, новые святыни. В 1788 умирает граф, оставив Останкино сыну Николаю.

С наступлением нового, XIX века, Шереметевы перебираются в Петербург, где вскоре в родах умирает молодая графиня.

Безутешный граф жертвует на строительство богоугодных заведений, возводит крупнейший странноприимный дом, в котором бесплатно, на средства графа в течение трех дней могли проживать, питаться и получать медицинскую помощь огромное число паломников (ныне это всем известный Институт Скорой помощи им. Склифосовского).

Спустя шесть лет умирает и сам граф, имение переходит по наследству к малолетнему сыну князя Дмитрию Николаевичу, при котором храм вновь ремонтируется, реставрируется, резко изменяется состав иконостаса, заново расписываются стены. В 1851 году была расписана паперть, на следующий год главный алтарь.

Останкино той поры было одним из прелестнейших мест ближнего Подмосковья, в его рощах любили прогуливаться люди всякого звания и сословья. С 30-х годов открывается для прогулок всех желающих увеселительный сад, флигеля сдаются разного звания московским жителям на лето. Граф Димитрий Николаевич часто навещает усадьбу.

В одно из посещений Останкина Императором Николаем Первым он, будучи вместе с графом на балконе усадьбы, посетовал, что роща, растущая за прудом, мешает любоваться видом на Москву. В следующий свой приезд императору с балкона открылась просека с видом на колокольню Ивана Великого в Кремле.

В 1856 году император Александр Второй при восшествии на престол выбрал Останкино местом говения императорской четы. Весь храм был возобновлен, иконы поправлены, наружные стены и кровля перекрашены, живопись на внутренних стенах промыта, кресты позолочены. 18 августа 1856г.

царская семья прибыла в храм, был прослушан молебен с провозглашением многолетия, царственные особы приложились к кресту, были окроплены святой водой. Затем в глубоком уединении постом и молитвой императорская чета готовилась к торжеству коронования и миропомазания. 25 августа, отслушав литургию, царская семья отбыла в Москву.

На следующий день в Успенском соборе Кремля состоялось венчание на царство. Граф Дмитрий Шереметев был благочестив и нищелюбив, часто бывал на поклонении святыням. Летом 1866 года им был привезен в Останкино чудотворный образ — Иверская икона Божией Матери.

В храме была отслужена литургия, затем крестный ход с чудотворной иконой проследовал во дворец, где был отслужен водосвятный молебен. Потом икону носили по домам местных жителей, всего состоялось семнадцать молебствий. В тот же день, к вечеру икону возвратили в Москву. В 1875 году новым владельцем имения графом Александром Дмитриевичем Шереметевым ассигнуются работы по ремонту и наружной реставрации храма. Заново открытые формы архитектуры и убранства церкви так понравились, что было решено выполнить ее подробные чертежи и планы, как памятника архитектуры и зодчества. В 1919 году приход по бедности и малолюдству вынужден был спуститься из верхних храмов в подклет, где был освящен престол во имя св. Николая. 23 апреля 1922 года из храма изъяли ценности, при этом вес окладов с икон и Евангелий составил 4 пуда 1 фунт 12 золотников серебра. В 20-е годы храм претерпевает крайнюю нужду и бедность. Предположительно в 1930 году приход был упразднен, а храм перешел во владение Антирелигиозного музея искусств совместно с финансовым отделом Дзержинского района Москвы. Наркомпит складировал в подклет храма картофель. С января 1935 года музей получает храм в свое ведение, лучшие памятники храма были расхищены. Церковь демонстрировалась музеем как памятник архитектуры XVII века. С начала Великой Отечественной войны музей был закрыт, в храм перенесли все наиболее ценное имущество из дворца; с тех пор помещение храма служило хранилищем. В 1970-е годы началась реставрация иконостасов, стенописи, ремонт кровли, фасадов. В 1980-е годы в церкви устраивали концерты духовной и светской музыки XVIII века в исполнении камерного ансамбля. 23 марта 1991 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси АлексийII освятил престол в честь Святой Живоначальной Троицы. 31 декабря 1994 г. архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий освятил южный придел во имя св. прп. Александра Свирского. 14 августа 1996 г. архиепископ Истринский Арсений освятил северный придел во имя Тихвинской иконы Божией Матери. На протяжении почти девяти лет здесь находилось подворье Свято — Введенского монастыря Оптина Пустынь, а ныне Патриаршее подворье. За эти годы трудами и молитвами духовенства храма, его настоятеля, была создана довольно крупная православная община в приходе. Прихожане помогают в восстановлении храма, в его благоустройстве. Паства во главе с духовенством неустанно молится о спасении России и всех христиан православных. И в трудные моменты, во время штурма Телецентра, и во время пожара в Останкинской телебашне, грозившей упасть на жилой микрорайон, и в будни , и в праздники, братия молится о нас.

Информация о работе «История храма Живоначальной Троицы в Останкине»

Раздел: Москвоведение Количество знаков с пробелами: 10148 Количество таблиц: 0 Количество изображений: 1

Похожие работы

Храмы Живоначальной Троицы в Москве

15296

0

0

… икона Божией Матери. Потомок князей Черкасских – Н. Шереметев – при Странноприимном доме, который он возвел в память своей жены Прасковьи Жемчуговой, также посвятил храм Живоначальной Троице.

На северо-западе Москвы находится один из красивейших храмов столицы, а прежде это был сельский храм, – Троицы Живоначальной в Троице-Лыкове (Строгино). Он построен в 1694–1697 гг.

в стиле московского …

Мой любимый уголок Москвы — дворец-усадьба «Останкино»

22371

0

0

т моего дома, в транспортном отношении оно легко доступно и хорошо знакомо. Именно поэтому я и взяла эту тему.

Исторический очерк Усадьба «Останкино» — уникальный по сохранности памятник русской архитектуры XVIII века, расположенный в северной части Москвы.

Когда-то подмосковная, эта усадьба располагается теперь в 20 минутах езды от Кремля и привлекает любителей прекрасного строгими формами …

Роль изографа Никиты Павловца в русской истории XVII века

36234

0

0

… Ильин, но главный огромный образ Знамения под аркой писал сам Никита. В 1672 по заказу В.М.

Хитрово была построена церковь в Братцеве, которую украсили иконная ряда лучших изографов, в том числе Никиты Павловца. В 1673 году вместе с Ф.Зубовым (кстати после кончины С.Ушакова в 1686г.

он станет руководителем цеха царских изографов) Н.Павловец написал икону «Живоносный источник» государю в хоромы и …

Источник: https://mayak-travel.ru/hramy-i-svyatye-istochniki/cerkov-troicy-v-ostankino.html

Умный водитель
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: