Право первой брачной ночи а. Право первой ночи: как это работало в России

Существовало ли право первой ночи?

Право первой брачной ночи а. Право первой ночи: как это работало в России
отрывок из спектакля театра Сатиры «Безумный день или женитьба Фигаро» В роли Фигаро Андрей Миронов

Вопрос на самом деле не праздный.

Существовало ли это право на самом деле. Или это лишь мистификация историков?

Некоторые историки, считают, что этого права не было, как юридического акта.

Или, по крайней мере, оно применялось довольно редко.

Что же даёт повод считать так?

Дело в том, что изначально сама фраза «Право первой ночи» является не русским выражением, а переводным. Калькой с иностранного языка. Причём неоднократной. Дело в том, что выражение возникло в одном языке, потом было переведено на другой-третий-десятый, а уж потом только на русский. Представляете себе, насколько мог исказиться смысл после стольких переводов.

Право первой ночи на разных языках

Сразу оговорюсь. Исследование не лингвистическое, но мне просто интересен сам вопрос.

Изначально это выражение латинское Право первой ночи «jus primae noctis», дословно «право возложения ляжки».

Меня всегда восхищала изящность латинских изречений. Немцы высказались немного суровее: «Recht der ersten Nacht», тут понятно, дословно «право первой ночи».

Ну а французы, верные своей романтической натуре, называют этот обычай: «Droit de cuissage, Droit de prelibation», «право возложения бедра».

Ну, согласитесь слово «бедро» звучит как то изящнее чем «ляжка»

Что это значит?

Весьма возможно, что этим выражением определялась всего лишь традиция, что перед первой брачной ночью, господин символически перешагивал через постель, с возлежащей на ней невестой, тем самым подтверждая тот факт, что после свадьбы, она также становится его крепостной.

Ну, а вообще, представьте себе богатого помещика, владеющего несколькими сотнями, а то и тысячами крепостных крестьян. Это ж замучаешься с этим правом первой ночи. А вдруг она не в его вкусе.

Это шутка, конечно. Это ж именно право, а не обязаность.

Шутки шутками, конечно, а если даже это право и существовало, теоретически новоявленный жених мог откупиться от господина, уплатив ему особую подать. Размер этой подати, кстати, не уточняется, но, наверное, она была немаленькой.

Кто- то, возможно вспомнит вторую часть знаменитой трилогии Бомарше – «Женитьба Фигаро», где граф Альмавива, хочет восстановить, отмененное было право первой ночи и его выбор падает на невесту Фигаро.

К тому же, в графу «за», следует присовокупить еще один исторический документ.

Это сохранившееся постановление арбитражного суда в испанской Гваделупе от 1486 года, извещающее о том, что король Фердинанд II с нынешнего дня запрещает господам пользоваться привилегией провести ночь с невестой вассала.

Как видите раз была официальная бумага от короля, запрещающая что-то, значит это что-то было где-то прописано ранее. Впрочем, этот обычай, опять же мог быть негласным, но известным монарху.

Откуда оно вообще появилось?

Некоторые учёные, и в их числе такие мастодонты как Генри Морган (не пират, конечно) и Фридрих Энгельс, утверждали, что в первобытном обществе существовала традиция группового брака. Это и в самом деле так.

Ибо считалось, что мужчины, особенно воины, могли делить между собой нескольких женщин, чтобы в случае их возможной гибели осталось потомство.

Ну а для женщины подобный брак означал, сторона не останется без мужчины, который бы заботился о ней и защищал ее.

Таким образом, ППН возможно является отголоском вынужденной традиции древнейших племен, которые жили групповым браком, в те древние времена, когда еще не познали природу и не знали всех опасностей, а значит мужчина, например, мог погибнуть на охоте, напороться на дикого зверя. Вот тут и выручал групповой брак, он означал, что оставшуюся супругу и детей на произвол судьбы не бросят, и будут ухаживать и заботиться о ней.

Благородные индейцы

У многих индейских племён сохранялась похожая традиция, когда считалось, что первая брачная ночь отнимает много духовной энергии – маны, и таким образом, может быть просто-напросто небезопасной для здоровья обычного человека. И потому обязанность мужа в первую ночь выполнял вождь племени или шаман (жрец).

. Считается, что подобный обряд совершался не женихом, а скажем так должностным лицом, дабы не испугать неискушенного юношу видом пролитой крови.

В случае какой-либо физической особенности, при которых мужчина не мог (или считал, что не может) впервые исполнить свои супружеские обязанности.

Ну и последний вариант, более всего подтверждающий справедливость подобного права, если женщина выходила замуж повторно или имела связи до брака, она могла переночевать в доме господина, без совершения какого-либо акта, однако впоследствии, господин утверждал, что акт был совершен и будущая невеста является девицей (девственницей)

В случае , если мужчина погибал на охоте, то его соплеменник (обычно друг или родственник), приглашал вдову покойного, вместе с детьми, конечно к себе в вигвам и с этого момента заботился о ней, как о собственной жене. Этот обычай идет с древнейших времен, я уже говорил

Существует ли?

Но вернемся непосредственно к праву первой ночи. Что же заставляет усомниться в его существовании? Дело в том, что в исторических документах, само по себе, именно как понятие, ППН не встречается, только в совокупности с какими-то уточнениями.

Например, в одном из французских документов XV века, сохранилась запись за подписью самого владельца замка, Ларивьера-Бурде: «я… имею право взимать с моих людей и других, когда они женятся в моём владении, 10 турских су и филейную часть свиньи вдоль всего хребта и вплоть до уха, а также галлон любого напитка, присовокуплённого к этой провизии, либо же я могу и должен, ежели сочту за благо, лечь с невестой в том случае, когда её муж или его посланец не передаст мне или моему уполномоченному одну из вышепоименованных вещей».

Однако французские историки полагают, что это скорее шутливая угроза, нежели действительное намерение, с целью подчеркнуть хотя бы символическую власть феодала, в те времена, когда изначальная форма крепостной зависимости в значительной степени уже ослабла.

Здесь следует заметить, что сеньор изначально предполагает, что в первую очередь он возьмет натуральный налог со счастливо брачующегося – провизией и вином, либо же воспользоваться правом сеньора. Но нигде не сказано, что, это обязательно.

Право первой ночи в России

В России честно говоря с этим право дело обстояло неоднозначно .

В еще славянских обычаях была традиция, когда в первый раз с невестой вступал в контакт, более опытный в любовном искусстве человек, возможно и родственник. Однако это проводилось с согласия жениха и невесты, для того, чтобы избавить невесту от страха лишения невинности. Ведь человек не очень опытный мог травмировать возлюбленную как психологически, так и физически

В некоторых местах России и Украины, жених, должен был доказать, что все произошло нормально (как правило вывесить за окно простыню, с пятнами крови. А если у не го не получалось в первого раза, то ему давали еще две попытки. А потом его место мог опять же занять более искушенный родственник.

Но вернемся к праву первой ночи в России. Опять же, это право далеко не везде было документально закреплено.

И это скорее было не право первой ночи, а просто издевательство над несчастными крепостными крестьянами. Ведь они по отношению к помещику, были фактически бесправны.

Так было не всегда, но именно так обстояло дело с начала XVIII века почти до самой отмены крепостного права в 1861 году.

Вспомните, хотя бы знаменитую Салтычиху, а ведь она в конце концов, все же понесла наказание.

Но ведь было на Руси множество помещиков и мужского пола, и они порой, безнаказанно, удовлетворяли свою похоть с молоденькими крестьянками. Кто-то по принуждению, а над кем-то и вовсе совершалось насилие. Такие перегибы подтверждены историком, князем Александром Васильчиковым.

Некоторые помещики, проводя значительную часть времени за границей , домой, в Россию приезжали лишь только за удовлетворением низменных своих потребностей, и даже отдавали приказ, чтобы управляющий подготовил список всех подросших крестьянок.

Но я не стану здесь рассказывать обо всех ужасах и бесчинствах, творимых помещиками в своих маленьких мирках.

Выводы

Так как же считать. Существовало ли это право?

Официально, все же скорее всего далеко не везде.

Скажем так, это было скорее негласное правило. Тем паче, учитывая, что определение относится к феодальным временам, то мы можем вспомнить, что некоторые традиции и законы, на своей земле феодал мог устанавливать и отменять сам, без вмешательства верховной власти. В том числе, как обращаться со своими вассалами.

То есть феодал мог как воспользоваться своим правом, так и подобно, уже упоминающемуся графу Альмавива отменить свое решение… на время.

С вами был Станислав С. Кий.

Подписывайтесь на канал. Ставьте лайки. Впереди еще много интересного, да и позади тоже.

Источник: https://zen.yandex.ua/media/nvb/suscestvovalo-li-pravo-pervoi-nochi-5e660d54dbf48a391f4ca219

Право первой ночи: почему это всех устраивало

Право первой брачной ночи а. Право первой ночи: как это работало в России

Порой современных людей шокируют различные обычаи и традиции, которым следовали жители средневековой Европы.

Например, право первой брачной ночи, принадлежавшее феодалам многих стран, практиковалось и в крепостнической России. Крестьяне веками подчинялись власти барина, практически не протестуя.

Значит, не все так просто. Почему же всех устраивало, что невинности девушку лишает не ее жених?

Что за обычай?

Потеря девственности на языке медицины называется «дефлорация». По обычаю, это должно произойти в первую брачную ночь. В Средневековье правом совершить половой акт с невестой, если она и ее жених относятся к крестьянскому сословию, обладал их господин. То есть, феодал-землевладелец, чьи угодья возделывают семьи молодых людей, вступающих в брак.

Как правило, избежать выполнения своего долга перед дворянином было возможно, лишь заплатив своеобразные «отступные». Размер и форма такой подати, взимаемой господином со своих брачующихся крестьян, варьировалась в зависимости от страны и личной прихоти сиятельного графа или герцога.

Впрочем, с этим обычаем боролись некоторые представители власти и духовенства, в зависимости от их собственных взглядов. Например, еще в 1486 году король Испании Фердинанд II Католик (1452-1516 гг.) издал указ, запрещающий благородным сеньорам пользоваться дочерьми и сыновьями крестьян против их воли «за плату или без платы», а также спать в первую брачную ночь с невестой.

Французскую аристократию никто не сдерживал, правом первой ночи здесь пользовались открыто. Даже представители католического духовенства, которым часто принадлежали значительные наделы земли, занимались дефлорацией своих крестьянок. А кое-кто из дворян извлекал из этого выгоду, предлагая всем желающим за умеренную плату воспользоваться их правом на невинность девушек.

Отечественные дворяне тоже не отставали от своих западных «коллег». И хотя по законам Российской империи помещики не имели права на первую брачную ночь крепостных девок, многие пользовались этим обычаем. Полное бесправие русских крестьян позволяло господам делать с ними практически все, что угодно.

Чтобы не платить налог

Однако большинство жителей нашей страны и государств Западной Европы данный обычай вполне устраивал. И одной из причин, почему представители низшего сословия буквально подкладывали своих невест под феодалов, было нежелание платить соответствующую подать.

Крестьяне всегда жили небогато, лишних денег в их семьях не было.

Например, в «Книге бургундских обычаев» (историческом документе конца XIV века) говорится, что женившись на девушке, принадлежавшей другому дворянину, крестьянин обязан заплатить своему хозяину выкуп.

Уплаты можно было избежать, если заставить свою невесту gesir soubs le seigneur, что означает буквально «лежать под господином».

Размер подати на невинность девушки, которая позволяла избежать ночи с землевладельцем, зависел от его предпочтений. Так, в начале XV века на территории Нормандии жених мог «выкупить» право первой ночи у дворянина за 10 су, филейную часть свиньи и галлон вина. Некоторым крестьянам было жаль расставаться с деньгами и провизией, они предпочитали уступать графам и герцогам своих невест.

Некоторые русские дворяне еще и щедро одаривали молодые семьи, удовлетворив свои прихоти. Такая материальная помощь была весьма полезна людям, начинающим совместную жизнь.

Профессионал по дефлорации

Вопреки стереотипам, многим мужчинам не нравится лишать девушек невинности. Впечатлительных юношей отпугивают крики, боль, слезы и кровавые выделения юных красавиц.

Физиологические аспекты женского организма кажутся женихам ужасными. В пуританской Европе в браки часто вступали парни, не имеющие достаточного сексуального опыта.

Им было сложно совершить дефлорацию и физически, и морально.

Вот тут-то на помощь и приходили профессионалы, которые могли «сделать это» с девушками наименее болезненно и максимально безопасно, должным образом возбудив юную особу и не травмируя при этом ее хрупкую психику. Что и говорить, это задача, которая не под силу неопытным юнцам.

Не удивительно, что в 1507 году, когда мэрия французского города Амьен приняла закон, обязывающийсеньоров делить ложе с женами своих вассалов в первую брачную ночь, население положительно восприняло это решение властей. Дефлорация воспринималась многими людьми не как право, а как обязанность дворянина.

Некоторым графам и герцогам приходилось лишать невинности сотни девушек в год. Если пожилой сеньор уже не мог справиться со своей задачей, как следует, эту важную функцию брал на себя кто-то из его детей или младших родственников.

Истоки данного обычая уходят корнями в глубину веков. В дохристианской Европе считалось, что лишь шаман или вождь племени может совершить дефлорацию, не вызвав при этом гнев духов. Этим непростым делом занимались профессионалы. Отголоски языческих верований были сильны в народе. Только на смену шаману пришел синьор или… представитель духовенства.

Однажды обитатели мужского монастыря, расположенного в итальянском городе Пьемонт, даже обратились к местному епископу с просьбой освободить их от обязанности заниматься дефлорацией местных жительниц. Руководство католической церкви пошло им навстречу, заменив бытовавший обычай уплатой соответствующей подати.

Ребенок-бастард

Ни в одной стране мира положение крестьян не было завидным. Поэтому люди надеялись, что девушка забеременеет от помещика.

Если ребенок появился на свет через 9 месяцев после свадьбы, то барину сообщали о рождении незаконнорожденного сына или дочери.

Многие дворяне верили в свое отцовство, они щедро помогали крестьянской семье, давали деньги на содержание ребенка. Это позволяло супругам безбедно растить других детей.

Кроме того, некоторые помещики стремились дать своим бастардам достойное образование, что положительно сказывалось на их будущем. Незаконнорожденные потомки представителей знатных российских родов даже получали усеченные фамилии своих отцов. Например, бастард графа Воронцова был записан в документах как Ронцов, сын князя Трубецкого носил фамилию Бецкой, потомок Бестужева – Стужев и т.п.

Подтверждалась невинность невесты

В христианских странах невинность девушки часто была одним из обязательных условий ее замужества. Но далеко не все юные особы хранили девственность до свадьбы. Как же быть? Право первой ночи оказывалось им на руку, ведь так можно было все скрыть. Дескать, «это господин со мной сделал».

Что касается самого дворянина, то ему абсолютно все равно: невеста-то чужая. Зачем докладывать крестьянам, что юная особа оказалась весьма опытной и искусной в постели? Какое ему дело до людей, которых он и знать не желает?

Вот поэтому многие девушки не противились. Для большинства из них барская постель была доступна лишь в первую брачную ночь, и они этим пользовались.

Миф о первом мужчине

Во многих странах Европы бытовало языческое поверье, что первый мужчина очень важен в жизни любой женщины. Считалось, что он как бы оставляет на ней свой энергетический след, влияет на всех ее будущих детей, которые обязательно унаследуют его качества, независимо от того, является этот мужчина их биологическим отцом или нет.

Некоторые крестьяне хотели, чтобы их отпрыски позаимствовали хотя бы немного черт от «благородного» человека.

Источник: https://suharewa.ru/pravo-pervoj-nochi-pochemu-eto-vsex-ustraivalo/

Право первой ночи

Право первой брачной ночи а. Право первой ночи: как это работало в России
Василий Поленов. Право Сеньора.

Право первой ночи (лат. Ius primae noctis, нем. Recht der ersten Nacht, Herrenrecht, фр.

 Droit de cuissage, Droit de prélibation), предположительно существовавшее в Средние века в европейских странах — право землевладельцев и феодалов после заключения брака зависимых крестьян провести первую ночь с невестой, лишая её девственности. В некоторых случаях крестьянин имел право откупиться от этого уплатой особой по́дати.

Исторические свидетельства

Явление было распространено почти во всех странах Европы; пережитки его доходили до XIX века.

Даже лица, принадлежавшие к духовенству, в качестве феодалов широко пользовались этим правом, на что имеется много указаний у ревностного исследователя этого вопроса, Колена де Планси, в его «Dictionnaire féodal» (П., 1826).

Так, например, каноникам собора Сен-Виктор в Марселе официально разрешалось пользоваться Правом брачной ночи в отношении их крепостных девушек. Тот же Колен де Планси приводит факт продажи права Первой ночи одним владельцем в Орлеане за 5 су, другим феодалом — за 9½ су.

Право Первой ночи как остаток группового брака в конце XIX-го века существовало ещё у большинства жителей Аляски (Bankroft, «Nature Races», I, 181), у таху в Северной Мексике (ib., стр. 584) и у некоторых других народов.

Существование права Первой ночи подтверждается многими обычаями и обрядами, надолго удержавшимися в народе. Уже тот факт, что у многих народов старший сын был лишаем наследства (переходившего к младшим), указывает на то, что его не считали принадлежащим к семье.

«Jungferzins» (по́дать девственности), сохранившаяся до самых последних дней господства феодализма, самим своим названием свидетельствует, что она явилась прямым продолжением jus primae noctis.

Знаменателен также обряд, по которому господин в день свадьбы своих крепостных после венчания должен был перешагнуть через брачную кровать или поставить на неё свою ногу.

К этому символическому подтверждению права на Первую брачную ночь относится характерный указ 1486 года, изданный Фердинандом Католиком и подтверждающий сам факт существования jus primae noctis; «мы полагаем и объявляем, — гласит указ, — что господа (сеньоры) не могут также, когда крестьянин женится, спать Первую ночь с его женой и в знак своего господства в брачную ночь, когда невеста легла в кровать, шагать через кровать и через упомянутую женщину; не могут также господа пользоваться против воли дочерью или сыном крестьянина, за плату или без платы» (цитировано в каталонском оригинале у Зугенхайма: Sugenheim, «Geschichte der Aufhebung der Leibeigenschaft», СПб., 1861, стр. 35).

Когда вышло из употребления право Первой ночи — сказать трудно, так как не во всех странах оно удержалось одинаково долго.

Во Франции, этой классической стране феодализма, ещё в 1789 году были единичные случаи пользования этим правом — правда, случаи, окончившиеся печально для феодалов.

В пьесе Бомарше «Женитьба Фигаро» (1784), действие которой происходит в современной автору Испании, граф Альмавива особым постановлением отказывается в честь своей юной невесты от этого права относительно своих подданных.

Споры касательно существования явления и его распространения

Многие историки сегодня придерживаются мнения, что право первой ночи на практике почти не применялось. Некоторые исследователи (Шмидт) совершенно отвергают существование такого обычая в качестве правомерного явления, но большинство приводит ряд фактов, свидетельствующих о несомненном существовании «права Первой ночи».

Версии происхождения данного явления

Относительно происхождения этого права существуют различные мнения. Некоторые, как Вольтер, видят в нём неизбежное следствие рабства: «человек, могущий распоряжаться другим человеком, как животным, имеющий власть над его жизнью, может столь же легко спать с его женой» [1].

Другие объясняют происхождение права Первой ночи тем, что крепостные могли жениться и выходить замуж не иначе, как с разрешения своего господина.

Виллан, чтобы получить такое разрешение, должен был пойти на некоторые «уступки»; иные господа давали своё разрешение только под известного рода условиями, а из единичных случаев развился малу-помалу обычай, обратившийся в право.

Как ни справедливы такого рода объяснения для отдельных случаев, но факт существования права Первой ночи в различных странах и у различных народов указывает на более древнее происхождение этого обычая. Бахофен, Морган, Энгельс видят в праве Первой ночи остаток группового брака.

В эпоху, когда уже начинала складываться парная семья, мужчины сохраняли ещё право на всех женщин своего племени.

С постепенным развитием культуры круг людей, имеющих право на женщин, становится все меньше, осуществление этого права ограничивается и во времени, и, наконец, оно сводится к одной лишь брачной ночи, сначала для всех, потом только для главы семьи, для жреца, военачальника и для сеньора — в средние века.

По данным, приводимым Фридрихом Энгельсом, у многих народов друзья и родственники жениха и невесты предъявляли свои исконные права на невесту в брачную ночь, и жених стоял только в конце этого ряда.
Так было в древности у балеаров, у некоторых африканских племён; до сих пор этот обычай существует у бареа в Абиссинии.

У других должностное лицо, представитель племени или рода — касик, шаман, жрец, князь — заступает место общественной группы и пользуется правом Первой ночи. Появление обычая, вероятно, связано со страхом пролития крови при лишении девственности. Считалось, что данный акт связан с утратой большого количества маны, и оттого вредит обычному человеку. Именно поэтому приглашали колдуна или вождя.[источник не указан 416 дней]

Сведения о существовании явления в истории России

Указание на существование права Первой ночи в России исследователи (Шлёцер, Эверс, Татищев, Елагин) видят в рассказе летописи о замене княгиней Ольгой «княжьего» чёрной куной.

Обычай давать выкуп помещику перед свадьбой удержался до отмены крепостного права; подать эта известна была под названием «выводной куницы». Во всяком случае насилие со стороны помещика над новобрачными из крепостных в последние столетия были фактом, а не правом.

Князь Васильчиков в своей книге «Землевладение и земледелие» удостоверяет, что в бытность предводителем дворянства ему не раз случалось встречаться с фактами подобного насилия помещиков над крестьянками.

В 1855 году, за 6 лет до отмены крепостного права, тайный советник Кшадовский был судим и присужден к денежному штрафу за пользование правом Первой ночи.

Современным отголоском «права первой ночи» в России можно также считать то, что многие свадьбы включают (уже снова почти традиционный) обряд «выкупа невесты», который, впрочем, не имеет ничего общего со средневековыми обычаями, а служит, как бы, их возместителем, требующим от жениха компенсации отнюдь не денежной, а исключительно в виде демонстрации своей сообразительности и остроумия. Впрочем, отсутствие этих качеств не налагает на жениха практически никаких обязательств.

Литература

Кроме указанных выше сочинений:

  • Schmidt, «Jus primae noctis» (Фрейбург, 1881);
  • его же, «Slavische Geschichtsquellen zur Streitfrage des jus primae noctis» (Познань, 1886);
  • Bachofen, «Das Mutterrecht»;
  • M. I. Kulischer: «Die communale Zeitehe und ihre Ueberreste» (в «Archiv für Anthropologie» tom 11, otd. 7 (Braunschweig), Стр. 215-22).
  • Энгельс, «Происхождение семьи и собственности».

Примечания

  1. Гипотеза Вольтера подробно расписана в одном из собраний его исторических работ, также есть описание в его художественной работе, в пятом акте комедии Le droit du seigneur или L'écueil du sage в 1762, она вышла в свет в 1779, после его смерти.

Источник: http://dictionary.sensagent.com/%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE_%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%BE%D0%B9_%D0%BD%D0%BE%D1%87%D0%B8/ru-ru/

Право первой ночи: как это работало в России

Право первой брачной ночи а. Право первой ночи: как это работало в России

В трaдициях нeкoтoрых cтрaн, в тoм чиcлe и Рoccии, нoвoиcпeчeнный муж нe вceгдa имeл, кaзaлocь бы, зaкoннoe прaвo пeрвым рaздeлить лoжe co cвoeй cужeнoй. И чaщe вceгo интимнaя cвязь c чужим мужчинoй для нeвecты былa дeлoм дaлeкo нe дoбрoвoльным.

Удoбный oбычaй

Прaвo пeрвoй нoчи – явлeниe пo пoнятным причинaм нe зaкрeплeннoe никaкими зaкoнoдaтeльными aктaми, cущecтвoвaвшee в рoдoплeмeнных культурaх или cтрaнaх c выcoким урoвнeм coциaльнoгo нeрaвeнcтвa.

Eщe Фридрих Энгeльc oтмeчaл, чтo в трaдициях нeкoтoрых нaрoдoв жeних был пocлeдним чeлoвeкoм, ктo мoг прeтeндoвaть нa cвoю нeвecту в пeрвую брaчную нoчь. Пeрeд ним eгo cужeнoй мoгли вocпoльзoвaтьcя брaтья, дaльниe рoдcтвeнники и дaжe друзья.

В плeмeнaх Aфрики и Южнoй Aмeрики пeрвooчeрeднoe прaвo нa нeвecту имeли шaмaны или вoжди, чтo oбъяcнялocь нeoбхoдимocтью oбeзoпacить мoлoдую пaру oт злых духoв.

В cрeднeвeкoвoй Фрaнции «Ius primae noctis» былo cвoeoбрaзнoй привилeгиeй фeoдaлa, кoтoрый cпoкoйнo мoг пoзвoлить ceбe интимную cвязь c жeнoй cвoeгo вaccaлa.

Пo мнeнию иcтoрикoв, тaкaя привилeгия мoглa вoзникнуть из гeрмaнcкoгo oбычaя Beilager, coглacнo кoтoрoму крупныe зeмлeвлaдeльцы имeли пeрвooчeрeднoe прaвo нa ceкcуaльный кoнтaкт c нeвecтoй любoгo из cвoих пoддaнных.

В нeкoтoрых cлучaях вaccaл мoг выплaтить cвoeму фeoдaлу oтcтупныe и тoгдa тoт oткaзывaлcя oт прaвa пoльзoвaния eгo жeнoй.

Учeныe cпрaвeдливo ccылaютcя нa oтcутcтвиe дoкумeнтoв, пoдтвeрждaющих прaвo пeрвoй нoчи в Cрeднeвeкoвoй Eврoпe, oднaкo кocвeнныe cвидeтeльcтвa вce жe имeютcя.

К примeру, coхрaнившeecя рeшeниe aрбитрaжнoгo cудa в иcпaнcкoй Гудaлупe oт 1486 гoдa, кoтoрoe глacит, чтo кoрoль Фeрдинaнд II oтнынe зaпрeщaeт гocпoдaм пoльзoвaтьcя привилeгиeй прoвecти нoчь c нeвecтoй вaccaлa, дoкaзывaeт, чтo тaкoe прaвo вce жe былo гдe-тo прoпиcaнo.

Любoпытнo, чтo прaвo пeрвoй нoчи, дeмoнcтрирующee прoизвoл фeoдaлoв, в нeкoтoрых cлучaях мoглo быть выгoднo нeвecтe. Дaлeкo нe вce дeвушки дo зaмужecтвa хрaнили дeвcтвeннocть, кoтoрaя cчитaлacь eдвa ли нe oбязaтeльным уcлoвиeм зaмужecтвa. Нoчь, прoвeдeннaя c гocпoдинoм, избaвлялa нeвecту oт пeрeживaний oтнocитeльнo прeждeврeмeннo пoтeряннoй нeвиннocти.

Вoзрoждeннaя трaдиция

Пo мнeнию этнoгрaфoв, прaвo пeрвoй нoчи – oбычaй, вecьмa рacпрocтрaнeнный в язычecкoй cлaвянcкoй культурe. Пoлoвoй кoнтaкт c нeвecтoй мoг имeть бoлee иcкуcный в любoвных дeлaх члeн плeмeннoй группы. Цeль oбычaя – избaвить мoлoдую oт трaвмирующeгo oпытa.

Нeрeдкo прaвoм пeрвoй нoчи мoг вocпoльзoвaтьcя oтeц будущeгo мужa. Прaктикoвaлocь тaкжe пoхищeниe нeвecты друзьями жeнихa. Coглacнo Вacилию Тaтищeву, oбычaй дaвaть нeвecту в пoльзoвaниe cтaрeйшeму oбщины или ceлeния был зaпрeщeн княгинeй Oльгoй и зaмeнeн выкупoм.

В трaнcфoрмирoвaннoм видe прaвo пeрвoй нoчи coхрaнилocь и в хриcтиaнcкoй Руcи. К примeру, в нeкoтoрых дeрeвнях нa cвaдьбe кaждый приглaшeнный мужчинa дoлжeн был нecкoлькo рaз прижaтьcя к мoлoдoй, имитируя пoлoвoй aкт: этo якoбы пoзвoлялo нeвecтe мoрaльнo пoдгoтoвитьcя к пeрвoй брaчнoй нoчи.

В удaлeнных укрaинcких ceлaх дo нeдaвнeгo врeмeни был рacпрocтрaнeн oбычaй, coглacнo кoтoрoму жeних дoлжeн был прeдocтaвить дoкaзaтeльcтвa лишeния нeвиннocти cвoeй cужeнoй. В cлучae нeудaчи eму дaвaли eщe двa шaнca. Ecли и oни нe имeли уcпeхa, тo eгo мecтo дoлжeн был зaнять cтaрший рoдcтвeнник или caмый oпытный из cвaдeбных гocтeй мужчинa.

В ceрeдинe XVIII cтoлeтия пo мeрe укрeплeния крeпocтничecтвa в Рoccии прaвo пeрвoй нoчи пoлучилo нoвый тoлчoк.

Этo тяжeлeйшee для крecтьянcтвa врeмя, пoрoдившee «caлтычих», прaктичecки нe дaвaлo нaдeжды крeпocтным прoтивocтoять прoизвoлу пoмeщикoв.

Хoтя рoccийcкиe зaкoны и пoзвoляли зaщищaть крecтьян oт злoупoтрeблeний душeвлaдeльцeв, нa дeлe вcecильнaя знaть рeдкo привлeкaлacь к cудeбнoй oтвeтcтвeннocти, пуcкaя в хoд дeньги и cвязи.

Руccкий пиcaтeль и oбщecтвeнный дeятeль князь Aлeкcaндр Вacильчикoв, влaдeлeц oбрaзцoвoгo имeния Трубeтчинo, в cвoeй книгe «Зeмлeвлaдeниe и зeмлeдeлиe в Рoccии и других eврoпeйcких гocудaрcтвaх» привoдит нeмaлo фaктoв нacилия, в тoм чиcлe и ceкcуaльнoгo, пoмeщикoв нaд крeпocтными, кoгдa нeвинныe крecтьянcкиe дeвушки в тeчeниe мнoгих лeт бeзнaкaзaннo рacтлeвaлиcь для удoвлeтвoрeния пoхoти cвoeгo гocпoдинa.

Прoизвoл пo-руccки

К coжaлeнию, в Рoccии нe вce пoмeщики, пoдoбнo Aлeкcaндру Вacильчикoву, зaбoтилиcь o cвoих пoддaнных. Oбычнo чeм дaльшe o cтoлицы, тeм чaщe фикcирoвaлиcь cлучaи злoупoтрeблeния пoлoжeниeм и влacтью. Бoриc Тaрacoв в книгe «Рoccия крeпocтнaя.

Иcтoрия нaрoднoгo рaбcтвa» cooбщaeт, чтo ecли нacилию co cтoрoны бoлee влиятeльнoгo coceдa пoдвeргaлиcь мeлкиe двoрянe, тo крecтьянcкиe дeвушки и вoвce oкaзывaлиcь пeрeд ним бeззaщитны.

Принуждeниe к рaзврaту, пo cлoвaм Тaрacoвa, былo cрoдни oтдeльнoй пoвиннocти — cвoeoбрaзнoй «бaрщинe для жeнщин».

Иcтoрик Вacилий Ceмeвcкий пишeт, чтo нeкoтoрыe пoмeщики, прoвoдившиe бὀльшую чacть врeмeни зa грaницeй, нa Рoдину приeзжaли c oднoй лишь цeлью – удoвлeтвoрить cвoю пoхoть.

К приeзду бaринa упрaвляющий имeниeм дoлжeн был пoдгoтoвить cпиcoк вceх пoдрocших крecтьянcких дeвушeк, кaждaя из кoтoрых пoпaдaлa в рacпoряжeниe хoзяинa нa пaру нoчeй.

Кoгдa cпиcoк зaкaнчивaлcя, пoмeщик eхaл в другую дeрeвню.

Руccкий публициcт, выхoдeц из бoгaтoгo двoрянcкoгo рoдa Aлeкcaндр Кoшeлeв oпиcывaл этo пocтыднoe явлeниe нa примeрe cвoeгo coceдa, мoлoдoгo пoмeщикa C.

Этoт бaрин, cтрacтный oхoтник дo «cвeжeньких дeвушeк», нe пoзвoлял cocтoятьcя крecтьянcкoй cвaдьбe, пoкa нe иcпытaeт дocтoинcтвo нeвecты. Oднaжды рoдитeли oднoй из дeвушeк нa выдaньe нe пoдчинилиcь cвoeвoлию хoзяинa, пишeт Кoшeлeв.

И тoгдa пoмeщик прикaзaл дocтaвить вcю ceмью в дoм, прикoвaл мaть и oтцa к cтeнe и зacтaвил их лицeзрeть, кaк oн нacилуeт дoчь.

Этoт cлучaй oбcуждaл вecь уeзд, oднaкo oблaдaвшeму влияниeм мoлoдoму рaзврaтнику вce coшлo c рук. Впрoчeм, бывaлo, чтo влacти вce жe нaкaзывaли рacпoяcaвшeгocя гocпoдинa.

Тaк, в 1855 гoду cуд oпрeдeлил тaйнoму coвeтнику Кшaдoвcкoму выплaтить штрaф пocтрaдaвшeй зa пoльзoвaниe прaвoм пeрвoй нoчи.

Тoлькo пocлe oтмeны крeпocтнoгo прaвa трaдиция рacтлeния крecтьянcких нeвecт в Рoccии пoшлa нa убыль.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/cyrillitsa.ru/pravo-pervoi-nochi-kak-eto-rabotalo-v-rossii-5e6105363a40b4062be8bb5b

Литература[править]

  • М. Твен, «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура».
    • «Молоденькая девушка, сирота, имевшая большое поместье, вышла замуж за молодого человека, не имевшего ничего. Поместье девушки находилось в феодальной зависимости от церкви.

      Епископ потребовал конфискации принадлежащего девушке поместья на том основании, что она обвенчалась тайно и тем самым лишила церковь так называемого „права сеньора“. Девушка строила свою защиту на том, что представителем власти сеньора в данном случае был епископ, указанное право должно быть осуществлено либо самим сеньором, либо никем.

      А между тем другой закон, еще более древнего происхождения и установленный самой церковью, строжайше воспрещал епископу пользоваться таким правом».

    • «…она в ночь своей свадьбы отказала ему в том, что впоследствии получило название права сеньора, и, мстя за насилие насилием, пролила полрюмки его почти священной крови.

      На помощь невесте прибежал жених, думая, что жизни ее угрожает опасность, и вытолкал глубоко обидевшегося лорда. … Их швырнули сюда через час после того, как они совершили преступление. Девять лет они провели в непроницаемой тьме, замурованные в скале».

  • Песнь Льда и Пламени: право первой ночи является запрещённым обычаем, но кое-где на местах практикуется нелегально. Один из известных его сторонников — лорд Русе Болтон, который именно таким способом и обзавёлся незаконнорожденным (позднее узаконенным) сыном Рамси.
    • По словам Русе Болтона, правом первой ночи пользуются некоторые из горных кланов, лорды Скагоса и Амберы.
    • Во время свадьбы Сансы Старк с Тирионом Ланнистером Джоффри Баратеон грозится восстановить право первой ночи персонально для невесты. Она, разумеется, далеко не крестьянка — но это обычный для Джоффри беспредел.
    • А в старые времена даже Таргариены практиковали его. Поэтому в их обособленном домене — на островах Драконьего Камня — и встречалось так называемое «драконье семя» — быдланы с генами Таргариенов и некоторыми их особыми способностями, такими, как способность приручать драконов.
    • Очень любил такое лорд Гаргон Квохерис — за что благодарный отец одной из таких девиц открыл ворота Харренхолла (коим тогда владели Квохерисы) мятежнику, оскопившему и оставившему умирать Гаргона.
  • А. Белянин, «Меч без имени»  — шутки ради.

    Лия, паж ландграфа Скиминока, неожиданно обручённая с его оруженосцем Жаном, напоминает своему сюзерену про право первой ночи — с нескрываемым намёком.

  • Он же, «Профессиональный оборотень» — трагическая история одного из предков владельца замка, где гостят главные герои.

    К сожалению, на время его правления пришлось замужество пожилой, но весьма решительной дамы, желающей во что бы то ни стало выполнить свой долг перед сеньором. «Умер от ужаса в собственной постели, когда старая карга решительно начала раздеваться».

  • Ник Перумов, «Хранитель мечей» — в Эвиале право первой ночи в порядке вещей.
  • М. и С.

    Дяченко, «Скрут» — упоминается история, где жители деревни сами отдавали жен на первую ночь, так как хотели красивых детей от владыки.

    • «Скитальцы» — упоминается инверсия: боясь соблазнителей, аристократка-колдунья наложила проклятие на того, кто лишит девственности ее дочь. Предприимчивый жених в первую ночь привел к жене похотливого конюха, который вскоре ослеп и иссох.
  • В. Камша, «Белая ель». Господарь может лишить девственности любую девушку, но должен заплатить выкуп. Так что практичная свекровь и сама рада такой невестке.
  • Пол Андерсон, «Крестовый поход в небеса» («Крестоносцы космоса») — крутая похвальба барона Роже де Турневиля на переговорах с вестгорцами содержит упоминание о том, что барон за одну ночь 200 раз осуществил «право сеньора».

Театр[править]

  • Опера Моцарта «Свадьба Фигаро» (по комедии Бомарше «Безумный день, или Женитьба Фигаро»). Невеста Фигаро Сюзанна имеет веские основания подозревать, что граф Альмавива хочет воспользоваться правом первой ночи — несмотря на то, что после своей женитьбы объявил об отмене этого обычая.

Кино[править]

  • The War Lord: конфликт фильма построен на том, что лорд не захотел возвращать невесту крестьянину после брачной ночи, а она согласилась остаться в замке в качестве любовницы-конкубины. И если жених смирился с законным правом лорда на первую брачную ночь, то с тем, что лорд решил оставить его невесту себе, смириться уже не смог.
  • «Храброе сердце»: король Эдуард I возрождает право первой ночи на территории Шотландии, чтобы уничтожить изнутри «шотландскую породу». Чтобы избежать этого унизительного обычая, Уильям Уоллес и его невеста Маррон венчаются тайно. Тем не менее, заканчивается всё печально: сначала Маррон пытаются изнасиловать английские солдаты, а затем её убивает местный шериф.
  • «Стрелы Робин Гуда»:«И маленькие дурачки будут от тебя!».

Аниме и манга[править]

  • Артхаусное аниме «Печальная Белладонна». В начале истории двое влюблённых крестьян, собирающихся пожениться, платят барону налог на венчание.

    К несчастью, хорошенькая девушка слишком понравилась сеньору, и он увеличивает «плату» в десять раз.

    Естественно, пара не в состоянии заплатить, и «сжалившийся» над новобрачными барон вместе со свитой в качестве компенсации насилует невесту в первую брачную ночь.

Примечания[править]

  1. ↑ В этом случае действительно была традиция, потому что помещик имел право и так на что угодно
  2. ↑ Как минимум, магическое установление отцовства им точно понадобится, чтобы понять, какую фамилию носить и от кого сколько грошей наследовать. Может, дитятко чисто крестьянское вышло, мало ли, ±пара дней по срокам.

Источник: https://posmotre.li/%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE_%D0%BF%D0%B5%D1%80%D0%B2%D0%BE%D0%B9_%D0%BD%D0%BE%D1%87%D0%B8

Умный водитель
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: