Покровский собор на рву (собор Василия Блаженного). Святой Блаженный Василий. Храм Василия Блаженного

Содержание
  1. ☦Собор Василия Блаженного: история и фото
  2. Безоговорочный символ Москвы, Покровский собор все же был совсем нехарактерным для русского зодчества сооружением.
  3. В соборе 11 куполов, и ни один из них не повторяется
  4. Сейчас собор Василия Блаженного внутри — система лабиринтов, стены которой покрыты фресками. Узкие внутренние переходы и широкие площадки создают впечатление «города церквей».
  5. Собор Василия Блаженного известен по всему миру, и его фотография даже входит в список системных обоев рабочего стола операционной системы Windows 7.
  6. Храм Василия Блаженного, Москва – описание, история, фото
  7. История строительства Храма Василия Блаженного.
  8. Церкви Храма Василия Блаженного.
  9. Тайник в храме.
  10. Храм Василия Блаженного внутри.
  11. Храм Василия Блаженного в Москве: история и обзор собора
  12. Предания старины
  13. Архитектурная композиция собора
  14. Интерьер храма
  15. Путешествие сквозь время
  16. : тайна куполов
  17. Храм Василия Блаженного
  18. Собор и Сталин
  19. А действует ли собор в наши дни или это только музей?
  20. Как всё начиналось?
  21. Центральная церковь
  22. Юго-восточная церковь
  23. Западная церковь
  24. Северная церковь собора
  25. Придел Василия Блаженного
  26. Московский храм василия блаженного — древо
  27. Использованные материалы

☦Собор Василия Блаженного: история и фото

Покровский собор на рву (собор Василия Блаженного). Святой Блаженный Василий. Храм Василия Блаженного

Сначала в 1554 году рядом со стенами Кремля построили деревянный храм Покрова с семью приделами, а в 1555 заложили каменный собор Покрова Пресвятой Богородицы — 9 церквей на едином подклете. Пять из них освятили во имя святых и православных праздников, в дни которых состоялись важнейшие события Казанского похода.

Летописи называют строителями этого архитектурного чуда русских зодчих Постника и Барму. Есть даже версия, что это один человек. Но историки считают, что строительство Покровского собора не обошлось без участия западноевропейских мастеров.

Через 30 лет к ансамблю пристроили еще один небольшой храм в честь московского юродивого — святого Василия Блаженного. Он и дал народное название всему собору. Но произошло это не сразу, а лишь в конце XVII века.

Вначале новая церковь не была соединена с подклетом собора и единственная из всех отапливалась. Поэтому богослужения в ней шли круглогодично, а в остальных церквях собора — лишь в теплое время года (от Троицы до Покрова).

Со временем в народе стали говорить, что идут на службу в храм Василия Блаженного, в то время как шли в именно в Васильевскую церковь. Так постепенно и стали называть все сооружение храмом во имя прославленного святого.

А до XVII века собор еще называли Троицким, так как первый деревянный храм на этом месте был посвящен Святой Троице. Был Покровский собор известен и как «иерусалимский», что связано с обрядом «шествия на осляти», который символизировал въезд Иисуса Христа в Иерусалим на осле.

Обряд этот впервые упоминается в XVI веке. Он не прекращался даже в 1611 году, когда Кремль был занят польскими интервентами. Церемония проходила по строгому ритуалу.

Сначала патриарх обращался к царю со специальной пригласительной речью, и после утрени царь выходил в Успенский собор. Сопровождали его бояре, окольничьи и другие придворные.

Из Успенского собора начинался крестный ход, в котором участвовало до 300 священников и до 200 дьяконов. Царь и патриарх входили в придел Входа в Иерусалим Покровского собора и совершали там молитву.

На Лобном месте устанавливали аналой с Евангелием и иконы Иоанна Предтечи и Николая Чудотворца, а путь от Спасской башни до Лобного места устилали красными одеждами или сукном. Недалеко от Лобного места стояла лошадь, покрытая белой попоной с пришитыми к ней длинными ушами — символ «осля» — и нарядная верба. Вербу украшали изюмом, грецкими орехами, финиками, яблоками.

По завершении молитвы патриарх поднимался на Лобное место и вручал царю пальмовую ветвь и ветки вербы.

Архидьякон, стоя лицом на запад, читал Евангелие, и со словами «и посла два от ученик» соборный протопоп и ключарь отправлялись за ослятей. Патриарх, держа Евангелие и крест, садился на ослика.

Лошадь вел сам царь, перед которым стольники несли царский жезл, государеву вербу, государеву свечу и царское полотенце.

Когда шествие вступало в Спасские ворота, кремлевские церкви звонили во все колокола. И звон продолжался до вступления процессии в Успенский собор. В соборе дочитывали Евангелие. Царь уходил в одну из домашних церквей, а патриарх завершал литургию. После этого патриарх благословлял вербу, ключари отрезали ветви для алтаря, царской семьи и бояр. Остатки вербы и украшения раздавали народу.

Безоговорочный символ Москвы, Покровский собор все же был совсем нехарактерным для русского зодчества сооружением.

Высота собора Василия Блаженного — 61 метр (это очень высоко для XVI века).

Церкви построены из кирпича, еще непривычного для того времени материала, и даже расписаны «под кирпич», что придает собору такой «пряничный» характер.

Но, вероятно, сначала Покровский собор не был таким, как сейчас, а его палитра ограничивалась только белым и кирпичным цветами. Но все равно он был настолько красив, что впечатлял даже иностранцев.

Но со временем собор ветшал, а у его стен появлялись деревянные постройки. И когда Александру I во время визита в Англию показали изображение собора без пристроек, он сказал, что хотел бы иметь такой же в Москве.

Царю пояснили, что храм Василия Блаженного уже почти 300 лет украшает Красную площадь. После этого он приказал снести окружающие собор дома и лавки. А в 1817 году на их месте построили стенки, облицованные диким камнем.

Так собор оказался как бы на высокой террасе.

Что есть что в церкви

В соборе 11 куполов, и ни один из них не повторяется

Девять куполов над церквями второго яруса (по числу престолов), один над нижней церковью Василия Блаженного и один над колокольней: 1. Покрова Богородицы (центральный), 2. Св. Троицы (восточный), 3. Входа Господня в Иерусалим (западный), 4. Григория Армянского (северо-западный), 5.

Александра Свирского (юго-восточный), 6. Варлаама Хутынского (юго-западный), 7. Трех Патриархов Константинопольских (северо-восточный), 8. Николая Чудотворца Великорецкого (южный), 9. Киприана и Иустины (северный).

Все 9 церквей объединены общим основанием, обходной галереей и внутренними сводчатыми переходами.

Известно, что раньше помещения подклета были недоступны для прихожан, а глубокие ниши-тайники в нем использовали как хранилища. Их закрывали дверями, от которых сохранились лишь петли. До 1595 года в подклете Покровского собора прятали царскую казну.

Зажиточные горожане тоже приносили сюда свое имущество. Попадали в подклет по внутристенной белокаменной лестнице из центральной церкви Покрова Богородицы. А знали о ней только посвященные.

Позднее этот узкий ход заложили, но при реставрации 1930-х годах его открыли.

Сейчас собор Василия Блаженного внутри — система лабиринтов, стены которой покрыты фресками. Узкие внутренние переходы и широкие площадки создают впечатление «города церквей».

В 1918 году Покровский собор стал одним из первых памятников культуры, взятых под государственную охрану. Но в послереволюционные годы он находился в бедственном положении: протекала крыша, были выбиты стекла, зимой внутри церквей лежал снег. А 21 мая 1923 года в соборе открылся музей.

Началось комплектование фондов, и через 5 лет Покровский собор стал филиалом Государственного исторического музея. В 1929 году собор Василия Блаженного окончательно закрыли для богослужений, а колокола сняли на переплавку. Зато музей закрывался лишь один раз — на время Великой Отечественной войны. И это несмотря на постоянные реставрации, которые идут в храмах уже почти 100 лет.

В 1991 году Покровский собор отдали в совместное пользование музея и Русской Православной церкви. В храме после длительного перерыва возобновились богослужения. Сейчас они проводятся каждое воскресенье в церкви Василия Блаженного, а 14 октября в праздник Покрова Богородицы — в центральной церкви.

В главной церкви собора стоит иконостас из разобранной в 1770 году кремлевской церкви Черниговских чудотворцев, а в приделе Входа Господня в Иерусалим находится иконостас из разобранного в то же время кремлевского собора Александра Невского.

Собор Василия Блаженного известен по всему миру, и его фотография даже входит в список системных обоев рабочего стола операционной системы Windows 7.

А мистики называют храм Покрова Пресвятой Богородицы «иконой, запечатленной в камне». Его форма — 8 церквей, объединенных двумя квадратами в основании вокруг центральной девятой — не случайна. Число 8 символизирует дату Воскресения Христа. Круг — символ бесконечности и гармонии божественного творения.

Квадраты символизируют 4 стороны света, 4 главных ворот Иерусалима и 4 евангелистов. Кроме того, можно увидеть, как повернутые под углом в 45 градусов квадраты у основания собора образуют восьмиконечную звезду, напоминая о Вифлеемской звезде в день Рождения Христа.

А сама система лабиринтов внутри собора становится воплощением улиц Града Небесного, который начинается и заканчивается церковью-часовней.

Вопреки распространенному мнению, храм Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге хоть и похож визуально на Покровский собор, но копией его не является. Санкт-Петербургский собор — это один храм с несколькими главками и колокольней. А собор Василия Блаженного — несколько самостоятельных церквей на едином основании. Нигде в мире больше нет таких соборов.

Мини-путеводитель по Красной площади А как вы можете дополнить рассказ о соборе Василия Блаженного?

/ 49299 /

Источник: https://liveinmsk.ru/places/monastyri-i-cerkvi/pokrovskii-sobor

Храм Василия Блаженного, Москва – описание, история, фото

Покровский собор на рву (собор Василия Блаженного). Святой Блаженный Василий. Храм Василия Блаженного

Жители Москвы, а также ее гости, попав на главную площадь города, Красную площадь, замирают в восхищении, увидев рядом с Кремлем непревзойденный по своей красоте храм Василия Блаженного.

Этот памятник российской истории и культуры со своими разноцветными расписными маковками давно стал неотъемлемой частью столицы России и ее символом. Официальное название этой достопримечательности — собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву.

До XVII века собор назывался Троицким, так как первоначально построенный деревянный храм был посвящен Святой Троице. В настоящее время собор входит в список мирового культурного наследия и находится под защитой организации UNESCO.

История строительства Храма Василия Блаженного.

Приказ о сооружении Покровского собора был отдан Иваном Грозным в честь победы над Казанским ханством и взятия штурмом неприступной Казанской крепости.

Это событие произошло в праздник Покрова Пресвятой Богородицы, в честь которого храм и получил название. Строительство началось в 1555 году и завершилось спустя шесть лет. Достоверных данных о зодчих, возводивших собор, не сохранилось.

Большинство исследователей склоняются к мнению, что это работа псковского мастера Постника Яковлева, имевшего прозвище Барма.

После пристройки к существующим храмам в 1588 году церкви Василия Блаженного, собор обрел свое имя. По замыслу автора ансамбль храмов являлся символом Небесного Иерусалима. Взамен сгоревших церковных покрытий в конце XVI столетия появились привычные для нашего взгляда фигурные маковки.

В 80-х годах XVII века над лестницами, ведущими в храм, возвели украшенные шатрами крылечки, а открытая галерея, окружавшая собор, обрела своды. В росписи поверхности галереи мастера использовали травные мотивы, а во время проведения реставрационных работ первой половины XIX века вокруг собора была установлена чугунная ограда.

С первых дней советской власти Собор Василия Блаженного в Москве находится под защитой государства, хотя до 1923 года он находился в запустении. После создания в нем историко-архитектурного музея были сделаны капитальные строительные работы и проведена комплектация фондов.

21 мая 1923 года первые посетители перешагнули его порог. С 1928 он года является филиалом Государственного исторического музея. В конце 1929 года с храма сняли колокола и запретили проводить богослужения.

На время Великой Отечественной Войны музей был закрыт, но после ее окончания и проведения очередных реставрационных мероприятий музей вновь открыл свои двери для посетителей. Начало 90-х годов XX века ознаменовалось возобновлением церковных служений в храме.

С этого же времени собором совместно пользуются музей и Российская православная церковь.

Высота храма Василия Блаженного составляет 65 метров. Но, несмотря на эту скромную цифру, красота собора никого не оставляет равнодушным. Благодаря тому, что в его ансамбль входит девять церквей, возведенных на общем фундаменте, он входит в список самых крупных соборов мира по своему объему.

Уникальность храма состоит в том, что у него нет явно выраженного главного входа. Впервые войдя в храм, можно запутаться в его планировке. Но, если взглянуть на него с высоты птичьего полета, или на его чертеж (вид сверху), размещенный на стене одной из церквей, все становится ясным и понятным.

Церкви Храма Василия Блаженного.

В центре комплекса стоит столпообразная церковь, освященная в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Центральные выходы основных, окружающих ее храмов обращены к четырем сторонам света. Между ними возведены меньшие по размеру церкви, завершающие композицию.

При взгляде сверху на весь ансамбль можно ясно разглядеть два квадрата, повернутых друг к другу под углом и составляющие правильную восьмиконечную звезду, символизирующую воскрешение Иисуса Христа. Сами стороны квадратов, помимо четырех концов животворящего креста, означали твердость веры.

А объединение церквей вокруг Столпового храма символизирует единство веры и Божьей защиты, распростертой над Россией. Колокольня, построенная в 1670 году, находится немного поодаль.

Тайник в храме.

Еще одной особенностью уникального ансамбля является отсутствие подвальных помещений. Он воздвигнут на подклете – комплексе помещений, высота стен которого превышает шесть метров, а толщина достигает более трех метров. В его стенах предусмотрены специальные отверстия, служащие для создания в помещениях постоянного микроклимата, не зависящего от времени года.

В древние времена подклет использовался как потайное хранилище для церковных ценностей и царской казны. В тайник можно было попасть только со второго этажа центрального собора по секретной лестнице, располагавшейся в стене. Сейчас здесь оборудовано хранилище икон, которые принадлежат храму Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву.

Старейшим из них является образ Василия Блаженного, датируемый концом XVI столетия.

Весь ансамбль опоясывает крытая обходная галерея, давно ставшая с ним одним целым. Как и внутренняя обводная, она расписана травным и растительным узором, относящимся к XVII столетию.

Их полы выложены кирпичом частично елочной кладкой, а некоторые участки особым узором в «розеточку».

Интересно, что кирпичи, сохранившиеся с шестнадцатого столетия, более устойчивы к истиранию, чем используемые при реставрационных работах.

Храм Василия Блаженного внутри.

Внутреннее убранство всех слагающих комплекс девяти храмов не похоже одно на другое и отличается по стилю росписи, цветовой гамме и по манере ее исполнения.

В оформлении части стен использована роспись маслом, а в некоторых сохранились фрески, датируемые шестнадцатым веком.

Главным богатством собора являются его уникальные иконостасы, в которых собраны более четырехсот бесценных икон, относящихся к периоду XVI-XIX столетий и принадлежащих кисти московских и новгородских мастеров.

После возвращения храма в лоно православной церкви, произошедшего в светлый праздник Покрова, музей начал возобновление коллекции колоколов. Сегодня можно увидеть девятнадцать экспонатов, представляющих шедевры литейного искусства.

«Старейший» из них отлит еще за пять лет до взятия Казани, а самому молодому в 2016 году исполняется двадцать лет. Своими глазами можно увидеть доспехи и оружие, с которыми войска Ивана Грозного шли на приступ Казанского Кремля.

Кроме уникальных икон внутри храма Василия Блаженного можно ознакомиться с полотнами русских мастеров портретной и пейзажной живописи девятнадцатого столетия. Гордостью музейной экспозиции является коллекция старинных рукописных и первопечатных книг.

Осмотреть все бесценные экспонаты музея и побродить по собору Покрова Пресвятой Богородицы можно как в составе групповой экскурсии, так и заказать индивидуальное посещение. Следует помнить, что можно вести фото и видеосъемку, внеся отдельную оплату через кассу музея.

Между подклетом и вторым этажом храма находятся магазинчики, в которых можно приобрести сувенир на память.

Источник: http://krasotyrossii.ru/%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BC-%D0%B2%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D1%8F-%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE/

Храм Василия Блаженного в Москве: история и обзор собора

Покровский собор на рву (собор Василия Блаженного). Святой Блаженный Василий. Храм Василия Блаженного

Храм Василия Блаженного – самая красивая и загадочная церковь в России. Зодчих, создавших храм, ослепили. Сам Сталин не позволил собор снести, а во время Великой Отечественной войны здание прятали от обстрелов.

Истинное название храма – Собор Покрова Богородицы, что на Рву, за которым в народе закрепилось название «собор Василия Блаженного». Действующий православный храм, музей и достопримечательность Красной площади, узнаваемый символ Москвы для иностранцев, охраняемый объект наследия ЮНЕСКО – храм Василия Блаженного.

Предания старины

Собор возведен в 1555-1561 годах на Красной площади в Москве, близ Спасских ворот Кремля, над спуском к Москве-реке, по велению Ивана Грозного. На месте, где красуется собор, в XVI веке соорудили оборонительный ров глубиной 13 и шириной 36 метров, проходивший вдоль кремлевской стены через Красную площадь. Ров засыпали в 1813 году.

Царь, отправляясь на покорение Казанского ханства – части бывшей Золотой Орды – дал обет Богу построить невиданный прежде храм на Руси, если победит нашествие врагов.

Строили храм 6 лет только в теплое время года. Согласно легенде, царь наблюдал за строительством с башни на кремлевской стене. Чтобы сохранить прекрасную постройку в единственном неповторимом экземпляре, зодчих собора Барму и Постника по приказу Ивана Грозного ослепили.

Во время Великой Отечественной войны храм замаскировали, чтобы спасти от бомбежек. После войны Сталину предлагали убрать собор как помеху для проведения победного парада. Каганович, показывая Сталину макет площади, приготовленной для парада, убрал изображение храма. Сталин резко оборвал его: «Лазарь, поставь на место!» С тех пор неприкосновенность храма ни у кого не вызывала сомнения.

Архитектурная композиция собора

Архитектура собора необычна. Храм Василия Блаженного – сооружение нарядное, праздничное, похожее на гигантский цветочный куст. У здания высотой 60 метров нет глубокого фундамента.

Девять самостоятельных храмов с отдельным входом построены на едином основании – подклете (наземном подвале) – и соединены между собой внутренними сводчатыми переходами, украшенными орнаментом в виде трав и цветов.

Постройку возвели из кирпича, фундамент и цоколь – из белого камня. Стены храма толщиной 3 метра, высота приделов – 6 метров. За толстыми стенами устраивались тайники, в которых хранилась царская казна.

Первоначально снаружи храм окружала открытая галерея-гульбище. Центральная церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы завершалась высоким шатром, отделанным внутри черно-красной росписью на белом фоне.

Шатер – идея Божественного покрова, распростертого над русской землей – укреплен на «стояке», круговой конструкции, уходящей в небо. Наружный декор – пилястры, филенки, стрелы, розетки.

Приделы увенчаны луковичными главками-куполами с крестами. На луковках – изразцы, яркое и праздничное украшение с неповторимым рисунком. Купола собора похожи друг на друга, но при этом выполнены по-разному: воплощена идея частичных отличий при общем подобии. Трехшатровая открытая звонница с массивным колоколом дополняла ансамбль собора, роспись стен которого имитировала кирпичную кладку.

В 1588 году к собору пристроили десятую церковь над могилой московского чудотворца Василия Блаженного. Церковь – самостоятельный храм с отдельным входом, где проходили богослужения: остальные храмы не отапливались. С XVII века имя придела перенесли на собор с «народным» наименованием «храм Василия Блаженного».

Со временем собор изменился: к нему пристроили одиннадцатую церковь, появилась ризница – хранилище церковных ценностей и святынь. Храм украсили сводчатыми шатровыми крыльцами с орнаментальной росписью, напоминающей цветочные ковры. Снаружи роспись – имитация кладки из валунов – «дикий камень».

12 июля 1561 года собор освятил митрополит Макарий. Каждая церковь получила посвящение в честь церковного праздника и дней, в которые проходили решающие бои за Казань.

Центральный престол назван в честь Покрова Богородицы, потому что 14 октября, в день праздника Покрова, начался штурм Казани. По наименованию главной церкви собор получил название.

Перед храмом – памятник Минину и Пожарскому.

Интерьер храма

Внутреннее пространство храма – бесконечная вереница сводчатых помещений, украшенных экспозициями из истории строительства собора. Всюду чувствуется древность. Архитектурное украшение – ступенчатые подоконники узких высоких окон, которые отражают и рассеивают свет, попадающий на каждую ступеньку, поэтому в храме светло и уютно.

Под окнами – маленькие круглые отверстия (голосники), которые не усиливают звук, а очищают от лишних ых колебаний. Звук становится сочным и ярким, песнопения, проповеди и молитвы слышны отчетливо.

Собор украшен росписью, выполненной масляными красками. На стенах – сюжеты из жития святого Василия Блаженного. На западной стороне – образ Покрова Пресвятой Богородицы.

Верхний ярус расписан фресками святых – покровителей царского дома Романовых: мученицы Ирины, Иоанна Предтечи, святой Анастасии Узорешительницы и Федора Стратилата.

На южной стороне – Богоматерь Владимирская с избранными святыми московского круга.

Паруса свода (треугольники под потолком) расписаны иконами Евангелистов, а перекрытия – иконами Спаса Нерукотворного, Иоанна Предтечи, Божией Матери. Под куполом – образ Спаса Вседержителя.

Иконостас создан по проекту архитектора Андрея Павлинова и украшен резьбой по дереву и прорезным позолоченным кружевом. Он так велик для небольшого храма Покрова, что продолжается на боковых стенах. Иконостас украшают старинные иконы – Богоматерь Смоленская XVI века и образ святого Василия Блаженного на фоне Красной площади московского Кремля, написанный в XVIII веке.

Путешествие сквозь время

Собор несколько раз был на краю гибели. В 1812 году во время войны с Наполеоном здесь размещались французские конюшни, в Москве полыхали пожары, а храм заминировали, чтобы взорвать. Вопреки всему, он сохранился, будто сама Богородица оберегала его. Разграбив ценности, завоеватели оставили церковь. Во времена запрета на богослужения храм Василия Блаженного не тронули.

В 1918 году собор взят под охрану государства как памятник национального и мирового значения. Богослужения совершались регулярно до начала XX века. Последнего настоятеля храма Иоанна Восторгова расстреляли.

С 21 мая 1923 года собор открыт для посетителей как историко-архитектурный музей. В 1928 году храм стал филиалом Государственного исторического музея и является им поныне. В соборе проведены 4 глобальные реставрации. В 1990 году Покровский собор включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в России.

Указом Президента РСФСР от 18 ноября 1991 года Русской Православной Церкви разрешено проведение регулярных богослужений в кремлевских соборах и в соборе Василия Блаженного. Первое богослужение в храме состоялось на престольный праздник Покрова Пресвятой Богородицы 14 октября 1991 года.

2001 год – начало реставрационных работ в храме, продолжавшихся 10 лет. На восстановление интерьера 10 церквей потрачено 390 миллионов рублей. В 2008 году собор вошел в «семерку чудес света» России. 15 августа 1997 года после реставрации открыта церковь Василия Блаженного с регулярным богослужением.

: тайна куполов

(45 4,80 из 5)
Загрузка…

Источник: https://ArchitectureGuru.ru/st-basils-church/

Храм Василия Блаженного

Покровский собор на рву (собор Василия Блаженного). Святой Блаженный Василий. Храм Василия Блаженного

Москва времен Ивана Грозного. Множество церквей. Красная площадь. И практически голый человек, в холод и жару бродящий по улицам. Человека боялись и уважали. Даже сам царь. Народная память о нем сохранилась в веках. Кому не известен Храм Василия Блаженного? Это уже визитная карточка Москвы.

Этот храм официально называется «Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву», или попросту Покровский собор.

Почему «на Рву»? Потому что этот ров действительно существовал и был назван Алевизовым по имени строившего его архитектора Алевиза Фрязина. Ров был весьма впечатляющим и достигал глубины 13 метров.

В наши дни этого рва больше нет. Но, разумеется, всем он известен как «Храм Василия Блаженного».

Изображение Святого Василия Блаженного у Покровского собора, сделано до XIX века

В стародавние времена на Руси очень уважали юродивых. Московский блаженный по имени Василий был особо любим москвичами за свой незлобивый нрав. Кроме того, говорят он имел дар предвидения и не отказывал людям в ответе. И к нему шли люди с вопросами, конечно такой дар в народе быстро стал известен. До самого царя рассказы дошли. После смерти его похоронили у стен строящегося собора.

Сын Ивана Грозного – Федор Иоаннович – канонизировал Василия блаженного в 1586 году и через два года над могилой блаженного Василия был пристроен придел. Только этот придел был достаточно просторным и отапливался в зимнее время. Поэтому народ предпочитал службы именно в этом приделе, говоря: «Пойдем к Василию блаженному».

Так название одного придела стало народным и закрепилось за всем храмом.

Покров на раку св. Василия Блаженного. 1589 г.

Юродивый Василий Блаженный проповедовал на улицах Москвы милосердие и помощь близким. В жару и страшный холод ходил почти обнаженный, а в знак покаяния и как симол покаяния и приношения себя в жертву ради Христа, носил тяжелые вериги.

Так как, что он обладал даром ясновидения, люди слушали его. Он даже предсказал Великий московский пожар 1547 года. Неоднократные случаи исцеления прихожан наблюдались над могилой Василия Блаженного. Случаи исцеления продолжаются и в наши дни.

Рака с мощами Василия Блаженного бережно хранится в храме.

Василий Блаженный. Резьба по дереву

Ученые до сих пор не сошлись во мнении, кто же строил храм? Официально считается, что зодчими были два человека: Плотник Яковлев и Барма. Но даже это оспаривается.

Говорят, что архитектор был только один: Иван Яковлевич Барма, прозванный в народе – Плотник. По легенде, царь Иван Грозный приказал ослепить обоих зодчих, чтобы они не смогли повторить или даже превзойти свой шедевр.

Однако, это не более, чем миф, хоть и красивый. Согласно летописям, Иван Барма упоминается и при строительстве других соборов.

Шествие в Вербное воскресенье (голландская гравюра XVII в.)

В своих походах Наполеон грабил всё, что ему нравилось. Награбленное в разных странах он перевозил в Париж. И когда он в 1812 году занял Москву, то, разумеется, ему очень захотелось перенести храм в Париж. Уж больно храм был красив и необычен.

К счастью, технические возможности того времени не позволили этому произойти. Раз нельзя увезти – надо уничтожить! Француза обложили собор взрывчаткой и зажгли фитиль. Собравшиеся вокруг храма горожане молили о спасении храма.

И чудо произошло: небо послало проливной дождь, потушивший фитиль.

Наполеон покидает Кремль. Картина Виктора Мазуровского «Московский пожар (1812)», 1910-е годы

Василий Блаженный спас свой храм. Но Наполеон все равно унес из храма все, что смог унести. Прихожане храма после ухода Наполеона не только восстановили украденное и разрушенное, но и обнесли храм со стороны реки чугунной оградой, отлитой по проекту известного архитектора О. Бове. Стало даже красивей.

Собор и Сталин

Храм пережил тяжелые времена Октябрьской революции, но был на волосок от сноса после революции. Настоятель собора Иоанн Восторгов был расстрелян в 1918 году. В 1921 году из храма вывезли всё ценное, а само здание передали Историческому музею. В 1929 году богослужения в нём запретили, и он был превращен в музей. Так многие уникальные храмы по всей стране стали складами или планетариями.

В 1930-е годы рьяный соратник Сталина Яков Каганович, ответственный за реконструкцию Москвы, предложил Сталину освободить Красную площадь от лишних строений, в том числе снести Храм Василия Блаженного. Он принес вождю макет Красной площади и затем убрал с него собор. Коганович объяснил, что собор мешает проведению парадов. Говорят, что Сталин в ответ произнес фразу: «Лазарь, поставь на место!»

А вот с этого крыльца башня Спасская видна…

Более вероятно, что храм спас известный московский реставратор Пётр Барановский. Он посылал Сталину нескончаемые телеграммы с просьбой сохранить храм. Барановского даже пригласили в Кремль на заседание ЦК ВКП(б) по этому вопросу. Говорят, что Пётр Барановский даже встал на колени, умоляя не разрушать храм. Такое яркое выражение чувств, якобы, подействовало. Храм нас радует и сегодня.

А действует ли собор в наши дни или это только музей?

Историко-архитектурный музей открыли в соборе в далеком 1923 году. Даже тогда, в советское время, богослужения в соборе все равно проходили, но только до 1929года. Затем война с религией победила.

Но в 1991 году богослужения в храме возобновились по воскресеньям, а еще, разумеется, 15 августа, в день памяти Василия Блаженного.

И, конечно, в день Покрова Пресвятой Богородицы, которую считают покровительницей храма.

Как всё начиналось?

Царь Иван IV Грозный в середине XVI века приказал построить на Красной площади рядом со Спасскими воротами храм. Этот храм он посвятил своей победе над Казанским ханством, в знак благодарности.  

В подклете экспонируется портрет Ивана IV Грозного. (1935 г.) Копия портрета из книги 1672 года

По официальной версии Святитель Московский митрополит Макарий предложил основную композицию храма. Версий о том, каким должен был быть изначально храм много, но главное, что в результате получилось: 8 церквей вокруг центральной Покровской церкви.

План второго яруса Покровского собора

Сам храм был построен из кирпича, очень необычного на тот момент материала. Фундамент и цоколь был построен из белого камня.

Здание строилось на песчаном влажном грунте. Из-за этого нельзя было сделать глубокий фундамент. Поэтому было решено, что массивный храм будет опираться на состоящий из нескольких помещений подклет. Нижний этаж имеет в высоту шесть метров и ширину стен три метра.

Белый камень фундамента – это белый известняк. Он хорошо впитывает влагу, что хорошо в случае подтопления.

Строительство собора. Миниатюра Лицевого летописного свода XVI века

Вся основа здания напоминает пчелиные соты и поэтому имеет повышенную прочность. На подклетах установлены восьмиугольные основы, на которых построены церкви.

Наши предки были довольно сообразительными. Чтобы акустика в соборе была хорошей, в стены заложили глиняные горшки голосники горловинами внутрь помещений. Кроме того, это облегчило давление на несущие стены храма.

Глядя на собор сверху видно, что 8 церквей, окружающие центральную, создают четкую геометрическую фигуру – Вифлеемскую звезду, символ Пресвятой Богородицы.

«Храм Василия Блаженного». 1830-1840-е гг. Рабус К.И. (1800-1857)
Бумага, акварель, графитный карандаш. Третьяковская галерея, Москва.

Интересно, что из-за этого у собора нет одного главного фасада: все фасады выглядят основными. Собор имеет высоту более 60 метров и неудивительно, что долгие годы он был самым высоким зданием Москвы.

Панорама Москвы 1820-х годов

Новый собор построили очень быстро – всего за шесть лет (1555-1561). Митрополит Макарий освятил собор 12 июля (29 июня по старому стилю) 1561 года. Кроме того, каждая церковь получила своё отдельное посвящение.

Интересно, что первоначально, сразу после окончания строительства, собор не был таким цветным и легко узнаваемым. Он был расписан в технике фрески под кирпичную кладку с периодически вставленными цветными изразцами. И лишь в XVIII веке, когда императрица Екатерина II выделила деньги на ремонт храма, он приобрел современное разноцветие в росписях и куполах.

Центральная церковь

Центральная церковь посвящена в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Это самая высокая церковь храма — её высота составляет 47,5 м.

Царские врата в церкви Покрова Пресвятой Богородицы

Стоящий в настоящее время в церкви иконостас был пененесен сюда из кремлевской церкви Черниговских чудотворцев, разобранной в 1770 году. Украшенный позолоченными литыми прокладками, каркас иконостава изготовлен из делева.

Покров Пресвятой Богородицы с предстоящими святыми Василием и Иоанном Блаженным. 1780-е гг. (Деталь)

Стены справа от иконостаса стены украшены сюжетной живописью XIX века.

Купол церкви Покрова Пресвятой Богородицы

Восточная церковь была освящена во имя Святой Живоначальной Троицы.

Деталь царских врат. Справа одна из наиболее почитаемых икон собора «Троица Ветхозаветная» (XVI век)

Это одна из четырех самых больших церквей храма, двухъярусный восьмигранный столп которой завершается световым барабаном и куполом . Высота её — 21 метр.

Левая половина икон над царскими вратами

Правая половина икон над царскими вратами

Церковь отличает необычная низкая высота царских врат и три ряда икон над ними, образующие три канонических чина.

Юго-восточная церковь

Купол церкви Александра Свирского с изображением спирали — символом вечности

Её освятили во имя новгородского святого, преподобного Александра Свирского. Это одна из четырех малых церквей, высота её 15 метров, а площадь – всего 12,32 кв. метра.

Кирпичная ступенька входа в в придел Александра Свирского

Царские врата иконостаса церкви Варлаама Хутынского

Освящена во имя новгородского святого, преподобного Варлаама Хутынского. Особенностью церкви является апсида неправильной формы, из-за чего царские врата смещены вправо.

Западная церковь

Эта церковь освящена в честь праздника Входа Господня в Иерусалим. Представляет собой восьмигранный двухъярусный столп.

Царские врата церкви Входа Господня в Иерусалим

Интересно, что до сих пор в церкви сохранены следы от осколков снаряда, попавшего в неё во время обстрела Кремля в ноябре 1917 года.

Икона «Вход Господень в Иерусалим». XVI в. Дерево, левкас, темпера

Освящена во имя святителя Григория, просветителя Великой Армении. В этой церкви царские врата смещены влево из-за нарушения внутреннего пространства, связанного с необходимостью иметь проход между этой церковью и центральной – Покрова Богородицы.

Один из двух входов в придел Григория Армянского из галереи

Что интересно, на куполе придела установлен не крест Армянской Апостольской Церкви, а провославный.

Северная церковь собора

Царские врата церкви Киприана и Иустины

Она имеет необычное для русских храмов посвящение во имя христианских мучеников Киприана и Иустины.

В 1780-х годах в церкви появилась масляная роспись. На стенах представлены сцены жития святых: в нижнем ярусе — Адриана и Наталии, в верхнем — Киприана и Иустины.

Царские врата церкви Николы Великорецкого

Освящена во имя Великорецкого образа Николая Чудотворца. Одна из больших и имеет высоту 28 метров.

Купол церкви Николы Великорецкого

Царские врата в церкви Трёх Патриархов. XVII век

Церковь освящена во имя трёх Патриархов Константинопольских: Александра, Иоанна и Павла Нового. Является одной из малых церквей собора и имеет высоту 14,9 метров.

Купол церкови крёх Патриархов Константинопольских

В пятиярусном иконостасе сочетаются барочные и классические.

Придел Василия Блаженного

Арка, украшенная резной сенью, над захоронением св. Василия Блаженного.
Только в этой церкви храма проходят службы

Придел был пристроен к собору в 1588 году над могилой святого Василия Блаженного уже после его канонизации. Чтобы об этом не забыли, на стене даже есть об этом запись.

Колокольня. Построена в 1680-х годах

Центральную церковь Покрова Богородицы окружает внешняя обходная галерея, проходящая по периметру всех церквей храма. Первоначально храм окрежали деревянные галерем-гульбища, но во время реставрации храма в 1680 году они были заменены на кирпичные.

Юго-восточная площадка галереи с росписями XVII века

Галерея в конце XVII века была расписана растительным орнаментом.

В росписях галереи ни один цветок не похож на другой

Росписи внутренней галереи

Первоначально храм Василия Блаженного венчали 25 золоченых куполов. Они символизировали Господа и старцев у его трона. Сегодня мы можем любоваться только 10 куполами. Каждый из них отличается своей отделкой и расцветкой. Так что все строение и каждый отдельный фрагмент уникален.

По этой лестнице сегодня поднимаются из подклета в церкви храма

В 30-ые годы прошлого века во время реставрационных работ был обнаружен потайной ход в подклет. О том, что существует лестница из церкви в подклет никто и не догадывался. Все было замуровано.

Считается, что в тайниках нижнего этажа богатые горожане хранили свои ценности и даже, что там же хранилась царская казна. Поговаривают, что и сегодня под храмом сохранились тайные комнаты.

И всегда находятся смельчаки и охотники за кладами, но что они найдут мы можем и не узнать, может казну Ивана Грозного?

«Богоматерь Знамение» в подклете. 1780-е

Сейчас в подклете экспонируются некоторые иконы.

Росписи бывшего парадного входа. Сейчас это, к сожалению, выход из храма

Храм много раз горел, перестраивался, но всегда возвращался к жизни. Еще более красивым. Не случайно, что в 1990 году организация ЮНЕСКО внесла храм Василия Блаженного в список мирового культурного наследия.

Храм которому больше двух столетий очень современный

Источник: https://naminteresno.com/%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BC-%D0%B2%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D1%8F-%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE/

Московский храм василия блаженного — древо

Покровский собор на рву (собор Василия Блаженного). Святой Блаженный Василий. Храм Василия Блаженного

Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru

Московский храм Покрова Пресвятой Богородицы на Рву.

Московский собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву (храм Василия Блаженного), филиал Государственного Исторического музея

  • Престолы: Покрова Пресвятой Богородицы (главный), Адриана и Наталии, Великорецкого образа Николая Чудотворца, Иоанна Милостивого, Троицы Живоначальной, Входа Господня в Иерусалим, Василия Блаженного, Варлаама Хутынского, Рождества Пресвятой Богородицы, Александра Свирского, Григория Просветителя
  • Адрес: Россия, 103012, Москва, Красная площадь, 2
  • Проезд: метро Китай-город, метро Охотный ряд
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

Покровский собор воздвигнут на Красной площади в 1555-1561 годах в память присоединения Казанского царства — одного из важнейших событий эпохи укрепления русского централизованного государства.

Победа над Казанью в 1552 году была первым крупным внешнеполитическим успехом молодого царя Иоанна IV Грозного (два первых похода в 1547 и 1550 гг.

окончились неудачей); с присоединением Казанского и Астраханского (в 1554 году) царств он стал также именоваться царем Казанским и Астраханским.

Для строительства обеденного храма было выбрано символическое место — на границе Кремля и Посада, рядом со рвом, окружившим кремлевские стены (отсюда названия храма — «Покрова на Рву у Троицких ворот» и «Троицы на Рву»).

Летописные источники свидетельствуют, что в окончательном виде идея храма-памятника сложилась и стала претворяться в жизнь в 1555 году.

Глубина замысла и оригинальность его воплощения указывают на несомненную причастность к «разработке проекта» святителя Макария, митрополита Московского и всея Руси, и царя Иоанна Грозного.

Собор Василия Блаженного на Красной площади

На едином основании воздвигнуты девять отдельных храмов, причем один, центральный, увенчанный большим шатром, окружали восемь, крестообразно расположенных в плане столпов-церквей.

В посвящениях престолов нашли отражение основные этапы Казанской победы и идея небесной защиты русского воинства. Центральный храм освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы — в этот день, 1 октября 1552 года, наступающие предприняли мощную атаку, успех которой на следующий день увенчался взятием города.

К конкретным датам приурочены посвящения престолов во имя святых Киприана и Иустинии (2 октября — взятие Казани), Патриархов Константинопольских Александра, Иоанна и Павла Нового и преподобного Александра Свирского (30 августа — победа русских на Арском поле), Григория епископа Великой Армении (30 сентября — начало штурма города), Варлаама Хутынского (6 ноября — возвращение царя в Москву). Символическое — и тоже связанное с Казанским походом — значение имеют наименования престолов во имя Святой Троицы и Входа Господня в Иерусалим.
Только девятый престол был посвящен событию, не связанному с «Казанским взятием». 29 июня 1555 года в Москву из Вятки был принесен образ Николы Великорецкого. Многочисленные чудеса и исцеления от этого образа происходили как по дороге в столицу, так и в Москве, в Успенском соборе. В ознаменование такого проявления Божией благодати девятый престол строящегося храма был освящен в память Николы Великорецкого, позже в нем находился список с чудотворной иконы, сделанный самим митрополитом Макарием.

Начатое не позднее весны 1555 года строительство каменного Покровского собора продолжалось пять с половиной лет. 1 октября 1559 года, по сообщению Никоновской летописи, были освящены все церкви, кроме центральной церкви Покрова, строительство которой еще не было завершено.

Дату завершения строительства и освящения — 29 июня 1561 года — удалось определить только в ходе проведения реставрационных работ 1957-1961 гг.

, когда реставраторы обнаружили сохранившийся под поздней штукатуркой текст храмозданной «летописи», выполненной в основании главного шатра.

Долгое время, на основании мемуарных источников западного происхождения, считалось, что создателями храма были иностранные архитекторы.

Честь открытия имен русских зодчих, воплотивших в камне идею царя и митрополита, принадлежит протоиерею Покровского собора Иоанну Кузнецову, который в конце XIX — начале XX века в летописных источниках XVII века обнаружил имена строителей — Барма и Постник «с товарищи».

Новая страница в истории храма связана с прославлением в 1588 году московского юродивого Василия Блаженного, скончавшегося 2 августа 1557 года и погребенного под аркой у стен строившегося тогда собора.

В ней, над мощами святого, между северным приделом Святой Троицы и северо-восточным приделом трех Патриархов, соорудили каменную палатку. В 1588 году арку разобрали и по повелению сына Ивана Грозного, Федора Иоанновича, возвели церковь (мортириум) Василия Блаженного.

В 1672 году на месте его захоронения построили церковь Иоанна Блаженного.

В XVII веке над северной частью церкви св. Василия Блаженного построили церковь Феодосии, в конце XVIII века ее превратили в ризницу — хранилище церковных ценностей.

На начало XXI века в ней расположена экспозиция выставки «Святыни Покровского собора», где представлены уникальные образцы древнерусской живописи, книжного и прикладного искусства, принадлежавшие этому храму на протяжении XVI-XX вв.

, а также раритеты, относящиеся к истории строительства собора.

Собор стал местом многолюдного и неиссякаемого паломничества к «святоцелительному гробу» святого Василия. В отличие от церквей Покровского собора, где службы совершались в дни двунадесятых и престольных праздников, в церкви св. Василия Блаженного служба была ежедневной. Это послужило причиной появления народного названия Покровского собора — «Храм св. Василия Блаженного».

Возле храма «на Рву» был погребен, согласно его завещанию, и другой юродивый — Иоанн Большой Колпак (+ 1589).

Во второй половине XVI-XVII веков Покровский собор являлся смысловым центром празднования Входа Господня в Иерусалим: к нему из Успенского собора Кремля направлялась торжественная церковная процессия во главе с царем и Патриархом, носившая название «шествие на осляти».

В 1737 году во время большого пожара собор сильно обгорел, его реставрацией занимался архитектор Иван Федорович Мичурин.

Как памятник национального и мирового значения Покровский собор был одним из первых взят под охрану государством по декрету от 5 октября 1918 года. В конце 1919 года в Покровском соборе службы были прекращены, но в церкви Василия Блаженного они продолжались до 1928 года.

В 1923 году открылся историко-архитектурный музей «Покровский собор» (с 1928 года — филиал Государственного Исторического музея).

В 1920-е годы были развернуты широкие научно-реставрационные исследования на соборе, благодаря которым стало возможным восстановление его первоначального облика и воссоздание в отдельных церквах интерьеров XVI-XVII вв. С этого момента по настоящее время были проведены четыре глобальные реставрации, включавшие архитектурные и живописные работы.

В 1960-е годы проводились уникальные реставрационные работы: открыли храмозданную летопись, в которой строители указали точную дату завершения строительства собора; железные покрытия куполов церквей собора заменили на медные.

В интерьерах четырех церквей реконструированы иконостасы на XVI столетие, полностью состоящие из икон XVI-XVII вв., среди которых есть раритеты («Троица» XVI века, «Александр Невский в житии» XVII века). В остальных церквях сохранились иконостасы XVIII-XIX вв. Среди них два уникальных первой половины XVIII века из Московского Кремля.

Церковная жизнь вернулась в Покровский собор в 1990 году, в престольный праздник, когда 13 октября, после 70 лет перерыва, отслужили всенощную, а 14 октября Божественную литургию совершил патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Указом Президента РСФСР от 18 ноября 1991 года Русской Православной Церкви было разрешено проведение регулярных богослужений в кремлевских соборах и соборе Василия Блаженного.

В соответствии с этим указом между Министерством культуры Российской Федерации и Московской Патриархией в ноябре 1992 года было заключено Соглашение «Об использовании храмов Московского Кремля и храма Покрова на рву (собор Василия Блаженного) на Красной площади в Москве» между Минкультуры России, Московской Патриархией, Музеями Московского Кремля и Государственным Историческим музеем. Покровский собор используется одновременно как музей (филиал Государственного Исторического музея) и как храм, в котором Русской Православной Церковью проводятся богослужения: в дни главных престолов (Покрова и Василия Блаженного) проходят патриаршие или архиерейские службы. У раки св. Василия Блаженного каждое воскресенье читается акафист.

15 августа 1997 года после реставрации была открыта церковь Василия Блаженного, в которой стали совершаться регулярные богослужения.

Покровский собор — один из самых выдающихся памятников русской истории и культуры, он отнесен к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, включен в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Использованные материалы

[1]  Дата ареста

Источник: https://drevo-info.ru/articles/13675480.html

Умный водитель
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: