Егэ русский язык задание 2 теория. ЕГЭ. Как выполнять задания

Содержание
  1. Как просто решать задание № 8 ЕГЭ по русскому? ⋆ MAXIMUM Блог
  2. Разбор задания №2 ЕГЭ по русскому языку
  3. Лексические средства связи:
  4. Грамматические средства связи:
  5. Алгоритм выполнения задания:
  6. Алгоритм выполнения:
  7. Первый вариант задания
  8. Задание 2 ЕГЭ-2020 по русскому языку: теория и практика
  9. Основные изменения в новой демоверсии
  10. Расписание ЕГЭ по русскому языку в 2020 году
  11. Разбор заданий демоверсии ЕГЭ — 2020 по русскому языку
  12. Прочитайте текст и выполните задания 1–3
  13. Задание 2
  14. Актуализация знаний о типах союзов
  15. Алгоритм выполнения задания
  16. ЕГЭ-2020 по русскому языку: самые сложные задания, частые ошибки и советы выпускникам
  17. Что нового будет на экзамене по русскому языку в этом году?
  18. Как готовиться к ЕГЭ по русскому, чтобы получить высокие баллы?
  19. На какие задания нужно обратить внимание при подготовке?
  20. Как двоечнику сдать часть 1 ЕГЭ по русскому
  21. 1. Помните: в задании № 1 теста никто не просит вас читать между строк
  22. 3. Сопоставляя предложения и грамматические ошибки (задание 7), помните: половина из них однотипна и не требует глубинных знаний теории
  23. 4. Эпитеты — это прилагательные,а олицетворение — глагол
  24. 5. Запятые никогда не появляются из ниоткуда — считайте грамматические основы

Как просто решать задание № 8 ЕГЭ по русскому? ⋆ MAXIMUM Блог

Егэ русский язык задание 2 теория. ЕГЭ. Как выполнять задания

Первая часть госэкзамена по «великому и могучему» в прошлом году сильно усложнилась: второе задание, блок «орфография»… Однако больше всего старшеклассников пугает именно задание № 8 ЕГЭ по русскому — огромное, зловещее и невероятно «дорогое»!

Целых пять первичных баллов – столько не весит ни одно задание из первой части! Что нужно знать, чтобы решать его играючи и всегда на максимум?

Задание № 8 ЕГЭ по русскому

На самом деле всё очень просто — нужно лишь разобрать 10 типов ошибок, которые встречаются на экзамене, научиться их видеть и узнавать, и тогда задание № 8 ЕГЭ по русскому покажется вам довольно легким.

Итак, давайте разберем типы ошибок, которые может содержать задание, а также рассмотрим примеры, которые помогут нам научиться их видеть.

Не забывайте, что лето — отличная возможность восполнить пробелы в знаниях. Используйте промокод BLOG0820 до 31 августа 2020 и получите скидку 5% на первый месяц обучения в MAXIMUM Education для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ, а также на курсах английского языка, профориентации и программирования. Промокод можно передавать друзьям

Источник: https://blog.maximumtest.ru/post/zadanie-8-ege-po-russkomu.html

Разбор задания №2 ЕГЭ по русскому языку

Егэ русский язык задание 2 теория. ЕГЭ. Как выполнять задания

Задание №2 в ЕГЭ по русскому направлено на выявление умения выпускников верно использовать различные средства связи предложений текста. Оно выполняется на основе того же текста, который был приведен в задании №1. Специально пропущенное слово, являющееся связкой, – верное слово, подходящее по смыслу, которое учащиеся должны подобрать теперь самостоятельно, зная только часть речи.

Во многих случаях нужное слово само «просится» на пустое место, однако для верного выполнения задания, за которое можно получить один первичный балл, нужно хорошо разбираться в средствах связи предложения.

Лексические средства связи:

  1. Повторение одного и того же слова – лексический повтор.Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесахпопадались большие луговины и глухие озёра с огромными старыми соснами по берегам.
  2. Однокоренные слова.

    Конечно, такой мастер знал себе цену, ощущал разницу между собой и не таким талантливым, но прекрасно знал и другую разницу — разницу между собой и более даровитым человеком. Уважение к более способному и опытному — первый признак талантливости.

  3. Синонимы.

    В лесу мы видели лосяСохатый шёл вдоль опушки и никого не боялся.

  4. Антонимы.У природы много друзейНедругов у неё значительно меньше.
  5. Описательные обороты.Построили шоссе.

    Шумная, стремительная река жизни соединила область со столицей.

Грамматические средства связи:

  1. Личные местоимения.А я сейчас слушаю голос древнего ручья. Он воркует диким голубком.
  2. Указательные местоимения (такой, тот, этот)Над посёлком плыло тёмное небо с яркими, иглистыми звёздами.

     Такие звёзды бывают только осенью.

  3. Местоимённые наречия (там, так, тогда и др.)Он [Николай Ростов] знал, что этот рассказ содействовал к прославлению нашего оружия, и потому надо было делать вид, что не сомневаешься в нём. Так он и делал.

  4. Союзы (обычно сочинительные)Был май 1945 года. Гремела весна. Ликовали люди и земля. Москва салютовала героям. И радость огнями взлетала в небо.
  5. Частицы
  6. Вводные слова и конструкции (одним словом, итак, во-первых и др.

    )Молодые люди говорили обо всём русском с презрением или равнодушием и, шутя, предсказывали России участь Рейнской конфедерации. Словом, общество было довольно гадко.

  7. Единство видовременных форм глаголов— использование одинаковых форм грамматического времени, которые указывают на одновременность или последовательность ситуаций.Подражание французскому тону времён Людовика XV было в моде. Любовь к отечеству казалась педантством.

    Тогдашние умники превозносили Наполеона с фанатическим подобострастием и шутили над нашими неудачами. 

  8. Неполные предложения и эллипсис, отсылающие к предшествующим элементам текста:Хлеб режет Горкин, раздаёт ломти. Кладёт и мне: огромный, всё лицо закроешь.

  9. Синтаксический параллелизм – одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений.Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура.

Больше всего нас интересуют грамматические средства связи, а именно пункты 2, 3, 4, 5 и 6, так как обычно пропущенными являются либо вводные конструкции, либо такие части речи, как союзы, частицы, наречия.

Слова, которые наиболее часто оказываются пропущенными в тексте:

  1. кроме того – используется, чтобы дополнить и расширить приведенное раннее предложение;
  2. другими словами – применяется в том случае, когда сообщается уже известная информация, но сформулированная иначе;
  3. таким образом, следовательно, итак – слова, необходимые для подведения итога приведенным выше рассуждениям;
  4. например, так – используются, когда нужно ввести пояснение сказанного раннее;
  5. наоборот – нужно для противопоставления различной информации;
  6. во-первых, с одной стороны – отображают порядок следования аргументов;
  7. несмотря на, хотя, вопреки – применяются, когда что-то, о чем говорится в предложении, происходит вопреки приведенным раннее фактам;
  8. потому что, поскольку, дело в том, что – нужны для пояснения причин упомянутых ранее явления;
  9. поэтому, отсюда – помогают сделать вывод из сказанного выше;
  10. однако, зато, но – противопоставляют одно предложение другому;
  11. именно, ведь – используются для того чтобы подчеркнуть значение какой-то информации, уточнить ее;
  12. даже – усилительная частица;
  13. неслучайно– «по этой причине».

Ниже в приведённой табличке собраны самые частотные части речи и слова, которые следует выучить, чтобы правильно выполнить второе задание ЕГЭ по русскому языку. Обратите внимание, что вам не нужно учить всё: через слэш (косая черта «/» ) указаны взаимозаменяемые слова, из которых достаточно знать одно. Нередко в задании указана не только часть речи, но и конкретный разряд, что облегчает задачу. От выпускника могут потребовать какого-то сочетания двух частей речи или сочетания слов (дано в последней строке таблицы). В любом случае, зная перечень слов и то, к какой части речи они относятся, вы без труда подставите их на место пропуска и поймёте, подходит ли оно по смыслу.  

Алгоритм выполнения задания:

  • Внимательно читаем задание, обращаем внимание на нужную нам часть речи и разряд (если он указан).
  • Используем метод подбора – вспоминаем все слова из необходимой нам группы и пробуем подставить, чтобы текст читался наиболее гармонично.

Алгоритм выполнения:

  • Итак, в предложении необходимо вставить сочинительный союз, вспоминаем необходимую нам группу слов.
  • Если сравнить второе и третье предложения, мы заметим, что связаны они по принципу противопоставления. Клад ценен для науки качеством изделий, но самое ценное, что он отражает быт и нравы народа того времени. Даже перебирая методом подстановки союзы и, также, тоже, то есть, однако, мы увидим, что лучше всего подходит однако или но. Записываем один из вариантов

Ответ: однако/но.

Первый вариант задания

(1)Одно из хитроумных приспособлений, которым природа одарила кактусы, — колючки.

(2) они помогают растениям выжить в жарких и засушливых областях Южной и Северной Америки: острые и растопыренные колючки защищают растения от поедания животными, густые и плотно прилегающие — спасают от перепадов суточных температур, длинные и толстые — создают, подобно жалюзи, тень, а нектар, который скапливается на остриях некоторых колючек, привлекает насекомых-опылителей. (3)Также колючки помогают кактусам переносить засуху, поскольку конденсируют пар и удерживают капельки росы и дождя.

Самостоятельно подберите частицу, которая должна быть на месте пропуска во втором предложении текста.

Задание 2 ЕГЭ-2020 по русскому языку: теория и практика

Егэ русский язык задание 2 теория. ЕГЭ. Как выполнять задания

Статьи

Среднее общее образование

Линия УМК И. В. Гусаровой. Русский язык (10-11) (баз., углуб.)

Русский язык

Предлагаем вашему вниманию разбор 2 задания по русскому языку к ЕГЭ — 2020 с ми эксперта.

02 октября 2019

Основные изменения в новой демоверсии

В этот раз никаких изменений в структуре и содержании нет.

Скоро мы поговорим о грядущем ЕГЭ на вебинарах и в эфире нашего канала на .

Расписание ЕГЭ по русскому языку в 2020 году

На данный момент известно, что Минпросвещения и Рособрнадзор опубликовали для общественного обсуждения проекты расписания ЕГЭ. Экзамены по русскому языку предполагается провести 28 мая (чт).

Демоверсия ЕГЭ-2020 по русскому языку

 

Разбор заданий демоверсии ЕГЭ — 2020 по русскому языку

Экзаменационная работа по русскому языку состоит из двух частей, содержащих 27 заданий. Часть I содержит 26 заданий, часть II содержит 1 задание. В данной статье рассмотрена теоретическая часть задания номер 2 с разбором примера на практике.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3

(1)Фольклорный театр — наиболее точное понятие, определяющее народное театрально-драматическое искусство, истоки которого уходят в глубокую древность, в древнеславянские праздники и обряды.

(2)Фольклорный театр представляет собой совокупность театральных явлений в фольклоре: разыгрывание фольклорных драм народными исполнителями, кукольные представления, пение, игру на музыкальных инструментах, пляски и др.

(3)Этот театр не перестаёт привлекать к себе внимание людей, интересующихся народной культурой прошлого, является увлекательной страницей нашей отечественной культуры.

Задание 2

Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем предложении текста. Запишите этот союз.

Актуализация знаний о типах союзов

И, ДА (=И), И…И, НИ…НИ, КАК…ТАК А, НО, ДА (=НО), ЖЕ, ОДНАКО, ЗАТО, А ТО, НЕ ТО, А НЕ ТО ИЛИ, ЛИБО, ЛИ…ЛИ, ИЛИ…ИЛИ, ТО…ТО, НЕ ТО…НЕ ТО, ТО ЛИ…ТО ЛИ И ДА, ДА И, ТОЖЕ, ТАКЖЕКОГДА, КАК ТОЛЬКО, ЛИШЬ, ЛИШЬ ТОЛЬКО, ТОЛЬКО ЛИШЬЧТО, ЧТОБЫ КАК, БУДТО КАК, КАК БЫ, КАК БУДТО, ИБО, ТАК КАК, ПОТОМУ ЧТО и др.

Выбор союза будет определяться смысловыми отношениями между частями сложного предложения:

  1. Указание на время совершения действия или проявления признака.
  2. Указание на место и пространство, где совершается то, о чём говорится в главной части.
  3. Указание на причину или обоснование того, о чём говорится в главной части предложения.
  4. Указание на условие, от которого зависит осуществление того, о чём говорится в главной части.
  5. Указание на условие, вопреки которому совершается то, о чём говорится в главной части.
  6. Указание на цель или назначение того, о чём говорится в главной части предложения.
  7. Указание на следствие, вытекающее из содержания главной части предложения.

Грамматически связь устанавливается при помощи вопроса, который задается от одной части к другой и определяет тип придаточного. Соединение частей происходит при помощи союзов и союзных слов. Подробная информация представлена в таблице.

когда?как долго?с каких пор? (с какого времени?)до каких пор?когда, пока, как, покамест, покуда, в то время как, после того как, с тех пор как, как только, лишь только, только что, только лишь, только чуть, едва, лишь, прежде чем, раньше чем, перед тем как
почему?отчего?по какой причине?потому чтооттого чтовследствие того чтоблагодаря тому чтов силу того чтоиз-за того чтозатем чтотак какпосколькуибоблаго
чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, дабы, лишь бы, только бы
если, ежели, коли (коль), когда, кабы, буде, ли…ли
как ни, сколько ни, где ни, где ни, куда ни, кто ни, что нихотя (хоть), несмотря на то что, невзирая на то что, пускай, пусть, даром что

Алгоритм выполнения задания

  1. Прочитаем предложение и выясним, каким вопросом связаны его части, в каких смысловых отношениях они находятся.

    (3)Этот театр не перестаёт привлекать к себе внимание людей, интересующихся народной культурой прошлого, является увлекательной страницей нашей отечественной культуры.

  2. Вторая часть «является увлекательной страницей нашей отечественной культуры» указывает причину того, о чём говорится в первой части.

    Задаём вопрос: «Почему этот театр не перестаёт привлекать к себе внимание людей, интересующихся народной культурой прошлого?» Отвечаем: «Потому что он является увлекательной страницей нашей отечественной культуры».

  3. Делаем вывод, что на месте пропуска можно вставить один из причинных союзов: так как или потому что.

Ответ: так как или потому что.

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/ege-2019-po-russkomu-yazyku-zadanie-2/

ЕГЭ-2020 по русскому языку: самые сложные задания, частые ошибки и советы выпускникам

Егэ русский язык задание 2 теория. ЕГЭ. Как выполнять задания

Хотя в 2020 году не все выпускники должны сдавать ЕГЭ, русский язык в любом случае выбирает подавляющее большинство школьников. Каким должно быть идеальное сочинение? Как не допустить досадных речевых ошибок на экзамене? На эти и другие вопросы отвечает председатель предметной комиссии ЕГЭ по русскому языку города Москвы Роман Дощинский.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Что нового будет на экзамене по русскому языку в этом году?

К счастью, никаких изменений в ЕГЭ по русскому языку в 2020 году не предвидится. Все основные уже произошли в 2019 году.

Поэтому у нынешних выпускников есть возможность поучиться на ошибках, допущенных участниками экзамена прошлого года.

Получается, что в течение двух лет (10-й и 11-й классы) школьники могли и могут тренироваться, отрабатывать те или иные навыки, используя максимально приближенные к экзаменационным варианты.

Как готовиться к ЕГЭ по русскому, чтобы получить высокие баллы?

Среди различных электронных помощников я настоятельно рекомендую выпускникам чаще обращаться к надёжным и проверенным источникам информации. Это, безусловно, обновлённый сайт ФИПИ, на котором представлен интерактивный ресурс «Открытый банк заданий ЕГЭ».

Ребёнок может выбрать тот блок заданий, который остаётся для него самым трудным, и проработать его. Система автоматически обработает результат и незамедлительно выдаст информацию о правильных и неправильных ответах на задания.

Не забывайте, что все задания реальных контрольных измерительных материалов на экзамене формируются именно из открытого банка.

Во время дистанционного обучения для школьников стали бесплатными и доступными многие интернет-ресурсы. Сеть кипит от различного рода экспрессов, интенсивов, активов, которыми можно воспользоваться для успешной подготовки к ЕГЭ. Кажется, всё профессиональное педагогическое сообщество в одночасье ринулось помогать российским выпускникам: создавать лайфхаки, вести блоги, снимать видеоуроки.

На какие задания нужно обратить внимание при подготовке?

Задание № 2 требует самостоятельно подобрать пропущенное в микротексте слово. Казалось бы, что здесь может быть сложного? Сам контекст становится основным инструментом подсказки, но в задании есть указание на конкретный морфологический или синтаксический ориентир.

Поэтому для того, чтобы беспроблемно решить задание № 2, выпускник в процессе подготовки к экзамену обязательно должен повторить достаточно объёмный учебный материал: разряды предлогов и союзов, разряды частиц, разряды местоимений, группы местоимённых наречий (поэтому, так, там, тут, здесь, тогда), группы вводных конструкций (во-первых, во-вторых; таким образом, значит; кроме того).

При этом важно тренировать и развивать память. При повторении учебного материала ребёнку нужно запомнить очень много информации. Одних разрядов местоимений — девять штук. Не говоря уже о предлогах, союзах и частицах.

А есть в русском языке и такое загадочное явление, как паронимы! Это и синонимы, и омонимы одновременно (надеть — одеть, демократичный — демократический). Очень похожие слова, имеющие небольшое отличие в приставке или в суффиксе.

Однако за этим отличием стоит разница в значении и, следовательно, в употреблении.

Для качественного выполнения задания № 5 нужно тщательно отработать те паронимы, которые представлены на сайте ФИПИ в виде словника. Имейте в виду, что в заданиях ЕГЭ будут использованы не все паронимы, которые есть в русском языке, а только те, которые перечислены в нём.

Задание № 8 имеет определённую сложность в формате (это так называемое табличное задание на соотнесение) и объективную содержательную сложность. В нём комплексно проверяется знание большинства синтаксических норм современного русского литературного языка и представлен почти весь курс русского языка 8–9-х классов. Только не прямо, а сквозь призму культуры речи.

Задание оказывается очень ценным в прямом смысле слова: за него максимально даётся пять баллов

Большую помощь в выполнении может оказать систематизация всех возможных синтаксических ошибок.

Начертите себе в виде памятки таблицу со следующими рубриками: тип синтаксической ошибки, пример с ошибкой, пример с исправленной ошибкой.

Если вы регулярно при подготовке к ЕГЭ по русскому языку будете использовать такую таблицу, то в вашей голове сложатся необходимые схемы и стандарты выполнения задания.

Задания № 9–12 объединены темой орфографии. В 2019 году эти задания существенно изменились. В каждом нужно проанализировать целых 15 или 10 слов с теми или иными орфограммами. Да и непредсказуемая множественность ответов (от двух до четырёх) создаёт трудность.

При выполнении задания № 9 важно не спутать корни с чередованиями с омонимичными корнями. Например, в слове «замирать» есть корень с чередованием. А в «примирять» — корень, проверяемый ударением. То же самое: гореть — горевать, застилать — стилистический.

Кроме того, ни в коем случае в ситуации чёткого различения проверяемых и непроверяемых гласных нельзя считать проверяемыми и проверочными словами такие пары, как, например, патриот — папа, лиловый — лилия, дискуссия — диспут.

При выполнении задания № 10 следует особое внимание обращать на различение по смыслу таких пар слов: непреложный (неоспоримый) — неприложимый (неподходящий), пребывать (находиться где-то) — прибывать (приходить), претворить (в жизнь) — притворить (дверь).

Среди суффиксов, которые вызывают трудность в задании № 11, отмечу глагольные суффиксы. Например, проигрывать, складывать, одолевать, затмевать, продлевать, застревать.

Задание, которому нужно уделить бо́льшее внимание в подготовке, — это задание № 12 (на правописание окончаний глаголов и суффиксов причастий). Здесь многое по правилам, но также очень много вне правил.

Такими исключениями будут слова: приемлемый, незыблемый, неотъемлемый; движимый; мучащий, мучимый; брезжущий. Настоятельно рекомендую запомнить причастия, в которых сохраняется суффикс «-я» от инфинитива.

Например: рассеянный, отчаянный, взлелеянный, овеянный.

Задание № 23 многие выпускники почему-то недооценивают, считая, что оно проверяет исключительно знание типов речи. Во-первых, в чистом виде типы речи (повествование, описание или рассуждение) очень редко встречаются.

Не случайно работа над заданием № 23 строится на примере текстовых фрагментов. Во-вторых, очень часто в задании присутствует комбинация сразу нескольких типов речи, что отражается в формулировке вариантов ответов.

В-третьих, это задание за последние годы стало гораздо шире просто типов речи.

Будьте готовы к самому широкому спектру логических операций при его выполнении:

  • одно предложение указывает на причину (или следствие) того, о чём говорится в другом предложении,
  • одно предложение служит пояснением (или дополнением) для другого предложения,
  • одно предложение противопоставлено по содержанию другому предложению.

Таким образом, только внимательное, глубокое и неоднократное чтение «большого» текста станет важнейшем ориентиром для правильного ответа на это задание.

Задание № 25 проверяет способность видеть в тексте средства связи предложений. Прежде всего нужно системно, в комплексе представлять себе все возможные в русском языке средства связи предложений в тексте.

Это и лексические средства (повтор, синонимы, антонимы), и морфологические средства (местоимения различных разрядов, местоимённые наречия, союзы, частицы), и синтаксические средства (вводные конструкции). Во многих примерах задания № 25 встречается сразу несколько средств связи.

Это совершенно нормальное явление, которое по большому счёту помогает дать правильный ответ.

Необходимо также помнить, что определить, будет ли то или иное слово средством связи, можно только при совместном, как бы слитном чтении двух соседних предложений — данного (в котором вы хотите обнаружить средство связи) и предыдущего (с которым как раз и устанавливается связь).

И наконец, нельзя не сказать несколько слов о сочинении (задание № 27

Источник: https://mel.fm/ekzameny/4089735-ege_russian_guide

Как двоечнику сдать часть 1 ЕГЭ по русскому

Егэ русский язык задание 2 теория. ЕГЭ. Как выполнять задания

Моим самым трудным учеником был 18-летний Саша, начинающий футболист, проводивший на тренировках большую часть своей жизни. Мужественный на вид, высокий и крепкий — внутри простодушный ребёнок. Во время занятий он не переставал меня удивлять.

Оттого Саша стал также и самым любимым моим подопечным. Из-за занятий спортом он посещал уроки раз в неделю, при этом уровень его русского языка едва дотягивал до двойки.

Он не знал, что такое «грамматическая основа», а его словарный запас заморозился на уровне первого класса.

Слово «дебаты» было для него незнакомым. Я решила ему напомнить о выборах президента, но он сказал, что политика ему неинтересна. Я попросила подумать, что бы «дебаты» могли означать. После 10 минут танталовых мук (они отражались в его голубых глазах) он ответил:

— Я понял! Это дурацкое слово появилось от слова «дебошировать»! 

«Адресат» оказывался, по логике Саши, «человеком, придумывающим адреса». А в конце предложений он не всегда ставил точки.

«Олимпийский резерв» чётко сказал, что вуз бы его устроил любой, ведь и в нём он будет появляться редко: «Просто не хочу расстраивать маму. Я ничего не запоминаю, и у меня голова не занята школой. Может, я дурак?» 

Саша научил меня закрывать глаза на условности — моей задачей было «выпустить» его из школы с тройкой, вопреки его тотальному незнанию предмета. Большинство заданий ЕГЭ я объясняла ему логически: ассоциациями, причинно-следственными связями, придумывала алгоритмы действий на экзамене.

У нас всё получилось. Он получил 55 баллов. 

Я преподаю ЕГЭ по русскому языку и литературе не один год и пришла к выводу: не стоит перегружать теорией тех, для кого выпускной экзамен не является судьбоносным.

Не стоит объяснять двоечнику, каким неповторимым может сделать текст фигура умолчания или объяснять закостенелым языком науки значение метафоры или метонимии.

На практике гораздо эффективней сказать «ненавистнику» русского, что сочинительные союзы — те, что состоят из 1–2 букв, чем заставлять его заучивать их.

Есть школьники, которые изначально знают, что родители за их обучение заплатят, есть другие, посвятившие свою жизнь спорту или танцам, третьи, например, рано вышли замуж (в свои 18 — уже домохозяйки).

Отдельная категория школьников — лентяи. По своему опыту могу сказать, что никакие рычаги влияния на них не работают. «Одержимые» свободой или непоколебимым спокойствием, они не хотят учиться и не понимают, зачем, собственно, это высшее образование им нужно.

Родители нанимают репетиторов по всем школьным предметам, плачут, кричат, стараются мотивировать ребёнка денежными вознаграждениями (конечно, всё это изначально ошибочно), взывают к здравому смыслу — всё пустое.

Но каким бы ни был школьник, какие бы цели после среднего образования он ни преследовал, сдать ЕГЭ по русскому языку и по математике ему придётся. Иначе школу не закончишь.

Я не хочу читать мораль тем, кому ЕГЭ по русскому не нужен. Может, этот мальчик с вечной тройкой по грамматике поступит в престижный технический вуз и станет прекрасным учёным, инженером или изобретателем. Ему нужно сдать русский на тройку, как и мне когда-то нужно было набрать минимальный балл на ЕГЭ по математике. 

Ползти свои 300 км, подобно герою Ди Каприо (из фильма «Выживший». — Прим. ред.), готовы не все. Поэтому хочу не поучать, а объяснять проще.

1. Помните: в задании № 1 теста никто не просит вас читать между строк

Вам нужно выбрать два ответа, полностью перекликающихся с небольшим текстом. Предложения нужно рассматривать как два отдельных независимых друг от друга ответа. Каждый ответ должен полноценно отражать главную мысль текста. 

Не надо думать, что от вас хотят чего-то большего, чем умения сопоставлять факты!

Пример задания № 1: «В отличие от животных, человек действует не инстинктивно, а сознательно.

Он заранее определяет цель, обдумывает способ и средства для её достижения, подбирает необходимый материал, намечает последовательность операций, то есть разрабатывает проект того, что ему нужно, а проектирование — уже творчество, сознательное созидание того, чего в природе ещё не существовало. На такое действие не способно ни одно животное.» 

Разработчики теста считают, что главная информация текста содержится в предложениях:

1) Человек, в отличие от животных, действует сознательно, проявляя при этом свойственную только людям способность к творчеству.

2) Человек, разрабатывая проект того, что ему нужно, действует сознательно и творчески, что и отличает его от животного. 

Каждое предложение действительно передаёт нам ключевую информацию, но многие ученики делают ошибки в этом задании, потому как считают, что первый и второй ответы должны друг друга дополнять. 

К примеру, мой воспитанник выбрал первое предложение (и это верно), но также ещё и такой вариант ответа: 

Проектирование — это сознательное созидание того, чего в природе ещё не существовало, это творческий процесс.

Конечно, это предложение тоже верно передаёт некоторую информацию текста задания, но НЕ ВСЮ. 

Умение отсекать лишнее вам потом пригодится в вузе, поэтому учитесь выделять главную мысль даже в самых коротких текстах. Это несложно, просто нужно перестроить немного своё мышление.  

2. Выучите ударения в техсловах, которые вы редко употребляете в своей речи (их не так много, поверьте)

Если русский родной для вас, то запомнить придётся всего 20–25 слов, если, конечно, вы не социопат и не проспали все уроки. Не бойтесь, разработчики ЕГЭ уже забыли о том, что в тест можно включить слова «ворожеЯ», «рододЕндрон» или «грЕйпфрут». Это не 2010 год.

Если не хотите сделать «ударение» головой о стену, выучите «адский» минимум: «кровоточИть» и «кровотОчит», «углубИть», «слАла» и «послАла», «заперлА», «слИвовый», «страхОвщик», «свЕкла», «симметрИя», «красИвее», «дОчиста», «граффИти», «дремОта», «завИдно», «избаловАть» и «избалОванный», «исчЕрпать», «кладовАя», «нАчал», «премировАть», «тОрты» и «бАнты», «ходАтайство», «щавЕль»; «языкОвый» (если мы говорим об анатомии) и «языковОй» (если о речи); все слова, оканчивающиеся на «провОд» — «мусоропровОд», «трубопровОд» и т.д. Это просто!

Не ленитесь и распечатайте сложные слова — на худой конец, попросите это сделать родителей. Повесьте на видном для вас месте: перед письменным столом на стене, на двери туалета, холодильнике или у кровати. Непроизвольно, но ваш глаз будет падать на эти, возможно, ненужные слова.

3. Сопоставляя предложения и грамматические ошибки (задание 7), помните: половина из них однотипна и не требует глубинных знаний теории

О «неправильном построении предложения с деепричастным оборотом»

А) Найдите предложение с деепричастным оборотом (это попутное действие во время действия: читая, горько плакал).

Б) Вдумайтесь в смысл прочитанного: если «попутное действие» делает неодушевлённый предмет или два описанных в предложении действия («главное» и «попутное») совершают разные предметы, то, скорее всего, это та самая ошибка!

Например: Поссорившись с деканом, у студента появились проблемы.

Грамматическая основа предложения — «проблемы» появились.

«Проблемы» совершают и главное действие, и «попутное», но разве могут «проблемы» поссориться c деканом? 

Мы нашли ошибку. 

Правильно было бы сказать: У студента появились проблемы после того, как он поссорился с деканом.

В) Кстати, посмотрите, если среди вариантов ответа только одно предложение с деепричастным оборотом, то зачем вообще размышлять?  

О «неправильном построении предложения с причастным оборотом»

А)Найдите предложения с причастными оборотами (Внимание! Они могут быть и не выделены запятыми).

Б) Попробуйте задать вопрос к причастию от существительного (как у прилагательных: Какой? Какая? Какие?) — хорошо звучит? Окончание правильное? Нет? Значит, это та самая ошибка. Например:

Ошибка: В этих книгах, посвящённым самым интересным событиям и фактам в жизни человека, было необходимое.  

Проверка: В книгах (каких?) посвящённЫХ

О «несогласованном приложении»

Так уж вышло, что в 2016 году от вас требуется просто найти предложение, в котором есть имя собственное — название книги, постановки и т.д. (оно закавычено), в нём-то и скрывается ошибка. Оно должно быть в именительном падеже (если перед ним нет определения).

Правильно: «он писал в романе «Мастер и Маргарита».

Неправильно: «он писал в романе «Мастере и Маргарите».

В 90% тестов в задании № 7 есть только одно предложение, где есть какое-то название в кавычках, так что вам остаётся только его найти.

О «неправильном построении предложения с косвенной речью»

А) Нужно найти предложение, в котором передана чья-то речь (3-го лица), мысль. В предложении мы найдём закавыченную выдержку чьих-то слов: Михаил говорил, что он «ненавидит учиться и работать».

Б) Посмотрите, нет ли в найденном вами предложении местоимений 1-го лица (Я-МЫ) или (ТЫ-ВЫ), если есть, значит, здесь есть ошибка! Например:

Ошибка: Пётр говорил о том, что «у меня слипаются от усталости глаза».

Правильно: Пётр говорил о том, что у него «слипаются от усталости глаза».

О «неправильном употреблении падежной формы существительного с предлогом»

А) найдите предложение со словами «благодаря», «вопреки» или «согласно».

Такой вариант, скорее всего, будет один.

Б) Задайте от этих слов вопрос: эти предлоги всегда употребляются с Дательным падежом (Кому? Чему?)

Какой-то другой падеж? Значит, ошибка!

В) В редких случаях могут попадаться предложения с предлогом «по». Найдите его.

Разработчики экзамена предложат вам что-то из трёх вариантов: По приезд*, по истечени* или по прибыти*. Запомните, с этими словами предлог «По» употребляется с Предложным падежом!

Правильно: по приезде, по истечении, по прибытии!

4. Эпитеты — это прилагательные, а олицетворение — глагол

Не все «средства художественной выразительности» обязательно выучивать, чтобы решить задание № 25. Стоит запомнить, что эпитеты — всегда прилагательные, и вы их точно найдёте, а олицетворение — глагол, действие, которое совершает неодушевлённый предмет! Например: вольный (эпитет) ветер поёт (олицетворение).

О «парцелляции». Это просто предложение, которое разделили. Тем, кто вырос в нулевые, нужно просто вспомнить рекламу МТС со строками Александра Блока «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека» и запомнить этот пример. «Парцелляция» — один из самых простых приёмов, нужно просто запомнить, как она выглядит визуально.

Знания понятий «аллегория», «ассонанс», «оксюморон» вам не понадобятся. Такие варианты ответов встречаются, но только чтобы вас запутать. Вы сдаёте русский язык, а не теорию литературы. 

5. Запятые никогда не появляются из ниоткуда — считайте грамматические основы

У многих школьников есть пристрастие к беспорядочной и бесконечной постановке запятых: сказочным образом подлежащее отделяется от обстоятельства, а дополнение оказывается «привинченным» к другой грамматической основе.

Хватит это терпеть! В ЕГЭ нет предложений с авторскими знаками, даже несогласованное определение встречается редко.

Считайте грамматические основы и думайте о смысле! Особенно это актуально для решения задания № 19 (в нём самая сложная пунктуация).

Перечитайте дважды, как правило, погибель заключается в постановке знаков на стыке двух союзов. Чаще всего с сочинительным союзом («и», «но» и т.д. Проще — союзы, состоящие из 1–2 букв) оказывается ещё и подчинительный («длинный» — чтобы, когда и т.д.).

Нужно понять, к какому предложению в составе одного большого относятся союзы.

Например: Меня удивляло, что, когда ни позвонишь, его нет дома.

Выделите главную мысль, отбросьте обстоятельства, описания происходящего: Меня удивляло, что его нет дома

Союз «что» относится к «его нет дома», а «когда ни позвонишь» можно выкинуть, мы не потеряем ключевой мысли автора. Если можно выкинуть, то нужно обособить. Вспоминайте принцип вводного слова — всё работает так же. Придаточное предложение не изменяет высказывания, главного факта — «лепите» запятые.  

Источник: https://life.ru/p/400424

Умный водитель
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: