Понятие воли в психологии.  воля это что такое воля: определение — педагогика.нэс

Содержание
  1. Определение силы воли у человека в психологии: понятие кратко, основные виды
  2. Воля определение в психологии 
  3. Проблема воли в психологии
  4. Волевые качества человека
  5. Виды воли в психологии
  6. Свободная воля
  7. Естественная воля
  8. Вынужденная воля
  9. Как развить силу воли
  10. Понятие воли в психологии (стр. 1 из 3)
  11. Понятие воли, виды и структура волевого действия
  12. Структура волевого действия.
  13. Волевые качества личности.
  14. Определение понятия воли в психологии и его основные характеристики, свойства и структура, виды воли,воля человека психология, что такое, понятие
  15. Что такое воля: определения
  16. Воля и её основные признаки
  17. Виды и характеристика воли
  18. Развитие воли в характере человека
  19. Характеристики воли
  20. Воля в структуре характера и её воспитание
  21. Воля – это в психологии: характеристика и примеры проявления, роль воли в жизни человека
  22. Особенности
  23. Методы развития
  24. Как развить волевые качества
  25. Мотивация и цель
  26. Примеры ситуаций
  27. Вывод
  28. Воля в психологии: это что такое, понятие, функции и схемы
  29. Суть и понятие
  30. Исторический очерк
  31. Классификация
  32. Теории, формы и уровни
  33. Характерные признаки
  34. Нарушения
  35. Методы исследования

Определение силы воли у человека в психологии: понятие кратко, основные виды

Понятие воли в психологии.  воля это что такое воля: определение — педагогика.нэс

Воля это в психологии основное качество, позволяющее добиться успеха. Чтобы получить хороший результат в будущем, нужно порой напрячься в настоящем. Без развитых волевых качеств это сделать сложно.

Прикладывать волевые усилия порой очень тяжело

Понятие «воля человека» психология не рассматривает в отрыве от эмоций. Все психические процессы человека связаны. Что понимать под этим термином и как развить силу воли, чтобы добиваться желаемых результатов?

Воля определение в психологии 

В психологии воля – это способность человека обдумывать существующие варианты решений, выбирать правильное и следовать ему. Также ее можно рассматривать как психический процесс, позволяющий делать то, что не хочется. Нередко воля понимается как способность контроля своего поведения и мобилизации себя на достижение целей.

Качество, способное вознести человека

Важно! С этим понятием тесно связано волевое усилие – непосредственно акт совершения действия, несмотря на сиюминутные желания. Его особенность заключается в том, что сначала нужно осознать их, а потом уже прикладывать усилие для подчинения психики уму.

Проблема воли в психологии

Волевые качества личности — что это такое в психологии, их формирование

Изначально это понятие начало формироваться в рамках философии.

Там оно понималось, как способность человеческого ума самостоятельно определять дальнейшие действия.

Тогда оно имело четко выраженный моральный аспект, но потом психологи назвали это высшей психической функцией, так это качество стало считаться исключительно человеческим.

Справедливости ради, ряд ученых психологической науки опровергает этот тезис, поскольку в результате опытов над животными было обнаружено: они также могут иногда откладывать удовольствие на потом для получения большего.

Девушка движется вперед, несмотря на усталость

В любом случае в психологии воля определяется, как способность человека сознательно управлять собой. Направлена она на два разных вектора:

  1. Совершение нежелаемого поступка;
  2. Отказ от желаемого действия.

Волевой акт, описанный выше, – это центральное понятие воли. Немаловажную роль в характере протекания этого психического процесса играют ценности личности. Вкратце структура воли состоит из таких уровней:

  1. Постановка целей;
  2. Возникновение побуждения;
  3. Борьба мотивов;
  4. Принятие и исполнение решения.

Важно! Основная характеристика явления волевого акта заключается в том, что на каждом из его этапов может проявляться усилие, выраженное в нервно-психическом напряжении.

Волевые качества человека

Рефлексия — что это в психологии, определение

Есть ряд черт, свойств характера, обеспечивающих умение отказываться от сиюминутных выгод в пользу будущему персональному или общему благу. К таким относятся:

  1. Целеустремленность – направленность действий личности на определенный результат. Специалисты выделяют две разновидности этого качества. Стратегическая целеустремленность – это способность человека действовать, исходя из своих ценностей. Тактическая – это постановка целей и сосредоточение на них.
  2. Инициативность. Чтобы совершить активное действие, необходимо волевое усилие. Это качество, направленное на преодоление инертности.
  3. Самостоятельность. Это способность человека удерживаться от влияния внешних стимулов, в результате чего он может критически подходить к чужим советам и ориентироваться на свои взгляды и убеждения в процессе принятия решений.
  4. Выдержка – умение затормозить вредные для целей человека побуждения.
  5. Смелость – способность игнорировать страх и разумно рисковать.
  6. Решительность – умение быстро ориентироваться в ситуации и принимать на ее основе решения, которые немедленно исполняются. Если это качество выражено чрезмерно, оно превращается в импульсивность, когда решение принимается без анализа ситуации, или нерешительность (человек только обдумывает проблему, не предпринимая никаких действий).
  7. Настойчивость – способность в течение длительного времени бороться с трудностями на пути к цели. При чрезмерной выраженности может перерасти в упрямство, когда волевые усилия прикладываются в ущерб поставленной задаче.
  8. Организованность и дисциплинированность. Способность упорядочивать, планировать свои действия и подчинять их созданному распорядку.

Важно! Главное качество волевого человека, лежащее в основе всех остальных, – самоконтроль. Это способность делать то, что нужно для выполнения задачи.

Виды воли в психологии

Воображение — что это в психологии, определение

Легко понять, как работает воля, на примере страха. Если человек бежит, к примеру, от собаки, то это инстинктивное решение. Если он осознанно идет в зону боевых действий, чтобы помочь раненым военным, то оно становится волевым. Существует несколько видов воли в психологии.

Свободная воля

Тесно связана с инициативностью – умением человека самостоятельно задавать себе цели и следовать им. Сам процесс сознательного формирования таких задач – проявление свободной воли. В науке все еще идут споры касаемо того, существует ли она действительно. Две противоположные позиции следующие:

  1. Метафизическая. Свободная воля возможна.
  2. Детерминизм – человек является рабом внешних обстоятельств, он только реагирует на сиюминутные стимулы.

Преодоление трудностей

Истина, как говорится, посередине. С одной стороны, привычки и инстинкты толкают человека совершать определенные действия. Но, с другой, он всегда может пойти наперекор им в нужной ситуации..

Естественная воля

Эта концепция больше относится к христианской, присущей Богу.

Основное отличие естественной божественной воли от человеческой заключается в том, что принятию решения не предшествует длительный период обдумывания, поскольку он осуществляется при недостаточности знаний.

Цель этого процесса – получить новую информацию из имеющихся фактов. Бог все знает, поэтому способен моментально принимать правильное решение.

Вынужденная воля

Это разновидность воли, при которой человек идет наперекор своим желаниям, но под внешним давлением. Типичный пример – приближение дедлайна. Человек не прикладывает никаких волевых усилий до тех пор, пока ни появится реальная опасность. Даже в такой ситуации ему приходится заставить себя садиться за неприятное дело.

Освобождение от зависимости от сиюминутных стимулов

Как развить силу воли

Сила воли подобна мышце. Если она не накачана, то тяжело будет тянуть на себе сложные задачи. Поэтому развитие силы воли – всегда последовательный процесс.

Каждый день нужно прикладывать малейшие краткие усилия. Когда это будет делать проще, можно усложнять задачу.

Например, отказаться от сладкого хотя бы один раз или прекратить работать по первому требованию ума, но не сразу, а через 10 минут.

Также хорошо помогает развивать силу воли медитация, потому что она тренирует те участки мозга, которые отвечают за это качество.

Источник: https://srazu.pro/teoriya/volya-v-psixologii.html

Понятие воли в психологии (стр. 1 из 3)

Понятие воли в психологии.  воля это что такое воля: определение — педагогика.нэс

Введение

Понятием “воля” оперируют психиатрия, психология, физиология и философия. В толковом словаре Ожегова воля трактуется «как способность осуществлять поставленные перед собой цели».

В античности в европейской культуре представление о воле, как неотъемлемой части психической жизни человека, в корне отличалось от возобладавшего в настоящее время.

Так, Сократ сравнивал волю с направлением (в смысле действия) полета стрелы, понимая под этим неоспоримый факт, что стреле все равно суждено сорваться с тетивы, но воля позволяет ей это сделать лишь тогда, когда верно выбрана цель.

Философы школы Платона определяли волю как “целеустремленность, соединенную с правильным рассуждением; благоразумное стремление; разумное естественное стремление”. Зенон противопоставлял волю желанию. Греческие философы приписывали воле в основном сдерживающую роль. В их понимании воля выполняла скорее роль внутренней цензуры, чем являлась творческим агентом.

Современное представление о воле обогатилось за счет приписывания этому понятию дополнительных характеристик. В современном философском понимании воля стала неотделима от действия.

Современная психиатрия рассматривает волю как психический процесс, заключающийся в способности к активной планомерной деятельности, направленной на удовлетворение потребностей человека.

Волевой акт — сложный, многоступенчатый процесс, включающий потребность (желание), определяющую мотивацию поведения, осознание потребности, борьбу мотивов, выбор способа реализации, запуск реализации, контроль реализации.

Цель работы: понятие воли в психологии.

Разрешение цели на основании задач:

1) раскрыть понятие воли в психологии;

2) охарактеризовать волевые свойства личности;

3) подчеркнуть как значимость свободы воли, так и значимость личностной ответственности.

Актуальность данной темы не вызывает никаких сомнений, поскольку «зачатки воли заключены уже в потребностях как исходных побуждениях человека к действию»[1].

1.понятие о воле

Поведение и деятельность человека стимулируется и регулируется не только эмоциями и чувствами, но и волей. Воля дает возможность сознательно управлять своими внутренними психическими и внешними физическими действиями в самых сложных жизненных ситуациях.

К волевой регуляции прибегает человек только в том случае, когда ему необходимо преодолеть трудности, возникающие на пути к достижению поставленной цели. Во всех других случаях регуляция может иметь не волевой, а преднамеренный характер, не требующий никаких усилий от личности.

Можно совершать самые разнообразные сложные действия, но они не будут являться волевыми до тех пор, пока человек не будет заставлять себя осуществлять их.

«Воля (англ. volition, will)способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внутренние препятствия (то есть свои непосредственные желания и стремления).

В традиционной психологии воля либо рассматривалась как самодовлеющий источник человеческой активности, обусловливающий независимость поведения от объективных причин, либо отрицалась вовсе путем сведения ее к другим психическим процессам.

В современной психологии утверждалась объективная детерминированность волевых действий, подчиненность волевых (как и всех др.) процессов собственным специфическим закономерностям».[2]

Основные признаки волевого акта:

1) приложение усилий для выполнения волевого акта;

2) наличие продуманного плана осуществления поведенческого акта;

3) усиленное внимание к такому поведенческому акту и отсутствие непосредственного удовольствия, получаемого в процессе и в результате его исполнения;

4) нередко усилия воли направлены не только на победу над обстоятельствами, сколько на преодоление самого себя.

В настоящее время в психологической науке нет единой теории воли, хотя многими учеными и предпринимаются попытки разработать целостное учение о воле с его терминологической определенностью и однозначностью. Видимо, такое положение с изучением воли связано с ведущейся еще с начала XX века борьбой между реактивной и активной концепциями поведения человека.

Для первой концепции понятие воли практически не нужно, ибо ее сторонники представляют все поведение человека как реакции человека на внешние и внутренние стимулы.

Сторонники же активной концепции человеческого поведения, которая в последнее время становится ведущей, поведение человека понимают как изначально активное, а самого человека наделенным способностью к сознательному выбору форм поведения.

Итак, мы раскрыли определение воли, а теперь нужно рассмотреть, с чего начинается волевое действие, какова его структура.

2.структура волевого действия

С чего начинается волевое действие? Конечно, с осознания цели действия и связанного с ней мотива. При ясном осознании цели и мотива, вызывающего ее, стремление к цели принято называть желанием (См. Приложение).

Но не любое стремление к цели носит осознанный характер. В зависимости от степени осознанности потребностей их разделяют на влечения и желания. Если желание осознанно, то влечение всегда смутно, неясно: человек осознает, что ему чего-то хочется, чего-то не хватает или ему что-то нужно, но что именно, он не понимает.

Как правило, люди переживают влечение как специфическое тягостное состояние в виде тоски или неопределенности. Из-за своей неопределенности влечение не может перерасти в целенаправленную деятельность. По этой причине влечение часто рассматривают как переходное состояние.

Представленная в нем потребность, как правило, либо угасает, либо осознается и превращается в конкретное желание.

Однако далеко не всякое желание приводит к действию. Желание само по себе не содержит активного элемента. Прежде чем желание превратится в непосредственный мотив, а затем в цель, оно оценивается человеком, т. е.

«фильтруется» через систему ценностей человека, получает определенную эмоциональную окраску.

Все, что связано с реализацией цели, в эмоциональной сфере окрашивается в позитивные тона, равно как все, что является препятствием к достижению цели, вызывает негативные эмоции.

Желание обостряет, имея побуждающую силу, осознание цели будущего действия и построение его плана. В свою очередь, при формировании цели своеобразную роль играет ее содержание, характер и значение. Чем значительнее цель, тем более мощное стремление может быть вызвано ею.

Не всегда желание сразу претворяется в жизнь. У человека порой возникает сразу несколько несогласованных и даже противоречивых желаний, и он оказывается в весьма затруднительном положении, не зная, какое из них реализовать.

Психическое состояние, которое характеризуется столкновением нескольких желаний или нескольких различных побуждений к деятельности, принято называть борьбой мотивов.

Борьба мотивов содержит в себе оценку человеком тех оснований, которые говорят за и против необходимости действовать в определенном направлении, обдумывании того, как именно действовать.

Заключительный момент борьбы мотивов — принятие решения, заключающийся в выборе цели и способа действия. Принимая решение, человек проявляет решительность; при этом он чувствует ответственность за дальнейший ход событий.

Исполнительный этап волевого действия имеет сложную структуру. Прежде всего, исполнение принятого решения связано с тем или иным временем, т.е. с определенным сроком. Если исполнение решения откладывается на длительный срок, то в этом случае принято говорить о намерении исполнить принятое решение. Обычно мы говорим о намерении в случае, когда сталкиваемся со сложными видами деятельности.

Намерение по своей сути — внутренняя подготовка отсроченного действия и представляет собой зафиксированную решением направленность на осуществление цели. Но одного намерения недостаточно. Как и в любом другом волевом действии, при существовании намерения можно выделить этап планирования путей достижения поставленной цели. План может быть детализирован в разной степени.

При этом спланированное действие не реализуется сразу. Для его реализации нужно сознательное волевое усилие. «Под волевым усилием понимается особое состояние внутреннего напряжения, или активности, которое вызывает мобилизацию внутренних ресурсов человека, необходимую для выполнения задуманного действия. Поэтому волевые усилия всегда связаны со значительной тратой энергии».

[3]

Этот заключительный этап волевого действия может получить двоякое выражение: в одних случаях он проявляется во внешнем действии, в других случаях, наоборот, он заключается в воздержании от какого-либо внешнего действия (такое проявление принято называть внутренним волевым действием).

Волевое усилие качественно отличается от мышечных напряжений. В волевом усилии внешние движения могут быть представлены минимально, а внутреннее напряжение может быть весьма значительным. Вместе с тем в любом волевом усилии в той или иной степени присутствует и мышечное напряжение.

Источник: https://smekni.com/a/204336/ponyatie-voli-v-psikhologii/

Понятие воли, виды и структура волевого действия

Понятие воли в психологии.  воля это что такое воля: определение — педагогика.нэс

Воля – сознательное регулирование человеком своих действий, направленное на преодоление внешних и внутренних трудностей при достижении поставленных целей.

Важнейшим признаком волевого поведения является его связь с преодолением препятствий, причем независимо от того, какого типа эти препят­ствия — внутренние или внешние.

Внутренними, или субъективными, препят­ствиями являются побуждения человека, направленные на невыполнение данно­го действия или на выполнение противоположных ему действий. В качестве внутренних препятствий могут выступать уста­лость, желание развлечься, инертность, леность.

Примером внешних пре­пятствий может служить, например, отсутствие необходимого инструмента для работы или противодействие других людей, не желающих того, чтобы поставлен­ная цель была достигнута.

функция воли за­ключается в сознательной регуляции активности в затрудненных условиях жиз­недеятельности. В соответствии с этим принято выде­лять в качестве конкретизации общей функции две другие — активизирующую и тормозящую.

1. Активизирующая функция: воля побуждает человека преодолевать трудности и достигать поставленные цели, побуждает человека к активности, даже если результаты деятельности будут заметны в далеком будущем.

2. Тормозная функция: воля проявляется не только в умении достигать цель, но и в сдерживании нежелательных проявлений активности. Например, когда существует конфликт между социальными нормами и имеющимися у человека.

Павлов рассматривал волю как инстинкт свободы, т.е. проявление жизненной активности, когда она встречается с препятствиями, ограничивающими эту активность. Без воли всякое малейшее препятствие прерывало бы течение жизни.

Важнейшей особенностью волевых действий, направленных на преодоление препятствий, яв­ляется сознание значения поставленной цели, за которую надо бороться, сознание необходимости достичь ее. Чем более значима цель для человека, тем больше пре­пятствий он преодолевает. Поэтому волевые действия могут различаться не толь­ко по степени их сложности, но и по степени осознанности.

Воля связана с мыслительной деятельностью и чувствами.

Воля подразумевает наличие целеустремленности человека, что требует опре­деленных мыслительных процессов. Проявление мышления выражается в созна­тельном выборе цели и подборе средств для ее достижения. Мышление необходи­мо и в ходе выполнения задуманного действия.

Связь воли и чувств выражается в том, что, как правило, мы обращаем внима­ние на предметы и явления, вызывающие у нас определенные чувства. То, что является безразличным, не вызы­вающим никаких эмоций, как правило, не выступает в качестве цели действий.

Структура волевого действия.

В структуре волевого действия (волевого акта) можно выделить несколько этапов.

1. Подготовительный. Основу воли, как и активности человека в целом, составляют его потребности, которые образуют мотивацию волевого действия.

Мотив поясняет:

а) почему у человека возникает состояние активности, т.е. какие потребности побуждают человека к деятельности,

б) на что направлена активность, почему выбрано именно такое поведение,

в) мотивация является средством саморегуляции поведения человека.

Таким образом, волевое действие имеет мотив. Мотивы волевых действий всегда имеют в большей или меньшей степени осознанный характер. Мотивы бывают низшего уровня (эгоистические) и высшего уровня (чувство долга).

Иногда может возникать ситуация борьбы мотивов: одно желание противопоставляется другому желанию, сталкивается с ним. Может происходить борьба мотивов одного уровня (пойти погулять или посмотреть телевизор) или разного уровня (пойти погулять или подготовиться к занятиям).

Борьба мотивов может переживаться мучительно, а может проходить безболезненно, в простом обсуждении доводов «за» и «против».

В результате обсуждения или борьбы мотивов принимается решение, т.е. избирается определенная цель и способ ее достижения.

2. Исполнительный. Принятое решение может быть сразу претворено в жизнь, а может быть несколько отсрочено. В последнем случае возникает длительное намерение. Считается, что воля человека проявляется в том случае, если выполнены оба этапа.

Принятие решения и его исполнение нередко вызывают особое эмоциональное состояние, которое называют волевым усилием.

Волевое усилие – особое состояние нервно-психического напряжения, при котором происходит мобилизация физических, интеллектуальных и моральных сил человека. Волевое усилие – необходимый элемент всех героических поступков.

Но волевое усилие нельзя отождествлять с мышечным усилием. В волевом усилии движения часто минимальны, а внутреннее напряжение может быть огромным.

Хотя в волевом усилии может присутствовать и мышечное усилие (напрягать мышцы лица, сжимать кулаки).

Интенсивность волевого усилия зависит от следующих факторов: мировоззрения личности, моральной устойчивости, наличия общественной значимости целей, установки по отношению к деятельности, уровня самоорганизации и самоуправления личности.

Волевые качества личности.

Воля – это власть над собой, своими чувствами, действиями. У разных людей эта власть обладает разной степенью выраженности. Человек, обладающий сильной волей, умеет преодолевать любые трудности, слабовольный человек пасует перед ними. Наиболее типичным проявлением слабой воли является лень – стремление человека отказаться от преодоления трудностей.

Выделяют следующие волевые качества:

Целеустремленность – подчинение человеком своего поведения какой-то жизненной цели и планомерное ее достижение.

Самостоятельность – подчинение своего поведения собственным взглядам и убеждениям. Самостоятельность может быть противопоставлена с одной стороны- внушаемости, а с другой – упрямству.

Внушаемый человек не имеет своего мнения и поступает под влиянием обстоятельств или давлением других людей.

Следствием безволия является и упрямство, когда человек поступает вопреки доводам разума и советам окружающих.

Решительность – способность своевременно принимать нужные решения и выполнять их (но речь идет не о скоропалительных решениях). Особенно проявляется в сложных ситуациях или в ситуациях, связанных с риском. Противоположное качество – нерешительность.

Выдержка (самообладание) – способность постоянно контролировать свое поведение, воздерживаться от ненужных действий, сохранять хладнокровие в трудных обстоятельствах.

Противоположное – импульсивность (от лат. «импульс» — толчок), когда человек действует по первому побуждению, не обдумывая свои поступки.

Хотя, нужно отметить, что понятие выдержки несколько шире понятия самообладания.

Мужествои смелость – готовность идти к цели, несмотря на опасность для жизни, преодолевая невзгоды. Более сложным из этих двух является понятие мужество (оно предполагает наличие и смелости и выдержки и хладнокровия перед лицом опасности). Противоположное – трусость.

Дисциплинированность – подчинение своего поведения общественным правилам. Противоположное – недисциплинированность.

Особенно важным этапом в волевом развитии является детский возраст.

В первую очередь родители, а затем и учителя должны показывать, какие приемы развития воли наиболее эффективны, а какие не приносят пользы (например, не смеяться во время фильма, пройти по краю крыши, резать руку ножом).

Большинство недостатков волевого поведения детей связаны, как правило, со вседозволенностью в семье или, наоборот, с перегрузкой детей непосильными заданиями (в результате формируется привычка не доводить начатые дела до конца).

В воспитании воли важен и личный пример родителей, воспитателей, учителей, чтение смысловой литературы, просмотр фильмов. Кроме этого, важно, чтобы каждый человек занимался самовоспитанием воли. Прежде всего, воля формируется в малых, повседневных делах, т.к. преодолевая именно небольшие трудности, человек тренирует волю (режим дня, занятия спортом и т.д.)

Источник: https://studopedia.ru/8_41035_ponyatie-voli-vidi-i-struktura-volevogo-deystviya.html

Определение понятия воли в психологии и его основные характеристики, свойства и структура, виды воли,воля человека психология, что такое, понятие

Понятие воли в психологии.  воля это что такое воля: определение — педагогика.нэс

> Психология > Определение понятия воли в психологии, свойства и структура

Воля — это, пожалуй, одно из самых сложных понятий в мире психологии.

Вера в себя и собственные силы, умение себя дисциплинировать, проявление решительности в необходимое время, мужество и терпение — это все явления, которые воссоединяются в одно целое, образуя главную героиню нашей статьи. Психология охватывает несколько толкований понятия воли. В нашей статье мы постараемся узнать об этой таинственности как можно больше.

  • Что такое воля: определения
  • Воля и её основные признаки
  • Виды и характеристика воли
  • Развитие воли в характере человека
  • Характеристики воли
  • Воля в структуре характера и её воспитание

Что такое воля: определения

  1. Воля представляет собой осознанное регулирование каждым индивидуумом своих поступков и действий, выполнение которых требует моральных и физических затрат.
  2. Воля — это форма психического отражения, в которой отражаемым объектом выступает поставленная цель, мотивация её достижения и существующие объективные препятствия для реализации; отражённым принято считать субъективную цель, борьбу противоречий, собственное волевое усилие; результатом проявления воли является достижение цели и удовлетворение собственных желаний.

    Стоит отметить, что препятствия, с которыми приходится сталкиваться человеку, являются как внутренними, так и внешними.

  3. Воля — это сторона сознания, которая является своеобразным рычагом деятельности и регуляции начала, призванное создавать усилия и удерживать их в течение такого времени, сколько это необходимо.

Короче говоря, можно объединить все вышеизложенное и сделать вывод, что воля — это умение каждого человека, которая проявляется в самодетерминации и саморегуляции им собственной деятельности и разнообразных психических процессов.

: что вкладывается в понятие «деградировать«?

Воля и её основные признаки

  1. Основное волевое свойство заключается в умении не только правильно ставить цели, но и достигать их. Короче говоря, если вы целеустремлённый человек, который привык достигать своих целей, то вы наделены хорошо развитыми волевыми качествами.
  2. Вторым признаком проявления волевых качеств является решительность.

    Если у человека развито это качество, то он способен молниеносно, но при этом обдумано подходить к выбору своих целей, не забывая о методах их реализации.

  3. Настойчивость — это правильная мотивация, которая способна не только помочь вам в достижении поставленной цели, но и существенно укрепит вашу волю.

    В психологии настойчивых людей позиционируют как тех, которым по силам трезво оценивать сложившиеся ситуации, отыскав в ней то, что поможет достичь желаемых целей.

  4. Выдержка. Благодаря этой характеристике человек в той или иной степени затормаживает все функции, порой, спуская все на нет.
  5. Самодисциплина и самостоятельность.

    Если человек в своей жизни способен без чьей-либо помощи поставить перед собой цель и идти к принятому решению, то у него хорошо развиты волевые качества.

Виды и характеристика воли

Современная психология подразделяет это явление на три наиболее распространённых вида в психике человека:

  1. Свободная или же духовная воля. Эта черта характера в большей степени развита у глубоко верующих людей. Почему бы в качестве примера на не привести образ жизни монахов. Они самостоятельно приняли серьёзное решение, оставив все материальные ценности за пределами своей жизни.
  2. Естественное волевое качество играет роль рычага, которой позволяет делать выбор, мыслить, придерживаться своих взглядов и принципов, а также контролирует поведение.
  3. И заключительный вид — это вынужденные волевые качества, которые возникли в результате навязывания мыслей, убеждений, решений. В этом случае вы вынуждены придерживаться установленного плана в результате со сложившимися обстоятельствами в вашей жизни.

Развитие воли в характере человека

Эта отличительная черта характера человека отличает нас от поведения прочих живых существ на планете. Принято полагать, что это сознательное качество, которое образовалось вследствие образования социума и общественного труда. Воля тесно взаимодействует с познавательными и эмоциональными процессами, которые проходят в человеческой психике.

Ей подвластно проявлять всего две функции:

  • тормозную;
  • побудительную.

Функционирование первого качества проявляется в виде сдерживания тех поступков, которые противоречат вашим предубеждениям, признакам, нормам морали и прочее.

Что касается второго качества, то он побуждает нас к активным действиям и реализации поставленных целей.

Благодаря совокупности этих двух, взаимодействующих между собой функций, у каждого человека есть возможность развивать у себя волевые качества, преодолевать жизненные трудности, которые стоят на пути собственной реализации и счастья.

Стоит отметить, что, если качество жизненных условий, начиная с рождения, были неблагоприятными, то вероятность того, что у ребёнка будут хорошо развиты волевые качества — мала.

Но верьте и знайте, что мужество, настойчивость, решительность и дисциплинированность всегда можно развить, благодаря кропотливой работе над собой.

Для этого необходимо уделять время различным видам деятельности, подавляя внешние и внутренние препятствия.

Перечень факторов, которые способствуют торможению развития волевых качеств у детей:

  • избалованность;
  • жёсткие родители, которые полагают, что подавление решений ребёнка пойдёт ему на пользу.

Характеристики воли

  • Тесная взаимосвязь с понятием и мотивом «надо»;
  • Формирование четкого интеллектуального плана, который позволяет идти к реализации задуманного;
  • Осознанная опосредствованность;
  • Взаимодействие с иными психическими процессами, например: эмоции, внимание, мышление, память и прочее.

Воля в структуре характера и её воспитание

Самовоспитание и развитие собственных волевых качеств является неотъемлемой частью самосовершенствования каждой личности, исходя из чего, необходимо разработать правила и программы по разработке самовоспитания «силы воли».

Если силу воли рассматривать как самопроизвольное управление, то оно должно включать в себя самостимуляцию, самодетерминацию, самоконтроль и самоинициацию. Давайте рассмотрим каждое понятие более подробно.

  • Самодетерминация (мотивация)

Детерминация или, как мы привыкли говорить, мотивация — это обусловленность поведения человека, которая была побуждена определёнными факторами или причинами.

В произвольном поведении человека причина действия и поступка таится в самом человеке. Именно он отвечает за реакцию организма на раздражитель.

Однако, принятие решения является более сложным процессом, который охватывает больше протекающих явлений.

Мотивация — это процесс формирования намерения действовать или бездействовать. Сформированный фундамент своего поступка называется мотивом. Довольно часто, чтобы постараться понять причину действий другого человека, мы задаёмся вопросом, а какой мотив побудил человека к совершению этого поступка.

Подведя итоги всего вышеизложенного, хочется отметить, что у одного человека все составляющие волевых качеств проявляются неоднородно: одни лучше, другие хуже.

Это свидетельствует о том, что воля неоднородна и в зависимости от различных жизненных ситуаций.

Следовательно, можно полагать, что единственной для всех случаев силы воли нет, в обратном случае она бы проявлялась одним человеком либо крайне успешно, либо стабильно плохо.

Но это не говорит о том, что нет смысла заниматься самосовершенствованием и воспитанием своей силы воли. Следует полагать, что на пути можно встретиться с существенными трудностями, поэтому необходимо обзавестись терпением, мудростью, тактом и человеческой чуткостью. Академический бакалавриат это читайте у нас на сайте

Источник: https://obrazovanie.guru/psihologiya/opredelenie-ponyatiya-voli-v-psihologii-svojstva-i-struktura.html

Воля – это в психологии: характеристика и примеры проявления, роль воли в жизни человека

Понятие воли в психологии.  воля это что такое воля: определение — педагогика.нэс

Понять, что такое воля в жизни человека, постоянно пытались философы разных времен, но до сих пор в этом вопросе нет четкой точки зрения. Приведем наиболее распространенное определение этого понятия.

Воля это в психологии стремление индивидуума достичь желаемой цели, преодолевая внутреннее и внешнее противодействие. По словам Л.С.

Рубинштейна, волевое усилие упорядочивает деятельность, задает цель в жизни, изменяет сознание, корректирует действительность соответственно желанию человека.

Особенности

Определение, что такое воля, впервые попытался дать греческий мыслитель Аристотель. Ученый считал, что термин формулирует фундамент нравственности и результата деятельности человека. По его мнению, каждый сам отвечает за свою судьбу, делая выбор жизненного направления.

Если индивидуум самостоятельно решает, как поступить или что изменить в настоящем или будущем, то действия меняются по его желанию. Значит, быть хорошим или нет, полностью зависит от человека. По учению Аристотеля статус доброй воли заключается в свободном выборе действий и поступков с ориентацией на разумные намерения.

Осознанное управление своими поступками, поведением, встречает препятствия на пути, которые характеризуются внутренними или внешними мотивами и заставляют применять силу воли, заложенной в структуре характера.

При этом функция воли выражается, как активирующий или тормозящий ключ. В результате волевого усилия действие ускоряется, изменяет направленность, останавливается или приобретает иную характеристику.

! Определение эмоции – что это в психологии

Методы развития

Воля в структуре характера не закладывается генетически. У каждого есть возможность путем эксплуатации сдерживающего и стимулирующего рычага развить волевые качества, чтобы преодолеть препятствия, отдаляющие реализацию личного благополучия и счастья.

Важно! Чем раньше у ребенка развивать проявление воли: решительность, дисциплинированность, мужество, настойчивость, тем более часто они будут проявляться во взрослой жизни.

Полезны следующие мероприятия по выработке умения применять волевое усилие:

  • составление плана на текущий день,
  • посещение кружков, спортзала,
  • соблюдение режима на протяжении дня: подъем, игры, занятия.

Взрослые должны контролировать, как ребенок выполняет поставленные задачи. Примеры: если на призыв убрать разбросанные игрушки, ребенок не реагирует, то волевое качество у него не вырабатывается.

Ребенок совершает отрицательный выбор в свою пользу.

Если у школьника что-то не получается, и он не желает прикладывать усилия для решения данной задачи, значит, силой воли он не обладает, ему требуется наставление взрослых.

Ребенок должен выполнять распорядок дня

Волевые виды, если описать их кратко, основываются:

  • на физиологических процессах, выраженных в реакции нервных процессов мозга,
  • закладываются семьей в ходе воспитания,
  • изменяются у взрослых людей путем регулирования своего поведения, моральных качеств, жизненных устоев,
  • на выработку данной функции воздействуют внешние обстоятельства жизни человека.

! Что это такое – девиантное поведение

У людей чаще встречается 3 вида проявления воли:

  1. Духовная (свободный тип) проявляется у верующих в Бога. Например, монах, решивший посвятить свою жизнь Творцу, сознательно отрекается от комфорта и удовольствий мирского существования путем усиления воли. Христиане ограничивают питание в пост, уделяют весомую часть свободного времени молитвам.
  2. Выбор естественного волеизъявления позволяет придерживаться своих принципов в жизни, контролировать поведение.
  3. Вынужденная характеристика воли:человеку приходится подчиняться общественным законам, моральным установкам.

Духовный тип проявления воли у верующих

Как развить волевые качества

В детском возрасте затруднения при воспитании волевых характеристик вызывает излишняя избалованность. Избавиться от приобретенной привычки бывает достаточно сложно.

Важно! Также «медвежью услугу» оказывают родители ребенка, жестко подавляя любую его инициативу. При таком воспитании дети вырастают безвольными.

Развивают волю:

  • понятие необходимости действия,
  • планирование задуманного,
  • осознанная решимость,
  • мотивация,
  • помощь других процессов психики: внимательность, эмоциональность, запоминание, мышление, логика..

Чтобы начать этап совершенствования волевых качеств, необходимо кратко разработать следующие определения, на основе которых и формируется воля:

  • мотивирование поступков,
  • личное контролирование процесса,
  • разработка инициативы, свойств, которые показывают самостоятельность ребенка,
  • стимулирование действия или бездействия.

Родители должны поощрять инициативу ребенка

При этом сам волевой акт вызывает у человека стрессовое состояние, напряжение психики:

  • побуждение может четко осознаваться или манить своей неопределенностью,
  • сложность выбора главного мотива, если выбирать приходится из нескольких,
  • определение очередности мотивации,
  • поведенческий мотив может существенно отличаться, чувство неуверенности вызывает беспокойство при выборе модели поведения.

Мотивация и цель

Мотив и результат волевого действия не всегда соответствуют желаемому результату.

Выделяется 4 итоговых типа воли в психологии:

  • положительный мотив выражается после аналогичного действия (поступка),
  • отрицательный мотив вызывает такой же итог,
  • добрые намерения при неблагоприятном стечении обстоятельств или неосторожности приводят к отрицательному результату,
  • отрицательная мотивировка имитируется под положительную характеристику по типу цель оправдывает средства.

Различают простые и сложные действия. Простые состоят из цели и поступка, которые часто совпадают. Пример: атлет подошел к турнику и решил подтянуться. Действие не требует дополнительного обдумывания или сомнения. Подошел, подтянулся.

При сложном решении промежуточным мероприятием служит планирование. Например, учеба в ВУЗе, подготовка к походу, спортивные состязания.

Прежде, чем что-то сделать, необходимо поставить цель — задуманный результат будущего проявления воли. Достижением удовлетворяется какая-либо человеческая потребность (мотив).

Если цель и мотив полностью или частично совпадают, затрачивается меньшее волевое усилие. Пример: человек захотел освежиться в речке (цель), так как на улице слишком жарко (мотив).

Волевого напряжения не требуется, цель и мотивация совпали.

! Понятие ощущение – что это в психологии такое

Часто мотив не совпадает с назначенной целью: мальчик записывается в спортивную секцию. В этой ситуации мотивом может послужить не волевое усилие, а другие причины.

Мальчик может записаться в секцию, потому что у него появилось желание:

  • стать сильным и ловким,
  • повысить авторитет среди сверстников,
  • уступить воле родителей,
  • просто заняться чем-нибудь интересным.

В соответствие с мотивом и целью происходит волевое напряжение для достижения результата.

Конфликт мотивов получается, если одновременно хочется сделать сразу несколько дел:

  • подготовиться к сдаче экзаменов,
  • пойти в гости,
  • отдохнуть на речке,
  • посмотреть интересный фильм.

Конфликт мотивов

Выбор человек в жизни делает сознательно, сопоставляя, что сейчас важнее. Также значительным волевым усилием характеризуется этап планирования мероприятия. При этом человек ищет наиболее благоприятные пути совершения задуманного.

Заключительная фаза — исполнение действия, по которому рассматривают значимость целого мероприятия. Человеку бывает трудно довести дело до конечного итога и получить более высокий результат, если у нет определенной волевой подготовки.

При этом отмечаются:

  • бесконечное откладывание процесса начала деятельности,
  • трудности с доведением до конца начатого дела,
  • невозможность отступить от выполнения плана, даже при изменившихся обстоятельствах, побуждает прекратить работу, не полностью ее закончив, потому что это выгоднее.

Отказ от продолжения работы в отдельных случаях требует значительно большего волевого усилия, чем продолжение напрасного труда.

! Принципы устройства бытия: что это такое онтология

Примеры ситуаций

Лучше всего воля и ее основные признаки рассматривается на конкретных примерах.

Попробуем разложить по составляющим процесс питья воды:

  • человек подходит к холодильнику,
  • открывает дверцу,
  • достает бутылку воды,
  • откупоривает пробку,
  • берет рукой пустой стакан,
  • наливает воду из бутылки, наклоняя горлышко,
  • подносит стакан ко рту и наклоняет его, чтобы вода подошла к краю,
  • делает сосущее движение ртом,
  • глотает воду,
  • ставит бутылку обратно в холодильник.

При этом характеристика воли на произвольные (требующие контроля сознания) и непроизвольные (глотание) проявляется на уровне инстинкта, происходит отклик организма на вид стакана с водой. Остальные действия происходят автоматически, без акцентирования внимания на их выполнении.

Непроизвольное проявление воли

Ярко проявляется воля и ее основные признаки при анализе характера личности:

  • целеустремленность, решительность,
  • настойчивость, самообладание,
  • выдержка, самостоятельность.

Усилие воли в жизни по интенсивности зависит от следующих характеристик личности:

  • взгляды на устройство окружающего мира,
  • заложенный воспитанием моральный облик,
  • значимость поставленной цели и ее достижение,
  • отношение человека к предстоящей деятельности,
  • свойства личной управляемости, организованности.

Роль воли в критической ситуации – это психологический порыв, поддержанный эмоциональными составляющими. В этот момент обостряются чувства, мобилизуются все резервы человеческого организма, расходуется максимальное количество энергии. Иногда это приносит «волшебные результаты», которых невозможно достигнуть в обычных условиях.

! Как предотвращается и что это такое конфликт интересов

Вывод

Только человек, в отличие от других живых существ на Земле, наделен, разумом и силой воли. Без их применения невозможно добиться успехов в работе, учебе. Все волевые характеристики вырабатываются у личности на протяжении всей жизни и закрепляются путем самовоспитания.

Источник: https://tvercult.ru/psihologiya/ponyatie-volya-chto-eto-v-psihologii

Воля в психологии: это что такое, понятие, функции и схемы

Понятие воли в психологии.  воля это что такое воля: определение — педагогика.нэс

На протяжении жизни человек выполняет различные действия, которые можно разделить на неосознанные и осознанные.

Первые выполняются машинально, без конкретных мотивационных мыслей, но большинство действий подлежат контролю, сознанию.

Воля в психологии — сила или мотивация, которая дает возможность преодолеть препятствия на пути к поставленной цели. Только с помощью волевого усилия можно пройти через трудности, добиться необходимого результата.

Суть и понятие

Воля — психическая деятельность которая доступна только человеку. Она проявляется, когда индивид наметил для себя цель, но на пути ее достижения появились какие-либо трудности, препятствия. Чтобы не стоять на месте, продолжать двигаться дальше, он должен применить волевые усилия.

В психологии волей называется сторона сознания, которая нужна для начала деятельности, ее длительного удержания.

Исторический очерк

Психология воли начала развитие еще в эпоху Античности. Тогда первые исследователи выделяли ее как особую силу, которая побуждала человека на действия.

Интенсивная разработка этого понятия начинается только в 18 веке. Начиная с этой эпохи выделяются мотивационные подходы, появляется понятие свободной и зависимой воли.

Ученые, которые внесли огромный вклад в изучение воли со стороны психологии — Вундт, Выготский, Рубинштейн, Декарт, Рибо.

Классификация

Современная психология разделяет человеческую волю на три вида:

  1. Духовная или свободная. Развита у верующих людей. Они самостоятельно принимают решение об ограничении себя от мирских благ, ведения аскетического образа жизни.
  2. Естественная. Присуща любому индивиду, но развита в разной степени. Помогает преодолевать разные трудности на пути к намеченной цели, дает мотивацию на действия.
  3. Вынужденная. Возникает, когда человек действует зависимо от навязанного мнения других людей.

Последний вид воли представляет собой контроль, которым часто пользуются руководители, учителя, воспитатели.

Теории, формы и уровни

Волевые действия имеют сложную структуру и состоят из нескольких моментов:

  1. Принятия поставленной цели, осознания возможностей для ее достижения. Человек размышляет о том, нужно ли ему тратить время на задуманное или лучше задействовать силы на другие дела.
  2. Оценки собственных возможностей, ресурсов, для достижения необходимого результата.
  3. Окончательного выбора метода достижения задуманного. Это самый сложный этап, на котором волевые качества индивида проявляются сильнее всего.
  4. Принятие решения.

Последний этап — осуществление задуманного.

Характерные признаки

Признаки:

  1. Умение ставить перед собой цели и достигать их любыми усилиями. У людей, которые постоянно достигают поставленных целей, хорошо развиты волевые качества.
  2. Решительность.
  3. Настойчивость. Зависит от мотивации.
  4. Самостоятельность, самодисциплина.
  5. Выдержка, терпение.

Эти признаки характерны для людей, которые имеют развитые волевые качества.

Нарушения

Виды нарушения воли:

  1. Гипобулия — в таком состоянии волевая активность снижается. Это расстройство характерно для ленивых, медлительных людей, которым сложно решиться сделать что-то выходящее за их зону комфорта.
  2. Абулия — безволие, ослабление воли, нерешительность. Индивид боится самостоятельно принимать решения, не проявляет инициативу в группе других людей, старается быть на последнем плане.
  3. Гипербулия — нездоровая активность. Проявляется у людей с маниакальными наклонностями. Они берутся за множество дел одновременно, ничего не доводят до конца.

При выявлении нарушений воли человеку нужно оказать соответствующую психологическую помощь.

Методы исследования

Существует несколько методов изучения волевых качеств:

  1. Экстенсивные. Это наблюдение за действиями человека в естественных условиях.
  2. Экспериментальные. Организовывается эксперимент, при котором испытатель вызывает интересующие явления самостоятельно, не дожидаясь их.

Экспериментальные методики можно разделить на естественные или принудительные.

Умный водитель
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: