Пример схемы анализа сложносочиненного предложения. Синтаксический разбор предложения

Содержание
  1. Синтаксический разбор предложения
  2. Пример синтаксического разбора простого предложения
  3. Пример разбора сложного предложения
  4. Пример схемы (предложение, после него схема)
  5. В словосочетаниях:
  6. В простом предложении:
  7. Сказуемое
  8. В предложении, имеющем однородные члены
  9. В предложениях с обособленными членами:
  10. В предложениях с обособленными членами речи:
  11. В сложносочиненном предложении:
  12. В сложноподчинённом предложении с придаточным (одним)
  13. В сложноподчинённом предложении с придаточными (несколькими)
  14. В сложном бессоюзном предложении:
  15. В сложном предложении, в котором присутствуют разные виды связи
  16. Синтаксический разбор сложного предложения: что это такое, примеры, как составить схему и разобрать по частям речи
  17. Что показывает синтаксический анализ
  18. Характеристика синтаксических единиц
  19. Как составить схему
  20. Образец разбора простого предложения
  21. Разбор сложных предложений
  22. Вывод
  23. Схема синтаксического разбора сложного предложения
  24. План анализа
  25. Упрощенная схема разбора
  26. Примеры анализа сложного предложения
  27. Сложносочинённое предложение
  28. Сложноподчинённое предложение
  29. Синтаксический разбор сложного предложения
  30. Порядок разбора сложного предложения
  31. План разбора сложного предложения
  32. Образцы разбора сложносочинённого предложения
  33. Образцы разбора сложноподчинённого предложения
  34. Образцы разбора сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными
  35. Образцы разбора бессоюзного сложного предложения
  36. Образцы разбора сложного предложения с разными видами связи

Синтаксический разбор предложения

Пример схемы анализа сложносочиненного предложения. Синтаксический разбор предложения

  1. Охарактеризовать предложение по цели высказывания: повествовательное, вопросительное или побудительное.
  2. По эмоциональной окраске: восклицательное или невосклицательное.
  3. По наличию грамматических основ: простое или сложное.
  4. Затем, в зависимости от того, простое предложение или сложное:

Если простое: 5. Охарактеризовать предложение по наличию главных членов предложения: двусоставное или односоставное, указать, какой главный член предложения, если оно односоставное (подлежащее или сказуемое).6. Охарактеризовать по наличию второстепенных членов предложения: распространённое или нераспространённое.7. Указать, осложнено ли чем-либо предложение (однородными членами, обращением, вводными словами) или не осложнено.8. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.9. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.Если сложное: 5. Указать, какая связь в предложении: союзная или бессоюзная.6. Указать, что является средством связи в предложении: интонация, сочинительные союзы или подчинительные союзы.7. Сделать вывод, какое это предложение: бессоюзное (БСП), сложносочинённое (ССП) сложноподчинённое (СПП).8. Разобрать каждую часть сложного предложения, как простое, начиная с пункта №5 соседнего столбца.9. Подчеркнуть все члены предложения, указать части речи.10. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.

Пример синтаксического разбора простого предложения

Устный разбор:

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа: ученики и ученицы учатся, распространённое, осложнено однородными подлежащими.

Письменный:

Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, грамматическая основа ученики и ученицы учатся, распространенное, осложненное однородными подлежащими.

Пример разбора сложного предложения

Устный разбор:

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что, сложноподчинённое предложение. Первое простое предложение: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространённое, не осложнено. Второе простое предложение: двусоставное, грамматическая основа мы с классом поехали, распространённое, не осложнено.

Письменный:

Повествовательное, невосклицательное, сложное, связь союзная, средство связи подчинительный союз потому что, СПП.

1-е ПП: односоставное, с главным членом – сказуемым не задали, распространенное, не осложнено.

2-е ПП: двусоставное, грамматическая основа – мы с классом поехали, распраненное, не осложнено.

Пример схемы (предложение, после него схема)

Синтаксический разбор. Порядок при синтаксическом разборе.

В словосочетаниях:

  1. Выделяем из предложения нужное словосочетание.
  2. Рассматриваем строение – выделяем главное слово и зависимое. Указываем, какой частью речи является главное и зависимое слово. Далее указываем, каким синтаксическим способом связано данное словосочетание.
  3. И, наконец, обозначаем каким является его грамматическое значение.

В простом предложении:

  1. Определяем, каково предложение по цели высказывания – повествовательное, побудительное или вопросительное.
  2. Находим основу предложения, устанавливаем, что предложение простое.
  3. Далее, необходимо рассказать о том, как построено данное предложение.
    • Двусоставное оно, либо односоставное. Если односоставное, то определить тип: личное, безличное, назывное или неопределенно личное.
    • Распространённое или нераспространённое
    • Неполное или полное. Если предложение является неполным, то необходимо указать, какого члена предложения в нём не хватает.
  4. Если данное предложение чем–либо осложнено, будь то однородные члены или обособленные члены предложения, необходимо это отметить.
  5. Дальше нужно сделать разбор предложения по членам, при этом указав, какими частями речи они являются. Важно соблюдать порядок разбора.

    Сначала определяются сказуемое и подлежащее, затем второстепенные, которые входят в состав сначала – подлежащего, затем – сказуемого.

  6. Объясняем, почему так или иначе расставлены знаки препинания в предложении.

https://uchim.org/russkij-yazyk/sintaksicheskij-razbor — uchim.org

Сказуемое

  1. Отмечаем, чем является сказуемое — простым глагольным или составным (именным или глагольным).
  2. Указать, чем выражено сказуемое:
    • простое — какой формой глагола;
    • составное глагольное — из чего оно состоит;
    • составное именное — какая употреблена связка, чем выражается именная часть.

В предложении, имеющем однородные члены

Если перед нами простое предложение, то при его разборе нужно отметить, что это за однородные члены предложения и каким образом связаны друг с другом. Либо посредством интонации, либо и интонации с союзами.

В предложениях с обособленными членами:

Если перед нами простое предложение, то при его разборе, нужно отметить, чем будет являться оборот. Далее, разбираем слова, которые входят в этот оборот по членам предложения.

В предложениях с обособленными членами речи:

Сначала отмечаем, что в данном предложении, есть прямая речь. Указываем прямую речь и текст автора. Разбираем, объясняем, почему так, а не иначе расставлены знаки препинания в предложении. Чертим схему предложения.

В сложносочиненном предложении:

Сначала, указываем, какое предложение по цели высказывания – вопросительное, повествовательное или побудительное. Находим в предложении простые предложения, выделяем в них грамматическую основу.

Находим союзы, с помощью которых соединяются простые предложения в сложном. Отмечаем что это за союзы – противительные, соединительные или разделительные.

Определяем значение всего данного сложносочиненного предложения – противопоставление, чередование или перечисление. Объясняем, почему именно таким образом в предложении расставлены знаки препинания.

Затем каждое простое предложение, из которых состоит сложное, необходимо разобрать таким же образом, как разбирается простое предложение.

В сложноподчинённом предложении с придаточным (одним)

Сначала, указываем, каким предложение является по цели высказывания. Выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное. Зачитываем их.

Называем, какое предложение является главным, а какое придаточным. Объясняем, каким именно сложноподчинённым предложением оно является, обращаем внимание на то, как оно построено, чем соединяется придаточное к главному предложению и к чему оно относится.

Объясняем, почему именно так расставлены знаки препинания в данном предложении. Затем, придаточное и главное предложения необходимо разобрать, таким образом, как разбираются простые предложения.

В сложноподчинённом предложении с придаточными (несколькими)

Называем, каким предложение является по цели высказывания. Выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное, зачитываем их. Указываем, какое предложение является главным, а какое придаточным.

Необходимо указать, каковым является подчинение в предложении – либо это параллельное подчинение, либо последовательное, либо однородное. Если существует комбинация нескольких видов подчинения, необходимо это отметить. Объясняем, почему, таким образом, в предложении расставлены знаки препинания.

И, в конце, делаем разбор придаточного и главного предложений как простых предложений.

В сложном бессоюзном предложении:

Называем, каким предложение является по цели высказывания. Находим грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит данное сложное предложение.

Зачитываем их, называем количество простых предложений, входящих в состав сложного. Определяем, какими по смыслу являются отношения между простыми предложениями.

Это может быть – последовательность, причина со следствием, противопоставление, одновременность, пояснение или дополнение.

Отмечаем, каковы особенности строения данного предложения, каким именно сложноподчинённым предложением оно является. Чем в данном предложении соединены простые и к чему они относятся.

Объясняем, почему именно таким образом в предложении расставлены знаки препинания.

В сложном предложении, в котором присутствуют разные виды связи

Называем, каким по цели высказывания, является данное предложение. Находим и выделяем грамматическую основу всех простых предложений, из которых состоит сложное, зачитываем их.

Устанавливаем, что данное предложение будет являться предложением, в котором присутствуют разные виды связи.

Почему? Определяем, какие связи присутствуют в данном предложении – союзная сочинительная, подчинительная или какие – либо другие.

По смыслу устанавливаем, каким образом в сложном предложении сформированы простые. Объясняем, почему именно таким образом расставлены в предложении знаки препинания. Все простые предложения, из которых составлено сложное, разбираем таким образом, как разбирается простое предложение.

Всё для учебы » Русский язык » Синтаксический разбор предложения

Группа с кучей полезной информации (подпишитесь, если предстоит ЕГЭ или ОГЭ):

Источник: https://uchim.org/russkij-yazyk/sintaksicheskij-razbor

Синтаксический разбор сложного предложения: что это такое, примеры, как составить схему и разобрать по частям речи

Пример схемы анализа сложносочиненного предложения. Синтаксический разбор предложения

Ученики средней и старшей школы регулярно сталкиваются с проблемой, как провести анализ предложения в русском литературном языке.

Делается синтаксический разбор в соответствии с определённой схемой. Эта тема в школьном курсе позволяет выявить структуру предложения, охарактеризовать его, что снижает пунктуационную неграмотность….

Что показывает синтаксический анализ

В русском языке существует четыре основных вида разбора: фонетический, морфологический, по составу и синтаксический. Под последним понимают анализ или разбор синтаксических единиц с первостепенным выделением грамматической основы. Выполняется анализ согласно утверждённому алгоритму действий: подчеркнуть члены + охарактеризовать их + нарисовать схему.

Важно! Для каждого типа предложения существует определённый набор критериев оценки. В течение всего школьного курса ученики знакомятся с особенностями предложений.

Школьники, проучившись одиннадцать классов, иногда не знают, что такое синтаксический разбор предложения. Они говорят об анализе, как о разборе по составу. Это неверно, так как разбирают только отдельно взятые лексемы по составу.

Что касается связки слов, выражающих законченную мысль, то в начальной школе процесс именуется, как разбор предложения по членам. При этом в средней и старшей школе он приобретает более глубокий смысл.

Исходя из этого, необходимо раз и навсегда запомнить, что разбор предложения по составу на занятиях по русскому языку не выполняется.

На этом процесс не заканчивается. Далее следует разобраться с тем, какие главные члены предложения составляют грамматическую основу.

Ответ здесь очевиден – всем известные подлежащее, указывающее на предмет или объект, и сказуемое – на действия, выполняемые первым. Чтобы речь была понятнее, а высказывание полным, главные члены дополняются второстепенными, которые имеют набор особенностей.

Второстепенные члены предложения позволяют раскрыть целостную картину происходящих событий. Их цель – пояснить, описать действия основных предшественников.

На следующем этапе придётся разобрать предложение по частям речи. Здесь имеется в виду, чем выражены его члены. Каждый имеет несколько вариантов, необходимо выбрать правильный, задав вопрос:

  • подл. – сущ., мест.,
  • сказ. – гл., кр. прил., сущ.,
  • опред. – прил., мест., числ.,
  • доп. – сущ., мест.,
  • обст. – наречие, сущ. с предлогом.

С учетом вышеуказанного вырисовывается более или менее ясное представление о том, что такое синтаксический разбор предложения. Одним словом, это сложный анализ связанных лексем, выражающих законченную мысль.

Характеристика синтаксических единиц

Надо знать критерии, которыми обладает лексема, чтобы осуществить подробное описание. Характеристика предложения в тексте предполагает определённый алгоритм.

Определяем вид:

  • по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное),
  • по эмоциональной-экспрессивной окраске (по интонации) – восклицательное или невосклицательное.

Находим грамматическую основу.

Рассказываем последовательно о каждом члене предложения, средствах их выражения.

Описываем структуру синтаксической единицы. Для простого предложения:

  • по составу: односоставное (опред.-лич., неопред.-лич., обобщённо-личное, безличное, назывное) или двусоставное,
  • по распространённости: распространённое или нераспространённое,
  • по полноте: полное или неполное.
  • чем осложнено: однородными членами, междометиями, обращением, вводными конструкциями.

Определяем к какому типу относится сложное предложение:

  • сложносочинённые предложения (ССП) – на них указывают простые части, связанные сочинительным союзом,
  • сложноподчинённые предложения (СПП) – устанавливаем главное, а также придаточное слово, опираясь на вопрос и особенность построения (к чему относится, чем прикрепляется придаточное), определяем вид последнего,
  • бессоюзное сложное предложение (БСП) – устанавливаем, из какого числа простых частей состоит синтаксическая единица, определив значение каждого (одновременность, последовательность, противопоставление и др.).

Приводим аргументацию, по какой причине поставили именно эти пунктуационные знаки.

Если задание предполагает составление схемы, то делаем это.

Выполнить синтаксический разбор сложного предложения труднее.

Здесь больше параметров для анализа.

После того, как сложное предложение из примеров разобрано на простые части, приступаем к анализу каждой из них в отдельности.

Следуя алгоритму, проблем с выполнением задания под цифрой 4 у школьника, не возникнет.

Как составить схему

Не всегда достаточно правильно выполнить синтаксический разбор простого предложения, чтобы получить оценку отлично. Ученик также должен уметь составлять схемы описываемых единиц.

  1. Выделите подлежащее, подчеркнув одной линией, а сказуемое – двумя чертами.
  2. Найдите второстепенные члены, подчеркнув их согласно общепринятых правил.
  3. Предложения с деепричастным оборотом или причастным выделяется следующим образом и указываются в итоговой схеме. Деепричастный оборот выделяется с двух сторон вертикальными чертами, а подчёркивается точка/пунктир. Причастный оборот выделяется с двух сторон вертикальными чертами, а подчёркивается волнистой линией.
  4. В схему сложносочинённого предложения союз не входит, его выносят за рамки основы. А вот сложноподчинённые предложения включают его в придаточную часть. Союзы и союзные слова заключаются в овал.

Важно! Перед тем, как составить схему предложения, надо научиться графически обозначать однородные члены. Их заключают в круг, а обращение, которое не является членом синтаксической единицы, в схеме обозначается буквой «О» и отделяется двумя вертикальными линиями. Аналогичным образом поступают с вводными словами.

Схему предложения с прямой речью составить несложно. Здесь важно отделить одну часть от другой, т.е. слова автора от прямой речи, поставив между ними соответствующие пунктуационные знаки.

Образец разбора простого предложения

Записываем пример и приступаем к анализу.

Я не видел озера великолепнее Байкала.

I этап: разбор предложения по членам:

  • «Я» – подл., выражено лич. мест,
  • «Не видел» – простое гл. сказ., выражено глаг. в форме изъявит. накл. прош. вр.,

II этап: Выясняем, какие же члены предложения составляют грамматическую основу. Здесь это будет «Я не видел», поэтому имеем дело с простым предложением.

В конкретном примере все второстепенные члены примкнули к сказуемому:

  • не видел (чего?) озера – допол., выражено сущ. в Р.П.,
  • озера (какого?) великолепнее – несогл., опред, выражено прил. в срав. степени,
  • великолепнее (чего?) Байкала – допол., выражено сущ. в Р.П.

III этап: по окончании процесса дают общую характеристику простого предложения в русском языке:

  • по строению – двусоставное, распространённое, полное,
  • по цели высказывания – повествовательное,
  • по интонации – невосклицательное, следовательно, в конце ставится знак препинания – точка.

IV этап: синтаксический разбор простого предложения предполагает схему [- =].

Больше проблем вызывает синтаксический разбор предложения с деепричастным оборотом. Его примеры см. ниже.

Образец: За болотом, полыхая берёзами, виднелась роща.

Характеристика: повест., невоскл., простое, двусоставное, распростр., полное, осложнено обособленным дееп. об.

Схема: [, I дееприч.оборот I, = ].

Осложнённые однородными членами, оборотами синтаксические единицы разбираются аналогичным образом.

Простые предложения с деепричастным оборотом должны получить объективную оценку. В них указывается, каким членом является весь оборот, затем его части разбираются на слова.

Образец: Месяц только что выбрался из-за бугра и освещал полупрозрачные, маленькие, низкие облака.

Характеристика: повест., невоскл., однородные сказ. соединены неповторяющимся союзом «и», поэтому запятая между ними не ставится, а между определениями надо поставить запятые, они имеют бессоюзную связь, простое, двусоставное, распространённое, осложнено однородными сказ. и опред.

Схема: [- = и = О, О, О].

Разбор сложных предложений

Домашнее упражнение по русскому регулярно содержит обязательное задание под цифрой 4. Здесь встречаются разнохарактерные примеры: ССП, СПП, БСП.

Всегда, делая синтаксический разбор сложного предложения, нужно начинать его с нахождения грамматической основы.

Анализировать сложноподчинённые предложения нужно исходя из определения главного и придаточного.

Разбор синтаксических единиц с несколькими придаточными осуществляется по общему плану, как бы делался разбор предложения по составу, но с указанием вида подчинения и комбинации этих видов. Ниже представлены образцы сложноподчинённых предложений с примерами, со схемами, наглядно демонстрирующие анализ.

Образец СПП с последовательным подчинением: Малыши сообщили, что нарвали тех ромашек, которые любила бабушка.

Характеристика: повест., невоскл., сложное, союзное, его части связаны подчинительной связью с последовательным подчинением, состоит из двух простых.

Схема: [- =], (что = (которые = -).

Образец ССП: Жизнь даётся один раз, и хочется прожить её бодро, осмысленно, красиво.

Характеристика: повест., невоскл., сложное предложение, имеет две грамматические основы, союзное, сложносочинённое. Союз «и» выражает одновременность. 2-е простое предложение осложнено однородными обст. состояния.

Схема: [- =], и [=].

Образец БСП: Ветер воет, гром грохочет.

Характеристика: повест., невоскл., сложное бессоюзное.

Схема: [- =], [- =].

Синтаксический разбор простого предложения

Как делать синтаксический разбор

Вывод

Если иметь перед глазами предложения, примеры со схемами, то автоматически срабатывает визуальная память. Это хорошо помогает на контрольных диктантах и самостоятельных. Тем самым можно научиться автоматически и безошибочно делать синтаксический разбор предложения (если примеры будут подобраны грамотно), освещать все критерии, необходимые для анализа.

! Какие существуют способы образования слов в русском языке

Источник: https://tvercult.ru/obrazovanie/uchimsya-pisat-gramotno-sintaksicheskiy-razbor-predlozheniya-primer-slozhnyih-oborotov

Схема синтаксического разбора сложного предложения

Пример схемы анализа сложносочиненного предложения. Синтаксический разбор предложения

Синтаксический анализ сложного предложения — процесс сопоставления линейной последовательности лексем русского языка с его формальной грамматикой. Результатом обычно является дерево разбора — схема. Обычно применяется совместно с лексическим анализом.

Синтаксический разбор сложного предложения позволяет повторить и обобщить сведения о сложном предложении, учит видеть структурные особенности данной синтаксической единицы и расставлять необходимые знаки препинания в соответствии с этой структурой.

Кроме того, при данном виде разбора привлекаются все имеющиеся сведения о простом предложении, таким образом происходит обобщение и систематизация изученного материала по синтаксису и пунктуации.

План анализа

Вариант 1:

  1. Указать, что предложение сложное; определить, сколько предикативных основ в него входит, назвать их, составить схему.
  2. Указать вид сложного предложения: союзное (сложноподчинённое или сложносочинённое), бессоюзное или сложное предложение с разными видами связи (назвать эти виды связи).
  3. Определить, как связаны предикативные основы в составе сложного: с помощью интонации, с помощью союзов (сочинительных или подчинительных) или союзных слов. Назвать вид синтаксической связи.
  4. В сложноподчинённом предложении указать:

а) количество придаточных предложений и их вид; б) в предложении с несколькими придаточными указать виды подчинительной связи (последовательная, однородная, параллельная); в) определить место главного и придаточного предложений, указать, есть ли указательное слово, какой вопрос и от какого слова (или от всего предложения) ставится к придаточному предложению;

г) объяснить расстановку знаков препинания.

  1. В сложной синтаксической конструкции указать:

а) сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными, сложносочинённые с подчинением, бессоюзные с сочинением или подчинением и т. д.;
б) объяснить расстановку знаков препинания.

  1. Охарактеризовать предложение по цели высказывания, по интонации, эмоциональной окраске.
  2. Разобрать каждую часть сложного предложения по схеме простого предложения (строение и члены предложения).

Вариант 2:

  1. Указать для всех слов в предложении, какими членами предложения они являются и какими частями речи выражены.
  2. Охарактеризовать предложение (информацию указать в скобках после предложения):
  • по цели высказывания (повествовательное/вопросительное/побудительное);
  • эмоциональной окраске (восклицательное/невосклицательное);
  • по наличию грамматических основ (простое/сложное);
  • средствам связи простых предложений в составе сложного (бессоюзное сложное предложение (БСП)/ сложносочинённое предложение (ССП)/сложноподчинённое предложение (СПП)/с разными видами связи (смешанного типа));
  • далее по таблице:
Для БСПКаковы смысловые отношения между простыми предложениям и в составе БСП (одновременность/последовательность/противопоставление/причина и следствие/дополнение/пояснение/условие/ быстрая смена событий и т. д.)
Для ССПСостоит из двух простых предложений, соединённых сочинительным (соединительным/разделительным/противительным/ пояснительным/ присоединительным) союзом каковы смысловые отношения между простыми предложениями в составе ССП: временные/причинно-следствен- ные/условно- следственные/ чередование/ взаимоисключение событий (яв- лений)/противопоставление/присоединение
Для СППВид придаточного предложения:
а) * определительное/изъяснительное/обстоятельственное (образа действия и степени/места/ времени/условия/причины/ цели/сравнения/уступки/ следствия/присоединительное);
б) * по В. В. Бабайцевой: подлежащное/ сказуемное/дополнительное/ определительное/ обстоятельственное (образа действия и степени/ места/времени/
Для предложения с разными видами связи (ПРВС)Указать, какие виды связи присутствуют (сочинительная и подчини- тельная/сочи- нительная и бессоюзная/ подчинительная и бессоюзная/с тремя видами связи: сочинительной, подчинительной и бессоюзной). Определить по смыслу, как сгруппированы простые предложения в составе сложного
  • разобрать каждое простое предложение в составе исходного сложного предложения (под номерами — 1, 2, 3…):

а) по наличию грамматических основ (простое); б)   по наличию главных членов (односоставное (назывное/безличное/неопределённо-личное/определённо-личное/обобщённо-личное)/двусоставное); в)   по наличию всех необходимых членов предложения (полное/неполное (для неполного указать, какой член предложения опущен)); г)   по наличию второстепенных членов предложения (распространённое/нераспространённое);

д)   указать, если чем-нибудь осложнено;

  • составить схему всего предложения (включая осложнения).

Упрощенная схема разбора

Такой синтаксический анализ сложного предложения используют в 5–6 классах:

Примеры анализа сложного предложения

На месте том, где в гору поднимается дорога, изрытая дождями, три сосны стоят.

Повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, сложноподчинённое, придаточное определительное предложение присоединяется при помощи простого подчинительного союза «где»;

  1. простое, двусоставное, полное, распространённое, ничем не осложнено;
  2. простое, двусоставное, полное, распространённое, осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

Сложносочинённое предложение

Сумерки спустились на землю, и гул орудий затих.

Грамматических основ две: сумерки спустились и гул затих, значит, предложение сложное. Схема:

[ ], и [ ].

По цели высказывания предложение повествовательное. По интонации предложение невосклицательное.

 Строение предложения: сложносочинённое (в его состав входят две предикативные основы), союзное, части связаны между собой сочинительной связью с помощью сочинительного союза и, выражающего в данном случае одновременность событий. Части сложного предложения разделены запятой, стоящей перед сочинительным союзом и.

1.

Грамматическая основа: сумерки спустились. Строение предложения: двусоставное (подлежащее выражено существительным, сказуемое — простое глагольное), распространённое (второстепенный член — обстоятельство на землю).

2.

Грамматическая основа: гул затих. Строение предложения: двусоставное (подлежащее выражено существительным, сказуемое — простое глагольное), распространённое (второстепенный член — дополнение орудий).

Сложноподчинённое предложение

Нам предстояло разобраться в том, что же люди соорудили в глубинах гор и ради чего они посягнули на неповторимую красоту этого уголка земли.

Грамматических основ три: предстояло разобраться, люди соорудили, они посягнули, значит, предложение сложное.

[   ], что (   ) и ради чего (   ).

По цели высказывания предложение повествовательное. По интонации предложение невосклицательное.

 Строение предложения: сложноподчинённое (состоит из трёх предикативных основ), с однородным подчинением. Оба придаточных предложения зависят от указательного местоимения в том в главном предложении.

Главное предложение — полное, односоставное, безличное, с составным глагольным сказуемым предстояло разобраться, распространённое дополнениями нам и в том.

Первое придаточное предложение — что же люди соорудили в глубинах гор — присоединяется к главному союзным словом что (относительное местоимение) с усилительной частицей же. Предложение полное, двусоставное, распространённое.

Подлежащее люди выражено существительным во множественном числе в именительном падеже. Сказуемое — простое глагольное (соорудили).

Предложение распространено дополнением (относительное местоимение что) и обстоятельством, выраженным неделимым словосочетанием (в глубинах гор).

Второе придаточное предложение — ради чего они посягнули на неповторимую красоту этого уголка земли — присоединяется к главному союзным словом (ради) чего (относительное местоимение с предлогом). Предложение полное, двусоставное, распространённое. Подлежащее (они) выражено личным местоимением во множественном числе в именительном падеже. Сказуемое — простое глагольное (посягнули).

Предложение распространено дополнениями, выраженными относительным местоимением с предлогом (ради чего), существительным в винительном падеже (на красоту) и неделимым словосочетанием (уголка земли); согласованными определениями, относящимися к дополнениям: первое определение (неповторимую) выражено прилагательным, второе (этого) — указательным местоимением.

Главное предложение отделяется от придаточных запятой. Так как оба придаточных предложения относятся к одному и тому же слову в главном (однородное подчинение) и связаны сочинительной связью, выраженной союзом и, то запятая между ними не ставится.

Знаки препинания Предложение РУССКИЙ ЯЗЫК Союз

Вам также может понравиться

Источник: https://litfest.ru/sintaksis/analiz-slojnogo.html

Синтаксический разбор сложного предложения

Пример схемы анализа сложносочиненного предложения. Синтаксический разбор предложения

Синтаксический разбор сложного предложения считается самым трудным и объёмным из всех грамматических разборов.

Этот разбор, как правило, выполняют на уроках с 9 класса, когда изучаются значения, виды сложных предложений и пунктуация в них. О том, как ставить знаки препинания в сложном предложении мы уже писали ранее, поэтому сосредоточимся на самом разборе.

Прежде всего нужно хорошо узнавать виды связи в сложном предложении, находить границы его частей, определять смысловые отношения в них, средства связи. Без всего этого можно легко перепутать простое предложение со сложным.

Порядок разбора сложного предложения

1.Найти грамматические основы, выделить части и пронумеровать их.

2.Построить линейную (горизонтальную) или ярусную (вертикальную) схему.

3.Дать общую характеристику всего предложения.

4.Описать каждую часть отдельно.

Поскольку существует три вида сложных предложений: сложносочинённые, сложноподчинённые, бессоюзные, то и разбор будет существенно отличаться. Таким образом, чтобы сделать синтаксический разбор сложного предложения, нужно придерживаться какого-то одного из нескольких образцов.

Для примеров мы воспользовались предложениями из рассказов писателя-натуралиста Геннадия Снегирёва.

План разбора сложного предложения

  1. Общая характеристика всего предложения:
  • по цели высказывания,
  • по эмоциональной окраске,
  • по количеству грамматических основ,
  • по виду связи между частями.
  1. Характеристика по смысловым отношениям, средствам связи, месту неравноправных частей.
  2. Характеристика отдельных частей:
  • по наличию главных членов,
  • по наличию второстепенных членов,
  • по полноте,
  • по наличию осложнений.
  1. Тип подчинения (для сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными).
  2. Виды связи в смысловых блоках (для сложных предложений с разными видами связи).

Образцы разбора сложносочинённого предложения

[Мне надоело* жить в городе], и [весной я уехал в деревню к знакомому рыбаку Михею].

[ = ], и [ — = ].

* — выделены и подчёркнуты главные члены предложения.

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 2 частей, связанных сочинительной связью, ССП с соединительным одиночным союзом И, выражающим причинно-следственные отношения между частями: 1 часть — односоставная, безличная, распространённая, полная, не осложнена; 2 часть — двусоставная, распространённая, полная, не осложнена.

[В лесу было мокро], но [листья на деревьях уже распустились].

[ = ], но [ — = ].

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 2 частей, связанных сочинительной связью, ССП с противительным союзом НО, выражающим противопоставление: 1 часть — односоставная, безличная, распространённая, полная, не осложнена; 2 часть — двусоставная, распространённая, полная, не осложнена.

[Весной в горах лежит снег], и [цветут эдельвейсы], и [голубое перо сойки мелькает в зелёных кедрах].

[ = — ], и [ = — ], и [ — = ].

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, связанных сочинительной связью, ССП с соединительным повторяющимся союзом И, выражающим одновременные отношения: 1 часть — двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; 2 часть — двусоставная, нераспространённая, полная, не осложнена, 3 часть — двусоставная, распространённая, полная,  не осложнена.

[Колокольчик качнулся], но [паутина его удержала], и [я увидел в нём воздушный шарик].

[ — = ], и [ — = ], и [ — = ].

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, связанных сочинительной связью, ССП с противительным союзом НО, выражающим противопоставление, и соединительным одиночным союзом И: 1 часть — двусоставная, нераспространённая, полная, не осложнена; 2 и 3 части — двусоставные, распространённые, полные, не осложнены.

Образцы разбора сложноподчинённого предложения

[Я сел у окна и стал смотреть], (как по лодке бегает трясогузка).

[ — = и = ], (как = — ).

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 2 частей, связанных подчинительной связью, СПП с союзом КАК: 1 часть — главная, двусоставная, распространённая, полная,  осложнена однородными членами; 2 часть — придаточная изъяснительная, в постпозиции, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена.

(Кто там живёт), [не знал я раньше].

(Кто = ), [ = — ],

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 2 частей, связанных подчинительной связью, СПП с союзным словом КТО: 1 часть — придаточная местоименно-определительная, в препозиции, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; 2 часть — главная, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена.

[Я стал вглядываться в узкую полоску воды], (которую разрезал во льдах наш корабль).

[ — = ], (которую = — ).

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 2 частей, связанных подчинительной связью, СПП с союзным словом КОТОРУЮ: 1 часть — главная, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; 2 часть — придаточная определительная, в постпозиции, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена.

[Дома, (когда разбирал патроны), хвостик вынул и положил себе на стол].

[   , (когда = ),  = и = ].

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 2 частей, связанных подчинительной связью, СПП с союзом КОГДА: 1 часть — главная, двусоставная, распространённая, неполная, осложнена однородными сказуемыми; 2 часть — придаточная обстоятельственная времени, в интерпозиции, двусоставная, распространённая, неполная, не осложнена.

Образцы разбора сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными

[Верблюды танцевали и радовались], (что прошла зима), (греет солнце) и (они живы).

[ — = и = ], (что = — ), ( = — ) и ( — = ).

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 4 частей, связанных подчинительной связью, СПП с союзом ЧТО: 1 часть — главная, двусоставная, нераспространённая, полная, осложнена однородными сказуемыми; 2, 3 и 4 части — придаточные изъяснительные, в постпозиции, двусоставные, нераспространённые, полные, не осложнены; однородное подчинение придаточных.

[И тут я услышал], (как за пеньком, (на котором я сижу), кто-то возится, шуршит).

[ — = ], (как  , (на котором — = ),  — =, = ).

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, связанных подчинительной связью, СПП с союзом КАК: 1 часть — главная, двусоставная, распространённая, полная,  не осложнена; 2 часть — придаточная изъяснительная, в постпозиции, двусоставная, распространённая, полная, осложнена однородными сказуемыми, является главной по отношению к 3 части; 3 часть связана со 2 частью и распространяет её, прикрепляясь к опорному слову союзным словом КОТОРУЮ — придаточная определительная, в интерпозиции, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; последовательное подчинение придаточных.

[Я на неё долго смотрел, (пока она валенки на крыльце чистила от снега), и всё ждал], (что девочка мне скажет ещё что-нибудь).

[ — = , (пока — = ), и = ], (что — = ).

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, связанных подчинительной связью, СПП с союзом ПОКА: 1 часть — главная, двусоставная, распространённая, полная, осложнена однородными сказуемыми; 2 часть — придаточная обстоятельственная времени, в интерпозиции, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; 3 часть связана с 1 частью и распространяет её, прикрепляясь к опорному слову союзом ЧТО — придаточная изъяснительная, в постпозиции, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; параллельное подчинение придаточных.

Образцы разбора бессоюзного сложного предложения

[Ёлки стоят и не шелохнутся], [на ветках подушки снега намело].

[ — = и = ], [ = ].

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 2 частей, связанных бессоюзной связью, БСП: 1 часть — двусоставная, нераспространённая, полная, осложнена однородными сказуемыми; 2 часть — односоставная безличная, распространённая, полная, не осложнена, между частями причинные отношения.

[Я ногой по ёлке ударил] — [целый сугроб мне свалился на голову].

[ — = ] — [ — = ].

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 2 частей, связанных бессоюзной связью, БСП: 1 часть — двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; 2 часть — двусоставная, распространённая, полная, не осложнена, между частями отношения следствия (результат).

бабочки зимой не могут спать]: [они маленькие и нежные], [сразу замёрзнут].

[ — = ] : [ — = и = ], [ = ].

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, связанных бессоюзной связью, БСП: 1 часть — двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; 2 часть — двусоставная, нераспространённая, полная, осложнена однородными сказуемыми; 3 часть — двусоставная, распространённая, неполная, не осложнена, между частями отношения пояснительные.

Образцы разбора сложного предложения с разными видами связи

(Когда мама с работы пришла), [Галя ей ничего не рассказала], и [я тоже].

(Когда — = ), [ — = ],  и [ — ].

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, связанных подчинительной и сочинительной связью, СПП и ССП: 1 часть — придаточная обстоятельственная времени, в препозиции, прикреплена союзом КОГДА, двусоставная, распространённая, полная,  не осложнена; 2 часть — главная для 1 части, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; 3 часть — двусоставная, нераспространённая, неполная, не осложнена, прикреплена одиночным сочинительным союзом И, присоединительные отношения.

[Это у паука-серебрянки такой домик под водой], и [там паучата живут], [вот он и носит им воздух].

[ ], [- = ], [- = ].

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, связанных сочинительной и бессоюзной связью, ССП и БСП: 1 часть — двусоставная, распространённая, неполная, не осложнена; 2 часть — двусоставная, распространённая, полная, не осложнена, прикреплена одиночным сочинительным союзом И; 3 часть — двусоставная, распространённая, полная, не осложнена, между частями причинно-следственные отношения.

[Мы пили чай], а [узбек рассказывал], (что и дед его, и прадедвсе были гончары).

[ — = ], а [- = ], (что и  -, и  —   —   —  = ).

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, связанных сочинительной и подчинительной связью, ССП и СПП: 1 часть — двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; 2 часть — двусоставная, нераспространённая, полная, не осложнена, прикреплена сочинительным противительным союзом А; 3 часть — придаточная изъяснительная, в постпозиции, прикреплена союзом ЧТО, двусоставная, распространённая, полная, осложнена однородными подлежащими с обобщающим словом.

[Интересно мне стало]: [простую свинку я знаю], а [морскую никогда не видел].

[ = ] : [- = ], а [ = ].

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, связанных бессоюзной и сочинительной связью, БСП и ССП: 1 часть — односоставная безличная, распространённая, полная; 2 часть — двусоставная, распространённая, полная, не осложнена, между частями пояснительные отношения; 3 часть — двусоставная, распространённая, неполная, не осложнена, соединена с помощью противительного союза А, отношения противопоставления.

[Сел Серёжа в машину], [мама его плащом укрыла], (потому что дождь начал капать).

[ = — ], [ — = ], (потому что — = ).

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 3 частей, связанных бессоюзной и подчинительной связью, БСП и СПП: 1 часть — двусоставная, распространённая, полная,  не осложнена; 2 часть — главная для 3 части, двусоставная, распространённая, полная, не осложнена; 3 часть — придаточная обстоятельственная причины, в постпозиции, прикреплена союзом ПОТОМУ ЧТО, двусоставная, нераспространённая, полная, не осложнена.

[Весной, (когда снег растаял и лес стал зелёный), я проснулся утром и слышу]: [кто-то шуршит под кроватью].

[     , (когда — = ) и ( — = ),  — = и = ] : [  — = ].

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, состоит из 4 частей, связанных подчинительной и бессоюзной связью, СПП и БСП: 1 часть — главная для 2 и 3 частей, двусоставная, распространённая, полная, осложнена однородными сказуемыми; 2 и 3 части — придаточные обстоятельственные времени, в интерпозиции, прикреплены союзом КОГДА, двусоставные, нераспространённые, полные, не осложнены, однородное подчинение; 4 часть — двусоставная, распространённая, полная, не осложнена, дополнительные отношения.

Источник: http://ruslita.ru/13-glavnaya/619-sintaksicheskij-razbor-slozhnogo-predlozheniya

Умный водитель
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: