Правовой обычай относится к источникам права. Источники права: понятие, виды

Содержание
  1. Обычай в качестве источника права
  2. Применение обычая в зарубежных странах
  3. Применение обычая в России
  4. Условия, при которых обычай признается правовым источником
  5. Источники права — виды, общая характеристика и классификация
  6. Понятие и виды источников права
  7. Нормативный правовой акт
  8. Нормативный договор
  9. Судебный прецедент
  10. Правовой обычай
  11. Религиозные тексты
  12. Правовые доктрины
  13. Общие принципы права
  14. Признаки зафиксированных источников права
  15. Источники права в РФ
  16. Правовой обычай как источник права
  17. Применение правового обычая
  18. Правовой обычай в российском законодательстве
  19. Правовой обычай в международном праве
  20. Понятие источника права
  21. Проблема понятия источника права
  22. Понятие источника права. Юридический сайт «Источники права»
  23. Понятие и виды источников права, их характерные особенности
  24. Общее понятие
  25. Правовой обычай
  26. Законы и подзаконные акты
  27. Судебный прецедент
  28. Нормативный договор
  29. Обычай как источник права
  30. Понятие правового обычая и его место в системе источников права
  31. Виды и принципы правового обычая
  32. Отличие правового обычая от других форм права
  33. Сферы применения правового обычая
  34. Границы и сложности применения обычая

Обычай в качестве источника права

Правовой обычай относится к источникам права. Источники права: понятие, виды

Обычай является источником права.

Определение 1

Обычай – правило поведения, сложившееся в результате его применения в течение продолжительного времени.

Если правовые случаи одинаковы, к ним применяется единое решение, таким образом вырабатываются правила соответствующего поведения. Эти правила обязательны и являются своего рода традициями.

До того как возникли государства, обычаи, которые сложились в обществе, не имели юридической силы. 

Замечание 1

Правовое значение обычаи приобрели с возникновением обычного права по мере того, как возникало и формировалось государственное управление.

Раннее право складывалось преимущественно из обычаев, затем обычаи заменили нормы обычного права.

Применение обычая в зарубежных странах

Обычай как источник права в разное время отрицался, например, во французском Гражданском кодексе или признавался основным источником права наравне с законом, например, в странах, где торговое право обособилось в самостоятельную отрасль. В сфере торговли применялись нормы торгового права независимо от того обычай это или нормы законодательства. Если возникал спор, то источники права использовались в следующей очередности:

  • законы о торговле;
  • торговые обычаи;
  • гражданские законы.

В Англии существуют диспозитивные законы и прецеденты, а также активно происходит применение обычая в качестве источника права. В Германии нормы обычного права приравнены по юридической силе к законодательным нормам. Немецкие юристы считают, что нормы обычного права могут дополнять закон, а также при необходимости менять его.

Большое значение имеет обычай в странах Азии и Африки. Здесь при помощи обычаев регулируются как давно сложившиеся отношения, так и новые рыночные.

В мусульманских странах сначала роль обычая была второстепенной. Во-первых, обычай вытеснялся мусульманским правом. Во-вторых, исламизация народов носила компромиссный характер, так как у многих народов на момент принятия ислама уже имелось обычное право.

Ислам сочетался с собственными обычаями, иногда эти обычаи противоречили мусульманским принципам. То есть обычай, который считался второстепенным источником, играл ведущую роль в правовом регулировании, действуя вопреки предписаниям Корана и Сунны.

Чтобы сохранить единство исламского сообщества обычаи рассматривались фактически, а не в составе правового законодательства. Позднее роль обычая в исламском праве усилилась.

Применение обычая в России

В России роль обычая была не столь значимой. Обычное право было устранено. Однако инородцы, например, самоеды, киргызы, подчинялись обычаям. Для русского населения уголовные обычаи допускались в волостных судах.

Когда же волостные суды были преобразованы, в них появились земские начальники, они стали руководствоваться общими уголовными законами. Зато в гражданских отношениях обычаи применялись очень широко.

Несмотря на то, что общинные начала разрушались, большинство крестьян продолжало оставаться под действием обычного права в делах, которые находились в ведомстве волостных судов. Правовые обычаи, касающиеся торговых дел, применялись повсеместно.

Мировые судьи, городские и земские начальники тоже руководствовались обычаями в случаях, когда закон не мог разрешить дела или когда закон разрешал применять обычай. Из вышесказанного следует вывод:

Вывод 1

Применение правовых обычаев в России допускалось по двум причинам: материальной и формальной, смотря каким судом рассматривалось дело.

Правовые обычаи можно классифицировать по области действия (уголовные, семейные, торговые), по судебному ведомству (волостные, городские, мировые суды), по отношению к праву (дополняющие закон, действующие вместе с законом, действующие в противоречии с законом).

В праве советского периода обычаи почти не применялись. В этот период действовала жесткая система правотворчества, и применение обычая было допустимо лишь в исключительных случаях. 

Замечание 2

Организация экономики носила плановый характер, потребности регулировать общественные отношения посредством применения обычаев не было.

Многие обычаи были объявлены пережитками, с ними боролись, вплоть до применения уголовного наказания к лицам, которые придерживались подобных правил.

Редкие обычаи получили государственное закрепление в порядке исключения. К ним можно отнести обычаи, относящиеся к пользованию имуществом крестьянского двора, к семейным разделам и к наследованию имущества крестьянского хозяйства.

В российском праве современного периода допускается применение обычая как правового источника. Такие случаи встречаются в частном праве, где присутствует свобода выбора.

В ГК РФ дается определение обычая делового оборота.

Определение 2

Обычай делового оборота – сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

Закон отсылает к действующим обычаям, сами же обычаи в НПА не приводятся. Примером может служить статья 309 ГК РФ.

Пример 1

«Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательств и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями».

Современные правоведы считают, что обычай часто восполняет пробелы в правовых документах, устраняет неурегулированность норм в некоторых общественных правоотношениях.

Условия, при которых обычай признается правовым источником

В юридической литературе выделяется главное условие – длительность существования той или иной традиции в обществе или его части (в определенной местности). 

Замечание 3

Если правило действует долгое время, смысл обычая ясен и может быть точно определен, государство вправе признать такой обычай юридической нормой.

Обычай может приобрести значение нормы обычного права лишь в том случае, если он санкционирован государством в лице тех или иных его органов. По сути обычай остается таким же, каким и был, приобретая лишь возможность государственно-принудительного применения. 

Государственное признание обычая происходит двумя способами:

  • указание на обычай в НПА (отсылка к обычаю);
  • использование обычая в ходе рассмотрения дела судом (судебный прецедент).

Самостоятельным источником обычай не становится, он начинает действовать в форме нормативно-правового акта или в форме судебного прецедента.

Судебные органы не только признают юридическую значимость обычая, но и придают его содержанию определенную формулировку, то есть формулируют норму обычного права.

Замечание 4

Суд может применять нормы обычного права лишь тогда, когда применение обычая допущено законом для определенного вида общественных отношений и лишь в тех пределах, в каких обычай не противоречит действующему законодательству.

Существуют и другие условия, например, разумность обычая или отношение населения к обычаю. Эти обстоятельства тоже являются условиями признания обычая юридической нормой.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/teorija-gosudarstva-i-prava/obychaj-kak-istochnika-prava/

Источники права — виды, общая характеристика и классификация

Правовой обычай относится к источникам права. Источники права: понятие, виды

Благодаря существованию источников права каждый гражданин может ознакомиться с законами страны и защитить свои права. Защита прав может осуществляться как самостоятельно, так и при помощи специально уполномоченных на это лиц. Данная тема изучается на уроке обществознания и входит в перечень вопросов для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.

Понятие и виды источников права

Под источником права понимается официальная, определенная государством, форма выражения права. Иными словами можно сказать, что это совокупность документов, содержащих правовые нормы, официально признанные таковыми государством.

В современном мире имеется классификация источников права, в которой две системы — англосаксонская и романо-германская. Для каждой из этих систем характерны свои основные виды источников права. 

Вот например для англосаксонской системы главным источником права является судебный прецедент, а для романо-германской — нормативно правовой акт (НПА). Но кроме них существуют также и другие источники права, которые играют немаловажную роль для правовых систем.

Виды источников права обозначены на схеме, изображенной на рисунке ниже. Рассмотрим каждый из них отдельно.

Нормативный правовой акт

Это один из официальных документов, имеющий единую форму и принятый специально на это уполномоченным государственным органом или при помощи референдума с соблюдением определенной процедуры. 

НПА содержит в себе правила поведения, обязательные для всего общества. Все НПА после их принятия направляются на подпись президенту и подлежат официальному опубликованию, т. е. становятся доступными обществу для ознакомления. 

Примером НПА, принятым при помощи референдума, является Конституция РФ 1993 года. Ее проект был разослан во все субъекты РФ для общественного ознакомления, затем граждане могли вносить свои предложения для поправок. После формирования конечного проекта закона, он был выдвинут на всеобщее ание, где и была решена его судьба.

Нормативный договор

Это еще один официальный документ, который является своего рода соглашением между субъектами права. Нормативные договоры бывают двух видов: внутригосударственный и международный. 

Для международного права он является основным источником права, разграничивает полномочия между странами-союзниками. Внутригосударственный же разграничивает предметы ведения и полномочия между субъектами страны и ее государственными органами.

Судебный прецедент

Особенность данного источника в том, что он характерен только для англосаксонской системы права и представляет собой решение суда по конкретному делу, которое потом является образцом для других судебных разбирательств. 

Например, в США запрещено кидаться мороженым из общественного транспорта, а все потому что один гражданин выкинув из окна автобуса рожок с мороженным нанес травму другому. Суд, рассмотрев данный случай, решил вынести подобный запрет. Вот почему в США существуют, на наш взгляд, такие странные законы.

Правовой обычай

Правовым обычаем считается исторически сложившееся правило поведения ввиду его цикличного повторения в течение длительного времени, которое было принято государством в качестве обязательного. Это самый первый и древнейший способ урегулирования общественных отношений. 

В современном мире правовой обычай практически не применяется, его приоритетное использование больше всего было характерно в периоды рабовладения и феодализма.

Религиозные тексты

В качестве источников права религиозные тексты используются лишь в некоторых странах. Они представляют собой священное писание, которое применяется в судебной практике. 

Использование подобного источника права больше всего характерно для мусульманских стран и тех, в которых религия занимает главное, почетное место. Например, одним из таких источников будет являться Коран или Сунна.

Правовые доктрины

Под правовой доктриной подразумеваются труды ученых, которые помогают решить спор по тем или иным юридическим вопросам при существовании пробела в законодательстве или отсутствии прецедента. 

Применение такого источника больше всего характерно для англосаксонской системы права. Доктрина по своему содержанию очень напоминает толкование определенных норм Конституционным судом, которые в свою очередь применяются для урегулирования тех же вопросов в РФ.

Общие принципы права

Принципы представляют собой руководящие начала, лежащие в основе права. В некоторых западных странах они применяются для решения правовых вопросов при отсутствии иных юридических норм, способных урегулировать возникшую проблему. 

Примером таких принципов могут выступать принципы справедливости, гуманности, доброй совести.

Признаки зафиксированных источников права

Официальные источники права должны обладать рядом следующих признаков:

  • нормативность — предполагает систему эталонных, общих правил поведения;
  • общеобязательность — означает, что данные нормы обязательны для всех граждан, а не только для определенного круга лиц;
  • определенность — нормы должны быть ясными, четкими и понятными;
  • формальность — нормы принимаются с соблюдением специальной процедуры и должны быть зафиксированы в специальных документах;
  • системность — предполагает наличие определенной иерархии норм;
  • властный характер — нормы устанавливаются и обеспечиваются государством.

Источники права в РФ

РФ относится к романо-германской системе права, а это значит, что все российское законодательство состоит из НПА. Самым главным источником является Конституция РФ. 

Если какой-либо нижестоящий закон противоречит ей, то он должен быть либо отменен, либо изменен в имеющей разногласие части. 

Затем по юридической силе следуют:

  • федеральные конституционные законы;
  • федеральные законы;
  • указы президента;
  • постановления правительства;
  • законы субъектов;
  • локальные акты.

Также в Российской Федерации используются международные акты, которые при их ратификации главенствуют над всем российским законодательством. Как и в случае с Конституцией, ни один закон страны не должен противоречить им, в иных случаях будут применяться нормы международного права.

Источники права существуют уже очень давно, и их развитие не стоит на месте. Системы урегулирования общественных отношений как внутри, так и между государствами с каждым годом совершенствуются и не исключена возможность, что в скором времени в мире появятся новые источники права.

Источник: https://nauka.club/pravovedenie/istochniki-prava.html

Правовой обычай как источник права

Правовой обычай относится к источникам права. Источники права: понятие, виды

Время чтения 4 минутыСпросить юриста быстрее. Это бесплатно! Размер шрифта: A+ | A−

Правовой обычай как источник права может применяться в случаях, прямо предусмотренных действующим российским законодательством. В статье расскажем, что такое правовой обычай, и как он работает на практике.

Правовым обычаем является общепринятая норма поведения, сложившаяся исторически и принимаемая государством и его гражданами в качестве источника права, но, при этом, не закрепленная официальными нормативными документами.

Основными чертами правового обычая являются:

  1. продолжительность существования – правила поведения формируются в результате длительного взаимодействия членов общества между собой;
  2. постоянность соблюдения – обычай должен соблюдаться всеми членами общества на постоянной основе;
  3. соответствие обычая существующему публичному порядку, установленному законодательством;
  4. признание государством – при рассмотрении спорных вопросов власти должны опираться на нормы обычая.

Исторически именно правовые обычаи стали источником законодательства – укоренившиеся в обществе традиции и правила поведения были использованы при разработке официальных документов – законов и подзаконных актов.

Применение правового обычая

Государство позволяет применять обычай в тех отраслях, в которых на протяжении нескольких десятилетий складывались определенные правила поведения, характерные для тех или иных территорий или условий.

Норма правового обычая ограничена в применении – так, уголовное право не допускает их использования. Члены общества должны руководствоваться только теми нормами, которые содержатся в Уголовном кодексе РФ. Эти нормы носят императивный характер – любое отступление от них недопустимо.

Другие отрасли права помимо императивных содержат и диспозитивные нормы, дающие большую свободу тем, кто руководствуется ими в своей деятельности. Некоторые нормы содержат самостоятельную отсылку к возможности использования правового обычая при соблюдении определенных условий.

Правовой обычай в российском законодательстве

Правовой обычай в праве России представлен, в основном, в сфере гражданско-правовых отношений. Согласно п. 1 ст. 5 ГК РФ, обычаем считается правило поведения, широко применяемое на практике в предпринимательской или иной деятельности, вне зависимости от того, закреплено оно законодательством, или нет.

Рассмотрим на практике, что такое правовой обычай. Примеры приведены ниже:

  • ст. 309 ГК РФ – стороны сделки должны исполнять свои обязательства в соответствии с требованиями законодательства, а если таковые требования отсутствуют – в соответствии с существующими обычаями;
  • ч. 1 ст. 130 Кодекса торгового мореплавания РФ от 30.04.1999 № 81-ФЗ – срок, в течение которого перевозчик предоставляет судно для погрузки, устанавливается соглашением сторон, а при отсутствии такого соглашения – сроками, принятыми в порту;
  • в семейном законодательстве – при отсутствии нормы, устанавливающей приоритет определенного родителя, с которым останется ребенок при разводе, суды, как правило, закрепляют место жительства ребенка совместно с матерью.

Законодатель только дает отсылку к существующим обычаям; сами обычаи в законе при этом не описываются.

Правовой обычай в международном праве

В международном праве, которое не имеет единого регулятора (в отличие от права отдельной страны, регулируемого государством), правовой обычай играет определяющую роль.

Примерами правовых обычаев, признаваемых странами всего мира, служат:

  • Инкотермс 2010 – международный перечень базовых правил и условий поставки товаров;
  • УНИДРУА – принципы международных коммерческих договоров;
  • Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов – свод правил, применяемых для проведения расчетов в форме документарных аккредитивов.

Перечисленные документы аккумулируют фактически сложившиеся в мировой практике правила взаимодействия между торговыми организациями.

Итак, развитие общества и взаимодействие его членов между собой влечет возникновение устоявшихся практик поведения, которые приобретают статус правового обычая.

Несмотря на то, что все отрасли человеческой деятельности регламентированы нормами права, закрепленного документально, государство позволяет использовать правовой обычай в тех сферах, которые связаны с частным правом – например, в договорных отношениях.

Источник: https://law03.ru/society/article/pravovoj-obychaj-kak-istochnik-prava

Понятие источника права

Правовой обычай относится к источникам права. Источники права: понятие, виды

Понятие “источник права” можно рассмотреть в теории с разных точек зрения. Приведем мнения некоторых ученых об “источнике права”. Н. М Коркунов считает, что источник права это юридическая норма, форма в которой правило поведения объектировано. По мнению С. С.

Алексеев источником права можно считать акт правотворчества, который объектирован в документальном виде. Определение Л. И.

Спиридонова утверждает то, что под источником права можно понимать процесс селективной эволюции культуры, который вобрал в своих нормах поведения весь опыт человечества в социальной сфере.

Источники права считаются факторами, которые включают в себя появление и действие права. К таким факторам относятся деятельность государства, считающаяся правотворческой, волеизъявление в обществе социальных групп и то какие у общества материальные условия жизни. Источники права употребляются для познания самого права в целом.

Существует и более узко — специальный смысл понятия “источник права”, который дает указания того чем практика пользуется при решении различных юридических дел.

В государствах, континентальной Европы это обычно акты нормативного характера. Обычай почти не используется, договор не имеет распространения, а понятие прецедента отвергается правовой системой на континенте.

Если говорить по существу дела, мы говорим о внешней форме права. Вот несколько особенностей, которые характеризуют форму права.

Форма права призвана: 

  • во-первых, служить для выражения для нормативно закрепленной воли граждан, и, в итоге, должна быть обусловлена тем экономическим базисом, который существует в настоящее время;
  • во-вторых, чтобы политическая власть народы была закреплена и обеспечена этой формой права.
  • в-третьих, утвердить значение наиболее демократических форм, которые являются приоритетными.
  • в-четвертых, служить выражением процедуры первоначальной подготовки и по-следующего прохождения актов нормативного характера в законодательном органе.

Установление правовых норм государством, административные и судебные прецеденты по мнению некоторых ученых, также относится к установлению норм. проблема источника права – это роль государства при образовании норм юридических. Можно сказать, что формальный источник права это форма участия непосредственно самого государства в образовании права.

Норма права без источника права существовать не может. Хотя если смотреть под другим взглядом, результатом правотворчества это и есть форма бытия права. По мнению английского ученого К. Эллена источником права служит деятельность с помощью, которой нормы поведения получают характер права, становясь четко определенными и обязательными.

Хотя существует мнение, высказанное в прошлом веке, русским ученым. В. И. Сергеевич утверждал что силы, которые производят право и являются источником права.

Согласно этому утверждению, источником права может быть законодательство, как сила, которая создана на официально, а под источником права можно считать сам закон являющийся продуктом этой системы.

В некоторых правовых системах не совпадают сами понятия источник права и форма права. Например, в странах Африки в качестве формы права выступают устные обычаи, которые были превращены в правовые нормы с разрешения государства.

В мусульманских странах формой права является мусульманская доктрина, ранее изложенная крупнейшими арабскими богословами, а источниками права служит сама деятельность судов, которая была изложена в этих книгах.

Но при этом, когда рассматривается закон, то различие понятий источника и формы права принимается во внимание в меньшей степени, ибо законы принимаются в особом порядке.

Проблема понятия источника права

Под источником права понимается обусловленный характером правопонимания общества отдельный способ признания социальных норм. В течение многих лет ученые России подходили к вопросу про источники права. Их подход отличался тремя особенностями. Первое, это недооценка этого вопроса.

Число работа посвященному этому вопросу было крайне мало. Вторая особенность заключалось

в том, что изучение данной проблемы было с позиций противоборства двух систем. Третьей особенностью, было, была ограниченность и непоследовательность изучения во-просов касающихся источников права.

Целый ряд авторов для того чтобы достичь четкости в этом вопросу предлагают для обозначения термина» источники права которые имеют существенный материальный смысл и источники права, имеющие название юридические источники права, определять при помощи словосочетания такого как “источники правовых норм”.

Можно сказать, что единый подход к этому вопросу ограничивается признанием того, что сам юридический источник права это что-то “относящееся к форме права”. В нашей юридической науке нет понятия источника права, которое было бы признано общепринятым.

Помимо этого некоторые ученые считают, что к источникам права относится в формальном смысле сама государственная деятельность по установке норм права или административные и судебные прецеденты в истории права.

Но при этом сами формы, вы-ражающие такие нормы, могут рассматриваться как формы, а не как источники права не-посредственно.

Следует отметить, что различия между тем подходом, о котором говорилось выше и той позицией, которую занимают другие ученые, не столь уж велики как это могло бы показаться, если брать всю ситуацию целиком. Дело в то, что в обоих случаях принято рассматривать вопрос с позиций формирования права, а также и форм его бытия.

Но, то, что одни авторы относят к формам установления норм права, по мнению других, является самой деятельностью государство по их установлению или, же по-другому судебными и административными прецедентами.

Если взять последний случай, то сама постановка вопроса: прецедент или деятельность позволяет сделать основание для вывода о том что, под источником права может пониматься формально объектирован-ная деятельность или же если говорить другими словами, так называемый правотворческий акт.

В настоящее время в условиях, когда политическое мышление изменилось, очень часто право рассматривается как ценность для общества в целом. Но именно в источниках права очень часто появляется общесоциальное в нашем праве.

Помимо этого, сама система источников права всё еще не избавилась от минусов командно-административной системы. На нынешнем уровне система источников прав недостаточно еще цивилизованна.

Очень важным вопросом этой проблемы служит неопределенность в выборе места актов конституционного контроля РФ в самой системе источников права.

Надо думать, чтобы построить в нашей стране полностью правовое государство, требуется сделать глобальную переоценку источников права с включением в нее доктрины права, правовых принципов, практики судебного делопроизводства, правовых обычаев.

Понятие источника права. Юридический сайт «Источники права»

Источник: http://www.istochnikiprava.ru/ponyatie_istochnika_prava.html

Понятие и виды источников права, их характерные особенности

Правовой обычай относится к источникам права. Источники права: понятие, виды

Жизнь и деятельность человека в современном обществе охраняется и контролируется законом, его положениями и нормами. Однако их существование не абстрактно, а вполне закономерно.

За всю историю развития юриспруденции сформировалось несколько видов источников права, которые стали общеобязательными и признаны официально.

Они являются внешним выражением действующих на сегодняшний день предписаний.

Общее понятие

Зарождение права и его становление как отдельной отрасли началось много столетий назад.

За долгую историю оно менялось и трансформировалось, адаптировалось под нужды и потребности общества, приобретая характерные черты и закрепляясь в виде документов или традиций.

Следует различать источники права, под которыми подразумеваются основополагающие факторы, то есть то, из чего зарождается его сила, а также формы — внешнюю сторону выражения сути и содержания, его организации.

Первоначально необходимость существования юридических норм и понятий обусловила социальная сфера, которая нуждалась в упорядочивании и урегулировании.

Реально складывающиеся и развивающиеся общественные отношения требовали формального закрепления, что выражалось в воле народа и государства.

При этом уже перенимался первый зарубежный правовой опыт, который и стал основой зарождения собственной системы юриспруденции. В современной практике выделяют следующие виды источников:

  • правовой обычай;
  • судебный прецедент;
  • нормативный акт;
  • договор.

Каждый из них имеет свои характерные особенности. Также с относительной долей условности к этой системе относят юридическую доктрину.

В некоторых странах до сих пор остались общепризнанными источниками религиозные произведения и даже революционное сознание. В Древнем Риме нередко опирались на сочинения, ответы и выступления юристов.

Правовой обычай

Он зародился еще в древний период и считается самым первым источником права. Его суть заключается в том, чтобы признать и официально закрепить норму, которая действует в обществе и поддерживается его большинством. Другими словами, государство придает законную силу какой-либо традиции или модели поведения, становящейся с этого момента обязательной для каждого гражданина.

Правила, которые фактически складываются в обществе и регулируют его отношения, могут фиксироваться и письменно. Они имеют подзаконный характер. Со стороны государства обычай санкционируется путем указа, означает возможность и допустимость его использования как нормативной основы при вынесении судебного решения.

К примеру, в Российской Федерации в настоящее время ссылка на определенную модель поведения присутствует в Консульском уставе, о некоторых понятиях делового оборота упоминается в Гражданском кодексе, а также в Кодексе торгового мореплавания. Относительно правового обычая можно кратко выделить ряд преимуществ:

  • является наиболее демократичной формой, так как формируется в процессе жизнедеятельности общества и вырабатывается непосредственно людьми;
  • способствует урегулированию некоторых нюансов и конфликтов в разных сферах, где невозможно применение НПА (нормативно-правовых актов);
  • выражает реальные нужды и потребности социума, в максимальной степени соответствует его интересам.

При этом существуют и определенные недостатки. К примеру, для укоренения или отмирания того или иного обычая требуется много времени. Закрепленное правило может быть истолковано неверно, а нередко и двояко.

Участники общественных отношений не знают точное содержание и описание из какого-либо официального документа, а сама норма применяется только локально.

Законы и подзаконные акты

Они относятся к основным источникам права, их главной характеристикой является официальное издание и закрепление, а также отмена компетентным органом.

Все НПА, действующие на территории государства, упорядочиваются в единую систему, образуя иерархию, — законы и подзаконные акты.

Первые принимаются высшим представительным органом либо непосредственно народом, они имеют наибольшую юридическую силу.

К ним относятся:

  1. Конституция или аналогичный высший закон в стране.
  2. Кодексы. Это систематизированные сложные документы, регулирующие определенную сферу общественных отношений.
  3. Текущие законы. Принимаются для урегулирования отдельных вопросов.

Подзаконные НПА могут приниматься государственными органами только в пределах их компетенции и на основании действующего закона, которому они не могут противоречить. Примерами таких являются указы президента РФ, постановления палат Федерального собрания, приказы, положения, инструкции федеральных ведомств и министерств.

К преимуществам нормативно-правовых актов как основного источника относятся точная фиксация положений и закрепление их содержания на официальном уровне. Не допускается произвольное применение и толкование норм, благодаря чему реализуется единая политика на территории государства.

Кроме того, предусмотрена возможность оперативного издания и принятия документа, изменения любой его части при необходимости. Это позволяет быстро адаптировать положения под происходящие социальные процессы.

Но выделяют и ряд недостатков. К примеру, довольно абстрактные нормы иногда не учитывают разнообразие жизненных реалий, из-за чего для решения конкретной спорной ситуации нет строгого предписания. Нередко в текстах используются оценочные понятия, которые не раскрывают полного содержания. Проблемы возникают и при противоречивости в законодательстве.

В некоторых случаях существует прямое указание на условия и положения НПА, который еще не принят, вследствие чего появляются сложности с реализацией документа.

Судебный прецедент

Так называется источник права, который представляет собой решение по конкретному рассматриваемому делу. В силу его новизны и отсутствия регулирующей нормы в действующем законодательстве итог рассмотрения принимается, как правило, подходящий к аналогичным случаям.

Применение практики судебного прецедента характерно для англосаксонской системы, однако он не рассматривается как источник в романо-германской правовой семье, в том числе и в Российской Федерации. На сегодняшний день судебные решения могут принимать нормативный характер в Канаде, Новой Зеландии, США, Индии, Великобритании, Австралии.

К достоинствам этого источника можно отнести возможность быстрого реагирования на динамичные общественные отношения. Нерассмотренные ранее жизненные ситуации передаются в суд, после чего вынесенные решения становятся образцом для возникающих подобных случаев.

Неоспоримым плюсом является оперативный порядок создания нормы посредством разрешения компетентным органом.

На фоне этого специалисты выделяют и ряд недостатков:

  1. Громоздкость. Из-за того, что в процессе жизнедеятельности возникает очень много прецедентов, появляются сложности, связанные с необходимостью хорошо ориентироваться в различных сферах.
  2. Несочетаемость с требованием однозначного применения правовых норм. Решение судьи во многом субъективно, зависит от его волеусмотрений и личных представлений о справедливости.

Судебный прецедент практически невозможно корректировать, так как конкретный вердикт уже вступил в силу и исполнен, а со временем социально-экономическая ситуация меняется, что отражается и на общественных ценностях. Это приводит к необходимости постоянного пересмотра решений.

Нормативный договор

Представляет собой соглашение между двумя или более сторонами, в котором закреплены права, обязанности и степень ответственности участников отношений.

Нормативный договор является одним из основных источников международного права, имеет место в конституционном и трудовом законодательстве.

Он не устанавливает определенные юридические правила, а выражает конкретные предписания в отношении поведения и действий субъектов.

К достоинствам нормативного договора относится возможность устанавливать индивидуальный порядок принятия и введения в действие (быстрее, чем подписание закона), что позволяет опираться на его содержание уже в кратчайшие сроки. Кроме того, такой документ носит индивидуальный и строго направленный характер, что дает возможность учитывать нюансы общественных отношений и их изменения.

Главным недостатком такого источника права считается весьма ограниченная сфера его применения. Он имеет локальный характер в зависимости от сферы или территории действия.

В таблице иерархии некоторые юристы выделяют судебную и арбитражную практику в качестве одного из видов источника права. О том, каково его значение для общества и системы законодательства, знают во Франции, поскольку именно там эта система до сих пор действует.

Кроме того, в отдельных странах используется юридическая доктрина. Она представляет собой идеи и положения, конструкции и принципы, размышления и суждения о праве, имеющие обязательную силу в некоторых правовых системах.

Наибольшее распространение доктрина получила в мусульманском мире и отдельных государствах англосаксонской системы.

Источник: https://1001student.ru/obshhestvoznanie/ponyatie-i-vidy-istochnikov-prava-ih-harakternye-osobennosti.html

Обычай как источник права

Правовой обычай относится к источникам права. Источники права: понятие, виды
Энциклопедия МИП » Гражданское право » Гражданское право » Обычай как источник права

Правовой обычай – понятие, определяющее один из существующих источников права, который появился вследствие применения одной и той же модели поведения.

Развитие правовых систем происходило постепенно и строилось изначально на обычаях, которые на сегодняшний день в теории права именуются как правовой обычай. Фактически, этот источник права существует и сегодня, однако его значение в системе претерпело определенные метаморфозы с учетом эволюции права до современного состояния.

Понятие правового обычая и его место в системе источников права

Правовой обычай – понятие, определяющее один из существующих источников права, который появился как следствие применения одной и той же модели поведения, приемлемой в обществе, в однотипных ситуациях на протяжении продолжительного временного промежутка и в настоящее время закрепленный на государственном уровне.

В свое время обычай выступал основным источником права, однако постепенно, с развитием отношений и утратой актуальности того или иного правового обычая, утратил свои лидирующие позиции в пользу нормативно-правовых актов, судебных прецедентов и иных источников права.

На сегодняшний день обычай по-прежнему выступает в качестве источника права в существующих системах права.

Однако обычай как источник права теперь встречается лишь в отдельных отраслях:

  • Семейном праве;
  • Гражданском праве;
  • Торговом праве;
  • Конституционном праве.

И, несмотря на то, что официально отечественная правовая доктрина предусматривает правовой обычай как один из правовых источников, даже в тех отраслях, где его применение прямо прописано, его значение не столь весомо и носит, скорее, вспомогательный характер.

Это обусловлено тем, что порой имеют место правовые коллизии между обычаем, который вышеперечисленные отрасли расценивают как полноценный источник права, и правовыми нормами, содержащимися в нормативно-правовых актах разной юридической силы.

Так вот, при наличии такой коллизии, применяются правовые нормы или нормы, содержащиеся в договоре, заключенном на основании правовых норм.

Виды и принципы правового обычая

Правовой доктриной выделяют следующие виды правового обычая:

  • Прогрессивные
  • Консервативные
  • Реакционные

В основе такой классификации лежит скорость возникновения и продолжительность применения. Не каждый из обычаев, относящихся к одной из классификаций, одобряется и санкционируется на государственном уровне. Причина этому несоответствие обычаев, в санкционировании которых государством отказано, реализуемой политике либо устоявшимся нормам нравственности в жизни общества.

К принципам правового обычая, характеризующим его, относятся:

  • Принцип локальности. Распространение применения зачастую ограничивается территориально или этнически, либо по сфере применения.
  • Принцип взаимодействия с иными соц.нормами.
  • Принцип устности — базируется на фольклоре. Нередко правило поведения имеет устойчивое выражение в народе в виде поговорки, афоризма и т.д.
  • Принцип консервативности. Поскольку обязательность конкретного поведения сложилась в результате регулярного повторения такого поведения в типичных ситуациях на протяжении определенного времени и трансформаций не претерпевало.
  • Обязательность приемлемого для государства правового обычая передается за счет санкции.

Отличие правового обычая от других форм права

Обычное право следует рассматривать в единстве с другими его формами, поскольку имеет место целая правовая система с определенной иерархией источников, каждый из которых выполняет свои функции и представляет значение в целом. Понятие правовой обычай наравне с другой формой права выполняет функции определения правил поведения, ввиду чего имеется определенное соотношение норм права и обычаев, выражающееся в ряде общих признаков:

  • Всеобщность. Правило поведения охватывает неопределенный, неперсонифицированный круг лиц.
  • Обязательность. Нарушение или неисполнение правила влечет порицание со стороны общества и государства.

Помимо единства принципов, функций и черт, имеются и отличительные особенности и признаки:

  • Происхождение. Появление обычая связано с появлением человеческого общества, а иные источники права возникли как следствие государственно-организованного общества;
  • Форма выражения. Обычаю присущ устный характер, закрепленный на подсознательном уровне людей. Иные формы права предусматривают письменное оформление.
  • Способ обеспечения реализации. Правовой обычай, а точнее его обязательность, подкреплен мнением общественности, иные формы поддерживаются в первую очередь принуждением со стороны государства в случае их неисполнения. Сам способ реализации правовых норм можно в некотором роде рассмотреть в качестве обычая, поскольку соблюдение писаных правил рассчитано на привычку законопослушных граждан массово соблюдать нормы. Иное поведение расценивается, в том числе и обществом, как неприемлемое.

Сферы применения правового обычая

Особенности правовой системы, составляющей правовую основу в нашей стране, ограничивает сферы применения правового обычая.

Наиболее актуален правовой обычай, как уже отмечено выше, для:

  • Гражданского законодательства. Например, в гражданском кодексе содержится положение, согласно которому допустимо применение обычаев делового оборота, даже когда государственные акты не содержат их. Значение и применение обычая это не умаляет.
  • Семейного законодательства.
  • Торгового законодательства, в частности торгового мореплавания. Наибольшее значение имеет в системах, где торговое законодательство отделилось в самостоятельную отрасль от гражданского. Здесь обычай получил широкое применение и не уступает договорному праву, выполняет непосредственные функции в соответствии со своим понятием и значением, и является скорее его альтернативой. Например, погрузка груза осуществляется в срок, прописанный договором, а если такового нет, то в срок, обозначенный в порту.
  • Конституционное право и отдельные его институты.
    Конституционный обычай по значению и функциям не отличается от общего понятия правового обычая, однако имеет специфическую особенность. В большинстве случаев, конституционное обычное право, развиваясь, находит отражение в законодательных актах, тем самым становясь уже нормативно-правовым актом. Например, формирование избирательных комиссий еще чуть меньше четверти века назад было не прописано нормативно, а имело форму обычая. Право на проведение манифестов и пикетов также отсутствовало среди конституционных норм, а сегодня является одним из основных прав гражданина. Наряду с ныне писанными конституционными обычаями по-прежнему существуют и не писанные, которые вероятнее всего, таковыми и останутся. Так, назначая Председателя Правительства, всякий раз количество его заместителей определяется заново. В конституционных нормах это нигде не предусмотрено, поскольку требовало бы регулярных изменений закона.

Отдельные ссылки на правовой обычай в нашей системе права присутствуют, в частности, и в земельном кодексе. Согласно им, деление колхозных дворов производится по правилам, сложившимся в конкретной местности.

Стоит рассмотреть применение правового обычая на международно-правовой арене. Поскольку отсутствие международного договора влечет неукоснительное применение как правового источника- обычая. Однако имеется оговорка: подлежащий применению правовой обычай должен быть признан международными субъектами – государствами, по отношению к которым он будет иметь действие.

Актуальность правового обычая в международных отношениях и равнозначная альтернатива договорам обусловлена отсутствием необходимости длительного, трудного, а порой и невозможного согласования воли участников международных отношений.

Члены международного сообщества могут отказываться от подписания и придания статуса обязательности по некоторым договорам, но при этом не отказываются выполнять положения договора, тем самым придавая договорным нормам характер обычая. Либо исполнение положений договора осуществляется еще до его фактического вступления в силу – это тоже расценивается как правовой обычай.

Границы и сложности применения обычая

Обычай, как и любые другие виды норм права, это ничто иное как правило поведения с небольшими особенностями. Если говорить о наиболее распространенном источнике права – правовой норме, закрепленной в нормативном акте, договоре и т.д., то здесь имеет место разумная, рациональная составляющаяся, т.е.

норма явилась объективным следствием необходимости урегулирования конкретных отношений в гражданском обществе. Для обычая характерна стихийность, вызванная эмоциями, чувствами, традициями, нравами, т.е.

правило поведения сложилось в результате повторения действий обусловленных эмоциональной реакцией на какое-либо событие или ситуацию.

Вместе с тем, обычное право ограничено в применении. Ряд отраслей вовсе не приемлет обычного права. Это касается отраслей, которые строятся на нормах императивного характера, для которых приемлемым поведением считается только то, что прямо описано в правовой норме и никак иначе. Например, УК РФ содержит только императивные нормы, отступление от которых недопустимо.

И напротив, гражданское законодательство складывается из норм как императивного, так и диспозитивного характера. Второй вид норм более широко применяется, а сама отрасль отсылает к правовому обычаю в ряде случаев.

Таким образом, применение правовых обычаев допустимо до тех пор, пока это не противоречит правовым нормам.

Обычное право, может, сегодня и не самый популярный и широко используемый в стране правовой источник, однако он имеет место быть и практика тому подтверждение.

Обычай в общей системе права имеет особое значение, поскольку является одним из древнейших источников норм поведения.

Есть ряд отраслей права, где роль правового обычая достаточно весома, а устоявшиеся исторически правила поведения сохраняют свои прежние функции и актуальны по сей день.

Источник: https://advokat-malov.ru/grazhdanskoe-pravo/obychaj-kak-istochnik-prava.html

Умный водитель
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: