Принцип талиона примеры. Принцип талиона как моральная категория справедливости в современном обществе

Содержание
  1. Что такое принцип талиона. Принцип талиона: моральное содержание
  2. Определение
  3. Наказание по принципу талиона в доисторические времена
  4. Принцип талиона в законах Хаммурапи
  5. В иудее и в древнем риме
  6. В библии
  7. В коране
  8. В русском праве
  9. С точки зрения морали
  10. Что такое принцип – основные жизненные и моральные принципы, как найти их для себя?
  11. Жизненные принципы
  12. Принцип бумеранга
  13. Принцип талиона
  14. Принцип нравственности
  15. Принцип золотой середины
  16. Принцип справедливости
  17. Моральные принципы
  18. Как найти свои принципы?
  19. Предательство своих принципов
  20. Принцип Талиона
  21. Из приведенных примеров применения принципа талиона видно, что он в разных правовых системах у многих народов имеет одну общую особенность. Прежде всего – это желание справедливого решения в конфликтной ситуации. Стоит только проанализировать любой свод законов любой страны, как становится ясно, что даже самые современные статьи (европейские) рождались из этих древних принципов. В современных условиях формальное российское законодательство живет отдельной жизнью, а правоприменительная практика – другой. При этом «выдернут» стержень любого правосудия – справедливость

Что такое принцип талиона. Принцип талиона: моральное содержание

Принцип талиона примеры. Принцип талиона как моральная категория справедливости в современном обществе

Знаменитое библейское «око за око, зуб за зуб» имеет и другое название, принятое в юриспруденции, — талиона принцип. Что он подразумевает, как возник, как и где используется в наши дни?

Определение

Талиона принцип предполагает наказание за преступление, мера которого должна воспроизводить вред, который им причинен.

Он может быть материальным и символичным. В первом случае причиненное зло воспроизводится наказанием в точности, а во втором — равенство преступления и возмездия проводится в идее.

Появление принципа талиона связывают с ростом правосознания человека, когда неконтролируемая кровная месть уже не соответствует требованиям правосознания. Таким образом, его целью является охрана правонарушителя и членов его рода от попыток причинения им чрезмерного ущерба со стороны потерпевшего и его семьи.

Наказание по принципу талиона в доисторические времена

Истоки идеи уравнять наказание преступника с ущербом, который им причинен, появились еще в первобытном обществе много тысячелетий назад. В примитивном виде этот принцип сохранился у некоторых народов до наших дней.

Так, у жителей Гвинеи мужчина, жена которого была уличена в прелюбодеянии, имел право переспать с супругой виновного, а в Абиссинии брат или другой родственник человека, умершего в результате чьего-либо неосторожного падения с дерева, мог в тех же условиях сам спрыгнуть с высоты на невольного правонарушителя.

Принцип талиона в законах Хаммурапи

Этот вавилонский царь, известный своей мудростью и дальновидностью, создал свод правил, по которому должно было осуществляться правосудие в его стране и на территории завоеванных земель. В законах Хаммурапи есть 3 разновидности наказаний:

  • наказание по типичному талиону, т. е. по принципу «око за око»;
  • по символическому правилу (сыну, который ударил отца, отсекали руку, врачу за неудачную хирургическую операцию — палец и др.);
  • по зеркальному правилу (если крыша дома обвалилась и убила кого-то из членов семьи хозяина, предавали смерти родственника строителя).

Интересно, что за ложное обвинение человеку также могло грозить умерщвление. В частности такая кара предполагалась, если оклеветанный был подвергнут смертной казни.

В иудее и в древнем риме

Известный богослов Филон Александрийский защищал принцип уравновешенного возмездия как единственно справедливый способ подвергнуть наказанию виновного. Он же являлся одним из первых иудейских мыслителей, кто рассматривал вопрос о возможности компенсации за ущерб.

Ответственность по принципу талиона была зафиксирована и в законах Древнего Рима. В этот же период в Иудее потерпевший мог выбирать между нанесением такого же ущерба виновному и денежной компенсацией, что было прописано в Ветхом Завете (ср. Исх. 21:30).

Однако через некоторое время законоучители Талмуда решили, что достойным талионом за телесное повреждение может быть признана только денежная компенсация.

Они обосновали это тем, что справедливость талиона нельзя рассматривать как истинную, так как глаз может быть меньшего или большего размера, зрячим или слабовидящим и т. п.

Таким образом, изначально нарушался принцип эквивалентности талиона, а также предписанное в Ветхом Завете единство закона для всех.

В библии

В Ветхом Завете принцип талиона был введен с целью остановить цепочку преступлений из-за кровной мести между семьями, которая могла продолжаться в течение многих десятилетий. Вместо нее применялся принцип равного возмездия.

Причем этот закон предназначался для использования судьями, а не отдельными людьми.

Именно поэтому ученые призывают не рассматривать библейский принцип правосудия «око за око» как призыв к отмщению, так как в ветхозаветной Книге Исхода (21:23-21:27) речь идет лишь о соответствии меры наказания тяжести совершенного преступления.

Позже Христос призвал «подставлять правую щеку», тем самым сделав революцию в сознании людей. Однако талиона принцип не исчез, а трансформировался в «золотое правило этики», в изначальной формулировке гласящее, что нельзя поступать с другими так, как ты не хочешь, чтобы поступали с тобой, а позже подававшееся в виде призыва к положительному действию.

В коране

В исламе наказание по принципу талиона означает в некоторых случаях возможность возместить ущерб выкупом.

В частности Кораном предписано зеркальное возмездие за убитых (женщина — за женщину, раб — за раба), но если убийца был прощен родственником (обязательно мусульманином), то ему следует уплатить достойный выкуп потерпевшим. Последнее правило преподносится как «облегчение и милость», а за его нарушение полагается мучительная кара.

При этом поведение прощающего в суре 5 считается поступком, искупляющим грехи. Однако прощение в ней только рекомендуется, но не требуется. В то же время в последующих сурах можно найти идею о том, что воздаяние злом за зло само является таковым, поэтому мстящий сам себя приравнивает к злодею.

Таким образом, в исламе талион не отвергается столь же решительно, как в христианстве. Особенно резки требования делать различия при решении вопросов со «своими» и в отношении неверных, на обиду которых требуется отвечать тем же.

В русском праве

Идея талиона в нашей стране сохранялась вплоть до 18-го века. Так, в Соборном уложении 1649 года наказание по принципу талиона означает, что должно поступать с преступником так же, как и он. В законе прямо сказано, что за выколотый глаз следует «самому ему то же учинить». Более того, преступников можно было пытать в праздники, так как творили лихие дела они во все дни недели.

Как ни странно, но талион сохранился и в законах Петра I. В частности в Артикуле воинском от 1715 года предписывалось прожигать каленым железом язык богохульников, за лжеприсягу отсекать два пальца, а за убийство отрубать голову.

Однако с течением времени такие формы талиона перестали применяться. Прежде всего это было связано с тем, что усложнились формы преступлений, и зеркальное наказание стало невозможным.

С точки зрения морали

Считается, что талиона принцип является первым в ряду норм, посредством которых люди задают наиболее общие формулировки о том, как должно регулироваться соотношение добра и зла.

Иными словами, он предваряет появление моральных норм.

Однако возникновение государства, которое приняло на себя функции правосудия, превратило талион в пережиток прошлого и вычеркнуло его из списка базовых принципов регуляции на основе нравственности.

Теперь вам известно моральное содержание принципа талиона, а также его толкование и суть использования в разных религиозных и культурных традициях.

Источник: https://FB.ru/article/242687/chto-takoe-printsip-taliona-printsip-taliona-moralnoe-soderjanie

Что такое принцип – основные жизненные и моральные принципы, как найти их для себя?

Принцип талиона примеры. Принцип талиона как моральная категория справедливости в современном обществе

Человеческие жизненные принципы можно сравнить с правилами игры. Вряд ли футболист, который принесет мяч в руках и положит перед воротами, получит удовлетворение от случившегося.

Понимать, что такое принцип, важно каждому человеку для того, чтобы жить в удовольствие и гармонии с самим собой, соблюдая определенные установленные границы, перейти которые нельзя ни при каких обстоятельствах.

Жизненные принципы

Все люди по-разному представляют, как надо жить, как достичь успеха, как воспитывать детей и так далее. Жизненные принципы – это заповеди жизни, согласно которым принято строить свою судьбу.

Когда человек остается верен своим принципам в любой ситуации, он спокоен и уверен в том, что его действия правильные. Отклонения от принципов жизни грозит возникновением беспокойства, стресса и ощущения вины.

Жизненные принципы определяются человеком в процессе существования и общения с другими людьми. Они могут меняться с возрастом, и это совершенно нормальное явление.

Принцип бумеранга

Правило бумеранга известно многим с детства, все помнят пословицу: что посеешь – то и пожнешь.

Переводя на современный язык, жизненное правило бумеранга гласит, что все хорошее, что делает человек по отношению к другим людям, вернется ему тем же, все плохое также возвращается бумерангом, причем тогда, когда этого совершенно не ожидаешь.

Некоторые уверены, что вся наша жизнь – бумеранг событий, радостных и печальных, грустных и веселых, и только нам самим решать, что ждет нас впереди. Совершая хорошие дела, люди готовят задел на свое будущее, и вправе ожидать от судьбы то же самое.

Принцип талиона

С древних времен известен это принцип, он звучит так: «Око за око, зуб за зуб», и означает, что любое неправильное деяние должно быть наказано соизмеримо. Принцип талиона появился с пробуждением морали у людей, когда они стали опасаться причинения неоправданного вреда преступникам.

Библия не поддерживает принципы людей, основанные на этом поведении, напротив, Иисус учил не отвечать на оскорбление тем же, а «подставить вторую щеку». Другие религии, например, ислам, не отвергает принцип талиона, некоторые действия, согласно сурам Корана, должны наказываться равнозначно.

Принцип нравственности

Правила, основанные на нормах морали, считаются нравственными принципами человека. Принципы воспитания детей базируются на моральных принципах. Мораль определяет понятие в обществе о добре и зле, о том, что является справедливым, а что – нет, какое поведение признается достойным, а какое безнравственным. Нравственность человека основывается на таких понятиях, как:

  • любовь;
  • честь;
  • воля;
  • свобода;
  • ответственность;
  • дружба;
  • забота.

Принцип золотой середины

Это правило Аристотеля, основывается на том, что в любом деле необходимо соблюдать меру, стараясь избегать чрезмерных излишеств, то, что находится между двумя крайностями, и есть благо.

Для примера можно рассмотреть мужество, так, это качество отличает настоящих мужчин, и является золотой серединой между двумя другими чертами характера – трусостью и безрассудством.

Только понимая, где находится грань, переводящая норму в излишество, можно достигнуть состояния полной гармонии с самим собой и с окружающим миром.

Каждый человек мечтает чувствовать себя счастливым. Состояние счастья – это непрерывное, ничем не омрачаемое получение удовлетворения от жизни, к этому стремится учение утилитаризм.

Само счастье и удовлетворение в нем необходимо воспринимать в самом широком смысле.

Настоящее счастье, свободное от эгоизма, является самой высшей целью, согласно теории наибольшего счастья, и основывается на нескольких шагах:

  1. Анализирование ситуации и обдумывание возможных действий.
  2. Определение, какое из действий способно принести пользу не только одному человеку, а как можно большему количеству людей одновременно.

Принцип справедливости

Многие люди считают, что принцип справедливости можно использовать только для выбора меры наказания преступникам в юриспруденции, но это правило можно применять в самой обычной жизни. Принцип справедливости можно считать одним из главных принципов человека, соблюдать его просто. Справедливость отличает две крайности – равенство и неравенство.

  1. У всех людей должны быть одинаковые права и свободы.
  2. Неравенства могут быть социальными и экономическими, и должны предоставлять преимущества для всех людей в равной степени.

Моральные принципы

Нравственные требования к обществу, которые необходимо придерживаться каждому, формируют принципы морали. Можно считать, что впервые они были озвучены в Библии в виде десяти основных заповедей. Современное общество придерживается других принципов морали, которые известны каждому человеку, это следующие тезисы:

  1. Человек является высшей ценностью (гуманизм).
  2. Необходимо бескорыстно помогать близким (альтруизм).
  3. Важно уметь сострадать и любить каждого (милосердие).
  4. Нужно стремиться, чтобы хорошо было всем вокруг (коллективизм).
  5. Надо понимать, что за каждое деяние последует соответствующее наказание (справедливость).
  6. Необходимо учиться терпимо относиться к чужому мировоззрению, религии, образу жизни (толерантность).
  7. Важно любить свою родину и быть готовым отдать ради нее все (патриотизм).

Как найти свои принципы?

Принципы можно представить в виде определенных границ, которые человек никогда не сможет перешагнуть, какие бы сложные обстоятельства не встретились на его пути, пока он движется к своей цели, соблюдение этих правил называют принципиальностью.

Человек, который обладает таким качеством, как принципиальность, вызывает уважение, но ему нужно уметь находить компромиссы в реальной жизни.

Чтобы понять, что такое принцип в своей жизни, найти свои собственные принципы, нужно задать два вопроса самому себе, которые касаются каждой ценности.

  1. Для примера можно рассмотреть важное для каждого человека чувство – любовь.
  2. Чтобы понять, что такое настоящий принцип, нужно спросить себя: «Чего я не смогу никогда сделать ради любви?», «На что я способен пойти ради своей любви?».
  3. Когда ответы на вопросы станут понятны, их нужно систематизировать в понятной, позитивной и приемлемой форме.
  4. Перебрав все в своей жизни, можно получить серьезный список персональных ценностей.

Предательство своих принципов

Если по пути к своей цели человек изменит своим принципам, победа над собой не принесет должного удовлетворения. Принципиальный человек всегда способен найти силы не отойти от своих очерченных границ. Многие считают, что изменить своим принципам равносильно предательству самого себя.

Беспринципный человек ни у кого не вызывает уважения. С возрастом меняются не только люди, но и их окружения, жизненные обстоятельства, и случается так, что принципы в жизни человека сдвигаются. Это – нормальный путь человека к понятию и принятию самого себя в тех условиях, которые его окружают.

Что такое реальность – описание термина, основные виды, отличие от мечты Мы все задаемся вопросом, что такое реальность. Это та среда, в которой мы живем, и то, как мы ее воспринимаем. Она предлагает нам определенные условия жизни, может меняться, влиять на судьбу, радовать и разочаровывать.Понятие, что такое великодушие, для многих людей является незнакомым или вкладывают в него другой смысл. Важно понимать, в чем оно проявляется, что мешает людям проявлять эту хорошую черту характера и как можно изменить это.
Знакомым является термин диссоциация, но не всем понятно, что же он значит и какой смысл имеет. У этого явления есть четкие причины, симптомы и виды. Специалисты используют несколько способов лечения этой проблемы.Стрессоустойчивость – способность человека стойко переносить трудности и адекватно вести себя в критических ситуациях. Вырабатывать самообладание необходимо, так как оно является неотъемлемой частью полноценной жизни.

Источник: https://womanadvice.ru/chto-takoe-princip-osnovnye-zhiznennye-i-moralnye-principy-kak-nayti-ih-dlya-sebya

Принцип Талиона

Принцип талиона примеры. Принцип талиона как моральная категория справедливости в современном обществе

Как и в Европе, на Руси в эпоху раннего cредневековья месть со стороны родственников потерпевшего была основным возмездием за любое серьезное преступление. Ярослав Мудрый ограничил круг лиц, имеющих право на безнаказанную месть, ближайшими родственниками потерпевшего, а сыновья Ярослава совсем отменили месть и ввели за преступление против личности различные штрафы и наказания.

На окраинах Российского государства талион в форме признанного закона или де-факто сохранялся до ХХ века.

Принцип талиона (лат. lex talionis, от talio — возмездие) — принцип назначения наказания за преступление, согласно которому мера наказания должна воспроизводить вред, причинённый преступлением — «око за око, зуб за зуб». (В настоящее время изречение приобрело более мирный смысл и в современном русском языке значит то же, что: «получи по заслугам», «как аукнется, так и откликнется».) 

Талион появляется в праве, когда кровная месть без пределов перестает соответствовать требованиям правосознания. Он имеет целью охрану правонарушителя и его рода от причинения излишнего ущерба со стороны потерпевших. 

Талион известен в первую очередь первобытным народам, у которых применяется в самых разнообразных формах, сохраняющих одно основное стремление — уравнять наказание с причиненным ущербом.

До каких пределов последовательно в этом отношении обычное право, видно из того, что у жителей Гвинеи мужчина, супруга которого совершила прелюбодеяние, был в праве совершить такое же преступление с женой виновного.

В Абиссинии родственник убитого чьим-либо неосторожным падением с дерева мог в таких же условиях сам броситься с дерева на неосторожного правонарушителя. 

Весьма полно выражена была идея талиона в древнееврейском праве, в римских законах XII таблиц и в средневековых германских законах. 

В Библии принцип талиона был призван остановить эскалацию мести, заменяя ее принципом равного возмездия: «Перелом за перелом, око за око, зуб за зуб; как он сделал повреждение на теле человека, так и ему должно сделать» (Лев. 24:20).

Важно иметь в виду, что данный закон предназначался судьям, а не отдельному человеку, поэтому совершенно неверно современное толкование «око за око» как призыв к мести. Речь идет не о мести, а о соответствии меры воздаяния тяжести преступления.

Принцип талиона способствовал формированию более высокого уровня человеческих взаимоотношений, которые выражаются в «золотом правиле этики» в его первоначальной отрицательной формуле: «Не поступай с другим так, как не хочешь, чтобы поступали с тобой».

С появлением Нового Завета стало возможным исполнять положительную формулу «золотого правила этики»: «Поступай с другим так, как хочешь, чтобы поступали с тобой». Христианину приличествует останавливать зло на себе. 

В Коране. В Коране и в исламе в целом прослеживается аналогичная эволюция по смягчению талиона. Как и в Нагорной проповеди, в Коране при первом упоминании правила талиона производится отсылка к уже известному закону и затем дается наставление.

Однако собственно кораническое наставление не противопоставляется Моисеевому, но только сопоставляется с ним: «О вы, которые уверовали! Предписано вам возмездие за убитых: свободный — за свободного, раб — за раба, женщина — за женщину.

Если убийца прощен родственником убитого — своим братом по вере, — то убийце следует поступить согласно обычаю и уплатить достойный выкуп. Это — облегчение вам от вашего Господа и милость. А тому, кто преступит [эту заповедь] после разъяснения, — мучительная кара» (Коран 2:178; см. также 5:45 / пер. И.Ю. Крачковского).

  

Но вместе с тем косвенно рекомендуется и прощение. В суре 2 прощение только упоминается, и главным при этом упоминании является «достойный выкуп». По свидетельству специалистов, само слово «уплата» («оплата») — «кисас» — это то же слово, которое обозначает возмездие, месть, но не кровную месть. В суре 5 продолжение ст. 45 (в пер. В.

Пороховой) гласит: «А кто простит [за свои раны], И [возмещение за них] на милостыню обратит, тому послужит это искуплением [грехов]». Опять-таки прощение здесь лишь упоминается, но не прямо требуется.

Указывается не только на предпочтительность прощения, в смысле отказа от физического наказания и замену его денежной компенсацией, — но и на предпочтительность пожертвования полученной компенсации на милостыню.

Следующий же стих фактически закрепляет обновленный в сравненнии с классическим правом талиона ценностный контекст: прощение, снисходительность, милостыня в соотнесении со спасением задают более возвышенный, альтуристически-перфекционистский способ морального мышления (5:46). В другом месте эта идея получает дальнейшее развитие: прощение прямо противопоставляется возмездию, при этом само воздаяние злом за зло рассматривается как зло, через совершение которого мстящий приравнивает себя злодею: (42:40 / смысловой пер. М.-Н.О. Османова). 

 

Проблема равенства и уравнивания крайне существенна в Коране. Ради поддержания равенства в противостоянии с противником допускаются отступления от благочестия: «[Сражайтесь] в запретный месяц, [если они сражаются] в запретный месяц. [За нарушение] запретов [следует] возмездие.

Если кто преступит [запреты] против вас, то и вы преступите против него, подобно тому как он преступил против вас» (Коран 2:194 / пер. И.Ю. Крачковского).

Идея равенства доводится до идеи универсализуемости, причем в требовании, касающемся отношения к «неверным»: «Если вы подвергаете наказанию неверных, то наказывайте таким же образом, как вас наказывали» (Коран 16:126). 

Необходимо отметить еще один момент в коранических контекстах талиона: это правило раскрывается и конкретизируется в соотнесении с ситуациями войны или острого и ожесточенного противостояния. На войне надо быть снисходительным и готовым к прощению (см.

Коран 2:192); но первому не следует прекращать сражение, если сохраняются условия, породившие войну, если продолжаются «смуты и угнетения» (См. Коран 2:193). Иными словами, по отношению к врагу, тем более неверному, надо быть великодушным, но не снисходительным. На обиду надо отвечать обидой; защищающийся вправе применять силу (см. Коран 42:41).

  Таким образом, в Коране, в отличие от Нового Завета, талион не отвергается решительно; лишь в одном месте содержится констатация предпочтительности полного прощения возмездия. Талион ограничивается, но это ограничение сопровождается и предложением и наставлением иных подходов в морали — прощения, терпения, снисходительности, в том числе, ради будущего спасения.

  

Такое совмещение талиона и милосердия свидетельствует о том, что в Коране содержится иная, по сравнению с Новым Заветом этика. В Новом Завете дана в конечном счете этика совершенствования, осуществляющегося через любовь к ближнему. В Коране этика совершенствования, милосердия и прощения сопряжены с этикой активного разрешения конфликтов в условиях противостояния с врагом.

В этом смысле кораническая этика предстает очевидно социально ориентированной, предполагающей обязанности человека, выраженные в его ответственности за другого и за ситуацию, которая складывается в сообществе. 

В русском праве идея талиона еще сохранялась в значительном объеме в Соборном уложении 1649 года, которое, например, за телесное повреждение предписывало отплачивать преступнику тем же: «отсечет руку или ногу, или нос, или ухо, или губы отрежет, или глаз выколет… самому ему то же учинить». Разбойников дозволялось пытать в праздники, так как они сами в праздники бьют, мучат и огнем жгут. 

Большую роль талион играл и в законах Петра I. В Артикуле воинском 1715 г. предписывалось за богохульство прожигать язык раскаленным железом, за лжеприсягу отсекать два пальца, за убийство «паки отметить и без всякой милости голову отсечь». Талион применялся также при ложных доносах. 

С течением времени материальный талион, разделяя участь членовредительных наказаний и квалифицированных форм смертной казни, перестает применяться. Вообще возможность осуществления его постепенно теряется при усложнении форм преступной деятельности и изменении карательных систем, ставящих в основание наказания лишение свободы.

Из приведенных примеров применения принципа талиона видно, что он в разных правовых системах у многих народов имеет одну общую особенность. Прежде всего – это желание справедливого решения в конфликтной ситуации. Стоит только проанализировать любой свод законов любой страны, как становится ясно, что даже самые современные статьи (европейские) рождались из этих древних принципов. В современных условиях формальное российское законодательство живет отдельной жизнью, а правоприменительная практика – другой. При этом «выдернут» стержень любого правосудия – справедливость

Источник: https://www.referat911.ru/Etika/princip-taliona/377091-2848069-place3.html

Умный водитель
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: