Прекращение закупок по 223 фз. Аналитика аналитические обзоры. Разместить решение о прекращении приема заявок

Содержание
  1. Отмена проведения аукциона: причины, сроки, порядок
  2. Основные моменты отмены проведения аукциона по решению заказчика
  3. Причины отмены проведения электронного аукциона по 44-ФЗ
  4. Последствия и сроки отмены проведения аукциона
  5. Нюансы отмены проведения аукциона через ФАС и суд
  6. Отмена закупки по 223-ФЗ: основания и сроки, оформление протокола или приказа, образец извещения
  7. Правила отмены закупки
  8. Алгоритм действий
  9. В какие сроки возможна отмена
  10. Оформление протокола или приказа
  11. Порядок размещения сведений в ЕИС
  12. Порядок проведения конкурентных закупок по 223-ФЗ в 2019 году
  13. документации
  14. Порядок и сроки предоставления разъяснений
  15. Порядок и сроки внесения изменений
  16. Описание предмета конкурентной закупки
  17. Сроки отмены конкурентной закупки
  18. Порядок подачи и отзыва участниками своих заявок
  19. Предоставление обеспечения заявок
  20. Что считается этапом
  21. Переторжка
  22. Процедура с квалификационным отбором
  23. Конкурентные переговоры
  24. Протоколы по итогам этапов и закупок
  25. Заключение договора
  26. Отмена закупки по 223-ФЗ: сроки, порядок действий, оформление приказа, образец извещения
  27. Общий порядок отмены закупки
  28. Определение основания
  29. Оформление приказа
  30. Порядок размещения извещения
  31. Ответственность за нарушение порядка отмены
  32. Как исполнить предписание фас при закупке по 223-фз — государственные закупки: услуги заказчику и поставщику
  33. Кто обязан исполнять предписания ФАС
  34. Пример: субъекты контроля в предписании ФАС
  35. Заказчику и аукционной комиссии – отменить протокол закупки.
  36. Как изменить извещение или документацию по предписанию
  37. Если проводите многолотовую закупку, система отобразит окно с выбором:
  38. Как отменить протокол по предписанию
  39. Как отменить закупку по предписанию
  40. Заполните форму отмены закупки.
  41. В какие сроки исполнить предписание
  42. Антимонопольный орган может установить один срок на то, чтобы исполнить предписание и уведомить ФАС:
  43. Исполнять ли предписание, если подали жалобу в суд
  44. Пример: заказчик нарушил срок исполнения предписания
  45. Как накажут, если не исполнить предписание

Отмена проведения аукциона: причины, сроки, порядок

Прекращение закупок по 223 фз. Аналитика аналитические обзоры. Разместить решение о прекращении приема заявок

При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам

Из этой статьи вы узнаете:

  • Основные моменты отмены проведения аукциона по решению заказчика
  • Причины отмены проведения электронного аукциона по 44-ФЗ
  • Последствия и сроки отмены проведения аукциона
  • Нюансы отмены проведения аукциона через ФАС и суд

Отмена проведения аукциона – электронного или обычного – зачастую производится при появлении определенных причин со стороны заказчика. Текущее законодательство относительно государственных закупок допускает такое развитие событий, однако в контексте соблюдения всех процессуальных нюансов, которые для этого установлены.

Если не знать все эти правовые нормы и мелкие детали, то можно элементарно упустить из виду ключевые моменты при осуществлении данной процедуры. Чтобы заполнить пробелы в этом вопросе, читайте нашу статью.

Основные моменты отмены проведения аукциона по решению заказчика

На сегодняшний день товары, работы или услуги закупаются в основном через электронный аукцион. Покупатель по Федеральному закону «О контрактной системе в сфере закупок» от 05.04.

2013 № 44-ФЗ вправе отменить закупку, которая была размещена в Единой информационной системе. Однако необходимость этой процедуры должна быть серьезно обоснована.

Кроме того, важно следовать определенному алгоритму.

  1. Понятие

    Отмена предполагает остановку закупочной процедуры. При этом все участники, которые уже подали свои заявки, должны в обязательном порядке быть уведомлены о прекращении закупки. Для открытых процедур необходимым является размещение в Единой информационной системе извещения об отказе от проведения закупки.

    Стоит отметить, что вышеуказанные причины не являются исчерпывающими. В ФЗ № 44 четко не прописаны основания, по которым можно отменить закупку. Покупатель вправе самостоятельно принимать решение о целесообразности продолжения закупочной процедуры и при необходимости отказываться от дальнейшего ее проведения.

  2. Порядок и сроки 

    Отменить закупочную процедуру заказчик может не менее чем за 5 дней до момента завершения приема заявок от поставщиков.

    Однако в п. 3 ст. 401 Гражданского кодекса РФ указано, что отмена проведения аукциона возможна и после вышеуказанной даты. Основанием для этого могут быть возникновение обстоятельств непреодолимой силы.

    Кроме того, отменить закупочную процедуру можно, даже если причиной этого является не чрезвычайная ситуация.

    Для этого необходимо не менее чем за 2 дня до момента окончания приема заявок продлить срок, в течение которого поставщики могут направлять свои предложения. Для внесения изменений необходимо указать вескую причину.

    По такой процедуре срок приема заявок продлевается минимум на 7 дней, в течение которых можно остановить закупочную процедуру.

  3. Порядок проведения процедуры
    • Шаг 1. Выясняем, необходима ли отмена процедуры закупки, и устанавливаем причину, по которой проводить аукцион не имеет смысла.
    • Шаг 2. Убеждаемся, что соблюдаются необходимые сроки, то есть до окончания подачи заявок осталось не менее 5 дней. Если времени недостаточно, следует внести изменения в порядок закупки.
    • Шаг 3. Выносим решение об отмене проведения аукциона и оформляем соответствующий документ, образец которого доступен для скачивания ниже.

    Документ-образец

    • Шаг 4. Публикуем решение в Единой информационной системе в тот же день, когда оно было принято. Кроме того, обязательно необходимо известить об отмене процедуры всех участников, подавших предложения. Стоит отметить, что покупатель не имеет права вскрывать конверты с заявками поставщиков после того, как в ЕИС была опубликована информация об отмене процедуры. При проведении электронной процедуры возврат заявок обеспечивается оператором площадки на протяжении часа после публикации извещения об отмене.
    • Шаг 5. Исправляем данные в плане-графике. Это необходимо сделать или в день, когда была отменена процедура, или на следующий рабочий день.

Причины отмены проведения электронного аукциона по 44-ФЗ

Использование для проведения закупки электронного аукциона значительно упрощает процесс приобретения товаров, работ или услуг. Поэтому он широко применяется на практике.

Отмена закупочной процедуры покупателем возможна при соблюдении определенных законом сроков. Во избежание нарушения закона необходимо наличие определенных обстоятельств, таких как:

  • Отсутствие возможности уплатить предусмотренную заявкой сумму за приобретение товаров, работ или услуг.
  • Нецелесообразность проведения электронного аукциона.
  • Внесение изменений в утвержденную государством или органами местного самоуправления программу, для выполнения которой необходимо было проведение аукциона.
  • Изменение рыночной ситуации, из-за чего приобретаемый товар может оказаться недостаточно качественным и слишком дорогим.
  • Возникновение форс-мажорных обстоятельств (ст. 401 Гражданского кодекса РФ).

Вышеуказанные ситуации могут быть основанием для отмены проведения аукциона. Последствием такого решения заказчика является аннулирование всех предложений участников и возврат им денежных средств, которые были зарезервированы как обеспечение заявки.

Последствия и сроки отмены проведения аукциона

Для того чтобы правильно оформить отмену закупочной процедуры, необходимо руководствоваться положениями ст. 36 ФЗ № 44.

Покупатель должен принять соответствующее решение не менее чем за 5 дней до завершения подачи заявок от участников.

Также обязательным условием является публикация в день принятия решения информации о том, что процедура отменена, в Единой информационной системе. После этого покупателю будет закрыт доступ к сведениям о предложениях участников.

В ч. 2 ст. 36 ФЗ № 44 указано, что при несоблюдении минимального 5-дневного срока для отмены проведения аукциона данная процедура возможна только при наступлении обстоятельств непреодолимой силы. После публикации в ЕИС официальной информации о принятом решении закупка признается отмененной.

Далее ресурс, который занимался организацией проведения закупки, извещает участников об отмене процедуры. Оповещения с указанием причины принятия данного решения отправляются в личный кабинет на сайте электронной торговой площадки и на email участника. Также им возвращаются денежные средства, которые были предоставлены как обеспечение заявки.

Согласно ч. 4 ст. 36 ФЗ № 44 отменивший проведение аукциона покупатель не ответственен перед участниками процедуры закупки, которые направляли предложения. Нести ответственность заказчику придется только в случае возникновения по его вине ущерба у потенциального поставщика или подрядчика. Участник может требовать возмещения убытков в судебном порядке.

Заказчик имеет право на отмену проведения аукциона исключительно при соблюдении установленных временных рамок. Иначе для подобных действий будут необходимы достаточно серьезные причины. Участник аукциона не имеет никакой законной возможности повлиять на решение заказчика.

Нюансы отмены проведения аукциона через ФАС и суд

Достаточно часто в процессе осуществления закупки серьезно нарушаются права участников. Например, возможно снятие потенциального поставщика с участия в аукционе или отказ принимать его предложение.

  1. Рассмотрение ошибок в ходе торгов

    По исковому заявлению заинтересованного лица суд может признать недействительность закупки, в ходе проведения которой нарушаются законодательные нормы. Это регламентируется ст. 449 Гражданского кодекса РФ. Поэтому первоочередной задачей является правильная с юридической точки зрения расстановка приоритетов. Так можно будет определить основные ошибки в процедуре закупки.

  2. В какой орган обращаться для отмены проведения аукциона? 

    Любая сторона закупочной процедуры, объединения юридических лиц и общественные организации, которые выполняют общественный контроль, согласно законодательным нормам РФ, вправе оспорить решение заказчика.

    Такая возможность прописана в ч. 1 ст. 105 ФЗ № 44. Обжалование происходит либо в установленном этим законом порядке, либо посредством обращения в суд или контролирующий закупочную деятельность орган.

    Обжаловать можно нарушающие права участника аукциона действия или бездействие покупателя или уполномоченного им органа, комитета по закупкам и его членов, должностных лиц заказчика, оператора электронной торговой площадки.

    О том, куда именно подавать жалобу, упоминается в ст. 99 ФЗ № 44. Контролирующим органом в подобных вопросах является Управление Федеральной антимонопольной службы в регионе. В случае если решение УФАС не устроит заинтересованное лицо, то следующим шагом должно быть обращение в суд.

  3. Обжаловать проведение аукциона можно в течение 10 дней

    Оспорить принятое при выборе победителя торгов решение покупателя или уполномоченного им органа, комитета по закупкам и его членов, должностных лиц заказчика, оператора электронной торговой площадки допускается в течение 10 дней.

    Срок подачи жалобы определяется с момента публикации на электронной торговой площадке одного из следующих документов: протокол подведения итогов торгов, протокол рассмотрения предложений по закупке, протокол проведения аукциона, в случае если он признан несостоявшимся. 

    Обжаловать пункты документов о проведении торгов участник может до момента завершения срока, отведенного на прием предложений от поставщиков, подрядчиков или исполнителей.

    Иногда возможны ситуации, когда подлежащие обжалованию действия заказчика были предприняты после того, как начали рассматриваться предложения от участников (то же касается бездействия организатора процедуры).

    В этом случае обжаловать данные действия имеют право исключительно субъекты, которые подали предложения на участие в торгах.

    Если подлежащие обжалованию действия произошли в момент рассмотрения вторых частей предложений по торгам либо в момент заключения договора, то обжаловать эти действия можно до того, как будет подписан договор.

    В противном случае оспорить решения покупателя или уполномоченного им органа, комитета по закупкам и его членов, должностных лиц заказчика, оператора электронной торговой площадки можно исключительно посредством обращения в суд.

  4. Отмена проведения аукциона в судебном порядке

    При несогласии заинтересованного лица с принятым Управлением ФАС решением оно имеет право не позднее чем через 3 месяца подать исковое заявление в арбитражный суд на общих основаниях.

    Мотивировать необходимость отмены решения ФАС надо той же формулировкой, которая была указана в жалобе в контролирующий орган.

    То есть в судебном порядке обжалованию подлежат не действия заказчика в процессе проведения аукциона, а принятое ФАС решение по жалобе заявителя.

Источник: https://cett.biz/poleznaya-informaciya/statii/otmena-provedeniya-auktsiona/

Отмена закупки по 223-ФЗ: основания и сроки, оформление протокола или приказа, образец извещения

Прекращение закупок по 223 фз. Аналитика аналитические обзоры. Разместить решение о прекращении приема заявок

Отказ от закупки по 223-ФЗ состоит в праве заказчика прекратить закупочную процедуру выбора поставщика. При этом заказчик должен придерживаться определенного регламента действий.

Правила отмены закупки

Нередко у заказчика возникает необходимость отменить ту или иную закупочную процедуру, и он обладает правом на это. Согласно 223-ФЗ, заказчики вправе отменить как конкурентную, так и неконкурентную закупку.

Если необходимо отменить неконкурентную закупку у единственного поставщика, то заказчику необходимо руководствоваться собственным Положением о закупке. Связано это с тем, что в 223-ФЗ никак не регламентируется вопрос отмены неконкурентных закупок.

До недавнего времени 223-ФЗ не содержал порядка действий при принятии решения об отказе от проведения закупки. Порядок проведения данной процедуры заказчику следовало установить самостоятельно и отобразить его в Положении о закупках по ч. 6 Постановления Правительства №908 от 2012 года.

С июля 2018 года процедура подверглась изменениям после вступления в силу поправок в 223-ФЗ. Так, с указанной даты именно 223-ФЗ, а не локальное Положение заказчика будет регулировать процедуру отмены закупки. Согласно вступившим в силу ч. 5, 7 ст. 3.

2 223-ФЗ об отмене конкурентных способов закупки, организатор торгов вправе отменить предложение по одному или нескольким пунктам до даты окончания приема предложений.

Правила, которые вступили в силу с июля 2018 года, заказчик обязан продублировать в своем Положении о закупках.

Алгоритм действий

Процедура отмены закупки будет зависеть от того, на каком этапе это нужно сделать. Так, если сведения о закупках содержатся только в плане закупок, то заказчику нужно просто его скорректировать и разместить обновленный план в ЕИС.

Но когда извещение о закупке уже было опубликовано в ЕИС, то отменить ее будет сложнее. Процедура в данном случае будет выглядеть следующим образом:

  1. Заказчик принимает решение об отказе от закупочной процедуры и оформляет его в письменной форме. Решение оформляется в виде протокола или приказа.
  2. Размещает решение о прекращении приема заявок в ЕИС. Именно с этой даты процедура официально считается отмененной.

После окончания приема заявок процедуру отменить можно только при возникновении обстоятельств непреодолимой силы по Гражданскому кодексу.

Закон 223-ФЗ обязывает заказчиков размещать не менее 18% от совокупного объема государственного заказа у субъектов малого предпринимательства.

Сам порядок проведения таких закупочных процедур регламентирован ст. 3.4 223-ФЗ, а правила их отмены аналогичны общему порядку, который действует в отношении всех закупок.

При этом до вступления в силу ч. 15 ст. 3.2 223-ФЗ можно было также отменить закупку уже после принятия всех заявок путем отказа от подписания контракта с победителем. Но по новым правилам заказчики теперь не вправе отказывать поставщикам в подписании договора.

Такие изменения должны были появиться в Положениях о закупках у всех заказчиков до января 2019 года. Но в данных положениях закона речь идет только о конкурентных процедурах, следовательно, отказ от подписания договора по результатам неконкурентных способов будет правомерен.

При этом заказчику не нужно забывать о внесении правок в план закупок.

В 223-ФЗ не указаны причины для отмены закупки, но данный перечень в обязательном порядке прописывается в Положении заказчика. Это обязанность прямо вытекает из пп. 5, 31 Постановления Правительства №908 от 2012 года.

В качестве типовых оснований можно определить:

  1. Изменение финансовых программ заказчика.
  2. Изменение (исчезновение) потребностей в товарах, работах и услугах.
  3. Необходимость исполнения предписания от контролирующих инстанций.
  4. Изменение законодательных норм.

В случае если закупка отменяется заказчиком по основаниям, которые не были прописаны его Положением о закупке, то она признается необоснованной и ограничивающей конкуренцию.

Данный вывод следует из Постановления Арбитражного суда Московского округа от 2017 года №Ф05-12698/2016.

В какие сроки возможна отмена

Заказчик вправе отменить закупку после того, как извещение о ней появилось в ЕИС. Согласно ч. 5 ст. 3.2 223-ФЗ, отменить закупку можно только до наступления даты окончания подачи заявок на участие в ней.

Хотя формально заказчик может отменить закупку и в последний день подачи заявок, но одно из решений ФАС указывает на то, что это не соответствует закону.

Но по 44-ФЗ требования к срокам отмены закупок еще более жесткие (не позднее, чем за 5 дней до окончания подачи заявок на конкурс или аукцион), поэтому это нельзя рассматривать как ущемление прав заказчика.

Согласно ч. 7 ст. 3.2, заказчик имеет право на отмену закупки и в последний день приема заявок, и даже после истечения указанных сроков, но только при возникновении обстоятельств непреодолимой силы по Гражданскому кодексу.

С учетом положений п. 3 ст.

401 Гражданского кодекса для признания обстоятельства непреодолимой силы необходимо его соответствие условиям чрезвычайности (то есть исключительности и нетипичности при обычных условиях) и непредотвратимости (то есть невозможности избежать последствий от него).

Таким образом, если наступление обстоятельств каким-то образом зависело от воли сторон, то они не считаются обстоятельствами необратимой силы.

В п. 23 ст. 3.2 223-ФЗ указывается на то, что если заказчик принял решение об отмене конкурентной закупки с участием СМП, то оператор электронной площадки, на которой она проводится, не передает заказчику поступившие заявки на участие.

Оформление протокола или приказа

Независимо от основания отмены закупки заказчик должен его грамотно запротоколировать.

В п. 31 Постановления №908 указано, что документ об отказе от закупочной процедуры по 223-ФЗ должен содержать дату принятия соответствующего решения и основания.

В остальном форма протокола или приказа никак законодательно не регулируется, и заказчик вправе разработать ее самостоятельно на основании собственных предпочтений.

Само решение, оформленное в виде протокола или приказа, относится к внутренней документации заказчика и не подлежит размещению в открытом доступе, но заказчик вправе разместить документацию в ЕИС.

Порядок размещения сведений в ЕИС

Согласно п. 6 ст. 3.2 223-ФЗ, для отмены закупки заказчик в обязательном порядке размещает об этом информацию в ЕИС. Оно оформляется в виде извещения об отмене закупки и содержит в обязательном порядке:

  • номер и наименование закупки;
  • сведения о заказчике;
  • дата принятия решения;
  • основание отмены.

Извещение размещается в ЕИС в день принятия соответствующего решения. Вместе с извещением заказчик вправе разместить и иные документы об отказе по своему усмотрению (протоколы, само решение и пр.).

Перед размещением документации она подписывается с помощью электронной квалифицированной подписи.

За неразмещение положенной информации об отказе от проведения торгов заказчику грозит штраф по ч. 5 ст. 7.32.3 КоАП. Для должностных лиц величина штрафных санкций составляет 30000-50000 руб., для юрлиц – от 100000 до 300000 руб.

Согласно судебной практике, должностное лицо заказчика могут привлечь к ответственности и за неразмещение в документации основания для отмены закупки.

Таким образом, до июля 2018 года 223-ФЗ лишь рамочно регулировал вопросы отмены закупок, но после принятия поправок в законодательство здесь появились более четкие ограничения. Все заказчики по данному закону должны привести в соответствие собственные Положения о закупках.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/223/otmena-3.html

Порядок проведения конкурентных закупок по 223-ФЗ в 2019 году

Прекращение закупок по 223 фз. Аналитика аналитические обзоры. Разместить решение о прекращении приема заявок

Напомним, ранее заказчик в положении о закупке прописывал порядок проведения всего двух видов закупок: конкурса и аукциона. Другие виды он мог вносить в положение на свое усмотрение.

С 1 июля 2018 года, после вступления в силу изменений закона 223-ФЗ в положении о закупках заказчик должен указать уже четыре конкурентные процедуры: конкурс, аукцион, запрос предложений и запрос котировок — и одну неконкурентную — закупку у единственного поставщика.

Для каждого из видов конкурентных закупок законодатель установил минимальные сроки проведения.

Способ закупки Минимальный срок
Конкурс15 календарных дней
Аукцион15 календарных дней
Запрос котировок5 рабочих дней
Запрос предложений7 рабочих дней

Обратите внимание: для аукциона и конкурса сроки сократились и исчисляются теперь в календарных днях.

В вашем положении могут быть предусмотрены бо́льшие сроки, но они точно не могут быть меньше, чем указаны в законе.

документации

извещения о закупке и всей документации регламентируется соответствующими ст. 3.2 и ст. 4 закона 223-ФЗ. При проведении котировок между извещением и документацией стоит знак равенства. Требования прописываются непосредственно в извещении.

Порядок и сроки предоставления разъяснений

Закон устанавливает, что заказчик по запросу участников в течение трех рабочих дней разъясняет положения документации и размещает свой ответ в ЕИС, указывает, о чем был запрос, без упоминания автора.

При этом устанавливается предельный срок для направления запроса: участник может сделать запрос не позднее трех рабочих дней до окончания срока подачи заявок. Если запрос направлен позже этого срока, остается один-два рабочих дня, то заказчик вправе на такой запрос не отвечать.

Порядок и сроки внесения изменений

В новой редакции закона 223-ФЗ предусмотрена универсальная формула для всех конкурентных закупок: если заказчик что-то меняет, он продлевает срок подачи заявок не менее чем на половину изначально установленного срока.  

Но возникает вопрос: а если это запрос предложений, ведь там срок размещения извещения 7 рабочих дней? Половина — 3,5 дня. Округлять в большую или в меньшую сторону? Рекомендуем округлять в большую, то есть продлевать на 4 рабочих дня, чтобы у поставщиков было больше времени и не было повода выставить претензию.

Описание предмета конкурентной закупки

В описании предмета закупки должны появиться его эксплуатационные, функциональные и технические характеристики, потребительские свойства. Закон требует полноты описания предмета и технического задания.

Главное условие, которое отличает конкурентную закупку от неконкурентной, — это то, что в описании предмета закупки не должно быть указаний на товарный знак, за исключением случаев, когда нет иного способа дать характеристики. Тогда заказчик упоминает товарный знак и тут же уточняет «или эквивалент», а при описании характеристик устанавливает параметры эквивалентности.

Исключение — когда заказчик хочет обеспечить совместимость с уже имеющимися товарами или закупить запасные части к имеющимся автотехнике или оборудованию. В таком случае заказчик может не устанавливать возможность поставки эквивалента.

Сроки отмены конкурентной закупки

В новой редакции закона 223-ФЗ закрепили предельные сроки отмены закупки: не позднее чем за день до окончания срока подачи заявок на участие в ней. Позже отказаться от торгов заказчик уже не вправе. Решение размещается в ЕИС.

Порядок подачи и отзыва участниками своих заявок

Этот момент тоже претерпел изменения. Во-первых, участников ограничили в количестве заявок. Если закупка проводится в электронной форме, то поставщик вправе подать только одну заявку. Сделать это можно в любое время с момента размещения до момента окончания срока подачи заявок.

Во-вторых, участник получил право изменить или отозвать уже поданную заявку до окончания срока подачи заявок. Но надо чтобы и организатор закупки увидел уведомление от поставщика до этого момента.

Предоставление обеспечения заявок

Законодатели узаконили право организатора закупки включать в документацию требование к участникам предоставлять обеспечение заявки и условия предоставления. Установлен ценовой порог, до которого заказчик не может требовать обеспечения, — 5 млн рублей.

«В положении о закупках у заказчика должно быть очень четко прописано, когда обеспечительная сумма не возвращается. И чем подробнее будет перечень ситуаций, тем меньше споров возникнет», — советует Станислав Грузин, эксперт в сфере закупок по 223-ФЗ, 44-ФЗ, автор вебинара «Проведение конкурентных способов закупок по 223-ФЗ».

Что считается этапом

В соответствии с ч. 24 ст. 3.2 закона 223-ФЗ «конкурентные закупки могут включать в себя один или несколько этапов», однако четкого определения понятия «этап» или перечня обязательных этапов нет.

«Этапы четко сформулированы и установлены в закупках для субъектов малого и среднего предпринимательства. Конечно, можно трактовать эти нормы по аналогии: то, что предусмотрено в закупках для МСП, должно применяться и для иных закупок конкурентных, но это не так, в данном случае не совсем верно», — делится своим мнением эксперт.

Из закона следует, что если заказчик дополнительно включает какой-то этап в закупку, он должен:

  • внести в документацию сведения об этапе и сроках его проведения;
  • составить протокол по результатам этапа, для каждого — отдельный документ.

Сегодня под этапом конкурентной процедуры понимается стадия, которая предшествует определению победителя или завершается определением победителя. Все, что происходит с закупкой после составления протокола, к примеру преддоговорные переговоры, конкурентные договоры, направленные на снижение цены, под понятие «этап» не подпадает.

Таким образом, можно выделить следующие этапы, которые заказчик вправе применять при конкурентных закупках (не относится к торгам для МСП).

Переторжка

Это сопоставление дополнительных ценовых и неценовых предложений участников о снижении цены договора, добровольное изменение первоначальных предложений без корректировки других условий.

Заказчик должен заранее указать дату и время проведения данного этапа. Тут важно определиться, есть ли реальная потребность в переторжке.

Например, по результатам первоначальных заявок участники снизили цены настолько, что у заказчика нет уверенности, смогут ли они за эти деньги выполнить работу качественно, а тут еще объявлена переторжка, не проводить которую нельзя. Или заявку подал только один участник — с кем тогда будет объявляться переторжка?

«Мне кажется, что это некорректное условие установить срок проведения дополнительных этапов в момент извещения о самой закупке. Лучше было бы, чтобы заказчик мог принять решение о проведении переторжки, когда понятен уровень цен, предложенных участниками в их первоначальных заявках», — делится своим мнением Станислав Грузин.

Процедура с квалификационным отбором

На этом этапе заказчик предъявляет квалификационные требования и выявляет заявки, которые наиболее полно им соответствуют. Это удобный и понятный инструмент работы заказчика, и закупки с квалификационным отбором могут стать распространенным явлением.

Конкурентные переговоры

Закупки по 223-ФЗ

Курс повышения квалификации для заказчиков и поставщиков

Пройти обучение

Это публичное обсуждение с участниками закупки функциональных характеристик предмета закупки или иных условий исполнения договора.

Переговоры могут проводиться как во время подачи заявок, так и заранее, чтобы уточнить у участников дополнительные условия и факторы, которые повлияют на корректировку документации.

После этого участники закупки смогут подавать свои предложения на участие в этой закупке.

Перечисленные этапы могут стать дополнительными механизмами регулирования отношений заказчика и исполнителя. Но использовать их надо с соблюдением требований закона: прописывать порядок проведения, заранее извещать участников и фиксировать результаты этапа отдельным протоколом.

Протоколы по итогам этапов и закупок

Закон 223-ФЗ разделяет два вида протоколов и требования к ним:

1. Протоколы, которые фиксируют завершение этапа конкурентной процедуры. В них указываются:

  • дата подписания;
  • количество поданных заявок на участие либо на этапе закупки — дата и время регистрации такой заявки;
  • результаты рассмотрения заявок на участие в закупке, количество отклоненных заявок с указанием причин, по которым заявка отклонена (нарушение положений документации / извещения для запроса котировок);
  • ранжирование заявок по степени соответствия требованиям документации и установленным критериям оценки;
  • причина, по которой закупка не состоялась;
  • иные сведения, которые заказчик сочтет нужным включить в протокол и пропишет это в положении о закупках.

2. Итоговые протоколы, которые составляются по результатам всей закупки. В них указываются:

  • дата подписания;
  • количество поданных заявок, а также дата и время их регистрации;

Раньше закон 223-ФЗ требовал в сведениях о заявке указывать наименование юридического лица или ФИО физического лица. Сейчас это условие исключено, заказчик может идентифицировать участников любым удобным способом, например, присваивать номера.

  • порядковые номера заявок на участие в закупке или окончательных предложений участников в порядке уменьшения степени выгоды предложенных условий и цены;

Если в нескольких заявках содержатся одинаковые условия исполнения договора, приоритет отдается участнику, чья заявка поступила раньше.

  • результаты рассмотрения заявок на участие в закупке: их количество, окончательные предложения, сколько отклонено и основания отклонения со ссылкой на пункт извещения или документации о закупке;
  • результаты оценки заявок или окончательных предложений с указанием решения комиссии о присвоении итоговых баллов участникам;
  • причина, по которой закупка не состоялась;
  • иные сведения, которые заказчик сочтет нужным включить в протокол и пропишет это в положении о закупках.

Итоговые протоколы заказчик должен хранить не менее трех лет.

Заключение договора

Финальная процедура практически не изменилась. Законодатели сохранили сроки заключения договора:

  • в обычном порядке — не ранее чем через 10 дней и не позднее чем через 20 дней с момента размещения в ЕИС итогового протокола;
  • если заказчику необходимо получить одобрение у вышестоящих органов — не позднее чем через 5 дней с даты указанного одобрения;
  • если в отношении закупки рассматривалась жалоба или есть судебный спор — не позднее 5 дней с момента вынесения соответствующего решения.

С изменениями закона 223-ФЗ у заказчиков появилось право заключать договоры с несколькими исполнителями. Чтобы использовать такую возможность, надо прописать это условие в положении о закупке и сопутствующей документации.

Напоминаем, что перечисленные требования законодательства касаются порядка проведения конкурентных закупок, обязательных для заказчика, и не касаются закупок для малых и средних предприятий. Об особенностях конкурентных процедур для МСП расскажем в следующем материале.

Источник: https://School.Kontur.ru/publications/1679

Отмена закупки по 223-ФЗ: сроки, порядок действий, оформление приказа, образец извещения

Прекращение закупок по 223 фз. Аналитика аналитические обзоры. Разместить решение о прекращении приема заявок

Заказчик по 223-ФЗ вправе прекратить процедуру выбора поставщика и отказаться от закупки. В июле 2018 году процесс отмены закупки по 223-ФЗ был изменен и зависит от этапа, на котором отменяется закупка.

Общий порядок отмены закупки

В 223-ФЗ процесс отмены закупки регламентируется не так детально, как в 44-ФЗ. Но заказчики должны прописать процедуру отмены закупки в Положении о закупке, которое действует внутри организации. В дальнейшем заказчик должен неукоснительно придерживаться утвержденного им порядка действий в Положении.

В Постановлении Правительства №908 от 2012 года подчеркивается, что отмена закупки должна иметь документальное оформление. В документе об отмене закупки необходимо прописать дату принятия такого решения и основание для его принятия.

В случае если на момент принятия решения об отмене закупки сведения о ней были размещены только в закупочном плане, то отменить закупку будет достаточно просто: нужно только скорректировать закупочный план.

Когда закупка уже была размещена в ЕИС, то процедура отмены усложняется: заказчику нужно определиться с основанием и определить, укладывается ли он в допустимые для отмены сроки.

Если отмене подлежит неконкурентная закупка, то заказчику для ее отмены стоит руководствоваться только собственным Положением о закупке. 223-ФЗ никак не регулирует процедуру отмены закупки у единственного поставщика. Когда заказчик отменяет конкурентную процедуру, то ему необходимо придерживаться положений 223-ФЗ.

В случаях когда отмена закупки была невозможна до окончания периода подачи заявки, за заказчиком сохраняется право на отказ от закупки до подписания договора при возникновении обстоятельств непреодолимой силы по Гражданскому кодексу.

Ранее допускалось отменить закупку и через такой способ, как отказ от подписания договора. Но теперь сторона должны подписать контракт по результатам конкурентной процедуры не ранее, чем через 10 дней и не позднее, чем через 20 дней после подведения итогов закупки.

Определение основания

Если заказчик укладывается в отведенные сроки для отмены закупки, то ему нужно определиться с основанием для отмены. Это обязанность следует из п. 5, 31 Постановления Правительства от 2012 год №908. Основания для отмены закупки заказчик должен утвердить в своем Положении. Например, «Почта России» предусмотрела такие основания для отмены закупки, как:

  • изменение финансовых и инвестиционных программ;
  • изменение потребности в закупках;
  • необходимость исполнения предписаний контролирующих инстанций;
  • изменение законодательной базы.

Отмена закупки по основаниям, которые не прописаны в Положении о закупках, могут быть признаны необоснованными и приводящими к ограничению конкуренции.

В частности, к такому выводу пришел Арбитражный суд Московского округа от 2017 года в решении №Ф05-12698/2016.

Оформление приказа

Отмена закупки обычно закрепляется в форме приказа. Данный распорядительный документ имеет письменную форму и включает в себя следующие сведения:

  1. Наименование заказчика.
  2. Дата его подготовки.
  3. Указание на решение отменить закупку.
  4. Реквизиты закупки, ссылка на нее в ЕИС.
  5. Основание, которое легло в основу принятия решения об отмене (например, заказчик аннулировал инвестиционную программу, которая легла в основу закупки). Можно привести ссылку на Положение о закупке, в котором содержится это основание для отмены.
  6. Указание на ответственное за исполнение положений приказа лицо.
  7. Подпись руководителя заказчика и печать.
  8. Подпись ответственного лица, подтверждающего факт ознакомления с приказом.

Порядок размещения извещения

В ч. 6 ст. 3.2 223-ФЗ подчеркивается, что при принятии решения отменить конкурентную закупку заказчик должен разместить сведения об отмене в день принятия приказа. Такие сведения в обязательном порядке содержат указание на основание отмены закупки.

Вместе с извещением об отмене закупки заказчик может разместить в ЕИС и иные файлы в электронном формате (изменения и протоколы и пр.), а также само решение отменить закупку, согласно п. 31 Постановления Правительства №908.

Перед тем как опубликовать указанные сведения в ЕИС, заказчик должен подписать их квалифицированной подписью.

Образец извещения об отмене закупки по 223-ФЗ можно посмотреть здесь.

Решение о прекращении процедуры закупки в закрытом формате, которая содержит гостайну, не допускается публиковать в ЕИС (ч. 3 ст. 3.5, ч. 15 ст. 4 223-ФЗ).

После отмены закупки остается опубликовать необходимые изменения в план закупки.

Ответственность за нарушение порядка отмены

За неразмещение обязательной информации об отказе от проведения тендера организатору закупки грозит штраф на основании ч. 5 ст. 7.32.3 КоАП.

Сумма штрафа для должностных лиц составляет 30-50 тыс. р., для юридических – 100-300 тыс. р. При частичном нарушении законодательства (например, если в решении об отмене не содержались все обязательные сведения) размер штрафа может уменьшиться по решению суда.

Таким образом, с июля 2018 года в 223-ФЗ были внесены изменения, которые  закрепили порядок отмены конкурентных закупок. Данные правила заказчик должен продублировать во внутреннем Положении о закупках.

Отменить конкурентную закупку заказчик может только до окончания сроков подачи заявок на участие.

(1 5,00 из 5)
Загрузка…

Источник: https://pravo.team/zakupki/223/otmena-zakupki.html

Как исполнить предписание фас при закупке по 223-фз — государственные закупки: услуги заказчику и поставщику

Прекращение закупок по 223 фз. Аналитика аналитические обзоры. Разместить решение о прекращении приема заявок

Как исполнить предписание, зависит от того, что требует ФАС.

Антимонопольный орган может предписать изменить извещение и документацию, отменить протоколы, аннулировать закупку, не учитывать положения документации при рассмотрении заявок. Действуйте по тексту предписания.

Соблюдайте сроки, которые ФАС указала в предписании, иначе заплатите штраф до 500 000 руб. Читайте подробно, кто, как и в какие сроки обязан исполнить предписание антимонопольного органа.

Кто обязан исполнять предписания ФАС

Предписания ФАС обязаны исполнять заказчик, комиссия по закупкам, оператор электронной площадки, а также организатор торгов, например, при совместной закупке. На действия этих субъектов принимает и рассматривает жалобы ФАС согласно части 10 статьи 3 Закона № 223-ФЗ и части 1 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ.

Пример: субъекты контроля в предписании ФАС

ФАС рассмотрела жалобу участника закупки и выдала предписание заказчику, аукционной комиссии и оператору электронной площадки.

Заказчику и аукционной комиссии – отменить протокол закупки.

Заказчику – назначить новую дату аукциона, а также сообщить оператору электронной площадки о том, что необходимо:

Аукцион оператор будет проводить с минимальной цены в торгах, протокол по которым обязан отменить (решение, предписание ФАС от 08.02.2018 № 17/8284/18).

ФАС направит предписание заказчику или другим субъектам контроля, а также опубликует в ЕИС или на сайте антимонопольного органа. Срок – три рабочих дня с даты, когда примет решение по жалобе. Порядок установлен в части 22 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ.

Как изменить извещение или документацию по предписанию

Чтобы изменить извещение или документацию, войдите в личный кабинет и найдите нужную закупку. Откройте вкладку «Изменения и разъяснения», нажмите «Внести изменения в извещение и документацию».

Если проводите многолотовую закупку, система отобразит окно с выбором:

Поставьте отметку в зависимости от того, отменяете лоты или нет. Если доступных лотов для отмены нет, система сразу откроет проект изменений извещения.

Измените поля на вкладках извещения согласно предписанию. Заполните поле «Причина внесения изменений» – укажите дату, номер предписания, наименование контрольного органа. Например, напишите так:

В разделе «Документация» прикрепите новую версию документации и проекта договора при необходимости.

Проект изменений отобразится на вкладке «Изменения и разъяснения» в блоке «Проекты изменений извещения». В выпадающем меню нажмите «Разместить».

Если выбрали пункт «Проект изменений с отменой лотов», система откроет форму со списком лотов, которые возможно отменить.

Выберите лоты, нажмите «Далее», откроется форма ввода сведений отмены лотов.

Выберите основание для отмены лотов. Для этого поставьте отметку в одном из полей:

  • «Различные причины отмены лотов»;
  • «Общая причина отмены лотов».

Если основание для отмены лотов общее, укажите его в блоке «Сведения об отмене лотов закупки».

Если для отдельных лотов разные основания – в блоке «Список отменяемых лотов закупки».

В блоке «Документы» прикрепите файлы. Например, решение об отмене лотов закупки. После того как заполните все необходимые сведения и прикрепите документы, нажмите «Разместить».

Как отменить протокол по предписанию

Чтобы отменить протокол, откройте вкладку «Протоколы» и нажмите кнопку «Отменить протокол».

Система откроет вкладку, на которой необходимо ввести сведения об отмене протокола. В основании отмены укажите предписание антимонопольного органа. Прикрепите документы, например решение об отмене протоколов. Нажмите кнопку «Разместить».

Опубликовать сведения можно также из контекстного меню на вкладке «Протоколы».

Как отменить закупку по предписанию

Чтобы отменить закупку по предписанию ФАС, на вкладке «Изменения и разъяснения» формы просмотра сведений о закупке нажмите кнопку «Сформировать отмену закупки».

Заполните форму отмены закупки.

В поле «Основание принятия решения» напишите название контрольного органа, дату и номер предписания.

Нажмите кнопку «Сохранить» или «Разместить», если хотите сразу опубликовать извещение об отмене закупки. Сведения об отмене закупки смотрите на вкладке «Изменения и разъяснения».

В какие сроки исполнить предписание

Срок, в который необходимо исполнить предписание, ФАС напишет в самом предписании. Кроме того, укажет срок, в который нужно предоставить в антимонопольный орган доказательства, что исполнили предписание. Об этом сказано в пункте 3.159 Административного регламента, который ФАС утвердила приказом от 25.05.2012 № 339 (далее – Административный регламент № 339).

Антимонопольный орган может установить один срок на то, чтобы исполнить предписание и уведомить ФАС:

Отдельного регламента, чтобы рассматривать жалобы на заказчиков в рамках Закона № 223-ФЗ, у ФАС нет.

Поэтому антимонопольный орган применяет Административный регламент № 339, который регулирует порядок возбуждения и рассмотрения административных дел о нарушениях антимонопольного законодательства.

На возможность применять данный регламент указал Минфин в письме от 22.12.2017 № 24-02-06/87601. Вывод подтверждает практика ФАС. Например, решение Новгородского УФАС от 30.08.2018 по делу № А-15/18.

Исполнять ли предписание, если подали жалобу в суд

Когда обжалуете предписание ФАС в суде, изменения в извещение и документацию вносить не нужно. Причина – на время обжалования предписание приостановлено. Однако уточните позицию суда, чтобы не заплатить штраф. Есть две позиции судебных органов по действию предписания при жалобе заказчика.

Первая позиция. Если суд принял заявление об обжаловании предписания к производству, исполнение предписания приостанавливается до тех пор, пока решение суда вступит в законную силу.

Действие предписания приостанавливается автоматически. Вывод следует из части 2 статьи 52 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ, а также из пункта 3.188 Административного регламента № 339.

Позицию подтвердил Арбитражный суд Свердловской области в определении от 17.04.2014 № А60-12516/2014.

Внимание: действие предписания приостанавливается с момента, когда суд принял заявление об обжаловании к производству, а не когда подали заявление. Вывод следует из части 2 статьи 52 Закона № 135-ФЗ.

Судья решает, принимать заявление к производству или нет, в течение пяти календарных дней с даты, когда заявление поступило в суд. Допустим, подали заявление 5 октября. Судья примет решение до 11 октября.

Если обязаны исполнить предписание до 11 числа включительно, то можете не успеть выполнить требования ФАС. В этом случае заплатите штраф. Срок в пять календарных дней прописан в части 1 статьи 127 АПК.

На обжалование предписания – три месяца с даты, когда ФАС выдала предписание. Однако трехмесячный срок не означает, что в течение этих месяцев заказчик вправе бездействовать. Пока суд не принял заявление, предписание действует и его необходимо исполнять. Вывод подтверждает судебная практика. О сроках обжалования сказано в части 23 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ.

Пример: заказчик нарушил срок исполнения предписания

Антимонопольная служба вынесла предписание заказчику. Исполнить требования обязала до 10 августа 2015 года. Заказчик подал жалобу в арбитражный суд. Суд принял заявление к производству 3 сентября 2015 года. ФАС оштрафовала заказчика за то, что тот в срок не исполнил предписание.

Заказчик обжаловал штраф в суде. Однако судья признал штраф законным и пояснил, что право на обжалование нельзя рассматривать как способ уйти от исполнения требований контрольного органа (решение Арбитражного суда города Москвы от 18.07.2016 № А40-99918/2016).

Такую же позицию высказал Девятый арбитражный апелляционный суд: право на обжалование предписания в течение трех месяцев «не свидетельствует о том, что в течение названного срока заявитель имеет право бездействовать и не исполнять требования уполномоченного органа» (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2015 № 09АП-23177/2015, А40-187426/2014).

Специалисты региональных управлений ФАС иногда штрафуют за нарушение сроков предписания, даже если заказчик обжаловал предписание в суде. Антимонопольный орган высказывает позицию, что положения статьи 52 применяют только к главе 9 Закона № 135-ФЗ. То есть при нарушении антимонопольного законодательства, а не законодательства о закупках.

Арбитражный суд Самарской области считает такую трактовку ошибочной. Суд указал, что положения статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ регламентируют порядок обжалования торгов до момента, когда ФАС принимает решение по жалобе. А обжалование решений и предписаний ФАС проходит согласно статье 52 Закона № 135-ФЗ (постановление от 07.12.

2016 № А55-15798/2016).

На законность приостановки срока действия предписания в порядке статьи 52 Закона № 135-ФЗ также указали Арбитражный суд города Москвы в решении от 24.11.2016 № А40-185044/2015, Арбитражный суд Оренбургской области в определении от 30.11.

2016 № А47-11850/2016, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 28.06.2017 № 13АП-10457/2017, А42-2314/2017. Позицию поддержала комиссия ФАС по контролю в сфере закупок (решение ФАС от 22.03.2017 № 17/18473/17, 223ФЗ-207/17).

Вторая позиция. Предписание не приостанавливается автоматически, когда суд принял заявление об обжаловании к производству. Это связано с тем, что положения статьи 52 Закона № 135-ФЗ к обжалованию предписания по результатам торгов не применяют. Например, вывод сделал Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики (решение от 17.10.2017 № 12-620/2017).

Когда суд считает, что предписание не приостанавливается автоматически, можете подать ходатайство принять обеспечительные меры – приостановить действие ненормативного правового акта ФАС. Если суд удовлетворит ходатайство, то приостановит действие предписания согласно части 3 статьи 199 АПК. Если откажет, исполняйте предписание, чтобы не заплатить штраф.

Как накажут, если не исполнить предписание

Если не исполните предписание или исполните с нарушением срока, ФАС оштрафует. Штраф для должностного лица – от 30 000 до 50 000 руб., для юридического – от 300 000 до 500 000 руб. Наказание предусмотрено частью 7.2 статьи 19.5 КоАП.

Пример: заказчика оштрафовали на 400 000 руб. за неисполнение предписания

Заказчик объявил открытый конкурс на строительные работы. Рабочую документацию в ЕИС не опубликовал. ФАС проверила закупку и вынесла предписание – полностью указать сведения об объеме работ.

Заказчик внес правки, но рабочую документацию не приложил. На этом основании ФАС посчитала, что заказчик предписание не исполнил, и оштрафовала организацию на 400 000 руб.

Заказчик обжаловал постановление о штрафе в суде, но судья признал наказание законным (решение Арбитражного суда города Москвы от 29.10.2015 № А40-159691/2015).

Внимание: антимонопольная служба подготовила поправки в КоАП. Право штрафовать заказчиков получат новые должностные лица. Перечень нарушений расширят. Подробнее читайте в материале.

Источник: https://forma-2.ru/kak-ispolnit-predpisanie-fas-pri-zakupke-po-223-fz/

Умный водитель
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: