Краткая история боспорского царства

Боспорское царство

Краткая история боспорского царства

Боспорское царство — античное государство в Северном Причерноморье на Боспоре Киммерийском. Столица — Пантикапей

Боспорское царство — античное государство, существовавшее на территории восточного Крыма и Меотии.История

Ранняя история

Начало Боспорскому царству положили греческие колонии, основанные выходцами из Милета в VI веке до н. э. по обеим сторонам Керченского пролива. Поселенцы вели активную торговлю с племенами скифов и меотов, живших к востоку от Азовского моря.

О самом раннем периоде существования колоний почти ничего не известно, но к 480 г. до н. э. большая часть городов для защиты от нападений кочевников объединились в единое государство — Боспорское Царство со столицей в Пантикапее.

Около 438 года до н. э. к власти пришёл фракийский военачальник Спарток. Династия его потомков, Спартокидов серьёзно увеличила территорию страны. В конце V они присоединили к Боспору земли синдов и меотов, а со временем и все греческие колонии на берегах Азовского моря.

Армия Боспора на тот момент состояла по большей части из греческих и фракийский наёмников, со временем на службу начали поступать и сарматские всадники.

Боспор в конце IV в. до н. э

Во второй половине IV в. до н. э. при Перисаде I (344/43—310/09) Боспорское Царство достигло наибольшего могущества, его территории охватывали весь Керченский полуостров(до Феодосии) Таманский полуостров нижнее течение Кубани и устье Дона. Племена северного и восточного Азова признавали владычество Боспора. И помимо этого надолго прекратилась война со скифами.

Торговля в Боспоре

В этот период Боспор становится промышленным центром всего региона, активно развивается ювелирное искусство, металлургия и керамическое производство. Начинается чеканка собственных монет, золотых статеров, совершенно не похожих ни на старые монеты Пантикапея, ни на монеты, которые были в это время приняты в других эллинских городах

Усиливались торговые связи с соседними племенами, в обмен на изделия ремесленного производства кочевники везли на обмен хлеб, скот и рабов. Хлеб вывозился в порты Средиземноморья, продукты скотоводства потреблялись на месте, ну а рабы либо эксплуатировались Боспорской знатью, либо отправлялись на продажу.

Но наиболее важную часть экономики всё же представляло сельское хозяйство, хлеб выращивался на территории Боспора, хлеб покупался у кочевников, именно выгода хлебной торговли заставила Спартокидов захватить земли меотов и поддерживать хорошие отношения со скифами.

Помимо всего прочего переманивание скифских производителей разорило одного из конкурентов Пантикапея, греческий полис Ольвию располагавшуюся на берегах Южного Буга.

С целью защиты своей торговли Спартокиды активно развивали мореходство, мощный флот Боспора охранял черноморские торговые пути от тавров и западно-кавказских пиратов.

Второй статьёй дохода Боспора была работорговля. Разложение первобытно-общинного строя у кочевников Северного Причерноморья и постоянные войны между ними способствовали притоку рабов на Боспор, наибольшую часть из них составляли военнопленные которых кочевники с удовольствием продавали греческим купцам.

Своего торгового флота Спартокиды не держали, и обычно пользовались услугами афинских или родосских купцов. Хотя крупные землевладельцы иногда снаряжали экспедиции.

Положение Боспора в первой половине III в. до н. э

После смерти Перисада I обостряется борьба в среде Боспорской аристократии, со временем вылившая в междоусобную войну среди сыновей Перисада. Победивший в междоусобице Эвмел был вынужден пойти на крупные уступки ради спокойствия знати и восстановить древний полисный уклад в государстве.

Кроме этого у жителей Пантикопея появилась привилегия в виде освобождения от пошлин и налогов, ранее отобрана у них Перисадом.

Укрепив свою власть, Эвмел стал помышлять о расширении владений Боспора. Он помогал Византии, Синопе и Каллатии в борьбе против Лисимаха. Тысяча каллатийцев, бежавших из-за голода во время осады их родного города Лисимахом, получили земли на территории Боспора на правах военных колонистов.

Преемник Эвмела Спарток III (304/03—284/83) (а может быть, и сам Эвмел) — стал уже именоваться царём (басилеем) не только по отношению к покорённым племенам, но и к другим народам.

Внешнее положение Боспора при Спартоке III только увеличивалось, доказательством этого служил новый договор заключённый с афинянами. Согласно ему Афины становились союзниками Боспорского царства и обещали оказывать ему поддержку во всех войнах.

Хотя этот договор и был больше выгоден самим Афинам чем Боспору, он укрепил его место на международной арене.

Упадок Боспора

Со второй половины III в. начинается упадок Боспора. Судя по всему в стране продолжала править династия Спартокидов, лишь с некоторыми перерывами вызванными междоусобицами и вторжения кочевниками, которые сильно усилились к концу III в. до н. э.

Упадок боспорской торговли в конце II века вызванный изменениями в политической обстановке Греции и Малой Азии больше не позволял Босфорцам держать большую армию наёмников, чем не преминули воспользоваться кочевники начавшие совершать крупные набеги в глубь царства.

Что бы избежать этой угрозы Спартокиды были вынуждены откупаться, а за частую и платить дань кочевникам. Что бы заработать средства на защиту баселевсы усиливали в стране эксплуатацию зависимых крестьян, что привело к чистым крестьянским выступлениям и рабским бунтам.

В страхе за своё положение Боспорская аристократия принудила последних басилевсов подписать «добровольный» договор о присоединение к Понтийскому государству.

Однако угнетённое крестьянство и скифские рабы как то не оценили инициативу знати, понимая что это грозит им лишь ухудшением и без того сложного положения.

В результате в Пантикапее произошло крупное восстание, и к власти в царстве пришёл некий Савмак, некогда бывший рабом.

Вскоре восстание было подавлено полководцем Диофантом, высадившимся в Херсонесе и в ходе ожесточённых боевых действий восстановил власть Митридата. Большая часть бунтарей была казнена, а сам Савмак был отправлен в Понт. Дальнейшая его судьба неизвестна.

После потери независимости

После подавления восстания, под властью Понта оказалась большая часть Чёрного моря, фактически превратив его во внутренний ресурс страны.

В это время сильно меняется ситуация с торговлей в Боспоре, в результате попадания во власть Понта основными торговыми партнёрами становятся его города. Не смотря на активный ввоз хлеба в постоянно ведущий войны Понт, экономика боспорцев не растёт а наоборот истощается, поглощая саму себя. Чему только поспособствовали новые налоги установленные новой властью, гораздо суровее прежних.

Все эти факторы способствуют росту антипонтийских настроений, и в 83 году Боспорцы восстанавливают свою независимость до 80 года до н. э.

В 63 г. до н. э. Митридат умирает, и власть переходит к его сыну Фарнаку. Тот ведя постоянные войны с Римом требует от боспорцев новые войска и флот. Не справляясь с обязательствами боспорская аристократия выдвигает собственного правителя — Асандра. Тот сразу же провозглашает себя царём и объявляет независимость.

Но новая власть не приносит ни каких изменений, Боспорское царство продолжает прибывать в упадке, пока с середины I в. до н. э.

во внутреннюю политическую жизнь Боспора начинают всё более активно вмешиваться римляне, оценившие в ходе борьбы с Митридатом стратегическое значение Северного Причерноморья.

Первый и второй век нашей эры были Для Боспорского царства периодом второго расцвета, но в III веке страна подвергается нашествиям готов, а в 70-х гг. IV в. вторжение гуннов и вовсе прекратило его существование.

Культура в Боспорском Царстве

Боспорская культура представляла из себя переплетение элинских и скифских традиций и обычаев. Особенно это сказалось в художественном ремесле.

Ремесленничество

На металлических предметах наряду с общими сюжетами чисто орнаментального характера начинают воспроизводиться в условном позднеионийском или позднеаттическом стиле сюжеты, связанные с жизнью и религией скифов.

Очевидно, в Пантикапее и в других городах Боспора существовала в IV—III вв. до н. э. специальная школа художников, которая изготовляла для скифской, синдской и меотской знати художественные предметы, отвечавшие её вкусам и воспроизводившие привычный для неё быт. Достижения этой школы весьма значительны. Сцены скифской жизни трактовались здесь с большим реализмом.

https://www.youtube.com/watch?v=4VnC1FNA-PY

Боспорская керамика также свидетельствует о художественном своеобразии местного производства. Особенно интересны терракотовые статуэтки и сосуды с яркой полихромной росписью (так называемые акварельные вазы), производство которых относится главным образом к IV—III вв. до н. э.

Религия

Боспорцы почитали греческих и восточных богов — Кибелу, Деметру, Кору, Афродиту, Артемиду, Диониса, Зевса, Аполлона, Асклепия, Астарту и других.

Особенно популярными были культы, связанные с плодородием и земледелием.

Открыты редкие в Северном Причерноморье храмовые комплексы — святилище Деметры в Нимфее и, по-видимому, одно из трех упомянутых древними авторами святилищ Апатур на Таманском полуострове. Образы божеств боспорские мастера запечатлели в скульптуре и терракотовых статуэтках. Одним из лучших таких памятников является статуя Астарты второй половины IV в.

Разносторонними стали культурные запросы боспорцев.

Примером «обмена религиями» можно считать Афродиту Апатуру, верховное женское божество, соответствующее малоазийской великой матери богов, «владычице животных».

Поэзия

Стихи, попадающиеся в боспорских надгробных надписях, указывают на то, что поэзия также получила известное развитие на Боспоре. Боспорское, в основном, происхождение имели многочисленные скифские новеллы, живо рисовавшие местные условия жизни.

Они распространялись по всему эллинистическому миру (некоторые из них были найдены даже в Египте как на папирусах, так и на черепках) и оказали влияние на греческую литературу.

На Боспоре существовала, по видимому, собственная историография, имевшая придворный характер: возможно, что именно к этой историографии восходит в конечном итоге повествование Диодора Сицилийского о Спартокидах, а также некоторые отдельные известия, сохранившиеся у других авторов.

На Боспоре проходили соревнования поэтов. Об этом позволяет думать находка в Пантикапее чернолаковой солонки IV века до н. э. с надписью «Победа Гигента и Патайка в стихах» .

Театральное искусство было развито не хуже чем в Греции, и поэтому он был площадкой не только для постановки спектаклей — здесь играли на музыкальных инструментах, танцевали, историки представляли на суд зрителей свои творения, читали стихи и эпические произведения поэты.

Актер зачастую декламировал стихи в сопровождении музыкального аккомпанемента, которым ведал находившийся при корифее хора авлет («флейтист») — он отбивал такт. Все это дополнялось популярными танцевальными номерами.

В напластованиях зольника ране-эллинистического времени на Мирмекии найден фрагмент статуэтки танцовщицы с флейтой, аналогичной фигурке, найденной в Олинфе — города в Македонии. Следовательно, на Боспоре имело место такое явление, как лирика.

Сельское хозяйство

Большая часть земледельцев в Боспорском царстве, были зависимым крестьянами или рабами, работавшими на завоёванных Спартокидами землях. Выращивали пшеницу, ячмень, просо, зернобобовые и чечевицу. В основном использовалось плужное земледелие, по словам греческого географа Страбона дававшее большие урожаи.

Крупный рогатый скот использовался как тяговая сила, для повышения урожайности применяли двуполье, почву унаваживали и орошали, чередовали хлебные злаки с бобовыми. Выращивали огородные (бахчевые, корнеплодные) и садовые культуры. Набор инструментов земледельца не отличался от применявшегося в Греции, в него входили: орала, мотыги, лопаты, кирки, серпы и косы.

На побережье выращивалось большое количество винограда.

История Боспора: возникновение и существование

Краткая история боспорского царства

Люди заселяли Тавриду с древнейших времен. Историки знают, что хорошие климатические условия по всему миру стимулировали быстрое развитие хозяйства и общества и появление государственности.

На Крымском полуострове она тоже возникла рано, но была привнесена колонистами-греками. Сильнейшим из греческих государств выступило в Крыму Боспорское царство.

Рассмотрим причины его возникновения, историю во время существования, население и территорию.

СОДЕРЖАНИЕ

  • Возникновение
  • Существование
  • Население царства
  • Исчезновение

Причины возникновения Боспорского царства

Боспор Киммерийский (не путать с Босфором, что в Турции) – Керченский пролив. Древние греки были хорошими моряками и не могли не понимать его значения. Положение тут во многом способствовало могуществу царства.

Причины возникновения Боспора – те же, что и других колоний Греции в Причерноморье. Эллада невелика, поэтому была нужда в импорте продовольствия.

Для этого они искали новые земли (свободные или населенные слабейшими, отсталыми народами, которые легко было «подвинуть), плодородные, желательно похожие на Грецию и в «транспортной доступности», то есть у моря.

Крым в целом и Керченский полуостров в частности вполне подходили под эти условия.

Источник — Википедия

Колонизация района современной Керчи началась в VI столетия до нашей эры. Но тогда вопрос о возникновении какого-то «царства» еще вовсе не ставился. Монархия как таковая народности этой была мало свойственна.

И колонии напоминали свои метрополии-полисы – были рабовладельческими городами-государствами с более или менее коллективным правлением.

Иногда они враждовали между собой, особенно если враждовали их метрополии, иногда заключали союзы.

Но колонии имели беспокойных соседей – тавров, меотов и особенно скифов. Против них удобнее было действовать вместе. На Боспоре Киммерийском объединение произошло вокруг Пантикапея – крупной колонии, удобно расположенной на самом проливе.

Поначалу к нему присоединились такие города, как Тиритака, Мирмекий, Порфмий. Позже в союз добровольно вступили другие полисы, а некоторые, такие как Феодосия, были принуждены к этому силой.

Официальной датой возникновения Боспорского царства считается 480 год до н.э.

Но «царством» Боспор можно считать только с натяжкой. Формально главами его считались архонты (старейшины) Пантикапея. Изначально это была выборная должность. Постепенно (вероятно, с 480 г. до н.э.

) она стала наследственной, но названия не поменяла. Получилась такая себе неофициальная монархия.

Мера была вынужденной – враждебность греков и персов, достигшая в ту пору пика, вызывала у эллинов сильную аллергию на само монархическое понятие.

Сохранились и другие признаки традиционного полисного устройства. Так, отдельные города царства имели широкие права по организации внутренней жизни, избирали свое руководство, чеканили свои монеты.

Правителей Боспора называют «царями» с подачи византийских историков. Среди них попадались действительно выдающиеся деятели. Первым был представитель рода Ареанактидов (личное имя неизвестно).

Затем власть перешла к некоему Спартоку, которого многие считают варваром и даже фракийцем (но это, вероятно, из-за сходства его имени с именем знаменитого предводителя восстания). Но этот предводитель стал основателем династии, правившей царством с 430 до 108 г. до н.э.

Спартокиды заметно увеличили территорию Боспора, на период правления ближайших наследников Спартока Сатира I, Левкона I и Перисада I приходится расцвет страны.

Самыми известными в истории персонажами во главе Боспора были понтийский царь Митридат VI Евпатор и его сын-заговорщик Фарнак II (тот самый, которого Юлий Цезарь «пришел, увидел, победил»).

Два берега крымского Боспора

В лучшие дни Боспорское царство занимало значительные территории – весь Восточный Крым и все восточное побережье Азовского моря. По представлениям того времени оно было крупным и сильным. Даже покоривший Боспор Митридат VI не присоединил его полностью к своему Понтийскому императорству, а лишь сделал подвластным себе лично как правителю периметру.

Население было пестрым – греки-колонисты смешались с местными варварами, крестьянское население вообще было почти полностью местным. По данным реконструкций внешности, большинство боспорцев походили скорее на меотов (варварская народность азовского побережья), чем на греков. Было также множество рабов самого разного происхождения.

Основным занятием боспорцев было земледелие. Зерновые (ячмень, просо, пшеница) целенаправленно производились на продажу. Зерно отправляли в Грецию (это была существенная составляющая всех подобных поступлений в Элладу). В метрополии везли рыбу, кожи, рабов.

Последние «товарные пункты» зачастую приобретались у соседей – те же скифы вели активную торговлю продуктами скотоводства и пленными, захваченными во время постоянных набегов (сами скифы мало применяли рабский труд, но торговали рабами массово). Скифам боспорцы предлагали в обмен местное вино, ремесленные изделия. В Понтийское царство вывозилось серебро.

Боспорские купцы добирались до Египта и Италии. На крымском побережье, кроме Пантикапея, важным торговым центром была Феодосия; на таманском – Горгиппия и Фанагория.

В лучшие свои дни государство было весьма богатым. Жители жили обеспеченно (по понятиям того времени) – об этом свидетельствуют многочисленные шикарные надгробия, обнаруженные археологами, а также особенности застройки боспорских городов.

Экономический упадок Боспора начался после конфликта Фарнака II с Римом и его разгрома Цезарем, а затем политическими противниками. Столкновение спровоцировало и внутренние войны. Подчиненное положение не способствовало хозяйственному подъему. Затем последовало Великое переселение.

Высокая культура населения

При этом долгие века Боспор был эталоном не только богатства, но и культуры. Огромное количество найденных археологами надписей (поминального, религиозного и другого содержания) свидетельствуют о широком распространении грамотности. Предположительно, боспорские школы устраивались по греческому образцу.

Известными среди греков были работы боспорских философов Смикра, Стильпона, Сфера. Часто боспорцы приезжали в Грецию и добивались там высокого положения. Здесь почиталось также музыкальное и театральное искусство.

Первый факт подтвержден находками музыкальных инструментов, их многочисленными изображениями. Второй – строительством театров и упоминаниями в письменных источниках «гастролей» в Боспоре знаменитых актеров-греков.

В римское время вошли в моду и гладиаторские бои.

Говорили в Боспоре на греческом, но «варваризированном». Если сравнивать примерно, боспорский вариант был схож с афинским, как белорусский или украинский языки с русским. Здесь почитали древнегреческих богов, но тоже «с нюансами».

Вместо Зевса и Афины «любимчиками» боспорцев были Деметра (богиня земледелия и плодородия), Афродита (рожденная из моря), Геракл (по слухам, он бывал в Крыму).

Столица Пантикапей особо почитала Аполлона Врача – на главной площади был возведен его храм.

Боспорцы переняли и некоторые «варварские» обычаи. Так, тут была более модной роскошь, считающаяся в Греции признаком отсутствия вкуса. Цари Боспора и знатные граждане сооружали себе роскошные гробницы (некоторые из них исследованы).

Мирный путь в Византию

История Боспорского царства продолжилась до VI века н.э. и закончилась мирно. Оно избежало разрушительного нашествия гуннов, хотя подверглось нападению готов во время Великого переселения народов. Варварский «протекторат» над ним был чисто номинальным.

В начале VI ст. н.э. протекторат над Боспором получила Восточная Римская империя – Византия. Произошло это мирным путем. К этому времени греческую религию в стране уже сменило христианство и противоречий с новой метрополией было немного.

История Боспора доказывает – исчезновение государства с карты мира не всегда бывает трагедией. Боспорское царство знало много бедствий, но исчезло в результате полюбовного соглашения. Возможно, присоединение к Византии стало для него лучшим из возможных вариантов. В заключение – тематическое видео, приятного просмотра!

Источник: https://krymania.ru/istoriya-bosporskogo-carstva/

Боспорское царство — античная монархия на территории Крыма

Краткая история боспорского царства

Боспорское царство — греческое монархическое образование Северного Причерноморья. История его возникновения начинается с момента появления переселенческих полисов, выросших в прибрежных зонах Керченского полуострова Крыма и Тамани. Эти апойкии возводились малоазийцами и эллинами с Эгейского моря. 

Среди них были демократические республики и полисы с олигархической формой управления.

Богатая земля позволяла новоприбывшим грекам заниматься земледелием, разводить скот, рыбачить и, конечно же, торговать с метрополией, соседними племенами и полисами.

В городах зарождались объединительные тенденции, которые усиливались под влиянием угрозы нападений варваров-скифов. Пантикапей постепенно приобретал статус столичного полиса.

Керчь. Руины Пантикапея – древней столицы Боспорского царства

Если верить античному писателю Диодору Сицилийскому, Боспорское царство существовало с 480 г. до н. э. Им тогда управляли Археанактиды – выходцы с Милета, сумевшие удерживать тираническую власть на протяжении 42 лет, передавая ее по наследству. 

Археанактидов сменили Спартокиды, которые возглавляли Боспорское царство почти до I в. до н. э. Как Спарток пришел к власти, историки не знают. Можно только предполагать, что произошли события наподобие переворота. Впрочем, так же можем предполагать, что произошла добровольная передача власти.

Первые властители царства — архонты Боспора. Несмотря на тиранический характер управления, города Боспорского царства, все еще имели некоторые признаки автономии. Это подтверждает информация о существующих там народных собраниях и советах. Кроме того, должности в таких полисах были выборными.

Очередная эпоха Боспорского царства связана с деятельностью Сатира I, Левкона I и Перисада I. Они увеличили территорию державы (в нее входили устье Дона, низовья Кубани и восточная часть Приазовья), покорили Феодосию, а позже — проживающих поблизости синдо-меотов и скифов.

На литографии Карло Боссоли, ошибочно названной «Могила Митридата», изображена усыпальница  Царского кургана, предназначался для погребения
боспорского царя Левкона I.

С конца IV в. до н. э. Боспорское царство приобретает иной характер: с эллинистического оно становится греко-варварским, появляется титул «царь».

Царский курган – захоронение одного из правителей Боспорского царства
(династия Спартокидов)

В начале III в. до н. э. продолжилось процветание Боспорского царства, но при Перисаде I (347–311 гг. до н. э.) бывали военные столкновения между эллинами и воинами-скифами.

После кончины Перисада I руководство Боспорским царством переходило к двум старшим сыновьям, тогда младший Евмел отважился заполучить власть, жестоко расправился с братьями-конкурентами и их сторонниками, после чего четыре года занимал престол (до 304 г. до н. э.).

История Крыма имеет пробелы. О Боспорском царстве с III по I в. до н. э. рассказано немного. Государство переживало материальный кризис, возможно, связанный с засухами. Пантикапейская власть прогрессивно ослабевала. Во II в. до н. э. Боспорское царство вынуждено было сплачивать поборы, но историки не знают кому. Есть два варианта ответа: скифам или савроматам.

В 104 г. до н. э. Боспор оказался в руках Митридата VI Евпатора – правителя Понтийского царства. Спартокид Перисад V добровольно отдал бразды правления, за что был убит повстанцами, организованными Савмаком.

Чтобы успокоить непокорных граждан Боспорского царства, понтийский правитель отправил туда войско Диофанта, но оно не выдержало сопротивления и позорно бежало.

Во время второго похода Диофанту удалось покорить Пантикапей и Феодосию, полководец жестоко наказал бунтарей, их главаря велел отвезти Митридату (есть версия, что непокорного смельчака казнили). Так Боспорское царство стало частью Понтийского.

Этап истории Боспора, как составляющей единицы Понтийского государства, характеризуется непростой материальной ситуацией.

Митридат взимал с его жителей налоги небывалой величины, деньги шли на борьбу с Римом, а потом царь вовсе переехал жить в Пантикапей.

Впрочем, вскоре разгорелось восстание, организованное его отпрыском Фарнаком, и в 63 г. до н. э. неугодный многим царь покинул этот мир, скрываясь от обозленной армии.

Рим полагал, что, поддержав Фарнака, ему удастся контролировать территории Понта, но потомок Митридата решил действовать самостоятельно.

Посадив в Боспорском царстве наместника Асандра, он организовал поход в Малую Азию и больше не вернулся. Асандр вскоре взял в жены дочку Фарнака и с 47 г. до н. э.

три десятка лет властвовал в Боспоре, очередной расцвет которого произошел во времена правления бывшего наместника и его последователя Аспурга. 

При Аспурге произошло слияние с Херсонесом, он нормально уживался с Римом. Его наследник Митридат ненадолго прервал и без того хрупкий мир, но с середины I в. н. э., со времен правительства Котиса I, отношения с римлянами приобретают качественно новый характер: бывшие враги становятся покровителями Боспора, финансируют его армию, поддерживают строительство укреплений.

В середине III в. Боспор страдал от набегов варварских племен, в основном готов. В конце века и без того полуразрушенное царство вынуждено было вести боевые действия с армией Херсонеса. В IV в.

боспорский царь попросил помощи у Рима, но тот не смог стабилизировать ситуацию, поскольку сам не справлялся с надоедливыми германцами. В IV в. царство взяли гунны, а в VI в.

оно стало частицей Византии.

Экономические связи  Боспорского царства

Экономика Боспорского царства держалась на торговле. Вначале его полисы сотрудничали с населенными пунктами Малой Азии и греческими островами Средиземноморья. Потом, около V в. до н. э., товары начали возить в Афины. Параллельно шел обмен с зависимыми варварскими племенами. 

Скифы, меоты и синды были хорошими поставщиками рабов, а невольники ценились на заморских рынках. Эллада снабжала Боспорское царство винами, оливковым маслом, изделиями, выполненными ремесленниками.

Главный товар Боспора – зерно, но, кроме него, на заморский импорт шли рыба, шкуры, шерсть. Все это греки получали благодаря собственному труду и стараниям зависимых варваров, которые продавали продукты земледелия и промыслов.

Взамен на эти товары эллины отдавали племенам предметы, изготовленные местными ремесленниками и вещи, доставленные морем.

Боспорское царство также имело торговые связи с Ольвией и Херсонесом, с Южным Причерноморьем и Восточным Понтом. 

Ближе к концу VI в. до н. э. в Пантикапее наладили чеканку собственных денег. Позже выпуск монет продолжался, но известно, что в период экономического кризиса III в. до н. э. золото и серебро заменили низкокачественные медные эквиваленты. После реформы Левкона II ситуация стабилизировалась.

Земледелие, скотоводство и ремесла в Боспорском царстве

В государстве, которое активно экспортировало зерновые культуры, земледелию уделяли особое внимание. Сельскохозяйственные округи располагались вокруг городских центров, некоторые земледельцы обитали в деревнях-комах. Немало зерновых выращивалось на скифских участках и на землях синдо-меотов.

Жители античных поселений использовали плужный метод и двупольную систему обработки грунта. У них произрастали такие культуры, как пшеница, ячмень, вика, чечевица, просо. Греки также выращивали зернобобовые, чередуя их со злаками. Ощутимую прибыль приносило виноградарство.

В Боспорском царстве держали крупный рогатый скот, с помощью которого обрабатывали земли.

Ремесленники Боспорского царства достигли высокого уровня мастерства. Особенно в деревообработке и в камнетесном строительстве. Они умели делать корабли, дома, мебель, именную черепицу. Местные мастера искусно обрабатывали металлы, найдено немало железных и бронзовых предметов, сделанных в греческих полисах Боспора. 

Не менее поражающими были ювелирные изделия боспорян: украшения, которые крепились на одежду или сбрую, перстни, браслеты и т. д. Много таких вещей найдено в скифских захоронениях.

Кроме того, эллины умели ткать, самостоятельно обрабатывали кожу, делали поделки из костей и, конечно же, глиняные изделия.

В гончарных мастерских Боспорского царства производилась кухонная утварь, которая распространялась среди греков и представителей подневольных им племен.

Копии керамических изделий Боспорского царства, изготовленные в гончарной мастерской Керченского историко-археологического музея

Боспорское царство: быт, религия и особенности культуры

Все население Боспорского царства представляло собой три социальные группы: невольники, верхушка и средняя прослойка (крестьяне-общинники, иностранцы, люди, которые не имели рабов). Этнический состав государства был достаточно пестрым, так как в него входили представители варварских племен. Кстати, многие из них умудрялись занимать высокие позиции в обществе.

Количество пахотных земель значительно преобладало над городскими территориями, поэтому среди населенных пунктов Боспорского царства присутствовали не только полисы, но и небольшие деревни, в которых обитали земледельцы. 

Города отличались пышностью. Среди них наиболее величественным был Пантикапей: его дома, храмы, общественные здания богато украшались, во время строительства расположенных там сооружений использовались новейшие для того времени технологии, делались искусственные террасы. 

Феномен боспорской культуры – художественное ремесло. На предметах, изготовленных в античных полисах, много сюжетов из жизни скифов. Вероятно, вещи делались на заказ и в Боспорском царстве существовала целая школа мастеров, которые занимались такого рода росписями.

О высоком уровне культуры боспорян говорят развитая поэзия и существующее у них театральное искусство, которые не уступало настоящему греческому.

Стихи рассказывали под музыку и даже организовывали своеобразные соревнования, в которых побеждал лучший декламатор. В Боспорском царстве любили лирику и танцы, так же, как в средиземноморских городах.

С проникновением сарматов там начали прослеживаться элементы традиций кочевого ираноязычного народа.

Жители Боспорского государства почитали богов плодородия. Их божества имели греческое и восточное происхождение. Среди них – Афродита, Аполлон, Астарта, Киберу, Кору, Зевс и т. д. В их честь греки строили храмы, изготавливали скульптуры и статуэтки. На сегодняшний день открыто два религиозных комплекса античных времен: нимфейское святилище Деметры и Апатур в Тамани.

Таким образом, Боспорское царство возникло в V в. до н. э. и просуществовало до последних десятилетий IV в. н. э. Это восемь сотен лет. Оно было основано Археанактидами, но через каких-то 42 года их сменили Спартокиды, которые управляли до I в. до н. э. Сатир I, как и его последователи, включая Перисада I, сумел расширить территории монархии. 

С конца IV в. до н. э. важное место в жизни царства занимали варвары. Все закончилось тем, что во II веке до н. э. эллины платили им дань. В конце II в. до н. э.

состоялись походы Диофанта и Боспорское царство вошло в состав Понтийского государства. Известно, что этот этап истории монархии ознаменовался экономическим кризисом.

Почти все деньги, которые могли пойти на развитие городов, отдавались для борьбы с Римом.

В середине I в. н. э. все изменилось: бывший враг Боспорского государства стал его союзником, хотя так и не смог защитить боспорян от разрушительных набегов гуннов. Несмотря на старания врагов, в этом государстве развивались экономика, культура. В лучшие времена условия жизни боспорских граждан напоминали римские. 

INLIGHT

Источник: https://krymkrymkrym.ru/bosporskoye-tsarstvo-antichnaya-monarkhiya-na-territorii-kryma

Умный водитель
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: