Лирическая поэма. Лирика и ее жанры

Что такое лирика?

Лирическая поэма. Лирика и ее жанры

Из трёх китов, на которых стоит словесность, лирика – это самый трогательный и популярный. Таковы особенности данного рода литературы. Слово «лирика» пришло к нам из греческого языка. В классическом понимании Лирика – это один из родов литературы, в основе которого лежит изображение духовной жизни человека, мира его чувств и эмоций, мыслей и размышлений.

Лирическое произведение подразумевает поэтическое повествование, в котором отображены размышления автора о различных природных явлениях и жизни в целом. Чтобы разобраться в нюансах термина, углубимся в историю и узнаем, как появилось его название.

Определение лирики — что это

Лирика – это род литературы, отражающий субъективное видение мира поэтом, эмоциональное и сугубо личное переживание объективной реальности в тех формах, которые близки автору.

Слово «лирика» происходит от греческого «λυρικός» (лирный, исполняемый под аккомпанемент лиры). Изначально лирическими считались любые чувствительные песни, требовавшие инструментального сопровождения.

Позже наметилось противопоставление лирики эпосу (что это такое?), воспевающему историю предков, подвиги богов и героев. Лирической стали называть песнь, посвящённую не общественным, а личным чувствам человека, событиям его внутренней жизни: любви, дружбе, разлуке, удовольствиям, разочарованиям и открытиям.

Лирик – это поэт, создающий образцы лирических произведений. В более широком смысле лириками называют людей с возвышенным образом мыслей и тонкой душевной организацией. Они смотрят на мир особым взглядом и остро чувствуют происходящее.

Лирические жанры

ода — (от греч. oide — песня) — жанр лирики, торжественное стихотворение восторженного характера, призванное воспеть какого-либо человека, явление или событие.

элегия – (греч. elegeia < от ele­gos — жалобная песня) — жанр лирики: стихотворение медитативного (от лат. med­i­ta­tio — углубленное размышление) или эмоционального содержания, передающее глубоко личные, интимные переживания человека, как правило, проникнутые настроениями грусти, светлой печали. Чаще всего написано от первого лица.

сонет — (от итал. sonette — песенка) — стихотворение из 14-ти строк, состоящее из двух четверостиший (катренов) и двух трехстиший (терцетов).

песня – стихотворение, предназначенное для пения, состоящее из нескольких куплетов и припева.

послание – стихотворное письмо, произведение, написанное в форме обращения к кому-либо и содержащее призывы, просьбы, пожелания и т. п.

эпиграмма, эпиталама, мадригал, эпитафия и проч., — малые формы меткие короткие стихи, посвященные определённым целям сочинителя.

Средства выразительности лирики

Аллегория – изображение отвлечённого понятия через конкретный образ.

Прекрасен царскосельский сад,

Где льва сразив, почил орел России мощной

На лоне мира и отрад.

(лев – Швеция). (А. Пушкин)

Аллитерация – один из видов звукописи, повторение в тексте созвучных или одинаковых согласных звуков.

Свищет ветер, серебряный ветер,

В шёлковом шелесте снежного шума…

(С.Есенин)

Анафора –  одинаковое начало нескольких соседних предложений.

Берегите друг друга,

Добротой согревайте.

Берегите друг друга,

Обижать не давайте.

(О. Высотская)

Антитеза – сопоставление резко контрастных или противоположных понятий и образов для усиления впечатления    .“Сон и смерть” А.А. Фета, “Преступление и наказание” Ф.М. Достоевского.

Ассонанс — Один из видов звукописи, повторение в тексте одинаковых гласных звуков.

Мело, мело по всей земле

Во все пределы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела… (Б.Пастернак)

Гипербола – художественное преувеличение.

шаровары шириною с Чёрное море (Н.Гоголь)

Градация – расположение слов, выражений по возрастающей (восходящая) или убывающей (нисходящая) значимости.

Завыл, запел, взлетел под небо камень,

И заволокся дымом весь карьер.                                                

(Н.Заболоцкий)

Именительный темы – особый вид назывных предложений, называет тему высказывания, которая раскрывается в последующих предложениях.

Хлеб!.. Что может быть важнее хлеба?!

Инверсия – нарушение прямого порядка слов.

Роняет лес багряный свой убор,

Сребрит мороз увянувшее поле…

(А.Пушкин)

Ирония – Тонкая насмешка, употребление в смысле, противоположном прямому.

Граф Хвостов,

Поэт, любимый небесами,

Уж пел бессмертными стихами

Несчастье Невских берегов…     

(А.Пушкин)

Композиционный стык – повторение в начале нового предложения слов из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его.

На заре зорянка запела.

Запела и чудом соединила в песне своей все шорохи, шелесты… (Н.Сладков)

Лексический повтор – повторение в тексте одного и того же слова, словосочетания.

Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озёра с огромными соснами по берегам. Сосны всё время тихонько шумели. (Ю. Казаков)

Литота – художественное преуменьшение.

“мальчик с пальчик”

Метафора – переносное значение слова, основанное на сходстве.

Сонное озеро города (А.Блок). Сугробов белые телята (Б.Ахмадулина)

Метонимия – замена одного слова другим на основе смежности двух понятий.

Сюда по новым им волнам

Все флаги в гости будут к нам. (А.С.Пушкин)

Многосоюзие – намеренное использование повторяющегося союза.

Там есть и уголь, и уран, и рожь, и виноград.

(В.Инбер)

Окказионализмы – индивидуальные авторские словообразования

…В нашей среде стали укореняться какие-то ошеломляющие нелепости, плоды новорусской образованщины. (Г.Смирнов)

Оксюморон – сочетание противоположных по значению слов.

Туристы в родном городе. (Тэффи)

Олицетворение – перенесение свойств человека на неодушевлённые предметы.

Утешится безмолвная печаль,

И резвая задумается радость… (А.С.Пушкин)

Парцелляция –  намеренное разделение предложения на значимые в смысловом отношении отрезки.

Он любил всё красивое. И понимал толк в этом. Красивую песню, стихи, красивых людей. И умных.

Перифраз – замена слова (словосочетания) описательным оборотом.

“люди в белых халатах” (врачи), “рыжая плутовка” (лиса)

Риторический вопрос, восклицание, обращение – Ввыражение утверждения в вопросительной форме;

привлечение внимания;

усиление эмоционального воздействия         

О Волга! Колыбель моя!

Любил ли кто тебя, как я?     

(Н.Некрасов)

Ряды, парное соединение однородных членов –  использование однородных членов для большей художественной выразительности текста.      .

..Удивительное сочетание простоты и сложности, прозрачности и глубины в пушкинских стихах и прозе. (С. Маршак)

Сарказм – едкая, язвительная насмешка, один из приёмов сатиры.

Сарказмом насыщены произведения Свифта, Вольтера, Салтыкова-Щедрина.

Синекдоха –  замена количественных отношений, использование единственного числа вместо множественного.

Швед, русский колет, рубит, режет… (А. Пушкин)

Синтаксический параллелизм – сходное, параллельное построение фраз, строк.

Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д. Лихачёв)

Сравнение – сопоставление двух предметов, понятий или состояний, имеющих общий признак. Да, есть слова, что жгут, как пламя. (А.Твардовский)

Умолчание – прерванное высказывание, дающее возможность домысливать, размышлять.

Баснь эту можно бы и боле пояснить – Да чтоб гусей не раздразнить… (И.А.Крылов)

Эллипсис – сокращение, “пропуск” слов, легко восстанавливаемых по смыслу, что способствует динамичности и сжатости речи.

Мы села – в пепел, грады – в прах,

В мечи – серпы и плуги. (В.А.Жуковский)

Эпитет – образное определение, характеризующее свойство, качество, понятие, явление.

Но люблю я, весна золотая,

Твой сплошной, чудно смешанный шум…

(Н.Некрасов)

Эпифора – одинаковая концовка нескольких предложений.

Весну заклинати, зиму провожати.

Рано, рано зиму провожати.

Виды лирики по темам

Традиционно принято выделять следующие виды лирики:

  • философская;
  • религиозная;
  • гражданская;
  • любовная;
  • о природе (пейзажная).

Существует деление на крупные и малые формы.

К крупным относятся лирическая поэма, цикл стихотворений и венок сонетов (произведение, состоящее из 15 сонетов, в каждом из которых крайняя строчка первого в то же время становится начальной строкой следующего, переплетаясь, словно цветы в венке).

Малыми жанрами лирики считаются:

  • стихотворение;
  • сонет;
  • ода;
  • баллада;
  • эпиграмма;
  • эпитафия;
  • посвящение.

В зависимости от национального колорита, различают и другие лирические формы, характерные для той или иной культуры (рубаи, хайку, газеллы и другие).

Примеры лирических произведений

В школьной программе подробно изучается любовная лирика Пушкина. Стихотворение «Я помню чудное мгновенье…», посвящённое Анне Керн, – яркий образец стилистического и образного совершенства. «Гений чистой красоты» предстоит перед читателем почти воздушным.

Мы не видим конкретных черт портрета героини, но чувствуем трепет и восторг поэта, испытавшего сладость любовного чувства, его преклонение перед Идеалом. В стихотворении «Мадонна», адресованном Наталии Гончаровой, обожание возведено до религиозного культа. Пушкин называет любимую «своей Мадонной».

Любовная лирика Лермонтова не столь гармонична. В ней есть место и пылкой страсти, и горечи разочарования, и холодной отстранённости. В стихотворении «И скучно, и грустно, и некому руку подать…» поэт признаётся, что «…вечно любить невозможно», но вся его поэзия – тоска по любви идеальной, хотя Лермонтов понимает, что на земле её не найти.

Стихотворения «Расстались мы, но твой портрет…», «Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…» и другие свидетельствуют о том, что в минуты нежности лирический герой способен на благоговейный трепет перед предметом своего чувства.

Любовная лирика Тютчева трагична. Цикл стихотворений, посвящённый Елене Денисьевой, — это история страдающей женской души, которая становится жертвой светских сплетен. Не в силах спасти любимую от наветов, герой цикла мучается, воспевая любовь как боль, испытание, драму.

Стихотворения «Она сидела на полу…», «Последняя любовь», «Вот иду я вдоль большой дороги…» идеализируют возлюбленную, соединяя два плана чувствования: небесный и земной.

Каждый найдёт для себя любимого поэта – стоит лишь познакомиться с богатым лирическим наследием русских и зарубежных авторов разных эпох. Неисчерпаемый мир поэзии подарит сердцу богатый опыт переживаний и открытий.

Источник: https://litfest.ru/teoria/lirika-eto.html

Лирика в литературе — определение, виды и особенности жанра

Лирическая поэма. Лирика и ее жанры

Определение лирики ведет свои истоки от названия этого рода литературы, способного воспроизводить чувства и настроение героя по отношению к кому-то или чему-то, дословно переводясь с древнегреческого как «чувствительный, лирный, исполняемый под звучание лиры». К основным характеристикам лирического жанра можно отнести повышенную чувствительность, эмоциональность, взволнованность, задушевность, в общем, все те качества, которые свойственны глубоким, чувственным натурам, склонным к личным переживаниям.

Сравнительные характеристики

Всего на сегодняшний день выделяют три художественных литературных рода, среди которых, помимо лирики, существуют еще эпос и драма. В отличие от них в лирических произведениях имеют свойство отображаться полностью сформированные и законченные характеры в условиях разных обстоятельств, а также происходящие изменения в моральном состоянии персонажей на определенных жизненных этапах.

Поэтому совсем неудивительно, что при написании лирических произведений перед авторами открывается безграничный источник вдохновения, ведь существует огромное количество ситуаций, способных вызывать сильные чувства у персонажей.

Особенности лирики заключаются еще и в том, что несмотря на яркое и эмоциональное освещение событий, вне зависимости от того, в прошлом ли они происходили или в настоящем, оно не должно принимать слишком расплывчатую форму и сводиться к чересчур долгому описанию.

Речь должна быть сжатой, но в то же время максимально наполненной, и способность следовать этому негласному правилу без каких-либо потерь для эмоционального окраса и точности передачи чувств описываемых героев. И даже если получится описать все очень кратко, в итоге должно получиться законченное по смыслу произведение.

Нередко лирический стиль используется писателями, как выражение личного отношения к той или иной ситуации, а иногда даже к общим тенденциям конкретного времени и связанных с ним исторических событий, донося всю суть через действия персонажей. Удивительно, но в поэме могут описываться не только высокие порывы, но и низменные чувства, также побуждающие человека на переживания, вне зависимости от того, принадлежат ли они ему или кому-то другому.

Что касается других литературных родов, то для того, чтобы понять основные их отличия от лирических произведения, стоит ознакомиться со следующей таблицей с основными их видами и жанрами:

Род/Виды и жанры Народный Авторский
Лирика. Переживание различных событий, отображение человеческих чувств, внутреннего мироустройства и мироощущения, а также эмоционального состояния, что позволяет ставить чувственное во главе угла. Песня Ода, гимн, элегия, сонет, послание, мадригал, рондо, эпиграмма.
Драма. Демонстрация отношений героев между собой и связанные с этими событиями, отображающиеся на сцене, для чего применяются особые приемы для записи текста, а также ремарки, позволяющие понять истинное отношение автора к происходящему. Игра, обряд, народная драма, раек, вертеп Трагедия, комедия (по жанрам делится на комедию положений, характеров, масок), драма (философская, социальная, историческая, социально-философская), водевиль, фарс, трагифарс.
Эпос. Повествование о чьей-либо судьбе, приключениях либо определенных поступков, причем как положительных, так и отрицательных, позволяющее автору полноценно высказывать свое мнение об описываемых событиях. Миф, поэма (героическая, строго-воинская, сказочно-легендарная, историческая), сказка, былина, дума, легенда, предание, баллада, притча, малые жанры (пословицы, поговорки, загадки, потешки) Роман или эпопея (историческая, фантастическая, авантюрная, психологическая, утопическая, социальная, притча) и малые жанры (повесть, рассказ, новелла, басня, притча, баллада, литературная сказка).

Имея под рукой такую табличку, можно за считаные секунды определиться с тем, к какому стилю относится то или иное произведения, а также привести точную классификацию его вида. К примеру, у лирического рода нет жанров и только одна народная форма — песнь, тогда как у эпоса и драмы гораздо больше производных разной степени сложности и основной темой.

Кроме того, не следует забывать о существовании четвертого, смешанного литературного рода, который называют лиро-эпическим. Именно сюда можно отнести такой распространенный жанр, как поэма, способная проявлять все присущие эпосу качества. Так, автору удается передать в своем рассказе всю гамму чувств, испытываемых главными/или второстепенными персонажами.

Виды и тематика

Приведенная таблица характерна тем, что может лишь поверхностно отображать разновидности лирического, поэтического и эпического жанров, тогда как существует гораздо больше признаков их классификации. Так, та же лирика имеет разную тематическую направленность, представленную в следующих вариантах:

  • Философская тематика, где весь упор делается на размышления автора о проблематике персонажа или конкретной ситуации с их максимально глубоким исследованием. Если приводить аналогии с русской классикой, то к подобным приемам прибегал Державин в своих стихотворениях, Баратынский, Жуковский и многие другие талантливые литераторы.
  • Гражданская, где особенно остро рассматриваются определенные социальные проблемы, а также чувства главных персонажей, так или иначе связанных с ними. Все это есть у Пушкина, Лермонтова, Набокова, Маяковского, Мандельштама и у многих других поэтов, творивших в разные эпохи.
  • Политическая. Казалось бы, официозная тема, но и она способна вызывать целую вереницу чувств у героев, иногда заставляя их идти на самые безрассудные поступки, поэтому неудивительно, что она неоднократно становилась источником вдохновения для многих классиков (а в особенности тех, кто сам привык остро реагировать на происходящее в стране и в мире).
  • Пейзажная. Одна из излюбленных тематик многих лирических авторов, которая позволяет передавать чувства через любовь к природе, наблюдение за ней, а также описание смен времен года, часто сравниваемых в собственном своеобразии с разными периодами жизни человека. Что касается авторов, то среди русских классиков в этом плане нет равных Бунину, Есенину, Фету, Тютчеву и Некрасову.
  • Любовная. Еще одна распространенная лирическая тема, которая, как показывает практика, находит самый большой отклик у читателей, не теряя актуальности со временем. Лирические произведения о любви могут быть грустными и радостными, со стремительно развивающимся сюжетом или без него, вращаясь исключительно вокруг воспоминаний повествующего о событиях прошлых лет, но всегда одинаково интересной. В качестве прекрасного примера можно привести прекрасное классическое произведение «Евгений Онегин», которое вдохновляло деятелей искусства не только на театральные, но и на музыкальные постановки. Сюда же можно отнести и дружескую тему, так как она способна вызывать чувства, близкие к любовным.

Не стоит думать, будто лирические произведения являются однотемными, ведь в одном произведении могут найти свое отражение сразу несколько интересных направлений, вызывающих определенные чувственные волнения у персонажей. Кроме того, всю поэзию такого плана можно условно разделить на виды, отличающиеся друг от друга по стилю написания.

Речь идет о следующих видах лирики:

  • Ода. В основе этого жанра всегда стоит торжественное воспевание кого-либо или чего-либо.
  • Песнь. Как правило, такие произведения не лишены сюжетности, нередко комбинированной, когда одна строка имеет все признаки лирического стиля, тогда как другая буквально пропитана эпосом.
  • Элегия, под которой подразумевается романтическая поэзия, причем с грустным налетом, выражающимся в рассуждениях автора о своей судьбе, творчестве или событиях прошлых лет.
  • Послание. Этот жанр может иметь любую тематическую принадлежность, всегда адресуясь к кому-либо (возможен и предмет невоодушевленный).
  • Сонет. В отличие от всех предыдущих видов, этот обязательно должен быть представлен в строгой форме, состоя из 14 строк и имея французскую или английскую принадлежность.
  • Эпиграмма — коротенькое четверостишье, используемое для того, чтобы охарактеризовать какое-то лицо или ситуацию в краткой, но от этого не менее емкой форме.
  • Сатира. По аналогии с эпиграммой может носить хлесткий высмеивающий характер, но, в отличие от нее, не имея жестких ограничений по объему.

Естественно, перечисленные в списке жанры лирики являются весьма условными и на практике в одном произведении может рассматриваться сразу несколько направлений (иногда общую тематику может менять одно только слово). Кроме того, лирический характер свойственен не только стихотворной форме, но и прозе.

История развития направления

Как и любой другой литературный род, лирика не стоит на месте, постоянно меняясь, в зависимости от исторических событий и общих мировых тенденций.

И несмотря на тесную взаимосвязь со всеми течениями в литературе и искусства, расцвет жанра пришелся именно на эпоху романтизма.

Что же касается его зарождения, то он ведет свои истоки еще с древних времен, имея на разных стадиях своего развития следующие характеристики:

  • Античный период. На этапе образования лирические произведения представляли собой музыкальные композиции, исполнявшиеся под аккомпанемент различных музыкальных инструментов (откуда и название). Огромный вклад в развитие жанра внесла древнегреческая школа, именуемая эолийской. Удивительно, но выходцы этой и других школ, в которых были популярны лирические произведения, воспевали с помощью этого жанра не только любовные и эротические отношения, но и влиятельных на тот момент политиков.
  • Средневековье. Огромное значение имела лирика и в этот продолжительный период со всем свойственным ему колоритом. И если на начальном этапе религиозность в лирическом жанре носила стертый характер, то в со временем она стала основополагающей тематикой. Чуть позже классический жанр максимально приблизился к народному, будучи тесно связанным с песнями и танцами, а со временем трубадурство сменилось рыцарством, для которого была свойственна своя лирика.
  • Эпоха Возрождения. Пик развития романтической лирики пришелся на Италию, постепенно дав свои отголоски и в южной части Франции. Большой вклад в развитие этого литературного искусства был сделан и знатным родом Медичи, заправлявшим в период Ренессанса во Флоренции.
  • XVI-XVIII столетия. Полноценное участие в использовании лирического жанра Франция приняла только в XVI веке. К тому времени свой след в искусство уже успела внести Германия с ее реформаторскими религиозными движениями. Со временем при французском дворе появилась ложноклассическая ода, которая так и не прижилась, уступив место известному по сей день жанру в классическом его понимании. Уже в XVIII веке появляются первые русские оды, авторами которых стали Державин, Ломоносов и другие классики. Были актуальны и народные песни, которые особенно сильно ценились правящей тогда императрицей Екатериной II.

Завершает условный исторический цикл развития лирика XIX столетия с присущим ей романтизмом. Именно тогда появились первые лирические пьесы и баллады, а также поэзия, восхваляющая природу, красоту родного края, любовь к женщине, преданность другу и многие другие чувства, которые продолжают волновать человечество, оставаясь всегда актуальными.

Источник: https://nauka.club/literatura/lirika.html

Лирика как род литературы. Жанры лирики

Лирическая поэма. Лирика и ее жанры

В лирике в основном воспроизводятся переживания человека, его чувства. Через переживание автор раскрывает действительность, отношение к ней отдельного человека.

Переживание в лирике дается непосредственно, поэтому чаще всего лирические произведения пишутся от первого лица, что, в свою очередь, создает представление о том, что поэт и его лирический герой – одно лицо.

Часто так оно и бывает, потому что поэт, по законам лирического рода, не имеет права оставаться равнодушным к тому, что он передает. Эмоциональный пафос – главная особенность лирики.

В лирических произведениях поэт выражает различные чувства и переживания: любовные (интимные), дружеские, политические, философские, экологические (любовь к природе) и т.д. Лирическое произведение должно отличаться внутренним единством, целостностью переживания, тогда оно сильнее воздействует на читателя и вызывает у него соответствующие чувства (сопереживание).

Лирические произведения чаще всего написаны стихами, поэтому важную роль в них играет ритм. Ритмичность лирики сближает ее с музыкой. Отсюда и сам термин, первоначально стихи пелись под музыку (лиру).

Лирические произведения меньше по объёму, чем эпические. Язык лирики менее разнороден, чем язык эпоса: если в эпическом произведении встречаются разные пласты лексики (неологизмы, варваризмы, вульгаризмы, жаргонизмы и пр.), то язык лирики – книжный, литературный.

Идея в эпосе выражается в художественных образах, в сюжете и почти никогда не выражается в прямой форме, то в лирике идея выражается непосредственно, через настроение автора, особенно в баснях.

Лирические виды и жанры очень подвижны и потому быстро меняются и видоизменяются (трансформируются).

Лирический герой

Центральным «персонажем» лирического произведения оказываются сам его создатель, поэт и его внутренний мир. Но этот персонаж втягивает в себя и реципиента, вольно или невольно отождествляющего себя с авторским «Я» и вместе с ним каждого, кто мог бы оказаться в соответствующей лирической ситуации, и весь объективный мир, так или иначе попадающий в поле его зрения и воспринимаемый им.

С древности до XVIII в. лирический субъект осознавался как художественное инобытие медитирующего поэта, представляющего некое абстрактно-типовое, общечеловеческое сознание. Однако уже в лирике шотландского поэта Р. Бернса, немецкого И.В. Гёте и русского Г.Р. Державина можно проследить тенденцию к его индивидуализации с опорой на личностные качества автора.

Романтизм (Байрон, Гейне, Жуковский, Лермонтов) развивался, если можно так выразиться, под знаком культа личности поэта, сознательно отождествлявшего себя и свое лирическое «Я».

Лирический герой поэта-реалиста целенаправленно объективируется, в значительной мере отворачивается от своего создателя, хотя и сохраняет с ним определенные «родственные отношения».

Лирический герой эпохи модернизма поразительно многолик. Возьмем для примера творческие профили пяти русских поэтов, довольно полно представлявших в совокупности лирическую характерологию Серебряного века: Блока, Мандельштама, Гумилева, Ходасевича и Георгия Иванова.

 Здесь характерная фигура Георгия Иванова, творчество которого можно смело назвать «театром одного актера», но актер этот (одновременно и режиссер) практически до конца своего творческого пути никогда не играл самого себя. Прикрыв лицо очередной маской, автор настолько свыкался с ней, что начинал вмешиваться в чужую судьбу, как в свою собственную.

Его автобиографическая проза вызывала гневное неприятие у прототипов или близко знавших этих прототипов людей.

С одной стороны, поэт органично «вживался» в судьбы своих персонажей, с другой стороны, сознательно твердой рукой художника выстраивал действующую модель мира так, как видел его он, Георгий Иванов, дорожа прежде всего «своим подлинным отношением к людям и событиям, которое всегда «на дне» было совсем иным, чем на поверхности, и если отражалось — разве только в стихах , тоже очень не всегда» (там же). 

Блок, Гумилев, Мандельштам, Ходасевич, так не похожие друг на друга, были едины в поразительной цельности их поэтической натуры.

О Гумилеве Георгий Иванов сказал удивительно точно и проницательно: он «выдумал себя» «настолько серьезно, что его маска для большинства его знавших (о читателях нечего и говорить) стала его живым лицом».

Трагическая гибель поэта стала парадоксальным образом блестящим аккордом «такой биографии, какой он сам себе желал»: «Поэт, исследователь Африки, Георгиевский кавалер и, наконец, отважный заговорщик, схваченный и расстрелянный в расцвете славы, расцвете жизни…».

Ни Блок, ни Гумилев, ни Мандельштам, ни Ходасевич не сливались с объектом их лирической рефлексии; они высоко стояли над ним, потому что понимали поэзию, творчество не как лицедейство, а как дело всей своей жизни. 

Виды лирической поэзии. Жанры лирики

В античной (греческой) литературе все стихотворения исполнялись под музыку и назывались одами. Гораций сделал оду определенным видом поэзии. Его дело продолжили классицисты, избрав оду ведущим произведением своего творчества (М.Ломоносов, Г.Державин).

В русской оде строфа состояла из десяти стихов, которые делились на три части: первая состояла из четырех стихов, а две остальные – из трех. В дальнейшем ода утратила свое первенство в литературе, однако она встречается и у советских поэтов. Например, «Ода революции» В.Маяковского.

Ода может быть посвящена выдающемуся человеку, значительному событию, достижению человеческого разума или важнейшей ценности (истине, дружбе, мудрости, любви и т. д.).

Объектом восхваления в оде может быть и нечеловеческое: Бог, природа, Отечество и т. д. В известной оде Пушкина «Вольность» таким объектом становится свобода, которая противопоставляется рабству, причем основным средством восхваления свободы оказывается обличение власти, насаждающей рабство.

Хотя Пушкин заметно переосмысляет жанровые черты оды, не столько восхваляя, сколько порицая и обличая, «Вольность» вполне можно признать реализацией жанрового канона.

Прежде всего, Пушкин идет, так сказать, от обратного: он показывает неудовлеторительность существующего положения вещей, рассуждает о том, что власть, которая не заботится о народе, непременно постигнет наказание, и порицание и обличение становится основанием для утверждения ценности справедливого устройства общества.

Обращает на себя внимание стилистика пушкинской оды. В ней (в силу сложившейся традиции) содержится большое количество церковнославянизмов и архаической лексики, которые делают ее стиль возвышенным.

Например, Пушкин использует архаическую форму «слезы» со звуком [э] вместо [о], а также слова «взор», «глас», «чело», «глава» и т. д. Ту же функцию выполняет и написание слов с заглавной буквы («Власть», «Рабство», «Слава»).

Благодаря этому срабатывает механизм олицетворения — абстрактные понятия как бы материализуются, почти превращаются в действующих лиц.

По своей природе ода — это ораторский жанр, рассчитанный на публичное произнесение по какому-то поводу.

Именно ораторское начало и возвышенный стиль делают стихотворение Пушкина одой, а также отличают оду от сатиры.

В более широком смысле сатира — это разновидность пафоса, злое высмеивание и намеренное уродливое изображение какого-либо явления действительности.
 Известны гимны государственные, революционные, военные, религиозные, в честь исторических событий, героев Г.Гейне, В.Брюсова, В.Маяковского и пр.Этот жанр делится на две основные тематические группы — исторические («казацкие») и социально-бытовые. К.Ф. Рылеев, хорошо знакомый с украинским фольклором, назвал этим жанром свои стихотворения на исторические темы.

Темы ее были разнообразны. В дальнейшем элегиями стали называть небольшие лирические стихотворения грустного содержания, с размышлениями о жизненных невзгодах, о несостоятельности и быстротечности жизни, о неудовлетворенности жизнью. 

Элегия как жанр возникла в Древнем Риме. Большой популярностью пользовалась в европейской, особенно английской, поэзии XVIII века.

Очень любили элегию сентименталисты и романтики, в творчестве которых она и достигла расцвета. Писали элегии А.Пушкин («Безумных лет угасшее веселье»), М.Лермонтов («И скучно, и грустно», «Выхожу один я на дорогу»), Н.Некрасов («Еду ли ночью…»).

В реалистической поэзии элегия перестала быть популярным, самостоятельным жанром, но элегические (грустные) мотивы характерны для многих стихотворений С.Есенина, А.Блока, А.Ахматовой, Б.Пастернака и др.

В русской поэзии XX века элегию возродил Иосиф Бродский.

Едва ли не самым знаменитым примером этого жанра в творчестве поэта является «Большая элегия Джону Донну», написанная им в 1960-е годы. 

Получил известность в творчестве Ф.Петрарки, А.Данте, а затем в Англии – у В.Шекспира. В России сонеты писали А.Пушкин, М.Лермонтов, А.Ахматова, С.Кирсанов и др.

Сонет имеет два вида построения, но обязательно состоит из 14 строк, которые делятся на четыре части. Один вариант сонета представляет два четверостишия и два трехстишье, другой – три четверостишия и двустишие.

Русский сонет пишется обычно пятистопным ямбом. Стихи сонета должны быть звучными, звонкими.

Оно должно быть, по мнению В.Белинского, невелико по объему, иначе утрачивает эмоциональное воздействие на читателя. По содержанию оно может быть самым различным, передавать любые настроения и переживания, мысли и чувства.

Для идиллии характерны такие черты, как спокойный, умиротворенный тон и красочность, живописность в изображении идиллического мира.

Герои идиллии наслаждаются своим существованием и простыми человеческими радостями, их жизнь наполнена счастливыми событиями, и иногда термин «идиллия» применяется к лирическим произведениям, которые не имеют отношения к сельской жизни, но описывают безоблачную, спокойную, тихую, благополучную жизнь.

https://www.youtube.com/watch?v=vYbY_eQRt8E

Идиллия зародилась в античности; впоследствии этот жанр использовался в основном в рамках стилизации.

В западно-европейской поэзии были популярны романсы Ш.Мильвуа, Э.Парни, П.Верлена («Романсы без слов»).

Эпиграмма – надпись (греч.). В античной литературе эпиграммами называли надписи на храмах, на посуде, прославляющие героев, богов, события. В европейской поэзии эпиграмма стала сатирическим произведением. 

Если сатира претендует на обобщение, то эпиграмма конкретна: она всегда нацелена на то, чтобы «уколоть» определенного человека, выставить его в неприглядном свете. Впрочем, это не означает, что эпиграмма не несет в себе обобщенного смысла, но извлечь его читатель должен самостоятельно.

Известны эпиграммы А.Пушкина, В.Маяковского, Д.Бедного, С.Маршака, Р.Гамзатова и др.

Пользовалась популярностью в эпохи Средневековья, Возрождения и классицизма.Был популярен в салонной культуре Европы XVII-XVIII вв.Человек, к которому обращено послание, может быть реальным и вымышленным; он может быть знаком автору послания («Во глубине сибирских руд…» А.С. Пушкина) или недоступен ему («К Овидию» того же поэта).Как правило, это произведение, затрагивающее морально-этическую проблематику; однако послание может содержать признания, то есть выражение чувств.

Дополнительные материалы по теме:

  • Роды литературы
  • Жанры литературы
  • Эпос
  • Лиро-эпика
  • Драма

Список литературы:

  • Тынянов Ю.Н. Ода как ораторский жанр // Тынянов ЮЛ Поэтика. История литературы
  • Г.Г. Хазагеров, И.Б. Лобанов. Основы теории литературы.
  • Русакова М.В., Спектор А.Л. Теория литературы: учебное пособие.
  • О.И. Федотов. Основы теории литературы.

Источник: https://rustutors.ru/litved/2281-lirika-kak-rod-literatury-zhanry-liriki.html

Роды и жанры литературы

Лирическая поэма. Лирика и ее жанры

Жанр– вид литературного текста. Классифицируя по родам, теоретики литературы выделяют эпические, лирические, драматические, лиро-эпические жанры.

Произведения внутри каждого жанра делятся по объему на:

  • крупные (роман, роман-эпопея),
  • средние (повести, поэмы),
  • малые (рассказ, очерк, новелла).

Хотя, основная классификация связана с родами литературы, некоторые жанры имеют тематическое разделение: сентиментальный, психологический роман, авантюрный, философский романы и т.д. Это тематическое деление очень условно.

Не все литературоведы согласны со строгой классификацией, например, по темам. Жанрово-тематическое разнообразие произведений в стихах включает в себя любовную, философскую, пейзажную лирику.

Но это не окончательный список всего литературного наследия, что мы имеем и тех произведений, что появляются сегодня.

Роды литературы

Эпос — это 

  • объективное сюжетное описание характеров и событий;
  • текст имеет четкую привязку ко времени и пространству.
  • Пример: И.С. Тургенев «Отцы и дети», И.А. Гончаров «Обрыв», Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» М. Шолохов «Тихий Дон»

Лирика — это 

  • концентрация внимания на внутреннем мире, мыслях, чувствах героя;
  • особая организация (рифму, ритм, размер);
  • внешняя жизнь преподносится субъективно, глазами героя.
  • Пример: М.Ю. Лермонтов «Парус», А. Ахматова «Мужество»

Драма — это 

  • произведение написано для театральной сцены;
  • текст состоит из диалогов, монологов, небольших авторских ремарок;
  • герои показаны в действиях, конфликтах.
  • Например: А.П. Чехов «Вишневый сад», М. Горький «На дне»

Лиро-эпос— это 

  • текст в стихотворной форме;
  • сочетание эпического и лирического изображения жизни героя
  • Пример: А.С. Пушкин «Евгений Онегин», М. Ю. Лермонтов «Мцыри»

Эпические жанры литературы

Рассказ– сравнительно небольшое произведение с малым числом персонажей. Как правило, автор решает одну проблему и выделяет одно событие (А.И. Куприн «Чудесный доктор»).
Притча– малый жанр дидактической литературы, тождественный с басней, однако, отличающийся более высоким стилем. В притче наблюдаются аллегорические элементы повествования, порой сводящегося только к развернутому сравнению.
Очерк– один из видов малой формы среди эпических жанров. Похож на рассказ за исключением того, что в тексте нет единого, острого и относительно быстро разрешающегося конфликта, повествование плавное и по большей части описательное (В. Песков «Окно в природу»).
Новелла– один из основных жанров малой эпической прозы, более краткое произведение, чем повесть или роман. Хотя, авторов рассказов принято называть новеллистами, а совокупность рассказов – новеллистикой (А. Грин «Сила непостижимого»).
Повесть– нечто среднее между рассказом и романом по объему и числу действующих лиц и событий. События представлены логично и последовательно (В.Г. Распутин «Прощание с Матерой»).
Роман– характеризуется многослойностью сюжета, есть несколько линий повествования, многопроблемность. Велико разнообразие внутренних и внешних конфликтов. Характеры показаны в развитии на протяжении достаточно длительного времени (Б.Л. Пастернак «Доктор Живаго»).
Роман-эпопея– это широкомасштабное произведение, часто включающее исторические и военные события, общественно-политическую жизнь страны (Л.Н. Толстой «Война и мир»).

Лирические жанры литературы

Лирическое стихотворение– Н. Рубцов «В осеннем лесу»
Ода– ведущий жанр в направлении классицизма. Произведение воспевает важные государственные или исторические события и национальных героев.

черта – торжественность стиля и высокий стиль (М.В. Ломоносов «Ода на рождение Государя Великого).

Элегия– грустное стихотворение, выражающее глубинные философские размышления о жизни и человеке на фоне природы. Личные переживания преобладают в повествовании (Е.А.

Баратынский «Элегия (Уже ли близок час свиданья!)»).

Сонет– лирическое стихотворение из 14 строк в форме сложной строфы: 2 четверостишия и 2 трёхстишия (У. Шекспир «Сонеты о любви»).

Послание– письмо в стихах, обращённое к одному лицу или группе лиц. По содержанию различают лирические, любовные, дружеские, сатирические и т. д. (А.С.Пушкин «Графу Воронцову»).
Эпиграмма– краткое иронично-сатирическое стихотворение, остроумно высмеивающее определенного человека или явление (В.А. Жуковский «Ты драму, Фефил, написал?»).

Драматические жанры литературы

Комедия

– вид драмы, в котором сюжет, персонажи и события комичны. Задача – осмеять отрицательные явления действительности и развлечь зрителя. Комедия может быть:

  • высокой (А.С. Грибоедов «Горе от ума»),
  • лирической (А.П. Чехов «Вишнёвый сад»),
  • сатирической (Н.В. Гоголь «Ревизор»).
Трагедия– вид драмы, основывающийся на неразрешимом конфликте, который вызывает страдания, а иногда и гибель героя (А.С. Пушкин «Борис Годунов»).
Драма– смесь трагического и комического. Конфликт хоть острый поначалу, но разрешимый к концу. Судьба главного героя и развязка представляют собой разные формы. Драма не стремится высмеять людей, но показывает их на фоне общества (А. Островский «Гроза»).

Лиро-эпические жанры литературы

Поэма– многоплановое произведение с подробным изображением событий, продолжительное по времени действия, включающее лирические отступления (А.С. Пушкин «Медный всадник»).
Роман в стихах– синтез характеристик романа и лирические отступления образуют фигуру лирического героя (А.С. Пушкин «Евгений Онегин»).
Легенда– это текст-воспоминание о чем-либо чудесном, важных событиях прошлого.

Литературная легенда обычно концептуальна, материал строго подчинен авторской идее (М. Горький «Старуха Изергиль»).

Сказ– вид литературного повествования, часто в форме несобственно-прямой речи или даже от первого лица. В произведении хорошо заметна разговорно-бытовая стилизация (Н.С. Лесков «Левша»).

Баллада– стихотворный рассказ на историческую тему с плотным сюжетом (А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге»).

Источник: https://bingoschool.ru/manual/40/

Умный водитель
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: