Кто возглавляет федеральное собрание. Деятельность Федерального Собрания. Специфика создания СФ

Кто возглавлял Совет Федерации

Кто возглавляет федеральное собрание. Деятельность Федерального Собрания. Специфика создания СФ

ТАСС-ДОСЬЕ. 25 сентября 2019 года на первом заседании осенней сессии Совета Федерации РФ председателем верхней палаты парламента единогласно была переизбрана Валентина Матвиенко.

За все время работы Совета Федерации, сменилось четыре председателя верхней палаты российского парламента. Двое из них — Сергей Миронов и Валентина Матвиенко — представители Санкт-Петербурга. Дольше всех — почти десять лет — Совфед возглавлял Сергей Миронов, меньше всех — два года — Владимир Шумейко. С 2011 года пост спикера занимает Валентина Матвиенко.

Что известно о председателях верхней палаты российского парламента — в материале ТАСС.

Владимир Шумейко (1994-1996)

Родился в 1945 году в Ростове-на-Дону. Получил специальность инженера-электрика в Краснодарском политехническом институте. Кандидат технических наук (1972), доктор экономических наук (1996). В 1970-1990 годах работал по специальности, возглавлял Краснодарский завод измерительных приборов.

В 1990 году был избран народным депутатом РСФСР, в 1991 году занял пост заместителя председателя Верховного совета РСФСР. В 1992-1994 годах — первый вице-премьер правительства РФ, одновременно возглавлял Министерство печати и информации. Осенью 1993 года выступил на стороне президента Бориса Ельцина в его конфликте с Верховным советом.

В декабре того же года при поддержке блока «Выбор России» Шумейко был избран в первый созыв Совета Федерации РФ от Калининградской области. 13 января 1994 года стал председателем верхней палаты парламента. В годы его руководства сенаторы одобрили лишь 48,5% законопроектов (224), от принятых Госдумой.

Наиболее острая борьба развернулась по вопросу принципа формирования СФ. Совет Федерации под председательством Шумейко выступал за формирование палаты из представителей, назначаемых региональными властями.

Однако Госдума, преодолев вето СФ, приняла пропрезидентский закон, согласно которому членами верхней палаты стали главы субъектов РФ и региональных парламентов. В январе 1996 года, после вступления в силу новых принципов формирования Совета Федерации, Шумейко сложил полномочия сенатора, заявив, что в дальнейшем «не пойдет ни на одну государственную должность».

Занимался политикой, возглавляя созданное им еще в 1995 году движение «Реформы — новый курс». Руководил советами директоров корпораций «Югра», «Русь», Банка Москвы и др. Был представителем правительства Калининградской области в Москве. В настоящее время политическую и общественную деятельность не ведет.

Егор Строев (1996-2001)

Родился в 1937 году, уроженец Орловской области. Выпускник Плодоовощного института им. И. В. Мичурина (1960) и Академии общественных наук при ЦК КПСС (1969). Доктор экономических наук (1994), академик РАН (2013). Трудовой путь начинал в колхозе «Прогресс» Орловской области, с 1963 года — на партийной работе.

Был первым секретарем Орловского обкома КПСС. Член ЦК КПСС (1986) и политбюро ЦК КПСС (1990). В 1989 году переехал в Москву, был назначен секретарем ЦК КПСС (курировал аграрный сектор). Являлся депутатом Верховного Совета СССР (1984-1989), народным депутатом СССР (1989-1991).

В 1991 году вернулся в Орел, где возглавил Всероссийский НИИ селекции плодовых культур, а в 1993 году был избран главой Орловской области. Занимал пост губернатора 16 лет — до 2009 года. В 1993-2001 годах представлял область в Совете Федерации РФ. 23 января 1996 года был избран спикером верхней палаты.

Егор Строев выступал за внесение изменений в Конституцию РФ в части расширения роли парламента (в частности, предлагал наделить Совфед правом согласовывать кандидатуры министров силового блока), против политизации деятельности сенаторов и против заключения соглашений о разделении полномочий между федеральным центром и регионами.

Кроме того, он неоднократно высказывался о необходимости выборности членов Совета Федерации. Однако в 2000 году Совфед был реформирован: губернаторов и глав законодательной власти заменили представители регионов, работающие в СФ на постоянной основе.

Егор Строев покинул пост спикера 5 декабря 2001 года, получил титул «Почетный председатель Совета Федерации». В 2009-2014 годах вновь представлял Орловскую область в Совфеде. Первый полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством». Почетный гражданин Орловской области.

Сергей Миронов (2001-2011)

Родился в 1953 году в г. Пушкине (Ленинград). Окончил Ленинградский горный институт (1980), Санкт-Петербургский государственный технический университет (1992), юридический и философский факультеты Санкт-Петербургского госуниверситета (1998, 2004), а также Российскую академию госслужбы при президенте РФ (1997).

В 1976-1991 годах работал инженером-геофизиком, участвовал в геологических экспедициях. Затем возглавлял компании «Русская торговая палата», «Возрождение Санкт-Петербурга» и др. В 1994 году Сергей Миронов был избран депутатом Заксобрания Санкт-Петербурга, в 2001 году делегирован в Совет Федерации РФ.

5 декабря 2001 года он занял пост спикера Совфеда, руководил палатой почти десять лет. Среди инициатив Сергея Миронова — увеличение президентского срока с четырех до семи лет, выборность членов Совета Федерации. В 2009 году в порядок формирования Совета Федерации были внесены изменения, согласно которым был отменен т. н.

ценз оседлости для кандидатов (требование проживать на территории данного региона в течение 10 лет). Сенаторов от законодательной власти стали избирать только из числа региональных и муниципальных депутатов. 18 мая 2011 года Сергей Миронов был отозван Заксобранием Санкт-Петербурга из Совета Федерации.

Отставка была инициирована фракцией «Единая Россия» после критики Миронова деятельности городских властей. После ухода из верхней палаты он получил мандат депутата Госдумы РФ от «Справедливой России», лидером которой является с 2006 года. Возглавил думскую партийную фракцию.

Дважды — в 2004 и 2012 годах — баллотировался на пост президента РФ, оба раза занимал последнее место на выборах.

Валентина Матвиенко (2011 — н. в.)

Родилась в 1949 году в Хмельницкой области Украины. В 1972 году получила диплом Ленинградского химико-фармацевтического института, в 1985 году окончила Академию общественных наук при ЦК КПСС. С 1972 года находилась на комсомольской работе, возглавляла Ленинградский обком ВЛКСМ, затем продолжила карьеру в органах КПСС. Избиралась народным депутатом СССР (1989).

После окончания курсов при Дипломатической академии МИД СССР в 1991 году была назначена послом на Мальте, в 1997 году возглавила диппредставительство России в Греции. В 1998 году заняла пост вице-премьера РФ по социальным вопросам, в 2003 году — полпреда президента в Северо-Западном федеральном округе. С октября 2003 года по август 2011 года — губернатор Санкт-Петербурга.

В августе 2011 года была наделена полномочиями сенатора от Санкт-Петербурга, и 21 сентября того же года избрана председателем Совфеда, став первой в России женщиной — спикером верхней палаты парламента.

За время руководства Валентиной Матвиенко СФ был изменен порядок формирования верхней палаты (отныне заксобрания регионов назначают представителей только из число своих депутатов), вновь введен ценз оседлости для кандидатов (пять лет), а также требование об их «безупречной репутации».

Валентина Матвиенко неоднократно заявляла о необходимости повышения статуса палаты и сенаторов, выступала с публичной критикой деятельности некоторых членов правительства, несколько раз Совфед по ее инициативе отказывался одобрять принятые Госдумой законы. При этом палата продолжает поддерживать политический курс руководства страны.

Совет Федерации под председательством Валентины Матвиенко дважды — в 2014 и 2015 годах — давал разрешение президенту РФ на использование российских войск за рубежом. 18 сентября 2019 года Валентина Матвиенко была вновь наделена полномочиями сенатора от Санкт-Петербурга. Член партии «Единая Россия». Почетный гражданин Санкт-Петербурга.

Источник: https://tass.ru/info/6925798

Федеральное Собрание РФ. Члены Федерального Собрания России. Структура Федерального Собрания

Кто возглавляет федеральное собрание. Деятельность Федерального Собрания. Специфика создания СФ

Федеральное Собрание РФ является высшим представительным институтом страны. Оно обеспечивает выражение интересов населения и ведет нормотворческую деятельность. Формирование Федерального Собрания РФ осуществляется в соответствии с действующими правовыми актами. В структуру входит два органа, компетенция, особенности создания и деятельность которых регулируется ФЗ №113 и 175.

Верхняя палата Федерального Собрания РФ

Она представляет собой постоянно действующую структуру. В нее входит по 2 представителя от регионов страны. Совет Федерации Федерального Собрания РФ создается в соответствии с ФЗ №113. К компетенции СФ относят следующие вопросы:

  1. Назначение выборов главы государства и отрешение его от должности.
  2. Утверждение указов, изданных президентом о введении военного и чрезвычайного положений в стране в целом либо в отдельных ее областях.
  3. Назначение на должность и снятие с нее Генпрокурора, зампредседателя Счетной палаты и 50% ее аудиторов.
  4. Утверждение границ между регионами.
  5. Назначение должностных лиц Высших судов.

Совет Федерации Федерального Собрания РФ также дает согласие на размещение ВС страны за ее пределами. К его ведению также относится одобрение или отклонение проектов нормативных актов.

Государственная дума Федерального Собрания РФ

Она образуется из 450 депутатов. Этот орган представляет собой нижнюю палату Федерального Собрания. Избрание депутатов осуществляется на 4 года.

Проведение первого заседания назначается на 30-й день после выборов либо ранее этого срока по указу президента.

Голосование за депутатов осуществляется в порядке, предусмотренном в ФЗ №175 и прочими нормативными актами, регламентирующими избирательное право. К ведению Государственной думы относят вопросы:

  1. О доверии правительству.
  2. Назначения на должность и снятия с нее председателей Центробанка, Счетной палаты и 50% аудиторов, а также Уполномоченного России по правам человека.
  3. Выдвижения обвинений президенту для отрешения его от власти.
  4. Одобрения кандидатуры на пост председателя правительства, предложенной главой страны.

Кроме этого, Госдума обсуждает и принимает проекты нормативных актов.

Нормотворчество

Федеральное Собрание РФ считается ключевым субъектом законодательного процесса. ГД принимает проекты нормативных актов и направляет их в СФ для одобрения.

Для разрешения возникающих разногласий между ними создается согласительная комиссия. Принятым нормативным актом считается документ, утвержденный в ГД и одобренный СФ. Порядок принятия и согласования определяет Конституция РФ.

Федеральное Собрание направляет принятый и одобренный акт президенту на подпись.

Он осуществляется президентом. Основаниями для роспуска Госдумы могут выступать:

  1. Трехкратное отклонение кандидатуры на пост председателя правительства, предложенной главой страны.
  2. Отказ в доверии Высшему исполнительному органу. При этом инициатива должна исходить от председателя правительства.

Не допускается роспуск нижней палаты:

  1. На протяжении года с момента ее создания.
  2. С даты выдвижения обвинений президенту и до принятия решения по нему СФ.
  3. Во время чрезвычайного либо военного положения в стране.
  4. На протяжении полугода до истечения полномочий президента.

После роспуска Госдумы глава страны назначает дату ания. При этом она должна определяться с таким расчетом, чтобы вновь созданный орган собрался не позднее четырех мес. с момента расформирования.

Специфика создания СФ

В рамках совершенствования системы госуправления была проведена административная реформа. В ходе нее были внесены определенные изменения в порядок образования парламента. Новые правила были внесены в Закон «О Федеральном Собрании РФ». В частности, определялся порядок создания СФ.

В него входили главы исполнительного и законодательного органов субъекта. Однако к концу 1990-х гг. эта система была признана неэффективной. В соответствии с Законом, принятым 5.08.2000 г., в СФ стали входить не главы, а представители исполнительного и законодательного органов субъекта.

Руководители этих структур в течение трех месяцев с даты вступления на пост назначают соответствующих должностных лиц. Данное решение оформляется в виде постановления (указа).

Если на внеочередном либо плановом заседании представительного органа против назначения проголосует треть от общего количества депутатов, распоряжение в силу не вступает.

Нюанс

Необходимо отметить, что порядок выдвижения представителей в СФ от одно- и двухпалатного представительных органов субъекта различен. В первом случае с даты первого заседания в течение трех месяцев выбирается представитель по предложению председателя. Во втором случае – кандидатуры предлагают поочередно обе палаты.

Альтернативное предложение может внести группа депутатов. Представитель каждой палаты выдвигается на половину срока ее полномочий. Принятие решения о назначении осуществляется тайным анием.

Орган госвласти не позже следующего дня после вступления постановления в силу уведомляет о нем СФ и в пятидневный срок направляет в Совет Федерации соответствующий акт.

Прочие изменения

Реформы затронули правила выборов депутатов в Госдуму. Четвертый созыв образовывался в соответствии с ФЗ, принятым 20.12.2002 г. Избрание проходило на 50% по одномандатным округам и на 50% по спискам, представленным политическими партиями.

Кандидаты также могли баллотироваться как самовыдвиженцы, от избирательного блока либо в составе объединения. Правом выдвигать лиц могут воспользоваться только те партии, которые преодолели 7% барьер. Решение о представлении списка кандидатов утверждается тайным анием.

Общее число выдвигаемых партией лиц не может быть больше 270 чел.

Нормативные акты ФС

Полномочия Федерального Собрания РФ четко регламентируются правовыми документами. Каждый орган, входящий в структуру ФС, принимает решения большинством. По некоторым вопросам может предусматриваться и иной порядок утверждения постановлений. Такие случаи прописываются в Конституции.

В ней присутствуют нормы, четко устанавливающие круг вопросов, отнесенных к ведению ФС. В частности, полномочия Федерального Собрания РФ установлены в ст. 102 и 103.

СФ, например, утверждает решения как по вопросам, отнесенным к его компетенции действующими нормами, так и относящимся непосредственно к его внутренней деятельности. Последние определяются регламентом, положениями и соответствующим ФЗ.

Федеральное Собрание РФ часто рассматривает актуальные вопросы, касающиеся жизни страны. В постановлениях зачастую отмечаются недочеты действующих госорганов, присутствуют обращения к представительным структурам о необходимости принимать те или иные нормативные акты для улучшения положения дел.

Вместе с этим ежегодно президент зачитывает послание Федеральному Собранию РФ. В нем подводятся итоги выполненной работы, а также ставятся новые задачи. В соответствии с ними формируется повестка заседаний ФС.

Федеральное Собрание РФ состоит из двух относительно самостоятельных частей. Основная работа по принятию нормативных актов ведется в ГД. СФ также обладает законотворческой инициативой. Проекты нормативных актов, которые вносятся на рассмотрение, проходят правовую и лингвистическую экспертизы, визируются ответственными лицами.

Федеральное Собрание РФ через СФ может выступать с заявлениями, обращениями, в том числе к правительству и президенту. Они принимаются в порядке, предусмотренном для утверждения постановлений. Как правило, пожелания носят рекомендательный характер. Что касается Государственной думы, то она также может принимать обращения и заявления. Они оформляются постановлениями.

Обращения и заявления достаточно многообразны по своему содержанию. Они принимаются намного чаще, чем в Совете Федерации. Наиболее актуальными вопросами в них выступают проблемы социально-экономического и внутриполитического характера.

Вместе с этим, такие обращения и заявления, оказывая определенное воздействие на исполнительные структуры власти, не могут содержать обязательных норм для правительства либо президента. В этой связи они, так же как и рекомендации СФ, могут иметь исключительно морально-политическое значение.

Особое влияние на деятельность исполнительной власти оказывают заявления и обращения Госдумы, касающиеся решения международных вопросов. В них, как правило, дается оценка внешнеполитическим процессам зарубежных стран. Соответственно, такие обращения и заявления могут вызвать достаточно большой международный резонанс.

Парламентский центр

В середине 2000 гг. началось обсуждение идеи объединить СФ и Госдуму в одном здании. В 2012 г. это предложение было поддержано Д. Медведевым, бывшим в то время президентом страны.

Авторы проекта строительства нового сооружения обосновывали его необходимость теснотой в кабинетах парламентариев, большой удаленностью служб, необходимых для эффективной реализации ими их обязанностей, а также стремление руководства переместить структуры власти из центральной части города для сокращения заторов на дорогах. В качестве места размещения рассматривались различные районы. Парламентский центр предлагалось расположить на Кутузовском проспекте, в «Москва-Сити», на Фрунзенской набережной, в Тушинском аэродроме, на Красной Пресне, на Софийской или Москворецкой наб. В сентябре 2014 г., однако, был выбран район в Мневниченской пойме.

Сложности реализации

Членам СФ и Госдумы предлагалось совместно с Управлением по делам президента, ФСО выбрать проект будущего сооружения на базе архитектурного конкурса. Однако работы вызвали эстетические разногласия у парламентариев.

Решить их не удалось даже при проведении повторного конкурса. Особую сложность вызвал вопрос о финансировании.

Первоначально предполагалось, что затраты на строительство парламентского центра будет нести частный инвестор, который впоследствии получит право собственности на эти сооружения.

В будущем допускалось строительство на его месте гостиничного комплекса, развлекательных объектов и пр. Предполагается, что работа парламентского центра может начаться уже в 2020 г. Однако, по сведениям из других источников, строительство было отложено в связи со сложной социально-экономической ситуацией на неопределенный срок.

Заключение

Федеральное Собрание выступает как высший представительный и законодательный орган в стране. Основной его задачей выступает нормотворческая деятельность. В ФС обсуждаются, дополняются, изменяются, утверждаются важнейшие законы по актуальным вопросам, возникающим в различных сферах жизни государства.

Действующими нормативными актами устанавливается порядок принятия ФЗ. Он предполагает проведение нескольких чтений проекта в Госдуме, обсуждение, вынесение предложений и поправок. Обязательным условием является согласование документа с СФ. Если Совет Федерации выявляет какие-либо недочеты, составляется соответствующие рекомендации.

Они вместе с проектом акта направляются обратно в ГД. Госдума, утвердив поправки, голосует за принятие закона. После этого он снова отправляется в СФ, а оттуда – президенту на подпись. При этом глава страны может наложить вето на ФЗ.

В компетенцию Федерального Собрания входят и другие вопросы, касающиеся внутриполитической и социально-экономической жизни России.

Источник: https://FB.ru/article/261396/federalnoe-sobranie-rf-chlenyi-federalnogo-sobraniya-rossii-struktura-federalnogo-sobraniya

Федеральное Собрание РФ – парламент РФ: общая характеристика. Правовые акты Федерального Собрания

Кто возглавляет федеральное собрание. Деятельность Федерального Собрания. Специфика создания СФ

Конституция РФ (ст. 94) устанавливает, что Федеральное Собрание — парламент РФ, тем самым давая ему не более как самую общую характеристику через общеупотребительный термин. Но далее в этой же статье Федеральное Собрание характеризуется как представительный и законодательный орган РФ, что уже раскрывает основное назначение данного парламентского учреждения.

Особенности Федерального собрания:

    1. изменить положение Федерального Собрания в системе органов государственной власти можно только через сложный порядок изменения самой Конституции РФ;
    2. орган законодательной власти как часть системы разделения властей самостоятелен по отношению к другим.

Конституция РФ учреждает Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума) как один из органов, осуществляющих государственную власть в РФ (ч. 1 ст. 11). Поскольку эта статья помещена в гл.

«Основы конституционного строя», изменить положение Федерального Собрания в системе органов государственной власти можно только через сложный порядок изменения самой Конституции РФ (через созыв Конституционного собрания).

Прочное положение Федерального Собрания, таким образом, обеспечено наивысшей конституционно-правовой гарантией — настолько сильной, что само Федеральное Собрание не вправе пересмотреть свое положение (ч. 1 ст. 135 Конституции РФ).

Другая важная гарантия, закрепленная в гл. «Основы конституционного строя», состоит в том, что орган законодательной власти как часть системы разделения властей самостоятелен по отношению к другим. Независимость — важнейшее условие успешного выполнения парламентом своих функций.

Конституция РФ не определяет точных границ сферы законодательства, которое может быть принято Федеральным Собранием, вследствие чего парламент вправепринимать (или не принимать) любые законы без чьей-либо указки. Федеральное Собрание не подчиняется какому бы то ни было контролю со стороны исполнительной власти.

Оно самостоятельно определяет потребность в своих расходах, которые фиксируются в государственном бюджете, и бесконтрольно распоряжается этими средствами, что обеспечивает ему финансовую независимость. Обе палаты Федерального Собрания создают себе вспомогательный аппарат, в деятельность которого исполнительная власть не вмешивается.

Парламент сам определяет свою внутреннюю организацию и процедуру, руководствуясь только требованиями Конституции РФ.

Вместе с тем законотворческая независимость не является абсолютной. Она ограничивается через такие институты конституционного права, как:

    • президентское вето;
    • референдум, поскольку с его помощью могут быть одобрены некоторые законы и без парламента;
    • чрезвычайное и военное положение, которые приостанавливают действие законов;
    • право Конституционного Суда РФ объявлять законы неконституционными;
    • право Президента РФ распускать Государственную Думу при определенных обстоятельствах;
    • ратифицированные международные договоры, которые по юридической силе выше законов;
    • требование Конституции РФ о принятии Государственной Думой финансовых законов только при наличии заключения Правительства РФ.

Эти ограничения вытекают из принципа разделения властей с его «сдержками и противовесами».

Как представительный орган Федеральное Собрание, безусловно, вправе выступать от имени всего народа даже тогда, когда воля парламента опирается лишь на большинство, а не на всех депутатов. Однако это право не является исключительным, т. е. принадлежащим только парламенту, поскольку им наделен и Президент РФ, также избираемый путем всеобщих демократических выборов.

В этом заключается специфика народного представительства в президентской республике с ее принципом разделения властей.

Но, разумеется, представительность Федерального Собрания более широка и диверсифицирована, поскольку она позволяет выявить не только общие, но и региональные интересы многонационального народа РФ, а также весь спектр партийно-политических интересов граждан.

Другая конституционная характеристика Федерального Собрания состоит в том, что оно является законодательным органом РФ. Такая функция означает, что Федеральное Собрание обладает исключительным правом принимать законы, т. е.

правовые акты высшей юридической силы, и не может быть никакого другого органа государственной власти, который бы обладал аналогичным правом. В этом состоит всесилие парламента, т. е.

возможность в пределах своей компетенции решающим образом влиять на внутреннюю и внешнюю политику государства путем принятия законов.

Самостоятельность и независимость законодательной власти также вырастают из принципов суверенитета народа и разделения властей.

Эта власть образуется на основе прямого волеизъявления народа, а потому в процессе своей деятельности законодательный орган не зависит от Президента и судебной власти, хотя и тесно с ними взаимодействует.

Такая взаимная сбалансированность полномочий помогает поддерживать конституционный правопорядок и реально обеспечивает Федеральному Собранию его высокий конституционно-правовой статус.

Правовые акты Федерального Собрания

Перечисление вопросов ведения каждой из палат Федерального Собрания в ст. 102 и 103 Конституции РФ завершается единообразным указанием на то, что по вопросам ведения каждая палата принимает постановлениябольшинством от общего числа депутатов Государственной Думы или членов Совета Федерации, если иной порядок не предусмотрен Конституцией РФ.

Совет Федерации принимает постановления как по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией РФ, так и по вопросам организации своей внутренней деятельности. По общеполитическим и социально-экономическим вопросам Совет Федерации может выступать с заявлениями, обращениями, принимаемыми втом же порядке, что и постановления палаты.

Постановления Совета Федерации часто посвящены актуальным вопросам жизни страны, в них отмечается недостаточно активная работа Правительства РФ, содержатся обращения к Государственной Думе с призывом принять необходимые законодательные акты и т. д. Обычными являются формулировки «предложить Правительству», «рекомендовать Президенту», «рекомендовать Центральному банку» и т.

п. Постановления, следовательно, не содержат обязательных указаний для главы государства и исполнительной власти. Естественно поэтому, что Президент и Правительство прислушиваются к пожеланиям палаты, когда эти пожелания носят деловой характер, и вправе игнорировать те из них, которые носят характер политических выпадов или вмешательства в прерогативы исполнительной власти.

Проекты правовых актов, вносимых на рассмотрение Совета Федерации, проходят юридическую и лингвистическую экспертизы в соответствующих структурных подразделениях Аппарата Совета Федерации и визируются их должностными лицами.

Правовые акты, принятые Советом Федерации, оформляются с учетом принятых палатой поправок, визируются комитетом, комиссией Совета Федерации, ответственными за рассмотрение данного правового акта, а также соответствующими должностными лицами и в течение 96 часов с момента принятия направляются для представления на подпись Председателю Совета Федерации, регистрации и рассылки.

Регламент Государственной Думы предусматривает, что палата принимает постановления по следующим вопросам, отнесенным к ее ведению:

    • об одобрении проекта закона о поправках к Конституции РФ и принятии федерального закона;
    • о даче согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;
    • о доверии и недоверии Правительству РФ;
    • о назначении на должность и освобождении от должности Председателя Центрального банка РФ,Уполномоченного по правам человека,Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
    • об объявлении амнистии;
    • о выдвижении обвинения против Президента РФ;
    • о запросе и направлении представителей в Конституционный Суд РФ;
    • о парламентском запросе;
    • по другим вопросам своей компетенции.

Государственная Дума вправе также принимать заявления иобращения, которые оформляются постановлением палаты. Заявления и обращения Думы весьма многообразны и принимаются гораздо чаще, чем Советом Федерации, и в гораздо более острой политической форме.

Это особенно характерно для обращений к Президенту РФ по вопросам внутриполитического и социально-экономического положения в стране.

Однако так же, как заявления и обращения Совета Федерации, заявления и обращения Государственной Думы, оказывая определенное влияние на исполнительную власть, не могут в то же время содержать каких-либо норм, обязательных для Президента и Правительства, а потому имеют только морально-политическое значение. Более значимыми являются заявления Государственной Думы по международным вопросам. Эти заявления, дающие оценку различным внешнеполитическим акциям зарубежных государств, приобретают определенный международный резонанс.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/federalnoe-sobranie-rf-parlament-rf-obschaya-charakteristika-pravovie-akti-federalnogo-sobraniya

Федеральное собрание Российской Федерации

Кто возглавляет федеральное собрание. Деятельность Федерального Собрания. Специфика создания СФ

Замечание 1

В ст. $94$ Конституции РФ сказано, что Федеральное Собрание является представительными законодательным органом.

Являясь элементом системы органов государственной власти, Федеральное Собрание представляет весь многонациональный народ Российской Федерации, выполняя законотворческие функции.

Одна из палат Совета Федерации является представителем субъектов РФ (в ее состав входит один представитель от исполнительного и один исполнитель от законодательного органа субъекта РФ).

Федеральное Собрание полномочно осуществлять следующие функции:

  • представительную;
  • законодательную;
  • контрольную.

Определение 1

Компетенцией Федерального Собрания является совокупность полномочий, при помощи которых реализуются основные функции парламента.

Полномочия Федерального Собрания состоят из трех групп:

а) полномочия, которые осуществляются одной палатой;

б) полномочия, которые осуществляются двумя палатами;

  • Курсовая работа 490 руб.
  • Реферат 250 руб.
  • Контрольная работа 250 руб.

в) полномочия, осуществляемые в равной степени и независимо друг от друга обеими палатами Федерального Собрания.

Компетенцией Федерального Собрания является:

  • утверждение изменения границ субъектов РФ;
  • утверждение указов Президента РФ о введении военного или чрезвычайного положения;
  • назначение выборов Президента РФ и т.д.

Структура Федерального Собрания РФ

Федеральное Собрание формируется и осуществляет свою деятельность на основании следующих принципов:

  • народного представительства;
  • федерализма;
  • периодического обновления состава палат парламента;
  • политического многообразия и многопартийности.

Структуру Федерального Собрания составляют две палаты: (рис. 1):

  • Совет Федерации (верхняя палата);
  • Государственная Дума (нижняя палата).

Рисунок 1. Структура Федерального Собрания РФ

Обе палаты комплектуются по-разному. В Государственную Думу входит $450$ депутатов. В Совет Федерации входит один представитель от исполнительного органа и один представитель органа государственной власти от каждого субъекта. Так, из $83$ субъектов получается $166$ человек – членов Совета Федерации. При этом один человек не может быть членом обеих палат.

Замечание 2

Государственная Дума избирается на $5$ лет и этот срок установлен Конституцией РФ. Для Совета Федерации срок не установлен. Выборы депутатов в обе палаты осуществляются в соответствии с законодательством РФ.

Деятельность Федерального Собрания

Федеральное Собрание является органом власти, который действует постоянно. Начало и окончание сессий, а также сроки каникул указаны в регламентах обеих палат.

Верхняя и нижняя палата проводят свои заседания отдельно друг от друга. Совместно депутаты заседают лишь в особых случаях. Примером такого случая может служить заслушивание послания Президента РФ. Такая организация деятельности палат Федерального Собрания нужна для исключения необдуманных, поспешных решений депутатов, а также влияния их эмоций на принимаемые решения.

Конституция РФ наделила обе палаты совершенно разной компетенцией, обеспечивая тем самым систему «сдержек и противовесов» парламентской деятельности. В этой системе Совет Федерации выступает так называемым тормозом по отношению к Государственной Думе, предотвращая возможность властвования на выборах в Государственную Думу.

Замечание 3

Итак, можно сказать, что парламенту отведена роль высшего законодательного и исполнительного органа и своеобразной уравновешивающей силы конкурирующих политических сил. Он выступает защитником интересов сил, имеющих наименьшие возможности по воздействию на политическую жизнь страны.

Контрольные полномочия Федерального Собрания РФ

Федеральное Собрание РФ наделено контрольными полномочиями в отношении Президента РФ и Правительства РФ. Существует специальная форма осуществления этих полномочий:

  1. установленная процедура отрешения Президента РФ от должности;
  2. осуществление надзора за исполнением бюджета РФ;
  3. объявление Правительству РФ «вотума недоверия».

Отрешение Президента РФ от должности может происходить только на основании обвинения в государственной измене или совершении другого тяжкого преступления.

Это обвинение выдвигается Государственной Думой и должно быть подтверждено заключением Верховного Суда РФ о признаках преступления в действиях Президента РФ, а также заключением Конституционного Суда РФ о том, что обвинение выдвинуто с соблюдением установленного порядка.

Государственная Дума выносит решение о выдвижении обвинения, а Совет Федерации выносит решение об отрешении Президента РФ от должности. При этом должно быть не менее $2/3$ от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее $1/3$ депутатов Государственной Думы и должно быть заключение специальной комиссии, которую образует Государственная Дума.

После того, как Государственная Дума выдвинула обвинение Президенту РФ, обязанностью Совета Федерации является принятие решение об отрешении Президента РФ в трехмесячный срок.

Если в указанный срок решение принято не было, то обвинение против Президента отклоняется.

В случае принятия решения об отрешении Президента РФ от должности в трехмесячный срок должны быть назначены досрочные выборы нового Главы Государства.

В сфере бюджетного контроля Федеральное Собрание полномочно:

1) рассматривать федеральный бюджет, представленный Правительством РФ, и отчет об его исполнении;

2) заслушивать отчеты об исполнении федерального бюджета.

«Вотум недоверия» Правительству РФ выражается в принципиальном несогласии Государственной Думы с политикой Правительства в целом либо по какому-то серьезному вопросу, в результате чего дальше они не могут совместно взаимодействовать.

Решение о недоверии Правительству РФ, которое выдвинула Государственная Дума, считается принятым при наличии большинства проавших за него депутатов, а именно — не менее $226$.

В результате вотума недоверия Правительству РФ Президент либо соглашается с мнением Федерального Собрания и отправляет Председателя Правительства и весь его состав в отставку, либо не соглашается и вынужден распустить Государственную Думу, назначив досрочные выборы.

В случае несогласия Президента РФ с заключением Государственной Думы о недоверии Правительству РФ, Государственная Дума должна повторно рассмотреть данный вопрос.

И если в трехмесячный срок Государственная Дума повторно выразит свое недоверие Правительству РФ, Президент РФ, если по-прежнему будет не согласен с мнением депутатов, распускает Государственную Думу.

Замечание 4

В случае согласия с мнением Государственной Думы Президент предоставляет новую кандидатуру Председателя Правительства РФ.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/organy_gosudarstvennoy_vlasti_rossiyskoy_federacii/federalnoe_sobranie_rossiyskoy_federacii/

Умный водитель
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: