Признаки нормативно правовых актов. Требования, предъявляемые к нормативным актам. Официальная правовая информация

Содержание
  1. Нормативный правовой акт (НПА)
  2. Виды НПА
  3. Важно!Обязательным условием вступления в силу НПА является их официальное опубликование.
  4. Нормативно-правовой акт (НПА) — определение, классификация и примеры
  5. Нпа — расшифровка понятия
  6. Признаки НПА
  7. Требования, предъявляемые к нормативно-правовой документации
  8. Виды нормативно-правовых актов
  9. Законы
  10. Подзаконные акты
  11. Нормативные договоры
  12. Нормативные правовые акты Российской Федерации
  13. Структурные элементы нормативных правовых актов
  14. Реквизиты и заголовок нормативно-правовых актов
  15. Наименование и введение нормативно-правовых актов
  16. Основные принципы
  17. Рубрикация нормативно-правовых актов
  18. Какими признаками обладает нормативно-правовой акт
  19. 1. Нормативно-правовой акт направлен на регулирование общественных отношений в различных сферах жизни общества
  20. 2. Нормативно-правовой акт создается в результате правотворческого процесса соответствующими уполномоченными государственными органами
  21. 3. Нормативно-правовой акт имеет официальный характер и строго регламентированную процедуру принятия, опубликования, вступления в силу
  22. 4. Нормативно-правовой акт — это официальный документ, имеющий специальные реквизиты:
  23. 5. Нормативно-правовой акт имеет определенную внутреннюю структуру:
  24. 6. Правовые акты составляют единую законодательную систему общества
  25. 7. Исполнение нормативно-правового акта гарантируется принудительной силой государства
  26. Нормативно-правовой акт, признаки
  27. Признаки государственного нормативного акта
  28. Классификация нормативных актов

Нормативный правовой акт (НПА)

Признаки нормативно правовых актов. Требования, предъявляемые к нормативным актам. Официальная правовая информация

Нормативный правовой акт (НПА) — это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение.

Для НПА характерны следующие признаки:

  • это — властно-волевой, исходящий от государства (или признанный им) акт, общеобязательные свойства которого производны от властных полномочий органа, его принявшего, и потому он занимает определенное место в иерархии нормативных актов. С его помощью правотворческий орган реализует свои полномочия в определенной сфере управления общественными делами.
  • это — акт правотворчества, устанавливающий, изменяющий или отменяющий правовые нормы. Нормы, составляющие основное содержание нормативно-правового акта, направлены на регулирование поведения адресатов с помощью взаимно корреспондирующих типичных прав и обязанностей.
  • это — официальный акт-документ, имеющий четкую структуру и реквизиты. Для оптимального хранения и передачи юридической информации он выполняется особым стилем с использованием специфических юридических терминов, понятий и способов построения текста.
  • подготовка, принятие, реализация и отмена нормативно- правового акта проходят в порядке последовательных юридических процедур, призванных оптимизировать как содержание и форму самого акта, так и порядок его создания и реализации.

Виды НПА

Поскольку Российская Федерация (РФ) является федеративным государством, нормативные правовые акты могут быть федеральными (РФ) и субъектов РФ, также в пределах полномочий решения выборного органа муниципального образования.

Таким образом, виды НПА в зависимости от сферы действия:

  • общефедеральные;
  • субъектов федерации;
  • органов местного самоуправления.

Виды НПА в зависимости от срока действия:

  • неопределенно-длительного действия;
  • временные.

По юридической силе все НПА подразделяются на:

  • законы;
  • подзаконные акты.

Законы — нормативные правовые акты, принимаемые путем референдума или законодательным органом РФ и регулирующие наиболее значимые общественные отношения.

Подзаконный правовой акт — это нормативные правовые акты, издаваемые на основе и во исполнение законов.

Они могут конкретизировать нормы законов, толковать их или устанавливать новые нормы, но при этом должны соответствовать и не противоречить законам. Подзаконные акты являются средством реализации законодательных норм.

Они, в свою очередь, также подразделяются на несколько видов в зависимости от положения и компетенции органа, издавшего подзаконный акт.

В РФ установлена следующая иерархическая система НПА (в зависимости от их юридической силы):

♦ Конституция РФ. ♦ Международные договоры и соглашения РФ (имеют бо́льшую юридическую силу, чем законы и подзаконные акты РФ);

♦ Федеральные законы:

    • законы РФ о поправках к Конституции РФ;
    • Федеральные конституционные законы; 
    • Федеральные законы (в том числе Кодексы).

♦ Федеральные подзаконные правовые акты:

    • Указы и распоряжения Президента Российской Федерации;
    • Постановления Правительства России;
    • Акты федеральных органов исполнительной власти — министерств, федеральных служб и агентств, а также акты иных федеральных органов власти Российской Федерации, таких, как: Банк России, ЦИК России, Генеральная прокуратура Российской Федерации и т. д. (приказы, инструкции, положения министерств и ведомств — акты, регулирующие, как правило, общественные отношения, которые находятся в пределах компетенции данной исполнительной структуры);

♦ Законы субъектов федерации.

♦ Подзаконные правовые акты субъектов федерации:

    • решения и постановления местных органов государственной власти;
    • решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления;
    • нормативные акты муниципальных органов.

Высшую юридическую силу имеет Конституция РФ, принятая всенародным анием. Являясь законом, Конституция РФ — правовая основа законодательства РФ. Все остальные законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.

Федеральные конституционные законы не могут противоречить Конституции РФ. Федеральные законы не могут противоречить не только Конституции РФ, но и федеральным конституционным законам.

К числу законов относятся также конституции республик, входящих в состав Российской Федерации, уставы иных субъектов РФ, а также законы, принимаемые законодательными органами субъектов Российской Федерации.

Международный договор — нормативный правовой акт, регулирующий отношения Российской Федерации с иностранным государством или международной организацией.

В соответствии с Конституцией РФ международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы.

Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Внутригосударственный договор — нормативный правовой акт, регулирующий отношения между РФ и субъектами РФ, а также между различными субъектами РФ по вопросам, представляющим для сторон взаимный интерес (разграничение предметов ведения и полномочий между РФ и субъектами РФ, совместная деятельность в экономической области и т.п.).

Важно! Обязательным условием вступления в силу НПА является их официальное опубликование.

Под официальным опубликованием НПА следует понимать помещение полного текста документа в специальных изданиях, признанных официальными действующим законодательством.

В соответствии с Конституцией РФ все законы, а также любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения, то есть обнародованы.

Неопубликованные нормативные правовые акты не применяются, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу. Официальное опубликование является конституционной гарантией прав граждан.

Государство не может требовать от граждан соблюдения законов, содержание которых не доведено до их сведения.

Источник: https://vladeilegko.ru/matherial/npa/

Нормативно-правовой акт (НПА) — определение, классификация и примеры

Признаки нормативно правовых актов. Требования, предъявляемые к нормативным актам. Официальная правовая информация

1001urist.ru > Гражданское право > Нормативно-правовой акт (НПА) — определение, классификация и примеры

Одним из базовых признаков государства является наличие системы регулирования поведения. В большинстве стран она основана на законах и органах охраны порядка. Нормативно-правовой акт – это конкретное правило поведения, которое отражает запрет или разрешение того или иного действия.

  • Нпа — расшифровка понятия
  • Признаки НПА
  • Требования, предъявляемые к нормативно-правовой документации
  • Виды нормативно-правовых актов
  • Законы
  • Подзаконные акты
  • Нормативные договоры
  • Нормативные правовые акты Российской Федерации

Нпа — расшифровка понятия

Аббревиатура НПА расшифровывается как нормативно-правовой акт. Если рассматривать это понятие детально, то можно сделать вывод, что подразумевается правило поведения, связанное с правом и зафиксированное в письменной форме. Определение понятия зафиксировано в законодательных актах РФ.

Признаки НПА

Базовые характерные черты нормы права:

  1. Направлены на регуляцию поведения всех субъектов общества – людей, организаций и социальных групп.
  2. Не персонализированы – направлены на всех людей, проживающих на определенной территории.
  3. Должны исполнятся всеми, на кого направлены.
  4. Имеют непосредственную связь с государством – формируются и фиксируются им и в случае нарушения санкционируются (применяют на практике правила наказания).
  5. Определены формально – зафиксированы в письменном виде.

НПА вступает в силу либо после того, как Президент России поставил подпись, либо с даты, указанной в документе.

Требования, предъявляемые к нормативно-правовой документации

Так как нормативные документы являют собой правовые акты, установленные уполномоченными должностными лицами, то к ним предъявляется ряд требований.

К ключевым из них относятся:

  1. Применение в реальной жизни – НПА должны соответствовать существующей действительности, например, принятие закона о запрете общения с инопланетянами не будет соответствовать объективной реальности.
  2. Строгая структура – обязательно наличие следующих элементов: вводная часть (преамбула), субъекты, права и обязанности, льготы и санкции – это стандарт ГОСТ.
  3. Простота формулировок – несмотря на то, что составляются НПА высокообразованными людьми, направлены они на обычных граждан, а значит должны быть им понятны.

Основные виды и их реквизиты указаны в документации законодательного собрания РФ.

Виды нормативно-правовых актов

Нормативно-правовые акты распределяются в соответствии с их юридической силой и являют собой иерархическую лестницу.

Рассмотрим основные разновидности НПА в зависимости от их положения и роли, выполняемой в стране. Они делятся на некоторые виды законов и многообразие подзаконных актов.

Законы

К НПА с высшей силой относятся законы. Они принимаются высшими органами законодательной власти страны. К иным важным аспектам, связанным с законами, относятся:

  • могут формироваться исключительно парламентом;
  • становятся действительными только после особой процедуры;
  • регулируют самые значимые вопросы общественной жизни.

Также отметим, что никакие иные правовые нормы не вправе иметь противоречия с законами.

Подзаконные акты

К подзаконным актам относят все НПА, которые принимаются не парламентом страны, но обладают реальной силой нормы права.

Важно, что положения подзаконных актов не должны опровергать законы. В случае обнаружения подобного несогласия, подзаконный акт признается недействительным.

К стандартному делению подзаконных актов относятся:

  • указы от главы страны;
  • постановления от исполнительной ветви власти;
  • распоряжения;
  • решения;
  • приказы;
  • инструкции;
  • уставы;
  • локальные нормативные акты.

Что касается источников права, то их классификация базируется на указанных выше НПА.

Нормативные договоры

Еще одной разновидностью выступает нормативный договор. Он представляет собой соглашение между двумя акторами, которое фиксирует, видоизменяет или упраздняет определенные правила. Договоры могут быть как внутри государства, так и международными.

Рассмотрим базовые признаки описываемых договоров:

  1. Направлены на регуляцию распространенных видов взаимоотношений.
  2. Действуют в отношении неопределенного формально круга лиц.
  3. Рассчитаны на многоразовое исполнение всеми гражданами, кто попадает под их действие.
  4. Могут выступать самостоятельным нормативно-правовым актом.

Одним из ярких примеров является федеративный договор, определяющий структуру страны.

Нормативные правовые акты Российской Федерации

Структурно российские нормативно-правовые акты представлены следующим образом:

  1. Конституция – главный НПА России.
  2. Конституционные федеральные законы – раскрывают пункты вышеуказанного закона.
  3. Федеральные законы о важных аспектах жизни общества, не отраженные в конституционных НПА. Они фигурируют в кодексах РФ.
  4. Указы Президента – правила или инструкции, связанные с непосредственной компетенцией уполномоченного представителя государства.
  5. Постановления Правительства РФ – связаны с порядком внедрения и функционирования на практике законов.
  6. Инструкции, а также положения, приказы и принятые уставы, выпускаемые министерствами – НПА, регулирующие деятельность граждан, связанные с их профессиональной занятостью.
  7. Указы и постановления руководств республик – связаны с территориальными особенностями региона.
  8. Решения, принимаемые органами местного самоуправления – правила, отражающие небольшие действия органов власти, которые затрагивают интересы ограниченного круга жителей.

Полная база и иерархия НПА представлена на портале «Российская газета». На сайте есть схема, которая упрощает поиск нужного закона или подзаконного акта.

Нормативно правовой акт – это строгое правило поведения, которое должно исполняться всеми гражданами. Устанавливает и санкционирует НПА – высшее руководство страны в лице законодательных органов власти.

Подробно о понятии и видах нормативно-правовых актов Вы можете узнать из следующего видео:

Источник: https://1001urist.ru/grazhdanskoe-pravo/normativno-pravovoj-akt.html

Структурные элементы нормативных правовых актов

Признаки нормативно правовых актов. Требования, предъявляемые к нормативным актам. Официальная правовая информация

Структура нормативного-правового акта (нпа) отражает внутреннее строение его текста, представленного различными пунктами, разделами, положениями. Нет общего шаблона для существующих на сегодняшний день нпа, однако, в юриспруденции присутствует ряд определенных принципов и требований, предъявляемых к форме и виду таких документов.

Большие по текстовому материалу нормативные акты, дающие описание соответствующих видов права, включают в себя множество разделов и подразделов. Меньшие по содержанию текстового материала и не такие сложные нпа требуют соответственно и меньшей степени выделения в документах разделов и подразделов.

Условная схема элементов структуры нормативно-правовых актов приведена на рисунке 1. Далее ознакомимся с ними более подробно.

Рисунок 1. Структура нормативного правового акта

Реквизиты и заголовок нормативно-правовых актов

Внешние официальные реквизиты закона выступают разделом нормативных документов, характеризующих их законодательные признаки, а также установление и распознавание актов, их статус, принадлежность и становление со стороны юридического воззрения.

Законодательные структуры среди главных официальных реквизитов нпа выделяют следующие:

  • типовое название документа;
  • ФИО и занимаемый должностной пост сотрудника, имеющего право визировать и утверждать нормативный правовой документ, также указывается число и место проведения этой процедуры;
  • название страны или государственной единицы (РФ, область, край и прочие административно-территориальные единицы государства) с указанием герба;
  • число по последовательности выпуска (в большинстве случаев, каждый год обновляется с единицы, применительно к федеральным законам вносят сокращения «ФЗ», «ФКЗ»);
  • законодательный заголовок (означает предмет, регламентируемый рассматриваемым нпа).

Главными распознавательными свойствами нормативно-правовых документов являются: заголовок, число утверждения и номер акта.

Пример 1

К примеру, степень воздействия нормативного акта с юридической стороны характеризуется его видовой принадлежностью; число вступления правового документа в силу законного действия определяет его преимущество перед подобным одновидовым актом.

Заголовок является названием законодательного документа. Он относится к внешней и внутренней структурной составляющей документа, а также характеризует суть определенной отрасли юридических положений.

История законодательства выделяет множество форм создания заголовков.

К примеру, по издавшим законы государственным структурам (магистраты Рима), по именам лиц, придумавших нормы права (законы Хаммурани, Драконта и прочее), по именам лиц, инспирировавших вынесение законопроекта на обсуждение (закон Шермана, Робинсона—Патмана, Тафта—Хартли и прочее), последнее характерно для Соединенных Штатов Америки. В России тоже давали названия законом по именам создавших их лиц (Правда Ярославичей, Уложение царя Алексея Михайловича, судебник Ивана III и прочее).

Замечание 1

В настоящее время, особенно в Российской Федерации, заголовки, как правило, характеризуют предмет, регламентирования правового акта, изложенную в нем суть. Это значительно облегчает применение нормативных документов и ссылок на них, а также поиск таких документов.

Заголовок обязан строго соответствовать предмету регулирования акта, выражая регламентируемые актом социальные взаимоотношения. Текст заголовка в наименовании нормативного документа должен облегчить сотрудникам правовой системы и всем иным лицам его поиск и мгновенное понимание сущности документа. Заголовок должен быть коротким и максимально выражать суть нпа.

Пример 2

В основном современное законодательство соответствует этому требованию. К примеру, законы: «О несостоятельности (банкротстве)», «О ветеранах», «Об акционерных обществах», «О погребении и похоронном деле».

А в качестве примера, не отвечающего данному требованию можно привести закон: «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности».

Бытует общественное мнение о введении коротких подзаголовков в тех случаях, когда невозможно избежать длинного названия документа в основном заголовке.

Главные правила, по которым заголовок нпа должен:

  • быть точным и передавать содержание правового документа (к примеру, «О политических партиях»);
  • быть коротким и емко выражать сущность правового документа. В качестве несоответствия этому правилу можно привести пример Указа Банка России от 31.03.2014 № 3220-У «О порядке представления банком ходатайства о прекращении права на работу с вкладами на основании требования Банка России, направляемого в соответствии с частью 3 статьи 48 Федерального закона «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», и порядке признания утратившей силу лицензии Банка России на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях, или лицензии Банка России на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте, или генеральной лицензии». Подобные наименования сложно употребимы в практическом и словесном обращении;
  • содержать приемлемую обобщенность материала, передающую смысловое значение документа, чтобы оно не было нарушено короткой длиной заголовка. К примеру, заголовок Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» дает только обобщенное понятие о том, что регламентирует данный закон. Однокомпонентные заголовки не раскрывают содержание и не передают нужной информации нпа для удобного использования сотрудниками системы права или иными лицами;
  • быть емким, данное обстоятельство особенно касается разносторонних правовых документов, любая составляющая часть которых может рассматриваться в качестве независимого нормативно-правового акта, но для удобства применения в ходе практической работы такие части объединены в целостный нормативный документ под одним заголовком. К примеру, заголовок Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи», который регламентирует обеспечение и предоставление услуг связи на территории РФ, удовлетворение необходимостей в использовании услугами связи государственных органов, подразделений обороны, структур, обеспечивающих безопасность и отсутствие правонарушений на территории государства, поддержка подающих надежды нововведений в технологической сфере, охрану и соблюдение интересов потребителей услуг связи, обеспечение и поддержку качественной связи различных хозяйствующих организаций РФ, создание законной конкуренции в сфере предоставления услуг связи, обеспечение расширения отечественных предприятий и учреждений по предоставлению услуг связи, расширения их взаимодействия с международным рынком с сохранением центрального регулирования отечественными радиочастотными ресурсами, в частности орбитально-частотным и ресурсом нумерации. В рассмотренном федеральном законе отражен совокупный подход к управлению и предоставлению услуг связи, чему соответствует емкий заголовок;
  • быть формально официальным, без эмоциональных штрихов.

Наименование и введение нормативно-правовых актов

Наименование нормативного акта может быть полным, либо сокращенной аббревиатурой.

Полное наименование является формализованным, оно в кратком виде характеризует внутреннюю суть нпа, указывает предмет управления, обеспечивая возможность безошибочно распознавать законодательный документ среди других и формировать на него сноски с полным наименованием.

Замечание 2

В полное наименование нормативных актов не стоит добавлять разъяснительные комментарии по предмету управления, в частности ведущие элементы текста, берущиеся в скобки, так как они затрудняют формирование сносок.

Короткое наименование нормативно-правовых актов применяется для упрощения его употребления в различных юридическо-правовых отношениях. Данное наименование обычно складывается из ведущих частей полного заголовка. К примеру, Федеральный закон от 14.06.

2012 № 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном» в сокращенном виде будет употребляться как Закон об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика пассажиров метрополитеном.

Пример 3

Главные элементы сокращенного наименования формируются из элементов полного наименования. К примеру, Федеральный закон от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» коротко именуется Законом об охоте.

Основной целью образования сокращенных наименований нпа является облегчение и упрощение использования правовых документов в практической деятельности, поэтому короткое наименование должно быть четким и емким для большей информативности о внутреннем содержании документа и удобства работы с ним.

В некоторых законодательных документах зарубежных государств присутствует оглавление, отражающее все разделы и пункты нормативного акта. Преимущественно оглавление содержится в законах. Оно выступает официальным признаком нпа. Данную технику можно применять и в отечественной законодательной практике относительно актов с весомым объемом разделов.

Преамбула, или введение, является независимой единицей структуры правовых документов, дополняющей его базисную составляющую. Преамбула не содержит статьи. Введение нпа, задавая цели и назначение создания правового документа, целостно связывает каждую его часть одной идеей, политическим базисом права и направлением.

Замечание 3

Большой значимостью наделяются преамбулы в нормативных документах, устремленных к гражданскому населению, социальным объединениям, различным организациям и учреждениям.

В преамбулах не должны содержаться автономные правовые постановления, обобщенные требования по развитию и улучшению производственной и трудовой деятельности, ужесточение притязательности к исполнителям, усиление требований по несению обязанностей предусмотренных актом санкций, иные законодательные документы, отмененные или измененные из-за выпуска нового нпа.

Принципы введения нпа выступают ориентиром правоприменения законодательных документов и их конкретных постановлений, что является отражением нормо-управительного свойства преамбул. Важность преамбулы представляют в разрешении вопросов на основе аналогии прав.

Основные принципы

В процессе создания правовых документов законодательные органы стремятся разместить в начале нормативного акта материалы, касающиеся единых принципов управления и единых положений, которые затрагивают каждый момент и грань предусмотренных задач. Таким образом, складывается первая часть нпа, именуемая «общие положения», «основные принципы», «общие предписания» и иное. В различных отечественных правовых документах данная часть может именоваться «общей частью».

Замечание 4

Во многокомпонентных структурированных документах права общие предписания могут входить в любой большой раздел.

Общие предписания нпа включают себя ведущую терминологию и определенные положения, регламентирующие:

  • область законодательного влияния и предмет управления;
  • цели и область законного правоприменения;
  • принципы или базисные пункты;
  • законы РФ в регулируемых задачах;
  • компетенцию федеральных органов государства (и других подразделений и лиц);
  • деяния по исчислению временных промежутков, по участвующим лицам, по месту положения и прочее.

Опиши задание

Рубрикация нормативно-правовых актов

Структура нпа, как правило, включает в себя части, разделы, главы, подразделы и различные меньшие по объему элементы.

Внутренняя рубрикация правовых документов основывается на материальных началах, что подразумевает под собой разделение отношений общества, регламентируемых законодательно, на конкретные области согласно их направленности и смыслу. Данная рубрикация обязательно должна отражать строй выбранного вида (подвида, института) права.

Пример 4

К примеру, Гражданский кодекс Российской Федерации в качестве подвида права трактует договорное право, предписания из причинения вреда, наследственное право, международное частное право, право интеллектуальной собственности.

Законодательство других стран в структуре рубрик нпа рассматривает разделы, главы, параграфы, титулы, книги. Документы с большим количеством страниц и текстового материала имеют двух- или трехуровневое деление, к примеру части (титулы, книги) подразделяются на разделы, которые содержат главы (параграфы).

Замечание 5

Отечественное законодательство мало внимания отводит рубрикации нормативных актов, и практика ее применения складывается сложно и мало стандартизирована, в ней нет единообразия, но присутствует ряд коллизий.

В случае одноуровневой рубрикации документов в основном встречаются главы, однако, есть акты, содержащие в себе разделы (Федеральный закон от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»).

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/juridicheskaja-tehnika/struktura-normativnyh-pravovyh-aktov/

Какими признаками обладает нормативно-правовой акт

Признаки нормативно правовых актов. Требования, предъявляемые к нормативным актам. Официальная правовая информация

Нормативно-правовой акт (НПА) – это основной источник права в современном государстве.

НПА издаются преимущественно государственными органами, которые имеют соответствующую компетенцию в данной области. НПА – это официальный документ, содержащий в себе правовые нормы — их установление, изменение, отмену.

НПА регулируют общественные отношения. Принимая нормативно-правовой акт, государство тем самым делает свою волю общеобязательной.

1. Нормативно-правовой акт направлен на регулирование общественных отношений в различных сферах жизни общества

Общественные отношения возникают между отдельными людьми, а также между различными объединениями людей, коллективами, группами и т.д. Регулирование общественных отношений выражается в форме установления предписаний, запретов, обязанностей, прав.

Например, отношения между супругами регулируются Семейным кодексом РФ, который в частности устанавливает равенство супругов в семье, определяет режим их собственности, порядок владения, распоряжения и пользования имуществом и другие вопросы.

2. Нормативно-правовой акт создается в результате правотворческого процесса соответствующими уполномоченными государственными органами

Правотворчество – это довольно емкий процесс, занимающий определенный промежуток времени. Он состоит из особых этапов или, так называемых, стадий.

Сначала государственным органом вносится предложение по принятию того или иного правового акта и предоставляется его проект – это первый этап. Затем происходит обсуждение проекта нормативного акта – это уже второй этап.

Далее следует третий этап – принятие, а также утверждение данного проекта уполномоченным государственным органом. И последняя, заключительная стадия правотворчества – это обнародование официального нормативного акта, т.е.

доведение его до сведения граждан.

В соответствии с Конституцией РФ законодательная инициатива принадлежит:

  • Президенту РФ;
  • Совету Федерации и его членам;
  • депутатам Государственной Думы;
  • Правительству РФ;
  • законодательным (представительным) органам субъектов РФ;
  • Конституционному Суду РФ;
  • Верховному Суду РФ.

Правовой акт издается уполномоченными органами в пределах их компетенции, т.е. каждый орган имеет право издавать нормативный акт лишь по установленному законодательством кругу вопросов.

Кроме того, каждому органу, издающему правовую норму, установлена определенная форма, в которую он может данную норму облекать. Так, например, Правительство РФ может издавать постановления и распоряжения.

3. Нормативно-правовой акт имеет официальный характер и строго регламентированную процедуру принятия, опубликования, вступления в силу

В нормативно-правовых актах содержится воля государства, она является обязательной и распространяется на неопределенное количество лиц – граждан государства.

Для того чтобы содержащиеся в правовом акте нормы права довести до сведения граждан государства установлена процедура – обнародование нормативного акта. Если данная процедура не выполнена – нормативный акт не будет являться обязательным для исполнения – об этом прямо говорится в п. 3 ст. 15 Конституции РФ.

Первая публикация полного текста нормативного акта в одном из следующих печатных изданий: «Парламентская газета», «Российская газета», «Собрание законодательства Российской Федерации» или же его первое размещение на «Официальном интернет-портале правовой информации» по адресу: www.pravo.gov.ru – является официальным опубликованием принятого нормативно-правового акта. После этого он считается доведенным до всеобщего сведения.

В дальнейшем принятый закон может печататься в других газетах и журналах, сведения о его принятии могут быть озвучены по телевидению и радио, разосланы по каналам связи государственным органам, организациям и т.п.

4. Нормативно-правовой акт — это официальный документ, имеющий специальные реквизиты:

  • наименование акта (например, закон, постановление, приказ);
  • наименование государственного органа, который принял данный документ (государственная дума, президент, правительство, министерство);
  • дата принятия акта, его номер, а также место, где он был принят.

Возможно, вас заинтересует ментальная карта «Действия при утрате паспорта», которая поможет восстановить этот документ.

Или ознакомьтесь ЗДЕСЬ с порядком заключения трудового договора.

5. Нормативно-правовой акт имеет определенную внутреннюю структуру:

  • оглавление, если текст нормативного акта большой по объему.
  • преамбулу, которая определяет мотивы и цель принятия данного закона.
  • части, как правило, имеют объемные нормативные документы, регулирующие какую-нибудь отрасль права – кодексы. Например, Уголовный кодекс РФ содержит общую часть и особенную часть, Гражданский кодекс РФ разделен на четыре части.
  • разделы, используют для описания отдельных видов отношений. Например, в Трудовом КодексеРФ существуют разделы: Трудовой договор, Рабочее время, Время отдыха, охрана труда и др.
  • главы детализируют разделы. Раздел Трудовой договор состоит из следующих глав: Общие положения, Заключение трудового договора, Прекращение трудового договора, изменение трудового договора, защита персональных данных работника.
  • статья является основным структурным элементом текста нормативно-правового акта, так как именно в статье содержится правовая норма. Например, в статье «Форма трудового договора» закреплено правило, предписывающее заключать трудовой договор в письменной форме. Статья может подразделяться на пункты и подпункты.
  • заключительная часть, которая регулирует следующие вопросы: вступление закона в силу, изменение или прекращение иных законов в связи с принятием данного акта, о порядке рассмотрения споров, исковых сроках и др.

6. Правовые акты составляют единую законодательную систему общества

В совокупности нормативно-правовые акты составляют законодательную систему, которая в свою очередь строится по строго иерархической структуре.

В соответствии с законами нормотворчества правовые акты вышестоящих органов имеют правовое преимущество (высшую юридическую силу) по сравнению с актами нижестоящих органов. Т.е последние обязаны издавать правовые акты на основании и во исполнение правовых актов вышестоящих органов.

Иерархия НПА:

  • Конституция РФ;
  • Федеральные Конституционные законы;
  • Федеральные законы;
  • Акты Президента;
  • Акты Правительства;
  • Ведомственные Акты;
  • Корпоративные акты.

Иерархия НПА субъектов РФ:

  • Конституции и Уставы субъектов РФ;
  • Законы субъектов РФ;
  • Акты органов местного самоуправления.

7. Исполнение нормативно-правового акта гарантируется принудительной силой государства

Нормы права являются обязательными для всеобщего исполнения. В случае их нарушения государство применяет установленные санкции.

Так, в случае совершения административного правонарушения, могут быть применены следующие санкции:

  • предупреждение;
  • административный штраф;
  • конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
  • административный арест;
  • административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
  • дисквалификация;
  • административное приостановление деятельности;
  • обязательные работы;
  • административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

Источник: https://legalmap.ru/articles/kp/norma/priznaki-npa/

Нормативно-правовой акт, признаки

Признаки нормативно правовых актов. Требования, предъявляемые к нормативным актам. Официальная правовая информация

Определение 1

Нормативный правовой акт — это официальный юридический документ, который составлен и принят компетентными и полномочными на то органами, в письменной форме, и содержит в себе правовые нормы и правила, т.е. указания к действию по определенным вопросам, имеющие постоянное действие.

Нормативный акт должен быть составлен в соответствии с правилам законодательной техники. Нормативный государственный акт отличается языком (использованием специальных терминов) и наличием реквизитов (дата, номер, наименование).

Для нормативно-правовых актов характерны следующие черты: содержание общеобязательных правил поведения (норм права); односторонняя обязательность на лиц, на которые он рассчитан; имеет юридическую силу, обуславливающую его связь с иными нормативными актами; неконкретность адресата; является результатом законодательной деятельности специально уполномоченных государственных органов.

Правом на составление нормативных актов обладают компетентные, уполномоченные государством органы, которые ведут правотворческую деятельность, анализируя и подводя итоги о необходимости узаконить порядок поведения общества в различных сферах.

Прежде всего, к таким органам относятся органы государственной власти, представляющие закон и государственные органы исполнительной власти. Стоит учесть, каждый государственный орган может издавать акты только определенного для его компетенции вида (указ, закон, распоряжение, постановление и т.д.).

Юридическая мощь нормативных актов напрямую зависит от государственной значимости органа, издавшего акт.

  • Курсовая работа 440 руб.
  • Реферат 220 руб.
  • Контрольная работа 190 руб.

Нормативно-правовые акты создают систему, основанную на их юридической силе. Система нормативно-правовых актов – это комплексная субординационная связь предписаний государства, базирующаяся на их юридической силе.

Признаки государственного нормативного акта

Основные признаки государственного нормативного акта:

  • письменная форма;
  • наличие атрибутов, которые отличают его из множества других нормативно-правовых актов — наименование нормативного акта, название органа, издавшего акт, дата принятия в силу, порядковый номер, подпись- реквизиты соответствующего должностного лица и др.;
  • юридическая сила, которая определяется в зависимости от уровня значимости органа, принявшего его и, соответственно, занимающего место акта в системе нормативно-правовых актов;
  • определенная внутренняя структура – главы, разделы, статьи и т.д.
  • регулирует определенный предмет общественных отношений и споров;
  • время действия акта может как бессрочно, так и в течении определенного срока, прописанного в акте, также действие актов может быть прекращено по указу компетентных органов;
  • круг действительности акта, охватывает конкретную территорию (всю Федерацию, определенные субъекты или их часть, отдельное учреждение и т.д.);
  • наличие определенного места в единой иерархии нормативно-правовых актов, нормативный государственный акт должен не только занимать в этой иерархии свое место, но и быть взаимосвязан с другими нормативно-правовыми актами;
  • правила поведения, прописанные в акте, имеют обобщенный характер и общеобязательны для всех, кому они адресованы.

Система нормативно-правовых актов обладает рядом особенностей: нормативные акты находятся в соподчиненной между собой связи; данная связь определяется юридической силой, которую они несут; роль и место нормативного акта официально отображено в их наименовании в системе властных предписаний государства (закон, постановление, Конституция и т.д.).

Различия между нормативно-правовыми актами обусловлены различиями в юридическом характере или силе, в содержании разрешаемых нормативными актами вопросов, в процедуре принятия нормативных актов. Во всей системе нормативно-правовых актов главная рол принадлежит закону.

Юридическая значимость нормативного правового акта определяется по ряду отличительных признаков:

  1. Нормативные государственные акты принимаются только от имени государств в определенном законом порядке.
  2. Нормативный акт — это результат правотворческой деятельности государственных органов и органов негосударственного характера, которых государство наделило правом на нормотворчество;
  3. Нормативный акт призван регулировать общественные отношения, соответственно содержит в себе обобщенные правила, нормы поведения, оказывающие охранительно–регулятивное воздействие на не персонифицированный круг субъектов.
  4. Реализация нормативных актов происходит в особом, определенном законом процессуальном порядке.
  5. Нормативный акт государственного значения имеет определенную документальную форму (закон, указ, постановления).
  6. Нормы и правила, прописанные в государственных актах, подлежат обязательному исполнению, по необходимости — в принудительном порядке, одобренном государством.

Классификация нормативных актов

Многообразие форм правовых актов складывается в единую систему. Потребность в таком многообразии обусловлена широким кругом общественных отношений, которые регулируются правом и разнообразием методов воздействия на эти отношения. Верховенство закона и единый принцип правотворчества обеспечивает единство данной системы.

В зависимости от юридической значимости все нормативные акты можно разделить на законы и подзаконные акты.

Замечание 1

Закон – это нормативный акт, который издается высшим представительным органом государственной власти и обладает высшей юридической силой. В РФ действуют следующие виды законов: Конституция, или Основной закон; федеральные законы и федеральные конституционные законы. Все эти нормативно-правовые акты подразделяются по сфере действия.

Законы могут быть общефедеральные и республиканские. Общефедеральные законы регулируют общественные отношения, которые имеют значение для всей территории Росси, республиканские законы функционируют в пределах территории той или иной республики, входящих в состав Российской Федерации.

Юридическая сила нормативного правового акта – это совокупность свойств акта регулировать общественные отношения, порождать юридические последствия. Юридическую силу акта характеризуют следующие свойства: иерархичность нормативных правовых актов между собой, то есть их соотношения между собой; обязательностью исполнения нормативных актов.

Нормативный государственный акт – это закон, который принимается в установленном порядке референдумом или органом законодательной власти. Закон всегда выражает волю народа, обладает высшей юридической силой, с помощью чего регулирует особо важные общественные отношения.

Подзаконные акты изданы на основе законов и во исполнение этих законов, такие акты также содержат в себе юридические нормы, подзаконные акты базируются на законах, соответственно, обладают меньшей юридической силой.

Общие подзаконные акты в виде предписаний высших органов власти обладают следующими признаками:

  1. Указы президента обладают высшей юридической силой. Полномочия президента на правотворческую деятельность определяет Конституция страны или определенные конституционные законы. Указы президента могут регламентировать все стороны жизни, связанные с государственным управлением.
  2. Постановление правительства принимаются в непосредственной связи с указами президента и направлены в необходимых случаях на урегулирование более тонких вопросов государственного управления здравоохранением, экономикой, социальным строительством и т.д.
  3. Действие местных подзаконных актов ограничено территориально, ведомственные нормативно-правовые акты, внутриорганизационные подзаконные акты, решение судебных органов также обладают нормативным характером.

Приведение всей системы законодательства в соответствие с конституционным и международно-правовым стандартам обеспечения основных прав и свобод человека и гражданина, установление правопорядка и законности является важнейшим аспектом законотворческой деятельности государства.

Действие нормативно-правовых актов подразделяется:

  • по времени – по вступлению нормативного акта в силу (с момента принятия или опубликования, с момента, указанного в акте или в утверждающем его законе, по истечении установленного срока после опубликования нормативного акта), прекращение действия нормативно-правового акта (в связи с принятием нового, его заменяющего акта, в результате прямого указания, по истечении установленного срока);
  • в пространстве – по территории РФ, по территории республик, входящих в состав России, на территориях административно-территориальных единиц (округ, район, область и т. д.);
  • по кругу физических лиц – граждане, лица без гражданства, иностранные граждане;
  • по кругу юридических лиц – государство (не являющееся юридическим лицом), органы государственного управления, общественные предприятия, организации, фирмы и др.

По содержанию подзаконные акты можно отнести к актам различных органов исполнительной власти. По субъектам составления и сфере влияния они подразделяются на общие, местные ведомственные и внутриорганизационные акты.

Например, интернет технологии, развиваясь, входят во взаимодействие с человечеством и обществом в целом.

Государственный аппарат, реагируя подобный процесс взаимодействия, создает нормативные акты, которые служат регулятором отношений по поводу виртуальных и технических объектов.

Однако перед законодателем стоит задача не только создавать нормы в процессе возникновения конфликтов, но проектирование тех отношений, которые в реальной жизни пока отсутствуют. Создание таких нормативно-правовых актов происходит пробным путем, по необходимости корректировки и отмены неработающих законов.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/normativno-pravovoy_akt_priznaki/

Умный водитель
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: