Понятие признаки и функции административного договора. Административное право россии. Виды административно-правовых договоров

Содержание
  1. Административное право | Страница 2 | Онлайн-библиотека
  2. 1.5. Исполнительная власть: понятие и признаки
  3. 1.6. Цели, функции и уровни исполнительной власти
  4. 2.1. Понятие и признаки отрасли административного права
  5. 2.2. Предмет административного права
  6. Административно-правовые договоры как форма деятельности субъектов государственной администрации
  7. Административно правовые договоры и соглашения в качестве формы деятельности субъектов госадминистрации
  8. Соглашения между субъектами госадминистрации разного и одного иерархического уровня
  9. Служебные контракты при поступлении на гражданскую службу, контракты при поступлении на военную и правоохранительную службу, как разновидность административно правовых договоров
  10. Административный договор: это… Понятие, виды и признаки
  11. Понятие
  12. Признаки
  13. Основные положения документа
  14. Виды договоров
  15. Виды по предмету
  16. Виды по юридическим свойствам
  17. Виды по отношениям
  18. Виды по целенаправленности
  19. Виды по субъектному составу
  20. Другие виды
  21. «За» и «против» административного договора
  22. Договор или соглашение – как правильно?
  23. Примеры
  24. Заключение
  25. Понятие административно-правовой нормы. Особенности её содержания и структуры
  26. Особенности содержания и структуры административно-правовых норм
  27. Особенности структуры административно-правовых норм

Административное право | Страница 2 | Онлайн-библиотека

Понятие признаки и функции административного договора. Административное право россии. Виды административно-правовых договоров

4) организационно-правовые – формирование правовой системы, способствующей реализации всех основных функций государства и решения всех его задач при помощи демократических институтов и механизмов правового государства, а также организационно-функциональных образований.

Принципы государственного управления – основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе управленческой деятельности и раскрывающие ее сущность.

Принципы делятся на общие (социально-правовые) и организационные.

Общие (социально-правовые) принципы:

• демократизм – народ выступает единственным источником власти; он осуществляет власть как непосредственно, так и через органы исполнительной власти; контроль за деятельностью органов исполнительной власти осуществляется органами законодательной и судебной власти, прокуратуры, а также населением (общественный контроль);

• законность – деятельность органов исполнительной власти должна строиться на основе точного и неукоснительного соблюдения и исполнения Конституции и законов, соответствия прилагаемых нормативных правовых актов актам высшей юридической силы;

• объективность – при осуществлении управленческой деятельности необходимо адекватно воспринимать происходящие процессы, устанавливать существующие закономерности и учитывать их при принятии управленческих решений и их реализации;

• научность – применение научных методов сбора, анализа и хранения информации, учета научных наработок в ходе принятия и реализации управленческих решений;

• конкретность – осуществление управления должно строиться с учетом конкретных жизненных обстоятельств, т. е. в соответствии с реальным состоянием объекта управления и ресурсом субъекта управления;

• разделение властей – подразделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную с закреплением за ними в установленном порядке конкретных функций;

• федерализм – деятельность органов исполнительной власти строится на основе нормативного закрепления разграничения компетенции и предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами РФ;

• эффективность – достижение целей управленческой деятельности должно осуществляется при минимальных затратах сил, средств и времени.

Организационные принципы:

• отраслевой – осуществление управленческой деятельности, организация системы управления строится с учетом общности объекта управления, который образует определенную отрасль (управление промышленностью, транспортом, связью, агропромышленным комплексом, образованием, здравоохранением и т. п.);

• территориальный – формирование системы управления основывается на территориальной основе (административно-территориальном делении);

• линейный – тип организации служб и подразделений, осуществляющих исполнительно-распределительную деятельность, при котором руководитель в пределах своей компетенции обладает по отношению к подчиненным всеми правами распорядительства;

• функциональный – органы и аппараты исполнительной власти осуществляют общие подведомственные функции управления (финансы, статистика, занятость и т. д.);

• двойного подчинения – сочетание начал централизованного руководства с учетом территориальных условий и состояния объекта управления;

• сочетание единоначалия и коллегиальности – наиболее важные вопросы, касающиеся основополагающих аспектов управленческой деятельности, принимаются коллегиально, а оперативные, текущие, не требующие коллегиального рассмотрения, решаются единолично.

1.5. Исполнительная власть: понятие и признаки

Государственная власть – исходящая от государства возможность и способность оказывать определенное воздействие на поведение людей с помощью определенных средств.

Разделяют следующие ветви (виды) государственной власти: законодательная; исполнительная и судебная.

Исполнительная власть – ветвь государственной власти, деятельность по управлению делами государства и общества, осуществляемая системой государственных органов, которые наделены исполнительно-распорядительными полномочиями и подконтрольны органам законодательной и судебной власти.

Признаки исполнительной власти:

• является самостоятельной ветвью единой государственной власти;

• выступает в качестве подзаконной по отношению к представительной (законодательной) власти;

• осуществляется органами исполнительной власти, которые являются органами государственного управления;

• обладает предметно-функциональной самостоятельностью;

• обладает единством, т. е. осуществляется на всей территории Российской Федерации;

• организуется и осуществляется на началах федерализма при разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Федерации;

• ее деятельность носит исполнительно-распорядительный характер;

• носит универсальный характер, т. е. осуществляется постоянно и непрерывно;

• имеет в своем распоряжении определенные средства (ресурсы) для осуществления принудительных функций.

1.6. Цели, функции и уровни исполнительной власти

Цели исполнительной власти:

1) обеспечение безопасности личности, общества, государства;

2) создание условий, способствующих благополучию личности, общества, государства;

3) создание условий для реализации субъектами социальных отношений их прав, свобод, законных интересов;

4) защита человека от противоправных посягательств. Функции исполнительной власти:

1) исполнительная (правоприменительная) – исполнение Конституции, федеральных законов и законов субъектов РФ;

2) правозащитная – функция соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина;

3) социально-экономическая (обеспечительная) – создание условий для развития хозяйственного строительства, социально-культурного и административно-политического управления;

4) обеспечения законности и соблюдения конституционного порядка в стране;

5) регулирующая – осуществление руководства, контроля, координации, планирования, учета, прогнозирования и т. д.;

6) нормотворческая – осуществление в установленном порядке деятельности по принятию нормативных правовых актов;

7) охранительная (юрисдикционная) – применение к юридическим и физическим лицам мер государственного (административного) принуждения в случае, если указанными лицами нарушаются нормы законодательства.

Существуют два уровня исполнительной власти: федеральная исполнительная власть и исполнительная власть субъектов РФ.

2.1. Понятие и признаки отрасли административного права

Административное право – отрасль российского права, система юридических норм, регулирующая общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации задач и функций органов государственной власти, местного самоуправления при осуществлении исполнительно-распорядительной деятельности, а также отношения внутриорганизационного характера на предприятиях, в учреждениях, организациях.

Признаки отрасли административного права:

• является одной из основополагающих отраслей публичного права;

• представляет собой совокупность юридических норм;

• имеет обособленный предмет правового регулирования – управленческие отношения, возникающие как в сфере государственного управления, так и в других сферах;

• имеет свой метод правового регулирования;

• обладает внутренней согласованностью, состоит из определенных элементов;

• имеет внешнее выражение, т. е. закрепляется в определенных формах-источниках.

Критерии (основания) деления права на отрасли составляют предмет, метод, наличие обособленной нормативной правовой базы.

2.2. Предмет административного права

Общественные отношения в сфере государственного управления, а также управленческие отношения, возникающие в иных сферах жизнедеятельности общества, составляют предмет административного права.

Виды управленческих отношений, регулируемых нормами административного права:

По субъектному признаку:

2

Источник: https://litrus.net/book/read/169087?p=2

Административно-правовые договоры как форма деятельности субъектов государственной администрации

Понятие признаки и функции административного договора. Административное право россии. Виды административно-правовых договоров

В данном разделе рассматривается порядок заключения административно правовых соглашений между субъектами госадминистрации разного и одного иерархического уровня, а также служебные контракты.

Административно правовые договоры и соглашения в качестве формы деятельности субъектов госадминистрации

В содержании действующего законодательства не применяются понятия административно-правового договора или административно-правового соглашения. Но авторы специальной литературы подобные договоры/соглашения рассматривают, как одну из форм деятельности субъектов системы правовых норм.

Данные договоры/соглашения закрепляются в федеральном и региональном законодательствах.

Они применимы для субъектов госадминистрации разного иерархического уровня, исполнительных органов госвласти субъектов России и органов местного управления муниципальных образований, а также государственных органов – нанимателей на госслужбу и граждан.

Замечание 1

В российском законодательстве допускается возможность заключать договора/соглашения между органами госвласти России и ее субъектов.

В Конституции России предусмотрено то, что федеральные органы исполнительной ветви власти по согласованию с органами исполнительной вести власти субъектов России вправе передавать им исполнение части своих функций, если они не противоречат Конституции России и федеральному законодательству. Органы исполнительной ветви власти субъектов России по согласованию с федеральными органами исполнительной ветви власти вправе передавать им осуществление части своих функций (части 2 и 3 статьи 78).

Указанные конституционные нормы рассматриваются и развиваются в Федеральном конституционном законе «О Правительстве России».

В данном правовом документе устанавливается, что Правительство России по согласованию с органами исполнительной ветви власти субъектов РФ вправе передавать им осуществление части собственных функций и реализовывать функции, переданные ему от органов исполнительной ветви власти субъектов России на базе соглашений.

Замечание 2

Исключительно лишь на заседаниях Правительства России принимают решения по вопросам подписания соглашений с органами исполнительной ветви власти субъектов России (части 2 и 3 статьи 13, часть 11 статьи 28).

Соглашения между субъектами госадминистрации разного и одного иерархического уровня

В Федеральном законе, посвященном общим принципам организации законодательных/представительных и исполнительных органов госвласти субъектов России содержится самостоятельная глава об общих принципах разграничения функций между федеральными органами госвласти и органами госвласти субъекта России.

Здесь устанавливается, что функции органов госвласти субъекта России по вопросам совместного ведения определены в Конституции государства, федеральных законах, законах субъектов России и договорах о разграничении полномочий и соглашениях.

Функции органов госвласти субъекта России по вопросам ведения страной определены в федеральных законах, издаваемых согласно им нормативно-правовыми актами Президента России и Правительства России и соглашениями.

Нормативно-правовое регулирование на основании перечисленных договоров и соглашений является дополнением применительно к действующему регулированию на базе нормативно-правовых актов: постановлений, законов, указов.

Оно применимо в ситуациях, когда невозможно или же нецелесообразно по каким-то обстоятельствам решать дилемму уточнения, перераспределения, делегирования функций при помощи федерального закона и иных нормативно-правовых актов.

Замечание 3

Порядок заключения и вступления в юридическую силу соглашений между федеральными органами исполнительной ветви власти и исполнительными органами госвласти субъектов России по поводу передачи ими друг другу части собственных функций регулируется Правительством России.

Подготовку проекта соглашения осуществляет федеральный орган исполнительной ветви власти либо исполнительный орган госвласти субъекта России, являющимся инициатором соглашения.

Проект договора/соглашения инициатор направляет второй стороне. Согласование проекта соглашения осуществляется в течение 2-х недель. Однако он может быть продлен по договоренности между сторонами на 1 месяц.

В случае если проект договора не будет согласован обеими сторонами в указанный срок, инициатор имеет право обратиться в Правительственную комиссию, занимающуюся административной реформой, для рассмотрения разногласий.

Члены правительственной комиссии принимают согласованное сторонами решение по поводу подписания соглашения или же о прекращении процесса его заключения.

Правительственная комиссия вправе также принять решение, чтобы направить материалы, связанные с заключением соглашения, с целью рассмотрения на заседании Правительства России, в случае если к ней поступит обращение высшего должностного лица субъекта России (руководителя высшего исполнительного органа госвласти субъекта России). Правительство России принимает по предоставленным материалам заключительное решение в течение 1 месяца.

Подписанное участниками соглашение утверждается по распоряжению Правительства России. Проект данного распоряжения вносится в Правительство России федеральным органом исполнительной ветви власти, который является стороной соглашения, в течение 1 недели с момента подписания соглашения.

Замечание 4

Соглашение официально вступает в юридическую силу с момента вступления в силу распоряжения Правительства России об его утверждении. Копию соглашения федеральный орган исполнительной власти (сторона соглашения) направляет в Министерство регионального развития государства.

Опиши задание

Немного другой порядок предусмотрен для соглашений, для которых учитывается передача функций при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте и ремонте объектов капитального строительства, которые находятся в федеральной собственности (в том числе реализация функций строительной компании, учитываемых в федеральном законодательстве о градостроительной деятельности). Перечисленные соглашения вступают в юридическую силу с учетом некоторых особенностей:

  • в случае несогласования проекта договора/соглашения в установленные 2 недели с возможностью продления на 1 месяц процесс заключения соглашения прекращается;
  • договор/соглашение вступает в юридическую силу с даты, определенной данным соглашением;
  • в случае если одним из участников указанного соглашения выступает федеральная служба(агентство), которая(-ое) находится в ведении федерального министерства, тогда соглашение поступает на подтверждение федеральным министерством и признается заключенным с момента данного утверждения и вступает в юридическую силу с момента вступления в юридическую силу нормативно-правового акта федерального министерства об его утверждении.

По договоренности разделяются функции органов исполнительной ветви власти краев и областей, которые имеют в составе автономные округа, и органов исполнительной ветви власти автономных округов.

Субъекты России и их государственные органы исполнительной ветви используют договорную форму регулирования в целях координации совместной исполнительной деятельности, а также взаимодействия при реализации общего административного управления и административно правового регулирования.

Она применима также в правовых отношениях между органами исполнительной ветви власти субъектов России и органами местного управления муниципальных образований.

Служебные контракты при поступлении на гражданскую службу, контракты при поступлении на военную и правоохранительную службу, как разновидность административно правовых договоров

Другой вид административных договоров – это служебный контракт (касаемо прохождения военной службы).

Определение 1

Административный договор является соглашением на добровольной основе между представителем нанимателя на прохождение гражданской службы либо федеральным органом исполнительной ветви власти, в котором подразумевается военная служба, и гражданином, отправляющимся на государственную гражданскую или же военную службу.

Определение 2

Административно-правовой договор/соглашение/контракт представляет собой форму деятельности субъектов госадминистрации, предусмотренной в административном праве, выражающаяся в официальной письменной форме; добровольное публичное волеизъявление равноправных сторон административного правового отношения, причем минимум один участник имеет статус исполнительного органа либо должностного лица госвласти, но использует в этом отношении собственные властные права.

Определение 3

Предметом договора/соглашения выступает передача сторонами друг другу реализации части своих функций, ответственности, организация общей исполнительной деятельности, административного управления и правового регулирования, зачисление на государственную гражданскую, военную либо правоохранительную службу.

Обычно заключение административно правового договора/соглашения сопровождается последующим принятием нормативного либо индивидуального административно правового акта с целью осуществления достигнутых договоренностей в ходе дальнейшей исполнительной деятельности, административного управления и правового регулирования.

Фактически властные полномочия – это одни из самых очевидных признаков компетенции органов госвласти, а наделение их полномочиями либо изменение их объемов происходит по единому правилу лишь через издание правовых актов.

Потому признается, что самого по себе договора/соглашения, рассматриваемого без сопровождающего правового акта, недостаточно для приобретения полномочий исполнительным органом госвласти, которому данные полномочия переданы.

С юридической точки зрения, в этом случае чтоб получить властные полномочия, необходим сложный состав в форме 2-х документов для их передачи: договор/соглашение и правовой акт. Служебный контракт тоже действителен совместно с правоприменительным актом, посвященном назначению гражданина на государственную должность гражданской службы.

При рассмотрении вопросов участия исполнительных органов госвласти в договорном регулировании следует уделить внимание особенностям заключения гражданско-правовых договоров, где указанные органы пользуются собственными специфическим властным воздействием.

Пример 1

В Федеральном законе, посвященном поставкам продукции для федеральных государственных нужд предусмотрена контрактная (договорная) основа заказов на поставку товаров (статьи 3, 5).

Пример 2

В Федеральном законе касаемо закупок и поставок сельхозпродукции, сырья и продовольствия для государственных нужд, тоже установлена договорная форма заказов на закупку и поставку (статьи 1, 3, 5, 6 и 8).

Замечание 5

Данные отношения в ГК РФ регулируются, как договорные и гражданско-правовые (статьи 525-534).

Одновременно с этим, в договорах подобного плана есть некоторые административно правовые элементы. Так, для них характерен государственный заказчик в лице органов госвласти и госконтроль, обеспечение госнужд за счет федерального бюджета и бюджетов субъектов России.

К отношениям, не регулируемым ГК РФ, применяют законы, посвященные поставкам товаров для госнужд.

Конечно, от присутствия перечисленных элементов данные договоры не теряют гражданско-правовой природы и не являются административно правовыми, хоть и могут выступать предметом административно правового исследования, учитывая то, что они удовлетворяют публичные интересы.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/administrativnoe-pravo/administrativno-pravovye-dogovory/

Административный договор: это… Понятие, виды и признаки

Понятие признаки и функции административного договора. Административное право россии. Виды административно-правовых договоров

Административный договор включает в себя широкий раздел различных правоотношений. О том, что он собой представляет, какие имеет признаки и виды, почему некоторые юристы оспаривают само существование подобных документов и другую интересную информацию читайте в статье.

Понятие

Административный договор – это соглашение, заключенное между двумя и больше субъектами правовых отношений, в результате которого устанавливаются, меняются и прекращаются определенные права и обязанности. Посредством него исполнительные госорганы (федеральные, региональные или муниципальные) подписывают соглашения межправительственного, ведомственного, регионального и другого типа.

По другому определению, административный договор – это двусторонний или многосторонний документ, который основан на административных правовых актах и разработан по итогам взаимного волеизъявления субъектов соответствующей отрасли права, устанавливающий, изменяющий и прекращающий права и обязанности сторон.

Признаки

Принадлежность к этому соглашению можно узнать по определенным признакам. К таковым относятся следующие:

  • Основой договора служит административное право.
  • Его база заключена в главном законе страны – Конституции.
  • В договоре участвует два и большее количество субъектов, одним из которых является государственный орган или его представитель.
  • Заключается в результате согласования мнений сторон.
  • Рассчитывается на определенный период действия.
  • Подписывается согласно процедуре, установленной законом.
  • Односторонний отказ от заключенного договора не разрешается.
  • При несоблюдении условий наступает юридическая ответственность (которая прописывается в соглашении, а при отсутствии соответствующих пунктов наступает согласно действующему законодательству).
  • Задачами соглашения служит обеспечение публично-правовых интересов участников.

Основные положения документа

Административный договор рассматривается как правовая организационная форма выполнения его сторонами задач и полномочий, при которых достигаются те или иные хозяйственные, социальные, культурные и другие результаты. Основная функция заключается в удовлетворении публичного и частного интереса. Так, договор об охране гражданина служащими ОВД – это типичный административный договор.

Понятие соглашения дополняется правовой формой исполнения его условий участниками соответствующей правосубъектности. Соответственно, если исполнительные органы выступают в договоре как носители правоспособности гражданского или трудового права, то речь идет не об административных правоотношениях, а о гражданских или трудовых.

Чаще всего сторонами такого соглашения выступают исполнительные органы и местная администрация. Но помимо управленческих инстанций, в качестве сторон могут выступать коммерческие и некоммерческие компании в административном договоре.

Пример этому – соглашения между должностными лицами региональных властей с РАО ЕЭС о реформировании систем энергетики, администрации с РАО «Российские ж/д».

Таким образом, правоотношения могут носить не только горизонтальный характер, но и бывают управленческими в прямом смысле слова.

Также стороны могут исполнять профильные задачи на разных уровнях, входя при этом в одну или разные системы. Основным условием является то, что договор заключается на принципе добровольности, а его стороны являются равноправными.

Если в соглашении предусматривается подчинение одной стороне другой стороны, то такие правоотношения не могут считаться договором. Они возможны лишь в виде специфической формы деятельности юридически неравноправных сторон.

Управленческий субъект заключает соответствующий договор в рамках компетентности. При этом решаются задачи, входящие в область его деятельности. Соглашение ориентируется на обеспечение публичного интереса.

Договор подписывают должностные лица, например, от имени исполнительных органов или местных властей. В отдельных случаях предусматривается предварительное рассмотрение и одобрение подписываемых бумаг.

Документ может являться предпосылкой для подписания других подобных соглашений или иного характера (например, административно-трудовой договор).

Споры и конфликты, вытекающие из соответствующих соглашений, разрешаются с помощью переговоров. Если этот способ не приведет к должному результату, то для защиты своих интересов стороны обращаются в суд.

Виды договоров

Административный договор – это соглашение, которое бывает разных видов. Критериями для этого служат:

  • Предмет.
  • Юридические свойства.
  • Характер отношений сторон.
  • Целенаправленность.
  • Круг сторон.
  • Число участников.

Рассмотрим эти критерии более подробно.

Виды по предмету

В зависимости от предмета административное соглашение может быть в виде договора:

  • О компетенции (при котором разделяются полномочия, а также предмет).
  • Об обеспечении госнужд (в виде госзаказа).
  • Об управлении объектами собственности, принадлежащей государству.
  • Трудовые соглашения, заключенные с госслужащими.
  • Налоговые и финансовые.
  • О сотрудничестве и совместной деятельности.
  • Об оказании услуг госорганов и муниципальных властей физическим лицам (услуги ЖКХ, о благоустройстве и так далее).
  • Об инвестициях.
  • Прочие соглашения.

Виды по юридическим свойствам

Административно-правовой договор можно рассмотреть с точки зрения юридических свойств. По этому параметру он бывает:

  • Устанавливающий право (при котором создаются новые нормы, в т. ч. административные).
  • Применяющий право (разрешает конкретные дела в области госуправления).

Виды по отношениям

Если административно-правовой договор рассмотреть, исходя из описания отношений субъектов, то он может являться соглашением:

  • Сторон, не имеющих контрольных и иных полномочий по отношению друг к другу.
  • При котором один субъект имеет специальные полномочия по отношению к контрагенту.

Виды по целенаправленности

Если заключение административного договора рассматривать на основе целенаправленности, то он бывает:

  • Регулирующий действия лиц, которые подчинены участникам договора.
  • Регулирующий управленческие действия, которые являются согласованными.
  • В виде смешанных соглашений.

Виды по субъектному составу

Исходя из субъектного состава соглашения могут заключаться:

  • Между исполнительной властью и госорганами (региональными или муниципальными).
  • Между организациями государственными и негосударственными.
  • Между госорганами и служащими.
  • Между гражданами и управленческими субъектами.

Другие виды

Если рассматривать виды административных договоров в зависимости от числа сторон, то они могут быть:

  • Двусторонними.
  • Многосторонними.

По уровню сложности:

  • Ординарные.
  • Сложные.
  • Уникальные.

По содержанию:

  • Организационные.
  • Смешанные (где организационные моменты соотносятся с трудовыми и имущественными вопросами).

«За» и «против» административного договора

В нормативных правовых актах не используется этот термин, который встречается в юридической литературе отрасли «Административное право». Административный договор часто обсуждается юристами-практиками. Он выделяется как самостоятельная форма госуправления. Юристы придерживаются одной из двух точек зрения:

  • Ставят под вопрос само наличие подобных договоров.
  • Не сомневаются в их возможности, а также в том, что подобные документы применяются в практике управления.

В первом мнении указывается на то, что договорные правоотношения по своей сути не возникают между субъектами при наличии управленческих задач. Это возражение находит много сторонников в отношении договоров в конституционном праве. На их основе рассматриваются и отдельные отношения, которые принимаются в управленческой области.

Второе мнение, при котором административный договор является возможным, считается конструктивным и имеет под своей основой большой опыт научных работ и практики. Но несмотря на это, признаки и виды такого документа до сих пор остаются спорными. Соглашения пытались даже отнести к гражданско-правовым договорам.

Договор или соглашение – как правильно?

На указанных выше аспектах дискуссии не останавливаются. Авторы спорят также о правильности использования термина «гражданско-административный договор» и предлагают вместо него использовать термин «соглашение». При этом считается, что соглашение яснее выражает соответствующую связь между субъектами. Хотя юридически эти термины не имеют принципиальной разницы.

Под соглашением подразумевается форма передачи каких-то полномочий местным властям госорганами, а также наоборот. Таким образом, сторонами являются исполнительные органы (разных уровней), предметом – передача каких-то полномочий.

Также условиями служит установленный порядок передачи, финансовая составляющая, взаимодействие сторон и так далее.

В соглашении может предусматриваться также ответственность за нарушение его условий, односторонний отказ, расторжение и компенсация причиненного ущерба.

В то же время оба термина одинаково применяются в гражданском законодательстве, так же, как и в трудовом. Тем не менее разграничения должны быть закреплены. Так или иначе, административный договор – это реальность, и он используется и расширяет свое действие в управленческой сфере.

Примеры

Соглашения и договоры могут заключаться между управленческими госорганами и хозяйствующими субъектами, например, о проведении мероприятий с целью решения задач хозяйственного, социального или культурного значения.

Примером этого может служить договор регионов РФ с транспортными предприятиями, которые не подчинены государственным структурам, об улучшении транспортного сообщения для населения и обслуживания предприятий. Также встречаются договоры управленческих органов о сотрудничестве.

Примером этого служит соглашение о проведении дней культуры, ярмарок и прочих мероприятий.

Оформление может осуществляться государственными органами и муниципальными властями. Эти инстанции также могут способствовать выполнению конкретных поставленных задач.

Другие договоры заключаются в соответствии с законодательством при замещении должностей госслужбы. При этом применяется не только административное право. Административный договор в этом случае содержит в себе элементы трудового законодательства. Те же нормы распространяются, когда речь идет о замещении руководящих органов унитарного предприятия.

Государственные контракты относятся к особому виду договоров. Они представляют собой форму реализации государственных заказов, используемых в разных областях деятельности. Основная особенность соответствующих контрактов заключается в том, что они сочетают в себе нормы административного и гражданского законодательства. К другим условиям относятся следующие:

  • Положение государственного контракта предусматривается нормами закона.
  • Одной из сторон выступает государство (в виде соответствующего органа или учреждения).
  • Договор заключается в государственных интересах (разного уровня) и не имеет целей коммерческого характера.
  • В качестве обязанной стороны выступает заказчик в лице той или иной государственной структуры.

Заключение

Несмотря на неоднозначное отношение к административному договору, несомненно, он играет важную роль во взаимодействии различных государственных структур и других сторон. Он отличается от соглашений, предусмотренных иными отраслями права, но в ряде случаев может и пересекаться с ними (например, с трудовым или гражданским правом).

Источник: https://FB.ru/article/453436/administrativnyiy-dogovor-eto-ponyatie-vidyi-i-priznaki

Понятие административно-правовой нормы. Особенности её содержания и структуры

Понятие признаки и функции административного договора. Административное право россии. Виды административно-правовых договоров

Норма административного права представляет собой правило, определенную меру должного поведения, установленную государством и охраняемую государственными средствами.

Норма права по своему юридическому значению есть определенное правило поведения, соблюдение которого гарантируется различного рода организационными, разъяснительными и стимулирующими средствами, а также применением в отношении тех, кто их не соблюдает, мер правового принуждения (дисциплинарная, административная, материальная, уголовная ответственность).

Подобные качества в полной мере присущи административно-правовым нормам. Ими определяются основные параметры государственно-управленческой деятельности и возникающих в ее процессе управленческих отношений (например, правовой статус гражданина, субъектов исполнительной власти).

Функции административно-правовых норм:

  1. регулятивная — определение вариантов должного, т.е. соответствующего интересам правового государства, поведения всех лиц и организаций, действующих непосредственно в сфере государственного управления;
  2. охранительная — обеспечение упорядоченности организации и функционирования как всей системы исполнительной власти (государственного управления), так и ее отдельных звеньев, рационального их взаимодействия;
  3. защитная — обеспечение в сфере государственного управления реализации и защиты прав, свобод и законных интересов граждан и организаций; обеспечение эффективной реализации конституционного назначения механизма исполнительной власти, т.е. исполнения, проведения в жизнь требований федеральных законов и законов субъектов РФ.

Особенности содержания и структуры административно-правовых норм

Особенности административно-правовых норм:

  • подзаконность устанавливаемых субъектами исполнительной власти административно-правовых норм;
  • на них падает основная нагрузка по реализации общих норм закона в процессе их применения в рамках функционирования механизма исполнительной власти.

По своему характеру и содержанию административно-правовые нормы могут быть:

  1. обязывающими;
  2. запрещающими;
  3. уполномочивающими;
  4. поощрительными.

Большинство административно-правовых норм являются прямо предписывающими обязанным субъектам постоянно и регулярно совершать определенные позитивные организационные действия (нормы о компетенции государственных органов и их служащих, нормы о порядке формирования органов, о порядке работы с обращениями граждан и др.).

Много в административном праве и запрещающих норм, которые устанавливают недопустимые действия (нормы, устанавливающие составы административных правонарушений, правила разрешительной системы и т.д.).

К уполномочивающим административно-правовым нормам относятся нормы, предоставляющие определенные права и полномочия органам, должностным лицам и гражданам, которые они могут использовать по своему желанию и усмотрению, а могут и отказаться от их реализации (нормы, предусматривающие возможность осуществлять те или иные управленческие действия по усмотрению субъекта, устанавливающие пределы полномочий, нормы о праве граждан на жалобы и заявления и др.).

Особой разновидностью уполномочивающих норм можно считать и поощрительные нормы, уполномочивающие соответствующих субъектов на применение различных мер поощрения.

Общими особенностями для всей совокупности административно-правовых норм являются:

  • огромное количество (по сравнению с нормами других отраслей права);
  • разнообразие форм их группировки, систематизации и кодификации.

Особенности структуры административно-правовых норм

Под структурой административно-правовой нормы понимается внутреннее строение нормы, определенный порядок взаимосвязи, взаимообусловленности составных частей, элементов нормы.

Административно-правовая норма состоит из гипотезы, диспозиции и санкции.

Административно-правовая норма, как и все другие правовые нормы, всегда имеет гипотезу и диспозицию, но часто не содержат в составе данной нормы санкции как последствия ее несоблюдения.

Санкции у всех административно-правовых норм, конечно, имеются (санкция является обязательным элементом структуры любой правовой нормы, без санкции правовая норма не существует), но они как бы вынесены за рамки содержания нормы и предусмотрены в других административно-правовых актах, например, в законодательстве о дисциплинарной ответственности, административной ответственности и т.д.

Гипотеза как часть административно-правовой нормы содержит указание на фактические условия ее реализации.

Гипотеза содержит указание на юридический факт, фактические обстоятельства вступления нормы в действие, реализации ее диспозиции (например, условия привлечения к административной ответственности). Гипотеза может быть как абстрактной, так и казуистической.

Абстрактная гипотеза, определяя условия действия нормы, указывает на общие признаки реализации нормы. Казуистическая гипотеза связывает реализацию юридической нормы со строго определенными частными случаями.

Диспозиция — это структурный элемент юридической нормы, в котором определяется правило поведения, предписываемое нормой, права и обязанности сторон. В зависимости от формы выражения, диспозиции административно-правовых норм подразделяются на предписывающие, управомочивающие или запрещающие.

Санкция как элемент административно-правовой нормы содержит указание на меры воздействия, применяемые к нарушителю.

При этом имеется в виду не любое административное воздействие, а лишь такое, применение которого предусмотрено нормой в связи с правонарушением.

Административно-правовые санкции, применяемые за административные правонарушения, предусматриваются Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Административно-правовые санкции, применяемые за нарушение норм данного Кодекса, перечислены в ст. 3.2. К ним относятся:

Административно-правовые нормы имеют определенную иерархию:

  1. конституционные нормы;
  2. нормы законов;
  3. нормы, устанавливаемые непосредственно субъектами исполнительной власти (например, Правительством РФ).

Таким образом, под административно-правовой нормой понимается норма права, регулирующая отношения в сфере государственного управления, внутриорганизационной деятельности органов исполнительной власти, аппаратов органов законодательной и судебной власти, а также в сфере осуществления государственной службы.

Виды административно-правовых норм

Виды административно-правовых норм

Административно-правовые нормы различны по своей регулятивной направленности и, соответственно, по юридическому содержанию.

Нормы административного права делятся на виды:

  1. по назначению:
    • материальные;
    • процессуальные.
  2. по методу воздействия на поведение субъектов:
    • предписывающие;
    • управомочивающие;
    • запретительные.
  3. по субъектам (адресатам) нормы, регулирующие:
    • деятельность государственных органов, предприятий, организаций;
    • поведение граждан;
    • деятельность общественных и религиозных организаций;
    • деятельность государственных служащих.
  4. по форме предписания:
    • императивные (категоричные);
    • рекомендательные.
  5. по действию в пространстве:
    • действующие на всей территории РФ;
    • действующие на территориях субъектов РФ;
    • действующие на территории нескольких государств в соответствии с двусторонними или многосторонними соглашениями (например, СНГ).
  6. по действию во времени:
    • срочные, т.е. с заранее определенным сроком действия;
    • бессрочные, не имеющие заранее установленного срока действия.
  7. по объему регулирования:
    • общие (распространяющие свое действие на все сферы и отрасли государственного управления и регламентирующие наиболее важные стороны процесса реализации исполнительной власти);
    • межотраслевые (регламентирующие те или иные стороны государственно-управленческой деятельности, которые являются общими или сопредельными для всех или многих отраслей государственного управления и имеют при этом специальный характер.Например, такие черты свойственны нормам антимонопольного, экологического законодательства и т.п.);
    • отраслевые (регламентирующие те или иные стороны управленческих отношений, возникающих в границах сферы, закрепленной за исполнительными органами отраслевой компетенции, например, министерств).

Материальные административно-правовые нормы юридически закрепляют комплекс прав и обязанностей, а также ответственность участников регулируемых административным правом управленческих отношений, т.е. фактически их административно-правовой статус.

В материальных нормах находит свое выражение тот правовой режим, в рамках которого должна функционировать система исполнительной власти (государственного управления), должны действовать участники регулируемых управленческих отношений. Такие административно-правовые нормы нередко называют статичными.

Это, например, нормы, определяющие обязанности соответствующих должностных лиц принять и рассмотреть в установленный срок жалобу гражданина, основы компетенции того или иного субъекта исполнительной власти.

Таким образом, материальные административно-правовые нормы определяют основы взаимодействия субъектов, исполнение, применение и соблюдение норм административного права, обеспечения в необходимых случаях их мерами государственного принуждения.

Процессуальные административно-правовые нормы регламентируют процессуальные вопросы, связанные с осуществлением государственного управления.

Например, это нормы, определяющие порядок приема, рассмотрения, разрешения жалоб и заявлений граждан: порядок производства по делам об административных правонарушениях.

Их назначение сводится к определению порядка (процедуры) рeaлизации юридических обязанностей и прав, установленных нормами материального административного права в рамках регулируемых управленческих отношений. Эти нормы обычно называют динамичными.

Соотношение материальных и процессуальных норм административного права может быть показано на следующем примере. Федеральный закон «О системе государственной службы РФ» от 27 мая 2003 г.

определяет государственную службу в качестве профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственного органа, а также условия, связанные с поступлением на государственную службу. Эти нормы лишь фиксируют возможности приобретения гражданами РФ статуса государственного служащего.

В этом их юридически понимаемая статичность и, соответственно, материальность. Этот же закон содержит нормы, определяющие порядок поступления на государственную службу и ее прохождения. В данном случае речь идет уже о процессуальных (динамичных) нормах.

Императивные нормы содержат правила, непосредственно определяющие поведение субъектов при наступлении сформулированных в них условий, которые не могут быть заменены другими правилами поведения по соглашению сторон данного правоотношения.

Рекомендательные нормы содержат рекомендации о целесообразности совершения субъектами административного права тех или иных действий.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/ponyatie-administrativno-pravovoy-normi-osobennosti-eyo-soderzhaniya-i-strukturi

Умный водитель
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: