Профессиональные стандарты с года в культуре. Кто составляет профессиональный стандарт педагога и другие. Обязательность применения профстандартов

Содержание
  1. Статья. Кто обязан применять профессиональные стандарты. Инструкция для работодателя
  2. 1. Если в законе есть требования к квалификации работника
  3. Что делать работодателям:  
  4. 2. Если работникам положены льготы, компенсации, ограничения
  5. Что надо знать о части 2 статьи 57 Трудового кодекса? Советы работодателю
  6. Вариант 1: использовать профстандарты как основу, рекомендательно:
  7. Вариант 2: использовать профстандарты обязательно:
  8. Внедрение профстандартов в организации: что делать работодателю?
  9. Рабочая группа по внедрению профстандартов
  10. Если работник не соответствует профстандарту — проводите аттестацию
  11. Профстандарт «Педагог»: разъяснения юриста
  12. Сроки введения профстандартов
  13. Ответственность за неприменение профстандарта
  14. Особенность используемой терминологии
  15. Основные последствия введения профстандартов
  16. В какие локальные нормативные акты будут внесены изменения в процессе введения профстандартов?
  17. Можно ли уволить сотрудника, который не соответствует профстадартам?
  18. Профессиональный стандарт педагога в 2019 году
  19. 3 главные особенности профессионального стандарта
  20. 1. Профессиональный стандарт призван дать определение современного педагога
  21. 3. Новые возможности карьерного роста

Статья. Кто обязан применять профессиональные стандарты. Инструкция для работодателя

Профессиональные стандарты с года в культуре. Кто составляет профессиональный стандарт педагога и другие. Обязательность применения профстандартов

Когда работодатель обязан применять профстандарт? Где это сказано? Разберем требования закона.

Обучение в Контур.Школе

Повышение квалификации и профпереподготовка для бухгалтеров и кадровых специалистов

Выбрать курс

Есть ошибочное мнение, что применять профстандарт обязаны организации, у которых определенная организационно-правовая форма собственности. Например, бюджетники применять профстандарты обязаны, а коммерческие организации или индивидуальные предприниматели — нет. Это не так.

Обязанность применять профстандарты не зависит от организационно-правовой формы. Нет поблажек для ИП или малых предприятий.

1. Если в законе есть требования к квалификации работника

Работодатели обязаны применять профессиональные стандарты, если в Трудовом кодексе, ином федеральном законе или нормативно-правовом акте указаны требования к квалификации работника. Такой вывод следует из формулировки статьи 195.3 Трудового кодекса «Порядок применения профессиональных стандартов». 

В таблице ниже — несколько ярких примеров профессий, для которых есть требования к квалификации работников.

Категория работников Где установлены требования к квалификации Вывод
Педагогический работникст. 331 ТК РФ, ст. 46 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»Педагогические работники обязаны соответствовать требованиям к квалификации, прописанным в законе, ТК РФ и профессиональных стандартах для педагогов
Главный бухгалтер в открытых акционерных обществах, страховых организациях, негосударственных пенсионных фондах, акционерных инвестиционных фондах, управляющих компаниях паевых инвестиционных фондов и иных организациях, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах, органах управления государственных внебюджетных фондов, в том числе территориальныхч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»Для главного бухгалтера организаций, перечисленных в ч. 4 ст. 7 Закона о бухучете, обязательны требования к квалификации, установленные профессиональным стандартом «Бухгалтер» (утв. приказом Минтруда России от 21.02.2019 № 103н)
Работники в сфере госзакупок по закону № 44-ФЗч. 6 ст. 38, ч. 5 ст.39 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»Квалификация работников контрактной службы, контрактного управляющего в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд должна соответствовать требованиям Закона № 44-ФЗ и профстандартам в этой сфере:

Что делать работодателям:  

  1. Быть внимательными и не пропустить требования к квалификации некоторых работников. Эти требования могут быть «разбросаны» где угодно: в ТК РФ, федеральных законах, нормативных правовых актах РФ. Если такие требования есть — работодатель обязан их учесть.

    Если существующие работники им не соответствуют — работников надо «подтянуть», а новые кадры набирать с учетом требований профстандартов.  

  2. Проверять наличие принятого профессионального стандарта для соответствующих работ.

     В федеральных законах, нормативных правовых актах требования к квалификации зачастую даны в общем виде, а в профессиональном стандарте конкретизирован вид образования, направление подготовки и т.п. Например, в Федеральном законе № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» для главного бухгалтера ОАО и иных организаций, указанных в ч.4 ст.

    7, установлено требования к наличию высшего образования и определенного опыта работы. В профессиональном стандарте «Бухгалтер» требование к образованию дополнено прохождением главным бухгалтером дополнительных профессиональных программ – повышение квалификации, программы профессиональной переподготовки.

     

Реестр профессиональных стандартов ведет и обновляет Минтруд России. Тексты профстандартов размещены на сайте Минтруда России, а также в справочно-правовых базах. Вот несколько примеров:

2. Если работникам положены льготы, компенсации, ограничения

Работодатель должен быть в курсе требований статьи 57 Трудового кодекса.

Здесь нас интересует следующая оговорка: если выполнение работ связано с предоставлением льгот и компенсаций или для работников есть ограничения, то и наименование должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать квалификационным справочникам или профессиональным стандартам.

Пример: работник имеет право на льготную пенсию — в этом случае работодатель должен при переименовании должностей опираться на квалификационные справочники или профстандарты, если они уже появились.

Что надо знать о части 2 статьи 57 Трудового кодекса? Советы работодателю

Комментирует Евгения Конюхова, эксперт по трудовому законодательству:

«Норма части 2 статьи 57 Трудового кодекса не является новой и действует с начала существования Трудового кодекса. Напомню, в декабре 2013 года к квалификационным справочникам добавились профессиональные стандарты.

Связано это, прежде всего, с тем, что некоторые должности, профессии, специальности в квалификационных справочниках не обновлялись более 25 лет и во многом не соответствуют современным требованиям.

 На практике работодатели могут столкнуться с тем, что по одной должности, профессии или специальности есть одновременно и квалификационный справочник, и профессиональный стандарт.

На что ориентироваться при выборе наименования должности, профессии, специальности и определении квалификационных требований к ним? – работодатель принимает это решение самостоятельно. Норма является альтернативной, т.е. предполагает право выбора (письмо Минтруда России от 04.04.2016 № 14-0/10/В-2253).

Внимание: если с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот, либо есть ограничения, то работодатель обязан привести наименование должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним в соответствии с требованиями квалификационного справочника или профессионального стандарта.

Такое «переименование» необходимо проводить через процедуру перевода. Вносить изменения в штатное расписание:

  • добавлять новые наименования должностей, профессий, специальностей;
  • подписывать дополнительное соглашение к трудовому договору о переводе;
  • со дня, когда работники будут переведены на новые должности, профессии, специальности можно исключать из штатного расписания старые наименования».

Вариант 1: использовать профстандарты как основу, рекомендательно:

  • если работодатель не нашел требований к квалификации своих работников в федеральном законе, ТК РФ, ином нормативно-правовом акте РФ, и
  • работа по определенным должностям, профессиям, специальностям не предполагает компенсации, льготы либо ограничения.

В этом случае работодатель сам решает, в каком объеме он будет ориентироваться на профстандарт, от первой до последней строчки или всего на одно предложение. Этот выбор — на ответственности работодателя.

Вариант 2: использовать профстандарты обязательно:

  • если работодатель нашел требования к квалификации своих работников в федеральном законе, ТК РФ, ином нормативно-правовом акте РФ;
  • если работа по определенным должностям, профессиям, специальностям предполагает компенсации, льготы либо ограничения.

Но! Работодатель вправе учитывать не все требования профстандарта, а только требования к наименованию должности (в случаях предусмотренных ч.2 ст. 57 ТК РФ) и требования к квалификации (знания, умения, опыт работы).

В остальной части — описание трудовой функции, трудовых действий — по желанию.

Например, работодатель определяет самостоятельно, в каком объеме он возьмет из профстандарта описание трудовой функции для составления должностной инструкции.

Далее в статье читайте рекомендации по внедрению профстандартов. Эти советы актуальны для тех работодателей, кто обязан применять профстандарты, а также для тех, кто хочет ввести их добровольно.

Внедрение профстандартов в организации: что делать работодателю?

Для работы понадобится информация о наличии профессиональных стандартов и их применении (размещены на сайте Минтруда России).

Рабочая группа по внедрению профстандартов

Для внедрения профессиональных стандартов работодателю необходимо создать рабочую группу. Задача группы — разработать план по применению профстандартов у работодателя. Рабочая группа создается приказом руководителя. Количество и состав членов рабочей группы определяет исключительно работодатель.

Рекомендуется включать в рабочую группу экономистов по труду или тех работников, которые ответственны за разработку штатного расписания, специалистов по управлению персоналом, юристов, возможно руководителей структурных подразделений.

В плане по переходу на профессиональные стандарты подробно необходимо прописать действия, сроки и ответственных за каждый этап лиц.

Первое, что предстоит сделать рабочей группе, это соотнести должности, имеющиеся у работодателя, с профессиональными стандартами. Это самая глобальная и трудоемкая работа, т.к. при этом нельзя опираться только на название должности (профессии) в штатном расписании и название самого профессионального стандарта.

Необходимо найти те профессиональные стандарты, которые могут потенциально подойти под должности (профессии) указанные в штатном расписании.

Для этого нужно соотносить основную цель профессиональной деятельности по стандарту (графа «Основная цель вида профессиональной деятельности» профессионального стандарта) с целью работы по должности (профессии) у работодателя, дополнительно обращая внимание на графу «Группа занятий» в разделе общих сведений.

После того, как будут соотнесены должности, профессии, которые есть у работодателя, и выявлены профессиональные стандарты, которые подлежат применению, рабочая группа составляет отчет. В отчете надо отразить перечень принятых профессиональных стандартов, по которым есть виды деятельности у работодателя. Этот перечень станет основой для дальнейших действий.

Если работник не соответствует профстандарту — проводите аттестацию

На практике не все работники могут подойти под требования, изложенные в профстандартах.

Пример: работник занят на видах работ, названных в ст. 30 Федерального закона  от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», например, на подземных работах. Должность работника должна называться так, как указано в профессиональном стандарте или квалификационном справочнике.

А его знания, умения, опыт работы должны соответствовать квалификационным требованиям, приведенным в профстандарте. Работодатель выяснил, что есть работник, занимающий определенную должность, и есть требования профстандарта, но работник им не соответствует.

Что делать с таким работником?

Увольнять по причине несоответствия профстандарту нельзя. Работодатель может провести аттестацию.

Для этого придется разработать целую систему локальных нормативных актов, которая описывает процедуру, порядок проведения аттестации.

Надо будет создать комиссию, определить критерии, по которым будем оценивать работника. По итогам аттестации комиссия сделает выводы: соответствует работник занимаемой должности или нет.

Допустим, работник не соответствует квалификационным требованиям. Можно ли уволить по этой причине? – этот вопрос остается сегодня открытым.

Но работодатели должны учесть, что проводить аттестацию надо не с целью избавиться от «лишних» сотрудников, а с целью установить, кого из них направить на обучение и повышение квалификации.

Цель должна быть благой — довести существующих работников до требуемого уровня.

Важно: работодатели могут принять решение и направить работников на курсы по повышению квалификации или переподготовку в целях достижения соответствия требованиям профстандартов.

Но это право, а не обязанность работодателя! Работодатель сам определяет необходимость подготовки (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования работников (ст. 196 ТК РФ, п.

 11 Информации Минтруда от 04.04.2016).

Новых работников, которых будем принимать после 1 июля 2016 года, надо четко отбирать по установленным квалификационным требованиям, которые прописаны в профстандартах. Это относится исключительно к работодателям, для работников которых:

  1. в Трудовом кодексе, ином федеральном законе или нормативно-правовом акте указаны требования к квалификации

и (или)

  1. в соответствии с частью 2 статьи 57 ТК РФ выполнение работ связано с предоставлением льгот, компенсаций или для работников есть ограничения.

Все остальные работодатели применяют профстандарты в качестве основы — для них профессиональные стандарты рекомендательные, а не обязательные.

Источник: https://School.Kontur.ru/publications/237

Профстандарт «Педагог»: разъяснения юриста

Профессиональные стандарты с года в культуре. Кто составляет профессиональный стандарт педагога и другие. Обязательность применения профстандартов

Актуальный материал: «Министерство просвещения разъяснило порядок применения профстандарта «Педагог»»

Уважаемые коллеги! Юрист профсоюза ответил на многие ваши вопросы, но он не может делать это на постоянной основе. В обязательном порядке мы консультируем только членов профсоюза. Поищите ответ на ваш вопрос в тексте статьи и среди комментариев.

Чаще всего нам поступают вопросы о возможности преподавать не тот предмет, который значится в дипломе об образовании. Ответ на него содержится в разделе 5 «Основные последствия введения профстандартов». Вам нужно посмотреть, относится ли полученная вами специальность к укрупненной группе специальностей согласно Общероссийскому классификатору.

Материалы по теме:

Хорошая новость: введение профстандарта «Педагог» переносится на 1 сентября 2019 года

Минюст не зарегистрировал приказ Минтруда о переносе сроков введения профстандарта «Педагог»

Введение профстандартов: ответы юриста профсоюза на часто задаваемые вопросы 

Сроки введения профстандартов

С 1 января 2017 г. вступает в силу Приказ Минтруда от 18 октября 2013 г. № 544н, которым утверждается профессиональный стандарт «Педагог» («педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования (воспитатель, учитель)»).

Это означает, что работодатели (руководители образовательных учреждений) обязаны применять его при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда.

Пока известно о двух приказах Минтруда, которые переносят сроки введения профстандаров в образовательной сфере: приказ № 745 от 15.12.2016 г. «О внесении изменения в профстандарт «Педагог» (которым переносится дата вступления в силу на 01.09.2019) и приказ Минтруда от 26.12.

2016 № 835н «О внесении изменений в профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (которым переносится вступление профстандарта на 01.01.2018).

Приказы, по всей видимости, не прошли регистрацию в Минюсте, поэтому найти их текстов в правовых базах пока не удалось.

Вместе с тем, Постановление Правительства РФ от 27 июня 2016 года № 584 устанавливает до 1 января 2020 г. переходный период для всех профстандартов. Таким образом, до начала 2020 г.

работодатель в соответствии с утверждённым им планом перехода на профстандарт осуществляет выбор того документа, который подлежит применению в образовательном учреждении.

К концу переходного периода планы должны быть реализованы, а все педагогические работники образовательного учреждения должны соответствовать требованиям профстандарта.

К каким категориям работников относится профстандарт «Педагог»

Он относится к преподавателям в дошкольных учреждениях, начальной и средней школе, системе специального образования и обучения.

Профстандарт «Педагог» НЕ относится к педагогам дополнительного образования, педагогам-психологам, тьюторам, методистам.

Ответственность за неприменение профстандарта

Ответственность за несоблюдение требований профстандартов установлена ст. 5.27 КоАП РФ «Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права».

В соответствии с положениями статьи ответственность за однократное нарушение установлена в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 000 до 5 000 руб., а для юридических лиц от 30 000 до 50 000 руб.

При повторном нарушении на должностных лиц может быть наложен штраф в размере от 10 000 до 20 000 руб. или дисквалификация на срок от 1 до 3 лет. Для юридических лиц штраф увеличивается до 50 000 — 70 000 руб.

Особенность используемой терминологии

Под квалификацией работника в ст. 195.1 ТК РФ понимается уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. В свою очередь профессиональный стандарт является характеристикой квалификации, необходимой работнику для осуществления определённого вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определённой трудовой функции.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23 «О правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» Министерство труда и социальной защиты РФ координирует разработку стандартов (п. 2).

Профессиональные стандарты применяются работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда (п. 25).

Приказом Минтруда от 12.04.2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» утверждено описание девяти уровней квалификации работников. К педагогическим работникам применяются 5 уровень (для воспитателей ) и 6 уровень (для учителей).

Для каждой трудовой функции в профстандарте используется кодовый номер. Он состоит из двух составляющих: буквенного обозначения и цифрового. Буква означает обобщённую трудовую функцию, а цифра — трудовую функцию.

Трудовая функция, в свою очередь, включает в себя три составляющих: трудовые действия, необходимые знания и необходимые умения.

Таким образом, новые требования к деятельности педагогических работников вместо прежнего Единого квалификационного справочника будут устанавливаться в описании трудовой функции в профстандарте.

Основные последствия введения профстандартов

С введением профстандартов преподаванием соответствующих предметов и дисциплин смогут заниматься только те работники, которые обучались по соответствующим направлениями. Однако, не совсем понятно, что должно пониматься под «направлением».

Некоторые специалисты предполагают, что под направлением следует понимать точное соответствие направления подготовки и преподаваемой дисциплины (физик сможет преподавать только физику, но не информатику). Другие же указывают, что под направлением понимается укрупнённая группа в понимании Приказ Минобрнауки от 12 сентября 2013 г. N 1059 и Приказ Минобрнауки от 12 сентября 2013 г.

N 1061. То есть лицо, получившее образование в области математики сможет вести все дисциплины, соответствующие математическим и естественным наукам, а именно математику, физику, информатику и т. д. Поскольку в соответствии с п.4 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 12 сентября 2013 г. N 1059 г.

Москва «Об утверждении Порядка формирования перечней профессий, специальностей и направлений подготовки» профессии, специальности и направления подготовки, относящиеся к одной профессиональной области, при формировании перечней объединяются в укрупнённые группы профессий, специальностей и направлений подготовки. (См. Общероссийский классификатор специальностей по образованию.

Образование будет соответствовать преподаваемому предмету, если находится с ним в одной укрупненной группе. Укрупненная группа обозначается в классификаторе 2-м и 3-м знаками.)

Весьма спорным является мнение о том, что учителя начальных классов не смогут работать воспитателями в дошкольных учреждениях и наоборот без дополнительной переподготовки.

Во-первых, профстандарты устанавливают одинаковые требования к образованию и обучению воспитателя и учителя.

Во-вторых, различия между педагогической деятельностью по реализации программ дошкольного образования и реализации программ начального школьного образования касается лишь различных трудовых функций и уровней квалификации.

Следует отметить, что в соответствии с Приказом Минтруда от 5 августа 2016 г. № 422н «О внесении изменений в профессиональный стандарт «Педагог» внесены изменения в требования к образованию и обучению.

Теперь для учителя это высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупнённых групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации. А для воспитателя: высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупнённых групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки», либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации. Таким образом, требования были приведены в соответствие с Единым квалификационным справочником. Таким образом, распространённое мнение о том, что учитель обязан иметь образование или проходить переподготовку в области педагогических наук не соответствует последней версии требований профстандарта.

Значительная часть деятельности, которая раньше фиксировалась в Положениях о стимулировании и дополнительно поощрялась, теперь является обязательной трудовой функцией педагога и должна оплачиваться из оклада.

Так, теперь преподаватель обязан владеть такими компетенциями как работа с одарёнными детьми, девиантными детьми, с теми, для кого русский язык не является родным, а также компетенциями в области инклюзивного образования.

Педагог должен уметь взаимодействовать с другими специалистами: психологами, дефектологами, социальными работникам, а также обладать ИКТ навыками.

В какие локальные нормативные акты будут внесены изменения в процессе введения профстандартов?

Положение об аттестации (в связи с вступлением в силу ФЗ «О независимой оценке квалификации» и необходимостью проводить аттестацию в соответствии с требованиями профстандартов);

Положение об обучении (в связи с изменением трудовых функций педагога);

Положение о премировании (о стимулировании) (в связи с изменением трудовых функций педагога и появлением у него среди обязательных функций тех, за которые раньше предполагались стимулирующие выплаты);

Положение о структурных подразделениях;

Штатное расписание (в связи с требованиями к квалификациям педагогов-предметников, преподавателей начальной школы, русского языка, математики);

Должностные инструкции (в связи с изменением трудовых функций);

Трудовые договоры (в связи с изменением трудовых функций и оплаты труда).

Можно ли уволить сотрудника, который не соответствует профстадартам?

Положения трудового законодательства не позволяют уволить сотрудника просто так. Если он не соответствует профстандарту для занимаемой им должности, то ему должны предложить (при наличии) другую должность.

Также работодатель может отправить работника на профессиональную переподготовку. В соответствии со ст.

 196 ТК РФ подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Работникам, проходящим подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Следует отметить, что Министерством образования и науки РФ совместно с Профсоюзом работников народного образования и науки РФ издано письмо № 08-415 от 23 марта 2015 г. «О реализации права педагогических работников на дополнительное профессиональное образования», в котором, в частности, указывается, что «Работодатель не вправе обязывать работников осуществлять ДПО за счет их собственных средств, в том числе такие условия не могут быть включены в соответствующие договоры». Вместе с тем, данное письмо не является нормативным актом и не носит обязательного характера.

Если работник отказывается от перевода на другую должность или прохождения переподготовки, то до января 2020 г. с работником ничего сделать не могут.

Вместе с тем, с окончанием переходного периода все работники, находящиеся на должностях педагогических работников должны соответствовать требованиям профстандарта. Таким образом, с января 2020 г.

работника могут направить на независимую оценку квалификации для получения сертификата соответствия (ФЗ «О независимой оценке квалификации» вступает в силу с 01 января 2017 г.).

Независимая оценка квалификации, в случае осуществления её по направлению работодателя, проводится за счёт работодателя центром оценки квалификаций. Конкретный порядок проведения оценки утверждается Постановлением Правительства РФ от 16.11.

2016 N 1204 «Об утверждении Правил проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена».

В тридцатидневный срок соискателю выдаётся свидетельство о квалификации (в случае успешного прохождения экзамена) или заключение о прохождении квалификационного экзамена (в случае неуспешного прохождения экзамена). В настоящий момент свидетельства о квалификации носят бессрочный характер.

Таким образом, если по результатам независимой оценки квалификации работник получил свидетельство о соответствии, то он не может быть уволен из организации на основании несоответствия профессиональным стандартам.

При этом, не следует смешивать понятия «аттестации на соответствие занимаемой должности» и «аттестацию на соответствие профессиональному стандарту». В случае, если педагог не пройдёт независимую оценку квалификации, то о может быть уволен по ст. 81 ч.

 3 «вследствие недостаточной квалификации, подтверждённой результатами аттестации».

Юрий Варламов, юрист МПРО «УЧИТЕЛЬ»

Источник: https://pedagog-prof.org/zashchita-prav/prava-pedagogov/profstandart-pedagog-raz-yasneniya-yurista

Профессиональный стандарт педагога в 2019 году

Профессиональные стандарты с года в культуре. Кто составляет профессиональный стандарт педагога и другие. Обязательность применения профстандартов
Профессиональный стандарт педагога является частью обновленной национальной системы квалификаций. Они представляют информацию о требованиях к квалификации. Это своего рода база оценки квалификации и труда педагогического работника. Профессиональные стандарты пришли на смену устаревшим должностным инструкциям.

В них содержится информация о профессии, описаны обобщенные трудовые функции, а также требуемые уровни и подуровни квалификации.

Несмотря на то, что апробация этого проекта началась еще в 2013 году, работа на его содержанием будет вестись еще до 2020 года.

Все мероприятия по внедрению профстандарта планируется завершить до 1 января 2020 года.

В этой статье разберем основные разделы профессиональных стандартов педагогов, на которые стоит обратить внимание руководителю школьных организаций. Как мы уже сказали, профстандарт уже внедрен в систему школьного образования. Однако у многих до сих пор остаются вопросы, какие цели преследует этот документ.

Формирует образ современного педагога
Каждый педагог может использовать профстандарт в качестве ориентира для своего профессионального роста.

Регламентирует требования к отбору кандидатов
Руководитель школьного учреждения может определить компетентность будущего сотрудника, оценив его знания и умения в соответствии с профстандартом.

Определяет необходимый уровень подготовки педагога
Если учитель не обладает какими-либо компетенциями из перечня профессионального стандарта, он вправе пройти курсы переподготовки или повышения квалификации. Директор может составить график и план переподготовки всех педагогических сотрудников школы.

Создает оптимальные условия для самостоятельного развития и роста уровня квалификации
Профессиональный стандарт педагога четко прописывает требования к знаниям и умениям. Однако учителям предоставляется возможность самостоятельно выбирать пути достижения целей, реализовывать свои подходы в обучении.

Как видно, профессиональный стандарт призван не только определить курс развития педагога, но также является своего рода инструкцией по работе с персоналом для руководителя школьным учреждением.

Какие компетенции включены
в профессиональный стандарт?

Компетенции педагога – это отдельная тема. В данной статье мы лишь рассмотрим их структуру иосновные направления.

Профессиональная компетентность сотрудников оценивается по трем направлениям:

  1. Владение педагогическими технологиями;
  2. Решение профессиональных задач;
  3. Контроль своей деятельности в соответствии с требованиями и нормами.

Профессиональные компетенции включают в себя следующие компетенции:

интеллектуально-педагогическая

  • применение знаний и опыта в профессиональной деятельности;
  • эффективное обучение воспитанников;
  • способность к инновационной деятельности.


коммуникативная компетентность

  • речевые навыки;
  • умение слушать;
  • экстраверсия и эмпатия.


информационная компетентность

  • умение получать достоверную информацию;
  • эффективный анализ получаемой информации;
  • внедрение новых информационных технологий для решения профессиональных задач.


регулятивная компетентность

  • управление своим поведением;
  • контроль эмоций;
  • стрессоустойчивость.

Также выделяют инструментальные профессиональные компетенции.

Инструментальные профессиональные компетенции

Предметная

  • знание профильной дисциплины;
  • использование современных методик преподавания;
  • отслеживание и знание современных направлений развития преподаваемой области.

Психолого-педагогическая

  • умение установить конструктивные и уважительные взаимоотношения
    с коллегами, воспитанниками и родителями;
  • владение психолого-педагогическими знаниями для решения воспитательных и образовательных задач;
  • умение находить индивидуальный подход в обучении в зависимости
    от способностей учеников;
  • поддержка благоприятного микроклимата в коллективе.

Методическая

  • умение отбирать и систематизировать материал;
  • умение организовать различные формы занятий;
  • знания в области инновационных технологий и их применение в обучении.

Ознакомиться с полным перечнем компетенции, а также требуемых знаний и умений можно в тексте Профессионального стандарта педагога на сайте Минтруда или профстандарт.ру.

3 главные особенности профессионального стандарта

Раньше школьный педагог учил школьников только своему предмету. Иногда он выполнял функции классного руководителя. Также в его обязанности входило организация уроков, разработка методов оценки знаний. Немало времени отнимала и работа с документами.Профессиональные стандарты призваны более четко сформулировать функциональные обязанности педагогических сотрудников.

1. Профессиональный стандарт призван дать определение современного педагога

Внедрение профессиональных стандартов кардинально изменит сам подход к определению педагога, его функций, обязанностей и возможностей к самореализации.

Характеристики современного педагога:

  • Мобилен и прогрессивен;
  • Способен находить нестандартные решения различных задач;
  • Имеет глубокие знания по профильному предмету;
  • Хорошо ориентируется в смежных дисциплинах и успешно интегрирует эти знания для комплексного и многогранного изучения своей дисциплины;
  • Активно внедряет в систему обучения предмета IT-технологии;
  • Нацелен на получение новых знаний;
  • Постоянно самосовершенствуется, регулярно повышая уровень своих знаний;
  • Успешно и эффективно взаимодействует с другими специалистами (психологами, дефектологами и прочими);
  • Умеет работать с разными детьми и находить к каждому ребенку индивидуальный подход. Это могут быть дети с ограниченными возможностями, одаренные дети или, скажем, дети-эмигранты, у которых могут возникать трудности с восприятием и пониманием русского языка.

Все эти аспекты современного педагога не являются чем-то недостижимым для современных выпускников. Некоторые трудности, скорее могут возникнуть у более опытных сотрудников, которые привыкли работать по устаревшим стандартам.Однако чтобы и дальше сохранять уровень квалификации и подготовки учеников, им придется соответствовать современным требованиям. Этика для педагога – это очень важный момент его профессиональной деятельности. Педагог находится в постоянном контакте не только с коллегами, но также с учениками и родителями. Именно поэтому важно понимать основные аспекты психологии поведения и общения.

Современный педагог обязан быть терпимым и толерантным во многих вопросах. На стиль его работы и процесс обучения и воспитания никак не должны влиять:

  • религиозные направления;
  • политические убеждения;
  • разнообразие культур.

Педагог никогда не злоупотребляет своим авторитетом!

Среди прочих функций:

  1. Педагог должен обеспечивать психологическую и эмоциональную защиту ученикам.
  2. Учитель – не только преподает новую информацию, он выступает в роли наставника.
  3. Педагогический работник поддерживает культуру образовательного учреждения.

Профессиональный стандарт определяет педагога,
как вежливого, уважительного и корректного сотрудника.

3. Новые возможности карьерного роста

Раньше педагог мог иметь вторую, первую и высшую категорию. Это достаточно узкая градация должностей не стимулировала учителя к саморазвитию и профессиональному росту.

Сегодня в профессиональный стандарт педагога введена новая дифференциация должностей. Теперь предусмотрено 3 категории должности, которые педагог может занимать по результатам пройденной аттестации.

О новой модели аттестации мы писали ранее в этой статье.

  1. Учитель – проводит качественное обучение учеников согласно образовательным программам, взаимодействует с детьми, в т.ч. и с ограниченными возможностями, общается с родителями, а также регулярно повышает уровень профессиональной квалификации.
  2. Старший учитель – разрабатывает передовые образовательные программы, оказывает методическую поддержку коллегам-педагогам.
  3. Заведующий учитель – координирует работу учителей, психологов и дефектологов. Выполняет функции наставника молодых педагогов.

Такая градация должностей предлагает педагогу более комплексно подойти к своему профессиональному росту.

  1. Нет полного соответствия Профстандартов и ФГОС.
  2. Нет окончательного утвержденного списка компетенций для каждой категории должностей.
  3. Нет четкого вектора развития карьеры для каждой категории учителя.

    Решить эту задачу позволит новая модель аттестации.

  4. Пока еще не все педагоги обладают всем набором компетенций, указанным
    в профстандарте.
  5. Недостаток кадров.

    Это затрудняет использование в работе индивидуального подхода к ученикам.

Если педагог сдал национальное тестирование и успешно прошел аттестацию,
но при этом не обладает какими-либо компетенциями, утвержденными профстандартом, увольнять его не будут.

Источник: https://xn--b1agja2bn.xn--p1ai/profstandart_pedagoga_2019

Умный водитель
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: