Что город федерального значения определение. Города федерального значения Российской Федерации: примеры, особенности статуса. Что дает этот статус

В россии 3 города имеют федеральное значение

Что город федерального значения определение. Города федерального значения Российской Федерации: примеры, особенности статуса. Что дает этот статус

Евгения Романова. Образование высшее юридическое. В журналистике с 2001 года. Дата: 1 марта 2020. Время чтения 5 мин.

В Конституции РФ указано 3 города федерального подчинения: Москва, Санкт-Петербург, Севастополь. Особое положение имеет Байконур. Аналоги в царской России – градоначальства. Их к 1917 г. насчитывалось 9.

С 1917 по 1931 гг. статус не существовал, затем в виде «города республиканского подчинения РСФСР» был возвращен столице и Ленинграду. Севастополь с 1948 г.

фактически подчинялся Союзу, несмотря на передачу Украинской ССР в 1954 г.

Городов федерального значения в России в настоящее время три: Москва, Санкт-Петербург, Севастополь. Согласно ст. 65 Конституции, все они – субъекты РФ. Условия получения статуса:

  • особое значение для страны;
  • географическое положение.

Байконур до окончания срока аренды космодрома (2050 г.) также является федеральным городом, но не входит в число субъектов РФ.

«Город федерального значения — это, без сомнения, престижный статус. Именно там формируется своего рода элита, интеллектуальная, управленческая, финансовая, там концентрируется крупный бизнес».

Вадим Заусаев, доктор экономических наук, профессор

В дореволюционной россии

Первые градоначальства появились в 1802 г.: Одесское, Феодосийское, Таганрогское. В состав административной единицы входили город и земли вокруг.

Территориально они считались частью уезда, области, губернии, но подчинялись напрямую какому-либо министерству Российской империи – внутренних дел, морскому и т.д. Градоначальства создавались в местах, требующих особого монаршего внимания.

Предтечами современных федеральных городов их можно назвать с большой натяжкой, за неимением более подходящих «аналогов».

Иван Айвазовский «Русская эскадра на Севастопольском рейде» (1846)

Всего с 1802 по 1917 гг. существовало 15 градоначальств. Шесть из них упразднили до 1917 г. Оставшиеся 9 дожили до февральского переворота (в скобках указан год основания):

  1. Одесское (1802).
  2. Керчь-Еникальское (1821).
  3. Севастопольское (1872).
  4. Петроградское (1873).
  5. Николаевское (1900).
  6. Ростовское-на-Дону (1904).
  7. Московское (1905).
  8. Бакинское (1906).
  9. Ялтинское (1914).

Особый статус административных формирований был обусловлен ключевыми факторами их появления и развития – историческими, политическими, военными, экономическими.

Керчь-Еникальское градоначальство возникло вокруг крепостей Еникале и Керчь, которые после первой русско-турецкой войны по Кучук-Кайнарджийскому миру 1774 г. отошли России. Бакинское было создано для охраны нефтяных промыслов, поддержания порядка и безопасности.

Ростовское-на-Дону входило в состав области Войска Донского Российской империи. Севастополь стал городом особого подчинения в 1873 г.: градоначальство появилось в границах упраздненного военного губернаторства и подчинялось непосредственно министерству внутренних дел.

толпа у Таврического дворца (Петроград, февраль 1917 г.)

На заметку. После Февральской революции 1917 г. вместо градоначальников Временное правительство назначило своих комиссаров. Пришедшие к власти в октябре большевики все упразднили. Градоначальства превратились в уезды и округа.

В советском союзе

В 1931 г. появились первые города республиканского значения РСФСР – Москва и Ленинград. Прерванная нить преемственности от царских градоначальств (Московского и Петроградского) была продолжена. За двадцать последующих лет к ним добавились:

  • 1943 – Свердловск (Екатеринбург), Челябинск, Молотов (Пермь), Новосибирск, Саратов, Куйбышев (Самара), Горький (Нижний Новгород);
  • 1945 – Сталинград (Волгоград), Ростов-на-Дону;
  • 1947 – Омск;
  • 1948 – Сочи, Севастополь;
  • 1951 – Красноярск.

В 1954 г. Севастополь де юре перешел от РСФСР к Украинской ССР, но де факто оставался единственным в СССР городом союзного подчинения. Все остальные, кроме Москвы и Ленинграда, стали областными центрами. Ситуация не менялась до 1991 г.

На заметку. В УССР республиканским статусом, помимо Севастополя, также обладал Киев, в остальных союзных республиках – их столицы.

и воскрешение во время России (Русии, Руси). Город русских (руських) моряков и место становления российской авиации. Наравне с Москвой и Санкт-Петербургом город федерального значения, со своим губернатором и правительством. Более тридцати бухт, в том числе наибольшая в России, и

— Александр Шлапак (@alexandr110875) September 13, 2019

После распада СССР и подписания Федеративного договора 31 марта 1992 г. Москва и Санкт-Петербург получили статус федеральных городов и стали отдельными субъектами РФ.

Исаакиевский собор на фоне Адмиралтейства в Питере

После присоединения Крыма к России в марте 2014 г. к столицам добавился Севастополь – порт и база Черноморского флота РФ.

Севастополь — отдельный субъект федерации, это город федерального значения и он не входит в состав Республики Крым (аналогично Москва — не часть Московской области, а Санкт-Петербург — не часть Ленинградской).

— Яндекс.Карты (@yandexmaps) July 19, 2019

Таблица 1. Некоторые показатели

ГородНаселение, чел.Доля в ВВП 2017, %Бюджет 2020 (доходы/расходы), млрд руб.
Москва12 615 279212 798,6 / 3 150,0
Санкт-Петербург5 383 8905637,8 / 692,4
Севастополь443 2120,158,24 / 61,67

Источник: составлено автором на основе данных Росстата, Комитета финансов Санкт-Петербурга, № 380-ФЗ «О федеральном бюджете на 2020 год …»

Население страны по данным Росстата в 2019 г. составило 146,8 млн человек. В федеральных городах проживает 18 442 381 чел. – около 8%. Их суммарная доля в российском ВВП – более 26%.

! Бюджет Москвы – почти 3 трлн, куда он уходит

Процент федеральных трансфертов в столице и Питере традиционно низкий (5–7%). Бюджетные ассигнования Севастополю в 2020 г. достигнут 72% доходной части (41,9 млрд руб.)

«Дальний Восток, безусловно, также достоин города федерального значения, а главный кандидат на это звание — это Хабаровск».

Владимир Норин, экономист, к.э.н., доцент кафедры ТОГУ

Как Вы думаете, отдельные города в России должны иметь особый федеральный статус?

Байконур, памятник Юрию Гагарину

Байконур (до 1995 г. – Ленинск) является городским акиматом Кызылординской области Республики Казахстан и арендован Россией до 2050 г.

Цитата. «На период аренды комплекса «Байконур» город Байконур в отношениях с Российской Федерацией наделяется статусом, соответствующим городу федерального значения РФ, особым режимом безопасного функционирования объектов, предприятий и организаций, а также проживания граждан» (Соглашение РФ и РК от 23.12.1995 г.)

Город населяет больше 77 тыс. чел. Он не относится к субъектам РФ. Мэра назначают президенты России и Казахстана. Здесь действуют и российские, и казахские (для граждан РК) законы. Из отечественных структур представлены: ФМС, ФНС, ПФР, органы образования и здравоохранения, соцзащита. Всей полнотой власти в своей сфере обладает военный суд.

Источник: https://yakapitalist.ru/finansy/goroda-federalnogo-znacheniya/

Федерация — это… Признаки и страны. Федеративное устройство РФ

Что город федерального значения определение. Города федерального значения Российской Федерации: примеры, особенности статуса. Что дает этот статус

Федерация — это государство, где регионы имеют определенную политическую самостоятельность. Субъекты федерации, из которых состоит федерация, имеют ряд признаков государства, но не имеют государственного суверенитета.

В федерации действует единая конституция, есть федеральные органы государственной власти, единое гражданство, общая валюта.

Одновременно члены федерации могут иметь собственные конституции, местные парламенты, правительства, суды.

Центр и субъекты федерации делят властные полномочия между собой. Например, центральная власть ведает обороной и внешней политикой, а за строительство школ на местах отвечают регионы; при этом налоговая политика находится в совместном ведении: есть федеральные, а есть местные налоги. Государственная собственность также бывает федеральной, а бывает региональной.

Федерация — одна из форм территориально-государственного устройства наряду с унитарным государством и конфедерацией.

Примеры федеративных государств: Россия, США, Германия, Канада, Бразилия, Индия, Объединенные Арабские Эмираты.

Федерации бывают симметричными (с одинаковым статусом субъектов, как в США) и асимметричными (с разным статусом субъектов, как в Бразилии).

Признаки федеративного государства

  • Территория состоит из отдельных субъектов: штатов, провинций, республик, областей, кантонов, эмиратов или земель.
  • Двухуровневая система органов государственной власти: наряду с федеральным правительством и парламентом собственные парламенты и правительства есть у субъектов.
  • Наряду с федеральной конституцией субъекты издают собственные учредительные акты — конституции, уставы, основные законы.
  • Субъекты имеют право издавать региональные законы.
  • У субъектов могут быть собственный институт гражданства, столица, герб и т.п.
  • Компетенция между федерацией и ее субъектами разграничивается федеральной конституцией.
  • Часть государственной собственности является федеральной, часть — собственностью субъектов.
  • Двухпалатная структура федерального парламента. Нижняя палата является органом общегосударственного представительства, верхняя палата — орган представительства субъектов федерации.

Субъект федерации не обладает суверенитетом и не может быть субъектом международных отношений. Этим федерация отличается от конфедерации — международно-правового союза суверенных государств. В международных отношениях государство представляют федеральные органы.

Страны с федеративным устройством. Примеры федераций

Соединенные Штаты Америки — федерация, состоящая из 50 штатов и федерального округа Колумбия. Штаты во главе с губернаторами наделены широкими полномочиями. Высший орган законодательной власти — двухпалатный Конгресс, состоящий из Палаты представителей и Сената.

Российская Федерация состоит из 85 субъектов федерации. Ими являются республики, края, области, автономные области и автономные округа, города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург, Севастополь).

Федеративная Республика Германия включает 16 федеральных земель. Помимо парламента-бундестага в Германии существует бундесрат — орган представительства земель.Земли имеют неравное представительство в бундесрате, но юридически их статус одинаков.

Федеративные государства на карте мира. Wikimedia

Федеративное устройство России. Федерализм как основа конституционного строя РФ

В России федеративное устройство оформлено Федеративным договором от 31 марта 1992 года. Федерализм — один из принципов, заложенных в Конституции РФ, принятой в 1993 году. Это одна из основ конституционного строя.

В России 85 субъектов федерации, выделенных по территориальному (область, край, город федерального значения) или национальному признаку (республика, автономная область, автономный округ).

1. Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

​2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.

Конституция РФ. Статья 1

Принцип федерализма предполагает децентрализацию государственной власти, разграничение полномочий между РФ, ее субъектами и органами местного самоуправления.

Задачи федерализма — способствовать демократизации управления за счет большей самостоятельности субъектов, а также регулировать национальные отношения, обеспечивая равноправие и самоопределение народов.

1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов Российской Федерации.

2. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.

3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

Конституция РФ. Статья 5

Российский парламент (Федеральное Собрание) состоит из нижней палаты — Государственной Думы и верхней палаты — Совета Федерации, где заседают по два представителя от каждого региона.

Конституция РФ предусматривает, что число субъектов федерации может измениться путем добровольного вхождения в состав РФ иностранного государства или путем образования на территории РФ нового субъекта (за счет объединения или разделения уже существующих, выделения одного субъекта из состава другого, вхождения одного в состав другого).

Принципы федерализма в РФ

  1. Государственная целостность. Единая система власти, единое экономическое пространство, общие законы.

  2. Равенство и самоопределение народов. Равные права на национальное развитие, развитие национальной культуры и языка, гарантия прав малочисленных народов.

  3. Единство системы государственной власти. Федеральные органы объединяют всю совокупность органов власти субъектов РФ.

  4. Верховенство федерального права. Федеральные законы и иные акты центральных органов власти обладают приоритетом по отношению к законам субъектов.

  5. Разграничение предметов ведения и полномочий. Конституция определяет взаимоотношения между центральной властью и субъектами, разграничивает сферы полномочий и компетенции

    Предметы ведения — это сферы общественной жизни, отрасли экономики и социально-культурной жизни, которые находятся в распоряжении одной или другой власти.

  6. Равенство субъектов РФ. Защищаются интересы государства в целом и отдельных его субъектов, ни один из субъектов не имеет преимущества перед другими.

Разграничение предметов ведения. Полномочия федерального центра и субъектов федерации в РФ

В России в соответствии с Конституцией действует разделение полномочий между федеральным центром и субъектами.

В ведении Российской Федерации находятся:

  • Внешняя политика и оборона.
  • Финансовое, валютное, таможенное регулирование.
  • Судопроизводство.
  • Уголовное и гражданское право.

Федеральный парламент издает законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ.

В совместном ведении находятся:

  • Защита прав и свобод граждан.
  • Вопросы воспитания, образования, науки и культуры.
  • Административное, трудовое, семейное, жилищное право.
  • Координация внешнеэкономических и международных связей субъектов.
  • Охрана окружающей среды.

На территории всей страны действуют федеральные законы, в соответствие с которыми принимаются законы субъектов федерации.

В ведении субъектов федерации находятся:

  • Все остальные вопросы, находящиеся вне ведения РФ, и вопросы, которые Конституция не конкретизирует в полной мере

Субъекты РФ могут принимать нормативные акты по вопросам, не входящим в компетенцию федеральной власти. При противоречии местных законов с федеральными действуют федеральные законы.

Государство Z — федерация? Задания из ЕГЭ

Выпускникам, сдающим ЕГЭ по обществознанию, нужно уметь отличать различные типы территориально-государственного устройства. Для этого необходимо знать признаки федеративного государства, унитарного государства и конфедерации.

В государстве Z законодательную власть осуществляет парламент, а всенародно избираемый глава государства формирует правительство и возглавляет исполнительную власть.

Граждане обладают всей полнотой прав и свобод, развиты институты гражданского общества.

Государство Z включает в себя шесть территорий, обладающих определенной политической и юридической самостоятельностью и правом принимать собственные конституции, не противоречащие основному закону страны.

Какова форма государственного (территориального) устройства Z?
Укажите факт по условию задачи, на основе которого Вы это установили.
Назовите любые две характеристики этой формы государственного устройства, не названные в условии задачи.

Правильный ответ:

1) Форма территориально-государственного устройства — федерация, федеративное государство.

2) Факт, подтверждающий федеративное устройства: государство Z включает в себя шесть территорий, обладающих определенной политической и юридической самостоятельностью и правом принимать собственные конституции, не противоречащие основному закону страны.

3) В числе двух дополнительных характеристик можно назвать:- Двухуровневая система органов государственной власти: наряду с федеральными органами имеются органы субъектов федерации.- Двухпалатный парламент, где одна из палат представляет интересы субъектов.

— Разграничение предметов ведения федерации и субъектов.

Конституция про­воз­гла­ша­ет Z де­мо­кра­ти­че­ским фе­де­ра­тив­ным го­су­дар­ством с рес­пуб­ли­кан­ской фор­мой правления.

Какие из приведённых при­зна­ков ха­рак­те­ри­зу­ют форму го­су­дар­ствен­но­го (территориального) устрой­ства Z? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

1) ре­гу­ляр­ные вы­бо­ры главы го­су­дар­ства и пар­ла­мен­та на аль­тер­на­тив­ной основе
2) га­ран­тия со­блю­де­ния по­ли­ти­че­ских и со­ци­аль­ных прав и сво­бод граж­дан
3) по­ли­ти­че­ский плюрализм
4) двух­па­лат­ная струк­ту­ра парламента, обес­пе­чи­ва­ю­щая пред­ста­ви­тель­ство регионов
5) вклю­че­ние в со­став не­сколь­ких го­су­дар­ствен­ных образований, каж­дое из ко­то­рых об­ла­да­ет определённой соб­ствен­ной компетенцией
6) дей­ствие кон­сти­ту­ций субъ­ек­тов при вер­хо­вен­стве общей конституции

Правильный ответ: 456

Регулярные выборы на альтернативной основе, гарантия прав и свобод, политический плюрализм — все это признаки демократического режима. Но не любое демократическое государство является федерацией.

А вот двухпалатный парламент, собственная компетенция субъектов и наличие у них собственных конституций — это признаки федеративного устройства.

Источник: https://www.anews.com/p/111658393-federaciya-ehto-priznaki-i-strany-federativnoe-ustrojstvo-rf/

Города федерального значения. Города-курорты федерального значения. Города федерального значения РФ

Что город федерального значения определение. Города федерального значения Российской Федерации: примеры, особенности статуса. Что дает этот статус

Принятие в 1993-м году Конституции РФ, закрепление принципов государственного федеративного устройства положило начало формированию новой системы структур – органов госвласти субъектов. Статусы элементов структур определяют Основной закон страны и устав конкретного региона. В соответствии со ст.

5 Конституции в составе государства присутствуют равноправные субъекты: края, области, города федерального значения. Последние являются особыми элементами структуры государственного устройства.

Что же собой представляют города федерального значения? Какие именно субъекты имеют данный статус? Об этом далее в статье.

Общая информация

Города федерального значения Российской Федерации – субъекты, обладающие особой формой структуры местного самоуправления. В них часть полномочий отдана непосредственно органам госвласти данного региона. Ранее, до 2014-го года, города-курорты федерального значения не имели. В свете недавних событий в Крыму ситуация несколько изменилась.

В соответствии со ст. 65 Основного закона статус города федерального значения имеют три субъекта, входящие в состав государства. Кроме того, аналогичный статус имеет регион, не входящий в состав страны. На основании Международного соглашения с Казахстаном с 1995-го года на период аренды комплекса космодрома г. Байконур имеет аналогичный статус.

При этом официально субъект не входит в состав России. Соответственно, не представлены его органы исполнительной власти в структуре государственного аппарата страны. В результате крымских событий и последовавшего после них референдума в 2014-м году 18-го марта был заключен договор с частично признанной Крымской республикой.

В соответствии с ним Севастополю был присвоен статус города федерального значения РФ. По ст. 77 Конституции структура управления в субъектах организовывается ими самостоятельно по порядку, изложенному в Основном законе, и по общим принципам устройства данной системы.

Именно этим обусловлены конституционно-правовые особенности, которыми обладают органы власти (законодательной и исполнительной) города федерального значения.

Историческая справка

Предшественниками городов с особым статусом можно считать существовавшие в Российской империи градоначальства. Что они собой представляли? Это были города, выделенные из губерний за их особое географическое положение либо значение и подчинявшиеся непосредственно министру по внутренним делам. Впоследствии градоначальства были преобразованы.

После Октябрьской революции эти образования были ликвидированы (переформировались в округа или уезды). К 1931-му году Ленинград и Москва, 2 крупных города в СССР, были снова выделены в отдельные единицы республиканского подчинения. Этот статус в 1948-м году получил Севастополь, а затем, в 1987-м – Ленинск.

После того как перестал существовать Советский Союз, Ленинград и Москва приняли статус самостоятельных субъектов и городов федерального значения. Оказавшийся в составе Украины Севастополь в соответствии с ее административным делением являлся особой единицей. Однако в связи с недавним принятием в состав России Крыма он стал также городом федерального значения. Что касается г.

Байконур, то он, как уже было выше сказано, относится к республике Казахстан. Согласно ее законодательству город имеет статус республиканского значения.

Этот тип муниципального образования существует с 2006-го года. Оно является самостоятельной организационной формой. В границах муниципального образования местное самоуправление осуществляет население непосредственно либо через выборные и прочие органы власти.

Регламентируется управление положениями Основного Закона, Уставом субъекта и самого муниципального образования. В состав Москвы входит 146 таких самостоятельных единиц. Среди них 21 поселение и 125 округов. В Санкт-Петербурге всего 11 образований.

В их число входит 30 поселений и 81 округ.

Москва – город федерального значения

Необходимо отметить, что данная территория обладает некоторыми конституционно-правовыми особенностями. В частности, она сочетает в себе статус субъекта–города федерального значения, столицы государства, осуществляет фактически функции центра области.

При этом территория имеет некоторые черты муниципального образования. По численности Москва является крупнейшим городом и субъектом России.

Здесь расположены органы госвласти страны (кроме Конституционного суда), посольства различных иностранных государств, главные офисы крупнейших предприятий, штаб-квартиры общественных организаций. В Москве сформирована система местного самоуправления.

Краткая историческая справка

Первые преобразования начались во 2-й половине 13-го века. В тот период Москва стала центром удельного самостоятельного княжества. Росту и развитию территории способствовало расположение на пересечении довольно крупных торговых путей. К 14-му веку территория Москвы стала шире.

К ней присоединилось Можайское и Коломенское княжества. В этот же период возросло значение города как крупного религиозного центра за счет учреждения Московской епархии и перенесения резиденции митрополитов. В 15-м веке территория приобрела новый статус.

В то время Москва стала столицей сначала крупного государства на Руси, а затем единого государства русского. Столичный статус был потерян в 1712 году. Несмотря на это, Москва была местом для коронации императоров.

Столичный статус вернулся с победой большевизма в 1920-м году и сохраняется по сегодняшний день.

Город федерального значения Санкт-Петербург

Этот субъект — административный, промышленный центр в Северо-Западном округе. В Санкт-Петербурге располагаются высшие органы управления по Ленинградской области. Основан он Петром Первым в 1703-м году, 27 мая.

В городе находится Конституционный суд РФ, Межпарламентская ассамблея участников СНГ, Геральдический совет. В Санкт-Петербурге размещается также командование ВМФ и штаб Военных сил страны по Западному военному округу.

Краткая справка

В Санкт-Петербурге произошло три революции. В период Второй мировой территория находилась в блокаде в течение 900 дней, в результате чего погибло 1.5 млн. человек. В 1965-м году был присвоен статус «город-герой».

Санкт-Петербург считается самым северным городом с населением более миллиона человек. Площадь занимаемой территории – 1439 кв. км. Санкт-Петербург – один из наиболее важных экономических, культурных, научных центров страны, один из крупнейших транспортных узлов.

Исторический центр и прилегающие к нему комплексы включены в перечень объектов наследия ЮНЕСКО.

Источник: https://FB.ru/article/138897/goroda-federalnogo-znacheniya-goroda-kurortyi-federalnogo-znacheniya-goroda-federalnogo-znacheniya-rf

Умный водитель
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: