Порядок прямых расчетов с ресурсоснабжающими организациями. Заключать прямой договор с РСО придется каждому? Примерная повестка дня для общего собрания собственников помещений многоквартирного дома

Содержание
  1. Как оформить протокол общего собрания о переходе на прямые договоры
  2. Право собственников принять на ОСС решение о переходе на прямые договоры
  3. Какие вопросы должна содержать повестка дня
  4. Оформление протокола ОСС
  5. Запомнить
  6. Прямые договора с РСО при управляющей компании (УК) в 2020 году: Плюсы и минусы заключения соглашений с Ресурсоснабжающими организациями
  7. Нормативные акты регулирующие заключение договоров с РСО при действующей УК
  8. Законы РФ
  9. Особенности заключения договоров
  10. Плюсы, минусы и зона ответственности по новому закону у УК и РСО
  11. Основания для перехода согласно законодательства в 2020 году
  12. Процедура заключения
  13. Определение задолженности при переходе с УК на договор с РСО
  14. Алгоритм
  15. Необходимая документация
  16. Обязанность собственника нежилого помещения заключить договор с РСО
  17. Процедура передачи показаний счетчиков для компании — поставщика ресурса
  18. Что делать, если МКД перешел на прямой договор с РСО, а платежи от УК продолжают поступать
  19. Проверка законности ГЖИ начисления платы ресурсоснабжающей организацией
  20. Основания для жалобы
  21. Образец жалобы
  22. Минстрой РФ отвечает на вопросы о переходе на прямые договоры с РСО
  23. Нужно ли согласие собственников для отказа РСО исполнять договор ресурсоснабжения
  24. Изменится ли автоматически договор управления при переходе на прямые договоры
  25. Как определяется размер задолженности УО перед РСО
  26. Кто передаёт показания ПУ при переходе на прямые договоры
  27. Кто будет выставлять плату за КР на СОИ при переходе на прямые договоры
  28. Как разграничиваются зоны ответственности УО и РСО при прямых договорах
  29. Как быть, если дом перешёл на прямые договоры, а УО продолжает выставлять плату за КУ
  30. Можно ли проверить, уплатила ли управляющая организация штраф собственникам
  31. Может ли орган ГЖН проверить РСО на правильность начисления размера платы
  32. Прямые договоры с РСО
  33. Процедура перехода на прямой договор с РСО– что это
  34. Жилищный кодекс РФ о переходе на прямые расчеты
  35. Какие коммунальные ресурсы могут стать предметом прямого договора с РСО
  36. Когда переход на прямые договоренности с РСО является необходимостью
  37. Кто может являться инициатором перехода на прямой договор с РСО
  38. Порядок перехода МКД на прямой договор с РСО
  39. Распределение обязанностей между УК и РСО при переходе на прямой договор
  40. Плюсы перехода на прямые договора с РСО для управляющей организации
  41. Обязанности РСО возникающие при переходе на прямой договор
  42. Какие изменения ожидают жителей МКД при переходе на прямой договор с РСО
  43. Как РСО будет решать проблемы с неплательщиками коммунальных услуг

Как оформить протокол общего собрания о переходе на прямые договоры

Порядок прямых расчетов с ресурсоснабжающими организациями. Заключать прямой договор с РСО придется каждому? Примерная повестка дня для общего собрания собственников помещений многоквартирного дома

С 3 апреля 2018 года у собственников помещений в многоквартирных домах появилась возможность перейти на прямые договоры по результатам общего собрания собственников помещений в МКД. Сегодня вы узнаете, какие вопросы включить в повестку дня такого собрания и как оформить его итоговый протокол.Работа управляющих организаций после принятия № 59-ФЗ

Право собственников принять на ОСС решение о переходе на прямые договоры

Федеральный закон от 03.04.2018 № 59-ФЗ наделил собственников помещений в многоквартирных домах правом принимать на общем собрании решение о переходе на прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями.

Такой переход может существенно сократить обязанности управляющих организаций, снизить трудозатраты их сотрудников.

Прямые договорные отношения собственников с РСО помогут УО уделять больше внимания надлежащему содержанию и ремонту общего имущества МКД.

Чтобы управляющей организации или собственникам помещений провести собрание о переходе на прямые договоры, нужно учесть тонкости действующего законодательства.

Начнём с компетенций общих собраний собственников помещений в МКД, указанных в ст. 44 ЖК РФ.

Одна из них – принятие решений о заключении прямых договоров с РСО на следующие виды коммунальных ресурсов:

  • горячее и холодное водоснабжение;
  • водоотведение;
  • электроэнергия;
  • газоснабжение;
  • отопление;
  • теплоснабжение;
  • вывоз твёрдых коммунальных отходов.

Любое ОСС считается состоявшимся, если на нём набрался кворум, т.е. в собрании приняли участие собственники, которые обладают более чем 50 % от общего числа .

Решение о переходе на прямые договоры принимается простым большинством (ч. 1 ст. 46 ЖК РФ). Это значит, что от принявших участие в ании собственников помещений, проать «за» должны больше половины. Это 26 % от общего числа собственников помещений в МКД.

Если с первого раза собрание не состоялось из-за отсутствия кворума или решение не было принято, можно провести повторное собрание. Собираться по вопросу перехода на прямые договоры собственники помещений в МКД могут неограниченное количество раз.О пользе перехода МКД на прямой договор для управляющих организаций

Какие вопросы должна содержать повестка дня

В первую очередь повестка дня должна содержать вопросы, характерные для каждого ОСС. Это вопросы о выборе:

  1. Председателя общего собрания собственников помещений в МКД.
  2. Секретаря общего собрания собственников помещений в МКД.
  3. Счётной комиссии общего собрания собственников помещений в МКД.

После организационных вопросов можно перейти к основным:

  • о согласии собственников помещений в МКД на переход на прямые договоры с РСО по соответствующему виду коммунальной услуги;
  • о дате перехода на прямые договоры;
  • о внесении изменений (дополнений) в договор управления МКД в части нового порядка оплаты коммунальных услуг собственниками и нанимателями помещений.

То, как вы оформите вопросы в повестке дня, выбирать вам. Например, вопрос о переходе на прямые договоры можно сделать один, объединив все виды коммунальных услуг, предоставляемых в МКД. Выглядеть это будет примерно так:

«Заключение собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, договора холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами с ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твёрдыми коммунальными отходами».

Если вы выбрали такую формулировку, то следующим в повестке поставьте вопрос о принятии решения по дате заключения прямых договоров на предоставление коммунальных услуг и оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами между собственниками и ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.

Другой вариант составления повести дня – разбить вопросы по отдельным коммунальным услугам. Тогда в повестке дня вопросов станет больше.

Формулировки будут выглядеть так: «Принятие решения о заключении собственниками помещений в многоквартирном доме договора горячего водоснабжения с ресурсоснабжающей организацией с чч. мм. гг.».

И так по всем коммунальным услугам, по которым собственники намерены заключить прямые договоры.

Ещё один вопрос, который следует включить в повестку дня – порядок доведения до собственников итогов общего собрания. Он обязателен для всех собраний согласно ч. 3 ст. 46 ЖК РФ.Обязанности УО при прямых договорах собственников с РСО

Оформление протокола ОСС

При оформлении протокола о переходе собственников помещений в МКД на прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями необходимо следовать положениям приказа Минстроя РФ от 25.12.2015 № 937/пр, который содержит требования к оформлению протоколов ОСС.

Обратите внимание на обязательные приложения к протоколу общего собрания (п.

19 приказа № 937/пр):

  • реестр собственников помещений в МКД;
  • сообщение о проведении общего собрания;
  • реестр вручения собственникам помещений в МКД сообщений о проведении ОСС;
  • список собственников помещений в МКД, присутствовавших на собрании;
  • доверенности или иные документы, удостоверяющие полномочия представителей собственников помещений в МКД, присутствовавших на собрании;
  • документы, по которым в ходе рассмотрения вопросов, включённых в повестку дня и поставленных на ание, принимались решения на общем собрании;
  • решения собственников помещений в МКД, если собрание проходило в форме очно-заочного или очного ания;
  • другие документы или материалы, которые на собрании были определены обязательным приложением к протоколу.

После того, как документы готовы, их нужно передать в орган ГЖН и разместить в ГИС ЖКХ. Если инициатором ОСС был собственник, он передаёт оригинал протокола в управляющую организацию в течение 10 дней. УО с момента получения документов направляет их в ГЖИ и размещает в системе в пятидневный срок.

Если организатором собрания выступала управляющая компания, она отдаёт подлинник документа в орган ГЖН и вносит сведения о состоявшемся собрании в ГИС ЖКХ в течение пяти дней. В те же сроки о принятом решении перейти на прямые договоры нужно уведомить и ресурсоснабжающую организацию.Три шага к реализации права на переход к прямым договорам

Запомнить

Если собственники или управляющая организация считают, что переход на прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями необходим, они должны провести общее собрание собственников помещений в МКД по требованиям, указанным в ст. ст. 44–48 ЖК РФ, приказе Минстроя РФ от 25.12.2015 № 937/пр.

Подробнее о переходе собственников помещений на прямые договоры 22 июня на онлайн-семинаре рассказала Елена Шерешовец.

Если хотите взвесить все «за» и «против» прежде чем принять решение, в этой статье вы найдёте:

  • видеозапись, где эксперт рассказывает обо всех известных нюансах новой системы;
  • раздаточные материалы с образцом повестки дня о переходе на прямые договоры, судебной практикой и выдержками из законодательства по данному вопросу.

Организуйте и проведите юридически грамотное общее собрание собственников помещений в МКД о перехода на прямые договоры с РСО с помощью сервиса «ОСС на 100%». Узнайте, как он работает.

Источник: https://roskvartal.ru/provedenie-oss/9442/kak-oformit-protokol-obschego-sobraniya-o-perehode-na-pryamye-dogovory

Прямые договора с РСО при управляющей компании (УК) в 2020 году: Плюсы и минусы заключения соглашений с Ресурсоснабжающими организациями

Порядок прямых расчетов с ресурсоснабжающими организациями. Заключать прямой договор с РСО придется каждому? Примерная повестка дня для общего собрания собственников помещений многоквартирного дома

Институт управляющих компаний не всегда в полной мере и качественно справляется со своими обязанностями. Причин много, и одна из них коррупционные действия, на основании которых РСО недополучают причитающиеся средства.

В соответствии с принятым законом, потребитель теперь имеет право заключать прямые договора с РСО при управляющей компании.

Это значит, что УК по-прежнему будет выполнять свои обязанности  по контролю качества предоставляемых услуг РСО, но платежи будут идти напрямую в ресурсоснабжающие компании.

Уважаемые посетители!

Наши статьи носят информационный характер о решении тех или иных юридических вопросов. Вместе с тем каждая ситуация индивидуальна.

Для решения конкретной задачи заполните форму ниже, либо задайте вопрос онлайн-консультанту во всплывающем окне справа внизу экрана или звоните по бесплатным номерам указанным на сайте (круглосуточно и без выходных).

Это быстро и бесплатно!

Переход на заключение договоров напрямую с РСО минуя УК

Нормативные акты регулирующие заключение договоров с РСО при действующей УК

Прямые договора с ресурсоснабжающими организациями в 2020 году возможно заключить по следующим направлениями предоставляемых услуг:

  • поставка воды (горячей и холодной);
  • искусственный обогрев жилых и нежилых помещений – отопление;
  • утилизация и вывоз твердого мусора;
  • отвод жидких коммунальных отходов и воды;

Новый закон №59/ФЗ, с дополнениями от 03 апреля 2020 года должен помочь в борьбе с задолженностями перед РСО.

Штрафные действия в отношении УО в силе. Причина – неверно начисленные суммы в квитанциях на оплату. Результат – штраф на имя директора управляющей организации в размере половины неверно указанной цифры.

Прямые договора с РСО, их плюсы и минусы:

  1. РСО и обычные люди станут более «защищенными».
  2. Уйдут ситуации, когда весь дом отключали от какой-то услуги по причине того, что денежный ресурс на счет управляющей компании поступил, а до РСО не дошел.
  3. Очевидный минус – некачественные услуги. На этапе прямых взаимоотношений его придется решать владельцам МКД.

Разбираясь в вопросах, стоит ли переходить к прямым договорам, надо понимать разницу между двумя понятиями «коммунальный ресурс» и «услуга».

К первому термину относится:

  • подаваемая в дома вода (горячая и холодная);
  • тепловая и электрическая энергия;
  • газ природного происхождения, в т. ч. баллонный;
  • доставка твердого топлива для печей.

Жилищно-коммунальная услуга – это работы, проводимые для сохранности имущества, принадлежащего МКД. Действия, направленные на поддержание и восстановления здания в пределах санитарно-гигиенических норм. К этим объектам относятся все хозяйственные постройки и коммуникации.

Посмотрите видео: «Бомба в ЖКХ: Прямые договоры потребителей с ресурсонабжающими организациями.»

Законы РФ

Изменения, внесенные в Федеральный закон №59/ФЗ с дополнениями от 03 апреля 2020 года, дали возможность для работы потребителя непосредственно с поставщиком услуг. В обход, так сказать, посредника в лице управляющей компании.

До того, как были подписаны изменения к этому закону, заключение договора с ресурсоснабжающей организацией напрямую проходило сложно. В ЖК № 188/ФЗ с изм. 2020 года в части статьи 157, пункт 2 расписана методика начисления оплаты за предоставленные коммунальные услуги при работе с РСО напрямую.

Обязанности, возлагаемые на УК, указаны в 161 статье «О требованиях к работе управляющих…»:

  • контролировать уровень предоставляемых услуг;
  • способствовать к передаче данных с измерительно-учетных приборов (счетчиков) от УО к РСК;
  • осуществлять прием жалоб от граждан и заниматься их разбирательство;
  • давать доступ сотрудникам РСО к хозяйственным помещениям МКД для устранения неполадок.

Особенности заключения договоров

В случаях, когда собственники многоквартирного дома решили на общем собрании перейти на работу с РСК без посредников, круг мероприятий управляющей организации сужается.

Но часть обязанностей все равно остается за УК, как то:

  1. Ответственность за качество деятельности, проводимой на общедомовой территории. Жалобы жильцов направляются в УК, служащие которых обязаны реагировать на них, проводить осмотр и составлять акты произошедших ЧС. Если не удастся найти доказательства вины РСО, то УК в полной мере отвечает за случившееся. Сумма нанесенного ущерба физического и морального возлагается на УО.
  2. Когда в контракте о социальном найме жилья прописано, что передача данных, снятых с учетных приборов в квартире направляется в УК, их сотрудники обязаны вовремя обрабатывать полученную информацию в РСК для возможности расчета и начисления оплаты за потребляемый ресурс.
  3. имущества, принадлежащего на общих правах совладельцам МКД, находится в компетенции управляющей организации. Заключение договоров по остальным направлениям – обязанность УО.

Плюсы, минусы и зона ответственности по новому закону у УК и РСО

Плюс для управляющей компании – уменьшение круга обязанностей.

Для представления каждой коммунальной услуги требовалось задействовать несколько механизмов:

  • расчет стоимости обслуживания;
  • распределение суммы по списку жильцов;
  • выставление счетов;
  • контроль за своевременной оплатой;
  • заключение договором с поставщиком услуг.

Мероприятия по установке счетчиков, их поверке и составлению актов о неисправности учетных приборов – все это также с переходом на прямые взаимоотношения находится в зоне ответственности РСК.

В этой ситуации управленческое предприятие может направлять все силы на выполнение обязанностей по качественному обслуживанию МКД.

Минусы прямых контрактов с РСО:

  1. Получив соглашение о таком формате работы с потребителем услуг, ресурсоснабжающая компания получает в нагрузку и старые долги жителей МКД.
  2. Платежи теперь поступают непосредственно на расчетный счет РСО.
  3. Расходы по взысканию задолженностей лежат отныне на них же.

Работа с должниками кропотлива и трудоемка:

  • ведение учета плательщиков и неплательщиков;
  • своевременное написание уведомлений о взыскании, их рассылка;
  • контроль за адресами, где надо частично прекратить подачу ресурсов, по причине возникновения долга.

Нюансы перехода на прямые соглашения с РСО

При работе с лицами, имеющие задолженность, на управляющей компании остается лишь предоставление доступа к совместному имуществу МКД, где сосредоточены развилки коммуникаций.

Еще положительный момент для УК – снижение объемов поступающих средств дает возможность сменить систему налогообложения, переведя ее на упрощенный вариант – это позволяет экономить деньги за счет уменьшения работы. Декларация подается один раз в год и сумма при этом станет значительно меньше.

Выставляя счета за услуги, РСК несет ответственность за их достоверность. Ошибки в расчетах чреваты наложением 50% штрафа от указанной суммы на директора ресурсоснабжающей организации.

Потребитель, выявив ошибку в квитанции, должен написать заявление в РСО. Если официального ответа не последовало, можно обратиться в прокуратуру, Роспотребнадзор или направить заявление в судебную инстанцию.

Основания для перехода согласно законодательства в 2020 году

Переход от системы «Потребитель МКД ⇒  Управляющая компания ⇒  Ресурсоснабжающая организация», к формату «Житель МКД ⇒  РСО» возможен в двух случаях:

  1. На собрании собственников многоквартирного дома принято решение о заключение прямого договора с РСО, а руководство фирмы возражений не имеет.
  2. Второй вариант развития событий – финансовые споры между управленческим предприятием и ресурсоснабжающей компанией. Причитающиеся РСК средства не перечисляются УК или предоставляются в не полном объеме, с нарушениями сроков.

Не путать понятие «прямые договора» и «расчеты» – закон РФ в части Жилищного кодекса гласит, что вносить платежи разрешается напрямую на расчетный счет РСО. Это также касается при выступлении УК в качестве посредника.

Подробно ознакомиться с вопросом, с юридической точки зрения можно тут – последняя редакция 2020 г. ЖК №188/ФЗ статья 155. О нормативах прямых расчетов написано в Федеральном законе №123, от 4 июня 2001 года с изменениями.

Исключение – оплата за непосредственно услугу содержания  недвижимого имущества. Ежемесячные взносы должны поступать на счет управляющей компании.

Главным отличием между прямым соглашением с РСО и формой аналогичных платежей заключается в том, что во втором случае контракт подписывается с УК. В ситуации возникновения задолженности, сумму неустойки праве требовать только управляющая компания.

У РСК нет полномочий для взаимодействий с должниками в прежнем формате. Однако заключив прямой договор с ресурсообеспечивающей организацией, проблема автоматически разрешается.

Процедура заключения

Сообщество совладельцев многоквартирного дома имеют право на заключение прямого договора с ресурсоснабжающей организацией при условии достижения кворума на ОСС.

Непосредственно РСО имеет полномочия расторгнуть контракт с УК и провести самостоятельные переговоры с потребителями. Для этого на счетах РСК должна образоваться задолженность по платежам от УК в размере не менее двух средних взносов за месяц. В таком случае аннулирование договора возможно в одностороннем порядке.

Определение задолженности при переходе с УК на договор с РСО

Сумма долга, на который претендует ресурсоснабжающая организация, будет высчитываться исходя из нормы потребления данного ресурса в среднем по стране. Решение закреплено судебным постановлением и актом сверки. В этом вопросе показания учетных приборов в расчет не берутся.

Алгоритм

Для того чтобы провести заключение прямых договоров с ресурсоснабжающими организациями необходимо сначала получить их одобрение. Если РСО согласилось, то назначается собрание собственников многоквартирного дома.

Вопрос об этом вносится в повестку дня. При достижении кворума на ОСС, председатель сообщества МКД заключает договор с РСК. Смена обслуживающих дом организаций допускается не чаще, чем один раз в год. Предыдущего поставщика услуг следует поставить в известность о расторжении контракта, не менее чем за месяц.

Если же причина перехода к прямым отношениям между потребителем и РСО является задолженность со стороны управляющей компании, тогда действовать надо так:

  • Сообщить УК или ТСЖ о том, что деловые отношения будут прекращены через 30 дней.
  • Поставить в известность органы ГосЖилНадзора.
  • Поместить объявление для владельцев квартир МКД на информационном стенде, на сайте УК или компании, поставляющей ресурсы.

Уведомить о будущем событии всех участников сделки следует не позднее, чем за месяц. По прошествии 30-дневного срока, договор автоматически считается расторгнутым.

Необходимая документация

На начальном этапе следует сформировать соответствующий запрос на имя руководителя ресурсоснабжающей компании с просьбой заключить прямой контракт о сотрудничестве.

В таблице указаны документы, которые потребуются для перехода на прямые взаимоотношения с РСО. Файлы доступны для бесплатного скачивания:

Таблица 1.

ДокументСсылка
Образец договора с РСОСкачать
Приложения к контракту
Данные о состоянии жилого фонда, количественное и качественное№1
Акт эксплуатационной ответственности№2
Балансовая отчетность№3
Форма передачи показателей учетно-измерительных приборов№4
Шаблон уведомления о смене тарифного плана№5
Бланк для заполнения при возникновении задолженности перед РСО№6
Образец акта по сверке№7
Протокол
№1Один
№2Два
№3Три

Обязанность собственника нежилого помещения заключить договор с РСО

Согласно постановлению № 1498 от 26 декабря 2016 года собственники нежилых помещений обязаны самостоятельно искать РСК (ресурсоснабжающие компании) и заключать непосредственно с ними договора.

Процедура передачи показаний счетчиков для компании — поставщика ресурса

Показания измерительно-учетных приборов по воде, свету и газу потребитель передает в управляющую организацию. Компания, в свою очередь, должна своевременно и в полном объеме передать полученные данные в РСК, если иное не прописано в договоре с РСО.

Что делать, если МКД перешел на прямой договор с РСО, а платежи от УК продолжают поступать

В этом случае бухгалтер и руководитель управляющей несут полную ответственность за этот неправомерный поступок. Если до поступления текущего платежа от потребителя на счет, ситуация будет исправлена, то наказание не последует. В противном случае назначается штраф в двойном размере от выставленной суммы.

Проверка законности ГЖИ начисления платы ресурсоснабжающей организацией

Деятельность ГосЖилНадзора регулируется ст. № 20 ЖК РФ,  в которой сказано, что сотрудники ГЖИ имеют право на проверку документов по начислению коммунальных платежей. Основная работа ведомства – упреждать и пресекать любые нарушения, связанные с ущемлением прав потребителей.

Основания для жалобы

Причины жалоб на работу РС могут быть:

  • некачественно поставляемые услуги;
  • перебои в подаче воды, свете, газа;
  • неправомерно завышенные платежи за обслуживание РСК.

Направлять претензию в жилищную инспекцию можно в индивидуальном порядке и коллективно. Для этого следует собрать пакет документов, подтверждающий факт нарушения.

Обращаться в ГЖИ необходимо после того, как официальное письмо на имя руководства РСК было проигнорированы, о чем есть бумажное доказательство.

Образец жалобы

Посмотрите видео: «Сложности перехода на прямые договора.»

Новшества в законодательной базе ЖКХ коснуться заключения прямых договоренностей с РСК, даже если у МКД есть компания управляющая, а ранее все услуги поставлялись через нее. Суть вопроса – коммунальное обслуживание.

Переход к прямой работе с компаниями, поставляющими ресурсы, пока не отлажен, не все вопросы отработаны на законодательном уровне. Поэтому на том или ином этапе будут возникать проблемы.

Источник: https://MoiPrava.pro/zhilyo/zhkh/pryamye-dogovora-s-rso

Минстрой РФ отвечает на вопросы о переходе на прямые договоры с РСО

Порядок прямых расчетов с ресурсоснабжающими организациями. Заключать прямой договор с РСО придется каждому? Примерная повестка дня для общего собрания собственников помещений многоквартирного дома

4 мая Минстрой РФ выпустил письмо № 20073-АЧ/04, в котором объяснил, нужно ли вносить изменения в ДУ при переходе на прямые договоры, в каких случаях РСО не может в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора ресурсоснабжения. Больше интересных фактов в сегодняшней статье.

Минстрой РФ о заключении прямых договоров в домах с ИТП

Нужно ли согласие собственников для отказа РСО исполнять договор ресурсоснабжения

Речь идёт о ситуации, описанной в п. 2 ч. 1 ст. 157.2 ЖК РФ: нужно ли получить согласие собственников при одностороннем расторжении договора ресурсоснабжения со стороны РСО.

Минстрой РФ говорит, что, согласно п. 2 ч. 1 ст. 157.2 ЖК РФ, одно из оснований для заключения прямого договора – прекращение заключенных между УО и РСО договоров ресурсоснабжения вследствие одностороннего отказа РСО от их исполнения.

Порядок и основания такого одностороннего отказа РСО от исполнения ресурсоснабжающего договора описан в ч. 2 ст. 157.2 ЖК РФ. Отказаться от исполнения договора РСО может, если у организации, управляющей МКД, имеется признанный ею или подтверждённый судом долг перед РСО за два месяца и больше.

При таком раскладе РСО не нужно получать согласие собственников на реализацию одностороннего отказа от исполнения заключенного договора ресурсоснабжения.

Изменится ли автоматически договор управления при переходе на прямые договоры

Собственники помещений в МКД на ОСС приняли решение о переходе на прямые договоры. Появляется вопрос: приводит такое решение к автоматическому исключению из предмета договора управления обязанности управляющей организации по предоставлению собственникам коммунальных услуг?

Общее собрание собственников помещений в МКД может принять решение о переходе на прямые договоры с РСО (п. 1 ч. 1 ст. 157.2 ЖК РФ). В таком случае прямой договор считается заключенным с даты, определённой в решении ОСС.

По решению РСО этот срок может быть перенесён, но не более чем на три календарных месяца. О переносе срока РСО уведомляет инициатора собрания не позднее пяти рабочих дней со дня получения копий решения и протокола ОСС. Порядок уведомления описан в ч. 1 ст. 46 ЖК РФ.

Изменение или расторжение ДУ МКД происходит в порядке, предусмотренном гражданским законодательством (ч. 8 ст. 162 ЖК РФ). Изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если другое не предусмотрено ГК РФ, другими законами или договором (ч. 1 ст. 450 ГК РФ).

П. 1 ч. 1 ст. 157.2 ЖК РФ предусматривает дополнительное основание для изменения договора управления МКД. Поэтому принятие собственниками помещений в МКД на ОСС решение о переходе на прямые договоры влечёт изменение договора управления МКД в силу закона.

Работа управляющих организаций после принятия № 59-ФЗ

Как определяется размер задолженности УО перед РСО

РСО имеет право в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора ресурсоснабжения, заключенного с УО, если у последней имеется перед РСО долг за два или более месяцев.

Как в таком случае рассчитывается размер соответствующей задолженности? Определяется ли он суммарно за предоставленные коммунальные услуги и за коммунальные ресурсы, используемые в целях содержания общего имущества или договор ресурсоснабжения расторгается только при наличии задолженности за коммунальный ресурс, используемый в целях предоставления коммунальной услуги?

Минстрой РФ поясняет: среднемесячную величину обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения РСО определяет путём деления суммы обязательств УО по договору ресурсоснабжения за двенадцать месяцев, предшествующих дате направления уведомления об одностороннем отказе от исполнения договора ресурсоснабжения, на двенадцать.

Если договор ресурсоснабжения исполнялся менее двенадцати месяцев, среднемесячная величина обязательств по оплате по договору ресурсоснабжения равна сумме обязательств УО за период действия договора ресурсоснабжения, поделённой на количество месяцев их действия (ч. 2 ст. 157.2 ЖК РФ).

Выходит, что для расторжения договора ресурсоснабжения юридически значимым является размер задолженности за коммунальный ресурс, используемый в целях предоставления коммунальной услуги.

Задолженность за коммунальные ресурсы, потребляемые в целях использования и содержания ОИ в МКД, не считаются основанием для одностороннего отказа РСО от исполнения договора ресурсоснабжения.

Кто передаёт показания ПУ при переходе на прямые договоры

При переходе на прямые договоры обязанность передавать в РСО показания приборов учёта остаётся у лица, осуществляющего управление многоквартирным домом, в силу ч. 11 ст. 161 ЖК РФ.

Кто будет выставлять плату за КР на СОИ при переходе на прямые договоры

Плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, которые потребляются при использовании и содержании общего имущества дома (ч. 9.1 ст. 156 ЖК РФ).

Управляющие организации не могут отказываться (ч. 12 ст. 161 ЖК РФ) от заключения договоров, в том числе в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в МКД, с РСО. Исключение – прямые договоры заключаются исключительно на поставку коммунальных услуг (ч. 1 ст. 157.2 ЖК РФ).

Получается, что переход на прямые договоры не затрагивает отношения УО с РСО, которые сложились в рамках договоров в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в МКД.

Минстрой РФ делает вывод: плату за КР на СОИ управляющей организации выставляет РСО. Управляющая организация в свою очередь выставляет соответствующую плату собственникам помещений в составе платы за содержание жилого помещения.

Как разграничиваются зоны ответственности УО и РСО при прямых договорах

Особенно остро вопрос разграничения ответственности УО и РСО встаёт, когда речь заходит о предоставлении коммунальных услуг плохого качества. Ещё бы, мало кому захочется взять на себя за это ответственность.

Организация, поставляющая ресурсы для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки таких ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в МКД и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома (ч. 15 ст. 161 ЖК РФ). В договоре управления МКД можно указать другую зону ответственности РСО.

Часть 1 статьи 161 ЖК РФ устанавливает, что управление МКД среди прочего должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан в доме.

Лицо, осуществляющее управление домом, принимает от собственников и нанимателей жилых помещений обращения о нарушениях требований к качеству коммунальных услуг и взаимодействует с РСО при рассмотрении этих обращений, проведении проверок, устранении нарушений и направлении информации о результатах рассмотрения обращений (п. 3 ч. 11 ст. 161 ЖК РФ).

Минстрой РФ отмечает, что управляющая домом организация выступает своеобразным единым окном для приёма жалоб от потребителей на нарушение качества КУ. Кроме того она должна отвечать за качество предоставляемых КУ внутри многоквартирного дома. РСО же отвечает за качество коммунальных услуг, предоставленных до границы внутридомовых инженерных коммуникаций.

Обязанности УО при прямых договорах собственников с РСО

Как быть, если дом перешёл на прямые договоры, а УО продолжает выставлять плату за КУ

Итак, собственники приняли решение о переходе на прямые договоры, но управляющая организация продолжает выставлять плату за коммунальные услуги. Что можно сделать в такой ситуации?

Если так происходит, управляющая организация обязана уплатить собственникам помещений в МКД и нанимателям жилых помещений штраф. Штраф большой – сумма, подлежащая уплате, умноженная на два. Штраф платить не нужно, если нарушение было устранено до внесения платы за коммунальные услуги на основании указанных платёжных документов.

Можно ли проверить, уплатила ли управляющая организация штраф собственникам

Продолжаем тему штрафа, который должна заплатить собственникам и нанимателям помещений в МКД управляющая организация, если после заключения прямых договоров продолжает выставлять квитанции за КУ. Можно ли провести проверку по этому вопросу и что делать, если УО не выполняет данную обязанность?

Минстрой РФ объясняет: согласно ч. 1 ст. 192 ЖК РФ, УО управляют многоквартирными домами на основании лицензии. Лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению МКД выдаёт орган ГЖН на по решению лицензионной комиссии субъекта РФ. В отношении управляющих организаций органы ГЖН субъектов РФ осуществляют лицензионный контроль.

Предмет лицензионного контроля – соблюдение управляющими организациями лицензионных требований, перечисленных в части 1 статьи 193 ЖК РФ. К лицензионным требованиям относится соблюдение требований, предусмотренных ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ.

Указанная статья предусматривает, что УО при управлении МКД несёт ответственность перед собственниками помещений в доме за оказание всех услуг и выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества, за предоставление КУ в зависимости от уровня благоустройства дома, за обеспечение готовности инженерных систем.

Обязанность по выставлению платёжных документов возложена на исполнителя коммунальных услуг (п. 67 Правил № 354). При заключении прямых договоров исполнителем коммунальных услуг становится РСО.

На неё возлагается обязанность по предоставлению квитанций потребителям.

Поэтому если УО продолжает выставлять платёжные документы после переходы на прямые договоры, это расценивается как нарушением лицензионного требования.

Субсидиарная ответственность директора УО за долги перед РСО

Может ли орган ГЖН проверить РСО на правильность начисления размера платы

Может ли ГЖИ проверить ресурсоснабжающую организацию на обоснованность начисления размера платы за коммунальные услуги, и если да, то что будет предметом проверки?

Полномочия органов ГЖН подробно описаны в ст. 20 ЖК РФ. Органы ГЖН должны предупреждать, выявлять и пресекать нарушения установленных жилищным законодательством требований, в том числе к предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домах.

При прямых договорах РСО является исполнителем коммунальных услуг, поэтому её деятельность должна осуществляться в соответствии с Правилами № 354. Если РСО нарушит порядок начисления платы за КУ, она нарушит положения Правил № 354. Это обстоятельство и будет основанием для проверки органами ГЖН.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5a5864e93dceb7ffefabddd3/minstroi-rf-otvechaet-na-voprosy-o-perehode-na-priamye-dogovory-s-rso-5b068a0f8c8be33cbe642e2f

Прямые договоры с РСО

Порядок прямых расчетов с ресурсоснабжающими организациями. Заключать прямой договор с РСО придется каждому? Примерная повестка дня для общего собрания собственников помещений многоквартирного дома

Изменение в законодательстве, касающемся ЖКХ-отрасли, произошедшие в 2018 году, упростили порядок заключения прямых договоров потребителей с поставщиками коммунальных ресурсов. Изменения коснулись и самих компаний.

У РСО появилась возможность прекращать действие договоров с управляющими компаниями (УК), товариществами собственников жилья (ТСЖ), и жилищно-строительными кооперативами (ЖСК) на поставку ресурсов, и обеспечивать многоквартирные дома (МКД) коммунальными услугами напрямую.

В статье рассмотрим, как происходит процесс перехода на новые условия, и какие плюсы от изменений получили участники договорных отношений.

Процедура перехода на прямой договор с РСО – что это

В сферу деятельности ресурсоснабжающих предприятий входит передача коммунальных ресурсов (КР) владельцам жилых и нежилых помещений МКД, до границы домовых инженерных сетей. Нередко, РСО принимает на себя обязанности по оказанию дополнительных услуг, например выведению грызунов или сбор мусора.

Но вести хозяйственные дела или управлять общедомовым имуществом МКД, они не могут. В статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации утверждена форма управления МКД – УК, ТСЖ или ЖСК. До недавнего времени, только эти организации наделялись обязанностью и правом заключать договоры на поставку всех видов коммунальных ресурсов.

На них же возлагалось обязательство по сбору оплаты за ресурсы и расчеты с РСО.

Сегодня отказ от посреднических услуг в части договоренностей и оплаты за коммунальные ресурсы возможен на основании прямых договоров с владельцами, заключенных по результатам решения общего собрания собственников (ОСС) или на основании решения суда.

Жилищный кодекс РФ о переходе на прямые расчеты

Изменения в ЖК РФ, внесенные Федеральным законом 59-ФЗ, предоставили владельцам недвижимости МКД право выбора компании, которая будет заниматься обеспечением ресурсами. В пункте 4.4. части 2.

статьи 44 кодекса указаны условия, при которых можно заключать прямые договоры с поставщиками. Процесс перехода на прямые отношения и порядок отказа от посреднических услуг, отмечен в статье 157.2.

ЖК РФ.

Какие коммунальные ресурсы могут стать предметом прямого договора с РСО

Задача компаний поставляющих коммунальные ресурсы обеспечить комфортное проживание собственников квартир в МКД. Для создания благоприятных условий требуется бесперебойные поставки холодной и горячей воды, электроэнергии, тепловой энергии, газа.

  Организация мест сбора и своевременный вывоз мусора и отходов также входит в сферу деятельности ресурсоснабжающих компаний. Все эти направления могут стать предметом прямых, без посредника в лице УК, договорных отношений.

В сфере холодного водоснабжения и водоотведения прямой договор может быть заключен с гарантирующей организацией, а в электроэнергетике с гарантирующим поставщиком.

Когда переход на прямые договоренности с РСО является необходимостью

Введение ФЗ-59 позволило ресурсоснабжающим организациям в судебном порядке прекратить деловые отношения с управляющими организациями, если нарушены сроки оплаты за поступившие ресурсы. Право наступает при периоде задолженности, превышающем два календарных месяца.

Кто может являться инициатором перехода на прямой договор с РСО

Чтобы перейти на новую систему расчетов, за водоснабжение, отопление или предоставление других видов услуг, потребуется инициирование общего собрания собственников в соответствии со статьей 45 Жилищного кодекса 

Собственники помещений МКД должны проать за это решение на ОСС. В ЖК РФ указано кто именно может инициировать собрание. Плановое или внеочередное собрание может быть назначено по предложению:

  • одного или нескольких собственников МКД;
  • управляющей организации.

Инициатор собрания должен включить в повестку собрания вопросы, связанные с заключением прямых договоров с РСО. В отдельном пункте следует выделить вопрос об определении даты, когда прямые договоры между сторонами будут заключены.

Порядок перехода МКД на прямой договор с РСО

На основании положительного решения общего собрания, принятого большинством собственников, оформляется протокол. Типовая форма, этого документа является приложением к Приказу Минстроя РФ от 25.12.2015 №937/пр. Согласно части 3, статьи 45 ЖК РФ должен быть набран кворум собственников для осуществления ания.

После этого, на инициатора процедуры возлагается обязанность разослать уведомления всем заинтересованным сторонам.

Согласно порядку, инициатор должен предоставить оригинал итогов ания и протокол в управляющую организацию или ТСЖ в срок не более чем через 10 дней после собрания.

Одновременно, он должен направить копии документов в ресурсоснабжающую организацию, с тем, чтобы заключить прямые договоре на снабжение ресурсами всех собственников МКД.

Датой заключения прямого договора считается день, который зафиксирован в решении ОСС. У поставщика ресурсов есть возможность перенести дату на срок, до 3 месяцев. Организация-поставщик КР обязана сообщить о переносе сроков в течение 5 рабочих дней с момента, как были получены копии документов ОСС.

РСО даст согласие на заключение прямых договоров, если полученные документы соответствуют нормам закона. Следующим шагом, вносятся изменения в соглашение с УК и в документы, регулирующие правила управления МКД.

Управляющей организации предстоит передать данные о собственниках МКД, том числе показания индивидуальных и коллективных счетчиков. С этого момента квитанции об оплате, фактически потраченных, ресурсов будет выставлять РСО. При этом стоит учесть, что в законодательстве РФ нет требований, что договорные обязательства должны быть оформлены письменно.

Распределение обязанностей между УК и РСО при переходе на прямой договор

РСО – узкоспециализированная компания, которая занимается поставкой ресурсов. УК должна содержать общедомовое имущество, поддерживать территорию вокруг дома в порядке. Она же является посредником между РСО и собственниками помещений МКД, до момента перехода на прямые договоренности.

После оформления перехода, требуется разграничение зон ответственности поставщика ресурсов и УК, чтобы исключить разногласия между сторонами.

Управляющая компания ответственна за состояние внутридомовых систем, в том числе стояков отопительной системы и запорно-регулирующей арматуры на разводке внутри квартир.

РСО – отвечает за теплосеть, доходящую до точек соединений с домовыми приборами учета.

Плюсы перехода на прямые договора с РСО для управляющей организации

УК не будут принимать платежи собственников за полученные услуги, а значит, уменьшится объем средств, поступающий на их счет. Несмотря на это, есть несколько явных преимуществ от прямых договоров для управляющей организации:

  1. Снижение случаев банкротства среди УК. В судебной практике есть множество ситуаций, когда средства полученные УК от жителей, не переводились на счета РСО. Это приводило к обращениям в арбитражный суд с инициативой введения процедуры банкротства и к последующему разорению компаний. 
  2. Возможность перехода на упрощенную систему налогообложения (УСН). Снижение объемов выручки, уменьшение налогооблагаемой базы и выплат в разные фонды приведут к тому, что компания сможет перейти на УСН, а средства, остающиеся на балансе, расходовать по назначению.

За УК остается обязанность контролировать своевременную и качественную поставку ресурсов в МКД. Организация фактически остается посредником между РСО и потребителями. Все претензии о качестве поставляемых ресурсов передаются обслуживающей компании, которая принимает меры для разрешения ситуации.

Обязанности РСО возникающие при переходе на прямой договор

За РСО сохраняется обязанность предоставлять гарантированные поставки КР, надлежащего качества до мест подключения к домовым коммуникациям. Иные условия должны быть описаны в договоре.

Новым станет выставлять счета на оплату коммунальных платежей владельцам объектов недвижимости. В п. 3 ч. 11 статьи 161 ЖК РФ говорится, что РСО обязана контактировать с УК в случаях, когда на нее поступила претензия, выявлены нарушения или требуется проверка качества оказываемых услуг.

Какие изменения ожидают жителей МКД при переходе на прямой договор с РСО

После заключения прямого договора оплата назначается исключительно за количество, фактически израсходованное конкретным потребителем. Может улучшиться качество предоставляемых коммунальных услуг, так как у РСО более развитый процесс оказания жилищно-коммунальных услуг.

Рассчитывать, что стоимость оплаты станет меньше, не стоит. Тарифы, сроки и порядок внесения оплаты по договору будут схожи с прежними условиями. Иногда переход на прямые договоры может привести к изменению тарифов в большую сторону.

Причина связана с ростом издержек и увеличением трудовых затрат со стороны ресурсоснабжающей компании. Она должны внедрить порядок учета объемов поставляемых ресурсов, принимать показания счетчиков и производить начисление платежа для каждого собственника, а не одной организации.

Дополнительно придется заниматься взысканием долгов по каждой квартире в отдельности, а не с управляющей организации. А это дополнительные расходы.

Значительным минусом станет то, что при авариях найти виновника станет труднее. Споры о том, кто виноват, могут длиться долго, а это может стать причиной задержки восстановительных работ.

Для жителей будет увеличено число квитанций за коммунальные услуги. Будет сложнее проверять правильность цифр в квитанции. Ошибки в начислениях придется решать в каждой конкретной организации в отдельности. Не исключено, что офис поставщика КР расположен в другом населенном пункте.

Как РСО будет решать проблемы с неплательщиками коммунальных услуг

Согласно п. 121 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 года, организация должна сначала письменно известить, и только после этого ограничить или приостановить поставку ресурсов. Иначе возникнет ситуация, при которой будут нарушены права других пользователей.

Когда временное прекращение поставок невозможно, а задолженность не погашена, ресурсоснабжающая компания будет вынуждена составить исковое заявление в суд.

В случае, когда сумма задолженности менее 500 000 рублей, есть возможность обратиться в мировой участок с заявлением о выдаче судебного приказа, фактически являющегося исполнительным листом.

Мировой судья примет решение о выдаче приказа, в соответствии со статьей 151 Гражданского процессуального кодекса РФ. Дополнительно должнику придется уплатить госпошлину, установленную при обращении в мировой суд.

Прямые договоры с РСО имеют свои преимущества и недостатки, как для собственников недвижимости, так и для управляющих компаний. Качественное оказание услуг, прозрачность расчетов и другие факторы позитивно сказываются на отношениях между владельцами помещений и РСО, и на развитии ЖКХ в целом.

Источник: https://m2keep.ru/yuridicheskij-blok/pryamye-dogovory-s-rso

Умный водитель
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: