Правила пожарной безопасности эвакуационные пути и выходы. Противопожарные требования к путям эвакуации. Типы эвакуационных путей

Содержание
  1. Требования к эвакуационным путям по действующим нормам в 2020
  2. Основные нормативные документы
  3. Согласно ФЗ-123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»:
  4. Согласно СП 1.13130.2009Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы:
  5. Пожарные выходы и пути эвакуации в зданиях разного назначения
  6. Пути эвакуации
  7. Эвакуационные выходы и пути по СП 1.13130.2009
  8. Требования к эвакуационным выходам по пожарной безопасности
  9. Правила содержания эвакуационных маршрутов и выходов
  10. Требования к лестницам
  11. Обобщение по теме
  12. Требования к эвакуационным путям и выходам
  13. Типы эвакуационных выходов и путей
  14. Требования к путям, дверям и освещению
  15. Запрещается
  16. Требования по ширине / высоте
  17. Требования к дверям
  18. Требования к освещению
  19. Нормативная база
  20. Пути эвакуации и эвакуационные выходы: требования противопожарной безопасности
  21. Требования к путям эвакуации общественных зданий и промышленных объектов
  22. Пожарные нормы для дверей на пути эвакуации
  23. Требования к лестницам
  24. Высота порога на путях эвакуации
  25. Требования к запорам на дверях эвакуационных выходов
  26. Эвакуационный выход: требования пожарной безопасности и правила содержания
  27. Обозначение эвакуационных путей
  28. Какими документами регулируется
  29. Эвакуационные пути и выходы: требования и нормы
  30. Эвакуационный путь
  31. Правила
  32. Требования
  33. и эксплуатация

Требования к эвакуационным путям по действующим нормам в 2020

Правила пожарной безопасности эвакуационные пути и выходы. Противопожарные требования к путям эвакуации. Типы эвакуационных путей

Эвакуационный путь (путь эвакуации) — путь движения и (или) перемещения людей, ведущий непосредственно наружу или в безопасную зону, удовлетворяющий требованиям безопасной эвакуации людей при пожаре (согласно п.49 ФЗ-123);

Эвакуация — процесс организованного самостоятельного движения людей непосредственно наружу или в безопасную зону из помещений, в которых имеется возможность воздействия на людей опасных факторов пожара (согласно п.50 ФЗ-123).

Основные нормативные документы

Требования к эвакуационным путям приведены в следующих нормативных документах действующих в 2020 году:

Выделим наиболее важные требования (по пунктам), которые необходимо соблюсти при проектировании, строительстве и эксплуатации эвакуационных путей:

Согласно ФЗ-123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»:

Статья 53. Пути эвакуации людей при пожаре

1. Каждое здание или сооружение должно иметь объемно-планировочное решение и конструктивное исполнение эвакуационных путей, обеспечивающие безопасную эвакуацию людей при пожаре. При невозможности безопасной эвакуации людей должна быть обеспечена их защита посредством применения систем коллективной
защиты.

2. Для обеспечения безопасной эвакуации людей должны быть:

1) установлены необходимое количество, размеры и соответствующее конструктивное исполнение эвакуационных путей и эвакуационных выходов;

2) обеспечено беспрепятственное движение людей по эвакуационным путям и через эвакуационные выходы;

3) организованы оповещение и управление движением людей по эвакуационным путям (в том числе с использованием световых
указателей, звукового и речевого оповещения).

3. Безопасная эвакуация людей из зданий и сооружений при пожаре считается обеспеченной, если интервал времени от момента обнаружения пожара до завершения процесса эвакуации людей в безопасную зону не превышает необходимого времени эвакуации людей при пожаре.

4. Методы определения необходимого и расчетного времени, а также условий беспрепятственной и своевременной эвакуации людей определяются нормативными документами по пожарной безопасности.

Статья 89. Требования пожарной безопасности к эвакуационным
путям, эвакуационным и аварийным выходам

1. Эвакуационные пути в зданиях и сооружениях и выходы из зданий и сооружений должны обеспечивать безопасную эвакуацию людей. Расчет эвакуационных путей и выходов производится без учета применяемых в них средств пожаротушения.

2. Размещение помещений с массовым пребыванием людей, в том числе детей и групп населения с ограниченными возможностями передвижения, и применение пожароопасных строительных материалов в конструктивных элементах путей эвакуации должны определяться техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании».

13. Длину пути эвакуации по лестнице 2-го типа в помещении следует определять равной ее утроенной высоте.

14. Эвакуационные пути (за исключением эвакуационных путей подземных сооружений метрополитена, горнодобывающих предприятий, шахт) не должны включать лифты, эскалаторы, а также участки, ведущие:

1) через коридоры с выходами из лифтовых шахт, через лифтовые холлы и тамбуры перед лифтами, если ограждающие конструкции шахт лифтов, включая двери шахт лифтов, не отвечают требованиям, предъявляемым к противопожарным преградам;

2) через лестничные клетки, если площадка лестничной клетки является частью коридора, а также через помещение, в котором расположена лестница 2-го типа, не являющаяся эвакуационной;

3) по кровле зданий и сооружений, за исключением эксплуатируемой кровли или специально оборудованного участка кровли, аналогичного эксплуатируемой кровле по конструкции;

4) по лестницам 2-го типа, соединяющим более двух этажей (ярусов), а также ведущим из подвалов и с цокольных этажей;

5) по лестницам и лестничным клеткам для сообщения между подземными и надземными этажами, за исключением случаев, указанных в частях 3-5 настоящей статьи.

15.

Для эвакуации со всех этажей зданий групп населения с ограниченными возможностями передвижения допускается предусматривать на этажах вблизи лифтов, предназначенных для групп населения с ограниченными возможностями передвижения, и (или) на лестничных клетках устройство безопасных зон, в которых они могут находиться до прибытия спасательных подразделений. При этом к указанным лифтам предъявляются такие же требования, как к лифтам для транспортировки подразделений пожарной охраны. Такие лифты могут использоваться для спасения групп населения с ограниченными возможностями передвижения во время пожара.

Согласно СП 1.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы:

4.3 Эвакуационные пути

Источник: https://buildingclub.ru/treb-k-ehvakuacionnym-putyam-po-normam/

Пожарные выходы и пути эвакуации в зданиях разного назначения

Правила пожарной безопасности эвакуационные пути и выходы. Противопожарные требования к путям эвакуации. Типы эвакуационных путей

Основная причина гибели людей при пожаре – задымленность помещений. Дым и продукты сгорания различных материалов, из которых сооружено здание, собрана мебель или техника, являются ядовитыми. Даже дым от сгоревших бумажных документов быстро приводит к удушью.

И выживает в этой ситуации тот, кто успел выбежать на улицу (на свежий воздух) до повышения концентрации дыма внутри помещений.

А значит, пожарные выходы и пути эвакуации общественного здания, промышленных объектов и многоквартирных домов должны находиться в состоянии, соответствующего правилам пожарной безопасности.

К сожалению, собственники объектов, ответственные лица и руководители предприятий не всегда относятся к проходам и маршрутам эвакуации должным образом. Практика показывает, что чаще всего именно из-за безответственности, халатности и разгильдяйства ответственных работников люди гибнут при пожарах, просто не успев вовремя покинуть горящие помещения.

А ведь, что часто встречается: навесные замки на цепях, которые закрывают выходы на улицу, коридоры, заваленные мебелью и старой техникой, проходы, заполненные стопками ненужной документации. Это реальность, которая приводит при пожарах к гибели людей. А самое главное, что в таких проходах и путях эвакуации люди гибнут не от огня, а от удушья.

К сожалению, наши люди до сих пор живут по принципу – авось пронесет. Для них требования к путям эвакуации, пожарно-технический минимум – это всего лишь слова на бумаге.

Пути эвакуации

Начнем с противопожарных требований к путям эвакуации общественных зданий и промышленных объектов. Они обозначены в Федеральном законе от 2008 года за номером 123, где чаще всего обращают внимание на три основных требования:

  1. Эвакуационные маршруты и выходы из зданий должны обеспечивать беспрепятственный и быстрый вывод людей в процессе пожара.
  2. Их проектирование не связывается с установкой средств тушения пожаров.
  3. Эвакуационные выходы считаются теми, которые напрямую связаны с улицей.

Последнее требование относится к первым этажам любых строений. Здесь учитываются выходы непосредственно на улицу или через коридор, через лестницы, холлы и вестибюли.

Если это помещения не первого этажа, то к выходам относятся любые двери, выходящие в коридор, ведущий на первый этаж, двери на пожарные лестницы, расположенные по наружным стенам здания.

Сюда же можно отнести выходы на крышу, в вестибюли и холлы.

В правилах противопожарной безопасности оговаривается еще один вариант, который имеет отношение к производственным цехам.

В нем говорится, что эвакуационные пути можно прокладывать по смежным цехам, если они имеют прямой выход на улицу.

То есть, маршрут эвакуации прокладывается по минимальному пути на улицу в независимости от расположения помещения. При этом путь должен быть всегда свободным.

Но есть одно замечание, которое касается дверей. Если на проходных проемах установлены распашные двери, то они не являются препятствием. Это касается не только дверей, через которые проходят люди, это касается проемов и для автомобильного транспорта, и для железнодорожного. Только в этом случае речь идет не о дверях, а о воротах.

Есть определенные запреты, они категоричны, которые касаются дверей на выходах. Это к вопросу, что запрещается на путях эвакуации при пожаре.

  • Конструкции дверей и ворот, относящихся к категории откатных, раздвижных, секционных и рулонных, являются ограничительными элементами. То есть, они ограничивают проходимость. Поэтому очень важно, чтобы такие конструкции можно было легко демонтировать, если появляется необходимость увеличить проходимость через них. Это в выше обозначенных правилах (№123) не оговаривается. Но учитывать это надо.
  • Нельзя считать лифты и эскалаторы элементами маршрутов эвакуации. Отдельной позицией стоят эскалаторы метрополитена или лифты шахт, работающие и при рабочем режиме, и при аварийном. Об последних оборудования снабжаются специальными системами контроля и управления.
  • Нельзя проектировать маршруты по кровлям, если они не являются эксплуатируемыми.

Большое внимание в правилах противопожарной безопасности уделяется эвакуации людей из подземных этажей и сооружений. Есть две основные позиции, на которые надо обращать внимание, организуя выходы из таких помещений.

  1. Выходы из подземных или цокольных этажей на улицу должен быть отдельным от входной двери в подъезд здания. В некоторых особых случаях разрешается объединение выхода.
  2. Можно организовать один общий тамбур, но его придется разделить противопожарной перегородкой, основная цель сооружения которой – разделить людской поток из здания и с подвала на две части, чтобы они не смешивались и не мешали друг другу при выходе.

Внимание! Минимальная ширина прохода по пожарной безопасности, минимальное количество выходных проемов рассчитываются, отталкиваясь от персонала или посетителей, которые при пожаре будут покидать здание через них. Здесь имеется в виду предельно возможное количество.

Эвакуационные выходы и пути по СП 1.13130.2009

Необходимо отметить, что закон под номером 123 – это всего лишь общие указания. Более подробно требования к противопожарным дверям на путях эвакуации, а также к маршрутам, определены в данном своде правил. Единственное надо отметить, что СП не относится к военным объектам и к промышленным предприятиям, занятым горными разработками.

Одно из важнейших правил, указанных в своде, это точное соблюдение требований, касающихся норм пожарной безопасности. В чем оно заключается. К примеру, собственник объекта решил сделать перепланировку зданий с учетом своих собственных требований.

Это часто случается в зданиях общественного назначения. Перекраиваются все помещения, включая коридоры, что приводит к сложностям с организацией именно маршрутов эвакуации.

Что удивительно, владелец после проделанных переделок приходит в негодование, когда комиссия не принимает объект по причине не соответствия нормативам пожарной безопасности.

А ведь проектная организация или архитектурное бюро не должно идти на поводу у собственников или арендаторов. У них один закон – СП 1.13130.2009. В нем четко прописаны все пожарные нормы для дверей на пути эвакуации и маршрутов. Обозначим их.

Требования к эвакуационным выходам по пожарной безопасности

Высота не должна быть меньше 2 м. Если проход ведет к одному рабочему месту, но ширина прохода может быть небольшой, но не меньше 0,7 м. В других случаях разрешается ширину оставлять в пределах 1 м.

Есть более конкретные числовые значения:

  • ширина эвакуационного прохода по пожарным нормам в интернатах, детских садах, домах престарелых не должна быть меньше 1,35 м;
  • в зданиях, где на каждом этаже работает или находится более 200 человек, ширина проходов не должна быть меньше 1,2 м;
  • минимальная ширина лестничных маршей – 0,9 м;
  • то же самое, если лестница ведет к одному рабочему месту – 0,7 м.

К сожалению, при вроде бы понятных несложных требованиях и проектные организации, и подрядчики, и заказчики часто сталкиваются с отказом от приемки.

И это притом, что многие конструктивные строительные элементы стандартизированы. Особенно это относится к лестничным маршам.

Нередко при проверке построенных поликлиник или больниц (к примеру) начинает выявляться, что ширина лестницы составляет 1,2 м при требуемых 1,35.

Точно такие же ситуации встречаются и с проходами, где требования к размерам просты и понятны: высота не меньше 1,9 м, ширина 0,8. Есть и другие нормативы:

  • все дверные полотна распашных конструкций в независимости, где они установлены, должны открываться в сторону выхода, то есть по направлению движения по эвакуационному маршруту;
  • нельзя оборудовать выходные двери запорами, которые сложно открыть;
  • дверные конструкции, которые соединяют помещения с лестничными клетками, должны оснащаться уплотнителями, основная задача последних – не пропустить через проем распространяющийся дым;
  • на всем протяжении маршрутов эвакуации и на участках расположения дверей должно работать аварийное освещение.

Внимание! Если выход на улицу не соответствует правилам противопожарной безопасности, то его можно использовать, как аварийный. Но его нельзя учитывать в общем плане маршрутов эвакуации. Это связано с тем, что большой людской поток в таком проеме может создать затор, что приведет к несчастным случаям.

Правила содержания эвакуационных маршрутов и выходов

В своде предложенных правил есть раздел, в котором четко прописаны два главных требования, касающихся содержания маршрутов и проемов. Кстати, они также входят в состав отраслевых и ведомственных правил.

  1. Нельзя проходы захламлять.
  2. Нельзя устанавливать дополнительные преграды в виде турникетов, перегородок, тамбуров, дверей и прочих.

Что касается вопроса, должны ли быть закрыты пожарные выходы, то ответ – должны. Но установленные на них замки и запоры должны легко открываться изнутри здания. Нельзя навешивать здесь цепи, амбарные замки и прочие запорные приспособления, для открытия которых потребуются специальные инструменты или устройства.

Требования к лестницам

Пожарные требования к лестницам на путях эвакуации, а точнее, их размеры, были обозначены выше. Но есть и другие параметры, которые соблюдаются строго. Один из них угол наклона. Обратите внимание на фото ниже, где показаны углы наклона лестничных конструкций, удобных при перемещении по ним.

Идеальный вариант – угол наклона 45°. Он удобен для людей. Поэтому чаще всего на путях эвакуации стараются устанавливать лестницы именно с этим наклоном. Хотя ограничения имеют широкую вилку значений, так что подобрать под архитектурные особенности здания лестничную конструкцию будет несложно.

Если говорить о наружных пожарных лестницах, то они должны изготавливаться только из негорючих материалов, устанавливается на стены из огнестойких материалов, и располагаться от ближайшего окна на расстоянии 1 м (не меньше). Лестничная площадка таких лестниц, это касается пожарного выхода, должна быть шириною, равной ширине лестничного марша. И такие конструкции обязательно оборудуются ограждениями высотою не меньше 1,2 м.

Внимание! Если в конструкции здания есть перепады кровли, то между ними обязательно устанавливается металлическая пожарная лестница.

И еще несколько моментов:

  • вертикальные наружные лестницы можно устанавливать, если высота здания не превышает 20 м;
  • если выше данного параметра, то используют маршевые конструкции;
  • ограждения лестниц должны выдерживать нагрузку, равную 54 кгс.

Обобщение по теме

Требования пожарной безопасности к дверям на путях эвакуации, к эвакуационным маршрутам и проходам – это главное, на что обращают внимание представители приемной комиссии.

Они могут закрыть глаза на работу системы сигнализации и пожаротушения, как укомплектован объект средствами тушения пожара. Все это можно исправить за короткие сроки с минимальными финансовыми расходами.

Сложнее будет увеличить ширину пожарного выхода и эвакуационного прохода, их высоту.

Поэтому еще на стадии проектирования здания или планирования перестройки, необходимо согласовать проект со службами пожарной охраны. Хотя проектные организации должны строго следовать и закону №123, и своду правил, о котором говорилось в этой статье.

:

Источник: https://PozharaNet.com/pozharnaja-bezopasnost/obustrojstvo/pozharnyj-vyhod.html

Требования к эвакуационным путям и выходам

Правила пожарной безопасности эвакуационные пути и выходы. Противопожарные требования к путям эвакуации. Типы эвакуационных путей

При пожаре большинство людей гибнет не от огня, а от дыма, выделяющегося при горении.

Внутренняя отделка, мебель, электроприборы, бумажная документация — все это образует огромное количество ядовитого дыма.

Чтобы снизить число жертв, необходимо как можно быстрее эвакуировать всех из здания. Для этого и были разработаны требования к эвакуационным путям и выходам, о которых мы сегодня поговорим.

Типы эвакуационных выходов и путей

К эвакуационным выходам из зданий и сооружений относятся выходы, которые ведут:

  1. С первого этажа наружу:
    • непосредственно;
    • через вестибюль, коридор или лестничную клетку.
  2. Со второго этажа и выше наружу:
    • на лестничную клетку или лестницу 3-ого типа непосредственно, через коридор или холл;
    • на специально оборудованный участок кровли.
  3. В соседнее помещение на том же этаже в выходами из пункта 1 или 2 (кроме зданий производственного или складского назначения).
  4. Из подвальных и цокольных помещений напрямую или через лестницу с огороженным тамбуром.

Лестница 3-ого типа в жилом доме

Для пожароопасных производств категорий А и Б разрешена эвакуация через смежные помещения, если они обеспечены эвакуационными выходами.

Требования к путям, дверям и освещению

Требования к эвакуационным выходам и путям эвакуации определяет статья 89 Федерального закона №123. Кратко сформулируем основные моменты.

Задача эвакуационные пути и выходов — обеспечение быстрой и безопасной эвакуации из здания. При этом никакие средства пожаротушения не учитываются. Другими словами, эти пути строятся таким образом, чтобы люди могли безопасно выбраться без использования ручных огнетушителей и автоматических установок пожаротушения.

Число и расположение эвакуационных выходов закладывается на этапе проектирования здания. Максимально допустимое расстояние от наиболее удаленной точки до выхода зависит от класса пожароопасности и категории помещения. Также учитывается количество одновременно находящихся в здании людей.

Для маломобильных групп населения предусматриваются специальные лифты для транспортировки и безопасные зоны на лестничных клетках, в которых они могут спокойно дождаться прибытия спасателей.

Знаки эвакуационных путей и выходов

Подробнее о знаках пожарной безопасности и их размещении в этой статье.

Запрещается

  • Устанавливать на путях в безопасную зону вращающиеся, раздвижные или поднимающиеся двери, а также турникеты. Однако если турникет на КПП легко и быстро убирается, то при наличии соответствующих разрешений его можно использовать.
  • Захламлять их оборудованием, мебелью, мусором или чем бы то ни было.
  • Включать в эвакуационные пути лифты, эскалаторы (не относится к метрополитену и горнодобывающим шахтам).
  • Эвакуироваться по кровле зданий, за исключением специально оборудованных для этого участков.

Помимо ФЗ №123 часть требований сформирована в СП 1.13130.2009, который описывает вопросы спасения и защиты людей во время эвакуации.

Он также применяется при расчетах точного количества и местонахождения эвакуационных выходов.

Требования по ширине / высоте

Высота эвакуационных выходов: не менее 1,9 м, ширина: не менее 0,8 м (при этом она всегда должна быть такой, чтобы можно было беспрепятственно пронести носилки с пострадавшем).

Ширина выходов из лестничных клеток наружу и в вестибюль должна быть не менее требуемой или ширины марша лестницы.

Требования к дверям

Все двери на путях эвакуации должны открываться по направлению выхода из здания, кроме специально оговоренных в п. 4.2.6 случаев.

Не должно быть никаких запоров на дверях, которые невозможно было бы открыть изнутри.

Двери, выходящие на лестничные клетки, должны быть противодымными, т. е. оборудованными уплотнениями в притворах.

Выходы, которые не соответствуют всем установленным правилам считаются аварийными и не учитываются в подсчете эвакуационных выходов.

Требования к освещению

При невозможности обеспечить естественное освещение, эвакуационные пути должны иметь освещаться дежурным / аварийным освещением в постоянном режиме.

Позаботьтесь о безопасности своих посетителей — используйте фотолюминесцентные планы эвакуации, знаки и направляющие стрелки.

Нормативная база

ФЗ №123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»

СП 1.13130.2009 «Эвакуационные пути и выходы»

ФЗ №184 «О техническом регулировании»

Источник: https://01service.spb.ru/news/2018/trebovanija_k_evakuatsionnym_putjam_i_vyhodam.htm

Пути эвакуации и эвакуационные выходы: требования противопожарной безопасности

Правила пожарной безопасности эвакуационные пути и выходы. Противопожарные требования к путям эвакуации. Типы эвакуационных путей

Достаточно часто в несчастных случаях и массовой гибели людей виноват не сам пожар, а халатное отношение и экономия управленцев, которые несут ответственность за состояние здания. Экстренные и опасные для жизни ситуации могут настать в любой момент, когда человек абсолютно не ожидает. Сохранить здоровье и спасти жизнь помогут знания техники безопасности.

Путь эвакуации — это заранее проложенный план, следуя которому группа людей может покинуть помещение или перейти на безопасное от огня расстояние.

Требования к путям эвакуации общественных зданий и промышленных объектов

Несоблюдение техники пожарной безопасности является грубым нарушением, которое приводит не только к последствиям в виде штрафа и нанесения материального ущерба, но и к угрозе жизни человека. В случае возгорания здания путь эвакуации должен быть освобожден, не иметь препятствий на дороге в виде технического мусора или старой мебели.

Пример запасного выхода из здания

Две запасных двери для эвакуации должно быть в строении, если:

  • подвальное помещение вмещает больше 15 человек;
  • общее количество людей в здании превышает 50.

Пожарные нормы для дверей на пути эвакуации

Требования пожарной безопасности к складским помещениям

Противопожарные требования к путям эвакуации подразумевают беспрепятственное прохождение людей. По указу Правительства РФ от 25.04.2012 г. № 390 в ред. от 17.02.2014 г. № 11 запрещено устанавливать такие виды дверей:

  • с раздвижной системой;
  • вращающиеся по кругу;
  • турникеты;
  • затворы (со временем они могут намокнуть и не провернуться);
  • закрывающиеся на ключ без возможности внутреннего открытия.

К сведению! Пожарные нормы для дверей на пути эвакуации предусматривают наличие ручки пуш-бар на каждой двери. Такая ручка предусматривает открытие двери нажатием на перекладину только с внутренней стороны. Устанавливать такие двери лучше в местах, которые используются в экстренных ситуациях.

Требования к лестницам

План мероприятий по пожарной безопасности в школе или на предприятии

При проектировке любого здания всегда учитывается возможность быстрой эвакуации людей. Лестница второго типа прилегает к зданию, являясь его частью, но при этом не окружена стенами. Как правило, такая лестница расположена с боковой стороны здания.

Важно! ​Помещение, которое имеет больше одного этажа, должно иметь по одной аварийной лестнице на каждый этаж.

Пример лестниц, которые прилегают к зданию

Наружная эвакуационная лестница требования СП 1.13130.2009 не должна включать:

  • винтовые ступени;
  • забежные ступени.

Такие элементы могут нанести травмы людям, спускающимся в панике или суматохе.

По все тому же своду правил:

  • угол наклона лестницы должен быть не меньше 1:1;
  • ширина проступи должна быть не меньше 25 см;
  • высота каждой ступеньки не может превышать 22 см;
  • ширина марша не может быть менее той, что указала в расчетах, или должна соответствовать стандартным размерам.

Высота порога на путях эвакуации

Согласно п. 36 ППР-12 Правил противопожарного режима в Российской Федерации «При эксплуатации эвакуационных путей, эвакуационных и аварийных выходов» от 6 апреля 2016 г., запрещается:

  • прибивать пороги (исключением будут только установленные между дверями);
  • самостоятельно помещать различные, препятствующие движению, предметы.

Требования к запорам на дверях эвакуационных выходов

Запор подразумевает открытие двери изнутри без помощи ключа.

К сведению! ​Почти во всех новых строениях запасные двери оснащают таковыми, ведь важна не только противопожарная защита, но еще и устойчивость к взломам.

Эвакуационный выход: требования пожарной безопасности и правила содержания

Меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах

Требования пожарной безопасности к эвакуационным выходам прописаны в ст. 89 Федерального закона № 123 от 2008 г. Она гласит, что в любых строениях эвакуационные пути должны обеспечивать быстрый и безопасный выход людей на улицу.

Маршрут быстрой эвакуации

По правилам содержания категорически запрещено:

  • заставлять дверь, путь или выход различным мусором, техникой или другими предметами;
  • самостоятельно устанавливать любые препятствующие дополнения, которые не были прописаны ранее: замки, затворы, двери;
  • не соблюдать временные сроки замены, починки, покраски элементов безопасности.

К примеру, проверяющий может легко выписать акт о несоблюдении правил содержания за сломанный поручень или отставшую от стены лестницу.

К сведению! ​Плановую проверку осуществляют представители МЧС и обращают максимальное внимание именно на качество проложенного эвакуационного пути, насколько быстро можно покинуть дом жилой, нежилой, многоквартирный. Проверке подлежит даже киоск.

Требования к пожарному выходу расписаны в своде правил РФ 1.13130.2009 Системы противопожарной защиты.

Обозначение эвакуационных путей

Наличие элементов фотолюминесцентной эвакуационной системы размещают для координирования и направления людей при экстренных ситуациях.

Знаки пожарной безопасности

Четкое применения знаков прописано в ГОСТ Р 12.2.143-2009.

Важные и часто употребляемые изображения:

  • по коридорам должны быть стрелки, которые указывают направление к аварийным выходам. Разница между знаком выхода и аварийным в том, что на втором есть дополнительная стрелка, которая указывает «Отсюда дальше и вперед«​, как на рисунке выше;
  • направление, которое указывает стрелка, является обозначением пути при эвакуации. Маршрут должен начинаться с того места, где весит знак;
  • значительное внимание должно уделяться промежуточным дверям, которые встречаются на пути;
  • строение должно иметь хорошее освещение, ведь это производственный момент, который гарантирует безопасность.

Какими документами регулируется

​Пожарный надзор проводит инспектор МЧС. Его действия должны полностью регламентироваться ТПЭ и СНИП, прописанным в законе «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ​ № 123 от 2008 г.

К сведению! ​Существует плановая проверка и внеплановая, которая проводится с целями зафиксировать факт безопасности здания, соблюдения всех технических норм и показателей возможности эвакуироваться людям.

В России существует ряд правил, которые позволяют максимально защитить людей при возгорании любого помещения. Несоблюдение техники безопасности несет за собой административную ответственность, которая прописана в частях Административного кодекса РФ.​ В экстренной ситуации именно соблюдение всех требований может не только сохранить материальные ценности, но и спасти жизни людей.

Источник: https://ohranatryda.ru/tehnika-bezopasnosti/evakuacionnyj-vyhod-trebovania-pozarnoj.html

Эвакуационные пути и выходы: требования и нормы

Правила пожарной безопасности эвакуационные пути и выходы. Противопожарные требования к путям эвакуации. Типы эвакуационных путей

/ Статьи / Пожарная безопасность / Пожарная безопасность на объекте

Часто в гибели людей на пожарах виноват не столько быстроразвивающийся пожар, сколько элементарная бесхозяйственность, халатность, даже очевидная безалаберность собственников, управленцев всех уровней и прочих лиц, ответственных за безопасное состояние помещений/зданий.

Ничем иным нельзя назвать закрытые на амбарные замки двери выходов из зданий, многочисленные перегородки, превращающие административные, офисные строения в подобие пчелиных сот; старая, но не сданная в утиль кабинетная мебель, сейфы, металлические шкафы, горы технической, бухгалтерской документации; загромождающих коридоры, тамбуры, холлы/фойе запасных выходов.

Хотя, любой адекватно мыслящий человек прекрасно понимает, что этим надежно создаются очевидные предпосылки для гибели людей чаще всего не от огня, а от удушливого, ядовитого дыма, в огромных количествах выделяющегося при горении даже небольшого количества пожарной загрузки здания – той же бумажной документации, деревянной мебели, штор, элементов отделки интерьера. Увы, чрезвычайно сложно воспитать в людях, наивно верящим не в правила/нормы безопасности, а в сакральное «авось ничего не случится», уважение к чужой, да и собственной судьбе.

Эвакуационный путь

Дорога жизни и пусть звучит такая фраза, на первый взгляд, излишне высокопарно; но, тем не менее весьма точно выражает суть.

За этими словами неисчислимое количество людей, самостоятельно или с помощью членов семьи, друзей, соседей, сослуживцев, спасшихся от удушливого, смертельно опасного дыма пожара, высокой температуры и обжигающего пламени, зачастую на секунду разминувшиеся со смертью; вовремя покинув строения/объекты, в которых они находились на момент возникновения ЧП.

Основные требования ПБ к путям эвакуации, выходам определены в ст. 89 Федерального закона № 123 от 2008 года:

 Полезный материал: 

Расчет времени эвакуации

К эвакуационным причисляют выходы, ведущие непосредственно на улицу/территорию предприятия/организации с 1 этажа любого строения:

  • Сразу или по коридору.
  • Через холл или вестибюль.
  • С лестницы.
  • По коридору через холл.
  • Через рекреацию и лестницу.

Эвакуационные лестницы: типы, требования, испытания

Из помещений любого надземного уровня, за исключением первого:

  • Сразу на внутреннюю лестничную клетку, считающуюся по проекту эвакуационной, или на наружную пожарную лестницу с площадками, защитой от падения – ограждением с перилами, так называемого 3 типа.
  • То же, если на них можно попасть, следуя по коридору.
  • Через общий холл, имеющий выходы на аналогичные лестницы.
  • На эксплуатируемую крышу/ее часть, ведущую на лестницу 3 типа.

Кроме того, с некоторыми оговорками, касающимися пожароопасных производств категорий А, Б, эвакуация также разрешена через смежные цеха, кабинеты или иные помещения, если они обеспечены выходами, соответствующими вышеизложенным требованиям.

Важно знать, что установленные в стенах, перегородках заданий противопожарные двери/ворота с распашными дверями, а также такие же двери в обычном исполнении в заполнении проемов для въезда/выезда автомобильного или железнодорожного транспорта не являются препятствием на путях эвакуации.

Маршрут эвакуационных выходов

Правила

Категорически запрещено:

  • Устанавливать в проемах любых эвакуационных выходов двери раздвижного, секционного, рулонного типа, а также вращающиеся конструкции; включая двери, турникеты, другие ограничители свободного движения потока людей. Хотя в Федеральном законе РФ № 123-ФЗ это не оговорено, но подобные устройства необходимые для организации регистрационного, пропускного контроля допускаются в зданиях, если они являются легко сбрасываемыми/выбиваемыми из монтажных креплений, и на них имеются сертификаты соответствия требованиям ПБ.
  • Считать эвакуационными, использовать в этих целях эскалаторы и лифты зданий, за исключением подземных сооружений метрополитена, шахт горнодобывающих отраслей; а также пассажирских лифтов, имеющих: специальный рабочий режим по перевозке пожарных подразделений, соответствующую защиту, системы управления/контроля, связи; разработанные, установленные согласно ГОСТ Р 53296-2009.
  • По кровлям зданий/сооружений, за исключением специально предназначенных для этого – эксплуатируемым, как бы это красиво ни выглядело в кинофильмах/телевизионных сериалах.

Особое внимание также обращено на эвакуацию людей из подземных/заглубленных этажей зданий – подвальных, технических, цокольных, а именно:

План эвакуации людей при пожаре

  • Выходы из таких этажей должны вести непосредственно наружу, будучи, как правило, полностью обособленными от общих внутренних клеток зданий, для защиты от проникновения дыма, огня в помещения вышерасположенных уровней. Совмещение выходов разрешено только в специально оговоренных случаях.
  • Допустима также эвакуация из подвальных этажей через тамбур с самостоятельным выходом наружу общей лестничной клетки здания при условии, что он отделен от нее противопожарной перегородкой 1 типа. Такие конструктивные решения знакомы всем по многим сериям жилых домов, когда одна из дверей ведет в подъезд, а расположенная рядом с ней – в подвал, где могут располагаться кладовые жильцов, электрощитовая, узлы управления инженерными сетями, мастерские коммунальных служб, другие вспомогательные/служебные помещения.

В целом минимальное количество выходов, ширина маршрутов эвакуации из любых строений/сооружений, с их этажей рассчитываются в прямой зависимости от предельно возможного числа посетителей, персонала, следующих через них; а также максимально допустимой длины маршрута эвакуации от самого дальнего места нахождения людей в здании до ближайшего выхода.

В ст. 89 Федерального закона РФ № 123-ФЗ изложены лишь основные указания по обеспечению зданий путями/выходами для самостоятельной эвакуации, спасения с посторонней помощью, а более подробные требования сформулированы в Cводе правил СП 1.13130.2009.

Основные акценты:

  • Возможность людей вовремя и беспрепятственно самостоятельно покинуть любое помещение строения.
  • Конструктивно-техническое, организационное обеспечение спасения людей, подвергшихся воздействию критических для их здоровья, жизни опасных факторов возникшего, развивающегося пожара.
  • Эффективная защита людей во время следования по маршруту эвакуации из здания от такого воздействия.

Предвосхищая события, и учитывая страстное и нетерпеливое желание работников проектных организаций, архитектурных бюро, а также собственников недвижимости, руководителей предприятий/учреждений по всей стране; немедленно начинать перепланировку/переустройства зданий/сооружений, так «как им видится» буквально на следующий день после их приемки государственной комиссией в эксплуатацию, СП 1.13130.2009 указывает следующее:

  • При смене функционального назначения, проектных планировочных, конструктивных решений уже эксплуатируемых зданий, или даже отдельных частей/помещений, пожарных отсеков, в обязательном порядке используются действующие на тот момент государственные нормы, правила ПБ согласно новому назначению зданий/помещений. При этом, в первую очередь, обеспечивая быструю, безопасную эвакуацию посетителей, персонала, несовершеннолетних, больных, недееспособных и иных категорий людей, находящихся в строениях.
  • Данный свод правил используем при создании специальных ТУ на проектирование, строительство/реконструкцию зданий в сложных случаях/ситуациях, не в полной мере нашедших свое отражение/обоснование в нормативно-технической базе по обеспечению пожарной безопасности.

Во многом это связано с тем, что требования к эвакуационным путям и выходам в нем прописаны последовательно, детально и четко, не оставляя места для догадок/домыслов и иных трактовок того или иного конкретного вопроса.

Требования

Высота/ширина эвакуационных путей, причем для зданий весьма различных по функционалу использования:

  • Высота – не меньше 2 м.
  • Не меньше 0,7 м, если эвакуационный проход ведет к одному обслуживаемому месту.
  • От 1 м – в других случаях. При этом всегда ширина пути, его геометрия обязаны позволить свободно эвакуировать человека, лежащего на носилках.
  • Для объектов с постоянным/временным, в том числе круглосуточным нахождением людей – многоквартирных жилых домов, больниц, общежитий, детских учреждений, спальных корпусов интернатов, санаториев, домов отдыха – не меньше, чем 1,2 м.

Ширина лестничного марша на путях эвакуации обязана быть не меньше:

  • 1,35 м – в детских яслях/садах, домах для престарелых/инвалидов, больницах, спальных корпусах интернатов.
  • 1,2 м – для тех строений, где на любом уровне, за исключением первого, одновременно может находиться больше 200 человек.
  • 0,7 м – для лестниц к одному месту для работы.
  • 0,9 м – для лестниц в других ситуациях.

Казалось бы, вполне понятное, и вроде выполнимое, так как все строительные изделия, используемые в массовом строительстве, например, лестничные марши, давным-давно стандартизированы; а конструктивные размеры для изготовления металлических лестниц как наружных пожарных, так и внутренних для обслуживания известны производителям.

Аварийные (запасные) пути и выходы

Но, представителям органов ГПН, участвующим в приемке строительных объектов, нередко приходится открывать глаза изумленным проектировщикам, вроде бы осуществлявшим авторский надзор; заказчику, генподрядчику, на то, что реальная ширина путей эвакуации для здания данного функционального назначения слишком занижена.

Объяснения почему, например, в новом здании больницы, которую все население микрорайона, поселка ждало не один год, все (!) установленные лестничные марши имеют ширину 1,2 м вместо необходимых по нормам 1,35 м, обычно крайне маловразумительны, не выдерживают никакой критики.

Эвакуационные пути и выходы по пожарной безопасности для посетителей, персонала должны быть высотой на просвет не меньше, чем 1,9 м, а их ширина быть от 0,8 м. Производители столярных изделий, используемых в гражданском/промышленном строительстве, а также изготовители противопожарных распашных дверей учитывают требования норм, внося эти габариты в основные/стандартные типоразмеры.

Все двери и освещение на эвакуационных путях обязаны соответствовать следующим требованиям:

  • Двери как непосредственно выходов наружу, так и все дверные полотна на путях/маршрутах эвакуации людей обязаны открываться по направлению выхода из строений.
  • Двери выходов не оборудуются запорами, которые невозможно легко открыть изнутри.
  • Двери, выходящие на лестничные клетки, оборудуются уплотнениями в притворах для препятствования распространению дымового потока при пожаре.
  • При невозможности обеспечить естественное освещение путей эвакуации, тамбуров основных выходов из здания, они должны иметь по всей длине/площади электрическое освещение как дежурном/постоянном режиме, так для обеспечения эвакуации после срабатывания прибора АПС.

Для сведения: если выход из помещения, этажа или здания по каким-либо параметрам не полностью отвечает жестким требованиям норм, то он считается дополнительным – аварийным, но не может учитываться в общем плане эвакуации.

и эксплуатация

Согласно СП 1.13130.2009, а также всех существующих государственных/ведомственных, отраслевых правил ПБ, при эксплуатации и содержании эвакуационных путей и выходов запрещается:

  • Прежде всего захламлять их чем бы то ни было – от любого оборудования до мусора/отходов.
  • Устанавливать дополнительные, не предусмотренные проектными решениями перегородки, двери, турникеты, замки и другие препятствия.

Источник: https://fireman.club/statyi-polzovateley/evakuatsionnyie-puti-i-vyihodyi-trebovaniya-i-normyi/

Умный водитель
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: