Последовательное подчинение придаточных примеры из литературы. Параллельное подчинение придаточных: тонкости, схема, варианты

Содержание
  1. 10 примеров сложноподчиненных предложений с последовательным подчинением — Помощник для школьников Спринт-Олимпик.ру
  2. Сложное предложение с последовательным подчинением
  3. Примеры предложений из художественной литературы
  4. Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными
  5. Знаки препинания в сложносочиненном предложении с несколькими придаточными
  6. Тире в сложноподчиненном предложении
  7. Запятая и тире в сложноподчиненном предложении
  8. Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными Схема разбора сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными 1.Определить тип предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное). 2. Указать вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное). 3. Определить главное и придаточные предложения, найти их границы. 4.  Составить схему предложения: задать (если возможно) вопросы от главного к придаточным, указать в главном слово, от которого зависит придаточное (если оно присловное), охарактеризовать средства связи (союзы или союзные слова), определить типы придаточных (определительные, изъяснительные и т. д.). 5.Определить тип подчинения придаточных (однородное, парал-лельное, последовательное). Образец разбора сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными 1) [Взглянешь на бледно-зелёное, усыпанное звёздами небо, (на котором нет ни облачка, ни пятна), и поймешь ], (почему летний тёплый воздух недвижим ), (почему природа настороже ) (А. Чехов). […сущ., (на котором… ), и глаг.], (почему…), (почему…). (Повествовательное, невосклицательное, сложное, сложноподчинённое с тремя придаточными, с параллельным и однородным подчинением: 1-е придаточное — придаточное определительное (придаточное зависит от существительного небо, отвечает на вопрос какое?, присоединяется союзным словом на котором); 2-е и 3-е придаточные — придаточные изъяснительные (зависят от глагола поймёшь, отвечают на вопрос что?, присоединяются союзным словом почему)). 2) [Всякий  человек знает ], (что ему  нужно делать не  то, (что разъединяет его с людьми), а то), (что соединяет его с ними) (Л. Толстой). […глаг.], (что …., (что…), а то), (что…). (Повествовательное, невосклицательное, сложное, сложноподчинённое с тремя придаточными, с последовательным и параллельным подчинением: 1-е придаточное — придаточное изъяснительное (зависит от глагола знает, отвечает на вопрос что?, присоединяется союзом что), 2-е и 3-е придаточные — придаточные местоименно-определительные (каждое из них зависит от местоимения то, отвечает на вопрос какое (то)?, присоединяется союзным словом что).
  9. Виды подчинительной связи в предложениях
  10. Однородное подчинение
  11. Параллельное подчинение
  12. Последовательное (или цепное) подчинение
  13. Комбинированное подчинение
  14. Примеры сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными
  15. Однородное подчинение придаточных предложений
  16. Примеры предложений с однородным подчинением придаточных
  17. Параллельное (неоднородное) подчинение придаточных предложений
  18. Примеры предложений с параллельным подчинением придаточных
  19. Предложения с последовательным подчинением
  20. Примеры предложений с последовательным подчинением
  21. урок
  22. Однородное последовательное предложение: виды и примеры составления
  23. Особенности придаточной конструкции
  24. Разбор предложения с последовательным подчинением
  25. Пример однородного подчинения
  26. Вариант параллельного
  27. Последовательное подчинение придаточных — виды, правила и примеры
  28. Однородное подчинение придаточных
  29. Параллельное подчинение придаточных
  30. Последовательное подчинение придаточных

10 примеров сложноподчиненных предложений с последовательным подчинением — Помощник для школьников Спринт-Олимпик.ру

Последовательное подчинение придаточных примеры из литературы. Параллельное подчинение придаточных: тонкости, схема, варианты

В слож­но­под­чи­нён­ном пред­ло­же­нии несколь­ко при­да­точ­ных частей могут быть свя­за­ны после­до­ва­тель­ным под­чи­не­ни­ем. Укажем при­ме­ры слож­но­под­чи­нен­ных пред­ло­же­ний с после­до­ва­тель­ным под­чи­не­ни­ем из про­из­ве­де­ний худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ры.

Сложное предложение с последовательным подчинением

В слож­но­под­чи­нен­ном пред­ло­же­нии два и более под­чи­нен­ных пред­ло­же­ний могут иметь после­до­ва­тель­ное под­чи­не­ние по отно­ше­нию друг к дру­гу.

 Последовательное под­чи­не­ние име­ет «гово­ря­щее» назва­ние.

Такое под­чи­не­ние при­да­точ­ных пред­ло­же­ний по отно­ше­нию к глав­но­му про­ис­хо­дит после­до­ва­тель­но от него к пер­во­му зави­си­мо­му пред­ло­же­нию, от пер­во­го ко вто­ро­му, от вто­ро­го к тре­тье­му и т.д.

Непосредственно глав­но­му пред­ло­же­нию под­чи­ня­ет­ся толь­ко пер­вое при­да­точ­ное, а все после­ду­ю­щие посте­пен­но и после­до­ва­тель­но при­со­еди­ня­ют­ся по оче­ре­ди друг к дру­гу.

Образно гово­ря, это постро­е­ние слож­но­под­чи­нен­но­го пред­ло­же­ния похо­же на желез­но­до­рож­ный состав, где к теп­ло­во­зу при­со­еди­ня­ет­ся толь­ко пер­вый вагон, а все осталь­ные цеп­ля­ют­ся друг за дру­га по поряд­ку. Например:

Помню (1), как пошли мы с лес­ни­ком в дуб­ра­ву (2), где в зарос­лях воз­ле воды дер­жа­лись оле­ни и каба­ны (3)  (В. Песков).

Сложноподчиненное пред­ло­же­ние состо­ит из трех про­стых: пер­вое пред­ло­же­ние глав­ное, вто­рое и тре­тье — при­да­точ­ные. Первое при­да­точ­ное пред­ло­же­ние непо­сред­ствен­но соеди­не­но с помо­щью сою­за «как» с глав­ным и пояс­ня­ет в нем ска­зу­е­мое, выра­жен­ное гла­го­лом «пом­ню»:

пом­ню (что?) как пошли мы с лес­ни­ком в дуб­ра­ву.

Второе при­да­точ­ное пред­ло­же­ние при­со­еди­ня­ет­ся союз­ным сло­вом «где» к пер­во­му при­да­точ­но­му  и пояс­ня­ет в нем обсто­я­тель­ство, выра­жен­ное суще­стви­тель­ным в падеж­ной фор­ме с пред­ло­гом «в дуб­ра­ву» :

в дуб­ра­ву (какую?) где в зарос­лях воз­ле воды дер­жа­лись оле­ни и каба­ны.

Линейная схе­ма пред­ло­же­ния с после­до­ва­тель­ным под­чи­не­ни­ем выгля­дит так:

[гла­гол], (союз «как»… сущ.), (союз­ное сло­во «где»…)

Следует иметь в виду, что в слож­но­под­чи­нён­ных пред­ло­же­ни­ях с после­до­ва­тель­ным под­чи­не­ни­ем одно при­да­точ­ное пред­ло­же­ние может ока­зать­ся внут­ри дру­го­го напо­до­бие «мат­рёш­ки», при­чём под­чи­ни­тель­ные сою­зы или союз и союз­ное сло­во ока­жут­ся рядом, напри­мер:

Я думал о том (1), что (2), если каж­дый день чело­век полу­ча­ет одни толь­ко радо­сти (3), он их вовсе не полу­ча­ет (2).

[ …о том], (союз «что», (союз «если»…)…).

Рядом нахо­дят­ся под­чи­ни­тель­ные сою­зы «что» и «если», кото­рые отно­сят­ся к раз­ным при­да­точ­ным пред­ло­же­ни­ям:

  • что он их вовсе не полу­ча­ет;
  • если каж­дый день чело­век полу­ча­ет одни толь­ко радо­сти.

Между сою­за­ми ста­вит­ся запя­тая, если изъ­я­тие вто­ро­го под­чи­ни­тель­но­го пред­ло­же­ния не тре­бу­ет пере­строй­ки все­го слож­но­го пред­ло­же­ния, а это про­ис­хо­дит при отсут­ствии вто­рой части состав­но­го сою­за — то, так, но.

Запятая на сты­ке двух под­чи­ни­тель­ных сою­зов (сою­за и союз­но­го сло­ва) не ста­вит­ся в том слу­чае, если вто­рое пред­ло­же­ние нель­зя изъ­ять без изме­не­ния все­го слож­но­го пред­лож­но­го. В этом слу­чае далее име­ет­ся вто­рая часть состав­но­го сою­за — то, так, но.

Примеры предложений из художественной литературы

Эдип знал, что_ если он не раз­га­да­ет голо­во­лом­ки, то его ждет гибель… (И. Эренбург).

Казалось, что_ если она одна­жды не вый­дет на рабо­ту, то к обе­ду сле­ду­ет ожи­дать конец све­та (Т. Устинова).

Подъехав к месту сра­же­ния, я понял, что, если про­явить упор­ство, побе­да будет за нами.

Воздух был необык­но­вен­но све­тел, про­зра­чен и нежен, так что, когда Анна Акимовна погля­де­ла в окно, ей преж­де все­го захо­те­лось вздох­нуть глубоко-глубоко (А. Чехов).

Снег падал мед­лен­но и важ­но, и хло­пья его были такие боль­шие, что каза­лось, буд­то с неба сле­та­ют на город лег­кие белые цве­ты (К. Паустовский).

Я был слаб, что­бы рабо­тать, поэто­му писал кни­ги и пьесы…(Б. Шоу).

Ветки их так часто пере­пле­лись, что каза­лось, буд­то огнен­ные цве­ты шипов­ни­ка и белые, пах­ну­щие мин­да­лем цве­ты боярыш­ни­ка каким-то чудес­ным обра­зом рас­пу­сти­лись на одном кусте (К. Паустовский).

В то лето, когда побы­вал Сёмка в горо­де, он стал при­гля­ды­вать­ся к цер­ков­ке, кото­рая сто­я­ла в деревне Талица, что в трех вер­стах езды от Чебровки  (В. Шукшин).

Многие дума­ют, буд­то пой­ди толь­ко в лес, где мно­го мед­ве­дей, так они набро­сят­ся и съе­дят тебя (М. Пришвин).

Допустим, мы заин­те­ре­со­ва­ны, что­бы в лесу води­лось поболь­ше ряб­чи­ков, жизнь кото­рых свя­за­на с хвой­ны­ми дере­вья­ми (В. Солоухин).

Сохранить ста­тью

ПредыдущаяСледующая

Источник: https://Sprint-Olympic.ru/uroki/russkij-jazyk-uroki/sintaksis/44386-10-primerov-slozhnopodchinennyh-predlozhenij-s-posledovatelnym-podchineniem.html

Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными

Последовательное подчинение придаточных примеры из литературы. Параллельное подчинение придаточных: тонкости, схема, варианты

Сложноподчинённые предложения могут иметь не одно, а несколько придаточных предложений.

Сложноподчинённые предложения с двумя или несколькими придаточными бывают двух основных видов:

1) все придаточные присоединяются непосредственно к главному предложению;

2) первое придаточное присоединяется к главному предложению, второе — к первому придаточному и т. д.

I. Придаточные, которые присоединяются непосредственно к главному предложению, могут быть однородными и неоднородными.

1.    Сложноподчинённые предложения с однородным соподчинением придаточных.

При таком подчинении все придаточные относятся к одному слову в главном предложении или ко всему главному предложению, отвечают на один и тот же вопрос и принадлежат к одному и тому же типу придаточных предложений.

Между собой однородные придаточные могут быть связаны сочинительными союзами или бессоюзно (только с помощью интонации).

Связи однородных придаточных с главным предложением и между собой напоминают связи однородных членов предложения.

Например:

[Я пришёл к тебе с приветом, рассказать], (что солнце встало), (что оно горячим светом по листам затрепетало). (А. Фет.) [Тот, (кто жизнью живёт настоящей), (кто к поэзии с детства привык), вечно верует в животворящий, полный разума русский язык]. (Н. Заболоцкий.) [В конце мая молодую медведицу потянуло в родные места], (где она родилась) и (где так памятны были месяцы детства).  

В сложноподчинённом предложении с однородным подчинением во втором придаточном может отсутствовать подчинительный союз.

Например: (Если будет вода) и (в ней не будет ни одной рыбки), [я не поверю воде ]. (М. Пришвин.) [Вздрогнем], (если вдруг взметнётся птица) или (лось протрубит вдалеке). (Ю. Друнина.)

2. Сложноподчинённые предложения с неоднородным подчинением придаточных (или с параллельным подчинением). При таком подчинении придаточные относятся:

а) к разным словам главного предложения или одна часть ко всему главному, а другая — к одному из его слов;

б) к одному слову или ко всему главному предложению, но отвечают на разные вопросы и являются разными типами придаточных предложений.

Например: (Когда у меня в руках новая книга), [я чувствую], (что в мою жизнь вошло что-то живое, говорящее, чудесное). (М. Горький.)

(Если мы обратимся к лучшим образцам прозы), [то убедимся], (что они полны подлинной поэзии). (К. Паустовский.)

[Из мира, (который называется детской), дверь ведет в пространство], (где обедают и пьют чай) (Чехов).

II. Сложноподчинённые предложения с последовательным подчинением придаточных.

К этому виду сложноподчинённых предложений с двумя или несколькими придаточными относятся такие, у которых придаточные предложения образуют цепочку: первое придаточное относится к главному предложению (придаточное 1-й степени), второе придаточное относится к придаточному 1-й степени (придаточное 2-й степени) и т. д.

Например: [Молодые казаки ехали смутно и удерживали слёзы], (так как боялись отца), (который тоже был несколько смущён), (хотя старался этого не показывать). (Н. Гоголь)

Специфика придаточных частей при этом состоит в том, что каждая из них является придаточной по отношению к предыдущей и главной по отношению к последующей.

Например: Часто осенью я пристально следил за опадающими листьями, чтобы поймать ту незаметную долю секунды, когда лист отделяется от ветки и начинает падать на землю (Паустовский).

При последовательном подчинении одно придаточное может быть внутри другого; в этом случае рядом могут оказаться два подчинительных союза: что и если, что и когда, что и так как и т. п.

Например: [Вода обрушилась так страшно], (что, (когда солдаты бежали внизу), им вдогонку уже летели бушующие потоки) (М. Булгаков).

Существуют также сложноподчинённые предложения с комбинированным типом подчинения придаточных предложений.

Например: (Когда бричка выехала со двора), [он (Чичиков) оглянулся назад и увидел], (что Собакевич все еще стоял на крыльце и, как казалось, приглядывался, желая узнать), (куда гость поедет). (Гоголь)

Это сложноподчиненное предложение с параллельным и последовательным подчинением придаточных предложений.

Знаки препинания в сложносочиненном предложении с несколькими придаточными

Запятая ставится между однородными придаточными предложениями, не соединенными сочинительными союзами.

Например: Я понимал, что лежу в постели, что я болен, что я только бредил. (Купр.)

Я тем завидую, кто жизнь провел в бою, кто защищал великую идею. (Ес.)

Мы вспоминаем час великий тот, когда впервые замолчали пушки, когда встречал победу весь народ и в городах, и в каждой деревушке. (Исак.)

Запятаяне ставится между однородными придаточными предложениями, соединенными одиночным соединительным союзом (независимо от того, есть ли подчинительный союз или союзное слово при обеих придаточных частях или только при первой).

Например: Я верю, что ничто не проходит бесследно и что каждый малейший шаг наш имеет значение для настоящей и будущей жизни. (Ч.)

Ополченцы принесли князя Андрея к лесу, где стояли фуры и где был перевязочный пункт. (Л. Т.)

Когда дождик пошел и все вокруг засверкало, мы по тропе… вышли из леса. (М. П.).

При повторении сочинительных союзов запятая между соподчиненными придаточными предложениями ставится.

Например: Все узнали, что приехала барыня, и что Капитоныч пустил ее, и что она теперь в детской… (Л. Т.).

Союзы ли… или при соединении предикативных частей сложного предложения рассматриваются как повторяющиеся, а однородные придаточные предложения разделяются запятой, которая ставится перед или.

Например: Затевались ли в городе свадьбы, или кто весело справлял именины, Петр Михайлович всегда с удовольствием рассказывал об этом. (Пис.).

При неоднородном соподчинении придаточные предложения отделяются или выделяются запятыми.

Например: Как только жара свалила, в лесу стало так быстро холодать и темнеть, что оставаться в нем не хотелось. (Т.)

Кто не испытал волнения от едва слышного дыхания спящей молодой женщины, тот не поймет, что такое нежность. (Пауст.).

При последовательном и смешанном подчинении запятая ставится между придаточными частями по тем же правилам, что и между главной и придаточной частью.

Например: Быть бы нашим странникам под родною крышею, если б знать могли они, что творилось с Гришею. (Некр.)

Элен улыбнулась с таким видом, который говорил, что она не допускала возможности, чтобы кто-либо мог видеть ее и не быть восхищенным. (Л. Т.)

Всякий, кто в жизни боролся за счастье быть самим собой, знает, что сила и успех этой борьбы зависят от уверенности, с которой идет искатель к цели (М. П.)

Запятая ставится между двумя рядом стоящими подчинительными союзами или между союзным словом и подчинительным союзом, а также при встрече сочинительного и подчинительного союзов, если за внутренней придаточной частью не следует вторая часть двойного союза то или так.

Например: Медведь так полюбил Никиту, что, когда он уходил куда-либо, зверь тревожно нюхал воздух. (М. Г.)

Нас предупредили, что, если будет плохая погода, экскурсия не состоится.

Ночь кончилась, и, когда взошло солнце, вся природа ожила.

Изъятие второй (внутренней) части здесь не требует перестройки первой придаточной части.

Если же за придаточным предложением следует вторая часть сложного союза то, так, то запятая между предшествующими двумя союзами не ставится.

Например: Слепой знал, что в комнату смотрит солнце и что если он протянет руку в окно, то с кустов посыплется роса. (Кор.)

Я подумал, что если в сию решительную минуту не переспорю старика, то уже впоследствии трудно мне будет освободиться от его опеки. (П.).

Изъятие или перестановка придаточной части (если он протянет руку в окно и если в сию решительную минуту не переспорю старика) невозможны, так как рядом окажутся части двойного союза что то.

Тире в сложноподчиненном предложении

 Между придаточной частью (группой придаточных) и последующей главной частью предложения может ставиться тире, если придаточная часть или группа придаточных частей, предшествующих главному предложению, произносятся с логическим выделением информативно важного слова и с глубокой паузой перед главной частью (обычно так выделяются придаточные изъяснительные части, реже – условные, уступительные и др.).

Например: Куда уехала Нелидова – Наташа не знала (Пауст.); И если долго на них смотреть – скалы начинали двигаться, рассыпаться (Аст.); Созвал ли он их, пришли ли они сами собой – Нежданов так и не узнал… (Т.).

Тире ставится также между придаточной и главной частями в однотипно построенных параллельных сложноподчиненных предложениях.

Например: Кто весел – тот смеется, кто хочет – тот добьется, кто ищет – тот всегда найдет! (Л.-К.).

Тире ставится после придаточной части, стоящей перед главной, при наличии в ней слов это, вот, а также если придаточная часть является неполным предложением.

Например: Что она натура честная – это мне ясно. (Т.)

Что он в ней нашел – это его дело.

Где он сейчас, чем занимается – вот вопросы, на которые я не мог ответить.

Я что-то ответил, что – я и сам не знаю (сравните полное – что я ответил).

Тире ставится между соподчиненными придаточными частями при отсутствии между ними противительного союза или второй части сопоставительного союза.

Например: Художественность состоит в том, чтобы каждое слово было не только у места – чтобы оно было необходимо, неизбежно и чтобы как можно было меньше слов (Черн.).

Тире ставится при уточняющем характере придаточной части.

Например: Только раз она оживилась – когда Мика рассказала ей, что на вчерашней свадьбе пели частушки. (Р. Зернова)

Тире ставится для усиления вопросительного характера предложения при подчеркивании необычности расположения придаточной части перед главной или интонационного отделения главной части от последующей придаточной.

Например: А что такое влияние – ты знаешь?; А вы уверены – нужно ли это?

Тире ставится также при обилии запятых, на фоне которых тире выступает как более выразительный знак.

Например:  Зато мы приобрели опыт, а за опыт, как говорится, сколько ни заплати – не переплатишь.

Запятая и тире в сложноподчиненном предложении

Запятая и тире как единый знак препинания ставятся в сложноподчиненном предложении перед главной частью, которой предшествует ряд однородных придаточных частей, если подчеркивается распадение сложного предложения на две части с длительной паузой перед главной частью.

Например: Где бы я ни был, чем бы ни старался развлечься, – все мои мысли были заняты образом Олеси. (Купр.)

Кто виноват из них, кто прав, – судить не нам. (Кр.)

Этот же знак ставится также перед словом, повторяющимся в той же части предложения для того, чтобы связать с ним новое предложение или следующую часть того же предложения.

Например: Я знала очень хорошо, что это был муж мой, не какой-нибудь новый, неизвестный мне человек, а хороший человек, – муж мой, которого я знала, как самое себя. (Л. Т.)

И мысль, что он может руководствоваться этим интересом, что он для продажи этого леса будет искать примирение с женой, – эта мысль оскорбляла его. (Л. Т.)

Тире ставится после запятой, закрывающей придаточную часть, в том числе и перед словом это.

Например: Самое лучшее, что он мог сделать, – вовремя уйти; Единственное, что мне здесь нравится, – это старый тенистый парк.

Синтаксический разбор сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными

Схема разбора сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными

1.Определить тип предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).

2. Указать вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное).

3. Определить главное и придаточные предложения, найти их границы.

4.  Составить схему предложения: задать (если возможно) вопросы от главного к придаточным, указать в главном слово, от которого зависит придаточное (если оно присловное), охарактеризовать средства связи (союзы или союзные слова), определить типы придаточных (определительные, изъяснительные и т. д.).

5.Определить тип подчинения придаточных (однородное, парал-лельное, последовательное).

Образец разбора сложноподчинённого предложения с несколькими придаточными

1) [Взглянешь на бледно-зелёное, усыпанное звёздами небо, (на котором нет ни облачка, ни пятна), и поймешь ], (почему летний тёплый воздух недвижим ), (почему природа настороже ) (А. Чехов).

[…сущ., (на котором… ), и глаг.], (почему…), (почему…).

(Повествовательное, невосклицательное, сложное, сложноподчинённое с тремя придаточными, с параллельным и однородным подчинением: 1-е придаточное — придаточное определительное (придаточное зависит от существительного небо, отвечает на вопрос какое?, присоединяется союзным словом на котором); 2-е и 3-е придаточные — придаточные изъяснительные (зависят от глагола поймёшь, отвечают на вопрос что?, присоединяются союзным словом почему)).

2) [Всякий  человек знает ], (что ему  нужно делать не  то, (что разъединяет его с людьми), а то), (что соединяет его с ними) (Л. Толстой).

[…глаг.], (что …., (что…), а то), (что…).

(Повествовательное, невосклицательное, сложное, сложноподчинённое с тремя придаточными, с последовательным и параллельным подчинением: 1-е придаточное — придаточное изъяснительное (зависит от глагола знает, отвечает на вопрос что?, присоединяется союзом что), 2-е и 3-е придаточные — придаточные местоименно-определительные (каждое из них зависит от местоимения то, отвечает на вопрос какое (то)?, присоединяется союзным словом что).

Источник: https://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/teoriya/301

Виды подчинительной связи в предложениях

Последовательное подчинение придаточных примеры из литературы. Параллельное подчинение придаточных: тонкости, схема, варианты

В сложноподчинённом предложении может быть несколько зависимых частей, которые по-разному соединяются с главной частью и между собой. В статье рассмотрим, какие бывают типы подчинения, чем они друг от друга отличаются и какими характерными чертами обладают.

Однородное подчинение

Предложения с такой связью называются сложноподчинёнными предложениями с однородным соподчинением придаточных.

Для них характерны следующие признаки:

  • у придаточных одно общее главное слово в главной части;
  • все придаточные отвечают на один и тот же вопрос;
  • зависимые части равноправны и связаны сочинительной связью либо интонационно;
  • союзы у таких придаточных могут быть разными, а у одной из частей он может вообще отсутствовать.

Степан Николаевич всегда знал (что?), что когда-нибудь его сын к нему вернётся и они заживут одной большой семьёй.

В этом СПП зависимые части «когда-нибудь его сын к нему вернётся» и «они заживут одной большой семьёй» зависят от одного слова в главной части — «знал», от которого можно задать один вопрос к обоим придаточным.

Важно! Если в предложении два однородных придаточных, соединённых сочинительными союзами «и», «да» (в значении «и»), «или», «либо», то запятая между ними не ставится.

Сын сказал, что учительница заболела и их отпустили домой пораньше.

В предложении два придаточных «учительница заболела» и «их отпустили домой пораньше» находятся в однородном подчинении у предложения «сын сказал». Запятая между ними не ставится.

Но!

В предложении, где три и более однородных придаточных, соединённых теми же союзами, запятая ставится перед каждым придаточным.

Сын сказал, что учительница заболела, и их отпустили домой пораньше, и даже не задали домашнее задание.

В примере три придаточных, соединённых союзом «и» — запятая ставится перед каждым из них.

Подробнее об этом правиле читайте в отдельной статье.

Параллельное подчинение

Предложения с таким типом подчинения называют сложноподчинёнными предложениями с параллельным подчинением придаточных.

Их объединяют следующие черты:

  • придаточные отвечают на разные вопросы и относятся к разным типам*;
  • придаточные зависят от разных слов, либо одно придаточное относится ко всей главной части, а второе — к одному слову.

Тот (кто?), кто за короткое время добивается больших успехов, должен понимать (что?), что с высокой вероятностью его ожидают и большие падения.

В этом предложении главная часть — «тот… должен понимать», а зависимые предложения: «кто за короткое время добивается больших успехов» (зависит от слова «кто» и отвечает на вопрос «кто?») и «что с высокой вероятностью его ожидают и большие падения» (зависит от слова «понимать» и отвечает на вопрос «что?).

* Подробнее о типах придаточных читайте в статье «Типы придаточных предложений».

Последовательное (или цепное) подчинение

Такие предложения называют сложноподчинёнными предложениями с последовательным, или цепным, подчинением придаточных.

При таком подчинении главной части подчинено одно зависимое, которое называется придаточным 1-ой степени, ему подчинено придаточное 2-й степени, которому, в свою очередь, может подчиняться придаточное 3-ей степени и т.д. Каждое из таких придаточных будет главным для следующего за ним.

Мама знала, что дочь обязательно обратится к ней за помощью, когда приступит к выполнению домашнего задания.

Главное предложение — «мама знала», ему подчинено придаточное «дочь обязательно обратится к ней за помощью» (придаточное 1-ой степени), которому, в свою очередь, подчинено другое придаточное «приступит к выполнению домашнего задания» (придаточное 2-ой степени).

Порядок следования частей при данном типе подчинения может меняться. При этом в предложении могут встретиться два подчинительных союза, между которыми в одних случаях запятая ставится, а в других — нет. 

Мама знала, что , когда дочь приступит к выполнению домашнего задания, обязательно обратится к ней за помощью.

Или:

Мама знала, что когда дочь приступит к выполнению домашнего задания, то обязательно обратится к ней за помощью.

Постановка запятой между союзами зависит от того, насколько придаточные синтаксически независимы друг от друга. Отсутствие у второго подчинительного союза соотносительной части «то», «тогда», «так» и т.д. указывает на то, что запятая на стыке союзов нужна. Если же появляется соотносительное слово, то запятая убирается.

Подробнее о правилах пунктуации на стыке союзов читайте в отдельной статье.

Комбинированное подчинение

Встречаются сложные предложения, где присутствует не один тип подчинения, а несколько. Их называют сложноподчинёнными предложениями с комбинированным типом подчинения.

Я наблюдал, как порхает бабочка над цветком, как жужжит пчела и как с травинки на травинку прыгают кузнечики, будто играют в догонялки.

В этом примере главной частью является предложение «я наблюдал», которому подчинены «как порхает бабочка над цветком», «как жужжит пчела», «как с травинки на травинку прыгают кузнечики».

Все придаточные относятся к одному слову («наблюдал») и отвечают на вопрос «что?», поэтому здесь мы наблюдаем однородное подчинение.

От придаточного предложения «как с травинки на травинку прыгают кузнечики» зависит придаточное 2-ой степени «будто играют в догонялки» (отвечает на вопрос «как?»), и здесь перед нами уже последовательное подчинение.

Источник: https://PishuGramotno.ru/punktuacia/vidy-podchinitelnoj-svyazi-v-predlozheniyah

Примеры сложноподчинённых предложений с несколькими придаточными

Последовательное подчинение придаточных примеры из литературы. Параллельное подчинение придаточных: тонкости, схема, варианты

В слож­но­под­чи­нен­ном пред­ло­же­нии с несколь­ки­ми при­да­точ­ны­ми частя­ми раз­ли­ча­ют три вида под­чи­не­ния при­да­точ­ных пред­ло­же­ний. Приведем при­ме­ры пред­ло­же­ний с одно­род­ным, парал­лель­ным и после­до­ва­тель­ным под­чи­не­ни­ем.

Чтобы понять, как стро­ит­ся слож­ное пред­ло­же­ние с несколь­ки­ми при­да­точ­ны­ми, узна­ем, что в соста­ве слож­но­под­чи­нен­но­го пред­ло­же­ния может быть не одна, а несколь­ко при­да­точ­ных частей. Два и более при­да­точ­ных пред­ло­же­ний по-разному соот­но­сят­ся с глав­ным пред­ло­же­ни­ем и друг с дру­гом и обра­зу­ют три основ­ных вида под­чи­не­ния:

  • одно­род­ное;
  • парал­лель­ное (неод­но­род­ное);
  • после­до­ва­тель­ное.

Рассмотрим более деталь­но слож­но­под­чи­нен­ные пред­ло­же­ния с несколь­ки­ми при­да­точ­ны­ми, учи­ты­вая раз­ные типы их под­чи­не­ния.

Однородное подчинение придаточных предложений

В слож­но­под­чи­нен­ном пред­ло­же­нии, в даль­ней­шем СПП, все при­да­точ­ные части могут отно­сить­ся непо­сред­ствен­но ко все­му глав­но­му пред­ло­же­нию или к одно­му его чле­ну. В таком слу­чае ука­зы­ва­ют на одно­род­ное под­чи­не­ние зави­си­мых пред­ло­же­ний. При одно­род­ном под­чи­не­нии ука­жем его основ­ные при­зна­ки:

  • все при­да­точ­ные отно­сят­ся к глав­но­му пред­ло­же­нию или к одно­му и тому же сло­ву в глав­ном;
  • при­да­точ­ные име­ют оди­на­ко­вое зна­че­ние и отве­ча­ют на один и тот же вопрос, то есть это при­да­точ­ные одно­го типа;
  • свя­за­ны меж­ду собой сочи­ни­тель­ны­ми сою­за­ми или бес­со­юз­но;
  • про­из­но­сят­ся с пере­чис­ли­тель­ной инто­на­ци­ей,

напри­мер:

Неизвестно, где она жила (1), кто она (2),  поче­му был сде­лан рим­ским худож­ни­ком её порт­рет (3) и о чём она так печаль­но заду­ма­лась (4).

Неизвестно (что?).

Ко всем при­да­точ­ным частям неза­ви­си­мо от того, что они при­со­еди­не­ны раз­ны­ми союз­ным сло­ва­ми (где, кто, поче­му, о чём), зада­дим один и тот же вопрос: что?  В этом СПП наблю­да­ет­ся кас­кад изъ­яс­ни­тель­ных при­да­точ­ных, кото­рые зави­сят от одно­го сло­ва в глав­ной части — ска­зу­е­мо­го без­лич­но­го пред­ло­же­ния, выра­жен­но­го пре­ди­ка­тив­ным наре­чи­ем. Следовательно, это СПП с одно­род­ным под­чи­не­ни­ем при­да­точ­ных.

Линейная схе­ма пред­ло­же­ния:

[    ], (где…), (кто…),(почему…) и (о чём…).

Между под­чи­ни­тель­ны­ми пред­ло­же­ни­я­ми с пере­чис­ле­ни­ем, как в при­ве­ден­ном при­ме­ре, ста­вят­ся запя­тые, кро­ме двух послед­них под­чи­ни­тель­ных пред­ло­же­ний. Если меж­ду одно­род­ны­ми при­да­точ­ны­ми пред­ло­же­ни­я­ми упо­треб­лён непо­вто­ря­ю­щий­ся соеди­ни­тель­ный или раз­де­ли­тель­ный союз (и, или, либо), то запя­тая не ста­вит­ся, напри­мер:

Мы пони­ма­ли, что уже поздно_ и что надо торо­пить­ся домой.

Линейная схе­ма пред­ло­же­ния:

[    ], (что…) и (что…).

Примеры предложений с однородным подчинением придаточных

Я пони­мал, что лежу в посте­ли, что я болен, что я толь­ко что бре­дил (А. Куприн).

Весною ивол­га появ­ля­ет­ся позд­но, когда рощи уже оде­ты лист­вою и все пев­чие пти­цы дав­но при­ле­те­ли (И. Соколов-Микитов).

Тётушка инте­рес­но рас­ска­зы­ва­ла отом, что её пер­вый муж был пер­сид­ским кон­су­лом и что она с ним неко­то­рое вре­мя жила в Тегеране (Ф. Искандер).

С тех пор как разо­де­лись берез­ки и вырос­ли под ними раз­ные тра­вы с колос­ка­ми и шишеч­ка­ми и шей­ка­ми раз­ных цве­тов, мно­го, мно­го воды утек­ло из ручья (М. Пришвин).

Утром бабуш­ка жало­ва­лась, что саду ночью посби­ва­ло все ябло­ки и сло­ма­ло одну ста­рую сли­ву (А. Чехов).

Параллельное (неоднородное) подчинение придаточных предложений

Придаточные пред­ло­же­ния, кото­рые отно­сят­ся ко все­му глав­но­му пред­ло­же­нию (вре­ме­ни, уступ­ки, при­чи­ны, усло­вия и пр.) или к одно­му из его чле­нов (опре­де­ли­тель­ные, изъ­яс­ни­тель­ные, меры и сте­пе­ни, места, обра­за дей­ствия), могут быть неод­но­род­ны­ми, то есть раз­ны­ми по зна­че­нию и при­над­ле­жать к раз­ным типам, напри­мер:

Когда собра­лись рыба­ки (1), Иван Иванович уже по-своему как-то вывел, что к вече­ру ветер пого­нит лед на пол­день (2) (М. Пришвин).

От глав­но­го пред­ло­же­ния зави­сят два при­да­точ­ных:

  • одно — при­да­точ­ное вре­ме­ни (когда собра­лись рыба­ки);
  • вто­рое — изъ­яс­ни­тель­ное при­да­точ­ное (что к вече­ру ветер пого­нит лёд на пол­день).

Линейная схе­ма пред­ло­же­ния:

(Когда…), [         ], (что…).

Примеры предложений с параллельным подчинением придаточных

Но хотя они всю жизнь были сосе­дя­ми, Уля нико­гда не виде­лась с Анатолием поми­мо шко­лы да ком­со­моль­ских собра­ний, где он часто высту­пал с докла­да­ми (А. Фадеев).

Как толь­ко жара спа­ла, в лесу ста­ло так быст­ро холо­дать и тем­неть, что оста­вать­ся в нём не хоте­лось (И. Тургенев).

Когда у меня в руках новая кни­га, я чув­ствую, что в мою жизнь вошло что-то новое, гово­ря­щее, чудес­ное (М. Горький).

Река, вдоль кото­рой мы пошли, то и дело кру­то пово­ра­чи­ва­ла, так что поблёс­ки­ва­ю­щее зер­ка­ло её упи­ра­лось вда­ли то в зарос­ли ивня­ка, то в пес­ча­ный обрыв (В. Солоухин).

Когда я всмат­ри­ва­юсь, мне даже чудит­ся, что я начи­наю видеть на сот­ни, на тыся­чи кило­мет­ров вокруг (М. Бубеннов).

Ранней вес­ной, как толь­ко сой­дёт снег, поле, где была посе­я­на ози­мая рожь, покры­ва­ет­ся соч­ной зеле­нью (Л. Леонов).

Предложения с последовательным подчинением

О слож­но­под­чи­нен­ных пред­ло­же­ни­ях с после­до­ва­тель­ным под­чи­не­ни­ем подроб­но с при­ме­ра­ми идет речь в этой ста­тье.

Примеры предложений с последовательным подчинением

Приведем еще при­ме­ры пред­ло­же­ний с после­до­ва­тель­ным под­чи­не­ни­ем при­да­точ­ных.

Время наше­го путе­ше­ствия истек­ло, хотя мы успе­ли прой­ти лишь поло­ви­ну того, что заду­ма­ли (В. Солоухин).

Всё доступ­но чело­ве­ку в этой жиз­ни, если толь­ко страст­но желать, так страст­но, что­бы и жиз­ни самой не жал­ко ста­ло при этом (Л. Леонов).

Известен сучок на ство­ле, на кото­рый ста­вишь ногу, когда хочешь залезть на ябло­ню (В. Солоухин).

Если каж­дый чело­век на кус­ке зем­ли сво­ей сде­лал бы всё, что он может, как пре­крас­на была бы зем­ля наша (А. Чехов).

урок

Источник: https://RusskiiYazyk.ru/sintaksis/primeryi-slozhnopodchinyonnyih-predlozheniy-neskolkimi-pridatochnyimi.html

Однородное последовательное предложение: виды и примеры составления

Последовательное подчинение придаточных примеры из литературы. Параллельное подчинение придаточных: тонкости, схема, варианты

1001student.ru > Русский язык > Однородное последовательное предложение: виды и примеры составления

Сложноподчиненное предложение — это разновидность сложного предложения, которое характеризуется делением на две и более частей, при этом одна часть — главная, а остальные зависят от нее.

В русском языке встречается три основных разновидности подчинения: однородное, параллельное и последовательное. Однородное подчинение придаточных, примеры, а также варианты их образования и конструктивные особенности стоит рассмотреть подробнее.

Особенности придаточной конструкции

Как уже говорилось ранее, сложное предложение состоит из нескольких частей, одно предложение — главное, а остальные — это зависимые от главного части. Они могут выступать как в виде одной, так и в виде нескольких частей, а также быть связаны с однородным или неоднородным подчинением. В первом случае это группа слов, похожих по значению, зависящих от общего слова в главной части.

Во втором — слова или словосочетания, похожие по смыслу друг с другом, но зависящие от разных слов в главной части предложения.

Выделяют три основные категории подчинения:

  • Однородное.
  • Сложное предложение с последовательным подчинением придаточных.
  • Параллельное, или неоднородное.

Разбор предложения с последовательным подчинением

Этот вариант выполняется в следующем порядке:

  1. Выделяется главная часть.
  2. Выделяется придаточная.

Основные отличительные характеристики:

  1. Можно задать последовательные вопросы от главной части к зависимой.
  2. Вопросы к придаточной части могут быть либо одинаковыми, либо совершенно разными.

​Море бушевало так сильно, что, когда люди бежали наверх, им вдогонку уже летели морские брызги.

На примере этого предложения рассмотрим основные моменты последовательной связи.

  • Главное — «Море бушевало так сильно».
  • Придаточные части — «что им вдогонку уже летели морские брызги», «когда люди бежали наверх».

Довольно часто в научных работах и учебной литературе встречается вариант, когда одна часть находится внутри второй.

Такая конструктивная особенность есть и в вышеупомянутой цитате. Стоит отметить, что на границе двух частей часто встречаются как два подчинительных союза, так и союз с союзным словом.

Пример однородного подчинения

Однородное подчинение придаточных отличается тем, что от главной части к придаточной можно поставить одинаковый вопрос, при этом все слова зависят друг от друга.

Утром бабушка жаловалась, что в саду ночью посбивало все яблоки и сломало одну старую сливу. (А.Чехов)

Этот пример также состоит из трех частей:

  1. Главное — «Утром бабушка жаловалась».
  2. Первое придаточное — «что в саду ночью посбивало все яблоки».
  3. Второе придаточное — «и сломало одну старую сливу».

Согласно конструктивным особенностям этой разновидности, от главной части ставится вопрос (на что?), при этом остальные части связаны друг с другом.

Кроме того, однородное подчинение имеет следующие особенности:

  • Обычно произносится с перечислительной интонацией.
  • Все придаточные зависят от главной части или от определенного слова в ней.
  • Части соединены между собой с помощью союзов или союзных слов.
  • Если подчинительный союз повторяется, его можно опустить, при этом суть предложения не поменяется.

Примеры однородного последовательного предложения:

  • Володя знал, что Игорь не ел и не спал.
  • Все делегаты обсуждали поднятую проблему и когда зашли в зал, и когда рассаживались по местам.

Вариант параллельного

Параллельное подчинение придаточных характеризуется тем, что от главной части можно задать совершенно разные вопросы, при этом второстепенные части обычно зависят от одного главного слова в конструкции.

Примеры неоднородного подчинения:

Как только солнце скрылось за тучами, на улице стало так быстро холодать и темнеть, что оставаться там не хотелось.

Сложноподчиненные предложения с разными типами подчинения довольно часто встречаются в научных работах, а также художественной литературе. Благодаря таким конструкциям, можно передать связь между различными научными фактами, что очень важно для понимания.

Отличительная черта для всех видов подобных конструкций — наличие одного или нескольких подчинительных союзов.

Источник: https://1001student.ru/russkij-yazyk/odnorodnoe-posledovatelnoe-predlozhenie-vidy-i-primery-sostavleniya.html

Последовательное подчинение придаточных — виды, правила и примеры

Последовательное подчинение придаточных примеры из литературы. Параллельное подчинение придаточных: тонкости, схема, варианты

Последовательное подчинение придаточных – одна из трёх разновидностей подчинительных связей. Сложноподчинённые предложения так же, как и сложносочинённые, состоят из нескольких частей, но в них от одной части к другой можно задать вопрос.

Если в сложном предложении несколько подчинительных связей, его само называют многочленным, а зависимые части – соподчинениями. В зависимости от того, как в такой конструкции согласованы отдельные члены, её относят к одному из трёх типов.

Рассмотрим каждый из видов и сравним. К примерам для наглядности приведены схемы с указанием определяемых слов.

Однородное подчинение придаточных

В такой связи все части зависят от одного главного предложения или от определённого слова в нём и отвечают на одинаковый вопрос, даже если в них использованы разные подчинительные союзы.

Примеры:

По улице расползался туман, (какой?) который появлялся тут каждое утро и исчезал только к вечеру, (какой?) который был уже всем привычен и (какой?) который придавал загадочности даже такому унылому месту.

Схема: [Туман (х)], (который…), (который…) и (который…).

Никто не мог сказать точно, (что?) сколько времени прошло, (что?) сколько осталось ждать, (что?) когда что-то изменится или (что?) как долго можно везти единственный заказ.

Зрительно второй пример напоминает последовательное подчинение, но он произносится интонацией перечисления, а придаточные предложения связаны друг с другом бессоюзным способом и сочинительным союзом «или». Между зависимыми элементами, связанными сочинительными союзами, запятая не ставится. От главного к придаточным задаётся общий вопрос «Что не мог сказать?».

Приведём схему: [Не мог сказать (х)], (сколько…), (сколько…), (когда…) или (как долго…).

Параллельное подчинение придаточных

Иначе такая связь именуется неоднородной. Для этого вида характерно, что в главном предложении может быть несколько определяемых слов (может быть и одно), от которых к разным зависимым частям задаются различные вопросы.


Проиллюстрируем на примерах:

Когда прибыла доставка (когда?), мы уже сидели за столиком, (каким?) на котором не осталось места ни для чего.

Два определяемых слова: «сидели» и «столиком».

Схема: (Когда…), [сидели (х) за столиком (х)], (на котором…).

Когда пиццу привезли (когда?), именинник высказал общее мнение, (какое?) что она слишком большая и не поместится на столе, и стал предлагать такие варианты, (чего?) куда можно её уместить, (какие?) которые никому бы и в голову не пришли.

Схема: (Когда…), [высказал (х) мнение (х), (что…), варианты (х)], (куда…), (которые…).

Во втором случае четыре вопроса ставятся от трёх разных слов: «высказал», «мнение» и «варианты». Последние два неодинаковых вопроса поставлены от одного слова, при этом между двумя простыми предложениями нет смыслового соединения, они не связаны, то есть параллельны.

Последовательное подчинение придаточных

Его особенности:

  1. Такой тип подчинения более прост для понимания, нежели параллельный, поскольку в нём каждая последующая часть связана с предыдущей. Это значит, что первое придаточное зависит от главного, второе – от первого, третье – от второго. Даже очень длинные речевые конструкции не звучат слишком нагромождёнными.

  2. Если же сравнивать с однородным подчинением, то можно отметить, что для данного типа многочленных связей не характерна перечислительная интонация. Вопросы могут и отличаться, и совпадать.

Приведём примеры:

  • Лес ожил, (1) когда наступила весна, (2) которую ждали все, (3) кроме Александра, (4) который любил играть в снежки.

  • Все ученики знали, (1) что к нему не стоит приходить без домашних заданий, (2) которые он ценил даже больше контрольных работ, (3) с которыми всегда помогал.

  • Долгие каникулы тянулись, (1) как ленивая река, (2) которая неспешно движется к морю, (3) чья бескрайность её пугает настолько, (4) что при малейшей возможности она затекает в озёра, (5) которые попадаются по пути.

Условно можно изобразить общую схему: [        ], (1), (2), … , (n), – где n является последним простым звеном в сложноподчинённом предложении с последовательным предложением.

Иногда в предложениях сочетаются разные связи.

Источник: https://nauka.club/russkiy-yazyk/posledovatelnoe-podchinenie-pridatochnykh.html

Умный водитель
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: